«Мцыри» (анализ произведения). М.Ю

1. Введение . Одна из центральных тем творчества М. Ю. Лермонтова - противопоставление гордой независимой личности и толпы.

Эта тема подробно разрабатывается в целом ряде произведений поэта. К ним принадлежит поэма "Мцыри ", где противопоставление усиливается с помощью национальных и религиозных отличий.

2. История создания . В 1837 г. Лермонтов путешествовал по Военно-грузинской дороге, собирая местные легенды и сказания, которые он потом использовал при написании поэмы "Демон". В Мцхете он познакомился с одиноким монахом, рассказавшим поэту историю своей жизни.

Монах в детстве был захвачен в плен русскими войсками. Генерал Ермолов оставил его в монастыре. Ребенок оказался настоящим горцем, обладающим буйным и непокорным характером. Он неоднократно пытался бежать.

Во время очередного побега мальчик тяжело заболел. Чудом избежав смерти, он смирился и навсегда остался в монастыре. Этот рассказ лег в основу поэмы "Мцыри" (1839 г.).

3. Смысл названия . В переводе с грузинского "мцыри" означает "послушник в монастыре".

4. Жанр . Поэма, по форме изложения представляющая собой лирический монолог главного героя.

5. Тема . Центральная тема произведения - непреклонная воля героической личности. Главный герой поэмы не может выдержать однообразия монастырской жизни. Его широкой натуре слишком тесно в этой среде. Смутные детские воспоминания, усиленные инстинктивной тягой к родной земле, заставляют мцыри совершить настоящий подвиг.

Дерзкий и смелый побег мцыри внешне закончился безрезультатно. Но за три дня на воле он прожил целую жизнь, которой его лишил русский плен и заключение в монастырь. Огромную ценность представляет духовное значение поступка мцыри. Умирая, он ни о чем не сожалеет, потому что познал сладкий вкус свободы.

6. Проблематика . Лермонтов с большим уважением относился к кавказским обычаям и традициям. Вопреки общественному мнению, считающему горцев дикарями и разбойниками, поэт видел в них людей, которые смогли сохранить в себе естественное стремление к свободе. Цивилизованное общество накладывает на себя огромное количество правил и ограничений и объявляет их высшим достижением человечества.

Полную противоположность такому обществу представляют собой народы Кавказа. Ребенок с молоком матери впитывает в себя вольный и независимый дух. Чтобы духовно покорить пленного ребенка, его помещают в монастырь. Но наложенные "цепи" только усиливают тягу мальчика к свободе. В пылком монологе умирающего мцыри раскрывается еще одна проблема. Как правило, люди принимают постриг добровольно и в зрелом возрасте. Они успели пожить "в миру", испытали радость, почувствовали любовь, терпели страдания.

Главный герой справедливо упрекает старого монаха в том, что он уже отвык от желаний. Мальчик был заключен в монастырь в очень раннем возрасте. Его насильно лишили всего богатства окружающего мира, о котором он может судить только по неясным воспоминаниям и редким разговорам между монахами. В отчаянии мцыри восклицает, что он не только не знал отца и матери, но даже "не находил... могил" своих близких.

Мцыри решается на побег под влиянием зова своего сердца. Первое время на свободе он чувствует себя в своей родной стихии. Беглец с жадностью наблюдает и ощущает невероятное разнообразие цветов, звуков, и запахов, представляющих собой резкий контраст унылой монастырской жизни. Но первой опьянение свободой сменяется серьезной проблемой: мцыри совершенно незнаком этот необъятный мир. Он не может найти дорогу в родную землю.

Последним триумфом беглеца становится его жестокая схватка с барсом. Лермонтов использовал кавказский фольклор при написании этой сцены. Мцыри одерживает победу над диким зверем, но получает тяжелые раны. Выбившись из сил, он случайно добредает до монастыря. Неудачный побег и смерть главного героя отражают изменение взглядов Лермонтова в поздний период творчества. Обстоятельства собственной жизни и состояние общества в период николаевской реакции приводят поэта к разочарованию в юношеских идеалах.

Под конец жизни Лермонтов приходит к мысли, что героическая личность обречена на одиночество и непонимание, что, скорее всего, приведет ее к бессмысленной и бесполезной гибели. Мцыри был рожден для великих дел, но у него не было возможности достойно применить свои силы. Побег и схватка с барсом показывают, какая сила воли скрывалась в обычном кавказском ребенке.

7. Герои . Главный герой - умирающий рассказчик Мцыри.

8. Сюжет и композиция . Как уже было замечено, в основе сюжета лежит рассказ старого монаха. Но в действительности беглец выжил и смирился. Такой бесславный конец не устраивал Лермонтова, поэтому он не описывает дальнейшую судьбу мцыри. В начале упоминается "старик седой", но непонятно, кого имеет в виду

9. Чему учит автор? Несмотря на разочарование последних лет жизни, Лермонтов был убежден, что каждый человек должен стремиться к свободе. Сильные независимые личности являются главным двигателем истории. Чаще всего они будут подвергаться насмешкам и оскорблениям глупой толпы, но когда-нибудь потомки по достоинству оценят их самоотверженную жизнь.

Замысел о написании романтической поэмы о скитаниях свободного горца, обреченного на монашеское затворничество, возник у Лермонтова на пороге юности - в 17 лет.

Об это свидетельствуют дневниковые записи, наброски: юноша, который вырос в стенах монастыря и ничего, кроме монастырских книг и безмолвных послушников не видел, внезапно обретает кратковременную свободу.

Формируется новое мировоззрение…

История создания поэмы

В 1837 году 23-летний поэт оказывается на Кавказе, который полюбил еще ребенком (бабушка возил его на санаторное лечение). В сказочном Мцхете он встретил старого монаха, последнего служителя уже не существующей обители, рассказавшего поэту историю своей жизни. В семилетнем возрасте, горец, мусульманский мальчик, был пленен русским генералом и увезен из родного дома. Мальчик болел, поэтому генерал оставил его в одном из христианских монастырей, где монахи решили вырастить из пленника своего последователя. Парень протестовал, несколько раз сбегал, в ходе одной из попыток едва не погиб. После очередного неудавшегося побега, все-таки принял сан, так как привязался к одному из старых монахов. Рассказ монаха восхитил Лермонтова - ведь он до странности совпадал с его давними поэтическими замыслами.

Вначале поэт озаглавил поэму «Бэри» (с грузинского это переводится как «монах»), но затем он заменил название на «Мцыри». В этом названии символически слились значения «послушник» и «пришелец», «чужеземец».

Поэма была написана в августе 1839 года, издана в 1840 году. Поэтическими предпосылками к созданию этой поэмы стали стихотворения «Исповедь» и «Боярин Орше», в новом произведении Лермонтов перенес действие в экзотическую, а потому очень романтичную обстановку - в Грузию.

Считается, что в описании монастыря у Лермонтова проступает описание мцхетского собора Светицховели, одного из древнейших святынь Грузии.

Вначале Лермонтов намеревался использовать для поэмы эпиграф на французском «Родина бывает только одна». Потом передумал - эпиграфом к поэме служит библейская цитата, переводимая с церковнославянского, как «Вкушая, вкусил мало меда - и вот, умираю». Это отсылка к библейской истории о царе Сауле. Предводитель воинства, Саул напутствовал своих воинов на битву. Он пригрозил казнью любому, кто сделает перерыв в битве, чтобы поесть и восстановить силы. Царь не знал, что его собственный сын вкусит запретного меда и ринется в бой. После удачного сражения царь решил казнить сына, в назидание всем, и сын готов был принять наказание («Выпил мёду, теперь я должен умереть»), но народ удержал царя от расправы. Смысл эпиграфа в том, что непокорный, свободный по своей природе человек не может быть сломлен, никто не вправе распоряжаться его правом на свободу, а если затворничество неизбежно, то подлинной свободой станет смерть.

Анализ произведения

Сюжет, жанр, тема и идея поэмы

Сюжет поэмы почти совпадает с изложенными выше событиями, но начинается не в хронологическом порядке, а представляет собой экскурс. Юноша, готовящийся к постригу в монахи, во время бури остается за стенами своего монастыря. Три дня свободы подарила ему жизнь, когда же его нашли больным и израненным, он рассказал старому монаху то, что ему довелось пережить. Юноша осознает, что непременно умрет, хотя бы потому, что после трех дней свободы он уже не сможет мириться с прежней жизнью в монастыре. В отличие от своего прототипа, Мцыри, герой поэмы, не мирится с монастырскими обычаями и умирает.

Почти вся поэма целиком - это исповедь юноши перед стариком-монахом (назвать исповедью этот рассказ можно только формально, так как рассказ юноши проникнут вовсе не стремлением к покаянию, а страстью к жизни, страстным желанием её). Напротив, можно сказать, что Мцыри не исповедуется, а проповедует, вознося новую религию - свободу.

Основной темой поэмы считается тема бунта как против формального затворничества, так и против обыденной, скучной, бездеятельной жизни. Также в поэме поднимаются темы:

  • любви к родине, потребности в этой любви, потребности в собственной истории и семье, в «корнях»;
  • противостояния толпы и ищущего одиночки, непонимания между героем и толпой;
  • тема свободы, борьбы и подвига.

Первоначально критика восприняла «Мцыри» как революционную поэму, призыв к борьбе. Тогда её идею понимали как верность своей идеологии и важность сохранения этой веры, несмотря на возможное поражение в борьбе. Мечты о родине Мцыри критики рассматривали как потребность присоединиться не только к совей утраченной семье, но и как возможность присоединиться к армии своего народа и сражаться вместе с ней, то есть, добиваться свободы и для своей родины.

Однако позже критики усмотрели в поэме больше метафизических смыслов. Идея поэмы видится более широко, так как образ монастыря пересматривается. Монастырь служит прообразом общества. Живя в обществе, человек мирится с определенными рамками, оковами для собственного духа, общество отравляет естественного человека, каким является Мцыри. Если бы проблема состояла в потребности сменить монастырь на природу, то Мцыри был бы счастлив уже за стенами монастыря, но и за пределами обители он не находит счастья. Он уже отравлен влиянием монастыря, и он стал чужим в мире природы. Таким образом, в поэме утверждается, что поиск счастья - сложнейший путь в жизни, где для счастья нет обязательных условий.

Жанр, композиция и конфликт поэмы

Жанр произведения - поэма, это жанр, наиболее любимый Лермонтовым, стоит на стыке лирики и эпоса и позволяет рисовать героя более детально, чем лирика, так как отражает не только внутренний мир, но и поступки, действия героя.

Композиция поэмы кольцевая - действие начинается в монастыре, переносит читателя в отрывочные детские воспоминания героя, в его трехдневные приключения и снова возвращается в монастырь. Поэма включает в себя 26 глав.

Конфликт произведения романтический, типичный для произведения в жанре романтизма: противопоставляется стремление к свободе и невозможность получить её, романтический герой в поиске и толпа, препятствующая его поиску. Кульминация поэмы - момент встречи с диким барсом и поединок со зверем, полностью вскрывающий внутренние силы героя, его характер.

Герои поэмы

(Мцыри рассказывает монаху свою историю )

В поэме всего два героя - Мцыри и монах, которому он рассказывает свою историю. Впрочем, можно сказать, что действующий герой только один, Мцыри, а второй безмолвен и тих, как и положено монаху. В образе Мцыри сходится множество противоречий, которые не позволяют ему быть счастливым: он крещенный, но иноверец; он монах, но бунтует; он сирота, но у него есть дом и родители, он «естественный человек», но не находит гармонии с природой, он из «униженных и оскорбленных», но внутренне свободнее всех.

(Мцыри наедине с собой и природой )

Это сочетание несочетаемого - трогательный лиризм в созерцании красот природы с могучей силой, мягкость и твердые намерения на побег - то, к чему сам Мцыри относится с полным пониманием. Он знает, что счастья для него нет ни в образе монаха, ни в образе беглеца; он удивительно точно понял эту глубокую мысль, хотя не является ни философом, ни хотя бы мыслителем. Последняя ступень протеста не дает примириться с этой мыслью, потому что человеку чужд оковы и тюремные стены, потому что он создан для того, чтобы стремиться к чему-нибудь.

Мцыри умирает, сознательно не прикасается к еде, предложенной монахом (тот спасает его второй раз от смерти, да еще и является его крестителем), просто не хочет выздоравливать.Он видит смерть как единственное возможное избавление от оков навязанной религии, от того, кто походя, не задумываясь, написал его судьбу. Он смотрит в глаза смерти мужественно - не так, как смиренно должен опустить перед нею глаза христианин, - и в этом его последний протест перед землей и Небом.

Художественные средства, значение поэмы в искусстве

Кроме типичных для романтических произведений средств художественной выразительности (эпитеты, сравнения, большое число риторических вопросов и восклицаний), роль в художественном своеобразии произведения играет поэтическая организация. Поэма написана 4-стопным ямбом, используется исключительно мужская рифма. В.Г. Белинский в отзыве о поэме подчеркнул, что этот настойчивый ямб и мужская рифма - словно могучий меч, рубящий врагов. Этот прием позволил нарисовать поистине страстные и яркие образы.

«Мцыри» стал источником вдохновения для множества поэтов и художников. Героические темы не раз пытались переложить на музыку, так как поэма стала настоящим символом неискоренимого стремления к свободе.

Значимость творчества поэта Михаила Лермонтова не только для русской, но и для мировой литературы трудно переоценить. Его самобытное и яркое творчество продолжило Золотой век русской литературы, не дав ему заглохнуть после смерти А. С. Пушкина.

Наиболее известным творением поэта стала его поэма «Мцыри», наполненная чистым идеализмом и романтизмом, который, хоть и утратил свою актуальность на сегодняшний день, всё равно не может не вызывать восхищения. Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ «Мцыри» по плану.

История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора:

  • В качестве основы сюжета поэмы Лермонтов взял случай из реальной жизни. Во время своей первой ссылки на Кавказ поэт встретил монаха из горцев, который рассказал ему, что ещё ребёнком был пленён генералом Ермоловым, но был оставлен в монастыре из-за болезни. Юноша долго не мог прижиться в непривычной для себя обстановке и неоднократно пытался сбежать. После очередной попытки он заболел и едва не умер, а в итоге смирился со своей судьбой и остался монахом.
  • Работу над поэмой писатель начал в 1873 году, взяв за основу, но изменив историю жизни монаха и разнообразив повествование элементами кавказского фольклора, вроде боя главного героя с тигром. Эту историю юный поэт узнал еще в детстве, путешествуя по Кавказу вместе с бабушкой.
  • Еще одной историей из жизни, вдохновившей поэта на славный труд, могла быть биография художника П.З. Захарова, которого в детстве тоже похитили из родного края и зачем-то привезли в Тифлис. Сделал это все тот же генерал Ермолов все с теми же непонятными целями.

Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:

«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».

Жанр, направление и размер

Художественное направление произведения «Мцыри» можно определить, как . Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть черты романтизма в книге:

  • Конфликт . Сюжет романтической поэмы строится на конфликте между идеальным во всех отношениях героем и несовершенным миром.
  • Место действия . Порочной цивилизации противопоставляются экзотические южные края, в которых живут простые и искренние люди.
  • Сюжет . Герой вступает в безнадёжное противостояние с самой судьбой, но терпит полное поражение.
  • Роль природы . Мцыри обретает в естественном мире долгожданную свободу и реализует себя. Только в лесу за стенами монастыря он обретает радость жизни. Также природа Кавказа манит его сквозь детские воспоминания. Она воплощает идеал красоты и вольности.

Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.

Размер «Мцыри» — четырехстопный ямб.

Композиция и конфликт

Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.

  1. Первая часть включает в себя экспозицию, когда нам представляют место действия и рассказывают судьбу главного героя, а также завязку, в которой нам говорят о зарождении конфликта между ним и абсолютно чуждым ему окружением.
  2. Вторая часть содержит в себе кульминацию, когда побег героя приводит его к сражению с диким барсом, развязку, в которой Мцыри на пороге смерти продолжает отстаивать идею свободы, и, наконец, финал, в котором герой умирает, и его сюжетная линия приходит к его логичному завершению.

Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.

Смысл названия

В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.

Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.

Суть: о чём поэма?

Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.

Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.

Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.

Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в . Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,

Главные герои и их характеристика

Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:

Герой Характеристика
Мцыри Юный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц.
Монах Перед смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни.
Генерал Мы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать.
Грузинка Прекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии.

Темы

Тематика поэмы «Мцыри» может быть описана подробнее. Если в этом есть необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.

  1. Свобода – основная тема поэмы. Независимость и стремление к ней провозглашаются Лермонтовым истинными человеческими ценностями. Только тот, кто стремится к свободе, может считаться настоящим человеком, который не зря проживает свою жизнь. Этот идеал возвышает душу.
  2. Любовь к родине – искренняя любовь юного горца к своей родной земле, на которой он родился и вырос, восхищает Лермонтова. По его мнению, патриотизм – самое прекрасное и искренне чувство, которое не может победить даже смерть.
  3. Гордость – Лермонтов ставит в пример гордость своего героя, который за много лет не забыл, кто он такой. Даже на пороге смерти герой не раскаивался и встретил свой конец достойно. Особенно поражает то, что Мцыри горд с детства, ведь уже в плену у генерала он отказывался есть и «тихо, гордо умирал».
  4. Природа – мир дикой Кавказской природы в поэме противопоставляется мрачному монастырю. Лермонтов осуждает цивилизацию, которая сковывает человека, превращает в его раба. Каждый из нас должен вырваться из порочного круга обыденной жизни и вернуться к своим корням.
  5. Надежда – всю свою недолгую жизнь юноша надеялся вернуться домой, вновь ощутить себя частью родной земли. Только надежда помогла ему не сломаться окончательно и в итоге бросить вызов судьбе. Это источник великой силы и нравственная опора.
  6. Вера – Лермонтов весьма прохладно относился к церкви, ведь именно монастырь стал для его героя тюрьмой на всю жизнь, из которой он смог вырваться, заплатив своей собственной жизнью. Поэт был верующим человеком, но все же считал, что никто не может навязывать свою культуру другим народам. Да и смирение подходит старикам, которые пожили и увидели все на своем веку, но не юношам, которые еще ничего не видели.
  7. Мечта – герой Лермонтова всю жизнь мечтал о свободе и шел к своему идеалу, несмотря ни на что. Он осуществил свою мечту, но заплатил за это жизнью. Однако как по мнению как героя, так и поэта, это стоило того.

Проблемы

Проблематика поэмы «Мцыри» не менее интересна. Ее также можно дополнить, попросив у Многомудрого Литрекона продолжения в комментариях.

  1. Одиночество – основная проблема в поэме. Герой Лермонтова зажат между двумя мирами: мрачным, но безопасным монастырём и прекрасным, но смертельно опасным Кавказом. В итоге для него не находится места ни в одном из этих миров. Больше всего в своей исповеди Мцыри сетует на то, что лишен семьи и родины, братьев и единомышленников. Если монахи сделали свой выбор отречения сознательно, то за героя все решили обстоятельства.
  2. Побег Мцыри и бунт против тюрьмы – борьба главного героя против системы и своей собственной судьбы заранее обречена на поражение, однако Лермонтов показывает, что только этот путь правилен, и человек, если он действительно человек, а не животное, выберет его.
  3. Отчаяние – всю свою жизнь юный горец был на грани отчаяния, так как не мог найти своего места в монастыре и боялся покинуть место своего заточения. Однако в итоге его сила воли побеждает, герой обретает свободу и счастье. Даже смерть оказывается не способной поколебать его.
  4. Война – на примере своего героя, поэт показывает, как война на Кавказе ломает судьбы людей, не несёт ничего, кроме несчастий — не только для отдельных людей, но целых народов. Судьба Мцыри — наглядный пример того, как боевые действия отражаются на жизни мирного населения. В плен попадают даже дети, которые и не воевали вовсе.
  5. Смысл жизни – герой Лермонтова искал смысл своего существования. В итоге он понял, что именно к свободе и родному краю он стремился всю свою жизнь и перед смертью обрёл покой.

Основная идея

Символичное значение судьбы Мцыри имеет свое истолкование в том, что три дня побега героя аллегорически отражают всю жизнь человека. Весь первый день он наслаждается природой, мыслями о семье и доме, как в раннюю пору детства. Он лежит на траве и вдыхает запах земли. Во второй день он замечает прекрасную грузинку, его сердце пронзает любовь. Это уже пора юности и молодости, когда человек выбирает спутника жизни и создает свою семью. На третий день Мцыри борется с барсом — то есть отвечает на вызовы взрослой и зрелой поры, когда мужчина становится добытчиком и отправляется в бой. В одном из таких столкновений он и находит свою смерть. Так, за три дня свободы герой действительно прожил целую жизнь, во всех смыслах. А вот его прозябание в монастыре — сплошное рабство без начала и конца, без любви и достижений. В этом автор видит превосходство первобытной и естественной жизни над скучным существованием в рамках цивилизации «на всем готовом», где человек лишается своей природной сущности.

Лермонтов противопоставил безопасную, но порочную цивилизацию, превращающую людей в рабов, дикой, но прекрасной природе, которая освобождает человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом и заключается смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.

Столь же важным посылом в книге является идея о национальной самобытности героя и его народа. История Мцыри — наглядное доказательство того, что никакой генерал Ермолов не может навязать свои порядки чужому народу. Мцыри даже в детстве отказывался принять от него пищу и плену предпочитал смерть. Что говорить о взрослом населении? Значит, главная мысль поэмы «Мцыри» заключается в том, войны на Кавказе губительны и бессмысленны.

Чему учит?

Поэма «Мцыри» учит нас никогда не сдаваться, не впадать в отчаяние и постоянно бороться за свои идеалы. Даже если свобода требует жертв, нужно идти за нею, что бы это ни означало, иначе человек теряет всего себя. Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве не имеет смысла.

Автор превозносит такие идеалы, как стремление к свободе и любовь к родине, даже если они в итоге могут привести человека к гибели. Нравственные уроки «Мцыри» говорят о святости патриотизма и о важности исторических корней в жизни каждого из нас.

Критика

Виссарион Белинский, отмечая субъективность и идеализм, присущие Лермонтову, всё равно восхищался его энергичным языком, яркостью созданных им образов, величественными пейзажами Кавказа и его несколько оторванными от действительности, но столь прекрасными идеалами.

Несмотря на незрелость идеи и некоторую натянутость в содержании «Мцыри», - подробности и изложение этой поэмы изумляют своим исполнением. Можно сказать без преувеличения, что поэт брал цветы у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов, гул у ветров, что вся природа сама несла и подавала ему материалы, когда писал он эту поэму.

Многие рецензенты критиковали искусственность образа главного героя, который повествовал языком самого Лермонтова и слишком уж изящно выражался:

Тем не менее поэма все-таки не вполне свободна от некоторой искусственности. Она воспроизводит одну из психологических антитез Лермонтова — и дело идет не столько о герое, сколько об авторе. Бедный, простодушный Мцыри поведал нечто «лермонтовское» — языком Лермонтова, лирикою его души. (Д. Н. Овсянико-Куликовский, «М. Ю. Лермонтов: К столетию со дня рожд. великого поэта», СПб, изд-во «Прометей» Н. Н. Михайлова, 1914 г.)

Многие исследователи литературы отмечали художественные особенности «Мцыри»:

«…В поэме «Мцыри»… Лермонтов опять переносит действие на любимый им Кавказ. Свободной, широкой кистью рисует он девственную природу дикого Кавказа — все пейзажи его, дневные и ночные одинаково поразительны по яркости красоты. («Очерки русской литературы XIX ст. 40-60-ых годов. История русской словесности», под ред. В. В. Сиповского, 1908 г.)

И пой сей день это творение великого русского писателя не перестаёт пленять читателя, оно прочно вошло в золотой фонд русской литературы и уже никогда не покинет его. Поэтому публикации, посвященные книге, выходят до сих пор:

Бегство Мцыри из монастыря - символический акт неприятия и осуждения: естественное чувство требует свободы, родины, родных, любви, природы и деятельности. Блуждания Мцыри - приобщение к природе; даже в схватку с барсом он вступает без оружия, как первобытный человек, как часть окружающего его теперь природного мира. Мцыри погружается в этот мир как в родную стихию, не осмысляя, но переживая его; полудетское наивное чувство любви пробуждается в юноше при виде первой встреченной девушки и ассоциативно связывается с песнею рыбки, которую он также ощущает как реальность. (В. Э. Вацуро, вступительная статья к тому 1, «Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова в 4 томах», СПб, изд-во Пушкинского Дома, 2014 г.)

В 1837 г. М. Ю. Лермонтов, направляясь в ссылку на Кавказ, встретился в Мцхете с одиноким монахом. Тот рассказал поэту удивительную историю своей жизни. Будучи ребенком, монах был взят в плен русскими войсками и помещен в монастырь. Мальчик долго не мог смириться со своим положением, несколько раз пытался бежать. После последней попытки он опасно заболел и лишь чудом остался жив. Это побудило его покориться своей участи и навсегда остаться в монастыре.

Рассказ монаха очень понравился Лермонтову. В «Исповеди» и «Боярине Орше» он уже разрабатывал лирический монолог романтического героя. Взяв из этих произведений некоторые фрагменты, он написал поэму «Мцыри». По свидетельству А. П. Муравьева, произведение было закончено в Царском Селе. На авторской рукописи имеется дата окончания работы — 5 августа 1839 г.

Смысл названия

В переводе с грузинского языка «мцыри» — послушник при монастыре.

Главная тема произведения

Главная тема произведения — стремление к свободе.

Страдающему от одиночества и непонимания Лермонтову очень импонировала тяга кавказских народов к свободе. История одинокого монаха лишний раз подтверждала его высокое мнение о врожденной независимости горцев.

Мцыри был взят в плен в очень раннем возрасте. Несмотря на это, ребенок чувствовал лишь одну «пламенную страсть» — вырваться из тесных монастырских стен в «чудный мир тревог и битв». В его крови бушевала любовь к воле и простору.

Взрослея, Мцыри все больше осознавал свою ущербность. Его насильно оторвали не только от родных и близких, но даже от могил своих предков. В «земле чужой» юный горец чувствовал себя «рабом и сиротой».


Окружающие Мцыри смиренные монахи добровольно отреклись от живого мира. Его упреки собеседнику вполне справедливы. Старик прожил много лет, он познал ненависть и любовь, много видел и ощутил. Сполна пресытившись жизнью, он может спокойно жить в монастыре, подавив все желания. Мцыри даже не успел насладиться красотой мира.

Убежав из заточения, Мцыри был ошеломлен и буквально опьянен свободой. Открывшаяся ему картина необъятной природы пробудила в душе воспоминания о родном ауле. Вместо однообразных «келий душных и молитв» в сознании юного монаха возникли позабытые краски и звуки.

Три дня, проведенных Мцыри на воле, стали самым счастливым временем в его жизни. Он наконец-то смог оценить свою силу и молодость, которые больше ничто не сдерживало. Его случайная встреча с молодой грузинкой пробудила смутные надежды на любовь.

Трагедия Мцыри заключалась в том, что весь этот прекрасный мир был ему совершенно незнаком. Пытаясь найти дорогу к родным местам, он заблудился. Очень ярко описано отчаяние беглеца: «грыз сырую грудь земли».

Кульминацией вольной жизни Мцыри становится его фантастическая схватка с барсом. Юноша даже не задумывается об опасности. Он сам чувствует себя «зверем степным», которому нет места среди людей на чужбине. Смертельный яростный бой заканчивается победой человека.

Однако израненного Мцыри ждет очередная усмешка судьбы. Окончательно сбившись с пути, он вновь выходит к монастырю и слышит «дальнего колокола звон». Мцыри понимает, что ему ни за что не добраться до родины. Его уже не страшит неминуемая смерть от ран. Постепенный уход беглеца из жизни сопровождается успокоительным болезненным бредом.

Мцыри не чувствует благодарности к старику, который нашел и спас его. Спасение и возвращение в монастырь никогда не заменят ему полученного глотка свободы. Мцыри уже смирился со смертью, но еще больше ожесточился против пожизненного заключения. Пленник мечтает об одном — встретить последние мгновения в саду, куда может долететь «прохладный ветерок» с Кавказа.

Проблематика

Центральная проблема произведения — нелегкий выбор между жизнью в рабстве и смертью на свободе.

Свободолюбивый Мцыри решает эту проблему однозначно. Превыше всего он ценит вольную жизнь, о которой судит лишь на основании смутных воспоминаний. Мцыри смело идет навстречу любой опасности. Для него поимка и возвращение в монастырь выглядят намного страшнее, чем схватка с диким зверем.

Еще одна проблема, которая была актуальна на протяжении всего XIX века и вновь обострилась в конце XX века, — сопротивление народов Кавказа российскому владычеству. Образ Мцыри — яркий символ врожденного стремления горцев к независимости.

Композиция

Поэма представляет собой монолог главного героя, который предваряет небольшое авторское вступление.

Чему учит автор

Во время первой ссылки Лермонтову не довелось принять участие в боевых действиях. Не чувствуя личной неприязни, он очень уважительно относился к народам Кавказа. Изучая местный фольклор, поэт по достоинству оценил свободолюбивые традиции горцев. Образ несчастного пленника Мцыри вызывает жалость и сострадание.

Кавказ своей первозданной красотой не раз привлекал русских поэтов, но, пожалуй, ярче всего проявилась тема красоты южной природы в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова . Побывав впервые в окрестностях Пятигорска в возрасте десяти лет, он навсегда был упоен величественной красотой горы Машук, у подножия которой и погиб, не дожив до полных 28 лет.

Когда в 1837 году Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, изучая местные сказания и легенды, в Мцхете он наткнулся на одинокого монаха, старого монастырского служку, «бэри» по-грузински. Тот рассказал поэту свою историю о том, как когда-то, будучи горцем, в семилетнем возрасте был пленен русским генералом Ермоловым, но из-за болезни его оставили в стенах монастыря, где мальчик и вырос.

Сперва он не мог свыкнуться с жизнью в обители, неоднократно пытался бежать в горы, но едва не погиб во время одной такой попытки. Излечившись, он привязался к старику-монаху, да так и остался в монастыре, приняв сан.

Рассказ героя произвел огромное впечатление на Лермонтова: он решил написать об этом поэму, но первоначальное имя героя «бэри», что означает «монах», заменил на Мцыри - то есть «неслужащий монах». Однако это слово на грузинском означало еще и «пришелец», «чужеземец», одинокий человек, не имеющий родных и близких.

Так появилась романтическая поэма, главным героем которой стал юноша, не просто бросивший вызов своему прежнему существованию, но и расставшийся из-за этого с жизнью. Сюжет поэмы прост: пленный мальчик был воспитан в грузинском монастыре и уже готовится к посвящению в монахи. Но во время страшной бури он оказался за стенами своей вечной обители. Три дня он пропадал, когда же его нашли на четвертый день слабым и почти умирающим и перенесли вновь в монастырь, он не смог жить по-прежнему и умер.

По сути, вся поэма представляет из себя исповедь, в которой мальчик рассказывает, что же происходило с ним в эти три дня. Однако назвать монолог Мцыри исповедью язык не поворачивается: страстный рассказ юноши совсем не проникнут чувством покаяния, и герой не намерен говорить о греховности своих помыслов и вымаливать за них прощение у всевышнего. Скорее, это больше напоминает проповедь, ведь защищая свое право на свободу и связанное с ней счастье, Мцыри отрицает основы религиозной морали: «кельи душные и молитвы» , «сумрачные стены» , в которых вырос герой - «душой дитя, судьбой - монах» .

Он понимает, что был лишен всего: отчизны, дома, друзей, родных - словом, того, что есть у обычных людей, выросших вне стен монастыря. Он бросил вызов судьбе и в грозовую ночь без содроганья отважился на побег. Мцыри бесстрашен и даже перед лицом смерти говорит:

Меня могила не страшит…

Такое бесстрашие рождено силой его желаний. Желание свободы подсказано гордой грядой кавказских гор, ведущих разговор с небом. Потребность «пройти в родимую страну» обострена одиночеством, желанием «хотя б на миг прижать пылающую грудь» к груди родной. Три дня, проведенные Мцыри на воле, переродили его. За этот короткий отрезок жизни он познал и счастье любви, и цену человеческой жизни, и ощущение свободы. Теперь у него есть силы вступить в спор со стариком, пришедшим выслушать исповедь.

Очевидно, центральная часть поэмы должна была представлять некий спор: с одной стороны, смирение монаха, отказ от земных радостей и упование на мифическую другую жизнь, а с другой - жажда борьбы, стремление к свободе, протест против церковного рабства, мятеж против порядков, освященных именем Бога.

Только спора не получается, ведь говорит один Мцыри. Он постоянно обращается к своему собеседнику, призывает его отвечать на вопросы, но словно и не слушает его, ведь способен слышать в этот момент только то, что творится в его душе. Юноша настолько полон открытий, что не в силах выразить все чувства. Там, за стеной, мир открылся для Мцыри как сплетение испытаний. Восторг объятья с грозой сменяется тишиной, в которой слышен и крик шакала, и шуршание змеи. Но герой лишен страха перед природой, ведь он в этот миг - сам часть природы.

Не случайно кульминацией поэмы становится бой с барсом. Один против хищника, безоружный, Мцыри оказывается сильнее зверя, потому что им управляет не просто инстинкт самосохранения - встреча с барсом воодушевляет героя. Он отдает все свои силы, побеждает, но в душе признает силу поверженного зверя:

Он встретил смерть лицом к лицу,
Как в битве следует бойцу! …

Возвращение в монастырь разрушает веру Мцыри в то, что он найдет путь к свободе и родине. Свои желания он называет «игрой мечты, болезнью ума» . А потеря веры зовет героя к смерти. В этой идее и заключается трагизм авторского восприятия: Лермонтов был уверен, что герои, преданные свободе, гибнут в борьбе за нее, так как не могут без нее жить.

Это и является главным признаком романтического героя - без свободы он гибнет. Поэтому подобного романтического героя называют исключительным, а действует он, согласно все той же формуле романтизма , в исключительных обстоятельствах. Исключительность проявляется и в том, что Мцыри перед смертью обвиняет только себя в невозможности добиться желанной свободы для себя. Но мысль о небесном рае, который он мог бы получить, если бы расстался со своей идеей, его не прельщает:

Увы! - за несколько минут
Между крутых и темных скал
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность поменял…

Мцыри умирает безвестным, но не побежденным. Его имя, даже спустя полтора века, восхищает миллионы почитателей таланта Михаила Юрьевича Лермонтова.