Конспекты занятий в доу правда ложь. Занятие для детей старшего дошкольного возраста на профилактику лжи в школе с использованием сказки М.Панфиловой «Задача для лисёнка

Ольга Неупокоева
Праздник посвященный Дню защиты детей

Праздник посвященный «Дню защиты детей »

Цель : Дать детям элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей” ;

Задачи :

Повышать настроение детей .

Воспитывать желание проявлять творческую инициативу в играх.

Развивать музыкально – слуховой опыт.

Ход праздника:

В : Здравствуйте! Здравствуйте дорогие жители чудесной страны детства!

Сегодня чудный, дивный праздник !

Праздник этот – мудрец и проказник!

От всех печалей он – лучшее средство и зовут его

Праздник детства !

Первое июня, первый день лета - День защиты детей .

В этот день все люди земли показывают свое горячее стремление защитить детей . Защитить от голода и болезней, от страха и обиды, а главное - от ужасов войны. Может быть и вы мне тоже расскажете об этом прекрасном празднике ?

1.Ребенок

И эта планета на все времена

2.Ребенок

Ладонями солнца она согрета

Улыбки и смех разноцветных детей .

3.Ребенок

Когда на планете хозяева - дети! В. Орлов.

В :Праздник детей проводится в первый день лета. А лето это солнце, цветы,тепло. Я приготовила для вас вот такие цветы, но цветы эти необычные. На каждом из них растёт летняя загадка.

1) Не птица, а с крыльями,

Не пчела, а над цветами летает. (Бабочка) .

2) Приходите летом в лес!

Там мы созреваем,

Из-под листиков в траве

Головой киваем,

Объеденье - шарики,

Красные фонарики. (Ягоды)

3) У меня в саду есть тучка,

Тучка понарошку.

Я возьму ее за ручку

И полью картошку. (Лейка)

4) На небе живёт

Садится и встаёт

Светит в оконце

Что же это?. (солнце)

5) Летом - в огороде, свежие, зеленые,

А зимою - в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы)

6) Он и желтый, и сыпучий, во дворе насыпан кучей.

Если хочешь, можешь брать - и играть. (Песок)

Ведущий : А теперь я загадаю вам загадку.

Песен полон лес и крика,

Брызжет соком земляника,

Дети плещутся в реке,

Пляшут пчелки на цветке.

Как зовется время это?

Угадать не трудно – (Лето) .

Ведущий : А сейчас ребята я хочу вам предложить в игру и озвучить голоса животных и птиц. Вы все читали сказку К. Чуковского «Путаница» .

Вот обрадовались звери!

Засмеялись и запели,

Ножками затопали,

Гуси начали опять

По-гусиному кричать! Как?

Дети. Га-га-га!

Кошки замурлыкали :

Дети : мур-мур-мур!

Птицы зачирикали :

Дети : чик-чирик!

Лошади заржали :

Дети : и-и-и-!

Мухи зажужжали : ж-ж-ж-!

Лягушата квакают : ква-ква-ква!

А утята крякают : кря-кря-кря!

А поросята хрюкают : хрю-хрю-хрю!

Ведущая. А сейчас давайте все встанем и станцуем танец «Если нравится тебе, то делай так.»

Ведущая. Сейчас мы проведём игру на внимание «Хлопни в ладоши»

Ребята, скажите, вы любите хлопать в ладоши?

Тогда будьте внимательны. Я вам задаю вопросы, если вы согласны, хлопните в ладоши.

Вопросы. Вы любите мороженое? (дети хлопают в ладоши)

Кто любит смотреть телевизор?

А кто любит стоять в углу?

А кто любит лето?

А кто любит загорать?

А кто любит купаться в грязной луже?

А кто любит петь частушки?

А кто ставит ушки на макушке?

Хочу вас всех развеселить и приглашаю на танец "Маленьких Утят".

Лето-это весёлая пора. Детство-это время игр. И я предлагаю вам поиграть. «Не урони мячик» . Надо пронести на 2 палочках мяч, обойти стул и вернуться к команде, передать палочки и мяч другому.

Следующее соревнование называется «Мишки и шишки» .

Выбрать по одному ребенку из каждой команды. Надо собрать разбросанные шишки «лапами медведей» (в перчатках) (кто больше соберет шишек в корзину) .

В : Молодцы какие! Мне очень понравилось! А теперь давайте с вами будем отгадывать сказочные загадки! Слушайте внимательно!

1. Из муки он был печён,

На окошке был стужён.

Убежал от бабки с дедом,

А лисе он стал обедом. (Колобок.)

2. В поле появился дом.

Поселились в доме том :

Мышка по имени Норушка,

И лягушечка Квакушка,

Ёж, Лисица и Зайчишка.

А ещё лохматый Мишка

Позже поселился тут.

Как все домик-то зовут?

Вьётся над трубой дымок.

Этот домик - (Теремок) .

3. Уходя, просила мать

Никому не открывать,

Но открыли дети дверь!

Обманул зубастый зверь -

Песню мамину пропел.

Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят» )

4.Что за сказка : кошка, внучка,

Мышь, ещё собака Жучка

Деду с бабой помогали,

Корнеплоды собирали? («Репка» )

5. Баба била - не разбила,

Дед ударил - не разбил.

Баба очень загрустила.

Кто же бабе подсобил?

Прибежала в дом малышка.

Вмиг яйцо разбила. (Мышка)

6. Девочка по лесу шла

И на домик набрела.

В доме том хозяев нет.

На столе стоит обед.

Из трех чашек похлебала,

В трех кроватях полежала…

Кто же в домике том жили?

Подскажите, я забыла… («Три медведя» )

7. Отвечайте на вопрос

Кто в корзине Машу нёс,

Кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку ты знаешь ведь?

Кто же это был? … («Маша и медведь» )

8. У Алёнушки сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят.

Далеко они глядят. («Гуси-лебеди» )

Ведущий :

Сказки любят мир детей ,

Сказки - тысячи затей.

Сказки поучают,

На путь добрый наставляют!

А теперь я приглашаю вас в большой хоровод

Ребята, а я знаю, вы умеете рисовать, свои таланты вы можете показать.

Но карандаш не справится с работою такой-

Мои мелки цветные пришли сюда со мной.

На асфальте, на асфальте,

как в альбоме и тетради,

Будем мелом рисовать,

мир в рисунках отражать!

1.Ребенок : На свете живут разноцветные дети

Живут на одной разноцветной планете

И эта планета на все времена

У всех разноцветных всего лишь одна.

2.Ребенок : Кружится планета, большая планета

Ладонями солнца она согрета

Но греют планету намного сильней

Улыбки и смех разноцветных детей .

3.Ребенок : Ведь, правда, друзья, хорошо на планете

Когда на планете хозяева - дети!

Публикации по теме:

Праздник лета в младшей группе, посвященный Дню защиты детей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Сагайский детский сад «Улыбка» «Праздник лета» в младшей группе,.

День защиты детей 1 июня. Цели формировать у детей понятия “Право на отдых”, “Право на образование”; Дать детям дошкольного возраста.

Летний спортивный праздник к Дню защиты детей для старшей группы Летний спортивный праздник, посвященный «Дню защиты детей» В празднике принимают участие все группы детского сада Импровизированная демонстрация:.

«Лучики счастья.» Праздник для детей 3–7 лет, посвященный Дню матери. Праздник для детей 3-7 лет, посвященный Дню матери. Сценарий "Лучики счастья" для дошкольников разновозрастной группы.

Мария Матвеева
Конспект занятия «Правда и ложь»

Тема : Час общения

Цель : 1. Формировать необходимые нравственные знания, воспитывать привычку анализировать свои проявления в отношениях с окружающими.

2.0беспечить единство и взаимосвязь формирования моральных знаний, умений и навыков поведения.

Оборудование : карточки с заданиями, коробка с призами, кружки, чай, пирог.

Ход мероприятия

Организационная часть

Воспитатель : Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня вы попали в необычную страну. В ней всего два города – город «Правды » и город «Лжи» . В городе «Правды » всегда говорят правду , в городе «Лжи» все говорят неправду . (Дети разбились на две команды)

Основная часть

Воспитатель : В этих городах не все жители говорят неправду , надо только выяснить, а для этого нам помогут наше жюри, которое оценит, кто говорит правду , а кто нет. Каждой команде я зачитаю по несколько фраз (по одной на каждого участника, ваша задача – ответить правильно : «правда или «ложь » . А жюри будет внимательно следить за вашими ответами, присуждая по одному очку за каждое «попадание» . Итак, начали!

1 Конкурс : Правда – Неправда

Фразы для первой команды

Если пчела ужалит, то погибнет. (правда )

Мыши, вырастая, становятся крысами. (неправда )

Если крутые яйца поварить подольше, то они разварятся и станут всмятку. (неправда )

Черепахи вылупляются из яиц. (правда )

У солнечных часов нет стрелок (правда )

Кипятком огонь погасить нельзя. (неправда )

Слон боится мышей. (правда )

Фразы для второй команды

Пушкин в детстве увлекался фотографией. (неправда )

Если по телефону набрать свой номер, то можно поговорить с самим собой. (неправда )

38 градусов – нормальная для человека температура тела (неправда )

У снегирей брюшко красное, а у синичек – желтое. (правда )

Бревно не тонет в воде. (правда )

Бензин можно тушить водой. (неправда )

Скорую помощь вызывают по телефону 01. (неправда )

Итог

2 Конкурс : Сыщики.

Воспитатель : Есть в мире знаменитые сыщики, которые всегда ищут правду , с помощью различных улик, доказательств. И один такой сыщик прислал вам задание. Вот у кого нужно поучиться отличать правду от неправды !

(Команды по очереди выбирают себе карточку с заданием. Обсуждают её в течение нескольких минут. Затем отвечают на вопрос, объясняя свои ответы.)

Задание на 1 карточке

На стол ставится кастрюля (без крышки) .Вопрос звучит так : «Представьте, что эта кастрюля – самая большая в мире. В ней поместятся не только щи и каша, но и все на свете. И все – таки есть один предмет, который не поместится в эту кастрюлю никогда. Что это за предмет? (Крышка от кастрюли)

Задание на 2 карточке

К директору музея пришел человек и попросил купить у него ценную старинную картину,на обратной стороне которой была надпись : «Работа над этой картиной закончена мною сегодня, … месяца, …года (дата неразборчива, за 3 года до нашествия Наполеона. (Подпись автора) » директор засомневался в подлинности картины. А что вы думаете по этому поводу? (Автору картины не могла быть известна дата начала нашествия Наполеона за 3 года до этого события. Картина не может быть подлинной)

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

3 Конкурс «Воздушный шар»

Воспитатель : А вы знаете, что воздушный шар может никогда не упасть. Как это может быть? (ответы детей)

Убедимся, если поиграем в игру. Вам будет даны два шарика, ваша задача – подбросить вверх по команде и как можно дольше удержать его в воздухе, дуя на него. Команда, чей шарик раньше коснется земли - проиграет.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

4 Конкурс «Сказочный биатлон»

Воспитатель : Хорошо было бы, если бы обманщики встречались только в сказочной стране. Но, к сожалению, их хватает и в других странах. Давайте с вами вспомним самых знаменитых обманщиков из сказок. Я буду задавать вопросы по очереди обеим командам. Если вы ответите сразу, получаете 3 очка, если с одной подсказкой – 2 очка, если со второй подсказкой – 1 очко. Если совсем не ответите – получаете ноль!

1 Хорошей девочке пришлось соврать, чтобы вырваться на свободу.

Тот, кто её не пускал, сам же и доставил её домой, ничего не подозревая.

Если бы он знал, что несет совсем не пирожки, не потрепали бы его в деревне собаки. (Маша из сказки «Маша и медведь» )

2. Чтобы хорошенько пообедать, этот подлый обманщик прикинулся добренькой старушкой.

В чепчике, очках и под одеялом узнать его было трудно.

И все-таки девочка удивилась, почему у бабушки такие большие зубы.

(Волк из сказки «Красная Шапочка» )

3. Мелкие торговцы- врунишки заявили, что их товар – волшебный.

Даже король поверил в это.

А вот если бы не поверил, то не появился бы перед народом в самом смешном виде, какой только можно себе представить.

(Торговцы «невидимой тканью» из сказки Г. Х. Андерсена «Голый король» )

4. Эта обманщица знает много способов добиться своего, и один из них – лесть.

Глупая птичка поверила ей.

Проворонить свой сыр – это обидно.

(Лиса из басни И. Крылова «Ворона и лисица» )

5. Этот лгунишка очень помог своему хозяину, придумав ему новое имя.

Раздобыв хозяину подходящий замок и дорогую одежду, он превратил его в достойного жениха для принцессы.

А вот то, что он ходил в сапогах, очень удивляло прохожих.

(«Кот в сапогах» из сказки Ш. Перро)

6. Этот хитрый обманщик смог изменить свой голос.

Дети не сразу поверили, что пришла мама.

Из семи ребятишек остался только один, который и рассказал козе о том, что случилось.

(Волк из сказки «Волк и семеро козлят» )

7. Эта обманщица додумалась притвориться глухой.

Глупый кругляшок пел ей песни.

Глупый кругляшок уселся ей на язычок, оставалось только проглотить его.

(Лиса из сказки «Колобок» )

8. Чтобы превратить свою жизнь в сказку, эта лгунишка заявила, что необычное изделие из хрусталя принадлежит именно ей.

Оно никак не могло ей принадлежать, потому что совсем не подходит по размеру.

Эта хрустальная вещь обронила её хозяйка, когда убегала домой.

(Дочка мачехи из сказки «Золушка» )

9. Они, когда собираются вместе не просто выдумывают, а будто сказки рассказывают.

Девочке отдали мороженое свое, чтобы она не плакала, когда её наругала мама из-за брата.

Когда брат сказал, что она варенье съела, а это сделал он, а ей губы намазал вареньем.

(«Фантазеры» из рассказа Н. Носова)

10. Эти коварные женщины обманули царя, наговорив ему такого, что и представить страшно.

Вот потому только через много лет он впервые увидел сына.

Их самих следовало бы засмолить в бочку и пустить плавать по морю-океану.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина)

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

5 Работа с пословицами

Воспитатель : О правде и лжи есть много пословиц. Думаю, вы с ними уже работали.

Предлагаю вам составить две пословицы и объяснить их смысл.

(Каждой группе даются две одинаковые пословицы)

Красива ложь , да от правды не уйдёшь .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Какие пословицы у вас получились? Зачитайте. Объясните их смысл.

Кто первый ответит по пословице и правильно , тот и зарабатывает очко.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурса.

Заключительная часть

Воспитатель : Теперь вы знаете, что ложь бывает разной , что не стоит использовать лживые высказывания. С человеком, который говорит правду , намного приятнее общаться, чем с лжецом. Да и к тому же, как можно доверять человеку, который постоянно тебя обманывает? Поэтому лучше всего быть честным, и тогда другие люди будут с тобой честны.

Предлагаю каждой команде составить несколько правил честного поведения . (Составление правил честного поведения .)

1) Сказал – сделай.

2) Не уверен – не обещай.

3) Ошибся – признайся.

4) Говори только то, что думаешь.

5) Не можешь сказать правду – объясни почему .

6) Поступай только честно.

Итог : Жюри совещаются и объявляют итоги конкурсов.

Если вы будите соблюдать правила , которые мы составили в общении с другими людьми, тогда вас, действительно, можно считать честными ребятами.

На свете так бывает,

Порой не разберешь :

С тобою, правда , рядом

Иль вкрадчивая ложь .

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а будем, лишь

Правду говорить !

Ребята, огромное вам спасибо за работу. Желаю вам дальнейших успехов.

Коррекционно-развивающее занятие по нравственному воспитанию С.В. Моргачева, воспитатель, МБОУ «Бейская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» Тема: «Правда и ложь». Задачи: 1.Уточнить и расширить знания детей о понятиях «правда» и «ложь». 2.Воспитание таких нравственных качеств, как «честность», «правдивость». 3. Коррекция речи. Развивать у учащихся мышление, память, внимание. Оборудование: мультимедиа, цветные конверты с разрезными пословицами, карточки со словами, смайлики (хорошее, плохое настроение). Ход занятия: 1). Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Снова вместе вы и я. Вы настройтесь на работу И послушайте меня. а). Эмоциональный настрой детей (выбор смайликов по настроению). Слайд 1 (смайлик) - Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга. Круг - символ объединения. Когда человек смотрит в глаза другому человеку, ему очень трудно говорить неправду. Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, и конечно улыбнёмся друг другу. 2. Введение в тему. а). Упражнение на развитие логического мышления (работа в парах). - Ребята, у вас на столах, лежат конверты с заданием: -сложите пословицу из слов; -прочитайте и объясните смысл пословицы. Слайд 2 (пословицы) 1.Говоришь правду, правду и делай. 2.Лжи много, а правда одна. 3.Ложь человека не красит. 4.Правду, что шило, в мешке не утаишь. 5.Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. 6.Правду, как ни прячь, все равно наружу выйдет.(прочитать все пословицы) 3. Основная часть. Сообщение темы и целей занятия. - О чём все пословицы? (о правде и лжи) - Ребята, почему конверты у вас на столах разного цвета? Не догадываетесь? - О чём пословицы в синих конвертах? (о правде). Что чувствует человек, который говорит правду? (спокойствие, умиротворение…..), поэтому и цвет конверта приятный, спокойный. - О чём пословицы в красных конвертах? (о лжи).Что чувствует человек, который говорит неправду, лжёт?(беспокойство, тревогу…..), поэтому и цвет конверта яркий, беспокойный. - Назовите тему нашего занятия (ответы детей: правда и ложь). Правильно, тема занятия: «Правда и ложь» (Слайд3) - Сегодня мы поговорим о таких понятиях, как «правда» и «ложь», подберём к ним близкие по значению слова, поговорим о важных нравственных качествах человека, которые во все времена ценились, могут проявляться в реальной жизни, разберёмся, что же легче, говорить правду или лгать. - Как вы думаете, ребята, что такое правда? (ответы детей: правда - честность, искренность…..). (Слайд 4) - В словаре Ожегова ПРАВДА - это то, что соответствует действительности, истина.(дети повторяют определение) - Как вы думаете, ребята, что же такое ложь? (ответы детей: ложь - обман, неправда, враньё, выдумка …..). (Слайд 5) - В словаре Ожегова ЛОЖЬ - это намеренное искажение истины, неправда, обман.(дети повторяют определение) 1).Задание: на доске расположены слова «Правда» и «ложь», подобрать близкие по значению к ним слова и объяснить свой выбор. Искренность, обман, истина, выдумка, клевета, честность, притворство, откровенность, действительность, справедливость, враньё, неправда. - Молодцы! 2)- Послушайте стихотворение С. Михалкова «Находка». (Слайд 6) Я выбежал на улицу По мостовой пошел, Свернул налево за угол И кошелек нашел. Четыре отделения В тяжелом кошельке, И в каждом отделении Пятак на пятаке. И вдруг по той же улице, По той же мостовой Идет навстречу девочка С поникшей головой. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Но тут беда случается, И я стою дрожа: Не нахожу в кармане я Любимого ножа. И вдруг я вижу девочка Идет по мостовой, Мой ножик держит девочка И спрашивает: Твой? Я нож беру уверенно, Кладу в карман его. Проходит мимо девочка, Не знает ничего. И грустно смотрит под ноги, Как будто по пути Ей нужно что-то важное На улице найти. Не знает эта девочка, Что у меня в руке Ее богатство медное В тяжелом кошельке. Я бросился за девочкой, и я догнал ее, и я спросил у девочки: - Твое? Скажи, твое? - Мое, - сказала девочка, Я шла, разинув рот. Отдай! Я так и думала, Что кто-нибудь найдет. - Какие чувства вызывает стихотворение?(чувство жалости к девочке..). Почему? А мальчика вам не жалко? - Почему мальчик сразу не отдал свою находку? - Как по вашему поступил мальчик?(честно) - Подумайте, что заставило мальчика поступить честно? (чувство стыда…) - Что бы выбрали вы: горькую правду или сладкую ложь? Почему? (Если не сказать правду, то будет стыдно. Ложь бывает сладкой, но она всегда наказуема. Правда всего сильней). ФИЗМИНУТКА (Слайд 7) Упражнение «Правда или нет?» Дети встают в круг и берутся за руки, педагог в центре. Он объясняет, если правда то, что говорит педагог, дети поднимают руки вверх и кричат: «Да!», если неправда, то опускают руки и кричат: «Нет!». В поле есть светлячки, правда? В море плавают рыбы, правда? Есть крылья у телёнка, правда? Есть клюв у поросёнка, правда? Есть вершина у горы, правда? Есть двери у норы, правда? Есть чешуя у петуха, правда? Есть листики у ёлки, правда? Есть книги на полке, правда? Есть у бабы Яги метёлка, правда? 4 .Закрепление (Слайд 8) а). Решение ситуаций. - Каждый знает, что ложь это плохо. Вы когда-нибудь говорили неправду? - Как вы поступите если:  Опоздали на урок.  Не приехали в школу вовремя.  Потеряли сменную обувь.  Взяли чужие рукавицы.  Не выполнили домашнее задание.  Нарушили дисциплину. - Молодцы! Я надеюсь, что вы чаще будете говорить правду, не боясь, а ложь будете обходить стороной. 5. Заключительная часть. Подведение итога занятия. Рефлексия - Назовите тему нашего занятия? - Какие качества в людях ценятся во все времена?(честность, правдивость) - Каждый выбрал для себя, как поступать в той или иной ситуации? - Правда и ложь, так же, как добро и зло ходят рядом. И порой трудно выбрать правильное решение. - В конце нашего занятия хотелось бы подарить вам Памятки с правилами честного поведения. (Слайд 9) Сказал - сделай. Не уверен - не обещай. Ошибся - признайся. Говори только то, что думаешь. Не можешь сказать правду - объясни почему. Поступай только честно. - Какое настроение у вас осталось после нашего занятия? (поменять или не поменять смайлик) (Слайд 10) - Понравилось ли вам наше занятие? - Молодцы! Спасибо за работу.

Урок 14 Тема: Правда и ложь

26.10.2011 18832 1766

Цели урока:

- ознакомление учащихся с ценностью «правда» и понятием «ложь»;

- привитие детям умения распознавать эти понятия, проводить между ними различие, оперировать ими и апеллировать к ним.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, работа с книгой, практическая работа, игра.

Ресурсы: учебник, тетрадь «Моя Помощница», аудиокассета с музыкальным фрагментом.

Ход урока

1. Круг радости

Ø Добрый день, мои дорогие друзья! Сегодня вы снова пришли на этот удивительный урок, который называется уроком самопознания. Я вижу, как светятся ваши лица. От ваших улыбок в классе становится светлее и теплее. Давайте начнем этот день с радостью, с улыбкой и, конечно же, с правдой. Учитель предлагает детям повторить за ним следующие слова:

Начни день с правдой

Наполни день правдой,

Закончи день правдой.

Так надо жить!

2. Минутка тишины

Ø Ребята, я приглашаю вас в мир «минутки тишины». Ее будет сопровождать красивая, волшебная музыка. Давайте послушаем эту музыку (пауза).

Ø Перед нами раскрывается сказочная картина: дивный лес, удивительные животные, звери и птицы. Все это – дети Земли. Куланы, олени, лоси, зайцы, белочки доверчиво подходят к нам. В их глазах вера и надежда, что человек – это друг, который никогда их не обидит (пауза). Земля наполнена светом чудесного сияющего солнышка. Лучи солнца согревают всех детей Земли. Свет солнца дарит мир всему окружающему (пауза). От лучиков солнышка все становится ласковым и дружелюбным (пауза). Свет солнца соединяется с нашими самыми добрыми и нежными чувствами (пауза). Эти чувства мы посылаем своим близким и родным, своим друзьям и знакомым (пауза). Все близкие и родные, друзья и знакомые сказали нам «спасибо». И это правда. От этого нам становится приятно и легко. Запомним это чувство (пауза). Улыбнемся миру (пауза). Улыбнемся друг другу и пожелаем мира, согласия себе и другим. Молодцы!

3. Игра

Ø Ребята! Тема нашего сегодняшнего урока «Самопознание» очень серьезная и очень важная.

Ø Прежде чем приступить к разговору об этой теме, я предлагаю вам поиграть в интересную игру, которая называется «Правда и ложь». Я буду читать вам вопросы. А вы, ребята, должны будете определить, это правда или ложь. Начнем?

Правда, что слоны летают? (Ложь).

Правда, что арбуз – это ягода? (Правда).

Правда, что пингвин – чемпион по нырянию? (Правда).

Правда, что у пчел есть вентилятор? (Правда).

Правда, что курицы летают? (Ложь).

Правда, что лягушки могут слышать пятками? (Правда). И т.д.

(Дети играют).

4. Поговорим

¨ Ребята, вы, наверное, обратили внимание, какое слово очень часто звучало в игре? (Ответы детей).

¨ Правильно, слово «правда». А как вы думаете, что такое «правда»?

¨ Как вы понимаете это слово?

¨ Поразмышляйте, что такое «ложь»? (Ответы детей).

5. Обратимся к учебнику

Ø Давайте заглянем на страницу нашей Азбуки и прочитаем ее мысли о правде.

Ø Правда – это важная духовная ценность человека и человечества. Правда – это истина, которая соответствует действительности и основана на честности, справедливости. (Дети читают, запоминают определения).

¨ Задумывались ли вы над тем, что когда человек говорит неправду, какие чувства он испытывает?

¨ Как, по вашему мнению, можно научиться быть правдивым?

¨ Что происходит, когда, например, повар, врач, учитель, строитель, продавец и другие обманывают людей, поступают с ними нечестно, неправильно?

¨ Как вы считаете, честность усложняет жизнь человеку или украшает? (Ответы детей).

Ø В «Азбуке» есть прекрасный рассказ Л.Н.Толстого, который называется «Правда всего дороже». Давайте прочитаем его.

Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку. Никто не видал.

Отец пришёл и спросил:

– Кто разбил?

Мальчик очень испугался, но честно сказал:

– Я.

Отец сказал:

– Спасибо, сынок, что правду сказал.

¨ Как вы думаете, ребята, рассказ отражает ваши мысли о правде?

¨ Подтвердите это текстом из рассказа. (Ответы детей).

6. Чтение произведения. Корейская сказка «Честный мальчик». Беседа

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шел он, шел и пришел к горному озеру. Нашел большое дерево и только стал рубить его, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: как теперь без топора работать?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок маленький.

– О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая беда с ним приключилась, а старичок и говорит:

– Не горюй, мальчик, найду я топор твой.

Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды вышел старичок, а в руке у него топор из чистого золота.

– Этот ли топор твой? – спрашивает.

Замахал мальчик руками:

– Что ты, дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

– На, бери свой топор, – говорит.

А мальчик ему и отвечает:

– Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

– Вот мой топор, – говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

– Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке – они дорого стоят. И пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял их мальчик, поблагодарил старика и домой пошел. С тех пор они с матерью не знали нужды и горя.

¨ О чем повествуется в этой сказке?

¨ Какие чувства вы испытываете к мальчику?

¨ Как вы думаете, почему старик сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?

¨ О чем подумали вы, когда старичок предложил мальчику золотой топор?

¨ Какова была награда за правдивость?

¨ Кто такой честный человек? (Ответы детей).

Ø Честный человек старается не делать таких поступков, которых ему пришлось бы стыдиться, поступков, которые ему пришлось бы скрывать от родителей и друзей. Одно из самых плохих качеств человека – это ложь и ябедничество. Я уверена, ребята, что вы стараетесь всегда говорить только правду и поступать только правдиво. А теперь давайте поиграем.

7. Мозговой штурм. Обсуждение ситуаций

Ø Ребята, подумайте и скажите, вы сможете солгать во имя спасенья? (Ответы детей).

Ø Давайте рассмотрим другую ситуацию, которая связана с тем, что дети обманывают своих родителей. Например, ребенок получает на уроке двойку. Он знает, что дома родители будут ругать его, и он всеми силами пытается избавиться от этой плохой оценки. Он ее стирает или вырывает страницу из дневника.

¨ А у вас в жизни были подобные случаи?

¨ Как вы поступите, если возникнет такая ситуация? (Ответы детей).

Ø Правда становится явной, как бы человек ни пытался ее скрыть. Только когда о ней узнают все, человеку, который солгал, становится вдвойне стыднее и неприятней. Поэтому всегда нужно говорить правду. Скрыв правду однажды, мы делаем только хуже самим себе и окружающим. Сказав же правду, мы испытываем облегчение на душе.

Ø Давайте рассмотрим ситуацию, которая может произойти в жизни каждого человека.

Ø Вы знаете, что ваш друг совершил нечестный поступок, а учитель подозревает в этом другого человека. Как вы поступите? (Ответы детей).

Ø Говорить правду трудно. Порой гораздо удобнее и легче бывает промолчать. Для того, чтобы говорить правду, нужно быть человеком с сильным характером, обладать смелостью, решительностью. У каждого человека в жизни бывают ситуации, когда ему приходится решать: промолчать или сказать правду. И только вы сами можете сделать правильный выбор.

Но помните, человек может уважать себя только тогда, когда его совесть чиста, и только человека с открытой душой, добрым сердцем и чистой совестью уважают и любят другие.

8. Творим в тетради

Ø Жизнь каждого человека «сопровождает» правда. Поэтому у всех людей сформировано свое представление о ней. Оно есть и у каждого из вас. Нарисуйте в своей «помощнице» в картинках свое представление об этой ценности (Задание 1). (Дети творят в тетради).

9. Презентация

Дети показывают свои рисунки. Рассказывают, почему они изобразили правду так или иначе.

10. Домашнее задание

Ø Дети! На сегодняшнем уроке «Самопознание» вы вновь показали себя умными и мудрыми учениками, которые разбираются в жизни. Вы понимаете и правильно размышляете о том, что такое хорошо, а что такое плохо.

Ø Дома прочитайте рассказы «Все тайное становится явным» (В.Ю.Драгунский), «Замок лгунов» (В.Жилинскайте). Ответьте на вопросы «Азбуки». Поразмышляйте над рассказами.

Ø В тетрадочке-«помощнице» выполните Задание 2 и Задание 3.

11Круг «От сердца к сердцу»

Ø Надеюсь, ребята, этот урок помог вам стать честнее и добрее. Человек, который избавляется ото лжи в сердце, всегда счастлив и радостен.

По кругу, от учителя дети заканчивают предложение: «Я стараюсь быть честным и правдивым, потому что …»

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Конспект занятия.

Разработала, воспитатель

Тема: «Правда и ложь»

Цель: Сформировать у детей понятие о правде и лжи.

Задачи:

1. Учить детей говорить правду.

2. Развивать речь, мышление.

3. Воспитывать нравственные качества – честность, справедливость.

Помочь детям понять – говорить правду нужно не боясь, а ложь

обходить стороной.

Ход занятия:

1.Организационный момент. Приветствие.

2. Введение в тему:

Сейчас я прочитаю вам сказку, прослушав ее, может, что-то новое узнаете для себя. Сказка называется «Две сестры». Как, вы, думаете, почему сказка так называется? Что может произойти в этой сказке?

· Чтение воспитателем сказки «Две сестры»:

« За высокими горами, за зелеными лесами жили-были две сестры. Одну звали - Правда, другую (Как вы, думаете, ее звали?) – Ложь. Правда была красивой, сильной, доброй; Ложь – хитрой, изворотливой. Народ Правду любил, а Ложь стороной обходил, так как она мешала честно жить и трудится. Вот, скажем, начинают посев зерна, чтобы урожай вырастить, а Ложь тут как тут: (Что ложь могла сказать им?) «Что вам трудится да спины гнуть, бросьте зерна, ветер сам их разнесет».

Честный человек ее не слушает, знай себе, трудится, а ленивому такой совет по нраву: (Что сделает ленивый человек?) ляжет под куст, да и заснет. Работа кое-как выполнена, сам себя обманывает, урожаю и не бывать на его поле. А это голод для народа.

Стал народ думать, как ото Лжи избавиться. (А можно избавиться ото лжи? И как это сделать?) Уж и правда ее корила и стыдила, а ей хоть бы что – знай себе, врет да обманывает. Решил народ прогнать ее вон. С тех пор бродит Ложь по свету и творит свои черные дела. До сих пор она живет с нами и никто не знает, как ее изжить с земли. Стараются люди только с Правдой дружить. Но если человек хоть раз распахнет для лжи свое сердце

(Как это? Что значит?), то она там и поселится, и очень трудно будет от нее тогда избавиться».

Понравилась вам сказка? Почему? О ком шла речь в сказке?

Оправдались ваши предположения, о которых вы говорили перед прослушиванием сказки?

Что-то новое узнали о правде и лжи?

Ребята, а можно уберечь себя ото лжи? (ответы детей)

3. Сообщение темы: Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи.

4. Работа по теме: - Какой вы себе представляете правду и ложь? Что бы вы смогли ответить на этот вопрос я предлагаю вам одеть двух кукол.

Игра «Одень кукол – сестренок Правду и Ложь»

(Предлагается одежда темных и светлых цветов, различные ленточки и тряпочки)

Комментарий детей о том, что одели и почему.

Правда и ложь у нас две сестры. Как вы думаете, почему? Почему у одних и тех же родителей вырастают разные по характеру дети? От кого это зависит?

· Игра «Подбери по смыслу слова», с комментированием каждого слова:

Правда Ложь

Искренность Лицемерие

Прямота Криводушие

Правдивость Предательство

Честность Обман

Откровенность Вранье

Истина Измена

Значение слов «правда» и «ложь» из толкового словаря.

· Вопросы:

1. Что значит быть честным?

2. Как вы думаете, что легче сказать – правду или ложь?

3. Что чаще вы говорите – правду или ложь?

4. Что бы вы выбрали: горькую правду или сладкую ложь?

5. Какой сказочный герой часто прибегает ко лжи и обману? Назовите сказки с этим героем.

6. Как бы вы повели себя в таких ситуациях: опоздал на урок; разбил окно мячом; получил двойку; сломал новую машину? Как вы об этом рассказали бы?

7. А у вас были такие ситуации, когда вы обманывали?

8. Какому человеку на свете легче жить – честному или лживому?

· Предъявление ситуаций: Как бы вы поступили в таких ситуациях?

«Я разбил красивую чашку из дорого сервиза. Когда пришла мама с работы, я честно рассказал ей об этом. Хотя маме было жаль чашки, но она меня даже не поругала, а похвалила за честность и порядочность».

«Во 2 классе я получила двойку по русскому языку . Но маме не призналась. Мама позже узнала и наказала меня. В следующий раз я получила тройку по математике и сказала маме. Она мне объяснила эту тему, и у меня больше не было плохих отметок. Вот так правда помогла мне, а ложь подвела».

· Обсуждение пословиц и поговорок о правде и лжи:

«Красива ложь, да от правды не уйдешь»

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Не ищи правды в других, коли ее в тебе нет»

«Говоришь правду – правду и делай»

«Ложь искривляет, правда исправляет»

«Всяк правду любит, да не всяк ее сказывает»

· Пересказ рассказа А. Ульянова «Кто разбил графин?»

Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе? Что может произойти с героями этого рассказа?

Первичное чтение рассказа воспитателем.

«Володя был большим шалуном и проказником, но его хорошей стороной была правдивость: нашалит и всегда признается. Так, в возрасте пяти лет он сломал раз у старшей сестры линейку, которую она только перед тем получила в подарок. Он сам прибежал со сломанной линейкой сказать ей об этом, а когда она спросила, как это получилось, сказал:

Об коленку сломал, - приподнимая ногу и показывая, как это произошло.

Хорошо, что он не делает ничего исподтишка, - говорила мать.

Раз, впрочем, когда ему было восемь лет, он скрыл одну свою проделку. Он был взят отцом вместе со старшими первый раз в Казань, чтобы ехать оттуда в деревню Кокушкино к тёте. В Казани, в квартире тёти, он, разбегавшись с родными и двоюродными братьями и сестрами, толкнул нечаянно маленький столик, с которого упал на пол и разбился вдребезги стеклянный графин. В комнату вошла тётя.

Кто разбил графин, дети? – спросила она.

Не я, не я, - говорил каждый.

Не я, - сказал и Володя.

Он испугался признаться перед малознакомой тётей, в чужой квартире; ему, самому младшему, трудно было сказать: «Я», когда все остальные говорили легкое: «Не я». Вышло таким образом, что графин сам разбился. Прошло два или три месяца. Володя давно уже уехал из Кокушкино и жил в Симбирске. И вот раз вечером, когда дети уже улеглись, мать, обходя на ночь их кроватки, подошла и к Володиной. Он вдруг расплакался.

Я тётю Аню обманул, - сказал он, всхлипывая, - я сказал, что не я разбил графин, а ведь это я его разбил.

Мать утешила его, сказав, что напишет тёте Ане и что она, наверное, простит его».

Вопросы: Понравился рассказ? Почему? Как называется рассказ?

Кто главный герой? Что с ним произошло?

Почему Володя сразу не признался, что это он разбил графин?

Как, вы думаете, что чувствовал Володя, когда разбился графин?

Отчего Володя расплакался ночью?

Почему Володя, спустя время, решил признаться маме в совершенном проступке?

Как, вы, думаете, что Володя почувствовал, когда признался в своем проступке?

Как бы вы поступили на месте мальчика?

Какая пословица подходит к этому рассказу?

Самостоятельное чтение детей. Выбор ключевых слов или фраз.

Пересказ рассказа детьми.

5. Подведение итога:

Сегодня мы говорили с вами о правде и лжи. Правда и ложь, так же как добро и зло, ходят рядом. Пока вы еще школьники и не полностью осмысливаете эти понятия. Хорошо то, что вы понимаете: говорить правду нужно не боясь, а ложь обходить стороной. В заключение я хочу прочитать стихотворение:

На свете так бывает,

Порой не разберешь:

С тобою правда рядом

Иль вкрадчивая ложь?

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только