Весь материал по химии для сдачи егэ. ЕГЭ

Учебное пособие содержит материал для подготовки к сдаче ЕГЭ по химии.
Представлены 43 темы программы ЕГЭ, задания к которым отвечают базовому (28), повышенному (10) и высокому (5) уровням сложности. Вся теория структурирована в соответствии с темами и вопросами содержания контрольных измерительных материалов.
Каждая тема содержит теоретические положения, вопросы и упражнения, тесты всех видов (с выбором одного ответа, на установление соответствия, с множественным выбором или ответом в виде числа), задания с развернутым ответом.
Адресовано учителям и ученикам старших классов полной средней школы, а также абитуриентам вузов, преподавателям и слушателям химических факультетов (школ) довузовской подготовки.

Примеры.
Даны образцы металлов: свинец - медь - ртуть - натрий - золото - серебро - вольфрам.
Определите эти металлы по физическим характеристикам:
а) очень мягкий (режется ножом);
б) окрашен в желтый цвет;
в) имеет матовую поверхность;
г) обладает наибольшей тугоплавкостью;
д) жидкий при комнатной температуре;
е) окрашен в красный цвет;
ж) отличается металлическим блеском и высокой электрической проводимостью.

Образцы меди получены из исходных веществ: красный Си2O, черный СuО, белый CuSO4, голубой CuSO4 5Н2O, темно-зеленый Си2СO3(OН)2 и желто-бурый СиСl2. Должны ли (да, нет) полученные образцы меди отличаться:
а) по цвету,
б) по температуре плавления,
в) по способности покрываться черно-зеленым налетом в городском воздухе?

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 7
1. Теоретические разделы химии
1.1. Современные представления о строении атома 8
1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 17
1.2.1. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам 17
1.2.2-1.2.3. Общая характеристика металлов главных подгрупп I-III групп и переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по их положению в Периодической
системе и особенностям строения их атомов 24
1.2.4. Общая характеристика неметаллов главных
подгрупп IV-VII групп по их положению в Периодической системе и особенностям строения их атомов 30
1.3. Химическая связь и строение вещества 44
1.3.1. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Полярность и энергия ковалентной связи. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь 44
1.3.2. Электроотрицательность и степень окисления химических элементов. Валентность атомов 52
1.3.3. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Тип кристаллической решетки. Зависимость свойств веществ от их состава и строения 59
1.4. Химическая реакция 68
1.4.1-1.4.2. Классификация реакций в неорганической и органической химии. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения 68
1.4.3. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов 80
1.4.4. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов 88
1.4.5. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты 98
1.4.6. Реакции ионного обмена 108
1.4.7. Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислотная, нейтральная, щелочная 115
1.4.8. Окислительно-восстановительные реакции. Коррозия металлов и способы защиты от нее 128
1.4.9. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот) 144
2. Неорганическая химия
2.1. Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная) 149
2.2. Характерные химические свойства простых веществ - металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия, переходных металлов - меди, цинка, хрома, железа 170
2.3. Характерные химические свойства простых веществ - неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния 177
2.4. Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных 189
2.5-2.6. Характерные химические свойства оснований, амфотерных гидроксидов и кислот 193
2.7. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных, комплексных (на примере соединений алюминия и цинка) 199
2.8. Взаимосвязь различных классов неорганических веществ 202
3. Органическая химия
3.1-3.2. Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). Гибридизация атомных орбиталей углерода 205
3.3. Классификация органических соединений. Номенклатура органических соединений (тривиальная и международная). Радикал. Функциональная группа 213
3.4. Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и толуола) 220
3.5. Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола 239
3.6. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров 247
3.7. Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов, аминокислот 255
3.8. Биологически важные соединения: жиры, белки, углеводы (моно-, ди- и полисахариды) 259
3.9. Взаимосвязь органических соединений 267
4. Методы познания в химии. Химия и жизнь
4.1. Экспериментальные основы химии 272
4.1.1-4.1.2. Правила работы в лаборатории. Методы разделения смесей и очистки веществ 272
4.1.3-4.1.5. Определение характера среды водных растворов веществ. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений 272
4.1.6. Основные способы получения (в лаборатории) конкретных веществ, относящихся к изученным классам неорганических соединений 284
4.1.7. Основные способы получения углеводородов (в лаборатории) 286
4.1.8. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории) 292
4.2. Общие представления о промышленных способах получения важнейших веществ 298
4.2.1. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов 298
4.2.2. Общие научные принципы химического производства (на примере получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия 300
4.2.3. Природные источники углеводородов, их переработка 302
4.2.4. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, каучуки, волокна 303
4.3. Расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций 311
4.3.1-4.3.2. Расчеты объемных отношений газов и теплового эффекта в реакциях 311
4.3.3. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей 315
4.3.4. Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объему одного из участвующих в реакции веществ 321
4.3.5-4.3.8. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси) или в виде раствора с определенной массовой долей вещества; практического выхода продукта, массовой доли (массы) вещества в смеси 324
4.3.9. Расчеты на нахождение молекулярной формулы вещества 328
Ответы к заданиям для самостоятельной работы 333
ПРИЛОЖЕНИЯ 350.

Подготовка к ЕГЭ по химии освещается нашими специалистами в данном разделе - разборы задач, справочные данные и теоретический материал. Готовиться к ЕГЭ теперь можно легко и бесплатно с нашими разделами по каждому предмету! Уверены, вы сдадите единый государственный экзамен в 2019 году на максимальный бал!

Общая информация об экзамене

ЕГЭ по химии состоит из двух частей и 34 заданий .

Первая часть содержит 29 заданий с кратким ответом, в их числе 20 заданий базового уровня сложности: №1–9, 12–17, 20–21, 27–29. Девять заданий повышенного уровня сложности: №9–11,17–19, 22–26.

Вторая часть содержит 5 заданий высокого уровня сложности с развёрнутым ответом: №30–34

Задания базового уровня сложности с кратким ответом проверяют усвоение содержания важнейших разделов школьного курса химии: теоретические основы химии, неорганическая химия, органическая химия, методы познания в химии, химия и жизнь.

Задания повышенного уровня сложности с кратким ответом ориентированы на проверку обязательных элементов содержания основных образовательных программ по химии не только базового, но и углубленного уровня. В сравнении с заданиями предыдущей группы они предусматривают выполнение большего разнообразия действий по применению знаний в изменённой, нестандартной ситуации (например, для анализа сущности изученных типов реакций), а также умения систематизировать и обобщать полученные знания.

Задания с развёрнутым ответом , в отличие от заданий двух предыдущих типов, предусматривают комплексную проверку усвоения на углубленном уровне нескольких элементов содержания из различных содержательных блоков.

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью препод...

Не секрет, что грамотная и систематизированная подготовка к ЕГЭ - залог получения заветных высоких баллов, которые служат пропуском во взрослую жизнь, к мечте, приблизиться к которой поможет центр онлайн-подготовки к ЕГЭ "Novisse". Он выделяется среди прочих подобных организаций простотой, академичностью и компетентностью преподавателей; учебный материал уже не кажется страшным "винегретом" терминов, правил и исключений, особенно, когда его преподносит человек, которому самому интересен предмет и который легко способен вдохновить ученика на продуктивную деятельность. Качественные презентации быстро запоминаются и выстраиваются в голове в стройный ряд знаний, а подобранные практические задания помогут "набить руку" в решении экзаменационных вопросов. Такой формат видеолекций удобен для занятых выпускников из разных городов, нацеленных на достойный результат своих стараний. Я благодарна "Novisse" за качественную подготовку к ЕГЭ, харизматичных квалифицированных преподавателей и новые удивительные открытия! Учиться, нельзя прокрастинировать!

Отзыв полезен?

Отзыв полезен?

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этом...

Честно говоря, мне очень нравятся ваши вебинары! Во-первых, всё доступно объясняется. Не даётся какой-то лишней информации Во-вторых, мне радует, что после каждого занятия идёт практика. В-третьих, подобрано очень удобное время и день! Ну, а в-четвёртых, преподаватель очень хороший! Читая биографию, я могу смело доверять этому учителю. Хотела бы сказать спасибо за то, что проводите столь интересные и полезные занятия! И я уверена, что благодаря вашим занятиям я смогу набрать высокие баллы!

Отзыв полезен?

Очень классный вебинар😍 безумно понравился.и учитель замечательный,понимаю с полуслова😊Дальше буду заниматься вместе с Вами:)

Отзыв полезен?



Отзыв полезен?

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записы...

Спасибо мастер группе по русскому языку!:* ❤ До занятия с вами,я не знала русский вообще:(мне было так тяжело понимать задания,я не знала и не понимала ничего,но Благодаря замечательному учителю Татьяне Николаевне, я поняла одно! Что смогу русский сдать на престижный балл ❤ ребята,кто сейчас читает,скорее бегите записываться ❤ ❤ ❤ скорее начинаете подготовку с профессионалами! Ведь образование -это главное,к чему стоит стремиться ❤ :)

Отзыв полезен?

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информац...

Готовилась по обществознанию вместе с порталом "Новиссе". Хочу сказать Ирине Витальевне за профессиональный индивидуальный подход к обучению, меня они полностью устроили! Курсы от Новиссе были очень насыщенными, благодаря ним я повторила наиболее сложные темы, не было ничего лишнего) Стоит заметить, что кроме вебинаров информации по предмету совершенно не открывалось. В итоге 76 баллов. Очень неплохой результат! Спасибо вам огромное;)

Приветствую школьников, перешедших в 11 класс! Последний учебный год самый запоминающийся и важный в жизни ученика. Ведь требуется окончательно определиться с выбором будущей специальности и предметами для сдачи экзаменов. На этот раз я подобрала для вас полезный материал о том, как подготовиться к ЕГЭ по химии.

Теория для подготовки

Подготовка к экзамену всегда начинается с изучения теоретической части. Поэтому, если ваши знания по химии находятся на среднем уровне - прокачивайте теорию, но подкрепляйте выполнением практических занятий.

В 2018 году ЕГЭ по химии состоял из 35 заданий: первые 29 вопросов подразумевают выбор ответ из предложенных, либо написание цифрового ответа после расчета, остальные 6 заданий требуют предоставление полного, развернутого ответа. ЗА первые 29 ответов можно набрать максимально 40 баллов, а за вторую часть ЕГЭ - 20 баллов. Возможно в 2019 году структура ЕГЭ по химии останется неизменной.

Основные теоретические вопросы в ЕГЭ по химии затрагивают следующие темы:

  • Строение атома в современном понимании.
  • Таблица Менделеева.
  • Неорганическая химия (химические свойства металлов и неметаллов).
  • Органическая химия (жиры, белки и углеводы).
  • Экспериментальная химия в теории (правила работы и безопасности в лаборатории, способы получения определенного вещества).
  • Представления о методах получения требуемых веществ и элементов в промышленном варианте (металлургия и способы получения металлов на производстве, химическая промышленность).
  • Расчеты по формулам и химическим уравнениям.

План подготовки

1). Составьте годовой план с расчетом по часам и выбором дней подготовки. Например, заниматься химией по 2 часа в день по понедельникам, средам и субботам.

2). Лучше всего привлечь к подготовке близкого человека (родителей или сестру/брата). Если такой возможности нет, то объединяйтесь с другим учеником, планирующим сдавать ЕГЭ по химии. Так вы будете чувствовать поддержку друг друга и заодно подгонять, если кто-то из вас отстает. Это своеобразный способ мотивации, да и занятия будут проходить интереснее.

3). Рассчитайте время на выполнение каждого задания на тестировании. Так вы заранее будете знать сколько времени потратить на вопрос и если «зависните» над чем-то, то можно перейти к другому заданию, а к невыполненному вернуться позже.

4). Приближаясь к экзамену, старайтесь максимально питания и сна. Экзаменуемый должен чувствовать себя отдохнувшим.

Совет! На самом экзамене нужно определиться с заданиями по сложности. Самые легко понимаемые для вас задания лучше всего оставить на последние 30 минут экзамена. Задачи второй части принесут вам высокий балл, поэтому рекомендуется начать с них, но желательно соблюдать запланированное время на выполнение каждого задания. Ответы на простые вопросы можно дать в конце экзамена.

Книги для подготовки

Самостоятельно подготовиться к экзамену по химии можно с помощью изучения учебников и методических пособий. Этот способ является наиболее сложным, так как от ученика потребуется максимальная концентрация внимания, способность самостоятельно разбираться в материале, усидчивость и самодисциплина.

Среди популярных учебников для подготовки к ЕГЭ по химии выделяют:

  • «ЕГЭ. Химия. Большой справочник» (авторы - Доронькин, Сажнева, Бережная). В книге подробно расписаны основные разделы органической и неорганической химии, а также общая химия. Пособие имеет задания по практической части. Книга содержит 560 страниц. Приблизительная стоимость около 300 рублей.
  • «Репетитор по химии » (автор - Егоров). Книга создана для углубленного изучения химии в рамках подготовки к ЕГЭ. «Репетитор» состоит из теоретических вопросов и ответов на них (тематическое тестирование), а также из практических задач по уровням сложности с подробным объяснением алгоритма решения. Книга содержит 762 страницы. Приблизительная стоимость около 600 рублей.

Курсы по химии

Наиболее популярным и простым способом подготовки к ЕГЭ по химии признается посещение групповых курсов или индивидуального репетитора. Здесь не требуется самодисциплина и самостоятельный разбор материалов. Преподаватель по химии назначит время для посещения и поможет разобраться в простых и сложных задачах в рамках утвержденной программы.

Материал, предоставленный на курсах по химии, обычно основан на вопросах и темах прошлогодних ЕГЭ. Преподаватель учитывает самые частые ошибки учеников и дает полный разбор таких задач.

Сайты для подготовки

Сейчас популярно удаленное обучение, поэтому вы можете воспользоваться возможностью подготовки к ЕГЭ по химии с помощью онлайн-уроков. Некоторые из них являются бесплатными, какие-то полностью платные, а есть онлайн-уроки с частичной оплатой, т. е. вы можете посмотреть первый урок бесплатно, а затем уже принять решение о продолжении подготовки на платной основе.

Например, я вижу много положительных отзывов об этих онлайн-уроках на сайтах:

  • https://novisse.ru/course/podgotovka-k-ege-po-himii — с возможностью ознакомиться с частью уроков бесплатно.
  • https://www.ctege.info/videouroki-ege-po-himii/ — бесплатные видеоуроки.

По моему опыту большая часть учеников, выбравших ЕГЭ по химии, поступает в дальнейшем в медицинский университет на медика или фармацевта. Однако, кто-то выбирает своей будущей профессией специальности: химик-технолог, биохимик или биотехнолог, химик-эколог или преподаватель по химии в учебном учреждении.

С уважением Екатерина!

Выпустила собственный видеокурс CopyКАСТА, обучающий копирайтингу «с нуля». Курс создан для студентов, мам в декрете и просто любителей текстов!

Если у вас есть желание освоить такую профессию как копирайтер, то связаться со мной можно через социальные сети: Вконтакте и Инстаграм .

Увлекаюсь кулинарным мастерством, садоводством, покером, настольными играми, а также интересуют темы образования, выбора специальности и воспитания детей.