Шая исаакович. Энциклопедия челябинской области

(настоящее имя Шая) (26 февраля 1876, город Невель Витебской губернии, – 28 октября 1941, поселок Барбош Куйбышевской области). Из семьи подрядчика. Окончив зубоврачебную школу, работал зубным техником. Член Российской социал-демократической рабочей партии(РСДРП) с 1903, большевик. Вел революционную работу в Петербурге, Кронштадте, Сестрорецке, Москве и других городах. Участник Революции 1905 – 07. В 1906 член Петербургского комитета, в 1909 член Московского комитета РСДРП. В 1909 арестован и сослан в Нарымский край, в 1910 бежал. В 1912 на 6-й (Пражской) конференции РСДРП избран членом Центрального Комитета и его Русского бюро. В 1913 вновь арестован и выслан в Туруханский край.

После Февральской революции 1917 представитель ЦК в Петербургском комитете большевиков, делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП(б). В мае Я.М. Свердлов, посылая Голощекина на Урал, сообщал местным большевикам: "К вам на Урал поехал товарищ Филипп... Человек... очень энергичный, с правильной линией" ("Ленинская гвардия Урала", Свердловск, 1967, с. 196). Член и секретарь Пермского комитета РСДРП(б), затем член и секретарь областного комитета. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (2 июля – 3 августа). Был членом Пермского, затем Екатеринбургского Советов, членом исполнительного комитета Уральского областного Совета. Формировал и возглавлял Красную Гвардию. В середине октября в качестве делегата 2-го Всероссийского съезда Советов РСД прибыл в Петроград. Вошел в Петроградский Военно-революционный комитет(ВРК), участвовал в Октябрьском вооруженном восстании. На 2-м съезде Советов РСД избран членом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета. Участвовал в переговорах ВЦИК с Викжелем. Голощекин вспоминал, что перед его отъездом на Урал В.И. Ленин ориентировал на оттягивание созыва и последующий разгон Учредительного Собрания (см. "От Февраля к Октябрю", М., 1957, с. 112 – 14). По приезде в ноябре в Екатеринбург добивался ликвидации созданного здесь объединенного Комитета Народной Власти из представителей ряда социалистических партий. Участвовал в ликвидации прежних местных государственных структур. С декабря член Екатеринбургского комитета РСДРП(б).

С января 1918 комиссар юстиции Урала, с февраля комиссар областного военкомата, член обкома партии и областного Совета. Выступал против заключения Брестского мира, изменив позиции по этому вопросу на 7-м съезде РКП(б) (март), делегатом которого был. Назначенный в мае военным комиссаром Уральского военного округа(ВО), Голощекин формировал красногвардейские и красноармейские части и отряды для борьбы с войсками атамана А.И. Дутова, затем с восставшими чехами, белогвардейцами. Вместе с председателем исполнительного комитета Уралсовета А.Г. Белобородовым играл определяющую роль в переводе царской семьи из Тобольска в Екатеринбург и последующем ее расстреле. Участник Гражданской войны. Затем на партийной и советской работе. Арестован 15 октября 1939 по указанию Л.П. Берия и 28 октября 1941 расстрелян на основании заключения, утвержденного заместителем наркома внутренних дел и прокурором СССР. Реабилитирован в 1961.

Невель, расположенный между Псковом и Витеб­ском, известен еще со времен Ивана Грозного. Он сто­ит у впадения реки Еменки в озеро Невель, давшее название этому городку. Вокруг, до горизонта - песча­ные холмы, поросшие сосновыми лесами, меж холма­ми - озера, и такая красота, что дух захватыва­ет. Красота окрестных пейзажей гра­нила душу человека, звала ее к совершенству.

Неслучайно в этом средоточии красоты родилась выдающаяся пианистка XX века Мария Юдина, сумев­шая своим дивным исполнением музыкальных про­изведений передать слушателям первозданность моцартовской музыки, обжигающую страсть Бетховена и вселенскую меланхоличную грусть Шопена.

Здесь, в Невеле, родился теоретик искусства и ли­тературовед Михаил Бахтин. Здесь, под Невелем, защищая эту земную красоту, погибла пулеметчица Маншук Маметова - Герой Советского Союза, и благодарные невельцы поставили ей памятник на одной из тихих городских площадей.

Остается загадкой: как в этом благосло­венном месте, взывающем к духовности и красоте, мог уродиться, человек, несущий в себе сатанинский ген зла и разрушения – Филипп Голощекин.

Родился он в 1876 году в добропорядочной семье. Отец - подрядчик средней руки, таких семей в Невеле – полгорода, занимался мелкими подрядными работами, имел торговлю дровами, а также содержал городскую бойню. Его старший брат как бы в противовес этому держал книжную лавку в Витебске, был очень порядочным человеком, оставившим о себе добрую память.

Филипп учился сначала в городской четырехклассной школе. Затем окончил шесть классов гимназии. А завершил свое образование в зубоврачебной школе в Риге, так что по специальности он зубной техник. Дальше у него начались «разборки» с эпохой, которой он пытался «выбить зубы» и «вставить» челюсть. То же самое эпоха пыталась сделать с ним.

Членом РСДРП он стал в 1905 году в Вятке. И начался его быстрый подъем по партийной лестнице: член Петербургского комитета РСДРП, потом Московского, ссылка в Нарым, побег из ссылки и участие в Пражской партконференции, снова ссылка - теперь уже в Туруханский край в компании со Свердловым.

Из Туруханска его вызволила Февральская революция, и он, естественно, принимает самое активное участие в Октябрьском перевороте, а затем и в гражданской войне. При этом Голощекин занимает довольно ответственные партийные посты не только в Центре, но и в городах Сибири и Урала. «Это типичный ленинец… человек, которого кровь не остановит. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми чертами дегенерации». Такую откровенную характеристику дает ему соратник по партии Владимир Бурцев.

<…> 13 сентября 1925 года Голощекин вступил в обязанности первого секретаря крайкома ВКП (б) Казахской АССР. Человеком он был истеричным, хамоватым и амбициозным. Должности, которые он занимал вдали от Центра, судя по всему, не очень-то отвечали его амбициям. В Казахстан он явился этаким Бонапартом, готовым перекроить мир под себя. В одном из докладов так и заявил: «Если возьмем Казахстан до Октября - я бы назвал его доисторическим Казахстаном, - Казахстана не существовало».

По его убеждению, в казахском ауле не произошло революции, ликвидации эксплуатации, и вообще, «казахский аул не был затронут Октябрем». И он вознамерился организовать в Казахстане «малый Октябрь». На V Всеказахстанской краевой конференции ВКП (б) Голощекин предложил для начала распустить Казобком и создать Временное Бюро ЦК РКП (б) на один год, «чтобы остановить дальнейшее разложение партийно-советских кадров в Казахстане и оздоровить застойную атмосферу».

Конечно, Казобком распускать не стали, до столь крайних мер дело не дошло, хотя парторганизация Казахстана отличалась некоторой экзотикой. Например, делегат партконференции Сафарбеков сообщил, что «есть ячейки, которые взимают членские взносы лошадьми», что привело Голощекина в ярость. Кстати, в то же самое время в отчетах и постановлениях Казкрайкома начинает мелькать имя Николая Ежова.

Он даже был замом Голощекина - вплоть до своего отбытия в Москву на курсы марксизма в Комакадемии. Чтобы стать впоследствии главным палачом Совдепии…

Вот что пишет о Голощекине Ерлан Медеубаев в статье "Палач царской семьи и автор «малого Октября» («Первые лица государства: политические портреты», Алматы, 1998, с. 231–245): «Во многом усилиями Голощекина в крайкоме партии была создана нездоровая атмосфера, когда межгруппировочная борьба принимала склочный характер, большая часть времени и сил партийных работников, деятелей культуры уходила на выяснение отношений. В такой обстановке, видимо, было удобнее устраивать „охоту на ведьм“, навешивать на неугодных людей политические ярлыки».

Как и большинству его коллег из Центра, Голощекину не давало покоя то, что казахи кочуют, т. е. с его точки зрения «ведут допотопный феодальный образ жизни, никак не совместимый с понятиями социализма». Необходимо было в срочном порядке добиться, чтобы они перешли к оседлости. Здесь, по мнению Голощекина, альтернативы не было, и быть не могло. Скотоводов надо привязать к земле и принудить к земледелию.

Ему пытались объяснить, что сделать это непросто, менталитет у номада другой. Номады считали святотатством вторгаться в лоно земли. Взрезать ее плугом, лопатой - значит, ранить тело земли. Это искони жило в душе казаха-кочевника. Тут нужна была долговременная, постепенная психологическая перестройка.

Алихан Букейханов, принимая участие в статистической экспедиции Щербины по Казахстану в 1913 году, тщательно проанализировал ситуацию касательно традиции кочевничества. И пришел к выводу: чтобы сделать кочевника оседлым, безболезненно изменить его психологию, убедить его в том, что оседлый образ жизни неизбежен, понадобится 250 лет. Кто-то из близкого окружения подсунул эту мысль Голощекину. «250 лет!» - у него от бешенства вздернулся клин бороды, побагровела шея, он буквально онемел от гнева. А когда обрел способность говорить, отчеканил с металлом в голосе: «Мы сделаем это за два-три года!» Тут очень кстати подоспела коллективизация.

Надо сказать, что скотоводческое хозяйство Казахстана в течение всего предшествующего столетия подтачивалось колонизаторской политикой царизма. Строительство оборонительных линий нарушало маршруты кочевок, сокращало количество пастбищ. Для нужд переселенцев, потоком прибывающих в Казахстан (1 миллион 300 тысяч - к 1917 году), под пахотное земледелие у кочевников отрезались лучшие угодья.

Страшным бичом для скотоводов были и периодически настигавшие их джуты. В течение полувека, предшествующего 1917 году, джуты обрушивались на Степь 12 раз. Усугубляли положение непосильные налоги - они вели к обнищанию. Но налоги не шли ни в какое сравнение с драконовскими порядками, введенными в годы военного коммунизма и продразверстки, согласно которым Казахстан должен был поставлять ежегодно 64 тысячи тонн мяса. Скот повсеместно шел под нож.

К 1920 году количество скота в Казахстане сократилось в пять раз. Следствием этого был голод, разразившийся в 1921 году, голодом было охвачено треть населения Казахстана. И не будет преувеличением сказать, что в канун коллективизации скотоводческое хозяйство Казахстана уже находилось на грани катастрофы. Но реальное положение вещей мало кого интересовало в Совдепии. Большевикам «запорошила мозги» идея о тотальной коллективизации.

Впрочем, до коллективизации и последующего голода по Казахстану прокатилось несколько волн весьма крупномасштабного грабежа населения. Началом этому послужило принятие 27 августа 1928 года постановления КазЦИК и СНК Казахстана «О конфискации байских хозяйств». Ленин еще в 1919 году, отвечая на вопрос казахстанцев-делегатов VIII съезда РКП (б), каким образом можно подорвать экономическую силу баев в ауле, прямо напутствовал: «Очевидно, вам придется раньше или позже поставить вопрос о перераспределении скота».

И вот в ноябре 1927 года, на VI Казахстанской партконференции, вопрос этот встал, как говорится, ребром: экспроприация баев стала неизбежной. А потому необходимо «изъятие у крупных баев части скота и инвентаря», что должно привести к «осереднячиванию» аула, развитию его производительных сил и еще большему закреплению союза пролетариата с трудящимися массами аула.

Здесь можно было бы восхититься новоязом тех лет, подивиться пустой идеологической трескотне и убогой демагогии, если бы все это не стало руководством к действию. Преступность большевистских деяний получила свое изощренное проявление и в том, что они сумели задействовать бедноту, пробудить в ней самые темные инстинкты, поставить на службу себе.

Разумеется, Голощекин не смог бы осуществить в одиночку свои замыслы, тем более что за восемь лет пребывания в Казахстане он почти не выезжал на места, безвылазно сидел в столице. Ему нужны были подручные, ему нужен был покорный аульный партактив, который послушно, как по нотам, выполнял бы его директивы. И он создал этот актив в кратчайшие сроки.

Первоначально его опорой были уполномоченные, рассылаемые в аулы. На хлебозаготовки в 1928 году крайком по распоряжению Голощекина направил 4812 уполномоченных. Они были вроде бродильной закваски, подчиняя себе аульную бедноту, которая вошла в союз «Кошчи», объединивший 230 тысяч человек. Из них-то и формировались комбеды и ударные отряды, скажем так, «конфискаторов» и «коллективизаторов».

«Таким образом, в начале коллективизации, - делился своими откровениями Голощекин, - мы опирались на наших уполномоченных, на небольшой партийный и советский аппарат аула, который мы вырастили за это время, а в основном мы опирались на организованные в процессе самой конфискации бедноту и батраков, осознавших свои классовые интересы».

Все так, только в основе этого «осознания» лежала откровенная лицензия на грабеж. Первым пунктом этого грабежа была конфискация имущества баев, начавшаяся осенью 1928 года. Вслед за постановлением КазЦИК и СНК КазССР «О конфискации байских хозяйств» появляется директива «Об уголовной ответственности за противодействие конфискации и выселению крупнейшего полуфеодального байства».

Во всем любил размах Голощекин и первоначально наметил «прижать к ногтю» 1500 байских хозяйств, в каждом из которых было 150 голов скота. Но в ЦК, ознакомившись с планом конфискации, его одернули, и план уменьшили вдвое, в результате конфискации подлежали те, у кого было по 400 голов скота.

Трудно представить сейчас, как это происходило и что именно отбирали. Но вот в газете «Советская степь» за 13 ноября 1928 года напечатаны цифры по Актюбинскому региону об экспроприированных «богатствах» этих баев. В 60 хозяйствах, кроме скота, были изъяты 16 юрт, 11 землянок (!), 17 единиц сельхозтехники, 26 ковров и 26 кошм. Можете себе вообразить, какое представление о богатстве было у подручных Голощекина, «осознавших свои классовые интересы»…

Конфискации подлежали 700 байских хозяйств. Но это было лишь начало. Той же осенью почти 54 тысячи хозяйств обложили повышенным налогом, их обобрали на 14,4 миллиона рублей. Под воздействием резко возросшей нормы налогообложения значительная часть хозяйств, используя терминологию тех лет, «самораскулачилась», или, точнее говоря, раскрестьянивалась, уходя в города. Ведь одновременно началась кампания по хлебозаготовкам.

Надлежало заготовить 63 миллиона пудов хлеба. Чабаны вынуждены были за бесценок продавать скот и по заоблачным ценам покупать зерно, чтобы сдать его государству. Если кто не согласен… с такими разговор короток: к стенке! Так называемые «раскулачиваемые» подводились под целый ряд статей уголовного характера. При этом отсутствовало какое-либо подобие судебного разбирательства.

Все решалось оперативными «тройками», созданными в нарушение Конституции и существующих законов. За пять лет, т. е. с 1929 года, были приняты репрессивные решения в отношении 22 933 лиц, из них: к высшей мере наказания - расстрелу – приговорено 3386 человек, заключению в концлагерях на срок от трех до десяти лет -13 151.

Ошеломленных хлебозаготовками людей весной 1929 года заставляли участвовать в посевной кампании. А чтобы они не уклонялись от этого, на сев командировано 10 045 уполномоченных. К тому времени в Казахстане возникла новая прослойка людей, состоявшая из активистов (белсенді) и уполномоченных, которые занимались узаконенным грабежом. У них были на то соответствующие «разрешительные» бумаги. Кстати, кое у кого было и оружие.

Этих жалящих и жирующих трутней было около 30 тысяч. Их действия были практически неподконтрольными, поскольку контроль был возможен лишь близ городов и вдоль железной дороги. На всем остальном пространстве Степи - ни сколько-нибудь надежной связи, ни средств сообщения не было.

Актив по сути представлял собой совокупность банд, которые пользовались крайкомовскими директивами как еще одним поводом для грабежа и злоупотреблений. Степь была охвачена вакханалией грабежей. Последним толчком к катастрофе стала голощекинская директива о «коллективизации на основе оседания». Согласно ей, требовалось ликвидировать и кочевание, и проживание в мелких аулах по 5–6 юрт.

План проведения оседания был огромный - охватить 544 тысячи хозяйств в течение трех лет. Директива эта была воспринята исполнителями не иначе как команда ко всеобщему грабежу, теперь уже повальному и повсеместному.

«Оседание» начали осуществлять в марте 1930 года. Кочевников срывали с зимовок, не считаясь с падежом скота, гнали в произвольно выбранное место для «оседания», ставили в линейном порядке 300–400 юрт. Скот сгоняли рядом в один безразмерный гурт, окруженный арканом. Поить, кормить, ухаживать за ним было некому, начался неконтролируемый падеж скота.

Опять же скот надо было раздать бедноте, «осознавшей свои классовые интересы». И по возможности его раздали. Но проблемы это никак не решило. То мизерное количество скота, которое попадало в руки бедноты, не могло быть основой для самостоятельного хозяйства, и скот этот либо шел на продажу, либо пускался под нож. И потом: о каком самостоятельном хозяйстве могла идти речь в период поголовной коллективизации?

Что уж тут говорить о глубинных проблемах кочевого скотоводства, корни которых кроются в седой древности, в истории казахского народа, его традициях, смыкающихся с проблемами самого существования экосистем. Эти проблемы абсолютно не интересовали большевиков и «коллективизаторов». Но самоочевидно, что скот, варварски отнятый у владельцев и обобществленный, грубо говоря, «совершенно по-идиотски», был обречен на гибель.

Большевиков даже обескураживало столь несознательное отношение скота к идее коллективизации. «Животноводство проявляет неустойчивость при переходе от натурального хозяйства к социалистическому», - глубокомысленно констатировал Голощекин.

Скот погибал от бескормицы, отсутствия ухода. Много скота было расхищено на вполне, так сказать, «законных» основаниях тем же активом. Разумеется, все было списано на происки баев, на их злые козни. Даже то, что какая-то умная партголова предписала колхозам зимой 1930 года сдать по 10 кг шерсти с хозяйства. Овец в лютые морозы подвергли стрижке, и несознательные овцы, понятное дело, простыли и сдохли.

В 1927 году в Казахстане было около сорока миллионов скота, к 1932 году осталось пять миллионов, то есть в восемь раз меньше! Коней было три с половиной миллиона, осталось 300 тысяч. Верблюдов было более миллиона, осталось 63 тысячи…

И грянул не голод, голодомор. Толпы голодающих из вымерших и вымирающих аулов потянулись в голодные города. Города оказались окруженными кольцом из трупов, и на улицах городов тоже лежали трупы людей. Голод 1931–1932 годов унес 1 миллион 800 тысяч жизней, вымерла треть нации. В октябре 1932 года, когда Степь была погружена в пучину голода, Голощекин устроил «пир во время чумы»: провел помпезное празднование 12-летия республики.

"В течение трех лет коллективизации, - пишет Валерий Михайлов в документальной повести «Великий джут» («Хроника Великого джута») - Голощекин совершил в Казахстане то же самое, что Пол Пот в свое время сделал в Кампучии. До революции казахи были самым многочисленным этносом среди тюркских народностей азиатского материка. Если бы не геноцид казахского народа, устроенный Советской властью, казахов сейчас было бы 40–50 миллионов. То, что сотворил Голощекин в Казахстане, сравнимо с джунгарским нашествием".


Особо следует сказать о «заслугах» Голощекина в истреблении представителей казахской интеллигенции. Магжан Жумабаев, Мыржакип Дулатов, Ахмет Байтурсынов - сколько светлых умов ушло в небытие в те злосчастные годы!.. У Голощекина и здесь все шло по плану. Он писал Сталину, что необходимо «уничтожить оставшуюся интеллигенцию, еще раз изменить казахский алфавит; таким образом, подрастающее поколение не будет иметь возможности читать историю своего народа». В ответном письме Сталин этот план одобрил: «Товарищ Голощекин! По-моему, упомянутая в служебном письме политика в основе единственно верная».

<…> Чем же завершилась жизненная эпопея Филиппа Голощекина? Москву «бомбордировали» письмами о голодоморе в Казахстане. И в какой-то момент пренебрегать ими стало уже невозможно. Летом 1933 года верного ленинца (и сталинца?) отзывают в Москву. Здесь, как свидетельствуют биографы, его ждала жизнь партийного бонзы второй величины: квартира в центре Москвы, казенная машина, приличная должность главного государственного арбитра при СНК СССР. И хотя вокруг свирепствовали репрессии, которые не обходили стороной многих заслуженных большевиков, это не касалось Голощекина. Еще бы! Во главе НКВД стоял всесильный на тот момент Ежов, соратник и друг Голощекина по Казахстану.

Но пришел срок, и отлаженная Ежовым машина репрессий поглотила самого Ежова, а пришедший ему на смену Берия был мало знаком с Голощекиным. И, очевидно, решил познакомиться ближе. Ранним утром 15 октября 1939 года главный государственный арбитр Филипп Голощекин был арестован. Обвинения традиционные: сочувствие «троцкизму», подготовка террористического акта. То есть, как это против кого? Разумеется, против вождя всех времен и народов.

Припомнили ему и «перегибы» в коллективизации - это тоже годилось в дело. В общем, получился солидный пакет обвинений, вполне достаточный, чтобы приговорить к высшей мере. Прекрасно осознавая всю опасность ситуации, Голощекин ищет заступничества у вождя. Вот редкий документ - копия письма Голощекина Сталину. Оно стоит того, чтобы его процитировать.

«Лично.

Вождю народов секретарю ЦК ВКП (б)

И. В. Сталину,

от Филиппа Исаевича Голощекина

(подследственный Бутырской тюрьмы)

Заявление

С полной суровой ответственностью заявляю Вам, Великий Сталин, и в Вашем лице ЦК ВКП (б) и Правительству СССР о том, казалось бы, невероятном чудовищном факте, однако совершенно верном и несомненном факте. Несмотря на то, что я, Филипп Голощекин, в течение 36 лет (т. е. с 1903 г. моего вступления в партию до 15 октября 1939 г., когда я был арестован) был верным, честным, преданным членом великой Ленинско-Сталинской большевистской коммунистической партии; несмотря на то, что на всех этапах истории партии я был в передовых рядах в борьбе со всеми врагами рабочего класса, врагами Советской власти и социализма, врагами большевизма и Ленина - Сталина; несмотря на то, что в соответствии с этим я был активным участником в строительстве большевистской партии, Советской власти и социализма, несмотря на все это я, на советской, на большевистской земле 15 октября 1939 г. был арестован, сижу в тюрьме уже 22 месяца, в том числе 12 месяцев испытывал суровейший режим Сухановской тюрьмы, прошел испытание до 140–150 физически и морально мучительных допросов… За что? Ведь лживость и клеветнический характер показаний против меня врагов народа Ежова, Сафарова и Голюдова видны невооруженным глазом…

Моя просьба диктуется еще и тем, что я рассматриваю свое дело не только как личное дело. Что касается меня лично, то моя просьба диктуется желанием бороться за правду и восстановить свое честное партийное имя, чтобы иметь возможность остаток дней моих (мне 66 лет и лишение свободы, тюрьма и следствие укоротили мою физическую жизнь) совместно с великой большевистской партией под. руководством ЦК ВКП (б) и Великого Сталина жить и бороться за победу дела Ленина - Сталина в нашей стране и во всем мире. Глубоко убежденный, что большевистская правда победит.

Пишу Вам впервые лишь только потому, что за все время пребывания в тюрьме эта возможность мне представлена в первый раз.

Филипп Голощекин.

12.VIII- 41 г. Бутырская тюрьма, камера 224.

Во имя того, что я не случайный человек в партии, что дело мое не имеет только личный характер, прошу Секретариат И. В. Сталина доложить мое заявление лично Сталину».

Если письмо и дошло до адресата, то по логике, присущей вождю, оно лишь усугубило положение подследственного. Осенью 1941-го, когда фашисты оказались на подступах к Москве, наиболее именитые сидельцы Бутырки были срочно переправлены в Куйбышев. И уже здесь 28 октября без суда и следствия по одному лишь распоряжению Берия расстреляны в пригороде Куйбышева, поселке Барбош.

Берия, конечно, не голубь сизокрылый, но, как не без мрачного юмора заметил Дмитрий Верхотуров в статье «Следы великого джута», можно было бы поставить небольшой памятный бюст Берии с табличкой «Лаврентию Берия за расстрел Голощекина». Так уж вышло, что он отомстил за голодную смерть почти половины казахского народа.

____________________________________________

* По книге Б. Габдуллина «Великое кочевье. О тех, кто строил государство Казахстан: Исторические эссе». - 3-е изд. - Алматы: Хантәңірі, 2015. - 286 с.

. . 1917 - Март. Петроград. Комитет большевиков. Представитель ЦК 1917 - Ленин. Апрельские тезисы 1917 - Апрель. Седьмая конференция РСДРП . Делегат 1917 - Май. Пермь. Комитет РСДРП . Член и секретарь 1917 - Июнь. Пермь. Областной Комитет РСДРП . Член и секретарь 1917 - 02 июля - 03 августа. Москва. 6-й съезд РСДРП . Делегат 1917 - Уральская область. Екатеринбург . Облисполком. Член. 1917 - Октябрь. Петроград. 2-й Всероссийский съезд Рабочих и солдатских депутатов. Делегат, изран членом 1917 - 25 октября . Петроград. Военнореволюционный комитет. Отдел внешней и внутренней связи. Руководитель 1917 - . Вопросы (профсоюз железнодорожников). Участник переговором в с ним 1917 - Ноябрь. Уральская область. Екатеринбург . Борется за ликвидацию Объединённого Комитена Народной Власти 1917 - Декабрь. Уральская область. Екатеринбург . Комитет РСДРП . Член 1918 - Январь. Уральская область. Комиссар юстиции 1918 - Москва. Начали создаваться специальные управления - Главтоп, Главхим, Главзолото, Главсоль и Главруда 1918 - Февраль. Уральская область. Екатеринбург . Облвоенкомат. Комиссар 1918 - Февраль. Красная Гвардия . Организатор, командир. Все на борьбу с атаманом , затем , белогвардейцами... 1918 - Март. Брестский мир . Противник 1918 - Декабрь. Член ЦК РКП(б), которое до апреля 1920 г. руководило подпольной партийной работой, а затем деятельностью алтайской, енисейской, иркутской, омской, томской, акмолинской, семипалатинской, затем новониколаевской, якутской и бурятской партийных организаций 1919 - Март. Москва. VII съезд РКП(б). Делегат... поддержал Брестский мир 1919 - Апрель-Июнь. 3-я Армия. Главный политкомиссар 1919 - Август. Челябинск. Губревком. Председатель 1919 - Октябрь. Туркменкомиссия и СНК . Член 1920 - Восточный фронт . Туркестанская армия. Реввоенсовет. Член 1921 - Москва. . Председатель 1921 - X съезд партии принял курс на НЭП 1922 - 27 марта – 02 апреля. Москва. XI съезд РКП(б). Делегат 1922 - Апрель. Кострома. Губсовет. Исполком. Председатель и член Губкома РКП(б) 1922 - Октябрь. Самара. Губернский Совет. Губисполком. Председатель, член губкома РКП(б). Принял дела у 1922 - 30 декабря. Создан Советский Союз 1922 - 23 октября. Самара. Губернский Совет. Губисполком. Отменил военное положение, введенное в связи с голодом, эпидемиями и разрухой 1922 - 16 ноября. Самара. Ввел плату за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней 1922 - 10-14 декабря. Самара. Проводит Х-й Губернский съезд Советов 1923 - Самара. Губернский Совет. Губисполком. Возглавил борьбу с безработицей 1923 - Самара. Губернский Совет. Губисполком. Комиссия по борьбе с последствиями голода - "губпоследгол ". Председатель 1923 - 07 декабря. Визит М.И. 1923 - 22-26 декабря. Проводит ХI -й Губернский съезд Советов 1924 - Январь. Проводит траурные мероприятия, связанные со смертью и похоронами Ленина В.И. 1924 - Май. ЦК РКП(б) ликвидировано 1924 - 23-31 мая. Москва. XIII съезд 1925 - 30 января. Самара. Открыто отделение Общества старых большевиков 1925 - 14 апреля (другие источники указывают - 07 сентября). Передал дела своему заместителю - Н.П. 1925 - Октябрь. Казахский крайком РКП(б). Первый секретарь... извёл изрядное количество кочевников, переводя их на оседлый образ жизни 1925 - 18-31 декабря. Москва. XIV съезд РКП(б). Кандидат в члены ЦК 1927 - 02-19 декабря. Москва. XV съезд ВКП(б). Член ЦК 1930 - 26 июня-13 июля. Москва. XVI съезд ВКП(б). Член ЦК 1933 - Москва. СССР. Главный 1934 - 26 января-10 февраля. Москва. XVII съезд ВКП(б). Член и СССР 1939 - 15 октября. Арестован по указанию Лаврентия 1940 - 07 августа. ВС СССР задним числом назначил Генерального прокурора СССР В.М. 1941 - Октябрь. Заключение по делу подписали Прокурор СССР В.М. и Серов И.А. - Заместитель НКВД 1941 - 18 октября. Куйбышевская область . Посёлок . Растрелян 1944 - Ленинград. Родился внук - Давид Семёнович Голощёкин. 1953 - 05 марта. Смерть Сталина 1956 - 25 февраля. Хрущёв Н.С. Доклад О культе личности 1961 - Реабилитирован Литература Бузунов В., Моисеева Е., Талантливый организатор, в кн.: Ленинская гвардия Урала, Свердловск, 1967 Герои Октября, т. 1, Л., 1967, с. 283-84 История Казахстана. Белые пятна: Сборник статаей. Алма-Ата, 1991 Михайлов Владимир. "Хроника Великого джута" Плотников И.Ф., Во главе революционной борьбы в тылу колчаковских войск. Бюро ЦК РКП(б) в 1918-20 гг., Свердловск. 1989 Следы Великого джута
Газета "Наш Мир "

Оседание и коллективизация

В начале 1930 года внес еще одну директиву, которая, в сочетании с уже отмеченными явлениями, оказалась последним толчком к катастрофе. Это директива о "коллективизации на основе оседания". всегда негативно высказывался о казахском кочевом хозяйстве, и утверждал, что требуется ликвидировать и кочевание, и проживание в мелких аулах по 5-6 юрт. 17 декабря 1929 года бюро крайкома ВКП(б) приняло резолюцию о коллективизации и оседании казахских хозяйств, и достижении уровня коллективизации в 30% в 1930 году. Но уже в апреле 1930 года он заявил о коллективизации более 73% хозяйств.

План проведения оседания был огромный – 544 тысячи хозяйств в течение трех лет (то есть до 1934 года).Как можно судить из выступлений , он всерьез рассчитывал на осмотрительность своего актива, на их способность учета особенностей кочевого и полукочевого хозяйства при оседании и создании колхозов. Потом он неоднократно критиковал исполнителей за отсутствие такого внимательного подхода.

Но перед началом коллективизации и оседания у него уже не было действенных рычагов воздействия на свой актив, находившийся в аулах. Казахстан – страна большая, и тогда имела очень плохую связь и средства сообщения. Их трудно было даже проинформировать о чем-то, не говоря уже о контроле за ними. Контроль еще как-то можно было наладить вокруг городов и вдоль железной дороги, но в остальных местах активисты были предоставлены сами себе. В то же время актив уже представлял собой совокупность банд, которые пользовались крайкомовскими директивами как еще одним поводом для грабежа и злоупотреблений.Директива о коллективизации была ими воспринята как разрешение на грабеж, только теперь повальный и тотальный. Ранней весной кочевников стали срывать с зимовок и гнать на места оседания, не считаясь с падежом скота. Оседание с марта 1930 проводилось методом постановки в произвольно выбранном месте городков из юрт, выстроенных в прямые линии. Часть юрт отдавалась под скотные дворы, а их хозяев вселяли в другие юрты. В одном месте скапливалось до 300-400 юрт.

Началась повальная коллективизация скота, во многих местах имущества, личных вещей. В результате коллективизации, 87% колхозных и 52% единоличных хозяйств совершенно лишились скота, и не имели даже одного барана.

Скот исчезал с пугающей быстротой. Если в 1927 году в Казахстане было около 40 млн. голов скота, то в результате первой волны грабежа и заготовок он сократился до 29,5 млн. голов в 1930 году. При коллективизации началось отвесное падение его численности. В 1932 году в Казахстане было всего лишь 5,1 млн. голов. Основная часть его пала от бескормицы, от отсутствия ухода, но много скота было расхищено, продано, забито, в общем, разбазарено, как говорили в те времена. Разумеется, что актив, который насильно загнал кочевников в оседлые колхозы, взяв при этом значительную часть скота на свое личное пропитание, совершенно не позаботился о кормах, о сене. Резкое падение поголовья списывали на кулаков и баев, которые якобы "разбазаривали скот", и вымещали на них злобу за свои неудачи. При этом не прекращались кампании, хлебозаготовки, а зимой 1930 года новоиспеченных колхозников заставили сдать по 10 кг шерсти с хозяйства. Остриженные овцы вскоре пали. Были и другие подобные случаи.А что же , знал он или нет, что происходит? Судя по выступлениям 1930-1932 годов, наполненных критикой, вполне был в курсе событий. Он неоднократно критиковал извращения, перегибы, коллективизацию кочевых аулов без подготовки, отсутствие учета особенностей хозяйства, административное принуждение и так далее. Но ничего не делал, ограничиваясь только словесными разносами. По всей видимости, он всерьез рассчитывал на сознательность своего актива. Кроме того, он подавлял малейшие попытки критики сложившегося положения, и занимался этим вплоть до снятия с поста.

Катастрофа

Голод начался в конце 1931 года, в начале 1932 года началась массовая гибель людей, а летом он вошел в полную силу. В КазЦИК пошел поток сообщений и телеграмм о голоде, о смертях, о бредущих в города умирающих людях, о людоедстве. Осенью 1932 года во многих аулах не осталось ни одного живого человека. Габит Мусрепов находил в степи такие поселки: "Мертвый город из белых юрт на белом снегу. Заходим в одну юрту, в другую: все вещи на месте, а людей нет". По всем дорогам и на улицах городов валялись трупы умерших, Тургай оказался окружен кольцом из трупов. Мансур Гатауллин по время поездки в Каркаралинскую область в поселке Кент нашел базу для скота, забитую штабелями трупов, а потом и казан в котором варились детские руки и ноги.

Жертвами голода стали 1 млн. 750 тысяч человек казахов (42%). Другие народы тоже понесли чудовищные потери: украинцы – 200 тысяч человек (23%), узбеки – 125 тысяч человек (54%), уйгуры – 27 тысяч человек (43%). Это, конечно, неполные данные. Все народы в Казахстане пострадали от голода. В 1931 году откочевало 1 млн. 30 тысяч человек, в том числе 616 тысяч безвозвратно. Люди бежали от голода в разные стороны, кочевники Семиречья пробивались в Китай, несмотря на заслоны ОГПУ, истреблявшие беженцев из пулеметов. Сейчас потомки этих беженцев постепенно возвращаются обратно на Родину.

Уже в июле-августе 1932 даже высшие руководители Казакской АССР поняли, что произошло. Все, кроме . Когда в июле 1932 года получил письмо о голоде от пяти представителей крайкома (Мусрепов и Гатауллин были в числе подписавшихся), он заставил его авторов каяться на партсобрании и наказал выговором. После этого от него побежали даже самые близкие сторонники. В августе 1932 года Ураз Исаев, ближайший соратник , решился написать Сталину о реальном положении в Казахстане. За что в то время не брался , все валилось из рук. В 1930 году была создана Коммуна им. , которая обанкротилась, разбазарив скот и имущество на 13 тысяч рублей, и сделав убытки еще на 13,4 тысячи рублей. Поселок имени недалеко от Кустаная, в 1932 году вымер до последнего человека. Он же не нашел ничего лучшего, как устроить в октябре 1932 года в Алма-Ате "пир во время чумы" - помпезное празднование 12-летия республики.

В феврале 1933 года, после вмешательства Сталина, был снят с поста первого секретаря крайкома ВКП(б) и отозван в Москву. Вместо него был назначен Левон Исаевич Мирзоян. Ему досталось тяжелое наследство – умирающий от голода и заваленный трупами Казахстан, полный развал хозяйства. Поля с большим трудом вспахали, но зерно, по рассказу Мекемтаса Мырзахметова, весной 1933 года сеяли с самолета – семенное зерно боялись доверить людям. По указанию крайкома, людям начали раздавать скот: из колхозного стада – 470,7 тысячи голов, из совхозов – 273,9 тысячи голов, завезено – 120,2 тысячи голов. За 1933-1935 годы колхозникам было роздано 1 млн. 116,9 тысячи голов скота. На 1 января 1935 года без скота оставались 92,8 тысячи хозяйств – 18%.

Массовая раздача скота позволила подавить голод и остановить массовую смертность. Сытой жизнь после Великого джута трудно было назвать, но все же, жизнь стала налаживаться. Оставшиеся в живых стали работать в колхозно-товарных фермах, в совхозах. О возвращении к кочевью уже и речи быть не могло: не было скота, не было юрт и необходимого имущества, умерли, не передав знаний, старики, знающие секреты кочевья. Да и, похоже, люди просто стали бояться жить одним скотоводством.

Левон Мирзоян приложил огромные усилия к становлению в Казахстане зернового хозяйства, добившись массовых поставок сельхозтехники. В 1935 году Казахстан обладал парком тракторов в более чем 13 тысяч машин. Роль Мирзояна в борьбе с последствиями Великого джута, до сих пор не находила должной оценки. Ведь именно он остановил губительный голод, и ему многие казахстанцы обязаны своим рождением. Он был чутким к людскому горю, был против высылки корейцев в Казахстан, а потом был арестован и расстрелян после того, как открыто заявил Сталину и свое недовольство методами НКВД . В Алматы и Астане есть улицы его имени.

"Эй! В аду кричи, Голощёкин!"
подписал приказ об аресте .

Ему были предъявлены обвинения в участии в антисоветской организации, антипартийной деятельности, подготовке терактов, а также во вредительстве во время коллективизации в Казахстане. Все обвинения отрицал. После завершения следствия, без суда было принято решение о расстреле. 28 октября 1941 года, в поселке Барбош, Куйбышевской области, Филипп был расстрелян. Автор книги "Хроника Великого джута" Владимир Михайлов обнаружил, что все фотографии в подшивке газеты "Советская степь", были перечеркнуты и подписаны "убийца". Причем, очень давно, чернила выцвели. Народ четко выразил свое отношение к организатору голода. И сейчас можно было бы поставить небольшой памятный бюст Берии с табличкой: "Лаврентию за расстрел ". Так уж вышло, что он отомстил за голодную смерть почти половины казахов.

Следы Великого джута

Великий джут оказал огромное влияние на казахов, так, что можно сказать, что после этого страшного голода казахи стали другим народом. Был нанесен тяжелый удар по традициям и культуре народа: от кочевого скотоводческого хозяйства остались жалкие осколки, казахи в массе своей стали оседлым народом, стали жить в городах. Исчезли те основы, которые веками питали казахскую культуру.

Когда-то казахи славились своей нарядной одеждой, богато украшенной орнаментом, много было красивых юрт с богатой обстановкой. Теперь они остались в основном, только в музеях и книгах. От ремесленной культуры, традиционных промыслов, тоже остались лишь жалкие осколки.

Были подорваны условия развития казахского языка, устного и письменного творчества. В Казахстане казахи стали меньшинством, что не могло не сказаться на последующей культурной политике. Сегодняшние трудности сохранения и развития казахской культуры и языка во многом восходят ко временам этого голода. Слишком многое было утрачено, слишком много погибло людей, не сделавших свой вклад. Казахская культура не сдала своих позиций в эпоху ускоренной модернизации, не стала ненужной, как многие считали и продолжают считать. У нее был достаточный потенциал, чтобы найти свое место в новой эпохе, таланты, если бы не погибли, смогли бы соединить традиции с инновациями. Но казахская культура была убита голодом. Ее остатки сохранились только потому, что не дали завершить его бесчеловечные социальные эксперименты и вырубить казахов под корень. Теперь казахский язык и культура, помимо всего прочего, являются памятником всем погибшим в годы Великого джута. В каждом казахском слове, песне, произведении, орнаменте живет частица этой памяти.

Перейти к: навигация, поиск В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Голощёкин.

1933 - 1939 Предшественник: Василий Владимирович Шмидт Преемник: Всеволод Николаевич Можейко
Секретарь Казахстанского крайкома ВКП(б)
12 сентября 1925 - февраль 1933 Предшественник: Виктор Иванович Нанейшвили Преемник: Левон Исаевич Мирзоян Рождение: 26 февраля 1876(1876-02-26)
НевельВитебской губернии Смерть: 28 октября 1941(1941-10-28) (65 лет)
поселок Барбош,Куйбышевская область Партия: Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)

Фили́пп Иса́евич Голощёкин (настоящее имя Исай Исаакович ) 26 февраля 1876, Невель, Витебская губерния - 28 октября 1941, посёлок Барбош, Куйбышевской области) - российский революционер, большевистский и советский деятель, председатель Самарского губисполкома, секретарь Казахского крайкома ВКП(б). Участник борьбы за установление советской власти на Урале и в Сибири. Восстанавливал хозяйство Самарской губернии, пострадавшей в результате Гражданской войны. Один из организаторов расстрела царской семьи. Кандидат в члены ЦК ВКП(б) (1924-1927). Член ЦК ВКП(б) (1927-1934).

  • 1 Семья
  • 2 Деятельность до революции
  • 3 Деятельность после Февральской революции 1917 года
  • 4 Деятельность после Октябрьской революции 1917 года
    • 4.1 Деятельность в Екатеринбурге
    • 4.2 Деятельность в Самаре
    • 4.3 Деятельность в Казахстане
    • 4.4 Главный государственный арбитр СССР
  • 5 Арест и расстрел
  • 6 Память
  • 7 Примечания
  • 8 См. также
  • 9 Литература

Семья

Из семьи еврейского подрядчика. различных источниках в качестве настоящих имён указываются Исай (на идише: Шая или Шай) и Исаак, отчества Исаевич, Исаакович, Ицкович. Партийный псевдоним - Филипп.

Супруга, Берта Иосифовна Перельман, родилась в 1876 году в семье ремесленника. Была арестована и отправлена в ссылку в Нарымский край. ссылке Берта Перельман вышла замуж за Филиппа Голощёкина. Умерла в 1918 году.

Деятельность до революции

Окончив зубоврачебную школу в Риге, работал зубным техником. 1903 вступил в РСДРП, большевик. Вёл революционную работу в Петербурге, Кронштадте, Сестрорецке, Москве и других городах. Участник Революции 1905-1907 годов. С 1906 член Петербургского комитета РСДРП, с 1907 - ответственный организатор и член Петербургского исполнительного комитета РСДРП. С 1909 работал в Московском комитете РСДРП, руководил им. 1909 арестован и сослан в Нарымский край, в 1910 бежал. 1912 на 6-й (Пражской) конференции РСДРП (был её делегатом от Москвы) избран членом ЦК и его Русского бюро. Тогда же повторно арестован и выслан в Тобольскую губернию, в город Туринск, откуда переведен в село Демьянское Тобольского уезда. декабре 1912 года бежал. 1913 вновь арестован и выслан в Туруханский край в Сибири и освобождён только после Февральской Революции. письме из ссылки к жене Яков Свердлов, близко сошедшийся с Голощёкиным в ссылке, так описывал его характер: «Он стал форменным неврастеником и становится мизантропом. При хорошем отношении к людям вообще, к абстрактным людям, он безобразно придирчив к конкретному человеку, с которым приходится соприкасаться. результате - контры со всеми… Он портится, создает сам себе невыносимые условия существования. Скверно, что у него почти нет личных связей…».

Деятельность после Февральской революции 1917 года

После Февральской революции 1917 года представитель ЦК в Петербургском комитете большевиков, делегат 7-й (Апрельской) конференции РСДРП(б). мае Яков Свердлов, посылая Голощёкина на Урал, сообщал местным большевикам: «К вам на Урал поехал т. Филипп… Человек… очень энергичный, с правильной линией» («Ленинская гвардия Урала», Свердловск, 1967. с. 196). Член и секретарь Пермского комитета РСДРП(б), затем член и секретарь областного комитета. Делегат 6-го съезда РСДРП(б) (2 июля - 3 августа). Был членом Пермского, затем Екатеринбургского Советов, членом исполкома Уральского области Совета. Формировал и возглавлял Красную Гвардию.

В сер. окт. в качестве делегата II-го Всероссийского съезда Советов РСД прибыл в Петроград. Вошёл в Петроградский ВРК, участвовал в Окт. вооруж. восст. На II-м съезде Советов РСД избран членом ВЦИК. Участвовал в переговорах ВЦИК с Викжелем. Голощёкин вспоминал, что перед его отъездом на Урал В. И. Ленин ориентировал на оттягивание созыва и последующий разгон Учредительного Собрания (см. «От Февраля к Октябрю», М., 1957, с. 112-14).

Деятельность после Октябрьской революции 1917 года

Деятельность в Екатеринбурге

По приезду в ноябре 1917 года в Екатеринбург добивался ликвидации созданного здесь объединённого Комитета Народной Власти из представителей ряда социалистических партий. Участвовал в ликвидации прежних местных государственных структур. С декабря член Екатеринбургского комитета РСДРП(б). Один из организаторов расстрела царской семьи в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года и уничтожения тел убитых.

Деятельность в Самаре

С октября 1922 года по 1925 год Ф. И. Голощекин являлся председателем Самарского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, председателем самарского губисполкома и членом губкома РКП(б). Возглавил губернскую комиссию по борьбе с последствиями голода - «губпоследгол».

23 октября 1922 г. Голощекин отменил военное положение в Самарской губернии, введенное в связи с голодом, эпидемиями и разрухой.

При нём в городе и губернии активно развивался НЭП, в рамках которого восстанавливали дореволюционные и создавали новые промышленные предприятия, возрождали транспорт, через рынки налаживали экономику села, организовывали систему ликбеза (ликвидации безграмотности) и культурных учреждений (музеев, театров и т. д.).

Деятельность в Казахстане

С октября 1925 по 1933 занимал должность первого секретаря ЦК Компартии Казахстана. Первым мероприятием в Казахстане была конфискация, проведённая осенью 1928 года. Под конфискацию попали 700 хозяйств, у которых было отобрано около 150 тысяч голов скота (в переводе на крупнорогатый скот). По признанию самого Голощёкина, первоначальные замыслы были вдвое масштабнее, и собирались конфисковать хозяйства от 1500 голов (всё далее, согласно статистике 1920-х годов, в переводе на крупнорогатый скот), и общее число «баев-полуфеодалов» должно было составить 1500 хозяйств. Но при утверждении плана конфискации в ЦК ВКП(б) и ВЦИК СССР, Голощёкина одернули, и установили другие нормы: 400 голов - кочевые хозяйства, 300 - полукочевые, 150 - оседлые. Общее число хозяйств снизилось до 700. Жертвами политики стали до 1 млн казахов (по официальной переписи населения). 1931 году откочевало 1 млн. 30 тысяч человек, в том числе 616 тысяч безвозвратно, сотни тысяч бежали в Китай. 1954 году в Китае был даже образован приграничный Или-Казахский автономный округ (ИКАО) с центром в Кульдже.

Этот голод, получивший в народе название «Ашаршылык», документально описан в книге В. Ф. Михайлова «Хроника великого джута». Эта катастрофа подтверждается советскими источниками: так, по официальным данным, согласно Всесоюзной переписи населения СССР 1926 года, казахов в СССР насчитывалось 3 968 289 человек, а уже в 1939 году согласно переписи 1939 года - всего 3 100 949 млн человек. То есть за период с 1926 го по 1939 годы после Голощёкинских реформ численность казахов на территории СССР по официальным данным сократилось на 867 340 человек. Согласно последней Всесоюзной переписи населения 1989 года численность узбеков, которых не коснулись Голощёкинские реформы 1930-х годов, составляла 16 698 тыс. человек, а казахов всего 8 136 тыс. человек.

Историк революции В. Л. Бурцев, знавший Голощёкина, сказал о нём:

Это типичный ленинец. Это человек, которого кровь не остановит. Эта черта особенно заметна в его натуре: палач, жестокий, с некоторыми элементами дегенерации. партийном быту он отличался высокомерием, был демагогом, циником. Казахов он вообще за людей не считал. Не успел Голощёкин появиться в Казахстане, как заявил, что советской власти тут нет и надо устроить «Малый Октябрь»

За 7 лет он ни разу не выезжал за пределы столицы, не интересовался, как живут люди. О проведении под его руководством коллективизации и раскулачивания в Казахстане вспоминают со смешанным чувством ненависти и ужаса.

Главный государственный арбитр СССР

В 1933-1939 - Главный государственный арбитр СССР.

Арест и расстрел

Голощёкин был арестован 15 октября 1939 года и два года провел в следственном изоляторе. Его обвиняли в сочувствии к троцкизму, подготовке террористического акта, перегибам в деле коллективизации и пр. октябре 1941-го был переведен в Куйбышев в связи с подходом Вермахта к Москве. 27 октября 1941 года Голощёкин, вместе с другими арестованными был вывезен на Барбашину (Барбошину) Поляну в поселке Барбош под Куйбышевом (ныне в черте города) и там расстрелян. Реабилитирован в 1961 году.

Память

  • Под Самарой на месте расстрела установлен памятный знак, на котором начертано: «Установлен на месте захоронения жертв репрессий 30-40-х гг. Поклонимся памяти невинно погибших…».

Примечания

  1. Революция и гражданская война в России: 1917-1923 гг. Энциклопедия в 4 томах. - Москва: Терра, 2008. - Т. 1. - С. 447. - 560 с. - (Большая энциклопедия). - 100 000 экз. - ISBN 978-5-273-00561-7.
  2. БСЭ
  3. INFO.SAMARA.RU | ПРЕДСЕДАТЕЛЬ САМАРСКОГО ГУБИСПОЛКОМА ФИЛИПП ИСАЕВИЧ ГОЛОЩЕКИН
  4. Перельманы из Лужков
  5. Ленин В. И.. Полное собрание сочинений. Т.21 - Бесплатная библиотека технической литературы «Нефть и Газ - Избранное»
  6. Интервью следователя В. Н. Соловьёва и Л. А. Аннинского Расстрельный дом (рус.) // Достоинство: Общественно-политический журнал. - 2008. - № 1.
  7. Голощёкин Ф. И. Казакстан на путях социалистического переустройства. М. - Алма-Алта, ОГИЗ, 1931, с. 198
  8. Народ не безмолвствует. Алматы, «Обелиск»-«Простор», 1996, с. 9
  9. Нейшдадт С. А. Социалистическое преобразование экономики Казахской ССР в 1917-1937 годах (от докапиталистических отношений к социалистическим, минуя капитализм). Алма-Ата, 1957, с. 122-131
  10. Главред литературного журнала «Простор» Михайлов Валерий Федорович, ГОЛОДНЫЙ БУНТ ПОДАВЛЯЛИ РАССТРЕЛОМ
  11. Шишанов В. ФАМИЛИЯ С ОТКРЫТКИ
  12. Векъахмяйхи Пюанвхи - «Жюпесахижю Б Псйюу Мйбд»
  13. Расстрел в запасной столице

См. также

  • Коллективизация в Казахстане
  • Расстрел царской семьи
  • Голод в Казахстане в 1932-1933 гг.
  • Барбошина поляна
  • Большой террор
  • Враг народа
  • Расстрелы заключённых НКВД и НКГБ (1941)
  • Репрессии в СССР
  • Сталинские репрессии

Литература

  • Бузунов В., Моисеева Е., Талантливый организатор, в кн.: Ленинская гвардия Урала, Свердловск, 1967;
  • Плотников И. Ф., Во главе рев. борьбы в тылу колчаковских войск. Си6.(Урало-Сиб.) бюро ЦК РКП(б) в 1918-20 гг., Свердловск. 1989.
  • Шишанов В. Фамилия с открытки // Витебский проспект. 2006. № 51. 21 дек. С.3.

Голощёкин, Филипп Исаевич Информацию О

Музыкант Голощекин Давид Семенович известен тем, что играет на семи музыкальных инструментах, более 55 лет исполняет джаз, играл со многими И при этом о его личной жизни практически ничего не известно, он тщательно оберегает свою приватность, что уже стало частью его легенды.

Музыкальное детство

10 июня 1944 года в Москве появился на свет будущий музыкант Давид Голощекин. Семья его уже через 6 месяцев переехала в только что освобожденный от блокады Ленинград. Этот город был родным и любимым для Семена Голощекина, отца Давида. Он работал на «Ленфильме», имел много знакомых в богемной среде Северной столицы, отличался большим обаянием и общительностью. Вокруг него всегда было очень много интересных людей. Мама Давида училась в балетной школе, но травма не позволила ей профессионально заниматься этим искусством. Мальчик рос в веселой атмосфере ленинградской богемы, он очень любил музыку, часто пел песни из знаменитых кинофильмов. Но в пять лет его жизнь изменилась.

Трудный путь к музыке

Отец маленького Давида как-то во время работы повстречался с ректором ленинградской консерватории Павлом Серебряковым и рассказал ему, что его сын все время поет разные песни из кинофильмов. Тот посоветовал ему сводить мальчика на прослушивание в знаменитую музыкальную школу-десятилетку. Мама повела сына в школу, ему сыграли мелодию на рояле, простучали ритмическую композицию, мальчик все повторил в точности - у него был Так Голощекин Давид Семенович попал в класс скрипки Татьяны Захарьиной. Раньше ему доводилось видеть скрипку только в витрине музыкального магазина во время прогулок возле Пассажа с бабушкой. Давид Голощекин не догадывался, что инструмент станет его мукой на долгие годы. Его взяли в нулевой класс, и он часами был вынужден учить гаммы, в то время как его сверстники с криками играли во дворе в футбол. Годы понадобились на то, чтобы Давид полюбил скрипку. В семье существует легенда о том, как мама однажды сломала о его спину смычок, мотивируя его к занятиям. Во втором классе он начал ходить на уроки фортепиано, и тогда полюбил свою музыкальную школу. В 15 лет за особые успехи Голощекина перевели сразу на третий курс музыкального училища в класс альта, который дался ему довольно легко, также он посещал класс фортепиано. В 1961 году он окончил музыкальное училище им. Н. А. Римского-Корсакова.

Увлечение джазом

В 12 лет Давид стал увлекаться эстрадной музыкой. Отец купил ему радиоприемник, и для подростка стал лучшим занятием поиск музыкальной волны. Так он заочно узнал многих выдающихся музыкантов того времени: Уиллиса Коновера, Николая Минха, Юрия Шахнова. Также большое влияние на Давида оказали вечеринки в родительском доме, на которых звучала самая модная музыка. В школе началось и его серьезное увлечение джазом. Он познакомился с саксофонистом Сашей Зверевым, который разглядел в Давиде большие способности. Они начали дружить и слушать самую передовую музыку: Б. Уэбстера, И. Джеккета, К. Хокинса. Так Давид Голощекин, джаз для которого стал судьбой, нашел свое новое призвание. В 16 лет он начал играть на танцах, но продолжал общаться с компанией Саши Зверева, в которую входили несколько яростных фанатов джаза.

Начало взрослой жизни

Когда Давиду было 16 лет, его родители развелись, и мама уехала в Москву. Отец был занят своей новой жизнью, и юноша начал жить самостоятельно. В конце 50-х годов он познакомился с пианистом Юрием Вихаревым, организатором первого ленинградского джаз-клуба, большим знатоком джазовой музыки и обладателем великолепной фонотеки. У него Давид услышал лучшие джазовые произведения. В 1961 году Вихарев решил собрать джазовый ансамбль и предложил Голощекину освоить контрабас и войти в коллектив. Давид стер все пальцы в кровь, но научился играть на контрабасе в считаные дни. И для него началась новая жизнь.

Первые сценические опыты

20 апреля 1961 Давид Голощекин после нескольких месяцев репетиций впервые вышел на сцену на Таллиннском джазовом фестивале. В коллектив Вихарева, кроме Давида, вошли саксофонист М. Дворянчиков и ударник С. Стрельцов. Они недолго играли вместе, но этот опыт стал для Давида очень значимым.

Карьера профессионального музыканта

После окончания училища Давид Голощекин оформился пианистом и скрипачом в Концертное объединение. С 1962 года он начинает работать в коллективе в ревю Аллы Ким и Шалвы Лаури. Джазом в то время зарабатывать было невозможно, поэтому в течение нескольких лет Голощекину приходилось совмещать любимое дело с обязательной работой в официальных коллективах. После ансамбля Ю. Вихарева Давид приходит в октет И. Петренко, где выступает в качестве пианиста. У него не было большой пианистической школы, но в училище ему удалось получить основные навыки игры на рояле. В октете он нарабатывает новую технику, в этом ему большую помощь оказывает Аркадий Мемхес. Он стал наставником Голощекина не только в освоении пианино, но и в развитии музыкального вкуса, именно он привил Давиду чувство свинга. В октете Давид начинает делать свои первые аранжировки, они много выступают, работают на телевидении. У Голощекина появляются многочисленные знакомства. И когда через год октет распался, он уже довольно легко находит себе новое применение. Он играет в нескольких коллективах, выступает как солист и как музыкант ансамблей, официальным местом работы на какое-то время становится оркестр во Дворце культуры им. С. Кирова. Также он по приглашению друга отца Павла Нисмана начинает преподавать в первой джазовой школе.

В 1964 году Давид проходит прослушивание в оркестр МВД, но поработать там ему не удалось: он уехал на гастроли, и история осталась незавершенной. По приглашению Г. Гольштейна он пришел в оркестр Иосифа Вайнштейна, который был в то время очень известен. Здесь Голощекин обрел учителя и поверил в себя. Позже он будет называть работу в этом оркестре самым счастливым периодом своей жизни. Через некоторое время целую группу этого коллектива, в том числе Давида, позвали во вновь открывающийся оркестр под управлением Э. Рознера. Это были очень насыщенные времена, было очень много выступлений, Голощекин участвовал во многих фестивалях, концертах, какое-то время он даже руководил оркестром. В 1967 году он на несколько месяцев уезжает в Одессу, где руководит коллективом «Гамбринус-67», там он играет на духовых и на скрипке. Когда он вернулся в Ленинград, публика еще долго не могла привыкнуть к тому, что Давид Голощекин, фото которого уже нередко появлялось в прессе - мультиинструменталист, все привыкли видеть в нем пианиста. К этому времени у Давида была уже отличная джазовая репутация, даже слава, и он все сильнее ощущал потребность в своем коллективе.

Ансамбль джазовой музыки

В конце 1968 года при Доме культуры им. Ф. Дзержинского официально появился ансамбль джазовой музыки под руководством Д. Голощекина. Его основу составила команда, которая уже некоторое время существовала вместе, играя в джаз-клубе «Квадрат». В коллектив вошло пять человек, Давид в нем играл на флюгельгорне. В ДК они регулярно играли программу «Два часа джаза», также давали концерты в других помещениях. В 1972 году ансамблю удалось записать пластинку на фирме «Мелодия». Позже директор этой записывающей компании В. Сухорадо решил, что неплохо было бы показать такой отличный коллектив за рубежом, и взялся за организацию гастролей ансамбля. Благодаря ему Голощекин и компания выступили на Фестивале молодежи в Гаване. Эта поездка принесла Голощекину диплом лауреата и много интересных знакомств. С 1982 года Давид Голощекин и его ансамбль работают в баре «Москва» и начинают интенсивно гастролировать. Коллектив продолжает работать и сегодня, но Давид Семенович много выступает в других командах и сольно.

Концертная деятельность

Дав первый концерт в 1961 году, Голощекин продолжает выходить на сцену и сегодня. В 1971 году Голощекин удостоился величайшей чести и играл в концерте Дюка Эллингтона в Ленинграде. С 1982 по 1989 год Давид и его ансамбль сотрудничают с фирмой «Ленконцерт», что позволило им наладить систематическую гастрольную деятельность. Они играли свою программу во многих уголках СССР и за рубежом, выступления неизменно проходили с аншлагами. Программа состояла из двух отделений: в первом ансамбль исполнял многие знаменитые инструментальные произведения, а во втором главная роль отводилась солистке - Эльвире Трафовой. Такая структура концертной программы была уникальной для российской сцены. В 1989 году в Ленинграде открывается единственная в России в которой «домашним» исполнителем является группа Давида, которой довелось принять участие в концертах многих знаменитых джазменов. И сегодня Давид Семенович работает в филармонии, проводит там ежегодный конкурс «Осенний марафон» для начинающих исполнителей и фестиваль «Свинг белой ночи». В 1989 году впервые Голощекин с ошеломительным успехом гастролирует по США - родине джаза. В конце 90-х годов в Новосибирске сложилась команда «Старое джазовое трио», с которой Голощекин дает концерты, когда бывает в столице Сибири, а бывает это как минимум раз в год. В начале 21 века появилась еще одно регулярная форма выступлений: парные концерты. Давид Голощекин и Николай Сизов, два выдающихся пианиста, в дуэте играют джаз в программе «В четыре руки». Такие концерты требуют особого чувства ансамбля и слаженности дуэта.

Дискография

Свой первый диск Голощекин с ансамблем записывает еще в 1972 году. Затем почти ежегодно выходят сольные и сборные пластинки, в работе над которыми принимает участие музыкант. Всего на его счету около 30 дисков. Диск «Избранное» 2004 года стал настоящим бестселлером такого исполнителя, как Давид Голощекин. "Когда плачет скрипка цыгана" - произведение, которое знают буквально все поклонники русского джаза. Кроме работы со своим ансамблем, джазмен не раз участвовал в записях с другими коллективами: «Старым джазовым трио», оркестром Вайнштейна, коллективом Г. Гольдштейна. Несколько дисков с исполнением джаза Голощекиным вышли на Западе.

Композиторское творчество

Давид Голощекин, биография которого в течение более чем 60 лет связана с джазом, не мог не попробовать себя в написании музыки. Первые аранжировки он создает еще в 60-х годах 20 века. Позже в программах его ансамбля часто звучат его интерпретации великих композиций. В качестве автора собственной музыки чаще всего Голощекин востребован в театре и кино. В 1987 году он пишет музыку к спектаклю «Самоубийца» театра им. А. Пушкина. В 1999 году режиссер С. Спивак приглашает Давида для участия в спектакле «Двое на качелях», где музыкант предстал в трех ипостасях: композитор, саксофонист и актер. Его музыка звучит в четырех кинолентах, также в четырех фильмах он сыграл небольшие роли, хотя, по его словам, сниматься ему совершенно не нравится.

Работа на радио

Давид Голощекин начал вести радиопередачу «Джазовый калейдоскоп» на станции «Радио Петербург» еще в 1995 году и продолжает еженедельно выходить с нею в эфир. С 2011 года он ведет программу «Весь этот джаз» на станции «Радио Эрмитаж». В течение нескольких лет он вел передачу с таким же названием на «Радио Рокс». Во всех передачах Голощекин ставит записи из своей богатейшей фонотеки и рассказывает о великих джазменах, многих из которых он знал лично.

Личная жизнь

Джазмен Давид Голощекин, личная жизнь которого интересует многих людей, является одним из самых таинственных музыкантов. Он категорически отказывается говорить о своей семье, о подробностях частной жизни, своих интересах и увлечениях. Ему очень часто приписывают семейные отношения с солисткой ансамбля, которым он руководит, Эльвирой Трафовой. И сам Голощекин категорически опровергает такой факт. Это редкий случай, когда он с определенностью говорит о своей личной жизни. Только близкие друзья знали о том, кто жена джазмена. Но однозначно известно, что семья у Голощекина была. Но не так давно он овдовел.