М.Э. Поснов

Христианство развивалось преимущественно в пределах греко-римского мира, где существовала давняя и очень значительная историческая традиция. Христианские писатели примкнули к этой традиции, и христианская церковная история начала обрабатываться достаточно рано. Уже в первые века существовали исторические сочинения, а затем в первой половине IV века появился церковный историк Евсевий Кесарийский, которого почитают как отца Церковной истории. Практически все века Церковной истории нашли своих современных писателей и довольно солидно документированы.

История Церкви начинается в день Пятидесятницы, т.е. Церковь начинает свое бытие в полноте даров Святого Духа в день сошествия Св. Духа на апостолов. В том чудесном даре языков, который получили апостолы и другие последователи Христа, можно видеть предсказание Священного Писания о распространении веры Христовой по всей Вселенной.

Для успешного распространения христианства существовали следующие предпосылки: создание огромной Римской империи, в которую были включены несколько десятков современных нам государств; господство в этой империи эллинистической культуры.

Великий своими государственными и военными достижениями Рим осознавал свою культурную неполноценность. Римская культура имела подражательный характер. В эпоху Эллинизма все образованные римляне были двуязычны – знали и латынь, и греческий, подобно русским аристократам начала XIX века, знавшим помимо родного русского – французский язык.

Христианская проповедь также была подготовлена тем, что в III веке до Рождества Христова был сделан перевод Священного Писания (Ветхий Завет) на греческий язык, так называемая Септуагинта. Этот перевод стал средством проповеди ветхозаветной религии в языческой среде.

Ко времени пришествия в мир Христа и основания Им Своей Церкви почти все народы тогдашнего, политического мира были соединены в одно государство под одной политической властью римского народа. Рим назывался столицей Вселенной (во времена Византии так будет именоваться Константинополь). Незадолго до Рождества Христова Рим перешел от республики к империи.

В 64-м году до Рождества Христова начался раздор в иудейской фамилии Маккавеев (братья Гиркан II и Аристовул II жалуются римскому императору друг на друга). Римский полководец Помпей завоевывает Иудею. Власть принадлежит Гиркану II, затем его сановнику, преданному римлянам и принявшему иудаизм Антипатру. Сын последнего, Ирод управлял Иерусалимом, а в последствии стал царем Иудеи (в 37-м г. до Рождества Христова при содействии одного из триумвиратов).

Иудея была полностью покорена римлянами, а иудеи в большинстве случаев жили вне Палестины. Евреи расселялись по разным городам Римской империи и создавали свои молитвенные дома (синагоги).

Синагоги стали центром притяжения для всех, кто, так или иначе, интересовался ветхозаветной религией. Среда иудеев рассеяния стала той средой, в которой чрезвычайно быстро стала распространяться проповедь о Мессии – Христе Воскресшем. Как только апостол прибывал в какой-либо город, сразу же направлялся в синагогу и там проповедовал. Эта проповедь, обычно вскоре, приводила к конфликту с синагогальным начальством, и апостола изгоняли. Но за то время, что он проповедовал, ему удавалось приобрести некоторых последователей христианства, которые и составляли ядро христианской Церкви в этом городе. В начальный период церковной истории, в первые ее десятилетия – вплоть до разрушения Иерусалима в 70-м году войсками императора Веспасиана и военачальника Тита, – христианская Церковь осознавала самое себя. Она довольно легко могла осознать себя в отношении к язычеству, но гораздо труднее это было сделать в отношении к ветхозаветной религии. Ведь Христос проповедовал почти исключительно среди иудеев, все апостолы, все члены Иерусалимской Церкви также были из иудеев. Более того, когда началась проповедь за пределами Иерусалима и Палестины, эта проповедь шла в среде иудейской или в среде язычников, которые сочувствовали иудейству – так называемых прозелитов. Прозелитизм имел разные степени. Были такие прозелиты, которые полностью принимали иудейскую религию, были те, кто не решался этого сделать, но все-таки, так или иначе, примыкал к синагогам. Проблемы начались, когда среди первых христиан стало заметным число язычников (эллинов), потому что тогда сразу встал вопрос о том, какое отношение имеют эти христиане к ветхозаветному обрядовому закону. Ни апостолы, ни другие первые христиане не противопоставляли себя ветхозаветному богопочитанию.

В книге «Деяния святых апостолов» рассказывается, что апостолы посещали иерусалимский Храм в положенные часы молитвы, то есть посещали храмовое богослужение. И хотя одновременно с этим они у себя в домах совершали христианское богослужение, которое автор книги Деяний называет «преломлением хлеба» (евхаристия), но все-таки существование этого христианского богослужения не приводило их к отрицанию необходимости посещать иерусалимский Храм. Но вот в Церковь приходят язычники. Должны ли они исполнять все предписания ветхозаветного обрядового закона? Лежит их путь в Церковь Христову через принятие закона Моисеева или нет? Здесь столкнулись разные понимания этой проблемы в христианской среде. В 49-м г. по Р.Х. в Иерусалиме произошел Собор, называемый апостольским. Это первый Собор, который знает церковная история. Об этом Соборе рассказывается в книге «Деяния святых апостолов». На Соборе присутствовали св. апостол Петр, св. апостол Иаков, брат Господень. Апостол Иаков был главой Иерусалимской Церкви после того, как апостолы покинули Иерусалим, разойдясь на проповедь в разные стороны. Кроме того, на Соборе присутствовал и св. апостол Павел.

Апостол Павел происходил из иудеев рассеяния, родился в малоазиатском городе Тарсе и, как он сам о себе говорит, был фарисеем и сыном фарисея. Будучи ревнителем отеческих преданий, он прибыл в Иерусалим для того, чтобы получить богословское образование у лучших иерусалимских раввинов и самому стать раввином, учителем Закона. Поначалу он был непримиримым врагом Церкви Христовой и участвовал в кровавых гонениях на христиан. В книге Деяний рассказывается, что при побиении камнями св. первомученика архидиакона Стефана, Павел (тогда его еще звали иудейским именем Савл) сторожил одежды тех, кто с ним расправлялся. После того, как Савлу явился Христос, он уверовал со всем жаром своей великой души, и стал самым деятельным и ярким проповедником веры Христовой. Апостол Павел утверждал, что Христос пришел для того, чтобы спасти всех (это основное содержание его проповеди), и что спасает Он не через выполнение обрядов ветхозаветного закона. Св. апостол Павел сознавал, что он призван проповедовать среди язычников, и оказался также защитником христиан из язычников перед лицом ревнителей ветхозаветного Закона, которых было немало и в христианской среде. Апостол Павел учил, что христиане из язычников не обязаны исполнять все предписания закона, и Иерусалимский Собор 49-го г. согласился с его доводами. Собор составил послание ко всем христианам, в котором говорилось, что они должны воздерживаться от идоложертвенного, от удавленины, от блуда и не делать другим того, чего не хотят самим себе. Некоторые из этих предписаний имеют чисто моральный характер.

После разрушения Иерусалима и Храма в 70-м г. иудейская проблема в раннехристианских общинах и вовсе сама собой теряет свою остроту. Христианская проповедь была очень успешной, по крайней мере, в пределах Римской империи, где существовало оживленное сообщение между разными ее частями, способствующее процессу распространения христианства.

Весь первый период церковной истории (33–313 гг.) можно охарактеризовать словом гонения. В период от начала христианства до царствования императора Траяна, по меткому выражению Тертуллиана, Церковь выступила под покровом дозволенной религии, именно иудейской. Так как христиане вербовали прозелитов преимущественно среди иудеев или на почве, которая была подготовлена последними, то естественно римская государственная власть смешивала их с иудеями и принимала за иудейскую секту.

История не сохранила никаких следов взаимного отношения между христианством и римскими императорами в царствование первых двух императоров, Тиберия (14–37 гг.) и Кая Калигулы (37–41 гг.). Известие, будто Тиберий, получив от Пилата донесение об Иисусе Христе, хотел причислить Его к числу римских богов, не имеет характера исторического факта.

Первым преследованиям христиане подверглись в царствование императора Клавдия (41–54 гг.), но совместно с иудеями и вследствие смешения с ними. Дружественно расположенный к иудейскому царю Ироду Агриппе, Клавдий в первый год своего правления, принимая меры против беспокойного иудейского населения, ограничился лишь тем, что запретил религиозные собрания в Риме. Наиболее набожные иудеи признали свое положение в Риме невозможным и выселились из столицы. После смерти Ирода Агриппы (после 44-го года), Клавдием была предпринята другая мера, о которой говорит один только римский языческий историк Светоний, именно, что цезарь тогда «иудеев, производящих беспорядки и волнения по почину Хреста, выгнал из Рима». В этом историческом свидетельстве чувствуется первый след прямого столкновения между императором и христианством, хотя, впрочем, такое толкование многими учеными оспаривается. Но значительное большинство ученых полагает, что под Хрестом (Chrestus) разумеется именно Христос, то есть речь шла о спорах вокруг учения Христа.

Таким образом, в 50-60-х гг. представители римской власти не представляли, что они стоят пред фактом новой, не дозволенной римским правом, религии, и эти «назореи» (то есть христиане) казались им одним из многих толков, на которые распадалась дозволенная иудейская религия. Поэтому, явившись весной 61-го г. в Рим, апостол Павел пользовался свободой для проповеди своего учения. Таким образом, даже римляне, проходившие свою службу в самой Палестине (а следовательно, имевшие более возможности ознакомиться с истинным характером христианства), не понимали сущности учения Христа и не отличали его от иудейства. Тем менее правдоподобным нужно признать, чтобы через какие-нибудь четыре года в самой столице римской империи правительство оказалось в состоянии вести процесс против христиан именно за религию, притом вести так, чтобы не затронуть ни одного иудея.

Сохранившееся известие Тацита (Annal. XV, 44) о гонении на христиан при императоре Нероне содержит в себе довольно много неясного. Это гонение воздвигнуто было по частному обстоятельству. В ночь с 18 на 19 июля 64-го года в Риме произошел колоссальный пожар. Вначале загорелись лавки, окружавшие Circus Maximus. Пламя неудержимо бушевало 6 дней и 7 ночей, а последние вспышки затихли только через 10 дней. Из 14 частей города уцелели лишь четыре, три части выгорели дотла, а в семи остались немногие следы полуобгоревших домов. Нерона в это время не было в городе, а когда он прибыл, пылал его золотой дворец. Он постарался облегчить участь пострадавших. Но народная молва упорно обвиняла его самого в поджоге Рима; ходили слухи, будто бы Нерон с близлежащего холма наслаждался зрелищем грандиозного пожара и под игру на лютне воспевал среди приближенных пожар Трои. Чтобы отклонить эту молву, Нерон указал других поджигателей и начал известный процесс против христиан. Судебная комиссия открыла свои заседания спустя несколько недель после ужасного пожара.

По свидетельству Тацита, «чтобы заглушить эту молву, Нерон выставил виновниками людей, которых народ и без того ненавидел за их пороки и называл христианами. Основатель этой партии Христос, в царствование Тиберия, прокуратором Понтием Пилатом казнен смертию. На первый раз подавленная, теперь эта зловредная секта снова появилась, и притом не только в Иудее, но и в столице, куда стекается и где громко о себе заявляет все, что есть неестественного и постыдного. Таким образом, сначала были схвачены те, которые себя признавали христианами, а затем по их указанию захвачено было множество лиц, которых и уличили не столько в поджоге, сколько в ненависти к человеческому роду». Их-то Нерон и подвергал изысканным казням. И «хотя эти люди были виновны, но они возбуждали к себе жалость и сострадание, потому что гибли не для общего блага, а для удовлетворения жестокого каприза одного (тирана)».

Против христиан были представлены клевета и косвенные улики, что это такие человеконенавистники, которые вполне могли совершить поджог. Следствие, очевидно, доставляло гораздо больше материала для обвинения христиан не в пожаре, а в ненависти к человеческому роду. Таким образом, процесс, начавшийся следствием о поджоге, мало-помалу принял религиозную окраску, хотя вопрос о дозволенности или недозволенности христианской религии не был поднят во всей своей принципиальности.

Следует признать, что религия служила если не причиной, то, по крайней мере, юридическим основанием для начала этого процесса. Искали поджигателей; но для самой римской полиции того времени нужна была примета, по которой можно было бы искать этих поджигателей, и их надеялись открыть в рядах последователей какой-то подозрительной религии, которые сами сознавались в принадлежности к этому обществу. Стало быть, при Нероне христиане пострадали за имя Христово. Но их могли привлечь к ответственности и как иноземцев. Их показание могло не быть прямым исповеданием христианства. И если они не скрывали того, что они христиане, то это служило только промежуточным звеном в их обвинении; ибо, во всяком случае, их обвиняли в поджоге. Ожесточенный народ обвиняемых в поджоге самих старается бросить в огонь; поэтому, во исполнение этой воли народа, их зашивали в осмоленные одежды и зажигали в виде факелов для освещения императорских садов во время народного гулянья.

Таким образом, считает профессор В.В. Болотов (XIX в.), и в начале и в конце мы имеем судебное преследование за поджог. Это гонение было преследованием людей, которые обвиняются законами всех государств, а до прямого преследования за имя Христово, дело не доходило. Мы имеем здесь дело с судебной ошибкой, которая была преднамеренной. Выражение Тацита: «Nero subdidit reos (подставил виновных)», может означать то, что Нерон дал общее указание.

Гонение на христиан, или, выражаясь точнее, процесс римского пожара при Нероне, начался никак не раньше августа 64-го года и может быть лишь в сентябре этого года. Более осторожные историки думают, что гонение при Нероне не имело особенной продолжительности. Некоторые полагают в настоящее время, что все дело ограничивалось гонением в Риме в 64-м г. и не продолжалось даже до 65-го г. Из самого факта поджога ясно, что преследование могло распространяться только на христиан, живших в Риме и его окрестностях, но не могло быть всеобщим.

Так называемое второе гонение на христиан было в последние годы царствования Домициана (81–96 гг.). Тит Флавий Домициан принадлежал к числу самых подозрительных государей, которых знала римская империя. Он постоянно склонен был опасаться заговоров, и, может быть, ни при одном из римских императоров философам и вообще лицам, почему-либо казавшимся подозрительными, не жилось в Риме так плохо, как при этом цезаре.

С гонением Домициана церковное предание ставит в связь ссылку на остров Патмос апостола Иоанна Богослова. Об этом говорится у Евсевия (III, 18), который ссылается в данном случае на Иринея (Adv. haer. V, 30, 3). Предание о том, что предварительно апостол Иоанн при Нероне был вызван в Рим и, брошенный здесь в котел с кипящим маслом, остался невредимым, имеется у Тертуллиана (De praescr. 36).

Затем гонения приобретают религиозный характер и становятся все более кровавыми и жестокими.

В чем же обвинялись христиане гонителями-язычниками? О христианах мало что знали, а что и знали, не понимали верно. Непонимание евхаристического богослужения порождало нелепые и ужасные обвинения в ритуальном убийстве младенцев для якобы питья их крови. Отказ от почитания языческих богов и воздавания императору божеских почестей и религиозного поклонения цезарю вызывал политические обвинения в неблагонадежности.

Христиан преследовали на основании чисто случайных поступков. Римляне не поощряли магии, колдовства, приравнивая их к таким зловредным деяниям, как отравление ядом. Многие явления христианской жизни были таковы, что могли подать повод к подозрениям. Необычайные факты мученического терпения во время истязаний были непонятны для язычников, которые не верили в нравственную силу мучеников и думали, что имеют дело с искусными магами. Священные книги христиан также могли быть подводимы под понятие «книги магов». Римский закон угрожал конфискацией домам, где были бы найдены подобные книги; самые книги были сжигаемы, а маги распинаемы на кресте или отдаваемы на съедение зверям или сжигаемы. Подобные обвинения могли вести к преследованиям христиан.

Обвиняли христиан и в том, что они не чтят богов по римскому закону. Не только XII таблиц, но и обычное право гласило, что добрый государь как сам должен чтить богов по законам, так равным образом принуждать к этому подданных. А так как христиане отказывались от почитания богов, то их всегда могли обвинять в том, что у греков называлось преступлением против религии. Это и являлось первым и самым главным преступлением, в котором обвиняли христиан.

Обвинение в преступлении против религии могло перейти и в обвинение в преступлении государственном. Отказавшиеся от принесения жертвы богам оказывали презрение к государственной власти. Таким образом, преступление против религии переходило в преступление против власти, которое состояло в том, что человек отрицал верховенство власти в данных вопросах. Лиц, виновных в таком преступлении, подвергали лишению воды и огня, то есть подвергали изгнанию, потому что в таком случае пребывание обвиненного в своем городе становилось невозможным; а в Риме христиан, обвиненных в этом, отдавали на съедение зверям или сжигали заживо.

Многие римские императоры старались не столько развязать репрессии против христиан, сколько, наоборот, ввести начатые по инициативе язычников, по инициативе местных, провинциальных властителей гонения в какие-то более узкие рамки. Начиная с середины III века и до самого конца гонений, то есть до начала IV века, императорская власть берет на себя инициативу гонений и становится во главе антихристианской кампании. Чем же объясняется такая неприязнь к христианству? Она психологически объясняется совершенно естественной ненавистью толпы ко всему духовно значимому, ко всему из ряда вон выходящему. Христианство в духовном отношении было несравненно выше язычества. И дело не только в том, что христианство ставило гораздо более высокие идеалы. Языческий мир к моменту появления христианской Церкви был в состоянии глубокого кризиса и разложения, это был духовно угасающий мир, в то время как Церковь была полна духовного горения и самой сильной жизненной энергии. Естественно, что первые христиане резко выделялись на фоне языческого общества, и сами были вынуждены рвать связи, которые их с этим обществом соединяли.

Христианство было царством не от мира сего,- до такой степени оно отличалось от господствовавшего тогда духа культурного греко-римского мира. Если образованный культурный человек изверился во всем, если у него не было религии, остались только обломки ее, все-таки он твердо верил в римскую культуру, могущество Рима, в высокое значение его для мира, для цивилизации. Даже многие принявшие христианство были настолько проникнуты этой идеей, что известное эсхатологическое место из второго послания к Фессалоникийцам (2,6) объясняли таким образом, что антихрист не может прийти, пока существует Рим. Эта идея отразилась и в известном стихе Горация: «Пресветлое солнце, чтобы ты никогда не видело ничего выше Рима».

Христиане суммарно отрицали римскую культуру. Но отрицатели римской культуры не уходили в пустыни, они жили в обществе, воспитывали детей в ненависти к римской культуре. Приведенному стиху Горация христиане противопоставляли свое: «да приидет царствие Твое», то есть да прекратится Рим со всей его культурой. И только немногие могли понять, что христианство в этом отношении враждебно не одному Риму, а всему языческому миру и его языческой культуре. Следует отметить, что тогдашние христиане не были осторожны. Часто среди христиан возникали толки, что скоро наступит кончина мира, и некоторые христиане со злорадством говорили, что скоро рухнет весь Рим с его культурой и страшные ужасы постигнут его обитателей. Поэтому на христиан смотрели как на врагов культуры и политической жизни.

Весь образованный мир того времени был втянут в политическую жизнь своего отечества. Христиане же к политике были равнодушны и сторонились от нее принципиально. Даже Тертуллиан говорил, что христианство так прекрасно, что и императоры сделались бы христианами, если бы мир мог быть без императоров или императоры могли быть христианами. Таким образом, христианство и государство, в глазах христиан, были понятия несовместимые. Язычников удивляло и то, что христиане уклонялись от занятия общественных должностей, выказывали полнейшее равнодушие к общественным интересам. То же равнодушие высказывалось христианами и при избрании императоров. Они предпочитали не высказываться в пользу того или другого из претендентов на римский престол и не выставлять своих.

Профессор В.В. Болотов отмечал, что напрасно христиане указывали на свою политическую благонадежность, на то, что они не принимали участия ни в какой революции. Даже и это вменялось им в вину, так как они, по взгляду римского человека, оказывались позорно равнодушными к политическому добру и злу. В суждениях об императорах, царствовавших в то время, и их предшественниках языческая интеллигенция и христиане резко расходились. Лучшие императоры были гонителями христиан; лично порочные находили себе сочувствие в не преследуемом ими христианском обществе. Коммод был ненавистен римлянам-язычникам и пал от руки убийцы, христианам же при нем жилось легко. Гелиогабал, о котором, как о правителе, нельзя сказать ничего хорошего, не преследовал христиан. Александр Север, о котором мнения колебались, в глазах христиан был идеальным государем. Филипп Аравитянин, известный только тем, что в его царствование было отпраздновано тысячелетие Рима, считался христианами принадлежащим к их обществу. Галлиэн, стоявший на пути к тирании, был лучшим для христиан государем.

Свидетельства о христианских мучениках – это весьма драгоценные исторические свидетельства. Прежде всего, нужно понять значение слова «мученик» во всем его объеме. Русское слово «мученик» передает греческое слово «мартис», но греческое слово более многозначно. Мученик – это тот, кто терпит мучения, «мартис» – это прежде всего свидетель. Свидетель истины Христовой перед лицом языческого мира, свидетель даже до смерти и смерти страдальческой. Мученики – это борцы веры; их мучение – это подвиг с оттенком торжественности, следовательно, христианский мученик – не пассивный страдалец, а герой-деятель. Те, кто воспринимал слово «мартис» в полноте его значения, видел в нем прежде всего выражение того, что проповедь веры ведется не словами, но всей жизнью, не останавливаясь и перед смертью. Если проповедниками в современном смысле могут быть люди только особо одаренные или, скажем, более образованные, проповедниками-мучениками могли быть все. Тертуллиан писал: «кровь мучеников – это семя Церкви». И действительно, именно на крови мучеников строилась Христова Церковь, и, порой пример мучеников был гораздо более убедителен и ярок, чем слово многих проповедников.

Лекция № 4

История ХРИСТИАНСКОЙ Церкви, II период:

Краткий обзор Истории Христианской Церкви. Он дает представление о главных моментах в истории христианства. Прочтя этот обзор можно понять главные события Христианства. Почему произошло разделение церквей.

Введение

Православная Церковь (ортодОкси эклесИа греч., Orthodoxae Ecclesiae латин.) это та первоначальная и подлинная Ново-Заветная Церковь которая была основана Иисусом Христом и Его апостолами. Это описано в «Деяниях Святых Апостолов» (в Священном Писании - Библии). Православная Церковь состоит из национальных Церквей (в настоящее время около 12) которые возглавляются местными патриархами. Все они административно независимы друг от друга и равны между собой. Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос, а в самой Православной Церкви нет правления или какого-нибудь общего административного органа.

Православная Церковь существует без перерыва, с ее начала и до сих пор. С 787 года, то есть после 7-го Вселенского Собора, не было никаких изменений в ее учении. В 1054 году Римская Церковь отделилась от Православной. Начиная с 1517 года (начало Реформации) было основано много Протестантских Церквей. После 1054 года, Римская Церковь ввела много изменений в учении Церкви, а Протестантские Церкви еще больше.

В течение многих веков инославные (христианские но не православные) церкви изменили первоначальное учение Церкви. История Церкви была тоже забыта или нарочно изменена. Все это время, учение Православной Церкви не изменилось и сохранилось в ее первоначальном виде до теперешнего времени. Кто-то из недавно перешедших в Православие (converts), очень удачно сказал, что существование Православной Церкви это один из самых больших секретов нашего времени - это конечно на Западе. Учение Православной Церкви можно охарактеризовать полнотой, так как оно содержит все что нужно для жизни и спасении человека. Оно в полности согласовано с природой и со всеми науками: психологией, физиологией, медициной и т.п. Во многих случаях оно оказалась впереди всех наук.


1. Начало Церкви.

История Христианской Церкви начинается от сошествия Святого Духа на апостолов (Деяния 2:1-4) (этот день считается большим праздником в Православной Церкви). Святой Дух сошел на апостолов и они стали храбрее, смелее, мужественнее и начали говорить на языках на которых раньше не говорили. Апостолы -- в основном рыбаки, без всякого образования, начали очень успешно проповедовать учение Иисуса Христа в разных местах и городах.

2. Пять древних церквей.

Последствие апостольской проповеди было возникновение христианских обществ в разных городах. Позже эти общества стали Церквами. Таким образом было основано пять древних церквей:

(1) Иерусалимская церковь,

(2) Антиохийская церковь,

(3) Александрийская церковь,

(4) Римская церковь,

(5) Константинопольская церковь.

Первая древняя Церковь, была Иерусалимская Церковь а последняя Константинопольская Церковь. [Антиохийская Церковь сейчас тоже называется Сирийская Церковь. Город Константинополь, (сейчас Станбул) в Турции] .

Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос . Каждая древняя Православная Церковь руководилась своим патриархом (патриарх Римской Церкви назывался ПАПОЙ ). Отдельные Церкви тоже называются патриархатами. Все церкви были равны между собой. (Римская Церковь считает что Римская Церковь была руководящей церковью и Римский папа был во главе всех пяти церквей ). Первая из древних Церквей которая основалась была Иерусалимская, а последняя Константинопольская.

3. Гонения на христиан.

Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников которые не последовали за Иисусом Христом и не признавали Его учение. Первый христианский мученик, святой первомученик Стефан, был евреями забит камнями до смерти, за христианскую проповедь.


После падения Иерусалима начались, на много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение, была полная противоположность обычаям, нравам и воззрениям язычников. Вместо эгоизма - оно проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан,но и сделал христианство государственной верой.


Святой равноапостольный император Константин


4. Святые в Церкви.

Святые это те боголюбивые люди которые как то отличились и христиане их глубоко почитают. Мученики , это святые которые за свою веру были замучены до смерти. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках .

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена для себя и своих детей, празднуют дни посвещенные им, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это есть день святого чье имя они носят. День своего рождения не полагается праздновать или празднуется скромно в кругу своей семьи.


5. Святые Отцы и Учители Церкви.

С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. В трудные времена, они защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.).

6. Вселенские Соборы.

Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором . Позже, по примеру Апостольского Собора, начали созываться Вселенские Соборы. На этих соборах присутствовало много епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после прений и молитв решались разные вопросы. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и стали частью учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея . Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора - всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было менять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры . Западная Церковь (Римская и Протестантские) все таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры.

7-ой Вселенский Собор состоялся в 787 году тоже в городе Никея. На нем присутствовало 150 отцов. На этом соборе было утверждено употребление икон. 7-ой Вселенский Собор был последним на котором присутствовали все Церкви.


7. Священное Писание (Библия).

Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).


8. Апостольская преемственность.

Апостольская преемственность это очень важный признак Истинной Церкви. Это значит что Иисус Христос выбрал и благословил Своих апостолов на продолжение Его проповеди, а апостолы благословили своих учеников, которые благословили епископов и которые благословили священников и так до наших дней. Таким образом первоначальное благословение Иисуса Христа, а значит Святой Дух и утверждение, на каждом священнике в Церкви.

Апостольская преемственность существует в Православной Церкви и в Римской Церкви. Протестантские Церкви ее утеряли. Это одна из многих причин почему в глазах Православной Церкви, Протестантские Церкви не Церкви, а христианские общества.

9. Римская Церковь отделяется, 1054 год.

С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви. В 1054 году Римская Церковь отделяется от других церквей и становится известной под именем Римская Католическая Церковь . (Римская Церковь считает что Православные Церкви отделились от нее и называет это происшествие Восточной Схизмой). Хотя имя «Православная Церковь» употреблялось и раньше, оставшиеся церкви для того чтобы подчеркнуть их настойчивость на первоначальном учении, стали себя называть Православными Церквами. Употребляются и другие имена как: Православная Христианская, Восточная Православная, Восточная Православная Кафолическая и т.п. Обыкновенно слово «Кафолическая» пропускается.


10. Православная Церковь после 1054 года.

После 1054 года, Православная Церковь не вводила никакие новые учения или изменения. Новые национальные Православные Церкви создавались церквами матерями. Мать церковь, основывала новую дочерь церковь. Потом, сперва подготавливала местных священников, потом епископов, а после этого постепенно давала все больше и больше независимости, покамест не была дана полная самостоятельность и равноправность. Пример этого создание Русской Церкви, Константинопольской Церковью . В Православных Церквах всегда употребляется местный язык.

11. Римская Церковь после 1054 года.

После 1054, года Римская Церковь ввела много новых учений и изменений. Некоторые из них даны ниже:

1). Было проведено 14 так называемых «Вселенских Соборов». На них не участвовали другие церкви и поэтому они не признают эти соборы. Каждый собор вводил какие то новые учения. Последний собор был 21-ый и он известен под именем Ватикан II.

2). Учение о безбрачии (целибате) для духовенства.

3). Плата за грехи, прошлые и будущие (индульгенции).

4). Юлианский (старый) календарь был заменен Григорианским (новым) календарем. Из за этого произошли изменения в высчитывании даты Пасхи, что расходится с постановлением 1-го Вселенского Собора.

5). 8-й член Символа Веры был изменен. (Начиная с XI века римо-католическая Церковь исповедует, что Святой Дух “от Отца и Сына исходит”: в Никео-Цареградский Символ Веры, даже не обсудив вопроса на Вселенском Соборе, односторонне, римский епископ внес добавку “и от Сына”, тем самым называя Иисуса Христа только Богом, отрицая человеческую природу и мучения Иисуса Христа как человека).

6.) Посты были изменены, сокращены или устранены.

7). Учение о непогрешимости Римских пап. (Согласно этому догмату, когда папа определяет учение, касающееся веры или нравственности, то он обладает непогрешимостью (безошибочностью) и не способен заблуждаться, а значит, говорит истину).

8). Учение о непричастности Божией Матери к первородному греха Адама.

12. Протестантские Церкви.

Из за многих и явных отклонений Римской Церкви от христианского учения, а также из за того что монах Мартин Лютер не знал о существовании Православной Церкви, он потребовал в 1517 г. изменений. Этот факт стал началом Реформации , когда многие люди начали уходить из Римской Церкви в новые так называемые Протестантские Церкви. Это было движение за улучшение Церкви, но в результате вышло еще хуже.

Так как протестанты были недовольны руководством Римской Церкви, то они почти вычеркнули 1500 лет христианского опыта Церкви и оставили только Священное Писание (Библию) . Протестанты не признают исповеди, икон, святых, поста - все что нужно для жизни, исправления и спасения человека. Вышло так что они задержали Священное Писание, а Православную Церковь которая выработала и утвердила Священное Писание не признали.

Из за того что они не признали Святых Отцов которые во многом объяснили христианскую веру, а пользуются только Библией, у них создалась неопределенность в учении и постепенно возникло много разных сект (церквей). Сейчас, в целом мире, около 25,000 разных сект, которые себя называют христианскими! Как было уже сказано выше, в Протестантских Церквах нет апостольской преемственности. Это одна из многих причин почему Православная Церковь не признает их церквами, а только христианскими обществами.


___________________________________________________________________________

Современные Православные Церкви:

1. Иерусалимская Церковь,

2. Антиохийская Церковь,

3. Александрийская Церковь,

4. Константинопольская Церковь,

5. Русская Церковь,

6. Сербская Церковь,

7. Румынская Церковь,

8. Болгарская Церковь,

9. Албанская Церковь,

10.*Синайская Церковь,

11.*Греческая Церковь,

12.*Церковь на острове Кипр * Без патриарха с 2005 г.

_____________________________________________________________________________

Вселенские соборы и другие даты:

0 год - Рождество Христово

51 г. - Апостольский Собор

313 г. - Конец гонений на христиан

325 г. - 1-й Вселенский собор г. Никея (о Символе веры и Пасхе)

381 г. - 2-й Вселенский собор г. Константинополь (о Символе веры)

431 г. - 3-й Вселенский собор г. Ефеса

451 г. - 4-й Вселенский собор г. Халкидон

553 г. - 5-й Вселенский собор г. Константинополь

680 г. - 6-й Вселенский собор г. Константинополь

787 г. - 7-й Вселенский собор г. Никея (об Иконах)

988 г. - Крещение Руси

1054 г. - отделение Римской Церкви

1517 г. - Реформация, Лютер отделился от Римской Церкви.


Крещение Руси князем Владимиром в 988 году в граде Киеве.

P.S. Надеюсь эта статья помогла понять главные отличия Православной Церкви истинного Христианства от других церквей.

Введение.

Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь (далее Православная Церковь) это та первоначальная и подлинная Ново-Заветная Церковь, которая была основана самим Иисусом Христом и Его апостолами.

Это описано в «Деяниях Святых Апостолов» (в Священном Писании — Библии). Православная Церковь состоит из национальных Поместных Церквей (в настоящее время около 12) которые возглавляются местными патриархами. Все они административно независимы друг от друга и равны между собой. Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос, а в самой Православной Церкви нет правления или какого-нибудь общего административного органа. Вселенская Православная Церковь существует без перерыва, с ее начала и до сих пор. В 1054 году Римская Церковь отделилась от Православной. Начиная с 1517 года (начало Реформации) было основано много Протестантских Церквей. После 1054 года, Римская Церковь ввела много изменений в учении Церкви, а Протестантские Церкви еще больше. В течение многих веков инославные (христианские но не православные) церкви изменили первоначальное учение Церкви. История Церкви была тоже забыта или нарочно изменена. Все это время, учение Православной Церкви не изменилось и сохранилось в ее первоначальном виде до теперешнего времени. Кто-то из недавно перешедших в Православие (converts), очень удачно сказал, что существование Православной Церкви это один из самых больших секретов нашего времени — это конечно на Западе. Учение Православной Церкви можно охарактеризовать полнотой , так как оно содержит все что нужно для жизни и спасения человека. Оно целостно согласовано с природой и со всеми науками: психологией, физиологией, медициной и т.п. Во многих случаях оно оказалось впереди всех наук.

1. Начало Церкви. История Христианской Церкви начинается от сошествия Святого Духа на апостолов (Деяния 2:1-4) (этот день считается большим праздником в Православной Церкви). Святой Дух сошел на апостолов и они стали храбрее, смелее, мужественнее и начали говорить на разных языках, на которых раньше не говорили для проповеди Евангелия. Апостолы — в основном рыбаки, без всякого образования, начали правильно проповедовать учение Иисуса Христа в разных местах и городах.

2. Пять древних церквей. Последствие апостольской проповеди было возникновение христианских обществ в разных городах. Позже эти общества стали Церквами. Таким образом было основано пять древних церквей: (1) Иерусалимская, (2) Антиохийская, (3) Александрийская, (4) Римская и (5) Константинопольская Церкви. Первая древняя Церковь, была Иерусалимская Церковь, а последняя Константинопольская Церковь. [Антиохийская Церковь сейчас также называется Сирийская Церковь. А город Константинополь, (сейчас Истанбул) находится в Турции].

Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос. Каждая древняя Православная Церковь руководилась своим патриархом (патриарх Римской Церкви назывался папой). Отдельные Церкви тоже называются патриархатами. Все церкви были равны между собой. (Римская Церковь считает, что была руководящей церковью и Римский папа был во главе всех пяти церквей). Но первая из древних Церквей, которая основалась была Иерусалимская, а последняя Константинопольская.

3. Гонения на христиан. Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников, которые не последовали за Иисусом Христом и не признавали Его учение. Первый христианский мученик, святой апостол и первомученик Стефан, был евреями забит камнями до смерти, за христианскую проповедь.

После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение было полной противоположностью обычаям, нравам и воззрениям язычников. Христианское учение вместо эгоизма проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной религией, вместо язычества.

4. Святые в Церкви. Святые, это те боголюбивые люди, которые отличились благочестием и верой, были отмечены за это разными духовными дарами от Бога и верующие их глубоко почитают. Мученики, это святые которые за свою веру много потерпели или были замучены до смерти. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях для почитания. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена в пример для себя и своих детей, празднуют дни памяти их, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это есть день святого чье имя они носят. День своего рождения не полагается праздновать или празднуется скромно в кругу своей семьи.

5. Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. В трудные времена, они защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.).

6. Вселенские Соборы. Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой-то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором. Позже, по примеру Апостольского Собора, начали созываться Вселенские Соборы. На этих соборах присутствовало много епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после прений и молитв решались разные вопросы. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и стали частью учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора — всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было менять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры. Западная Церковь (Римская и Протестантские общества)впоследствии, все-таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры. 7-ой Вселенский Собор состоялся в 787 году тоже в городе Никея. На нем присутствовало 150 епископов. На этом соборе было утверждено почитание икон. 7-ой Вселенский Собор был последним на котором присутствовали все Церкви до сего дня и более не созывался.

7. Священное Писание (Библия). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).

8. Апостольская преемственность. Апостольская преемственность это очень важный признак Истинной Церкви. Это значит что Иисус Христос выбрал и благословил Своих апостолов на продолжение Его проповеди, а апостолы благословили своих учеников, которые благословили епископов и которые благословили священников и так до наших дней. Таким образом первоначальное благословение Иисуса Христа, а значит Святой Дух и утверждение, на каждом священнике в Церкви.

Апостольская преемственность существует в Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви (в составе которой целый ряд Поместных Православных Церквей, в т.ч. и Русская — самая большая) и в Римской Церкви. Протестантские Церкви ее утеряли. Это одна из многих причин почему в глазах Православной Церкви, Протестантские Церкви не Церкви, а христианские общества.

9. Римская Церковь отделяется, 1054 год. С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви. В 1054 году Римская Церковь отделяется от других церквей и становится известной под именем Римская Католическая Церковь. (Римская Церковь считает что Православные Церкви отделились от нее и называет это происшествие Восточной Схизмой). Хотя имя «Православная Церковь» употреблялось и раньше, оставшиеся церкви для того чтобы подчеркнуть их настойчивость на первоначальном учении, стали себя называть Православными Церквами. Употребляются и другие сокращенные имена как: Православная Христианская, Восточная Православная, Восточная Православная Кафолическая и т.п. Обыкновенно слово «Кафолическая» пропускается, это означает — «Вселенская». Правильное полное название такое: Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь.

10. Православная Церковь после 1054 года. После 1054 года, Православная Церковь не вводила никакие новые учения или изменения. Новые национальные Православные Церкви создавались церквами матерями. Мать церковь, основывала новую дочерь церковь. Потом, сперва подготавливала местных священников, потом епископов, а после этого постепенно давала все больше и больше независимости, покамест не была дана полная самостоятельность и равноправность. Пример этого создание Русской Церкви, Константинопольской Церковью. В Православных Церквах всегда употребляется местный язык.

11. Римская Церковь после 1054 года. После 1054, года Римская Церковь ввела много новых учений и изменений, искажая постановления первых Вселенских соборов. Некоторые из них даны ниже:

  1. Было проведено 14 так называемых «Вселенских Соборов». На них не участвовали другие церкви и поэтому они не признают эти соборы. Каждый собор вводил какие то новые учения. Последний собор был 21-ый и он известен под именем Ватикан II.
  2. Учение о безбрачии (целибате) для духовенства.
  3. Плата за грехи, прошлые и будущие.
  4. Юлианский (старый) календарь был заменен Григорианским (новым) календарем. Из за этого произошли изменения в высчитывании даты Пасхи, что расходится с постановлением 1-го Вселенского Собора.
  5. 8-й член Символа Веры был изменен.
  6. Посты были изменены, сокращены или устранены.
  7. Учение о непогрешимости Римских пап.
  8. Учение о непричастности Божией Матери к первородному греху Адама.

Ни одна Церковь не смела этого делать, сохраняя единство и чистоту веры. В Православной Церкви, где находится Дух Святой, все Поместные Церкви равны — этому учил Господь Бог наш Иисус Христос, а Римская Поместная Церковь, не добившись главенства над другими, вышла из состава Вселенской Церкви. Отсюда и искажения пошли без Духа Божия…

12. Протестантские Церкви. Из за многих и явных отклонений Римской Церкви от христианского учения, а также из за того что монах Мартин Лютер не знал о существовании Православной Церкви, он потребовал в 1517 г. изменений. Этот факт стал началом Реформация, когда многие люди начали уходить из Римской Церкви в новые, так называемые Протестантские Церкви. Это было движение за улучшение Церкви, но в результате вышло еще хуже.

Так как протестанты были недовольны руководством Римской Церкви, то они почти вычеркнули 1500 лет христианского опыта Церкви и оставили только Священное Писание (Библию). Протестанты не признают исповеди, икон, святых, поста — все что нужно для жизни, исправления и спасения человека. Вышло так что они задержали Священное Писание, а Православную Церковь которая выработала и утвердила Священное Писание не признали. Из за того, что они не признали Святых Отцов которые во многом объяснили христианскую веру, а пользуются только Библией, у них создалась неопределенность в учении и постепенно возникло много разных сект (церквей). Сейчас, в целом мире, около 25,000 разных сект, которые себя называют христианскими! Как было уже сказано выше, в Протестантских Церквах нет апостольской преемственности. Это одна из многих причин почему Православная Церковь не признает их церквами, а только христианскими обществами.

Основные этапы истории христианской Церкви

В истории Церкви можно выделить несколько этапов:

1) 34–313 гг. – от апостольских времен до признания христианской веры при императоре Константине Великом. Это период быстрого распространения Церкви трудами апостолов и их учеников. После разрушения Иерусалима в 70-е годы небольшая христианская община превращается во Вселенскую Церковь, охватывающую Ближний Восток, часть Европы, Северную Африку, Индию, Эфиопию. В этот период формируется канон Священного Писания Нового Завета, складывается иерархическая организация Церкви, определяются формы богослужебной жизни. С этим же периодом связана история гонений на Церковь – вначале со стороны иудеев, затем масштабные преследования со стороны языческой власти, римских императоров.

2) 313–1054 гг. – от времени Константина Великого до разделения Церкви на Восточную и Западную (Православную и Католическую). В это время возникает православная Византийская империя. Ведется активная борьба с ересями и формулируется вероучение (эпоха семи Вселенских Соборов, 325–787 гг.). Однако в этот же период возникают разногласия между восточной и западной частями Церкви, впоследствии приведшие к их разделению.

3) 1054–1453 гг. – от разделения Церквей до падения столицы Византийской империи, Константинополя. В Византии этот период характеризуется сложной политической обстановкой и духовным кризисом, что, в итоге, привело к падению православной империи под ударами турок-мусульман. Центр Православия переместился в другое христианское государство – Русь. Западная же Церковь, не теряя политической власти, все больше уклонялась от апостольского предания. В XVI веке, как протест против злоупотреблений католической иерархии, на Западе появляется протестантизм (движение Реформации, с 1517 г. ); наиболее крупными течениями его стали лютеранство, кальвинизм и англиканство. Но и протестантизм не дал оздоровления Западной Церкви. Впоследствии от протестантизма отделилось (и отделяется до сих пор) множество различных сект. Восточная же Церковь сохраняла и по настоящий день хранит чистоту христианской веры.

4) XVI–XXI вв. – это время самостоятельного развития Поместных Православных Церквей (среди которых самой крупной является Русская Православная Церковь).

Из книги Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий автора Мечковская Нина Борисовна

58. Основные этапы сложения религиозного канона в ряде исповеданий. Сводная хронологическая таблица Сложение религиозного канона в иудейской и христианской традициях было длительным, многовековым процессом. В иудаизме раньше всего была канонизирована самая важная

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Курс патрологии автора Сидоров Алексей Иванович

Основные этапы развития Патрологии. Истоки патрологии можно возвести к достаточно глубокой христианской древности. Уже в известием труде «отца церковной истории» Евсевия Kecapийского содержится весьма обильный патрологический материал, ибо Евсевий стремился написать

Из книги История и теория религий: конспект лекций автора Альжев Д В

2. Основные этапы истории эзотеризма Существуют различные подходы к определению основных этапов истории эзотеризма. Некоторые исследователи привязывают эзотерические ученья к эрам, соответствующим знакам Зодиака: доовновские эры, эра Овна, эра Тельца, эра Рыб, вплоть

Из книги История и теория религий автора Панкин С Ф

Из книги Античная мифология. Энциклопедия автора Королев Кирилл Михайлович

Из книги Раннее христианство: страницы истории автора Свенцицкая Ирина Сергеевна

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 1 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

Книга Есфирь в христианской истории Это одна из тех книг Библии, которые чаще всего пропускаются христианами. В первые века христианства наиболее распространенными были ее греческие версии, в которых добавлены некоторые тексты. Эти дополнительные фрагменты

Из книги Лекции по Исторической Литургике автора Алымов Виктор Альбертович

Основные Этапы Ветхого Завета Прежде всего наметим основные этапы и их хронологические рамки. Библейское предание относит заключение В. Завета к Аврааму (18 в. до н. э.). С др. стороны Ветхозаветная Церковь с её богослужением началась только с Моисея (13 в. до н. э.).Как

Из книги Введение в библейскую экзегетику автора Десницкий Андрей Сергеевич

3.1.4. Основные этапы анализа Мы уже не раз говорили, что невозможно создать некую экзегетическую технологию, состоящую в повторении одних и тех же oneраций в одной и той же последовательности, которые при должном качестве исполнения всегда приводят к одним и тем же

Из книги Григорий Нисский. Создание канона автора Щипина Римма Владимировна

2.4. «Пещера нимф». Основные этапы становления символического реализма в искусстве Византии Символизм художественных образов и символический реализм богословия сближаются в традиции александрийской экзегезы, – этот узел и окажется в центре внимания. Это

Из книги Сравнительное богословие. Книга 6 автора Коллектив авторов

Из книги Сравнительное богословие. Книга 3 автора Коллектив авторов

Из книги Небесные книги в Апокалипсисе Иоанна Богослова автора Андросова Вероника Александровна

Основные исторические этапы Традиционные религиоведческие и исторические источники делят историю «еврейского народа» на несколько крупных этапов. Мы будем рассматривать эту историю согласно принятому делению, однако понимать её будем - со своих мировоззренческих