Урок чтения петя рисует а барто. Библиотечный урок по творчеству А.Л

План – конспект

урока чтения в 3-а классе

на тему «А. БАРТО. УЕХАЛИ» .

Цель урока:

познакомить учащихся со стихотворением А. Барто «Уехали».

Задачи урока:

1) учить детей интонационно, выразительно передавать эмоциональный смысл читаемого стихотворения А. Барто «Уехали»

2) корригировать и развивать эмоциональные психические процессы детей через анализ собственных ощущений, чувств и эмоций при чтении стихотворения А. Барто «Уехали»

3) воспитывать ответственность по отношению к животным, которых мы приручили, побуждать брать пример с героев стихотворения А. Барто «Уехали»

Тип урока: урок ознакомления с новыми знаниями и умениями

Оборудование:

Колонки

Проектор

2) Средства наглядности:

Напечатанный текст «Мы в ответе за тех, кого приручили»;

Подборка иллюстраций «настроение собаки» (печальный, довольный, злой, радостный);

Презентация «Эмоции»;

* портрет;

* карточки для индивидуальной работы;

Учебник: Книга для чтения. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Авторы - составители, (стр. 69 - 71).

I . Организационный момент .

Приветствие гостей.

Прозвенел уже звонок.

Начинается урок.

Мы сегодня не одни.

Гости на урок пришли.

Повернитесь поскорей,

Поприветствуйте гостей!

Сядьте ровно, ножки вместе,

Руки положи на стол.

Подтянитесь, улыбнитесь

И тихонько все садитесь,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы – ученики.

Приветствие «Здравствуйте!»

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

· желаю (соприкасаются большими пальцами);

· успеха (указательными);

· большого (средними);

· во всем (безымянными);

· и везде (мизинцами);

· Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Какое сейчас время года? Сколько зимних месяцев вы знаете? Назовите.

Какой скоро наступит праздник? Расскажите стихи.

Какое время года было до зимы? Сколько осенних месяцев вы знаете? Назовите.

Кто помнит стихи про осень? Расскажите.

Какое время года наступит после зимы? Сколько весенних месяцев? Назовите.

Какое сегодня число, день недели?

Какое произведение вы читали на прошлом уроке? Как оно называется? («Удивительная верёвка»)

Кто герои этого произведения? О ком это произведение? (котёнок, мальчик, люди)

Что произошло с котёнком? (котёнок оказался в канале с водой)

Как окружающие люди отнеслись к этому происшествию? Было ли им жалко котёнка? Переживали ли они за его судьбу? (…)

Как начали действовать люди? Пытались ли они помочь котёнку? (…)

Найдите в тексте отрывок, где описывается то, как люди спасали котёнка.

Какова была дальнейшая судьба котёнка? Что с ним произошло в конце рассказа? (паренёк забрал котёнка домой)

Найдите в тексте отрывок, подтверждающий это

(Дети читают найденные отрывки текста)

Как вы думаете, почему мальчик так поступил? Почему забрал котёнка домой? (…)

Один из героев романа Антуана де Сент – Экзюпери ответил бы на этот вопрос такой фразой «Мы в ответе за тех, кого приручили ».

(На доску выносится фраза «Мы в ответе за тех, кого приручили»)

Что значит, ребята «приручили»? (сделать ручным; создав в ком-нибудь чувство привязанности)

Должны ли мы быть в ответе за тех, кого приручили? И что это означает? (…)

III . Сообщение темы урока.

Постановка учебно – познавательной задачи.

Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением, после прочтения которого, мы попытаемся согласиться или не согласиться с предложенной фразой писателя.

(Учитель вновь актуализирует внимание детей на фразе, зафиксированной на доске)

Но сначала давайте послушаем песню, которая подскажет нам, о ком новое произведение. (Учащиеся просматривают отрывок и слушают песню о собаке из к/ф «Приключения Электроника»)

Кто такой Электроник? (робот)

Кто его создал? (Профессор Громов)

О ком поют дети? (о собаке)

Откройте учебник на стр. 69

(Дети открывают книги)

Это стихотворение написала детская поэтесса Агния Барто. Прочитайте его название (…)

Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? Чем на уроке мы сегодня будем заниматься? (…)

IV . Изучение нового материала.

1. Творчество

Детская поэтесса Агния Барто

и характерные черты ее стиля

Детская поэтесса Агния Барто - один из самых известных и любимых читателями детских поэтов. Ее стихи известны многим, и юным читателям и взрослым. Веселые и интересные стихи Агнии Барто понятны каждому ребенку. Она имеет особый дар говорить с детьми. Поэтесса всю жизнь посвятила детям, их воспитанию и проблемам. Поэтому она в своих стихах рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми маленький читатель общается в детском саду или в школе. Чаще всего это совсем не примерные дети, среди них есть ребята, совершающие не образцовые поступки. Шутливо рассказывает она о разных поступках героев, не забывая видеть и хорошие их черты. Читая стихи Агнии Барто, ребенок обязательно увидит, кому следует подражать, а на кого лучше не быть похожим.

Основная масса стихотворных произведений Агнии Барто написана для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно читать и запоминать их. В своих произведениях Агния Барто как будто разговаривает с ребёнком на простом бытовом языке, без излишних описаний и лирических отступлений, причём при прочтении стихов создаётся ощущение, что беседу ведёт ровесник ребёнка. Стихотворения Агнии Барто всегда на современную тематику и посвящены описанию истории, случившейся совсем недавно. Для стиля Агнии Барто очень характерно называть своих персонажей по имени. Известные стихотворения Агнии Барто – «Мы с Тамарой», «Наша Таня горько плачет» и «Лёшенька, Лёшенька, сделай одолжение». Мало кто знает, что Агния Барто – это псевдоним поэтессы: её настоящее имя – Гетель Лейбовна Волова. Барто – фамилия первого мужа поэтессы поэта Павла Барто. Именем Агнии Барто была названа одна из малых планет, расположенная между орбитами Юпитера и Марса, а также один из кратеров на Венере.

Просмотр презентации на тему «Творчество ».

Чтение воспитанниками наизусть стихотворений для маленьких.

2. Первичное эмоциональное восприятие произведения

Как вы думаете, ребята, стихотворение с названием «Уехали» - грустное, печальное или весёлое, радостное? (…)

Отложите книги в сторону и послушайте всё произведение в целом. Подумайте, почувствуйте, какие эмоции вы испытываете во время прослушивания стихотворения, какое у вас настроение…

(Прослушивание аудиозаписи стихотворения)

Понравилось стихотворение? (…)

О ком это стихотворение? Кто его главный герой? (щенок)

3. Физкультминутка.

Сейчас мы с вами представим друг друга щенками. Встаньте возле своих парт.

Вы все видели, как маленькие щенята играют со своими хвостами – бегают за ними по кругу. Попробуйте изобразить это (Дети встают возле парт)

Во дворе щенок играл,

Прыгал, бегал и считал:

«Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова,

Три – налево поворот» –

И помчался до ворот,

А потом вздохнул и сел:

Он устал и присмирел

(Дети кружатся вокруг себя. Учитель начинает читать считалку.)

(Дети рассаживаются по местам)

3. Словарная работа. Первичное чтение .

Откройте начало стихотворения. Сейчас наша задача поработать над смысловым значением стихотворения, незнакомыми словами и выражениями. Я буду читать стихотворение по частям – вы следить, после меня читаете вы.

Учитель читает первое четверостишие (настроение жизнерадостное, голос громкий)

Щенка корми молоком,

Чтоб он здоровым рос.

Вставали ночью и тайком

К нему бежали босиком –

Ему пощупать нос.

О чём это четверостишие? (…)

Можно ли сказать, что здесь описывается то, как заботились о щенке? (…)

Каким образом заботились о щенке? Какие слова говорят о том, что о щенке заботились? Найдите эти слова в тексте (кормили, вставали ночью, бежали, пощупать нос)

Что значит бежали босиком, когда ночью бегают босиком? (когда часто и ненадолго встают, устают и не одевают обувь)

Зачем щупают нос щенку? (проверяют, не заболел ли)

Кто ещё такую заботу проявляет в жизни? Заботились ли о вас так когда – нибудь? (мама так заботится о малыше)

Как вы думаете, что щенок чувствовал в этот момент? Был ли он доволен, рад? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (довольная собака, злая собака)

Какая из этих картинок верно передаёт настроение щенка? Почему? (…)

Верная иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

С каким настроением прочитаем этот отрывок? (радость, забота)

________________________

Учитель читает второе четверостишие (настроение немного задумчивое, голос громкий)

Учили мальчики щенка,

Возились с ним в саду,

И он, расстроенный слегка,

Шагал на поводу.

Чему мальчики учили щенка? Чему учат собак? (дрессируют, учат командам)

Какое настроение у щенка в этом четверостишии? Найдите эти слова в тексте (расстроенный слегка)

Почему щенок был расстроенный? (наверное, ему трудно было учиться)

Что значит слегка расстроенный? Почему так сказано? Нравилось ли щенку проводить время с ребятами? (немного расстроенный, потому что ему было трудно, но он хотел учиться, ему нравилось всё же поводить время с детьми)

Что значит «шагал на поводу»? Что такое «повод»? (поводок для собаки)

У всех ли собак есть поводки? (только у тех, у которых есть хозяева)

Можем ли мы предположить, что щенок был горд за то, что у него есть хозяева, есть поводок, что он кому то нужен? (…)

Попробуйте при чтении передать слегка расстроенное настроение щенка

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает третье четверостишие (настроение бодрое, в конце четверостишия пауза, настроение задумчивое, неясное, голос стихает)

Он на чужих ворчать привык,

Совсем как взрослый пёс,

И вдруг приехал грузовик

И всех ребят увёз.

Привязался ли щенок к ребятам? Стал ли он их считать своими хозяевами? Где об этом сказано в четверостишие? (на чужих ворчать привык)

Значит, щенок стал различать «своих» и «чужих»? Как собаки относятся к «чужим»? Как относятся к «своим»? (…)

- Если щенок воспринимал ребят, как «своих», защищал их, можно ли сказать, что ребята приручили щенка? (…)

Учитель акцентирует внимание детей на ключевой записи на доске

Как заканчивается это четверостишие? Какими словами, прочитайте (…)

Что мог бы, по вашему мнению, почувствовать щенок, когда все ребята уехали? (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, грустная собака)

Как вы думаете, какая из картинок лучше показывает настроение щенка теперь? Почему? (…)

Прочитайте этот отрывок

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает четвёртое четверостишие (настроение беспокойное, темп речи быстрый)

Он ждал: когда начнут игру?

Когда зажгут костёр?

Привык он к яркому костру.

К тому, что рано поутру

Труба зовёт на сбор.

В этом четверостишии становится понятным, где проходило действие. Костёр, труба зовёт на сбор, то есть собирает всех – это происходит в летнем пионерском лагере. Скажите, почему ребята уехали? (у них закончилась смена, закончилось время отдыха, они поехали по домам)

Попробуйте во время чтения передать настроение беспокойства

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает пятое двустишие (настроение беспокойное, быстрый темп речи стихает)

И лаял он до хрипоты

На тёмные кусты.

Что значит «лаять до хрипоты»? (…)

Почему так щенок вёл себя? (…)

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает шестое четверостишие (грустное, голос тихий)

Он был один в саду пустом,

Он на террасе лёг.

Он целый час лежал пластом,

Он не хотел махать хвостом

И даже есть не мог.

Что мог чувствовать щенок в этот момент? (ему было грустно, одиноко)

Найдите и прочитайте слова в тексте, подтверждающие это (…)

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

Учитель читает окончание стихотворения (настроение радостное, голос громкий, темп речи ускоряется)

Ребята вспомнили о нём –

Вернулись с полпути.

Они войти хотели в дом,

Но он не дал войти.

Он им навстречу, на крыльцо,

Он всех подряд лизал в лицо.

Его ласкали малыши,

И лаял он от всей души.

Как встретил щенок вернувшихся ребят? (он обрадовался)

Найдите слова в этом четверостишии, описывающие радость щенка (…)

На доску выносятся две иллюстрации (весёлая собака, злая собака)

Какая из картинок теперь отражает настроение щенка? (…)

Подходящая иллюстрация выносится в центр доски, неверная снимается

Во время чтения передайте радость, восторг

2 – 3 ученика читают четверостишие, учитель корректирует

________________________

4. Физкультминутка .

Посмотрите, ребята, сколько в одном стихотворении заложено чувств и эмоций. Поэтому мы с вами сразу не смогли сказать, грустное оно или весёлое.

Сей час мы с вами отдохнём – сделаем зарядку. Но зарядка эта необычная. Эта зарядка для лица.

Самомассаж лица (биологически активных зон)

Где ты, носик, носик, носик?

Где ты, лобик, лобик, лобик?

Где вы, щечки, щечки, щечки?

Я водичкою умоюсь.

Стану чистеньким я очень.

Мышцы лица мы подготовили. Теперь попробуем поупражняться в выражении эмоций. Я вам приготовила весёлых человечков, которые изображают различные эмоциональные настроения. Ваша задача – угадать, что показывает человечек и попытаться повторить это.

Презентация «Эмоции»

V . Игра «Не зевай!»

Оборудование: мяч.

Описание игры. На доске написано слово. До определенного момента оно закрыто полоской бумаги. Вызванный ученик поворачивается спиной к доске, учитель в это время открывает слово. Ученик поворачивается лицом к буквам, подбрасывает мяч и читает слово, пока мяч не ударится о пол. Поймав мяч, он поворачивается лицом к классу и называет слово, которое прочитал. Следующему ученику предъявляется новое слово.

VI . Первичное закрепление.

Самостоятельное чтение учащихся

Коррекционная работа со слабыми воспитанниками (Аскеровой С. и Мирзоевой Ш.): найти и подчеркнуть все буквы Бб в предложенных словах; чтение страницы букваря .

Возвращаемся к работе над произведением.

Активизация внимания детей.

Чтение по четверостишиям 2 -3 раза с комментариями учителя.

VII . Заучивание наизусть 1 столбика стихотворения.

VIII . Подведение итогов урока.

Итак, подведём итоги. Закрыли учебники. Посмотрели на меня, на доску.

Дети организуют порядок на рабочем месте

С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто запомнил автора стихотворения?

Кто главный герой стихотворения?

Что с ним произошло?

Как вы относитесь к происходящим в произведении событиям? Какие чувства вы испытывали во время прочтения стихотворения?

Чем закончилось стихотворение? Как вы думаете, что дальше произошло с щенком?

Какая картинка подойдёт к тому, чтобы передать эмоции щенка в будущем?

Активизируется внимание детей к иллюстрациям на доске.

Подходящая картинка остаётся, остальные снимаются.

А что, по вашему мнению, могло бы произойти, если бы дети не вернулись за щенком? (Он мог бы грустить, заболел бы, мог бы погибнуть…).

На доску выносится иллюстрация «злая собака»

Мог бы щенок в дальнейшем стать таким, если бы дети его бросили?

Активизируется внимание детей на доске к ключевой записи

Попробуйте теперь ответить на вопрос, который мы задали в начале урока: всегда ли мы должны быть ответе за тех, кого приручили? Почему?

Что может произойти с теми, кого мы бросаем?

IX . Информация о домашнем задании.

Дома необходимо потренироваться в чтении этого стихотворения с выражением. Стр. 69 – 71 читать.

Катерина
Конспект урока чтения «А. Л. Барто «В школу» во втором классе

Конспект

урока чтения (А. Л. Барто : В школу ,

проведенного во 2 классе

Будаевой Екатериной Олеговной

Тема : А. Л. Барто . Стихотворение «В школу »

Цель : Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством И. А. Крылова, расширение читательского кругозора.

Задачи :

1. Образовательные :познакомить с некоторыми фактами биографии А. Л. Барто ;

2. Развивающие : совершенствование навыков чтения , отработка навыка выразительного чтения , обогащение словарного запаса обучающихся;

3. Воспитательные : способствовать воспитанию нравственных качеств учащихся, эмоционально-ценностному отношению к действительности.

Оборудование :

Для учителя – учебник, фотографии А. Л. Барто и других авторов , презентация, аудиозапись стихотворения, карточки с высказываниями;

Для учащихся – учебник.

Этапы урока :

Орг. момент

Выведение темы и работа по ней

Биография поэта

Введение нового стихотворения

Физ. минутка

Первичное восприятие текста

Эмоционально оценочная беседа

Чтение текста детьми

Обучение выразительному чтению

Выразительное чтение

Подведение итогов

Домашнее задание

У : Здравствуйте ребята.

У : Послушайте отрывки из стихотворений :

1. Весна, весна на улице,

Весенние деньки!

Как птицы, заливаются

Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,

Весенняя Москва.

Еще не запыленная

Зеленая листва. (Веревочка)

2. Я люблю свою лошадку

Причешу ей шерстку гладко

Гребешком поглажу хвостик

И верхом поеду в гости. (Лошадка)

3. Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг. (Любочка)

У : Что объединяет все эти стихотворения? (Их написала А. Л. Барто )

Посмотрите на доску и скажите, на какой из этих фотографий А. Л. Барто ?

Какие стихотворения вам знакомы? Как они называются?

У : В своих стихотворениях А. Барто писала о разных человеческих качествах. Какие качества человека как отрицательные, так и положительные вы знаете? (лень, избалованность, много болтает, рев) Я вам прочитаю отрывки из стихотворений, а вы попробуете определить, к какому качеству оно относится.

У : Так же, А. Барто писала о школе . И сегодня мы будем знакомиться с одним из её стихотворений. Название стихотворения записано на доске. Но у него перепутались буквы. Прочитайте верно название стихотворения.

У : а теперь давайте встанем и немножко разомнемся. Я вам буду говорить предметы, которые относятся к школе и те , которые к ней не относятся. Если это относится к школе – поднимаете обе руки вверх, если не относится – обе руки в стороны.

Слушайте стихотворение и следите за текстом

У : О чем стихотворение? (о школьной жизни , жизнь мальчика накануне 1го сентября)

У : А вы помните как ждали первого сентября? Как готовились к этому дню? Как засыпали в ночь на первое сентября? Что чувствовали в эти дни?

Герой этого стихотворения переживал его так же.

Отложной воротничок. Как вы думаете, что это? (Отложной воротник - это отогнутый воротник, лежащий на плечах или на груди)

У : Кто главный герой стихотворения? (мальчик Петя)

Каким вам представляете Петю? Какой он?

Напомнил ли мальчик Петя вас? Чем?

Как вел себя Пеья перед первым сентября?

Почему он так себя ведет? О чем это говорит? (очень бол. Желание идти в 1 класс )

Как его поведение отражалось на родственниках?

Зачем ходить в школу ?

Сравните сейчас 1ое сентября и 1-е сентября первого класса . Какие чувства у вас были сейчас и были тогда?

Посмотрите на стр. 46. Номер два. Можно ли это стихотворение назвать юмористическим? А что такое юмор? (добродушно-насмешливое отношение к чему-либо)

Посмотрите на стр. 68. На ней дается описание слову «юмористический» . Прочитайте.

Можно ли его так назвать? Почему? В каких строках это показано?

У : Теперь давайте научимся читать это стихотворение выразительно. Как вы думаете, с какой интонацией мы будем читать первые строки 1-2 (вопросительно) 3-8 (разъясняем) Делаем ацент на слове «только» . Далее читаем испуганно.

У : А теперь читаем это стихотворение выразительно со слов : «Он проснулся ночью темной» и до конца.

У : а теперь я посмотрю, как вы относитесь к школе . Я вам раздам задания, где находится 5 высказываний о школьной жизни и рядом с каждым высказыванием три смайлика : радость, безразличие, уныние. Вы должны закрасить тот смайлик, который совпадает с вашим отношением на высказывание.

У : поднимите руки вверх те, у которых на все высказывания закрашен радостный смайлик. У кого не на все.

У : Что проходили на уроке ? Стихотворения какого автора мы изучали на этом уроке ? Зачем ходить в школу ?

У : вашим домашним заданием будет прочитать это стихотворение выразительно и выучить его наизусть.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных [з]-[с] по звонкости-глухости в устной речи и на письме. Конспект урока во втором классе Цели: 1. Уточненить артикуляции изолированных звуков «С» и «З» с опорой на артикуляцию и кинетические ощущения. 2. Развивать фонематический.

Конспект урока чтения в 3 классе «Чтение рассказа М. Пляцковского «Какая бывает зима» по ролям» Конспект урока чтения в 3 классе Составила: Захарова Наталья Петровна Тема урока: М. Пляцковский «Какая бывает зима» Учебник: В. В.

Конспект урока литературного чтения в 1 классе школы V вида. М. Пляцковский «Помощник» Цель: познакомить с произведением М. Пляцковского «Помощник». Задачи: - развивать умения анализировать произведение, делить его на части;.

Конспект урока во втором классе «Письма героев сказок и мультфильмов» Конспект урока во 2 классе на тему «Письма героев сказок и мультфильмов» Цель:развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания,.

Конспект урока литературного чтения во втором классе «Лисичка со скалочкой» (русская народная сказка) Тема: Лисичка со скалочкой (русская народная сказка) Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний Цель урока: познакомить учащихся.

Методическая разработка конспекта урока литературного чтения в 3 классе «С. Я. Маршак «Рассказ о неизвестном герое»» Тип учебного материала: Методическая разработка урока литературного чтения в условиях реализации ФГОС в 3 классе

Тип урока : Урок – отчёт, занятие в литературной гостиной

Цели урока:

  • учиться выразительно исполнять стихотворные произведения.
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, критичность и самокритичность в школьной и повседневной жизни;
  • развивать речь учащихся;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать психические процессы: память, мышление, воображение, внимание, эмоции;
  • воспитывать уважение к товарищам;
  • создать благоприятные условия для формирования классного микроклимата, сохранения психического и эмоционального здоровья школьников в школе;

Оборудование: портрет А.Л. Барто; выставка книг Барто; аудиозаписи с голосом А.Л. Барто и Рины Зелёной, исполняющих детские стихи; оборудование для показа видео презентации; стенгазета, посвящённая А.Л.Барто.

Ребята 1 классов, родители и гости рассаживаются в литературной гостиной.

Ход урока

Учитель: Здравствуйте, дорогие гости! Сегодня наша встреча посвящена, удивительной женщине, известной детской писательнице, чьи стихи в нашей стране знает каждый ребенок, – женщине, посвятившей, всю свою жизнь детям, их воспитанию – Агнии Львовне Барто.

Поэтическое дарование Агнии Барто уже давно получило признание читателей, маленьких и больших. Стихи Агнии Барто – это страницы детства. Может быть, поэтому их так хорошо помнят и любят те, кто давно вырос, и с любовью читает своим детям. Р. Гамзатов писал о ней – «она всегда идет навстречу одному поколению, провожая другое». Давайте и мы пройдем по страницам ее книг.

Звучит песня-вальс В.А. Долиной:

Ба-ба-ба-ба-бабушка Барто.
Знала и про это, и про то,
Знала, никому не говорила,
Знала то, чего не знал никто.

Бросит зайку кто-нибудь в саду –
Бабушка Барто, скользя по льду,
Прибежит, обнимет, приголубит,
Одолеет зайкину беду.

Таня громко плачет – ничего.
Бабушка Барто сильней всего:
Все на свете мячики поймает,
Переловит все до одного.

Ведущий 1: Агния Львовна Барто родилась в Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной.

Незадолго до окончания хореографического училища на одном из уроков учитель попросил Агнию Барто прочесть под музыку одно из своих стихотворений. Она выбрала очень грустное и заунывным голосом прочла его. Присутствующий на этом уроке известный литературный критик Анатолий Васильевич Луначарский, расспрашивая потом юную балерину о ее планах, посоветовал девочке обязательно писать стихи, но не грустные, а веселые.

Ведущий 2: После выхода в свет цикла поэтических миниатюр для самых маленьких «Игрушки», а так же стихов «Фонарик», «Машенька» и другие. Агния Барто стала одним из самых известных и любимых читателями детских поэтов, ее произведения издавались огромными тиражами, входили в хрестоматии. Ритм, рифмы, образы и сюжеты этих слов оказались близки и понятны миллионам детей.

Вы были совсем маленькими, а уже знали стихотворение про Мишку, про девочку Таню, которая заплакала, когда мяч упал в воду. Давайте вспомним ваши первые стихи, которые вышли в первой книге Игрушка.

Исполняются стихотворения

СЛОН
Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает сон,
Он слонихе шлет поклон.

МИШКА
Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

БЫЧОК
Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка –
Под дождем остался зайка
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Ведущая 1: Ну, вот вы подросли, отложили свои любимые игрушки и вместе с вами, выросли стихи А.Барто. Она написала очень много стихов о вашей жизни, о ваших занятиях в школе.

Большое место в раннем творчестве поэтессы занимали сатирические и юмористические стихотворения. В то время было распространено мнение, что детской поэзии противопоказана сатира, поэтому Агнии Барто потребовалось много смелости, чтобы обратиться к детям с острыми, задорными стихотворениями.

Три девочки друг за другом, читают стихи «Песенка про Петю».

Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом,
То сидит бумажки рвет!

А во время переменки
Занят он еще сильней:
Подойдет он к чистой стенке -
Чертит чертиков на ней.
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Тому подобных Петь!
Ах, как занят этот Петя!
Целый час ломал часы
И на мамином портрете
Подрисовывал усы.
То он вскочит на скамейку,
То залезет под кровать,
То зачем-то схватит лейку,
Станет лужи поливать.
Со двора домой вернется,
Бросит санки у крыльца,
Если их чинить возьмется -
Доломает до конца.

То промчится он вприпрыжку,
То залезет на чердак…
Взяться некогда за книжку -
Слишком занят он и так!
Песенку про Петю
Решили мы пропеть,
Чтоб не было на свете
Тому подобных Петь!

Ведущий 2: Стихи А.Барто расскажут вам веселые и грустные истории о ребятах, об их хороших и плохих поступках. В её книгах вы найдете целую портретную галерею.

Две девочки изображают персонажей стихотворения «Шуточка про Шурочку» – ученицу и учительницу.

Листопад, листопад,
Все звено примчалось в сад,
Прибежала Шурочка.

Листья (слышите?) шуршат:
Шурочка, Шурочка...

Ливень листьев кружевной
Шелестит о ней одной:
Шурочка, Шурочка...

Три листочка подмела,
Подошла к учителю:
- Хорошо идут дела!
(Я тружусь, учтите, мол,
Похвалите Шурочку,
Шурочку, Шурочку...)

Как работает звено,
Это Шуре все равно,
Только бы отметили,
В классе ли, в газете ли,
Шурочку, Шурочку...

Листопад, листопад,
Утопает в листьях сад,
Листья грустно шелестят:
Шурочка, Шурочка...

Ведущий 1: Писала Агния Львовна всегда. По домашней легенде, первые свои стихи она написала в четыре года. Детские стихи Барто любят и взрослые. В них юмор и лирика, грусть и радость. Она пишет легко и серьезно, а главное – не повторяет себя и других.

Ведущий 2: Сатира Барто меткая, острая, но не злая. Автор знает, что у ребенка все впереди, и он может избавиться от своих слабостей и недостатков. В книжке «Про слёзы и дела» ребята нашли вот такие стихи.

Дети разыгрывают стихотворение «Копейкин».

В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
- Ты возьмешь меня на пляж?
- Что ты мне за это дашь?
- Очини мне карандаш!
- Что ты мне за это дашь?

Алексей пришел из школы,
Это он ведет торги
(Знаю я Алешин голос,
Узнаю его шаги).

Он со всех взимает плату.
Застегнул штанишки брату -
Взял с него за попеченье
Полпеченья.

Подними очки, голубчик!-
С просьбой дедушка к нему.
Отвечает милый внучек:
- Дашь копейку - подниму!

Алексей пришел из школы.
Он теперь придумал так:
«Если выучу глаголы,
Сам себе даю пятак.
Если выучу приставки,
Я потребую прибавки».

В будний день и в выходной
Раздается за стеной:
- Алик, дедушке поможешь
На восьмой дойти этаж?
- Алексей, отца уважь!-
А в ответ одно и то же:
- Что ты мне за это дашь?

- Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Таблицу умножения!

Миленький, хорошенький!..-
Мама просит сына.
Ходит за Алешенькой
Чуть не вся дружина.

Охает вожатая:
- Единица в табеле!
Значит, мы внимание
К мальчику ослабили.

Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение:
Выучи, Алешенька,
Хоть первое спряжение!

Отвечает Лешенька:
- Вы просите пуще.
Я же несознательный,
Я же отстающий.

Лешенька, Лешенька,
Сделай одолжение...-
С ним и в школе нянчатся,
И дома уважение...

Так и не меняется
Это положение.

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская общеобразовательная школа»

Библиотечный урок по творчеству А.Л. Барто

«По ступенькам детства»

Подготовила: Мусиенко О.В., библиотекарь

Цели и задачи:

    Привлечение ребят к чтению.

    Познакомить учащихся 1-2 классов с жизнью и творчеством А.Л. Барто.

    Развивать навыки и умения выразительного чтения.

    Развитие творческой активности, развитие первоначальных навыков

актёрского мастерства и сценической речи.

    Прививать положительные качества личности: вежливость, желание помочь в трудную минуту.

Ход мероприятия

Ведущий : Сегодня у нас замечательный день, мы с вами встретились, чтобы поговорить и жизни и творчестве Агнии Львовны Барто. Ее стихи многие ваши родители помнят с детства наизусть, и с удовольствием читают их своим детям. А вы еще когда не знали ни одной буквы, и совсем не умели читать, с удовольствием слушали и запоминали ее добрые, звонкие стихи из сборника «Игрушки», в котором собраны 17 стихотворений про любимые игрушки детей. Давайте некоторые из них сейчас вспомним.

Чтение стихов (с игрушками)

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.

Бычок

Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
- Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

Спать пора! Уснул бычок,
Лёг в коробку на бочок.
Сонный мишка лёг в кровать,
Только слон не хочет спать.

Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон.

Зайка

Зайку бросила хозяйка -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

Козлёнок

У меня живёт козлёнок,
Я сама его пасу.
Я козлёнка в сад зелёный
Рано утром отнесу.
Он заблудится в саду -
Я в траве его найду.

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
- Прокати, капитан!

Грузовик

Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.

Мячик

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

Самолёт

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.

Флажок

Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажёг.

Ведущий : Родилась 4 (17) февраля 1906 в Москве в семье врача-ветеринара.

Стихи Агния начала писать еще в детстве, но в будущем видела себя балериной и даже окончила хореографическое училище.


В школу

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Он теперь не просто мальчик,
А теперь он новичок.
У него на новой куртке
Отложной воротничок.

Он проснулся ночью тёмной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался.

Он оделся в две минуты,
Со стола схватил пенал.
Папа бросился вдогонку,
У дверей его догнал.

За стеной соседи встали,
Электричество зажгли,
За стеной соседи встали.
А потом опять легли.

Разбудил он всю квартиру,
До утра заснуть не мог.
Даже бабушке приснилось,
Что она твердит урок.

Даже дедушке приснилось,
Что стоит он у доски
И не может он на карте
Отыскать Москвы―реки.

Почему сегодня Петя
Просыпался десять раз?
Потому что он сегодня
Поступает в первый класс.

Ведущий : Агния Львовна часто встречалась со своими главными читателями – детьми. Приезжала в школы, детские сады, она узнавала, что интересует детей, что их радует, огорчает, и писала об этом в своих стихах.

Летели две птички,

Собой невелички.

Как они летели,

В книжку залетели.

По листкам кружились

С нами подружились.

Двух синиц мы приручили,

Им работу поручили-

Пусть они и врозь и вместе

Прилетают в школу, в класс

И приносят в книжку вести

От читателей, от вас.

Ведущий : Вот такие две веселые синицы могут залететь и в нашу школу, как когда-то залетали в другие школы и рассказывали Агнии Львовне истории о школьниках которых повидали, а она писала про этих ребят свои стихи, веселые, добрые, а иногда высмеивала жадин, ябед, лентяев.


Помощница

У Танюши дел немало,

У Танюши много дел:

Утром брату помогала,

Он с утра конфеты ел.

Вот у Тани сколько дела:

Таня ела, чай пила,

Села, с мамой посидела,

Встала, к бабушке пошла.

Перед сном сказала маме:

Вы меня разденьте сами,

Я устала, не могу,

Я вам завтра помогу

Подари, подари...

Люся в комнату вошла,
Села на диванчик
И берётся за дела:
Начинает клянчить.

От зари и до зари,
В летний день и в зимний,
Люся просит: ― Подари,
Мама, подари мне...

Подари мне, подари
Эти бусы―янтари.
Для чего вам бусинки?
Подарите Люсеньке.

― Игорёк, Игорёк,
Подари мне пузырёк!
Ты же мой товарищ,
Пузырёк подаришь?

Ходит бабушка зимой
В тёплом шарфе с бахромой,
Клянчит, клянчит Люсенька:
― Я мала―малюсенька,
Ты мне шарфик уступи,
А себе другой купи.

Я выросла

Мне теперь не до игрушек―
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой ―
Ничего, что он хромой,

А медведь измазан слишком...
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Сереже?
Он плохой, без колеса...
И потом, мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса!

Мне теперь не до игрушек―
Я учусь по букварю...
Но я, кажется, Сереже
Ничего не подарю.

Ведущий : А вы помните, как пришли первый раз в первый класс. Многое давалось не легко, не легко было выводить аккуратно первые буквы, держать в руке ручку и карандаш, научиться поднимать руку, вставать из-за парты.

Стих: «Первый урок»

Я на уроке в первый раз.
Теперь я ученица.
Вошла учительница в класс,
- Вставать или садиться?

Как надо парту открывать,
Не знала я сначала,
И я не знала, как вставать,
Чтоб парта не стучала.

Мне говорят: "Иди к доске", -
Я руку поднимаю.
А как перо держать в руке,
Совсем не понимаю.

Как много школьников у нас!
У нас четыре Аси,
Четыре Васи, пять Марусь
И два Петровых в классе.

Я на уроке в первый раз,
Теперь я ученица.
На парте правильно сижу,
Хотя мне не сидится.

Ведущий : Агния Львовна была человеком беспокойным. Особенно ее волновало то, как живут дети. Совсем маленькие и постарше. Умеют ли они быть верными в дружбе, не ссорятся ли по пустякам, помогают ли старшим, любят ли читать, учиться?

Стих: «Мы с Тамарой»

Целый день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами,

Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.

Если что-нибудь случится,
Приходите к нам лечиться.

Мы умеем класть компресс:
Мы с Тамарой Красный Крест.

Можем сделать Вам припарки,
Дать целебную траву!
Мы с Тамарой санитарки,
Я недаром вас зову.

Санитарам не везёт:
Есть и марля, есть и йод,
Не хватает пустяков -
Нет ни ран, ни синяков…

Наконец нашлась работа
И для Красного Креста.

Наконец ушибся кто-то.
Санитары! На места!

Почему у Тани вдруг
На лице такой испуг?
Почему у Тани вдруг
Вата валится из рук?

Руки Танины ослабли:
- Ой, у Вовочки порез!

И, увидев крови капли,
Разревелся Красный Крест.

Вот, ребята, йод и вата,
Вот и марля и бинты...
Только я не виновата,
Забинтуй, Тамара, ты!

Целый день трезвонит Таня:
- Мы заведуем бинтами.
Мы с Тамарой ходим парой,
Санитары мы с Тамарой.

Может, сделать Вам припарки?
Дать целебную траву?

Мы с Тамарой санитарки:
Тамара лечит, Я - реву...

Ведущий : Это в школе, а во что же играют, чем занимаются на улице города, во дворах после уроков?

Верёвочка

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Как птицы, заливаются
Трамвайные звонки.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.
Весна, весна на улице,
Весенние деньки!

Тут прохожим не пройти:
Тут веревка на пути.
Хором девочки считают
Десять раз по десяти.

Это с нашего двора
Чемпионы, мастера
Носят прыгалки в кармане,
Скачут с самого утра.

Во дворе и на бульваре,
В переулке и в саду,
И на каждом тротуаре
У прохожих на виду,

И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе.

Вышла Лидочка вперед.
Лида прыгалку берет.

Скачут девочки вокруг
Весело и ловко,
А у Лидочки из рук
Вырвалась веревка.

Лида, Лида, ты мала!
Зря ты прыгалку взяла!-
Лида прыгать не умеет,
Не доскачет до угла!

Рано утром в коридоре
Вдруг раздался топот ног.
Встал сосед Иван Петрович,
Ничего понять не мог.

Он ужасно возмутился,
И сказал сердито он:
- Почему всю ночь в передней
Кто-то топает, как слон?

Встала бабушка с кровати -
Все равно вставать пора.
Это Лида в коридоре
Прыгать учится с утра.

Лида скачет по квартире
И сама считает вслух.
Но пока ей удается
Досчитать всего до двух.

Лида просит бабушку:
- Немножко поверти!
Я уже допрыгала
Почти до десяти.

Ну,- сказала бабушка,-
Не хватит ли пока?
Внизу, наверно, сыплется
Известка с потолка.

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
Галдят грачи на дереве,
Гремят грузовики.

Шумная, веселая,
Весенняя Москва.
Еще не запыленная,
Зеленая листва.

Вышла Лидочка вперед,
Лида прыгалку берет.

Лида, Лида! Вот так Лида!
Раздаются голоса. -
Посмотрите, это Лида
Скачет целых полчаса!

Я и прямо,
Я и боком,
С поворотом,
И с прискоком,
И с разбега,
И на месте,
И двумя ногами
Вместе...

Доскакала до угла.
- Я б не так еще могла!

Весна, весна на улице,
Весенние деньки!
С книжками, с тетрадками
Идут ученики.

Полны веселья шумного
Бульвары и сады,
И сколько хочешь радуйся,
Скачи на все лады.

ЛЮБОЧКА

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Кто не знает Любочку?

Любу знают все.

Девочки на празднике

Соберутся в круг.

Как танцует Любочка!

Лучше всех подруг.

Кружится и юбочка

И ленточка в косе.

Все глядят на Любочку,

Радуются все.

Но если к этой Любочке

Вы придете в дом,

Там вы эту девочку

Узнаете с трудом.

Она кричит еще с порога,

Объявляет на ходу:

У меня уроков много,

Я за хлебом не пойду!

Едет Любочка в трамвае -

Она билета не берет.

Всех локтями раздвигая,

Пробирается вперед.

Говорит она, толкаясь:

Фу! Какая теснота! -

Говорит она старушке:

Это детские места.

Ну садись! - вздыхает та.

Синенькая юбочка,

Ленточка в косе.

Вот какая Любочка

Во всей своей красе.

Случается, что девочки

Бывают очень грубыми,

Хотя необязательно

Они зовутся Любами.

Стих « Почему занят телефон?»

По телефону день-деньской

Нельзя к нам дозвониться!

Живет народ у нас такой -

Ответственные лица:

Живут у нас три школьника

Да первоклассник Коленька.

Придут домой ученики -

И начинаются звонки,

Звонки без передышки.

А кто звонит? Ученики,

Такие же мальчишки.

Андрей, что задано, скажи?..

Ах, повторяем падежи?

Все снова, по порядку?

Ну ладно, трубку подержи,

Я поищу тетрадку.

Сережа, вот какой вопрос:

Кто полушария унес?

Я в парте шарил, шарил,

Нет карты полушарий!...

Взывает в трубке кто-то:

А по ботанике леса,

Луга или болото?

Звонят, звонят ученики...

Зачем писать им в дневники,

Какой урок им задан?

Ведь телефон-то рядом!

Звони друг другу на дом!

Звонят, звонят ученики...

У них пустые дневники,

У нас звонки, звонки, звонки...

А первоклассник Колечка

Звонит Смирновой Галочке -

Сказать, что пишет палочки

И не устал нисколечко.

Ведущий : встреча с книгами Барто в детстве не забывается в течении всей жизни. Приехал как-то в гости к писателям первый космонавт земли Юрий Гагарин. Самые знаменитые писатели окружили его и просят автограф, Агния Барто стояла в стороне, понимая, что ей слабой женщине. Ни за что не протолкнуться к Гагарину. И вдруг космонавт подошел к ней и тихо спросил:

Агния Львовна, а можно я Вам автограф дам? - И вырвав листок из блокнота, написал на нем: « Уронили мишку на пол. Гагарин»

Оказалось, что детский поэт, Агния Барто, знаменитие всех знаменитых писателей и ее стихи в памяти космонавта побывали в космосе.

Ведущий : В годы войны Агния Львовна находилась в городе Свердловске.

Она выступала на радио, ездила на фронт с чтением своих стихов, работала корреспондентом в газете.

В дни войны

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чем ни спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ,

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

Война
Сигнал тревоги Над страной:
Подкрался враг, Как вор ночной.
Идёт на наши города
Фашистов чёрная орда.
Но мы врага отбросим так,
Так наша ненависть крепка,
Что даты нынешних атак
Народ прославит на века.

МОЙ БРАТ УХОДИТ НА ВОЙНУ
Мой брат уходит на войну.
Что мне сказать ему?
Ему я руку протяну,
Его я обниму.
Ему не надо слов моих,
Он будет биться за двоих.

Ведущий : Что бы написать поэму о подростках, которых война заставила рано повзрослеть, она вместе с ними работала на заводе и осваивала профессию токаря. А после войны Барто вела на радио передачу «Найти человека», в которой занималась поисками людей разлученных войной. Она слышала много рассказов людей о том, какой след в их жизни оставила война, и затем написала книгу «Найти человека».

Ведущий : Для своего внука, Агния Львовна написала книжку «Вовка – добрая душа». Вот одно из стихотворений из этой книги.

«С добрым утром! или шла вчера я по Садовой»

Шла вчера я по Садовой,

Так была удивлена -

Паренек белоголовый

Закричал мне из окна:

С добрым утром!

С добрым утром!

Я спросила: - Это мне? -

Улыбнулся он в окне,

Закричал еще кому-то:

С добрым утром!

С добрым утром!

Малышам и взрослым людям

Паренек махал рукой,

С ним теперь знакомы будем:

Это Вовка - есть такой!

Ведущий : Будучи знаменитым поэтом Барто всегда была окружена детьми, понимала их заботы, радовалась и огорчалась вместе с ними. Поэтессы нет с нами, она умерла 1 апреля 1981 г, но ее произведения, ее стихи - мудрые, веселые и беспокойные останутся с нами на долгие-долгие годы.

Презентация выставки книг А.Л. Барто

Цели урока: ознакомить детей с биографией и творчеством А.Л. Барто; развивать память и внимание, навыки вырази­тельного чтения; формировать умение запоминать стихи.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Определять эмоциональных характер текста. Высказывать суждения о тех или иных нравственных качеств.

Коммуникативные УУД:

Обмениваться мнениями с одноклассниками по поводу читаемых произведений.

Оборудование: выставка книг А.Л. Барто; портрет поэтессы.

Ход урока

I. Организационный момент

Чтение стихотворения С.В.Михалкова «Мой щенок»

III. Постановка цели урока

Сегодня я расскажу вам о жизни Агнии Львовны Барто, мы познакомимся со стихотворением «Веревочка». Научимся читать его выразительно, подумаем вместе, какие приемы лучше использовать для заучивания наизусть.

1. Рассказ учителя об А.Л. Барто.

Агния Львовна родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но увлеклась поэзией и решила сменить профессию.

Цикл стихотворений «Игрушки» появились в 1936 году. Многие из вас видели старый черно-белый фильм «Подкидыш». Сценарий к этому фильму А. Барто написала вместе с известной актрисой Риной Зеленой. В годы Великой Отечественной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, пи­сала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан с горем в семье Агнии Барто - в мае 1945 года погиб ее сын.

Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о де­тях. Она очень много сделала для чужих детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время вой­ны дети рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на телевидении есть передача «Жди меня». Та передача была такой же, только по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей.

Барто очень верила в «человечность» детей, в их доброту, душевную чуткость. Книжка «Вовка - добрая душа» как раз о таких детях.

2. Чтение статьи в учебнике учителем, с. 38.

На предыдущих уроках мы читали стихотворения С. Ми­халкова, а сейчас послушайте отрывок из его статьи об Агнии Львовне Барто.

3. Чтение стихотворений наизусть («Игрушки» и т. п.).

4. Первичное чтение стихотворения «Веревочка». Сначала «жужжащим» чтением, затем вслух.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа с текстом.

Почему стихотворение названо «Веревочка»? Какую ве­
ревочку имела в виду автор? (Прыгалки или скакалка.)

Какие приметы весны подметила А. Барто на улицах Мо­сквы?

Прочитайте каждый по одной примете.

Перечитайте строки, где поэтесса описывает, как скачет Лида. Услышали ли вы звуки скакалки, бьющейся об ас­фальт?

Прочитайте стихотворение выразительно.

2. Выполнение заданий № 5, 6 в учебнике.

3. Выразительное чтение.

4. Обсуждение приемов запоминания.

Если надо выучить стихотворение к завтрашнему дню, то
как вы будете его учить? (Ответы детей.)

Для начала, нужно прочитать стихотворение и выяснить знат чение всех непонятных слов. Потом громко прочитать стихотво­рение и попытаться уловить его ритм, мелодию, представить себе картину или события. В третий раз прочитать надо выразитель­но. Минуты через 2-3 попробовать повторить по памяти, при необходимости - заглядывая в текст. Повторить стихотворение через 3 часа. Еще раз - перед сном. Утром - прочитать, а потом рассказать перед зеркалом.

Детям раздаются памятки.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть одно из стихотворений А. Барто, про­иллюстрировать его.

Урок 78. А. Л. Барто. «Мы не заметили жука», «В школу»

Цели урока: ознакомить обучающихся с новыми стихотворениями А.Л. Барто; научить читать их выразительно, продолжить фор­мировать навык работы с книгой, умение ориентироваться в группе книг; формировать доброе отношение к природе.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД:

Устанавливать аналогии, формулировать собственное мнение и позицию, выделять существенную информацию. Соотносить иллюстрации с фрагментами текста.

Коммуникативные УУД:

Осуществлять взаимоконтроль

Оборудование: Выставка книг А.Л. Барто.

I. Организационный момент П. Проверка домашнего задания

1. Чтение наизусть (или выразительно) стихотворений А.Л. Барто.

2. Игра «Узнай «Веревочку».

На доске - строки из разных стихотворений. Дети должны определить, какие строки из стихотворения А. Барто (учебники при этом закрыты).

Галдят грачи на дереве*

Гремят грузовики...

Не любила нас она,

Била, била нас она... (Федорино горе.)

Как птицы заливаются Трамвайные звонки...

· Выразительное чтение стихотворения А.Л.Барто «Веревочка»

III. Постановка цели урока

IV. Изучение нового материала

1. Отработка дикции.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка.

2. Чтение стихотворения «Мы не заметили жука».

Кто герой этого стихотворения: мальчик или девочка?

Можете ли вы сказать, какой характер у этой девочки?

Какая главная мысль в этом стихотворении?

Какое стихотворение Сергея Михалкова написано на эту же тему? (Зяблик.)

Кто помнит это стихотворение? Напомните, пожалуйста, всему классу. (Ученик читает наизусть или по книге.)

Прочитайте выразительно стихотворение А. Барто, пере­давая интонацией чувства девочки.

3. Повторное выразительное чтение.

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения новой темы

1. Беседа.

Помните ли вы свой первый день в школе?

Что было самым удивительным? (Рассказы детей.)

А самым страшным?

А вот какое стихотворение написала А.Л. Барто про мальчи­ка Петю, про то, как волновался он накануне 1 сентября?

2. Первичное чтение стихотворения учителем.

3. Первичная проверка понимания.

Понравилось ли вам стихотворение?

Похоже ли волнение Пети на ваше состояние перед первым учебным днем?

В стихотворении есть строки: «Он ужасно испугался?..» Можно ли сказать, что Петя трус?

Прочтите это стихотворение выразительно.

VII. Итог урока

О чем читали стихи? Чему они нас учат?

Домашнее задание

Выучить наизусть и подготовиться к выразительному чтению одного из двух стихотворений.

Урок 79. А.Л. Барто. «Вовка - добрая душа»

Цели урока: ознакомить учащихся с новым стихотворением А. Барто; развивать навык выразительного чтения, учить сравнивать и сопоставлять; воспитывать внимательное от­ношение к окружающим людям.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Познавательные УУД: Соотносить иллюстрации с фрагментами текста. Озаглавливать текст, иллюстрацию. Сравнивать произведения схожей тематики. Сравнивать персонажей, близких по тематике произведений.

Коммуникативные УУД: Осуществлять взаимоконтроль

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение наизусть и выразительное чтение стихотворения.

Закрепление изученного материала

1) Определение темы, главной мысли, героев произведения «Мой щенок» С.Михалкова

2) Выпиши из текста стихотворения, какие проказы совершил щенок на прогулке

3) Определите характер щенка

4) Составьте рассказ о пропаже щенка

5) Придумайте объявление о пропавшем щенке

III. Речевая разминка

Отработка дикции.

Мышь в углу прогрызла норку,

Тащит в норку хлеба корку.

Но не лезет корка в норку,

Велика для норки корка

IV. Постановка цели урока

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением
Агнии Львовны Барто «Вовка - добрая душа»