Необычная орбита. Тесты по русскому языку (контрольный срез знаний) Газовая вуаль планеты

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАУЧНОГО СТИЛЯ

Цель урока:

Обобщить и углубить знания по теме «Основные признаки научного стиля»;

Задачи урока:

Закрепить знания о строении текста;

Проверка орфографических и пунктуационных навыков, подготовка к ГИА; - развитие речевых навыков учащихся.

Оборудование: тексты и ёва о русском языке;

видеосюжет «Наш любимый школьный двор»

I. Погружение в тему урока.

Учитель читает фрагментарно рассказ «Жалобная книга»

Что вызвало вашу улыбку?

Каким лингвистическим явлением можно объяснить иронию автора?

Вы правы, смешение стилей, неоправданное употребление слов, оборотов речи одного стиля взамен другого вызывает не только улыбку, но и огорчение, досаду. Чтобы подобного не случилось с вами, продолжим изучение функциональных стилей. Запишите тему урока «Основные признаки научного стиля»

II. Сопоставительный анализ текстов:

А. Прочитайте. Какой из текстов написан в научном стиле?

1. … Что такое язык… для чего дано слово? Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка, мысли… Отсюда ясно, что, чем богаче тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем я буду счастливее в жизни, отчётнее и для себя, и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем скорее скажу себе то, что хочу сказать, тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то, что хотел сказать, тем буду крепче и спокойнее духом – и, уж конечно, тем буду умнее <…> Понятно, что, чем гибче, чем богаче, чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык, на котором предпочли мыслить, тем легче, тем многоразличнее и тем богаче выразим нашу на нём мысль.

2. Язык представляет собой сложное устройство, которое может быть рассмотрено с разных точек зрения, в соответствии с чем и выделяются различные единицы языка. Звуки, слова и морфемы , сочетания слов и предложения выступают как разнородные элементы общей системы языка, которую часто называют «системой систем». Наука о языке расчленяется на ряд хотя и взаимосвязанных, но самостоятельных разделов, среди которых фонетика , грамматика (морфология и синтаксис), лексикология, словообразование , этимология, стилистика, диалектология и т. д. В рамках каждого из этих разделов возможно как описательное, так и историческое изучение языка.

В. - Подчеркните термины. Каким из них вы можете дать развёрнутые определения?

Проанализируйте состав предложений в этом тексте: простые или сложные преобладают?

Проанализируйте порядок слов в предложениях: как отражается в них движение мысли от известного к неизвестному, где в предложениях стоят наиболее важные по смыслу слова?

III . Изучение нового материала.

Прочитайте текст на страницах учебника 61-62 изучающим чтением. Воспроизведите прочитанное в формате таблицы

НАУЧНЫЙ СТИЛЬ

Сфера применения

Лекции, доклады, научные труды, ответы учащихся на уроках

Особенности

Логичность, точность, однозначность, объективность

Сообщить и аргументировать научную информацию

Языковые средства

Абстрактные существительные, научные термины, речевые клише;

Преобладание именных частей речи над глагольными;

преобладание сложного синтаксиса.

Типы речи

Рассуждение, описание

Статьи, диссертация, аннотация, резюме, рецензия

IY. Закрепление полученных знаний с выходом на перспективу (задания по типу ЕГЭ)

А. Работа с учебником – упр. 137

Прочитайте предложения. В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

Ответ: 3 – 2 – 6 – 5 – 4 -1

Y. Домашнее задание

Рассуждение в соответствии научному стилю «Нуждается ли русский язык в защите?»

YI. Найдите в тексте упражнения обособленные члены предложения, выпишите причастия и запишите их, используя приём поморфемного письма:

Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.

За-морож-енн-ым; на-помин-а-ющ-ий; им-е-ющ-ий

При необходимости воспользоваться таблицей «Обособление причастного оборота» ЦОРы-http://files. school-collection. *****/dlrstore/1ee2a-4d83-b717-10e2be9a4efe/_

Запишите следующие слова:

Гипотеза, тезис, монография, аллитерация, вердикт , коммюнике, конференция, резюме, форум, конгресс, ассонанс, транскрипция, ассимиляция , фонема , гипотенуза, параллельные прямые.

Сгруппируйте слова по признаку «Сфера применения»

Орфографический диктант проводится при условии высокой продуктивности деятельности обучающихся

Чем Плутон отличается от других планет, так это самыми сильными холодами - на его поверхности постоянно чрезвычайно низкая температура: от –220 до –240°С. В таких условиях затвердевает даже азот. Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи, освещенную лунным светом. Однако на Плутоне такому мраку соответствует дневное время суток. Солнце выглядит на небе как большая звезда с еле заметным диском, в 20 млн. раз более яркая, чем Сириус. Здесь днем в 900 раз темнее, чем на Земле в ясный полдень, тем не менее в 600 раз светлее, чем в полнолуние ночью, поэтому в полдень на Плутоне намного темнее, чем в облачные дождливые сумерки на Земле. Отсутствие облаков позволяет видеть на небе тысячи звезд даже в дневное время, а само небо всегда черное, поскольку атмосфера крайне разреженная. Вся поверхность планеты покрыта льдом, который совсем не похож на земной. Это не привычный нам водный лед, а замороженный азот, который образует крупные прозрачные кристаллы, имеющие несколько сантиметров в поперечнике - этакое ледяное сказочное царство. Внутри этих кристаллов заморожено в виде некоего «твердого раствора» небольшое количество метана (обычно его называют природным газом - это тот газ, который вместе с пропаном и бутаном горит у нас на кухне). В некоторых районах Плутона на поверхность выходит водный лед и даже немного льда монооксида углерода (угарного газа). В целом поверхность планеты имеет желтовато-розоватый оттенок, который придают ей оседающие из атмосферы частички сложных органических соединений, образующиеся из атомов углерода, азота, водорода и кислорода под воздействием солнечного света.


Поверхность Плутона очень яркая и отражает 60% падающего на нее солнечного света, поэтому первые оценки его диаметра оказались завышенными. При этом на Плутоне встречаются наиболее сильные перепады яркости. Здесь можно встретить районы темнее, чем уголь, и районы белее снега. О внутреннем строении планеты пока можно судить только по величине ее средней плотности, которая составляет 1,7 г/см3, что вдвое меньше, чем у Луны, и втрое, чем у Земли. Такая плотность указывает, что Плутон состоит на 1/3 из каменных горных пород и на 2/3 из водного льда. Если материал разделен на оболочки (что наиболее вероятно), то у Плутона должно быть большое каменное ядро диаметром 1 600 км, окруженное слоем водного льда толщиной 400 км. На поверхности планеты - кора из льдов различного химического состава, главная роль в которой отведена азотному льду. Не исключено, что между каменным ядром и его ледяной оболочкой существует слой жидкой воды - глубинный океан, подобный тем, которые вероятнее всего имеются на трех больших спутниках Юпитера - Европе, Ганимеде и Каллисто.

Допустим, Земле конец. Солнце готово вот-вот взорваться, к планете приближается астероид размером с Техас. Крупные города населены зомби, а в сельской местности фермеры усиленно сажают кукурузу, потому что другие посевы гибнут. Нужно срочно покидать планету, но вот беда - в районе Сатурна никаких червоточин не обнаружено, а сверхсветовых двигателей из далёкой-далёкой галактики не завезли. До ближайшей звезды - больше четырёх световых лет. Сможет ли человечество достичь её, располагая современными технологиями? Ответ не столь очевиден.

Вряд ли кто-то станет утверждать, что глобальная экологическая катастрофа, которая поставит под угрозу существование всей жизни на Земле, может случиться лишь в кино. На нашей планете не раз происходили массовые вымирания, во время которых гибло до 90% существующих видов. Земля переживала периоды глобального оледенения, сталкивалась с астероидами, проходила через всплески вулканической активности.

Конечно, даже во время самых страшных катастроф жизнь никогда не исчезала полностью. Но того же не скажешь о господствовавших на тот момент видах, которые вымирали, освобождая дорогу другим. А кто сейчас господствующий вид? Вот-вот.

Вполне вероятно, что возможность покинуть родной дом и отправиться к звёздам в поисках нового сможет когда-нибудь спасти человечество. Однако вряд ли стоит уповать, что какие-нибудь космические благодетели откроют нам дорогу к звёздам. Стоит прикинуть, каковы наши теоретические возможности добраться до звёзд своими силами.

Космический ковчег

В первую очередь на ум приходят традиционные двигатели на химической тяге. В настоящий момент четырём земным аппаратам (все они были запущены ещё в 1970-х) удалось развить третью космическую скорость, достаточную для того, чтобы навсегда покинуть Солнечную систему.

Наиболее быстрый из них, «Вояджер-1», за прошедшие с момента запуска 37 лет удалился от Земли на расстояние в 130 а.е. (астрономических единиц, то есть 130 расстояний от Земли до Солнца). Каждый год аппарат преодолевает примерно 3,5 а.е. Расстояние до Альфы Центавра - 4,36 световых лет, или 275 725 а.е. С такой скоростью аппарату потребуется почти 79 тысяч лет, чтобы добраться до соседней звезды. Мягко говоря, ждать придётся долго.

Фото Земли (над стрелочкой) с расстояния 6 миллиардов километров, сделанное «Вояджером-1». Это расстояние космический аппарат прошёл за 13 лет.

Можно найти способ лететь быстрее, а можно просто смириться и лететь несколько тысяч лет. Тогда конечной точки достигнут лишь далёкие потомки тех, кто отправился в путешествие. Именно в этом заключается идея так называемого корабля поколений - космического ковчега, представляющего собой рассчитанную на длительное путешествие замкнутую экосистему.

В фантастике есть множество различных сюжетов о кораблях поколений. О них писали Гарри Гаррисон («Пленённая Вселенная»), Клиффорд Саймак («Поколение, достигшее цели»), Брайан Олдисс («Без остановки»), из более современных писателей - Бернард Вербер («Звёздная бабочка»). Довольно часто далёкие потомки первых обитателей вообще забывают о том, откуда они вылетели и в чём цель их путешествия. Или даже начинают считать, что весь существующий мир сводится к кораблю, как, например, рассказывается в романе Роберта Хайнлайна «Пасынки Вселенной». Другой интересный сюжет показан в восьмом эпизоде третьего сезона классического «Звёздного пути», где экипаж «Энтерпрайза» пытается предотвратить столкновение корабля поколений, чьи обитатели забыли о своей миссии, и обитаемой планеты, к которой он направлялся.

Плюс корабля поколений заключается в том, что этот вариант не потребует принципиально новых двигателей. Однако нужно будет разработать самодостаточную экосистему, которая сможет существовать без поставок извне в течение многих тысяч лет. И не стоит забывать о том, что люди могут попросту поубивать друг друга.

Проведённый в начале 1990-х под замкнутым куполом эксперимент «Биосфера-2» продемонстрировал ряд опасностей, которые могут подстерегать людей при таких путешествиях. Это и быстрое разделение коллектива на несколько группировок, враждебно настроенных друг к другу, и неконтролируемое размножение вредителей, которое вызвало недостаток кислорода в воздухе. Даже обычный ветер, как оказалось, играет важнейшую роль - без регулярного раскачивания деревья становятся хрупкими и ломаются.

Решить многие проблемы длительного полёта поможет технология, погружающая людей в длительный анабиоз. Тогда ни конфликты не страшны, ни скука, да и система жизнеобеспечения потребуется минимальная. Главное - обеспечить её энергией на длительный срок. Например, с помощью ядерного реактора.

С темой корабля поколений связан весьма интересный парадокс под названием Wait Calculation («Расчётное ожидание»), описанный учёным Эндрю Кеннеди. Согласно этому парадоксу, в течение некоторого времени после отправки первого корабля поколений на Земле могут быть открыты новые, более быстрые способы передвижения, что позволит стартующим позже кораблям обогнать первоначальных поселенцев. Так что не исключено, что к моменту прибытия пункт назначения уже будет перенаселён далёкими потомками колонизаторов, которые отправились позднее.

Установки для анабиоза в фильме «Чужой».

Верхом на ядерной бомбе

Предположим, нас не устраивает, что до звёзд долетят потомки наших потомков, и мы хотим сами подставить лицо лучам чужого солнца. В этом случае не обойтись без космического корабля, способного разогнаться до скоростей, которые доставят его к соседней звезде за время меньше одной человеческой жизни. И тут поможет старая добрая ядерная бомба.

Идея подобного корабля появилась ещё в конце 1950-х. Космический аппарат предназначался для полётов внутри Солнечной системы, однако его вполне можно было бы использовать и для межзвёздных путешествий. Принцип его работы таков: за кормой устанавливают мощную бронированную плиту. Из космического аппарата в направлении, противоположном полёту, равномерно выбрасываются маломощные ядерные заряды, которые подрываются на небольшом (до 100 метров) расстоянии.

Заряды сконструированы таким образом, чтобы большая часть продуктов взрыва направлена в хвост космического корабля. Отражающая плита принимает на себя импульс и передаёт его кораблю через систему амортизаторов (без неё перегрузки будут губительны для экипажа). От повреждения световой вспышкой, потоками гамма-излучения и высокотемпературной плазмой отражающую плиту защищает покрытие из графитовой смазки, которое заново распыляется после каждого подрыва.

Проект NERVA - пример ядерного ракетного двигателя.

На первый взгляд подобная схема кажется безумной, но она вполне жизнеспособна. Во время одного из ядерных испытаний на атолле Эниветок в 9 метрах от центра взрыва были размещены покрытые графитом стальные сферы. После испытания они были найдены неповреждёнными, что доказывает эффективность графитовой защиты для корабля. Но подписанный в 1963 году «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой» поставил крест на этой идее.

Артур Кларк хотел оснастить космический корабль Discovery One из фильма «Космическая одиссея 2001 года» чем-то вроде ядерно-взрывного двигателя. Однако Стэнли Кубрик попросил его отказаться от идеи, испугавшись, что зрители сочтут это пародией на его фильм «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу».

Какую же скорость можно развить с помощью серии ядерных взрывов? Больше всего сведений существует о проекте взрыволёта «Орион», который разрабатывался в конце 1950-х в США при участии учёных Теодора Тейлора и Фримена Дайсона. 400 000-тонный корабль планировалось разогнать до 3,3% скорости света - тогда полёт до системы Альфы Центавра продлился бы 133 года. Однако, согласно нынешним оценкам, подобным способом можно разогнать корабль до 10% скорости света. В таком случае полёт продлится примерно 45 лет, что позволит экипажу дожить до прибытия в пункт назначения.

Конечно, постройка такого корабля - весьма недешёвое дело. По оценке Дайсона, на создание «Ориона» потребовалось бы примерно 3 триллиона долларов в современных ценах. Но если мы узнаем, что нашей планете будет грозить глобальная катастрофа, то, вероятно, именно корабль с ядерно-импульсным двигателем станет последним шансом человечества на выживание.

Газовый гигант

Дальнейшим развитием идей «Ориона» стал проект беспилотного корабля «Дедал», который разрабатывался в 1970-х годах группой учёных из Британского межпланетного общества. Исследователи задались целью спроектировать беспилотный космический аппарат, способный в течение человеческой жизни достичь одной из ближайших звёзд, провести научные исследования и передать на Землю полученную информацию. Главным условием исследования было использование в проекте либо существующих, либо предвидимых в ближайшее время технологий.

Целью полёта была выбрана находящаяся от нас на расстоянии 5,91 светового года звезда Барнарда - в 1970-е годы считалось, что вокруг этой звезды вращается несколько планет. Сейчас мы знаем, что в данной системе нет планет. Разработчики «Дедала» нацелились на создание двигателя, который мог бы доставить корабль до пункта назначения за время, не превышающее 50 лет. В итоге они пришли к идее двухступенчатого аппарата.

Необходимое ускорение обеспечивала серия маломощных ядерных взрывов, происходящих внутри специальной двигательной установки. В качестве топлива использовались микроскопические гранулы из смеси дейтерия с гелием-3, облучаемые потоком высокоэнергетических электронов. Согласно проекту, в двигателе должно было происходить до 250 взрывов в секунду. Соплом служило мощное магнитное поле, создаваемое силовыми установками корабля.

По плану первая ступень корабля работала в течение двух лет, разгоняя корабль до 7% скорости света. После этого «Дедал» сбрасывал отработанную двигательную установку, избавляясь от большей части своей массы, и запускал вторую ступень, которая позволяла ему разогнаться до окончательной скорости в 12,2% световой. Это позволило бы достичь звезды Барнарда через 49 лет после запуска. Ещё 6 лет ушло бы на передачу сигнала на Землю.

Полная масса «Дедала» составляла 54 тысячи тонн, из которых 50 тысяч приходилось на термоядерное горючее. Однако предполагаемый гелий-3 чрезвычайно редко встречается на Земле - зато его полно в атмосферах газовых гигантов. Поэтому авторы проекта предполагали добыть гелий-3 на Юпитере с помощью «плавающего» в его атмосфере автоматизированного завода; на весь процесс добычи ушло бы примерно 20 лет. На той же орбите Юпитера предполагалось осуществить окончательную сборку корабля, который бы затем стартовал к другой звёздной системе.

Самым сложным элементом во всей концепции «Дедала» была именно добыча гелия-3 из атмосферы Юпитера. Для этого нужно было долететь до Юпитера (что тоже не так-то легко и быстро), основать базу на одном из спутников, построить завод, где-то хранить топливо… И это уже не говоря о мощных радиационных поясах вокруг газового гиганта, которые дополнительно усложнили бы жизнь технике и инженерам.

Ещё одна проблема состояла в том, что «Дедал» не имел возможности погасить скорость и выйти на орбиту звезды Барнарда. Корабль и выпущенные им зонды просто бы прошли мимо звезды по пролётной траектории, преодолев всю систему за несколько дней.

Сейчас международная группа из двадцати учёных и инженеров, действующая под эгидой Британского межпланетного сообщества, работает над проектом корабля «Икар». «Икар» - своеобразный «римейк» Дедала, учитывающий накопленные за последние 30 лет знания и технологии. Одно из основных направлений работы - поиск других видов топлива, которое можно было бы добыть и на Земле.

Со скоростью света

Можно ли разогнать космический корабль до скорости света? Эту задачу можно решить несколькими способами. Наиболее перспективный из них - аннигиляционный двигатель на антиматерии. Принцип его действия заключается в следующем: антиматерия подаётся в рабочую камеру, где она входит в соприкосновение с обычным веществом, порождая управляемый взрыв. Ионы, возникшие в процессе взрыва, выбрасываются через сопло двигателя, создавая тягу. Из всех возможных двигателей аннигиляционный теоретически позволяет достичь наибольших скоростей. Взаимодействие материи и антиматерии высвобождает колоссальное количество энергии, а скорость истечения образующихся в ходе этого процесса частиц близка к световой.

Но тут встаёт вопрос добычи топлива. Само по себе антивещество уже давно перестало быть фантастикой - учёным впервые удалось синтезировать антиводород ещё в 1995 году. Но добыть его в достаточных количествах невозможно. В настоящее время антиматерию можно получить лишь с помощью ускорителей частиц. При этом количество создаваемого ими вещества измеряется мизерными долями граммов, а его стоимость составляет астрономические суммы. На одну миллиардную грамма антивещества учёным из Европейского центра ядерных исследований (того самого, где создали Большой адронный коллайдер) пришлось потратить несколько сотен миллионов швейцарских франков. С другой стороны, стоимость производства будет постепенно уменьшаться и в будущем может достичь куда более приемлемых значений.

Кроме того, придётся придумать способ, позволяющий хранить антивещество - ведь при соприкосновении с обычной материей оно мгновенно аннигилируется. Одно из решений - охлаждать антивещество до сверхнизких температур и использовать магнитные ловушки, не позволяющие ему соприкасаться со стенками бака. На данный момент рекордное время хранения антивещества составляет 1000 секунд. Не годы, конечно, но с учётом того, что в первый раз антивещество удалось удержать лишь на 172 миллисекунды, прогресс есть.

И даже быстрее

Многочисленные фантастические фильмы приучили нас к тому, что добраться до других звёздных систем можно куда быстрее, чем за несколько лет. Достаточно включить варп-двигатель или гиперпространственный привод, откинуться поудобнее в кресле - и уже через несколько минут оказаться на другом краю галактики. Теория относительности запрещает путешествия со скоростями, превышающими скорость света, но в то же время оставляет лазейки, позволяющие обойти эти ограничения. Если бы могли разорвать или растянуть пространство-время, то смогли бы путешествовать быстрее света, не нарушая никаких законов.

Разрыв пространства более известен как кротовая нора, или червоточина. Физически она представляет собой тоннель, связывающий две удалённые области пространства-времени. Почему бы не использовать такой тоннель для путешествия в дальний космос? Дело в том, что создание подобной кротовый норы требует наличия в разных точках вселенной двух сингулярностей (это то, что находится за горизонтом событий чёрных дыр, - фактически гравитация в чистом виде), которые смогут разорвать пространство-время, создав тоннель, позволяющий путешественникам «срезать» путь через гиперпространство.

Кроме того, для поддержания подобного тоннеля в устойчивом состоянии необходимо, чтобы он был заполнен экзотической материей с отрицательной энергией, - а существование подобной материи до сих пор не доказано. В любом случае, создать кротовую нору по силам лишь сверхцивилизации, которая на много тысяч лет будет опережать нынешнюю в развитии и чьи технологии с нашей точки зрения будут похожи на волшебство.

Второй, более доступный вариант - «растягивание» пространства. В 1994 году мексиканский физик-теоретик Мигель Алькубьерре предположил, что можно изменить его геометрию, создав волну, сжимающую пространство впереди корабля и расширяющую его сзади. Таким образом звездолёт окажется в «пузыре» искривлённого пространства, которое само будет двигаться быстрее света, благодаря чему корабль не нарушит фундаментальных физических принципов. По словам самого Алькубьерре, .

Правда, сам учёный счёл, что реализовать подобную технологию на практике будет невозможно, так как для этого потребуется колоссальное количестве массы-энергии. Первые вычисления давали значения, превышающие массу всей существующей Вселенной, последующие уточнения уменьшили её до «всего лишь» юпитерианской.

Но в 2011 году Гарольд Уайт, возглавляющий исследовательскую группу Eagleworks при NASA, провёл расчёты, которые показали, что если изменить некоторые параметры, то для создания пузыря Алькубьерре может потребоваться куда меньше энергии, чем считалось ранее, и перерабатывать целую планету уже не потребуется. Сейчас группа Уайта прорабатывает возможность «пузыря Алькубьерре» на практике.

Если у экспериментов будут результаты, то это станет первым маленьким шажком к тому, чтобы создать двигатель, позволяющий путешествовать в 10 раз быстрее скорости света. Разумеется, космический аппарат, использующий пузырь Алькубьерре, отправится в путешествие через много десятков, а то и сотен лет. Но сама перспектива того, что такое действительно возможно, уже захватывает дух.

Полёт «Валькирии»

Практически все предлагаемые проекты звездолётов имеют один существенный недостаток: они весят десятки тысяч тонн, и их создание требует огромного количество запусков и сборочных операций на орбите, что увеличивает стоимость постройки на порядок. Но если человечество всё же научится получать большое количество антиматерии, у него появится альтернатива этим громоздким конструкциям.

В 1990-х годах писатель Чарльз Пелегрино и физик Джим Пауэлл предложили проект звездолёта, известный как «Валькирия». Его можно описать как нечто вроде космического тягача. Корабль представляет собой связку из двух аннигиляционных двигателей, соединённых между собой сверхпрочным тросом длиной 20 километров. В центре связки находятся несколько отсеков для экипажа. Корабль использует первый двигатель, чтобы набрать скорость, близкую к световой, а второй - чтобы погасить её при выходе на орбиту вокруг звезды. Благодаря использованию троса вместо жёсткой конструкции масса корабля составляет всего 2100 тонн (для сравнения, масса МКС - 400 тонн), из которых 2000 тонн приходятся на двигатели. Теоретически такой корабль может разогнаться до скорости в 92% от скорости света.

Модифицированный вариант данного корабля, названный Venture Star, показан в фильме «Аватар» (2011), одним из научных консультантов которого был как раз Чарльз Пелегрино. Venture Star отправляется в путешествие, разгоняясь при помощи лазеров и 16-километрового солнечного паруса, после чего тормозит у Альфы Центавра с помощью двигателя на антиматерии. На обратном пути последовательность меняется. Корабль способен разогнаться до 70% скорость света и долететь до Альфа Центавра менее чем за 7 лет.

Без топлива

Как существующие, так и перспективные ракетные двигатели имеют одну проблему - топливо всегда составляет большую часть их массы на старте. Однако есть проекты звездолётов, которым вообще не нужно будет брать с собой топливо.

В 1960 году физик Роберт Бассард предложил концепцию двигателя, который использовал бы находящийся в межзвёздном пространстве водород в качестве горючего для термоядерного двигателя. К сожалению, несмотря на всю привлекательность идеи (водород - самый распространённый элемент во Вселенной), у неё есть ряд теоретических проблем, начиная от способа сбора водорода и заканчивая расчётной максимальной скоростью, которая вряд ли превысит 12% световой. А значит, до системы Альфа Центавра придётся лететь минимум полвека.

Другая интересная концепция - применение солнечного паруса. Если построить на земной орбите или на Луне огромный сверхмощный лазер, то его энергию можно было бы использовать, чтобы разогнать оснащённый гигантским солнечным парусом звездолёт до достаточно больших скоростей. Правда, по расчётам инженеров, чтобы придать пилотируемому кораблю массой 78 500 тонн скорость в половину световой, потребуется солнечный парус диаметром в 1000 километров.

Ещё одна очевидная проблема звездолёта с солнечным парусом заключается в том, что его нужно как-то затормозить. Одно из её решений - при подлёте к цели выпустить позади звездолёта второй, меньший по размерам парус. Основной же отсоединится от корабля и продолжит самостоятельное путешествие.

***

Межзвёздное путешествие - очень сложное и дорогостоящее предприятие. Создать корабль, способный за относительно небольшой срок покрыть космическое расстояние, - одна из самых грандиозных задач, стоящих перед человечеством в будущем. Конечно, это потребует усилий нескольких государств, если не всей планеты. Сейчас это кажется утопией - у правительств слишком много забот и слишком много способов потратить деньги. Полёт на Марс в миллионы раз проще полёта к Альфе Центавра - и тем не менее вряд ли сейчас кто-то рискнёт назвать год, когда он всё же состоится.

Оживить работы в этом направлении может или глобальная опасность, грозящая всей планете, или же создание единой планетарной цивилизации, которая сможет преодолеть внутренние склоки и захочет покинуть свою колыбель. Время для этого ещё не пришло - но это не значит, что оно не придёт никогда.

Сайгушкин Руслан

Данный материал- исследовательская работа ученика 2 класса МБОУ "Лицей №3", члена общества НОУ учащихся. В своей работе Руслан исследует самую загадочную планету Солнечной системы Плутон и пытается разгадать все ее загадки.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Введение……………………………………………..…………………..2

I. История открытия………………………………………….……..…...3

II. Физические характеристики………………...……………..…….3 - 4

III. Загадки Плутона………………………………………………….4 – 7

  1. Загадка первая. Размеры и масса.

  2. Загадка вторая. Внутреннее строение планеты

  3. Загадка третья. Поверхность Плутона

  4. Загадка пятая. Спутники.

IV. Заключение………………………………………………………………8

Информационные ресурсы……………………………………………...…...9

I. ВВЕДЕНИЕ

С давних времен небо притягивало взгляд человека. Ведь на небе таится еще столько неразгаданных тайн! Я очень люблю смотреть на звездное небо. Особенно, если рядом мама или папа. Поэтому, когда на уроке по окружающему миру мы стали изучать планеты, я очень обрадовался. Но на странице учебника «Окружающий мир» (автор А.А. Вахрушев) я обнаружил противоречие. (Приложение №1 ) В тексте учебника было написано: «Вокруг нашего Солнца обращаются девять планет». А рядом на рисунке Солнечной системы были изображены только восемь планет. Не хватало Плутона. Учитель предложила мне самостоятельно разобраться в этом противоречии. Оказалось, что Плутон - самая загадочная планета солнечной системы. Я подумал, что загадки Плутона будут интересны не только мне, но и многим другим любознательным ребятам. Я решил разгадать их.

Перед выполнением работы я поставила перед собой цель : изучить загадки, связанные с историей открытия и исследования Плутона.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи :

  1. найти и изучить материал по открытию и исследованию Плутона;
  2. разгадать загадки, связанные с историей открытия и исследования Плутона;
  3. найти на них ответы на уровне современных знаний.

II. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ

Еще в начале XIX века английские ученые предположили, что есть еще одна планета Солнечной системы. Существование Плутона предсказал американский астроном Персиваль Ловелл . Ученые бросили все силы на поиск девятой планеты и дали ей название «Планета Икс». Но доказать существование небесного тела ученые смогли лишь 90 лет спустя. (Приложение №2) Американский ученый Клайд Томбо целый год делал снимки ночного неба. Он работая по 14 часов в сутки и сумел доказать, что планета Икс существует. Родился Клайд в семье бедного. Когда ему было 12 лет, он впервые посмотрел в телескоп на Луну. И с этого момента началось его увлечение астрономией. Когда Клайд окончил школу, его одноклассники записали в книгу выпускников пророческую фразу: «Он откроет новый мир». Дальше он учиться не смог. У родителей не было денег. Но он решил сам изучать астрономию и самостоятельно сделал телескоп.

После открытия новой планеты стал вопрос: как ее назвать? Предложения стали поступать со всего мира. Но все ученые проголосовали за предложение маленькой девочки Венеции Берни. (Приложение №3) Венеция интересовалась не только астрономией, но и мифологией. Она решила, что это имя очень подходит для такого тёмного и холодного мира, так как Плутон в греческой мифологии - это бог подземного мира, бог ада.

III. ФИЗИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛАНЕТЫ

Оказывается, Плутон действительно состоит в основном из камня и льда. Лед на поверхности Плутона состоит из замершего метана и азота с примесями углеводорода.

Общие сведения:

  1. Macca: 1,3*1022кг. (0,0022 массы Земли)
  2. Диаметр: 2324 км.
  3. Плотность: 2 г/см3
  4. Температура: -230oC
  5. Длина суток: 6,4 земных суток
  6. Расстояние от Cолнца(среднее): между 29,65 (минимальное) и 49,28 (максимальное) (39,4 а.е.)а.е.,на сильно вытянутой элептической орбите.
  7. Период обращения по орбите(год): 247,7 лет
  8. Скорость вращения по орбите: 4,7 км/c

Иногда на Плутоне теплеет до минус 170 градусов, однако большую часть года там держится температура минус 230 по Цельсию. Оборот вокруг Солнца тянется на Плутоне 248 лет. Ещe одно уникальное свойство планеты - атмосфера там то появляется, то вдруг полностью исчезает.

IV. ЗАГАДКИ ПЛУТОНА

Плутон - единственная планета, до которой ещe не добрались земные аппараты. Слишком сложная миссия. По прямой - 6 млрд. км. А это десятилетия пути в ледяном вакууме.

Плутон до настоящего времени остается загадочным объектом. Плутон при открытии имел блеск звезды 15-й звездной величины. Наблюдать его можно только в сильные телескопы, а исследовать – только из космоса. Какие же загадки хранить планета икс?

  1. Загадка первая. Размеры и масса. (Приложение №4)

Длительное время считали, что размеры и масса Плутона близки к земным.

В 1955 году предположили, что радиус Плутона 7200 км, масса – 0,9 массы Земли. В 1965 году подсчеты ученных остановились на 0,11 массы Земли. В 1978 году масса Плутона уже составляет всего-навсего 0,002 массы Земли, то есть в 6 раз меньше массы Луны. Так постепенно Плутон превратился в «карликовую планету»

  1. Загадка вторая. Внутреннее строение планеты. (Приложение №5)

О внутреннем строении планеты пока можно судить только по величине ее средней плотности, которая составляет 1,7 г/см 3 , что вдвое меньше, чем у Луны, и втрое, чем у Земли. Такая плотность указывает, что Плутон состоит на 1/3 из каменных горных пород и на 2/3 из водного льда. Ученные только предполагают, что у Плутона должно быть большое каменное ядро диаметром 1 600 км, окруженное слоем водного льда толщиной 400 км. На поверхности планеты – кора изо льдов различного химического состава. Предполагают, что между каменным ядром и его ледяной оболочкой существует слой жидкой воды – глубинный океан. Но это только предположения.

  1. Загадка третья. Поверхность Плутона. (Приложение №6)

Знания о поверхности Плутона пока тоже только догадки. Ученные считают, что Плутон отличается от других планет я самыми сильными холодами – на его поверхности постоянно очень низкая температура: от -220 до -240°С. В таких условиях затвердевает даже азот. По мнению ученных, «если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи, освещенную лунным светом». Здесь днем в 900 раз темнее, чем на Земле в ясный полдень, но в 600 раз светлее, чем в полнолуние ночью, поэтому в полдень на Плутоне намного темнее, чем в облачные дождливые сумерки на Земле. Отсутствие облаков позволяет видеть на небе тысячи звезд даже в дневное время, а само небо всегда черное, поскольку атмосфера крайне разреженная. Вся поверхность планеты покрыта льдом, который совсем не похож на земной. Это не привычный для нас водный лед, а замороженный азот, который образует крупные прозрачные кристаллы, имеющие несколько сантиметров в поперечнике – этакое ледяное сказочное царство. В целом поверхность планеты имеет желтовато-розоватый оттенок. Поверхность Плутона очень яркая и отражает 60% падающего на нее солнечного. При этом на Плутоне встречаются наиболее сильные перепады яркости. Здесь можно встретить районы темнее, чем уголь, и районы белее снега.

  1. Загадка четвертая. Атмосфера. Атмосферу вокруг Плутона обнаружили совсем недавно – в 1988 году. Она очень разряжена. Слабое гравитационное поле планеты малютки не в состоянии удерживать атмосферу, и она постоянно улетучивается в космос, а на место улетевших молекул приходят новые, испаряющиеся с ледяной поверхности. Таким образом, атмосфера Плутона постоянно обновляется. Ни на одной из планет такого не происходит.

Сейчас на Плутоне «летний» период. А в 2020 на планете наступит ледниковый период. Атмосфера на длительное время исчезнет.

  1. Загадка пятая. Спутники. (Приложение №7)

В 1978 году был случайно обнаружен спутник Плутона Харон. Спутник имеет голубоватый цвет. Предполагают, что он состоит каменных пород и водного льда. В мае 2005 года на снимках Плутона ученные обнаружили две крошечные тусклые точки, которые не были ни звездами, ни астероидами. Они двигались вокруг Плутона, каждая на своем расстоянии. Радость исследователей не имела границ - у Плутона есть еще два спутника! Но самое интересное было впереди. Оказалось, что Харон совершает один оборот, один из спутников – в точности два, а второй – три.

  1. Загадка шестая. Статус Плутона.

Плутон был официально признан планетой Международным астрономическим союзом в мае 1930 года. Тогда считалось, что он значительно больше по размеру.

В конце XX века появились сомнения, имеет ли смысл относить Плутон к большим планетам. Приводились три причины:

  1. Все внешние планеты являются газовыми гигантами, а Плутон – нет.
  2. Плутон намного меньше по массе любой из планет Солнечной системы.
  3. Орбита Плутона очень вытянута и даже пересекает орбиту другой планеты – Нептуна. (Приложение №8)

В августе 2006 года было принято решение впредь называть Плутон не "планетой", а " карликовой планетой ".

Теперь по новой классификации в Солнечной системе будут существовать четыре планеты земной группы (Меркурий, Венера, Земля и Марс), столько же планет-гигантов (Юпитер, Сатурн, Нептун и Уран) и неограниченное количество планет-карликов.

Мнения ученных по этому поводу разделились. Многие посчитали это решение несправедливым. Жители штата Нью-Мексико , например, объявили, что в честь Клайда Томбо (он многие годы жил в этом штате и работал в университете) Плутон всегда будет считаться планетой и с 13 марта 2006 года каждый год в штате проходит «день планеты Плутон».

Некоторые российские ученые также не согласны с лишением Плутона статуса планеты.

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учeнные ожидали найти очень крупную планету, а нашли крошечный шарик из смеси льда и азота. Плутон – единственная планета, которую спутники с Земли пока не достигли. Но скоро это случится. Так выглядит американская межпланетная станция «Новые горизонты». (Приложение № 9) Она стартовала в 2006 году. А максимальное сближение с Плутоном произойдет 14 июля в 2015 году. Я надеюсь, что уже через 3 года люди разгадают все загадки планеты Икс. Я очень надеюсь, что ученные вернут Плутону статус планеты.

ИНТЕРНЕТРЕСУРСЫ

  1. http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2005/02/15/174632
  2. http://itw66.ru/blog/space/541.html
  3. http://vvv2010.livejournal.com/599322.html
  4. http://www.scilog.ru/viewtopic.php?pid=9735
Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

РАССМОТРЕНО

«Филология»

Протокол №___

от «___»____________20 г.

Председатель___Молданова И.М.

Контрольный срез знаний

по дисциплине

«Русский язык»

для специальностей:

13.02.11

46.02.04

23.02.03

26.02.03

Вариант 1

Утверждаю:

Зам. директора по УР

Смирнов Е.Ю.

«____»__________ 20 г.

Подпись________________

Часть 1

А1 В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) грустно

2) слышится

3) меткость

4)бульон

А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный

гласный звук?

1)дОсуг2) пОняв3) сОзыв 4)(он) дозвонИтся

А3 В каком предложении вместо слова БУДНИЧНЫЙ можно употребить БУДНИЙ?

1) Однажды утром в БУДНИЧНЫЙ день я с дедом разгребал во дворе снег.

2) Из одной БУДНИЧНОЙ обстановки Наталья попала в другую, такую же однообразную и скучную.

3) Значительное место художник отводит изображению БУДНИЧНОЙ стороны войны.

4) «Вот мы и дома»,- уже другим, БУДНИЧНЫМ голосом сказал капитан.

А4

1) давайте попробоваем

2) около пятисот человек

3) менее быстрый

4) много яблок

(1)... (2) Прежде всего, письменная речь не ограничена временем общения, в то время как устное высказывание воспринимается и понимается слушающим по мере того, как говорящий его произносит. (3) Кроме того, письменная речь не может быть связана определённым физическим пространством общения, психологическим состоянием её участников и требованием немедленного ответа. (4) Дело в том, что письменная речь монологична: когда мы пишем, тотолько внутренне представляем нашего читателя-собеседника с его ответами и поэтому имеем возможность обдумать и переделать наше высказывание, не стесняясь ограничениями во времени и пространстве. (5) Одно и то же письменное высказывание может быть прочитано многократно, разными лицами и в разное время, поэтому в нём можно обнаружить и исправить допущенные грамматические ошибки и неясности выражения мысли. (6)... эти различия необходимо учитывать в процессе устного и письменного общения.

А5 первым в этом тексте?

1) Между письменной и устной речью нет существенных отличий.

2) Между письменной и устной речью существует только одно отличие.

3) Между письменной и устной речью есть существенные отличия.

4) Письмо - это нормированная речь, которая подчиняется строгим языковым нормам.

А6 Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

2) Однако

4) Конечно,

А7 Какие слова являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста?

1) речь не связана

2) речь не может быть связана

3) не может быть

4) речь не может быть

А8 Укажите, сколько частей во втором (2) предложении текста.

1)1 2) 2 3) 3 4) 4

А9 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ПРОЧИТАНО в пятом (5) предложении текста.

А10 Укажите значение слова ГРАММАТИЧЕСКИЙ в пятом (5) предложении текста.

1) связанный с постановкой знаков препинания

2) связанный с правописанием слов

3) связанный с правильным произношением слов и форм слова

4) связанный с нормами изменения слов и построения словосочетаний и предложений

А 11 В каком слове нет суффикса -ЩИК-?

1) табельщик 2) кровельщик 3) подлещик 4) мусорщик

А12

1) пом..гать, д..кумент, безотл..гательный

2) изл..жение, дир..жировать, д..лёкая

3) в..новатый, пов..р, вбл..зи

4) акв..рельный, з..ря, ук..ротить

А13

1) об..греватель, нед..печённый, н..испособнейший

2) пр..забавный, пр..вратности (судьбы), пр..небрегать

3) ра..хаживать, бе..полезный, в..бодрить

4) пред..дущий, по..грать, от..гравшись

А14

1) разобид..шься, высуш..нный

2) наде..шься, раскле..вший

3) услыш..шь, просе..нный

4) брос.шь, вид..мый

А15

A. угодл..вый

Б. отта..вать

B. вол..вой

Г. Ослаб..вать

1)А, Б, Г 2) А, Б 3)В, Г 4) А, В, Г

А16 - А19

(1) Чистое, золотое дело - поэзия. (2) Отчего она вызывает такое ожесточение? (3) Смеялись над Дельвигом, Майковым. (4) Но больше всех русских поэтов доставалось Фету. (5) Было в нём что-то вызывающее особое раздражение окружающих, да и многих потомков тоже.

(6) Едва ли найдётся другой пример подобного несоответствия человеческой сути и поэтического дарования. (7) Воздушный, эльфический поэт был деловитым, крайне бытовым, заземлённым по всем своим привычкам человеком. (8) Сама внешность Фета, особенно в старые годы, когда человек приобретает некое сглаживающее благообразие, была вызывающе антипоэтична: грузный, тяжёлый, с грубым, прихмуренным, часто брюзгливым лицом. (9) В лучшую свою пору он был среднеарифметическим гусаром, без печати индивидуальности. (10) А ведь он уже тогда писал замечательные и ни на кого не опирающиеся стихи.

(11) Но в дальнейшей жизни Фета иные заботы постоянно теснили поэзию: то лямка армейской службы, то помещичьи, хозяйственные хлопоты. (12) Нередко он записывал стихотворение на случайно подвернувшемся под руку клочке бумаги. (13) Однажды он послал Толстому записку, набросанную на какой-то квитанции вместе с новым стихотворением.

(14) Толстой безоговорочно любил стихи Фета за их музыкальность, лиризм и отсутствие тенденции, чего Лев Николаевич органически не переваривал. (15) А затем ему полюбился и сам Фет - деловой, озабоченный, серьёзно и правильно живущий. (16) Когда Толстой увлёкся сапожным делом и стачал две пары сапог, одна из них досталась его зятю Сухотину, другую после долгой торговли, примерок, жалоб на тесноту вподъёме, сомнений в качестве кожи и крепости дратвы, одарив Толстого всеми переживаниями и страхами ремесленника, всучивающего свою продукцию, купил Фет. (17) Сухотин поставил сапоги великого тестя на видное место в гостиной и поклонялся им, как реликвии, за что Толстой окончательно его возненавидел. (18) Фет использовал свою пару по назначению, особенно не хвалил, хотя и не ругал, когда же она сносилась, хотел заказать Льву Николаевичу новые. (19) То был счастливейший момент в жизни создателя «Войны и мира».

(20) Но даже нежного и снисходительного к другу Толстого огорчало фетовское разбазаривание времени на мирскую суету, когда есть поэзия. (21) Но можно ли поверить, что Фет не написал необходимых ему внутренне стихов из лености, занятости или рассеянности? (22) Фет сказал всё, что должен был сказать; он не мог бы сказать больше, даже если б не тратил времени на установку бильярдного стола, запашку под яровые нового клина и утепление оранжереи. (23) Сделанного Фетом хватило, чтобы занять опустевший после смерти Тютчева трон русской лирики.

(24) Твёрдость в главном сочеталась у Фета с удивительной, противоречащей его характеру покладистостью в частностях, хотя их не бывает в поэзии. (25) Он писал стихи без помарок и черновиков, они у него выпевались из груди, как песня у птицы. (26) Но Тургенев требовал ясности, логики, и Фет безропотно вносил поправки, портя свои стихи и изредка облегчая душу кроткой жалобой.

(27) В одной грубоватой оболочке уживались два разных человека: поэт Фет, слышавший музыку сфер, отвлечённый, доверчивый, мягкий, и помещик Шеншин, предпочитавший всем звукам небес ржание породного Закраса, расчётливый, прижимистый хозяин, опытный землевладелец, барин.

(28) Фету не подавали «соху-с» к подъезду, он занимался сельским хозяйством с хмурой и жёсткой повадкой профессионала. (29) Было ли в Фете два несоединимых человека или один, в котором все кажущиеся противоречия крепко и органично связаны? (30) Кто знает?

(31) Сограждане, родные! (32) Давайте бросим ныть, бездельничать и злобствовать!

(33) Будем, как Фет, деловиты.

(34) Будем, как Фет, поэтичны.

(35) Будем, как Фет, зажиточны.

(36) Будем, как Фет, вечны.

(По Ю. Нагибину)

А16 После какого предложения должен стоять следующий фрагмент текста?

А ведь в бытовой жизни он отнюдь не был ни слабым, ни даже покладистым человеком. Он всегда знал, чего хочет, и твёрдо шёл к намеченной цели, не гнушаясь советами, но всякий раз поступая по собственному разумению. В этом суть двойственной природы Фета.

1)10 2)14 3)26 4)30

А17 В каких предложениях текста используется тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ?

1) 7-9

2) 16-18

3) 20-23

4) 27-30

А18 Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.

1) 10

2) 15

3) 16

4)20

А19 Из предложения 26 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Часть 2

Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов

«Рассказывая об Афанасии Фете, Ю. Нагибин обращает внимание на то, каким удивительно разным человеком был известный русский поэт, поэтому весь текст построен на таком приёме, как _______. Говоря о характере Фета, автор в предложении 7 использует _______(«деловитым, крайне бытовым, заземлённым...»). Поэтичность таланта Фета автор подчёркивает при помощи _______(«как песня у птицы» в предложении 25). Такое средство, как _______ (предложения 33-36), помогает сделать убедительней вывод Ю. Нагибина».

Список терминов:

1) парцелляция

2) просторечие

3) синтаксический параллелизм

4) градация

5) фразеологизм

6)гипербола

7) сравнение

8) вопросно-ответная форма изложения

9) антитеза

10) риторический вопрос

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ ТЕХНОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(АУ «Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж»)

РАССМОТРЕНО

на заседании предметно-цикловой комиссии

«Филология»

Протокол №___

от «___»____________20 г.

Председатель____Молданова И.М.

Контрольный срез знаний

по дисциплине

«Русский язык»

для специальностей:

13.02.11

46.02.04

23.02.03

26.02.03

Вариант 2

Утверждаю:

Зам. директора по УР

Смирнов Е.Ю.

«____»__________ 20 г.

Подпись________________

Часть 1

А1 В каком слове все согласные звуки глухие?

1)способ

2) вдруг

3) нести

4) скользкий

А2 В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) квАртал 2) прОстыня 3) местностЕй 4) оцененА

А3 В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются в действия, в ПОСТУПКИ.

2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженный ПОСТУПОК одноклассника.

4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

А4 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) молодые бухгалтеры

2) ихней работой

3) в течение тридцати пяти минут

4) дамских туфель

Прочитайте текст и выполните задания А5 - А10.

(1) ... (2) Дело в том, что эта планета отличается от других планет Солнечной системы тем, что на её поверхности чрезвычайно низкая температура: от -220 до -240 °С. (3) В таких условиях атмосферный газ охлаждается и конденсируется на поверхности в виде инея; затвердевает даже азот, который образует крупные прозрачные кристаллы, имеющие несколько сантиметров в поперечнике. (4) Внутри этих кристаллов в виде некоего твёрдого раствора заморожено небольшое количество метана. (5) ... это тот самый газ, который вместе с пропаном и бутаном горит у нас на кухне. (6) Здесь же, на самой отдалённой планете Солнечной системы, он вместе с замороженным азотом и другими химическими соединениями образует царство льда и холода.

А5 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Отсутствие облаков на Плутоне позволяет видеть на небе тысячи звёзд даже в дневное время, а само небо всегда чёрное.

2) Если когда-нибудь космический путешественник ступит на поверхность Плутона, то перед ним должен открыться пейзаж, напоминающий Антарктиду во время полярной ночи.

3) Плутон предположительно является не большой планетой, а самым крупным астероидом.

4) Один оборот Плутона вокруг Солнца длится 248 земных лет, а один оборот вокруг оси происходит за 6,4 земных суток.

А6 Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в пятом предложении текста?

1) Кроме того, 2) Однако 3) Кстати, 4) Итак,

А7 Какие слова являются одной из грамматических основ третьего (3) предложения текста?

1) который образует

2) газ охлаждается

3) образует кристаллы

4) азот образует

А8 Укажите верную характеристику шестого (6) предложения текста.

1) простое

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное бессоюзное

А9 Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЗАМОРОЖЕНО из четвёртого (4) предложения текста.

1) наречие 2) деепричастие 3) причастие 4) прилагательное

А10 Укажите значение слова КОНДЕНСИРОВАТЬСЯ в третьем (3) предложении текста.

1) доводить до определённой нормы, стандарта

2) сгущаться, превращаться в твёрдое состояние в результате охлаждения или сжатия

3) сосредоточиться на чём-либо

4) образовать, раствор при смешении с жидкостью

А11 В каком слове нет суффикса -К-?

1) ошибка 2) выплавка 3) юбка 4) узко

А12 В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) возр…ст, обл..агать, к…нституционный

2) согл…шение, об…зательный, др..бить

3) расст..лить, к…нтинент, орнам…нтальный

4) ф...милия, к…снуться, х…рактеризовать

А13 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) бе…престанно, ра...красить, бе…вкусный

2) пр…пятствие, пр…готовить, пр…дается (значение)

3) нед…рисовать, под…йти, без…тлагательно

4) с…грать, за….нтриговать, без…скусный

А14 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) раста...шь, ускор…вший

2) завис…шь, выкраш…нный

3) обид..шь, предвид…вший

4) закле...шь, слыш…мый

А15 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

A.неулыбч…вый

Б.расклан…ться

B.сирен..вый

Г. подмарг…вать

1) А, Б, Г 2) А, Б, В 3)В, Г 4) А, Г

Прочитайте текст и выполните задания

А16 - А19, часть 2.

(1) Как трудно быть учителем! (2) Проходить ежедневный контроль десятков пар острых, всевидящих и зачастую недоброжелательных глаз. (3) Любое упущение в костюме, причёске, повадке немедленно отмечается...

(4) Мария Владимировна была безукоризненна во всём. (5) Едва ли не единственная в нашей школе, она не носила клички. (6) На её уроках царила тишина, хотя она отнюдь не принадлежала к «страшилам». (7) Она достигала этого минимумом усилий - ровным поведением, образцовостью внутреннего и внешнего облика. (8) Весь класс в той или иной мере был в неё влюблён.

(9) Путь к сердцу Марии Владимировны я прокладывал через географию, острейшее увлечение которой переживал тогда.

(10) Помню, Мария Владимировна знакомила нас с картой Европы, называя страны и главные города, когда я шепнул сидевшему через проход рыхлому недалёкому парню, по кличке Лапа:

(11) - Спроси, где находится Андорра!

(12) Лапа недоверчиво покосился на меня.

(13) - А что сам не спросишь?

(14) - Так я знаю. (15) Зачем мне спрашивать?

(16) Лапа озадаченно чешет в затылке.

(17) - Мария Владимировна, а где находится... эта... Андорра? (18)- Андорра?- недовольно произнесла Мария Владимировна.

(19) - Карликовое государство на границе Франции и Испании! - громко сказал я.

(20) Учительница покраснела.

(21) - В Европе существуют государства-карлики: Люксембург, Монако и Андорра. (22) Запоминать их не обязательно,- сказала Мария Владимировна оробевшему классу.

(23) - И республика Сан-Марино! - не унимался я.

(24) - Не кричи, а подними руку,- осадила меня Мария Владимировна.

(25) Я тут же поднял руку и, не дожидаясь разрешения, выпалил:

(26) - Ватикан - тоже отдельное государство!

(27) Класс замер от восхищения.

(28) Но тут прозвенел звонок...

(29) И теперь на каждом уроке Лапа и мой приятель Павлик, подзуживаемые мною, засыпали её вопросами. (30) И всякий раз у учительницы оказывался верный и надёжный помощник.

(31) Как только раздавался каверзный вопрос, класс весело ожидал моей подсказки, но потом, убедившись, что осечки не будет, утратил интерес к представлению, и я даже вроде бы наскучил им. (32) Это меня не так удивило, как непостижимая сдержанность Марии Владимировны. (33) Она ничем не обнаруживала своего восхищения моими познаниями.

(34) И всё-таки я дождался своего знака отличия, хотя вначале по малости души не оценил оказанную милость.

(35) У нас была труднейшая контрольная по арифметике, ненавистному для меня предмету. (36) И надо же так случиться, что из всего

класса решил я один. (37) Мария Владимировна оповестила класс о всеобщем конфузе и моём триумфе. (38) Но тут же бесстрастным голосом сообщила, что, начиная с этой контрольной, она будет строго наказывать за грязь в тетрадках. (39) И хотя ученик, чью безобразную, заляпанную кляксами тетрадку она продемонстрировала, один из всего класса решил задачу, он получит «неуд».

(40) Класс глухо загудел, педагогическая новация Марии Владимировны впервые показалась жестокой и несправедливой.

(41) Поступок учительницы потряс меня: хороша награда за мои географические подвиги, за всё, что я для неё сделал! (42) Не отметка огорчала, а душевная чёрствость Марии Владимировны, избравшей для своих сомнительных опытов человека, который столько раз говорил на невнятном для окружающих, но понятном ей языке.

(43) - А она высоко тебя ставит,- тихо сказал Павлик.

(44) Марии Владимировны уже нет на свете. (45) Она прожила долгую жизнь, чуть не до последних дней работала в школе. (46) На одной из наших традиционных встреч Ира Букина, которая последней видела Марию Владимировну, рассказала, что та с удивительной теплотой вспоминала наш класс, делая единственное исключение для меня.

(47) - За что же такая немилость? - спросил я.

(48) - А география? Ты забыл? Ты вёл себя ужасно!

(49) - Господи, что за чушь!

(50) - Ничего не чушь. (51) Сколько лет прошло, а Мария Владимировна всё спрашивала: «За что он меня так ненавидел?»

(52) Как трудно быть учителем, но и как трудно быть учеником!

(По Ю. Нагибину)

A 16 В каком предложении автор даёт себе объективную характеристику с позиции взрослого человека?

1)33 2)34 3)40 4)42

А 17 Какой тип речи используется в предложениях 1-3, 4-9, 36- 40?

1) во всех фрагментах - повествование

2) описание: 1-3, повествование: 4-9, рассуждение: 36-40

3) повествование: 1-3, рассуждение: 4-9 и 36-40

4) рассуждение: 1-3, описание: 4-9, повествование: 36-40

А18 В каком предложении употреблены антонимы?

1)31 2)37 3)39 4)46

А19 Из предложения 2 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

Часть 2

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе прочитанного вами текста, который вы анализировали, выполняя задания А16-А19

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Последовательность цифр в ответе запишите в бланк ответов.

« В авторской речи используются передающие характер персонажей и обстановку действия («острых», «всевидящих», «ровным», «острейшее», «недалёкий» и др.). С помощью некоторых из них выражается _______ (например, в предложении 30). Этой же цели служат_______(«обнаруживала», «познаниями» - предложение 33, «оповестила» - предложение 37, «продемонстрировала» - предложение 38, «упущение» - предложение 3). Важную роль играют _______, обрамляющие текст».

Список терминов:

1) слова книжного стиля

2) эпитеты

3) фразеологизмы

4) синонимы

5)ирония

6)гипербола

7) метафора

8) ряды однородных членов

9) сравнения

10) риторическое восклицание