Конспект я и мои друзья. Конспект занятия «Я и мои друзья

Тема: «Когда мои друзья со мной…»

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», какую роль играют друзья в нашей жизни.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей по теме дружба. Продолжать учить детей умению договариваться, помогать друг другу, расширяя представления детей о дружбе.
  2. Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства.
  3. Воспитывать в детях умение по-настоящему дружить, внимательно и с уважением относиться друг к другу.

Ход занятия:

Беседа о значении слова «дружба»

Учащиеся читают стихотворение «Дружба» по ролям в костюмах героев.

– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и дети.

Произнесите слово «дружба».
– Что вам вспоминается?
– Какой я? Какой мой друг?
– Каким бы я хотел быть?
– Каким бы я не хотел быть?
– Каким бы я не хотел видеть своего друга?
– Какую черту характера вы больше цените в своём друге? А в себе?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии.
Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни; дружески расположенный к кому-нибудь.

(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)

– В чем состоит значение, ценность дружбы в жизни?

Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»

М. Садовский

Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?

Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?

Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!

– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.

– Какого друга можно назвать настоящим?

Физминутка (дети выполняют в парах)

Ты дрозд и я дрозд (показывают)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим друг друга
(обнимаются).

Продолжение беседы

– А с кем вы дружите?
– Дружите ли вы со своими родителями?
– Должны ли родители быть друзьями детства? (Расспросите их дома об этом.)
– Как, по-вашему, можно ли сохранить друзей детства?
– Хотели бы вы, чтобы ваши друзья были с вами в течение всей жизни?
– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Викторина «Кто с кем дружит?»

1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

– Книг о дружбе много. Читая эти книги, вы приобретёте себе ещё и литературных друзей.

  • Л. Воронкова «Солнечный денек» («Подружки идут в школу»);
  • А. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • В. Драгунский «Друг детства», «Денискины рассказы»;
  • Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;
  • Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»;
  • В. Осеева «Три товарища», «Дождь», «Васек Трубачев и его товарищи».

Ощущение и эмоциональное переживание состояния дружелюбия

– С чего начинается дружба?

Звучит песня «Улыбка» (сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского ).

… С голубого ручейка
Начинается река,
Ну а дружба начинается с улыбки.

Мимическая гимнастика

– Улыбнитесь друг другу.
– Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
– А какое выражение должно быть у враждебно настроенного человека?

– Могут ли руки помочь подружиться?
– Какими бывают наши руки? (Добрыми, злыми.)
– Потрогайте руки друг друга. Что можно о них сказать?

Повторение правил речевого этикета

– Покажите, как надо приветствовать друга, выражать одобрение, прощаться и т.п.
Какая музыка вам слышится, когда вы думаете, говорите о дружбе?
– Как «пахнет» дружба? (ваши ощущения)
– Какая она на ощупь?
– На вкус?
– С какой погодой вы бы сравнили «дружбу»?
– С какими животными можно связывать слово дружба?
– Какие краски вы возьмете, чтобы «нарисовать» дружбу?

Подведение итогов занятия

Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.

1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко. Старый друг лучше новых двух.

– Если вы будете выполнять эти правила, то станете настоящими друзьями.

Исполнение песни «Когда мои друзья со мной».

Там, где трудно одному,
Справлюсь вместе с вами!
Где чего-то не пойму,
Разберусь с друзьями!
Что мне снег, что мне зной,
Что мне дождик проливной,
Когда мои друзья со мной!

– Вот и подошёл к концу наше занятие. Давай те встанем и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!


Цели занятия : расширить понятие «дружба», ввести понятия «друзья»; развивать речь.

Оборудование : тетради, рисунки, картинки, книги.

Учитель приветствует детей. На доске написано несколько слов: радость, взаимопонимание, уважение, общие интересы. Учитель спрашивает, какое слово объединяет все написанные на доске слова. Дети выдвигают версии. Правильный ответ: дружба. Учитель озвучивает тему. И зачитывает стихотворение про друзей и дружбу, про помощь друга в беде.

Учитель: Дети, а у вас есть друзья? Какие они? нарисуйте в тетради портрет друга (5 минут).

Дети рисуют, показывают рисунки друг другу. Учитель: Какое чудесное слово «Дружба!» Как много мыслей возникает в голове, когда его произносишь! Дети, а каких сказочных героев-друзей вы знаете?

Учитель просит продолжит некоторые пословицы. К примеру, старый друг… Друг познается… и т.д.

Учитель: Дети, а кто может рассказать, какими качествами должен

Обладать настоящий друг? Запишите в тетрадь 5 самых важных, на ваш взгляд, качеств.

Далее учитель рассказывает детям о лучших качествах дружбы, о том, как часто друзья ссорятся по мелочам, и дружба прекращается. Ненароком друзья могут обидеть друг друга, а потом могут очень долго жалеть. Выгода, тщеславие и гордыня – враги дружбы.

Учитель: Сейчас мы сыграем с вами в игру «Друзья из сказки».

Учитель показывает картинки со сказочными персонажами, а ученики должны отгадать его друзей. К примеру, друг Винни-Пуха- Пятачок, ослик Иа, кролик; Друзья Белоснежки- семь гномов и зверьки из леса.

Учитель подчеркивает, что к дружбе нужно относиться бережно, ведь когда у тебя много друзей – это хорошо, и настроение сказочное, и птички поют, и ручейки журчат.

Учитель дает еще одно задание-подобрать слова с корнем «друг(ж)». Дети перечисляют: друг, дружба, дружественный, дружный, подружка.

Затем учитель просит ребят привести ситуации из жизни, в которых дружба помогает.

Учитель рисует на доске лестницу. верхняя ступень-слово Друг. Остается три ступени, на которые необходимо расставить три слова- приятель, товарищ, знакомый. То слово, которое ближе по смыслу к слову друг, должно встать ближе к нему. Ребята должны расставить слова в следующем порядке: друг-товарищ-приятель-знакомый. Учитель растолковывает понятия.




  1. Цель занятия: углубить представление ребят о таких понятиях, как «дружба», «друг», «дружеские качества», «товарищ», « приятель». Задачи урока: повышение нравственности учеников, формирование умения дружить и...
  2. Действие происходит в течении нескольких январских дней 1947 года в городке Олинджер, штат Пенсильвания Первая глава Роман начинается со слов “Колдуэлл отвернулся, и в тот...
  3. Во всякой книге предисловие есть первая и вместе с тем последняя вещь; оно или служит объяснением цели сочинения, или оправданием и ответом на критики. Но...
  4. Дж. Х. Апдайк Кентавр Действие происходит в течении нескольких январских дней 1947 года в городке Олинджер, штат Пенсильвания Первая глава Роман начинается со слов “Колдуэлл...
  5. Занятие проводится в начальной школе Цель: научить ребят придумывать предложения с однородными членами, выбирать и расставлять знаки препинания в них. Задачи: 1. Дать детям знания...
  6. Немецкий язык богат самыми разными пословицами и поговорками. Главным отличием пословицы от поговорки является то, что пословица всегда представляет собой законченное, самостоятельное, зачастую рифмованное предложение...
  7. “Кудрявая голова и восторженный пытливый взгляд, волшебный бег гусиного пера и пылкая, отзывчивая душа поэта. Любовь к Пушкину входит в нас с детства. Это больше,...
  8. Twain wurde als Samuel Langhorne Clemens am 30.11.1835 in Florida (Missouri) geboren. Der Vater starb 1847 und Twain musste im Alter von zwölf Jahren eine...
  9. Значительное место в творчестве А. С. Пушкина занимает тема дружбы, ведь дружба и любовь – это те идеалы, которым поклонялась молодежь первой четверти XIX века....
  10. ЧАСТЬ 1 1 “В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С-м...
  11. Цель урока: объяснить ученикам о важнейшей роли экономики в государстве и обществе, в жизни каждого человека, познакомить с основными участниками экономики, сформировать навыки работы в...
  12. Ги де Мопассан Милый друг Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделен счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные...

Майя Галуаева
Конспект занятия «Я и мои друзья»

Расширить и углубить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим его людям;

Воспитывать доброе отношение детей друг к другу;

Развитие навыков общения;

1. Приветствие.

«Добрый день» , - тебе сказали,

«Добрый день» , - ответил ты.

Как две ниточки связали

Теплоты и доброты.

Психолог предлагает детям послушать отрывок песни «Настоящий друг» и назвать тему занятия .

Психолог. Какие чувства у вас вызывала это песня? Кто такие друзья ? Кого можно назвать настоящим другом? Для чего нужны друзья ?

Расскажите, как вы дружите.

Дружите ли вы со своими родителями? Как вы думайте, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

3. «Вместе с другом»

Психолог. Сейчас все разделятся на пары. Узнаем, какая пара самая дружная. Каждая пара получает схему-рисунок и набор фигур. Ваше задание : вместе сложить по схеме фигуру.

4. «Сиамские близнецы»

Психолог. Настоящие друзья часто встречаются друг с другом. Они все делают вместе. Сейчас нас ждет новая игра. Найдите каждый себе пару. Встаньте плечом к плечу, обнимите одной рукой друг друга за пояс. Теперь вы становитесь «сиамскими близнецами» , у вас две головы, три ноги, одно туловище, две руки. (Чтобы третья нога была дружной, ее можно скрепить веревочкой) . Я предлагаю вам так походить, повернуться, лечь, встать, попрыгать, поползать… Победит та пара, у которой все движения будут слаженными. (Дети выполняют задание) .

5. «Найдем хозяина»

Психолог произносит начало предложения, а дети заканчивают его, показывают те части тела, о которых идет речь :

Ресницы нужны…. (глазам) .

Локти нужны … (рукам) .

Пятки нужны … (ногам) .

Волосы нужны … (голове) .

Лопатки нужны … (спине) .

Колени нужны … (ножкам) .

6. «Найди друга»

Ребенку завязывают глаза, дают возможность походить по помещению и предлагают найти и узнать друга. Узнать можно с помощью рук, ощупывая волосы, одежду, руки. Затем, когда друг найден, игроки меняются ролями.

7. Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

(Пальцы рук соединяются ритмично в «замок» .)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(Ритмичное касание одноименных пальцев обоих рук.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев.)

Раз, два, три, четыре, пять.

(Руки вниз, встряхнуть кистями.)

8. Подведение итогов.

Под песню «Когда мои друзья со мной » (муз. В. Шаинского, слова М. Танича) дети делятся впечатлениями о занятии .

Публикации по теме:

Конспект занятия «Я и мои друзья»

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Я и мои друзья» Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект занятия «Мы-друзья природы!» (средняя группа) «Мы - друзья природы!» Цель: - Воспитывать бережное отношение к природе. Задачи: Образовательные: -Обобщать знания детей о диких животных,.

Тема: «Друзья для Осьминожки». Цель: Стабилизация эмоционального фона детей путем использования методов арттерапии посредством занятий.

Воспитатель: Иваниенко Ирина Григорьевна Задачи: -Учить детей лепить мышку с натуры, правильно передавать форму и пропорциональные соотношения.

Конспект занятия по развитию связной речи «Друзья» Тема: Друзья. Цель: Учить составлять связный рассказ по серии сюжетных картин. Задачи: 1. Учить образовывать сравнительные прилагательные.

Тема «Я и мои друзья»

Цель:

  • раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;
  • способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;
  • вызвать потребность в установлении дружеских отношений.

Ход занятия

I. Орг.момент.

Добрый день, ребята. Мне очень приятно снова видеть вас на занятии. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.

  • Игра «Молекулы».

Наше занятие я хочу начать с игры «Молекулы». Под музыку вы двигаетесь по классу. По моей команде соединяетесь в пары …

Я вижу, у вас поднялось настроение. Мне бы хотелось, что бы хорошее настроение сохранялось в течение всего занятия.

II. Введение в тему.

Тему нашего сегодняшнего занятия подскажет отрывок из песни. Послушайте её (звучит песня «Если с другом вышел в путь»).

- Как называется эта песня? О чём говорится в песне?

III. Постановка темы.

Вы догадались, о чём пойдет речь? (о друге, о друзьях).

О чём бы вам хотелось поразмышлять на занятии, что обсудить?

Тема нашего занятия «Я и мои друзья ». Сегодня на занятии мы поразмышляем о том, что такое дружба, какими должны быть друзья, вы расскажите о своих лучших друзьях и почему вы с ними дружите.

IV. Экспресс-диагностика

Ребята, сначала я предлагаю вам оценить себя как друга. У вас на столах лежат цветные круги. На доске записи: «Я – настоящий, верный друг», «Я – хороший друг», «Я часто ссорюсь со своим другом», «У меня нет друзей». Прикрепите круг к соответствующей записи (дети оценивают).

В конце занятия мы вернёмся к этим записям.

V. Понятия «друг», «дружба».

Кто такой друг? (ответы детей)

«Друг-это человек, который связан с кем-нибудь дружбой».

Друг и дружба эти понятия тесно связаны между собой. Раскройте понятие «дружба».

«Дружба-это близкое отношение, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (словарь)

Кто может быть другом?

Как завязывается дружба?

Что доставляет радость в общении с другом?

Что огорчает?

Легко ли жить человеку без друзей?

  • Работа над притчей.

Я хотела бы вас познакомить с одной мудрой притчей.

Жили-были два соседа. Пришла зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа – аккуратно утоптанная дорожка. На следующее утро опять выпал снег. Первый встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена. На следующий день снегу намело по колено. Встал ещё раньше первый сосед, вышел наводить порядок. А у соседа – дорожка ровная, просто загляденье! В тот же день встретились два соседа. Тут первый сосед невзначай и спрашивает:

Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?

Второй сосед сначала удивился, а потом засмеялся:

Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!

Беседа по притче:

О ком эта притча?

Почему дорожка соседа была всегда ровной и прямой?

Какова главная мысль притчи?

  • Дополнение пословиц

О друге и дружбе размышляли во все времена, люди сложили много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним и объясним смысл (воспитатель читает начало пословицы, дети договаривают конец):

Старый друг … (лучше новых двух)

Друг познается … (в беде)

Нет друга – ищи, а найдешь – … (береги)

Не имей сто рублей, а … (имей сто друзей)

Не мил свет, когда друга … (нет)

С другом веселее при удаче, легче в … (беде).

Какие пословицы, по вашему мнению, выражают главную мысль притчи?

Какую бы пословицу вы выбрали в качестве жизненного девиза? Почему?

VI. Разбор ситуаций (работа в группах).

1 группа.

Петя и Коля - друзья. В школе они всегда вместе, помогают друг другу в учёбе, вдвоём ходят из школы. Но однажды Коля заболел и не ходил в школу уже несколько дней. Учитель спросил у Пети: «Как чувствует себя Коля?» Петя ничего не сказал, только пожал плечами.

Вопросы:

1. Можно ли Петю назвать другом? Почему?

2. Что можно посоветовать Пете?

2 группа.

На уроке математике проводилась контрольная работа. Аня плохо подготовилась к ней и попросила подругу Свету выполнить за неё задания. Света решила помочь подруге, она записала решение на листке и передала Ане. Мария Сергеевна увидела и забрала листок. Света испугалась и сказала, что помогала Ане. А Аня заявила, что ничего не просила у Светы.

Вопросы:

1. Можно ли девочек назвать настоящими подругами? Почему?

2. Что можете посоветовать им?

3 группа.

Света и Даша – подруги. Однажды в спортивных соревнованиях Света заняла первое место. Все ребята из класса были рады и стали её поздравлять. Одна Даша стояла в сторонке и сердито смотрела на Свету.

Вопросы:

1. Можно ли Дашу назвать подругой? Почему?

2. Что можно посоветовать Даше?

Может, кто-то узнал себя в этих ситуациях.

А что значит «настоящий друг»?

VII. Работа в парах.

Обсудите и выберите слова, которые характеризуют настоящего друга.

Добрый, вежливый, честный, справедливый, отзывчивый, внимательный, надёжный, верный, бескорыстный, красивый, скромный, трусливый, жадный, злой, лживый, ленивый,

грубый, равнодушный

Каким же должен быть настоящий друг?

VIII. Составление рассказа о друге.

Ребята, посмотрите, в классе появилось Солнце Дружбы. Но, к сожалению, без единого лучика. Я вам предлагаю украсить Солнце Дружбы именами наших лучших друзей. Вам необходимо взять «лучик», написать имя своего лучшего друга, рассказать о нём по плану и прикрепить на Солнце Дружбы.

План.

  1. Как зовут друга?
  2. Сколько лет?
  3. Где живёт?
  4. Где учится, работает?
  5. Чем нравится?
  6. Как проводите время?

Чувствую, вам трудно начать, поэтому приготовила рассказ о своей подруге

(рассказ воспитателя из личного опыта).

  • Рассказы детей из личного опыта.

Каким стало Солнце Дружбы?

Пусть дружеские отношения согревают вас своим теплом, а вы – дарите тепло своим друзьям.

IX. Рефлексия.

А теперь вернёмся к вашим оценкам, которые вы дали в начале занятия. Вспомните, что мы говорили о друге, каким должен быть друг. Выразите своё мнение: каким другом вам хотелось бы быть. Прикрепите круг к соответствующей записи (см. экспресс-диагностика).

Какие качества нужно в себе развивать, чтобы стать настоящим, верным другом?

Что вы хотите пожелать своим друзьям?

Наше занятие я хочу закончить стихотворением «Надёжный друг»:

Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не упадет,

В любой беде не пропадёт,

А если и споткнётся вдруг,

То встать ему поможет друг!

Всегда в беде надёжный друг.


» на тему « »

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «Я И МОИ ДРУЗЬЯ»

– обобщить знания по теме «Я и мои друзья»;
– совершенствовать навык выразительного чтения и навык чтения целыми словами;
– продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения;
– развивать речевые умения, творческие способности, наблюдательность, внимание, память;
– воспитывать бережное и внимательное отношение к окружающим людям.

Оборудование: запись песни «Когда мои друзья со мной»; цветные мелки, карандаши; кроссворд; карточки с отрывками произведений; ребусы; рисунки учащихся на тему «Я и мои друзья»; пословицы о дружбе.

Ход урока

I. Организационный момент.

Звучит запись песни «Когда мои друзья со мной» (муз. В Шаинского, сл. М. Танича).

II. Проверка домашнего задания.

Пересказ произведения Д. Тихомирова «Находка».

Выставка рисунков по теме «Я и мои друзья».

III. Постановка цели урока.

– Сегодня на уроке мы вспомним произведения, которые изучили в разделе «Я и мои друзья».
– Прочтите ребусы:

– Какие слова относятся к дружбе?

IV. Закрепление знаний учащихся.


1. Речевая минутка.

– Прочтите чистоговорку:

Тра-тра-тра –
Веселится и играет детвора.
Ать-ать-ать –
В играх надо уступать.
Ись-ись-ись –
С другом не дерись.
Бро-бро-бро –
Делай людям лишь добро.
Кно-кно-кно –
Я с семьей иду в кино.
Гру-гру-гру –
Мы закончили игру.

– Прочтите скороговорку из рубрики «Разноцветные страницы» (с. 131 учебника) сначала медленно, затем быстро и четко.
– О ком эта скороговорка?
– Как звали гусей?
– Почему они всегда вместе?
– Как об этом говорится в скороговорке? Прочтите.

2. Чтение стихотворения Ю. Энтина «Про дружбу».

– Как называется стихотворение?
– Прочтите фамилию автора.
– Как вы думаете, о чем это стихотворение?
– Кого можно назвать настоящим другом?
– Прочтите стихотворение Ю. Энтина «Про дружбу».
– Объясните, что означает выражение «дружбой надо дорожить».
– Прочтите, какое пожелание высказывает автор.
– Согласны ли вы с поэтом, что «ссориться с друзьями не надо»?
– О чем говорится в первом четверостишии?
– О дружбе каких явлений, предметов, живых существ говорит поэт Ю. Энтин?
– Нарисуйте схематично это четверостишие.

– Прочтите второе четверостишие.
– Какой совет дает автор?
– Как вы должны делиться с друзьями?
– Объясните слова и выражения: «пополам поделить», «ссориться не надо никогда».
– Послушайте стихотворение А. Барто «Я выросла».

Заранее подготовленные учащиеся читают наизусть стихотворение А. Барто «Я выросла».

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Соберу свои игрушки
И Серёже подарю.

Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой –
Ничего, что он хромой.

И медведь измазан слишком…
Куклу жалко отдавать:
Он отдаст ее мальчишкам
Или бросит под кровать.

Паровоз отдать Серёже?
Он плохой, без колеса…
И потом мне нужно тоже
Поиграть хоть полчаса.

Мне теперь не до игрушек –
Я учусь по букварю,
Но я, кажется, Серёже
Ничего не подарю!

– Какие правила дружбы описаны в этом стихотворении?
– Как надо относиться к близким и дорогим вам людям?
– Расскажите о своих настоящих друзьях.
– Могут ли родители быть вашими друзьями?

3. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 52–53 учебника.

– Прочтите сначала выделенные слова в стихотворении В. Лунина «Волк».
– Объясните, что обозначают эти слова.
– Прочтите весь текст, соблюдая знаки препинания.
– Почему волку невыгодно дружить с бараном?
– Какое правило дружбы описал в этом шуточном стихотворении поэт?
– Прочтите четко и быстро «Рассказ мудрой вороны» Т. Павловой.
– Какие звуки помогли передать разговор вороны?
– Какой совет дает автор друзьям от лица вороны?
– Объясните название произведения.
– Что произошло с ребятами?
– Как зовут детей?
– Прочтите строки, в которых ворона дает совет всем друзьям.
– Продолжите словосочетания, ответив на вопрос Т. Павловой «Кто?».

Физкультминутка

Трух-тух,
Трух-тух-тух,
Ходит по двору петух
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит,
Кто услышит, тот бежит.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Викторина «Узнай произведение и назови автора».

Учащиеся выбирают карточку с отрывком из изученных произведений раздела «Я и мои друзья» и отвечают на вопросы:

– Как называется это произведение?
– Кто его автор?
– Чему учит нас это произведение?

…Потом
Он отходил на шаг
И говорил:
– Тюлень – тюфяк…
И. Пивоварова. «Вежливый ослик»

…Друзей не покупают,
Друзей не продают…
В. Берестов. «В магазине игрушек»

…А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью!
А. Барто. «Вот так защитник!»

Вот портфель,
Пальто и шляпа.
День у папы
Выходной…
С. Маршак. «Хороший день»

…Поссорились
Чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются…
Р. Сеф. «Совет»

– Кто кого обидел первый?
– Он меня!
– Нет, он меня!..
В. Орлов. «Кто первый?»

Пришла ко мне подружка,
И мы играли с ней.
И вот одна игрушка
Вдруг приглянулась ей…
Е. Благинина. «Подарок»

Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана…
С. Михалков. «Бараны»

2. Игра «Пословицы и поговорки о дружбе и семье».

– Восстановите пословицы и поговорки:

> С людьми браниться – а товарища не забывай.
> Настоящему другу а старых не теряй.
> Новых друзей наживай, да друзей нет.
> Согласье крепче до добра не доведут.
> Приятелей много, никуда не годится.
> О себе заботься, так и душа на месте.
> Ссора да упрямство нет цены.
> Вся семья вместе, каменных стен.

– Объясните эти пословицы.
– Прочтите слова, записанные на доске:

> помогают друг другу
> жадничают
> дерутся
> имеют общие интересы, игры, дела
> обижают друг друга
> спорят и ссорятся
> думают только о себе
> внимательны и заботливы

– Прочтите только те слова и выражения, которые соответствуют вашим представлениям о дружбе.
– Какие из этих качеств есть у вас?

3. Кроссворд «Дружба».

– Во что вы играете с друзьями?
– Можете ли вы дать свою игрушку другу?
– Отгадайте кроссворд и прочтите ключевое слово.

Вопросы:

1. Палочка тонкая,
А в ней песня звонкая.
(Дудочка.)

2. По синей скатерке
Плывет Егорка –
Рубашка полотняная,
Обувка деревянная.
(Кораблик.)

3. Наряд мой пёстрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (Петрушка.)

4. Деревянные кони
По снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи.)

5. Моргает глазами,
Скрипит тормозами.
(Машина.)

6. В этой молодице
Прячутся сестрицы.
Каждая сестрица –
Для меньшей темница. (Матрёшка.)

7. Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только – гривы нет…
Что за конь?(Велосипед.)

– Прочтите ключевое слово.
– Кого можно назвать другом?
– Много ли у вас друзей?
– Можете ли вы назвать себя настоящим другом?

VI. Итог урока.

– Чему учились на уроке?
– Какие произведения о дружбе вам понравились больше всего? Почему?
– Могут ли книги быть друзьями?
– Почему?

Домашнее задание : выполните задание 5 на с. 54 учебника.