Где родился федор конюхов. Федор Филиппович Конюхов

Федор и Ирина Конюхова вместе уже почти четверть века. На двоих у Конюховых пятеро детей и 22 года интересной и удивительной совместной жизни. Ирина признается: жить с путешественником непросто, ведь практически половину года ее с супругом разделяют тысячи километров. Тем не менее муж и жена на личном опыте убедились - чем дольше разлука, тем больше и ярче радость от встречи. Каждый раз, уходя в очередное путешествие, Конюхов знает: дома его с нетерпением ждет любящая жена. Ирина рассказала о трогательных отношениях с супругом и представила свою новую книгу, которую так и назвала - «Моя жизнь с путешественником».

О книге

Название книги «Моя жизнь с путешественником» помог придумать Федор. Она стала ему подарком на 65-летие. Я долго сомневалась, писать ее или нет, ведь это личная жизнь, которую нужно беречь. Книга не о том, какие мы с Федором счастливые или успешные. Ее содержание перекликается с судьбой каждого человека. Она написана откровенно и без прикрас. Это - наша дорога любви.

«Моя жизнь с путешественником» - это собрание из моих дневников почти за 25 лет жизни. Она начинается с истории «Ураган», которая рассказывает о том, как Федор чуть не погиб. Эта книга полностью документальная, в ней нет ни грамма вымысла. Как все происходило, так я и написала.

Книга не о том, какие мы с Федором счастливые или успешные. Ее содержание перекликается с судьбой каждого человека.

О семье

Мы не делим детей на моих и Федора. У нас пятеро детей и десять внуков. То, что сделал Федор, уже не повторишь, и, к счастью, у детей другие призвания. Оскар закончил экономический факультет и стал менеджером. Анатолий - заместитель губернатора Мурманской области, работает 24 часа в сутки. Ему нравится государственная служба. Анатолий честный человек, и нам за него не стыдно. Еще один наш сын - музыкант, написал 40 песен. Младший - суворовец. Мы уделяем много времени его духовному воспитанию, но не давим на него. Сейчас он говорит, что хочет стать военным и защищать людей. Главное - чтобы все дети были хорошими людьми.

Конюхов знает: дома его всегда ждет любящая жена. Фото: www.globallookpress.com

Сама я задействована на четырех работах. У меня есть экспертная деятельность на международном уровне. Сейчас тружусь в Российском университете правосудия, возглавляю научный отдел. У меня есть свои интересные программы. Я занимаюсь проблемами правового мира, безопасности, устойчивого развития, читаю лекции по международному конституционному праву. У меня 18 аспирантов, 3 докторанта - нагрузка колоссальная. Вместе с этим пишу книги и занимаюсь гуманитарными проектами, благотворительностью. Бог очень много дал нашей семье, и нам нужно воздать ему должное, сделать что-то доброе для людей.

Бог очень много дал нашей семье, и нам нужно воздать ему должное, сделать что-то доброе для людей.

Сейчас у нас очень хороший период в семье. Путешествия стали короче, и Федор больше бывает дома.

Об экспедициях

Вместе с Федором мы ходили на яхте через Атлантику и путешествовали по Монголии. Мы летали на воздушном шаре. Экстремальные проекты он принципиально делает один, потому что отвечает только сам за себя, подвергает риску только себя, но не близких. Мы понимаем это и не просимся к нему. Прежде чем совершить большую экспедицию на воздушном шаре, он три года тренировался. Все манипуляции он проделывал по 20-30 раз вместе с инструктором, пока не довел движения до автомата. Это большой труд и сила воли. Эти 18 дней его полета на воздушном шаре показались нам вечностью.

В августе мы всей семьей идем на Алтай. Федор хочет нарисовать белуху, у меня экологический проект, а наш сын Коля мечтает об экспедиции по следам снежного человека.

Ирина пообщалась с поклонниками и презентовала новую книгу. Фото: АиФ/ Яна Хватова

Я наблюдала, как 3 года подряд он был без экспедиций. Для Федора это стало настоящей трагедией. Сейчас ситуация изменилась и у него 3 крупных проекта - поднятие в стратосферу, спуск в батискафе туда, где еще никто не бывал и создание своей 50-футовой яхты.

Он испытывает страх в путешествиях, хотя не любит об этом рассказывать. Ему помогают вера в Бога и умение сконцентрироваться на реализации цели. Каждая экспедиция у него зреет, как яблочко на дереве. Некоторые поездки задумал еще в юности, и на их подготовку ушло 30 лет. В четвертом, незаконченном плавании у Австралии чуть не погиб. После этого он размышлял, стоит ли ему продолжать эту дорогу. Через месяц спокойной жизни заскучал и снова вернулся к своим проектам. Феномен Федора Конюхова заключается в том, что он не предает свои идеи, идет к цели. Сейчас очень популярно понятие «challenge», но он не делает вызов океану, а идет с поклоном и уважением. Только тогда природа открывается.

«Сын за отца отвечает!»

Старший сын Федора КОНЮХОВА рассказал «МВ» о том, почему, преклоняясь перед отцом, все же не пошел по его стопам.

Оскар Конюхов с первого взгляда производит впечатление человека, который просыпается с морскими брызгами на душе. В нем нетрудно угадать опытного яхтсмена, даже если не знать, что он сын легендарного Федора Конюхова – знаменитого путешественника, художника и потомственного священника, совершившего четыре кругосветки и дважды покорившего Эверест, не говоря уже о сложнейшних переходах по снежным пустяным и дрейфующим льдам. Дети великих часто переживают, что живут в тени своих родителей. Оскар даже не задумывается об этом. И не пытается подражать отцу. Только помогает ему по мере возможностей и сил, которых порой требуется немерено. Причем и физических и моральных. К примеру, когда нужно доставить два десятка собак куда-нибудь в Гренландию…

Оскар предложил встретиться в творческой мастерской отца на Павелецкой. Никогда бы не подумала, что у Федора есть такое уютное убежище в самом центре Москвы. Второй этаж напоминает просторную каюту. Заходишь, и кажется, что с минуты на минуту отправишься в морское путешествие. Сразу представляется харизматичный кок, предвкушаешь аппетитные запахи с кухни…

А на первом этаже находится мастерская Федора и исторический музей. Федор собрал любопытные артефакты с достоверной информацией о том, где, когда и кем был найдет каждый из них, и какому кораблю мог принадлежать. Оказалось, что часть одной из мемориальных стен выложена кирпичами Храма Святителя Николая Чудотворца (Мокрого) XVI века, разрушенного еще в 1930-е… А рядышком с мастерской Федор построил маленькую часовню, опоясанную морской якорной цепью – в память о погибших путешественниках. Причем построил на собственные средства, полученные от продажи своих картин – всего за четыре месяца!

Часовня освящена во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца и приписана к Высоко-Петровскому монастырю. Стены из красного кирпича, купол из дерева, покрытого жестью. В качестве окошек восемь настоящих корабельных иллюминаторов, а на фасаде таблички с именами Георгия Седова, Наоми Уемура, Юрия Подрядчикова, Питера Блейка…

– Оскар, вас ведь, наверное, тоже можно назвать настоящим путешественником, учитывая как часто вы бороздите моря-океаны, пусть и не в одиночку как ваш отец?

– Как раз напротив – я себя путешественником точно не считаю. Знаете, сейчас все кругом стали путешественниками. Все рассказывают о своих поездках, делают фотоотчеты, ведут блоги, и это здорово. Но все же то, чем занимается Федор, это совсем другое. Он ищет себя, изучает себя в разных стихиях, остается наедине с Вселенной, с Богом. Я всегда понимал, что мне нет смысла ему подражать, потому что я точно не смогу выдержать все то, что выдерживает он. Я бы просто не смог вот так странствовать всю жизнь. Я человек земной, достаточно прагматичный, и образование у меня соответствующее – экономическое. К тому же я вижу свое предназначение в том, чтобы помогать отцу, страховать его. Быть в любую минуту наготове, если понадобиться помощь. А ситуации бывают настолько тупиковые и сложные, что никто кроме сына не сможет ему помочь.

– Вы называете своего отца Федором – почему?

– Очень люблю его и восхищаюсь им. Всю жизнь пытаюсь его понять, разгадать, хотя знаю, что это невозможно. Но от этого становится еще интересней!

– Дети известных людей часто переживают, что никогда не достигнут высот своих родителей. А вы?

– Я – нет! – смеется Оскар. – Моя задача обеспечивать отца прогнозами погоды и следить, чтобы у него все было в порядке. А то ведь после первого старта перехода через Тихий океан от Чили до Австралии на весельной лодке у Федора возникли проблемы которые он сам в океане решить не мог – испортились аккумуляторы солнечных батарей. И мы своими силами возвращали лодку в порт: пришлось полностью менять всю систему энергообеспечения на борту.

– Вы уже, наверное, привыкли к опасным проектам Федора, чувство страха за него притупилось?

– К этому невозможно привыкнуть. Каждый раз когда отец отправляется в очередное путешествие мы – я имею в иду всю нашу семью – не находим себе места. Страх за него у нас есть всегда, потому что опасностей на самом деле много – это и большие корабли, и акулы. Мы конечно не думаем, что эти акулы выпрыгнут из воды и откусит поллодки, но в любом случае, даже одно нахождение этих хищников рядом, да еще в таком огромном количестве, пугает – особенно во Французской Полинезии и при подходах к Австралии. Один путешественник писал, что акула сопровождала его в течении двух месяцев, хотя однажды он все-таки решился искупаться, когда она ненадолго оставила его в покое. А Федор говорит, что не рискует опускаться в воду и все время пристегнут. Потому что несмотря на то, что дрейфующая весельная лодка движется относительно не быстро, все равно есть ветер и течение, и, находясь за бортом, не так-то просто ее догнать. Я иногда даже просыпаюсь по ночам: все думаю, как он там? Совсем один, на маленькой лодочке, посреди океана!

– А правда, как? В голове не укладывается, как можно плыть по таким огромным волнам на весельной лодке, пусть даже оборудованной по последнему слову техники! Кстати, правда, что лодка Федора не может перевернуться?

– Еще как может, потому что у нее нет киля. Просто лодка «Тургояк» спроектирована таким образом, что она в любом случае должна вернуться в исходное положение. Однако переворот лодки в океане это в любом случае ЧП, потому что могут быть повреждены приборы, могут выпасть из своих гнезд аккумуляторы солнечных батарей – каждый весом 30 кг, а всего их три. И представьте, если эти девяносто килограммов веса начнут свободно летать в пространстве – они могут сломать переборки и повредить лодку. Поэтому Федору надо всеми силами стараться не допускать переворотов. Любая волна больше двух метров – это уже серьезное испытание для такой маленькой лодки и гребца.

Федор рассказывал, что было, когда поднялись волны 4-5 метров, с таким мощными гребнями, что они накрывали лодку полностью, хотя по идее она настолько легкая, что должна была все время выплывать на поверхность. Она сделана из углеволокна и будучи пустой весит всего 250 кг! Так что даже если там запас продуктов на 200 дней – а продукты все сухие, сублимированные – то это все равно небольшой добавочный вес. Максимум еще 200 кг. Однако в реальных условиях шторма англичане, которые делали эту лодку, испытать ее, естественно, не могли, потому что в такую погоду никто в море не выходит. Но как сказал Федор, после того, как пересек экватор своего пути, все что могло поломаться уже поломалось, а то что выдержало будет работать и дальше.

Я с огромным интересом читала выдержку из телефонного разговора Федора, когда он рассказывал, что у него происходит. В тот момент он был ровно на середине пути: «Когда появится следующий тропический шторм, в каком направлении он будет двигаться, где в тот момент будет находиться лодка «Тургояк» – вот какие вопросы меня постоянно беспокоят. Фактически до 180 градуса западной долготы я буду находиться в зоне штормов и циклонов. Надеюсь, что с Божьей помощью я смогу пройти и вторую часть Тихого океана». К счастью, когда Федор все это рассказывал, его лодка мирно скользила по абсолютно гладкой поверхности океана: «Температура воздуха стремится к 30 градусам тепла, днем каюта разогревается до состояния сауны, зато ночью приятно находится на палубе, я даже сплю на улице, убрав сиденье. Волны нет, брызг нет, палуба сухая. Над головой миллиарды звезд…»


С чашечкой кофе на гребне волны

– А чем и как Федор питается в таких путешествиях? Ведь это же сколько силищи нужно, чтобы каждый день грести по 16 часов?! Просто на яхте все понятно: там тебе и кухня, и плита, и приготовить можно что угодно. А вот как все это устроено на лодке?

– Мы это тоже предусмотрели, учитывая предыдущий опыт Федора, когда он первый раз шел на весельной лодке через Атлантику 10 лет назад. Тогда место для готовки было устроено на палубе. Там был маленький кокпит, где размещалась газовая горелка, и в хорошую погоду Федор мог что-то себе приготовить. Но в океане всегда есть ветер, волна, сырость. Поэтому горелку вечно заливало, она работала плохо, и в новом проекте мы решили этого избежать. Поэтому оборудовли все в самой каюте, где Федор спит. Сделали там сделали небольшую нишу, где находится та же самая газовая горелка и те же самые примусы, которые берут альпинисты в горы, только слегка модицифированые – снизу прикручивается газовый балончик. Так что Федор может готовить, независимо от дождя и ветра. Главное, чтобы не было волн, иначе довольно опасно что-то варить или даже разогревать. Кроме того лодка может лечь на борт и есть риск вылить на себя все горячее содержимое кострюли или чайника. Поэтому в основном Федор питается как космонавт – энергетическими батончиками. А перед штормом заправляет несколько термосов горячей водой, кофе, горячим шоколадом и, как правило, ему этого хватает на несколько суток.

Представляю как приятно попить кофейку посреди волн!

– Иногда штормит так, что даже из специальных кружек ничего не выпьешь. Да и не до того, если честно. Там думаешь, как бы выжить, как бы лодку не перевернуло. Так что не до кофейка! Хотя у нас есть такие фотографии (правда, не на весельной лодке), когда Федор во время кругосветки на макси-яхте «Алые паруса», длиной 25 метров и шириной семь, попивает кофеек и любуется бушующим океаном. Отец говорил, что очень радовался тогда, что идет в одиночку на такой большой надежной яхте и нет ни малейшей опасности перевернуться.

– А другие-то согревающие средства у Федора с собой имеются?

– Ну наверное, как же без этого, – смеется Оскар. – Но запас их в любом случае ограничен

Молиться в океане

– Расскажите, как все-таки ваш отец пережил тот жуткий первый шторм в нынешнем путешествии из Чили в Австралию, когда его маленькую лодочку едва не перевернуло? Об этом так много говорили в новостях…

– Да как… Молюсь, говорит, все время, чтобы лодка не развалилась, чтобы океан успокоился, отпустил… Каждый борется со стессом по своему. Федор с помощью молитвы. Когда журналисты спрашивали, комфортно ли он чувствует себя в городских условиях, Федор говорил: «В общем-то, комфортно. Но все равно стараюсь побыстрее уйти в путешествие. В городах все заняты делом, а я как бы лишний. Приезжаю, что-то рассказываю, а все работают. А когда я в море, я знаю, что я на своем месте!»

И другим Федор не станет никогда. Хотя был момент, когда он пытался перестать путешествовать – после того как принял священный сан в 2010 году. Он тогда в течении четырех лет практически никуда не ходил. Правда, поднялся второй раз на Эверест в мае 2012-го. Совершил восхождение по Северному хребту (со стороны Тибета) в составе российской команды «7 Вершин» и стал первым священником Русской Православной Церкви, покорившим самую высокую вершину мира. Правда сейчас Федор стал по-другому относится к своим проектам. Он говорил, что раньше воспринимал все что делал как спортсмен, что им двигал какой-то азарт, амбиции, желание кому-то что-то доказать, установить рекорд. Теперь все иначе. Перед путешествием через Тихий океан на весельной лодке он сказал: «Я иду, чтобы двести дней молиться в океане…»


Федор не любит рисковать

– Одно утешает: Федор не любит рисковать, – неожиданно заметил Оскар.

Шутите?!

– Я имею в виду то, что Федор не из тех, кто рискует ради экстрима. Он получает самую детальную информацию о погоде, об особенностях тех мест, в которые отправляется. И каждое свое путешествие, и по морю, и по суше, рассчитывает до мельчайших деталей. А мы постоянно контролируем ситуацию из штаба.

– В голове не укладывается, как при таком образе жизни ваш отец сумел создать такую огромную семью?! У него ведь трое детей и семеро внуков!

— Сами удивляемся, – смеется Оскар.

Арктика-2013

Мы с Оскаром познакомились как раз в тот момент, когда он проводил отца в путешествие от Северного полюса до Гренландии. Федор Конюхов и его напарник – каюр из Карелии Виктор Симонов – задумали совершить первый в мировой практике переход от Полюса до Гренландии на собаках по дрейфующим льдам. Но уже после первого этапа стало ясно, что завершить полный переход через ледовый субконтинент не получится из-за небывалого таяния ледников. В любой момент путешественников вместе с упряжкой могло унести в открытое море…

– В канадской службе спасения нам тогда сразу сказали, что в буран и шторм они не смогут вылететь к Федору, – рассказывал Оскар. – . Считается, что после 8 мая лед становится слишком тонок, и спасательный самолет просто не сможет на него сесть. Смысл их слов был таков: «Мы, конечно, будем вас подстраховывать, но рассчитывайте на себя.» В итоге, несмотря на огромное желание и полную боевую готовность путешественников, было решено перенести второй этап экспедиции на 2014 год. — Опасность была слишком велика, мы просто не имели права рисковать жизнями не только Федора и Виктора, но и тех людей, которые бы отправились им помогать.

Тем не менее Федор и его напарник совершили то, что до сих пор не удавалось никому – прошли 900 км по дрейфующему льду от Полюса до земли! Правда, из-за полученных через спутник прогнозов они высадились на берег раньше, чем предполагалось. И решение оказалось более, чем своевременным: буря, которая обрушилась на северное побережье Канадского архипелага и Гренландии, улеглась только на четвертые сутки. Все это время шел снег и дул свирепый ветер.

Палатку Фёдора и Виктора замело и чуть не снесло. Пришлось перебраться в барак с дырявой крышей. Спутниковая связь работала плохо, но выходить наружу, на высокое открытое место, не было никакого желания. Свернувшихся калачиками собак накрыло огромными сугробами. Но для них это дело привычное – под снегом им тепло и спокойно… Потом в телефонном разговоре Фёдор сказал, что если бы циклон настиг их на дрейфующем льду у внешнего края полыньи, совершенно неизвестно, чем бы все закончилось. Ведь полярную станцию «СП-40» накрыл этот же ураган, и льдину, на которой она стояла, разорвало… Фёдор считает, что им с Виктором помог святой Николай Чудотворец, которому они помолились накануне и который направил их действия в правильное русло.

«Будучи зрелым человеком, я понял, что в мире нет одиночества, – размышляет Федор. – Ведь в океане рядом с тобой плавают киты или дельфины, в небе парят птицы, а на пути к полюсу встречаются медведи и тюлени. А ещё я точно знаю, что рядом всегда присутствует Бог и святые, которым ты молишься. В огромном океане, кроме них, тебе никто не в силах помочь.»

Happy team – веселая упряжка!

– Скажите Оскар, что же в итоге – проект с Гренландией будет продолжен в этом году?

– Да, мы планируем еще более глобальный проект – Полярную кругосветку. И уже сейчас я занимаюсь подготовкой упряжек, потому что в Гренландии лучше использовать гренладских собак.

– Которые понимают местное наречие?

– Которые живут в тех условиях. Идея была какая – на собаках Виктора Симонова Федор и Виктор проходят от Полюса до Канады. Потом, после 46 суток по дрейфующему льду – можете себе представить, какая это колоссальная нагрузка! – те собаки дальше идти уже не смогут, и мы хотим вывезти их обратно в Россию, а Федор и Виктор отправятся дальше на гренландских собаках. Но дело в том, что для местных жителей собаки – это их хлеб, и нельзя просто так прийти в деревню и сказать: «Мы покупаем у вас упряжку.» Потому что, если иннуит продаст свою упряжку, он останется без средств к существованию.

Дело в том, что все заработанные деньги он очень быстро потратит – собаки там стоят не дорого, где-то тысячу долларов. Значит, 10 собак – 10 тысяч долларов, а цены там очень выские У них же все привозное. Поэтому собак должны подтовить заранеее - воспитать из щенков. Соответственно, нужно оплачивать работу человека, который будет заниматься с этими собаками и их питание. Это же все на самом деле миф, что собаки в Гренландии все время едят мясо тюленей и китов. Во-первых эскимос не каждый день добывает тюленя и кита, во-вторых у него еще есть большая семья которую надо кормить. Поэтому собаки питаются сухим кормом, который привозят из Дании, и стоимость у него, соответственно, тройная по сравнению с ценами на континенте. Поэтому это все нужно продумать сейчас, чтобы в нужный момент у нас были две готовых упряжки, в которых должны быть и молодые, и опытные крепкие собаки, причем разных полов, чтобы это были хеппи тим – веселые упряжки!

– Ничего себе, я думала бывает только dream team, а у собак, оказывается, своя ситуация!

Ну да, – улыбается Оскар. – Однако собак мало вырастить и подготовить. Их надо еще доставить отцу в определенное время и в определенное место. А бывает, что сделать это можно только на специальном на самолете, до которого тоже нужно как-то добраться. Иногда для этого самому приходиться пробираться на лодке среди дрейфующих льдов.

Все под контролем

– Могу себе представить, сколько раз вашему отцу требовалась помощь…

Разные ситуации случались. Например, во время парусной кругосветки в 1998г. Федор попал под удар трех ураганов. Особенно трудно ему было в борьбе с ураганом «Даниел» в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее. Участники той гонки испытали на себе все – от тропической жары до ветра Антарктики. Лодам пришлось уклоняться от гигантских кораблей и айсбергов, причем отнюдь не всегда удачно. На некоторых судах было до 15 серьезных поломок. Яхта Федора как-то ночью налетела на спящего кита. В результате, изрядно погнулся руль. Потом, на подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, и шкиперу с трудом удалось вытолкнуть симпатягу обратно в море. А у берегов Бразилии Федор еле отбился от современных флибустьеров… Та кругосветка продолжалась 8 месяцев – с сентября 1998 г. по май 1999 г.. Путешественники преодолели 27 тысяч морских миль (50 тысяч км). А маршрут был такой: американский порт Чарлстон – Кейптаун (ЮАР) – Окленд (Новая Зеландия) – Пунта-дель-Эсте (Уругвай) – Чарлстон. И во все эти пункты Оскар прилетал вместе с матерью для моральной поддержки Федора и для того, чтобы помочь ему устранить технические неполадки яхты.

– Оскар, а как ваш отец восстанавливается после таких долгих и сложных путешествий?

– Он говорит, что только молитвой. Даже в интервью признавался: «Я не тренируюсь, и в спортзалах вы меня не увидите. Я не знаю, как тренироваться. Если бы кто научил… Но меня научили молитве.»

И ведь, что самое интересное, сил у Федора хватает с избытком. Он даже философствовал на эту тему: «В 1492 году Колумб прошел от Канарских островов до Карибского моря за 35 дней на трех каравеллах. А я в 2002 году преодолел этот путь на весельной лодке за 46 дней. Но Колумб шел под парусами, а я греб сам! Вероятно, в наше время изменились и возможности и задачи путешественников. Разве раньше человек в 60 лет поднимался на Эверест? Куда там, он уже считался стариком! А я поднялся…»

У Оскара своя роль

Оскар Конюхов изначально чувствовал призвание в организации путешествий своего отца. Он, например, активно участвовал в разработке беспрецедентного по своей масштабности проекта «Трансатлантических переходов на 85-футовой макси-яхте «Алые паруса»», при непосредственной поддержке одноименной торговой сети.

Именно в рамках этого проекта Федор Конюхов в 2007 году совершил новую кругосветку и первую в мире одиночную гонку нон-стоп вокруг Антарктиды. Тогда Федор пересекал Южный Индийский океан по маршруту ЮАР - Австралия. И еще в порту Кейптауна яхту «Торговая сеть Алые паруса» должны были подготовить к опасному путешествию вокруг ледового континента. Стартовать предстояло из Австралии. Маршрут проходил через страшный океанский коридор между «ревущими сороковыми» и «неистовыми шестидесятыми». В поисках приключений

В течении нескольких лет – как раз в тот период, когда Федор почти не путешествовал приняв сан – Оскар успешно справлялся с должностью исполнительного директора Всероссийской федерации парусного спорта (ВФПС). Однако превращаться в кабинетного чиновника не собирался. Напротив, старался как можно чаще выбираться в разные российские акватории, дабы не отрываться от реалий отечественного парусного спорта.

– Оскар, наверное, трудно проводить международные регаты в России?

– В России еще с 1930 года действует запрет на проход во внутренние воды для иностранных судов. Даже для спортивных и прогулочных яхт. Когда в Санкт-Петербург проходил финал регаты Volvo Ocean Race, для каждой из восьми иностранных яхт-участниц разрешение подписывал лично председатель правительства! Хотя в наших интересах максимально упростить эту систему, чтобы стимулировать развитие российской водной инфраструктуры – яхт-клубов, заправок, кемпингов, ремонтных мастерских.

Какой вы видите выход из этой ситуации?

– Я считаю, необходимо, чтобы иностранным яхтам разрешалось свободное каботажное плавание в территориальных водах нашей страны в течение 1 месяца. Тогда мы сможем принимать у себя флот из 100 зарубежных яхт, а то и более.

– Оскар, а почему вы решили уйти из федерации? – Мне кажется, за четыре года я сделал, все что мог. Многие идеи были реализованы. Но сейчас мне хочется больше времени уделять экспедициям отца и собственным проектам. Кроме того, я организую участие российских яхтсменов в крупных международных регатах. – Можете рассказать о самых интересных гонках?

– Четыре раза я участвовал в престижной гонке Rolex Middle Sea Race (RMSR), протяженностью 600 миль. Но особенно она мне понравилась в 2012-м году, когда на старт вышло 83 яхты из 19 стран, и Россия была на третьем месте по количеству участников! Такого не было еще ни разу за всю 33-летнюю историю этой гонки. Двенадцать лодок под российским флагом, с российскими владельцами или российскими шкиперами. Причем был и стопроцентно российский вариант – лодка Артема Брума Visconte, спроектированная известным яхт-дизайнером из Нижнего Новгорода Михаилом Тихоновым (Ракета 970). Так вот, эта яхта построена в России, зарегистрирована в России, ей управлял российский шкипер и на ней собрался полностью российский экипаж!

И как в итоге выступила эта команда?

– Для самой маленькой лодки во флоте просто здорово. 18-й результат. Visconte финишировала сразу после другой российской яхты – Sailing Team Belka.

– Расскажите, как вообще развивались события…

– Несмотря на небольшие размеры бухты Гранд Харбор, все старты прошли без эксцессов. Большинство яхт, включая наш Med Spirit, одним галсом преодолела 60 миль и подошли к мысу Passero (Сицилия). Дальше перед флотом возникала необходимость решить, каким образом продвигаться к Мессинскому проливу ночью. И мы двинулись вдоль восточного побережья Сицилии, в 5-10 милях от берега, используя ночные бризы. Поначалу эта тактика себя оправдывала, но лодки, которые решили остаться в море и уйти дальше на восток существенно выиграли на этом маневре. В итоге, на рассвете мы обнаружили десятки лодок к востоку от нас, с хорошим креном двигающихся в сторону Мессины. Ближайшая к нам была 46 футовая лодка Hi Fidelity из ЮАР, которая в итоге выиграла гонку по гандикапу, при этом по факту она затратила на прохождение всей дистанции 5 дней и 18 часов, а мы 3 дня и 23 часа. Но в тот момент мы встречали наш первый рассвет рядом с южноафриканскими коллегами, и нас сильно тревожило такое диссонирующее, в плане размеров яхт, соседство – 46 футов и 92 фута!

– Следующий отрезок гонки проходил от пролива Мессина до вулкана Стромболи. Наши основные конкуренты Ran, Stig и Ericson1 придерживались генерального курса, а мы рискнули уйти на север, бросив конкурентов, но рассчитывая на более стабильный ветер. Этот маневр оправдался.

Обогнув Стромболи, мы продолжили движение на северо-запад, в то время как лодки нашего дивизиона взяли курс на запад, ближе к побережью Сицилии. В итоге, нам опять повезло. Ветер пришел с запада, и мы практически одним галсом вышли на траверс города Палермо. Тут у нас состоялась дуэль с лодкой Ran, которую мы успешно выиграли. Ran замешкался при повороте и замер с повисшим геннакером, а мы попали в полоску ветра, под чутким руководством Сергея Бородинова, и ушли в отрыв.

От северного мыса Сицилии до острова Пантелерии мы шли плотной тройкой: Ran, Med Spirit и Stig. Однако при равных ветровых условиях другие лодки оказались быстрее нашей. Нам оставалось рассчитывать только на очередной каприз природы, но на отрезке Пантелерия – Лампедуза – Мальта ветер был весьма устойчивый (8-10 узлов), и мы пришли четвертыми после Gazprom-Esimit, Ran и Stig – с результатом 3 дня 23 часа 41 минута.

При этом пятая лодка Volvo 70 E1 (Ericson1) финишировала только на следующее утро, спустя 20 часов после нас.

В целом можно сказать, что нам удалось выполнить установку шкипера Сергея Бородинова и допустить минимальное количество ошибок в сложных штилевых условиях. За исключением первой ночи, мы оказывались в нужном месте в нужное время, зачастую наблюдая, как у нас за кормой, буквально на глазах, выключался ветер…

Фёдор Филиппович Конюхов. Родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области. Российский путешественник, писатель, художник, священник Украинской православной церкви Московского патриархата.

Фёдор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово (позже - Троицкое) Запорожской области.

Отец - Филипп Михайлович Конюхов, потомок архангельских рыбаков-поморов.

Мать - Мария Ефремовна, родом из Бессарабии.

Кроме Федора в семье было еще двое сыновей и две дочери.

С ранних лет собирался стать путешественником. И готовился к осуществлению своей мечты, в частности, научился плавать, нырять, купался в холодной воде, ходил на шлюпке с парусом и веслами. Часто Федор бывал на путине в Азовском море вместе с отцом.

Окончил профессионально-техническое училище № 15 города Бобруйска (ныне Бобруйский государственный профессионально-технический художественный колледж) по специальности резчик-инкрустатор. Затем - Одесское мореходное училище (судоводитель) и Ленинградское арктическое училище (судовой механик).

Обучался в Санкт-Петербургской духовной семинарии.

Первую экспедицию осуществил в 15 лет - пересёк Азовское море на вёсельной лодке.

В 1977 году организовал яхтенный поход в северной части Тихого океана - по маршруту Витуса Беринга и других мореходов. Путешествуя, Конюхов узнавал, как его соотечественники несколько веков назад открывали земли и заливы и основывали там поселения.

В 1989 году принял участие вместе с младшим братом Павлом в советско-американском велопробеге Находка-Ленинград. В 1991-м - советско-австралийский автопробег - Находка - Брест.

Совершил в полярную ночь лыжный переход к Полюсу относительной недоступности, а также с канадскими путешественниками прошел по Баффиновой земле.

Затем добрался до Северного полюса в составе группы Д. Шпаро.

Также осуществил трансарктический лыжный переход СССР - Северный полюс - Канада. Далее было участие в первой автономной экспедиции «Арктика» к Северному полюсу во главе с В. Чуковым.

Многие из экспедиций Конюхов совершает в одиночку, но участвует и в группах. Главный лейтмотив путешествий яхтенного капитана - это море и океан.

В 1990-м, набравшись к тому периоду опыта лыжных полярных походов, Федор отправился в самостоятельный вояж к Северному полюсу, которого достиг через 72 суток, тем самым осуществив свою мечту и выполнив завет Георгия Седова.

В 1995-м Конюхов в одиночку форсирует ледовую пустыню Антарктиды и на 59-й день весьма нелегкого пути выходит в точку Южного полюса, впервые водружая там российский триколор. При этом в рамках похода он выполняет поручение Минатома, замеряя по пути к полюсу естественное радиационное поле Антарктиды, и просьбу медиков - оценивает свое физическое и психологическое состояние, выполняет прочие наблюдения.

В 1998 году Федор Конюхов стал заведующим лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях (ЛДОЭУ) в Московской Современной гуманитарной академии.

В одиночку совершил три кругосветки:

1. В 1990-1991 годах: мореход стартовал из Сиднея, куда вернулся через 224 дня.

2. В 1992 году: он прошел на большой двухмачтовой яхте по маршруту Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань, заходя на все континенты и управившись за 508 дней.

3. В сентябре-мае 1999 года: обогнул весь Мировой океан (50 тысяч км) и прошел по маршруту порт Чарлстон - Кейптаун - Окленд - Пунта-дель-Эсте - Чарлстон.

19 мая 2012 года, в составе российской команды «7 Вершин» Фёдор Конюхов совершил своё второе восхождение на вершину Эвереста, на этот раз по Северному хребту (со стороны Тибета).

На 2013 год была запланирована «экспедиция» Конюхова и Виктора Симонова из Карелии до южной оконечности острова Гренландия через Северный полюс. Данный маршрут является самым протяжённым в Арктике (более 4000 км). В итоге путешественники прошли только 900 км. Подробнее см. Экспедиция Фёдора Конюхова и Виктора Симонова.

В период с 22 декабря 2013 года по 31 мая 2014 года совершил путешествие через Тихий океан на вёсельной лодке «Тургояк» из порта Конкон (Чили) в Брисбен (Австралия). Потратив на путешествие 160 дней, Конюхов показал лучший результат для перехода в одиночку на вёсельной лодке без заходов в порты и посторонней помощи (лучшее из предыдущих подобных путешествий длилось 273 дня).

Это было первое пересечение Тихого океана на весельной лодке от континента до континента.

12 июля 2016 года Фёдор Конюхов, после годичной подготовки при поддержке команды, начал свой одиночный кругосветный полёт на воздушном шаре «МОРТОН» , изготовленном компанией Cameron Balloons (Бристоль). Старт проходил на аэродроме австралийского городка Нортхэм по тому же маршруту, что и рекордный полёт его предшественника Стива Фоссетта в 2002 году - летательный аппарат оторвался от земли в 07:33 по местному времени (02:33 МСК). 23 июля 2016 года в 11:11 МСК. Федор Конюхов благополучно приземлился на западе Австралии. Установил новый мировой рекорд кругосветного полета - 11 дней 4 часа и 20 минут или 268 часов и 20 минут.

«Для меня главный рекорд - завершение кругосветки с первого раза. Моему предшественнику, американскому пилоту Стиву Фоссетту, в 2002 году потребовалось шесть попыток. Шар облетел вокруг света за рекордное время - 11 дней и 6 часов - с первого раза. В завершение мне удалось пролететь над аэродромом Нортхэм и пересечь свою стартовую линию, что уникально! Представьте, шар пролетел почти 35 000 километров и вышел в точку старта. Причем, используя только ветровые потоки. Для воздухоплавателей это высший класс», - говорил Конюхов.

Радиолюбительский позывной Федора Конюхова - R0FK .

В декабре 2016-го на подмосковном аэродроме Шевлино Конюхов начал делать свои первые шаги в сфере планеризма - он поставил перед собой новую задачу: получить опыт и знания для последующей подготовки к установлению мирового рекорда высоты на планере.

Совершил более 50 уникальных экспедиций и восхождений, выражая своё видение мира в картинах и книгах.

Он первый в мире человек, который достиг пяти полюсов нашей планеты: Северный географический, Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов). Также он первый в мире россиянин, которому удалось выполнить программу «Семь вершин мира» - подняться на высочайшие точки каждого континента. Однако сфера его интересов гораздо шире, чем постоянные путешествия и экспедиции.

Художественное творчество Федора Конюхова

Еще в 1983 году был принят в Союз художников СССР (самый молодой на тот момент). С 1996 года - член Московского союза художников (МСХ), секция «Графика», с 2001 года также состоит в секции МСХ «Скульптура».

С 2012 года - академик Российской Академии художеств. Автор 18-ти книг, член Союза Писателей России.

Художественные образы Конюхова формировались в многочисленных экспедициях. На пути к Северному и Южному полюсу, при покорении Эвереста Фёдор Конюхов делал заметки и наброски карандашом при температуре минус 40-50 градусов. На борту своей яхты, когда она шла вокруг света, он работал над новыми сюжетами будущих картин. Уже в Москве, подводя итоги экспедиций, художник создавал литографии, офорты и живописные произведения, которые также станут частью выставки.

Творческий метод Фёдора Конюхова-художника основан на создании единого образа природы и человека.

Прожив пять лет на Чукотке, он создал более сотни графических листов на тему «Жизнь и быт народов Севера». Большинство работ он выполнил в домах творчества «Челюскинская» и «Сенеж».

Также художник создавал работы не только в России, но и в художественных студиях Швейцарии, Франции, Соединенного Королевства, США и Австралии.

Творческая мастерская Конюхова расположена в Москве на Садовнической улице. В 2004 году при ней Фёдор Конюхов построил Часовню в память о погибших моряках и путешественниках. Часовня освящена во имя Николая Мирликийского Чудотворца и приписана к Высоко-Петровскому монастырю.

Провел несколько персональных выставок. «Я хочу, чтобы зритель, который придет на выставку, не только увидел тот мир, который я люблю, но и почувствовал красоту жизни каждого из нас на нашей планете Земля», - говорил Фёдор Конюхов.

В 2010 году в день Святой Троицы Федор Конюхов был рукоположен в дьяконы . Хиротесию совершил во время визита в Запорожье митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). А в декабре того же года, в день Святителя Николая Чудотворца, - в сан священника на своей малой Родине в Свято-Никольском храме Запорожья.

Путешественник награжден орденом Украинской православной церкви Великомученика Георгия Победоносца I степени - за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной церкви.

Федор Конюхов. Повелитель ветра

В Челябинской области круглый год действует детский лагерь «Школа путешественников Федора Конюхова».

В честь Федора Филипповича проводится X Международная олимпиада по основным наукам по географии.

В честь Федора Конюхова ежегодно в июне проводится детская парусная регата «Кубок Фёдора Конюхова в классе Оптимист» на озере Тургояк, Челябинской области.

С 2014 года в городе Тобольске вручается премия имени Федора Конюхова.

3 августа 2016 г. Русское географическое общество заявило о намерении открыть картинную галерею Федора Конюхова.

Рост Федора Конюхова: 180 сантиметров.

Личная жизнь Федора Конюхова:

Женат. Супруга - Ирина Анатольевна Конюхова, доктор юридических наук, профессор.

У пары двое детей: сын Оскар Федорович (1975 г.р.) и дочь Татьяна Федоровна (1978 г.р.).

Конюхов приобрел в Заокском районе Тульской области 69 гектаров земли, на которой запланировал возвести целое село, девять часовен, храм Николая Чудотворца, детские школу путешественников и спортивно-туристический лагерь, а также музей истории путешествий, гостиничный комплекс, библиотеку и пр. Участок, где решено создать деревню Федора Конюхова, находится в трех километрах от реки Оки. Целью проекта является в первую очередь создание уникального и уютного места для жизни и общения единомышленников, в том числе путешественников, писателей, художников.

Библиография Федора Конюхова:

Мой дух на палубе «Карааны»
Все птицы, все крылаты
Гребец в океане
Дорога без дна
И увидел я новое небо и новую землю...
Как адмирал Ушаков Чёрное море русским сделал
Антарктида
Как я стал путешественником
Паруса сбивают с неба звезды
Наедине с океаном
Океан - моя обитель
Под алыми парусами
Мои путешествия
Тихий океан
Сила веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном
Мои путешествия. Следующие 10 лет
Мой путь к истине

Достижения Федора Конюхова:

♦ Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северный географический (трижды), Южный географический, Полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Джомолунгма (полюс высоты), Мыс Горн (полюс яхтсменов);
♦ Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Джомолунгма);
♦ Первый в СНГ закончил программу 7 вершин, побывав на вершинах всех частей света (в том числе Азия - Джомолунгма, Европа - Эльбрус);
♦ Пересёк в одиночку Атлантический океан на гребной лодке УралАЗ с мировым рекордом в 46 суток 4 часа (в категории «автономно»);
♦ Первое в истории России одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок (1990-1991 год). Конюхов также единственный из представителей бывшего СССР, кто принимал участие в престижнейшей кругосветке яхт-одиночек Vendée Globe (до финиша не дошёл, совершил остановку в Австралии, Сидней);
♦ Рекордсмен парусного похода Antarctica Cup Race Track вокруг Антарктиды в классе яхтсмен-одиночка;
♦ Пересёк в одиночку Тихий океан на гребной лодке К9 (Конюхов 9 метров - длина лодки) с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут;
♦ 23 июля 2016 года завершил рекордное кругосветное путешествие на воздушном шаре фирмы Morton высотой 52 метра и весом 10 тонн: по минимальному времени путешествия (268 часов 20 минут), максимальной дистанции перелёта (35 168 км), максимальной высоте полёта в кругосветном путешествии (около 10,6 тысяч метров). Прошлый рекорд принадлежал американцу Стиву Фоссетту, его перелёт занял 13 дней;
♦ Первым в мире облетел земной шар с первой попытки. Награжден титулом FAI Пилот Года 2016;
♦ 9 февраля 2017 года вместе с мастером спорта по воздухоплаванию Иваном Меняйло побил мировой рекорд по времени беспосадочного полёта на полностью тепловом аэростате – воздушном шаре «Бинбанк Премиум». Полёт продолжался 55 часов 15 минут, было пройдено расстояние более 1000 км. Предыдущий рекорд был установлен в 1997 году японцами Мичио Канда и Хиразуки Такезава.

Экспедиции Федора Конюхова:

♦ 1977 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга;
♦ 1978 - научно-исследовательская экспедиция на яхте по маршруту Витуса Беринга; археологическая экспедиция;
♦ 1979 - второй этап научно-исследовательской экспедиции на яхте по маршруту Владивосток - Сахалин - Камчатка - Командорские острова; восхождение на вулкан Ключевский;
♦ 1980 - международная регата «Кубок Балтики» в составе экипажа ДВВИМУ;
♦ 1981 - пересечение Чукотки на собачьей упряжке;
♦ 1983 - научно-спортивная лыжная экспедиция в море Лаптевых. Первая полярная экспедиция в составе группы Дмитрия Шпаро;
♦ 1984 - международная регата на Кубок Балтики в составе экипажа ДВВИМУ; сплав по реке Лене на плоту;
♦ 1985 - экспедиция через Уссурийскую тайгу по следам Владимира Арсеньева и Дерсу Узала;
♦ 1986 - лыжный переход в полярную ночь к Полюсу относительной недоступности в Северном Ледовитом океане в составе экспедиции;
♦ 1987 - лыжный вояж по Баффиновой Земле в составе советско-канадской экспедиции;
♦ 1988 - трансарктическая лыжная экспедиция по маршруту СССР - Северный полюс - Канада в составе международной группы;
♦ 1989 - первая российская автономная экспедиция «Арктика» под руководством Владимира Чукова к Северному полюсу; советско-американский трансконтинентальный велопробег Находка - Москва - Ленинград;
♦ 1990 - одиночный поход на лыжах к Северному полюсу (первый в истории России) за 72 дня;
♦ 1990-1991 - одиночное кругосветное плавание на яхте без остановок по маршруту Сидней – Мыс Горн – Экватор - Сидней за 224 дня (первое в истории России);
♦ 1991 - российско-австралийский автопробег по маршруту Находка - Москва;
♦ 1992 - восхождение на Эльбрус (Европа); восхождение на Эверест (Азия);
♦ 1993-1994 - кругосветная экспедиция на двухмачтовом кече по маршруту Тайвань – Гонконг – Сингапур – остров Вэ (Индонезия) – остров Виктория (Сейшелы) – Йемен (порт Аден) – Джидда (Саудовская Аравия) – Суэцкий канал – Александрия (Египет) – Гибралтар – Касабланка (Марокко) – Санта Люсия (Карибские острова) – Панамский канал – Гонолулу (Гавайские острова) – Марианские острова – Тайвань;
♦ 1995-1996 - автономный одиночный поход к Южному полюсу (первый в истории России; за 64 дня);
♦ 1996 - 19 января: восхождение на массив Винсон (Антарктида); 9 марта: восхождение на Аконкагуа (Южная Америка);
♦ 1997 - 18 февраля: восхождение на Килиманджаро (Африка); 17 апреля: восхождение на пик Косцюшко (Австралия); 26 мая: восхождение на пик Мак-Кинли (Северная Америка); европейские регаты Sardinia Cup (Италия), Gotland Race (Швеция), Cowes week (Англия) в составе экипажа макси-яхты Grand Mistral;
♦ 1998-1999 - американская одиночная кругосветная гонка Around Alone на яхте Open 60 (третья одиночная кругосветка);
♦ 2000 - самая протяженная в мире гонка на собачьих упряжках Iditarod через Аляску по маршруту Анкоридж - Ном;
♦ 2000-2001 - французская одиночная кругосветная парусная гонка (нон-стоп) Vendee Globe на яхте (первое в истории России);
♦ 2002 - караванная экспедиция на верблюдах «По следам Великого Шелкового пути (первая в истории современной России); пересечение Атлантического океана на гребной лодке (первое в истории России; мировой рекорд - 46 суток 4 часа) по маршруту Канарские острова - Барбадос;
♦ 2003 - российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Канарские острова – Барбадос (мировой рекорд для многокорпусных судов - 9 суток); российско-британский трансатлантический рекордный переход с экипажем по маршруту Ямайка - Англия (мировой рекорд для многокорпусных судов - 16 суток);
♦ 2004 - одиночный трансатлантический рекордный переход с востока на запад на макси-яхте по маршруту Канарские острова - Барбадос (мировой рекорд по пересечению Атлантического океана - 14 дней и 7 часов);
♦ 2004-2005 - одиночное кругосветное плавание на макси-яхте по маршруту Фалмут – Хобарт – Фалмут (первое в истории мирового парусного спорта одиночное кругосветное плавание на яхте макси-класса через Мыс Горн);
♦ 2005-2006 - проект «Вокруг Атлантического океана». В составе российского экипажа переход на яхте по маршруту Англия – Канарские острова – Барбадос – Антигуа – Англия;
♦ 2006 - испытания экспериментального полярного буера на восточном побережье Гренландии;
♦ 2007 - пересечение Гренландии на собачьих упряжках от восточного до западного побережья (рекорд 15 суток 22 часа);
♦ 2007-2008 - австралийская гонка вокруг Антарктиды по маршруту Олбани – мыс Горн – мыс Доброй Надежды – мыс Луин - Олбани (102 суток; яхтсмен-одиночка, нон-стоп);
♦ 2009 - второй этап международной экспедиции «По следам Великого Шелкового пути» (Монголия – Калмыкия);
♦ 2011 - экспедиция "Девять высочайших вершин Эфиопии";
♦ 2012 - 19 мая: восхождение на вершину Эвереста по Северному хребту (Конюхов стал первым священником РПЦ, взошедшим на Эверест);
♦ 2013 - пересечение Северного Ледовитого океана на собачьей упряжке по маршруту: Северный полюс – Канада;
♦ 2013-2014 - тихоокеанский переход на весельной лодке без захода в порты за рекордные 160 дней (Чили (Кон Кон) – Австралия (Мулулуба);
♦ 2015 - российский рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате класса АХ-9 (19 часов 10 минут);
♦ 2016 - мировой рекорд по продолжительности полета на тепловом аэростате (32 часа 20 минут); экспедиция на собачьих упряжках «Онежское Поморье»; одиночный кругосветный полет на воздушном шаре "Мортон" (самая быстрая кругосветка для аэростата любого типа: 11 дней 4 часа 20 минут - абсолютный мировой рекорд)

Биография Фёдора Конюхова — это история жизни уникального и невероятно одарённого человека. Большинство людей знает его как отважного и неутомимого путешественника, покорившего самые высокие горные вершины и в одиночку переплывшего океаны. Однако дальние экспедиции — не единственное его увлечение. В свободное время Конюхов рисует картины и пишет книги. Кроме этого, он является священником Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).

Детство

Фёдор Конюхов появился на свет в 1951 году в украинском селе Чкалово (Приазовский район Запорожской области). Его родители были простыми крестьянами. Мама Мария Ефремовна родилась в Бессарабии. Свою жизнь она посвятила воспитанию детей (кроме Фёдора, в семье Конюховых росло ещё 2 сына и 2 дочери). Отец, Филипп Михайлович, был потомственным рыбаком, его предки жили в Архангельской области. Во время Великой Отечественной войны он дошёл вместе с советскими войсками до Будапешта. Конюхов-старший ловил рыбу в Азовском море и часто брал маленького Фёдора с собой. Сыну нравилось рыбачить вместе с отцом. Мальчик с огромным удовольствием помогал Филиппу Михайловичу вытаскивать из воды рыболовные сети и выполнял прочие его поручения. Уже в те времена начали манить путешествия Конюхова. Находясь в рыбацкой лодке в открытом море, он часто всматривался в далёкий горизонт и мечтал доплыть до противоположного берега.

Первое морское путешествие

Заветную детскую мечту Фёдор Конюхов осуществил в 15-летнем возрасте, самостоятельно переплыв на отцовской рыболовной лодке Азовское море. К своей первой экспедиции подросток готовился на протяжении нескольких лет, обучаясь гребле, плаванью и хождению под парусом. Кроме путешествий, юный Конюхов серьёзно увлекался рисованием, лёгкой атлетикой и футболом. А ещё он любил читать. Его любимыми писателями были Жюль Верн, Иван Гончаров и Константин Станюкович. Кумиром простого деревенского мальчишки стал прославленный русский флотоводец Фёдор Ушаков. Читая биографию этого великого человека, Фёдор мечтал в будущем повторить его судьбу.

Образование, армейская служба

В старших классах Фёдор уже твёрдо знал, что посвятит свою жизнь морю. Окончив школу в родном селе, он поступил в Одесское мореходное училище, где получил специальность судоводителя. Далее последовала учёба на штурмана-навигатора в Ленинградском арктическом училище. После его окончания Конюхова призвали в армию. Срочную службу он проходил на Балтийском флоте, где за проявленную отвагу был отобран в спецотряд, предназначенный для отправки во Вьетнам. Прибыв в Юго-Восточную Азию, Фёдор в течение 2,5 лет служил матросом на катере, обеспечивающем боеприпасами вьетнамских партизан. После демобилизации Конюхов Фёдор Филиппович учился на резчика-инкрустатора в Бобруйском ПТУ № 15 (Беларусь).

Начало экспедиционной деятельности

Своё первое серьёзное путешествие Конюхов совершил в 26-летнем возрасте, в точности повторив маршрут в Тихом океане, по которому следовал во время своих Камчатских экспедиций. Огромное расстояние Фёдор проплыл на парусной яхте. Он отказался от комфорта и неоднократно рисковал жизнью, однако опасности его не пугали. Отважный путешественник решил совершить переход в тех же условиях, что и его предшественник Беринг, бороздивший океанские просторы в первой половине XVIII столетия. Конюхову удалось самостоятельно достичь берегов Камчатки, Сахалина, Во время этих экспедиций ему как никогда пригодились знания и навыки, которые ему дало Одесское мореходное училище. А выжить в тяжёлых природных условиях он смог благодаря безоговорочной вере в Бога.

Покорение Севера

С детства Фёдор Конюхов вынашивал мечту самостоятельно достичь Северного полюса. На подготовку к этой экспедиции у него ушло несколько лет. Он много времени провёл на Чукотке, где учился выживать в экстремальных условиях, осваивал секреты передвижения на собачьих упряжках и постигал науку возведения ледяных хижин. До того момента, как совершить одиночное путешествие на Северный полюс, Конюхов несколько раз успел побывать на нём в составе групповых экспедиций.

Самостоятельное покорение Севера началось в 1990 г. В экспедицию Фёдор отправился на лыжах, неся на спине большой рюкзак и волоча за собой нарты с продуктами питания и снаряжением. Путешествие было нелёгким. Днём Конюхову приходилось преодолевать множество препятствий, а ночью он спал прямо на льду, прячась от суровых арктических ветров в палатке или спальнике. Когда до конца маршрута осталось всего 200 км, русский путешественник попал в зону торошения льдов и чуть не погиб. Чудом выжив, он через 72 дня после начала похода достиг заветной цели и стал первым в истории человеком, которому удалось покорить Северный полюс без чьей-либо помощи.

Экспедиция по Антарктиде

В 1995 г. Фёдор Филиппович совершил одиночное путешествие по Антарктиде. Южного полюса он достиг на 59-й день экспедиции, торжественно установив в конце маршрута флаг Российской Федерации. Биография Фёдора Конюхова свидетельствует, что во время этой экспедиции он провёл множество важных исследований по измерению радиационного поля южного континента и нахождению человеческого организма в условиях экстремальных погодных условий и нехватки кислорода. На основе проведённых опытов и исследований он создал впоследствии несколько научных трудов, внесших неоценимый вклад в изучение Антарктиды.

Покорение высочайших горных вершин

В 1992 г. Конюхов в рамках реализации программы «7 вершин мира» совершил одиночное восхождение на Эльбрус — гору, являющуюся самой высокой точкой Европы. Спустя несколько месяцев совместно с известным российским альпинистом Евгением Виноградским он покоряет наивысшую горную вершину Азии и мира - Эверест. В январе 1996 года во время экспедиции к Южному полюсу Фёдор Филиппович совершает восхождение на самую высокую точку Антарктиды — массив Вильсона. Весной того же года путешественник поднялся на Аконкагуа — высочайшую гору Южной Америки. В 1997 г. он покоряет в одиночку наивысшие точки Австралии и Африки — пик Косцюшко и В этом же году Конюхов завершает выполнение программы героическим восхождением на гору Мак-Кинли в Северной Америке. На последнюю вершину отважному путешественнику удалось взобраться в компании с альпинистом Владимиром Яночкиным. После покорения Мак-Кинли Конюхов стал первым выходцем из СНГ, которому удалось успешно выполнить программу «7 вершин мира». В 2012 г. Фёдор Филиппович вместе с группой российских спортсменов совершает повторное восхождение на Эверест, приуроченное к 30-летию со дня покорения горной вершины советскими альпинистами.

Путешествия по суше

Не обошлась увлекательная биография Фёдора Конюхова без длительных сухопутных экспедиций. В 1985 г. он осуществил пеший поход по по маршруту, проложенному русским путешественником Владимиром Арсеньевым и его проводником Дерсу Узала. В середине 1989 года по инициативе Конюхова состоялся велопробег Находка - Москва - Ленинград, в котором принимали участие спортсмены из СССР и США. Одним из участников велопробега стал младший брат Фёдра Филипповича Павел. Спустя 2 года путешественник организовал советско-австралийский пробег на внедорожниках, который начался в Находке и завершился в российской столице. В 2002 г. Конюхов возглавил первую в истории нашей страны караванную экспедицию по маршруту Великого шёлкового пути. Она прошла по пустынным территориям Калмыкии, Дагестана, Ставропольскому краю, Волгоградской и Астраханской областям. Второй этап экспедиции, состоявшийся в 2009 г., охватил путь из Калмыкии в Монголию.

Морские приключения

Покорение Северного и Южного полюсов, восхождение на высочайшие горные вершины мира и пешие походы — это только незначительная часть путешествий Конюхова. Главной страстью Фёдора Филипповича с детства является море, и он сохранил ему верность на всю жизнь. Запорожская область вправе гордиться своим прославленным земляком, ведь на его счету больше четырёх десятков морских экспедиций и 5 кругосветных путешествий. Он 17 раз в одиночку переплыл Атлантический океан. Во время одного из таких плаваний он установил абсолютный мировой рекорд, преодолев необходимое расстояние на гребной лодке всего за 46 дней. Ещё один рекорд Конюхова был зафиксирован во время пересечения им Тихого океана. Чтобы проплыть маршрут от Чили до Австралии, русский путешественник провёл в пути 159 дней и 14 часов.

Морские экспедиции Фёдора Конюхова не всегда проходили гладко. Во время одной из них путешественник серьёзно заболел и попал в филиппинскую больницу. Пока он лечился, пираты угнали его судно и спрятали его на соседнем острове. После выздоровления Конюхов отправился на спасение похищенного средства передвижения. Чтобы вернуть его, он вынужден был угнать у своих обидчиков катер и добраться на нём к собственному судну. Это неприятное приключение закончилось для путешественника благополучно и позволило ему успешно завершить его экспедицию вокруг Земли.

Творческая деятельность

Конюхов — не только путешественник, но и талантливый художник. Во время своих экспедиций он нарисовал более трёх тысяч картин. Творчество художника не осталось незамеченным. Его работы неоднократно демонстрировались на российских и международных выставках. В 1983 г. он стал самым молодым членом Союза художников СССР. Позднее его приняли в Московский союз художников и скульпторов и удостоили звания академика Российской академии художеств.

Биография Фёдора Конюхова будет неполной, если не упомянуть о его литературной деятельности. Путешественник является автором 9 книг, повествующих о его приключениях во время экспедиций и способах преодоления трудностей в экстремальных условиях. Кроме литературы для взрослых, Конюхов издаёт детские книжки. Входит в Союз писателей России.

Отец Фёдор

Во время путешествий Конюхов часто рисковал жизнью и был на волосок от смерти. Находясь в открытом океане или на вершине горы, в трудных ситуациях он мог рассчитывать только на помощь Всевышнего. Став в зрелом возрасте религиозным человеком, Фёдор Филиппович решил посвятить остаток жизни службе Богу. Так в его судьбе появилась Санкт-Петербургская духовная семинария, в которой он учился на священника. 22 мая 2010 г. в Запорожье Конюхов принял из рук митрополита Киевского и всея Украины Владимира сан иподиакона. На следующий день епископом Запорожским и Мелитопольским Иосифом он был рукоположен в диаконы. В декабре 2010 г. Фёдора Филипповича возвели в сан священника УПЦ МП. Местом его службы является его родная Запорожская область. Став священником, отец Фёдор Конюхов начал меньше времени проводить в экспедициях, однако полностью от них не отказался.

Жена, дети и внуки

Фёдор Филиппович женат на докторе юридических наук Ирине Анатольевне Конюховой. У него трое взрослых детей (дочь Татьяна, сыновья Оскар и Николай) и шестеро внуков (Филипп, Аркадий, Полина, Блэйк, Итэн, Кэйт). Из всех отпрысков путешественника самым знаменитым является его сын Оскар Конюхов, который посвятил свою жизнь Он выходит в экспедиционные плавания и руководит проектами, в которых принимает участие его отец. С 2008 по 2012 годы Оскар занимал должность исполнительного директора Федерации парусного спорта России. У сына Фёдора Филипповича есть заветная мечта — осуществить кругосветное плаванье без остановок за 80 дней. Экспедиция требует огромных материальных вложений и по этой причине остаётся пока только в планах.

Подготовка к на воздушном шаре

С принятием религиозного сана стремление к приключениям у Фёдора Филипповича немного поутихло, но полностью не исчезло. Недавно он замахнулся на новый мировой рекорд, решив в одиночку облететь Землю на воздушном шаре. Протяжённость маршрута полёта составляет 35 тысяч километров. Воздушный шар Фёдора Конюхова называется «Мортон», он должен взлететь в Австралии и там же приземлиться. Первоначально старт был запланирован на 2 июля 2016 года, однако из-за сильного ветра его вынуждены были перенести до улучшения погодных условий. К своему очередному путешествию священник готовился более года. Его воздушный шар был построен в Англии. Метеоприборы к нему доставили из Бельгии, горелки — из Италии, а автопилот — из Голландии. Всего в подготовке проекта приняло участие около полусотни человек из 10 стран мира.

Отец Фёдор планирует не просто облететь планету, но и побить мировой рекорд американского путешественника-экстремала Стива Фоссета, которому первым в истории человечества удалось в одиночку облететь Землю на воздушном шаре. Весь полёт Конюхова будет транслироваться в онлайн-режиме, и за ним сможет наблюдать любой желающий.

Федор Конюхов – первый в СССР и России «профессиональный путешественник», капитан дальнего плавания, пилот свободного аэростата, ездок на собачьих упряжках, альпинист, писатель священник УПЦ МП. Среди достижений Конюхова – пять кругосветных экспедиций, 17 пересечений Атлантического океана на парусных яхтах и один раз – на весельной лодке.

Федор Конюхов родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области. Детство будущего путешественника прошло на берегу Азовского моря. Отец Филипп Михайлович часто ходил в море за рыбой, брал с собой сына. Дед Михаил часто делился с внуком знаниями, которые почерпнул от общения с , знаменитым русским полярным исследователем. С ним Михаилу довелось служить в одном гарнизоне царской армии. Полярник оставил Конюхову собственный нательный крест, чтобы тот достался самому крепкому из потомков друга. Этот крестик дед передал Федору.

Уже тогда у мальчика появилась тяга к путешествиям, когда Федор стоял у штурвала отцовского судна и всматривался в морскую даль. В 15 лет юноша рискнул совершить первое путешествие и переплыл Азовское море в лодке на веслах. Правда, до этого Федору пришлось активно заниматься греблей, осваивать парусное плавание.

Как любой подросток, Федор с удовольствием играл в футбол. Как любой деревенский мальчишка, Конюхов часто спал на сеновале, а еще запойно читал приключенческие романы Жюля Верна и других авторов. К окончанию школы юноша понял, что хочет связать жизнь с морем.


Федор поступил в Одесскую мореходку и получил специальность судового механика. Дальше была учеба в полярном училище в Ленинграде на штурмана-навигатора, служба на Балтийском флоте. В течение 2-х лет Федор Конюхов служил во Вьетнаме матросом спецсудна, поставляющего боеприпасы вьетконговцам. За время службы побывал также в Никарагуа и Сальвадоре. После возвращения на родину Конюхов не оставляет учебы и получает специальность резчика-инкрустатора в профильном училище белорусского города Бобруйска.

Путешествия

Первая серьезная экспедиция состоялась в 1977 году, когда молодой человек совершил путешествие под парусом в Тихом океане и повторил маршрут . За первой последовали экспедиции на Камчатку, Сахалин.


Федор Конюхов поставил новую цель – покорить Северный полюс в одиночку.

Готовился к экспедиции Конюхов на Чукотке, осваивал езду в собачьих упряжках, учился строить хижины изо льда, развивал другие навыки для экстремального путешествия – на это ушло несколько лет. Первоначально Конюхов предпринял тренировочный поход к Полюсу относительной недоступности. Путешественник усложнил себе задачу тем, что отправился на лыжах во время полярной ночи.


Затем Федор побывал в Канаде, на Баффиновой земле и на самом Северном полюсе в составе советско-канадской группы во главе с Владимиром Чуковым. В 1990 году Конюхов на лыжах, с тяжелым рюкзаком и снаряжением отправился в путь, а через 72 дня достиг Северного полюса. Преодолевая по дороге полыньи и торосы, Федор едва не погиб во время столкновения льдин. Конюхов стал первопроходцем в одиночном путешествии туда. В 1995 году Федор Конюхов покорил Южный полюс, а через 59 дней над крайней южной точкой уже развевался флаг России.

В биографии путешественника были и другие маршруты. Федор стал первым россиянином, выполнившим программу «Большого шлема», то есть покорившим Северный, Южный полюс и Эверест. Раньше, в 1992 году, в одиночку поднялся на Эверест, в январе 1996 года – на гору Аконкагуа, а в 1997 году – на вулкан Килиманджаро.


Среди экспедиций, в которых участвовал Федор Конюхов – советско-американский велопробег по СССР Находка – Москва – Ленинград 1989 года, российско-австралийское ралли на внедорожниках Находка – Москва 1991 года, караванная экспедиция по маршруту Великого Шелкового пути в 2002 и 2009 годах. Федор Конюхов совершает и сухопутные экспедиции, повторяя путь знаменитых исследователей тайги.

За свою жизнь Конюхов совершил в общей сложности 40 морских экспедиций. Не все гладко складывалось во время таких путешествий. Помимо неприятностей, создаваемых природной стихией, Федор Конюхов получал неприятные сюрпризы от людей. Во время одного плавания Конюхов подхватил тропическую инфекцию и вынужден был остановиться на Филиппинах. Местные пираты воспользовались вынужденной стоянкой яхты Конюхова и угнали ее. После выздоровления, чтобы найти в морских широтах собственное судно, Федор завладел разбойничьей яхтой и догнал свою.

В июле 2016 года Федор Конюхов установил новый рекорд, на воздушном шаре за 11 дней. Российский путешественник опередил предыдущего рекордсмена Стива Фоссета на 2 дня.

Во время путешествий Федор Конюхов занимается исследовательской работой и творчеством: пишет картины и книги. В общей сложности путешественник создал почти 3 тысячи полотен, издал двадцать книг. В собственных произведениях «Мои путешествия», «Под алыми парусами», «Наедине с океаном», «Как я стал путешественником» Федор Конюхов делится жизненным опытом, событиями из путешествий. Есть у автора и исторические труды: «Крымская война. Оборона Севастополя», «Александр Васильевич Суворов», «Как адмирал Ушаков Черное море русским сделал». В книгах «Мой путь к истине», «Сила Веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном», «Океан – моя обитель» Конюхов освещает вопросы веры. Читателей путешественник знакомит со своими трудами со страниц официального сайта , где также размещает фото собственных полотен.


Федор Конюхов – действующий член Союза журналистов, Союза художников и скульпторов, Союза писателей России. Своими рисунками Конюхов украсил издание книги «Дао Дэ Цзын», которую считает для себя второй после «Библии».

Помимо основного дела жизни, важной страницей биографии для Федора стало служение в Православной церкви. Сан иподиакона Конюхов принял в 2010 году на праздник , покровителя путешествующих и мореплавателей. Окончив в Северной столице духовную семинарию, Конюхов отправился служить в Запорожье, не оставляя при этом морских, сухопутных и воздушных путешествий.

Личная жизнь

Федор Конюхов был дважды женат. Первая супруга Любовь подарила Федору двух детей – сына Оскара (1975 г.р.) и дочь Татьяну (1978 г.р.). Позднее женщина переехала в США, где поселилась вместе с дочерью. Старший сын Конюхова возглавляет Всероссийскую федерацию парусного спорта.


Вторая супруга знаменитого путешественника – профессор, доктор юридических наук, эксперт по международному праву Ирина Анатольевна. Познакомились будущие супруги в 1995 году. Ирина к тому времени тоже была в разводе, воспитывала двоих сыновей. Федор честно предупредил девушку о своем увлечении, но это не испугало Ирину. Ради любимого Ирина Анатольевна отказалась от работы в ООН и Европарламенте.

Нередко жена сама отправлялась вместе с супругом в путешествия. В 2004 году, пересекая Атлантику, судно, где находился Федор и Ирина, попало в сильный шторм. После возвращения домой Конюховы возвели около московской творческой мастерской Федора часовню Николая Чудотворца. Долгое время у пары не было общего ребенка, но в 2005 году родился долгожданный сын Николай.


Сейчас Федор Конюхов – счастливый дедушка, у которого четверо внуков – Филипп, Аркадий, Итэн, Блейк и две внучки – Полина и Кейт, но это не мешает ему заниматься любимым делом.

Путешественник, художник, писатель, велосипедист, альпинист, мореплаватель – это все о Конюхове. С 1998 года мореплаватель делится опытом с молодыми последователями и заведует лабораторией дистанционного обучения. В лаборатории обучает юных путешественников технике выживания в сложных условиях.

Федор Конюхов сейчас

Федор Конюхов продолжает бить рекорды. Последним увлечением для путешественника стало воздухоплавание на аэростате. В 2017 году Федор , пробыв в воздухе 55 часов 10 минут непрерывного времени. Предыдущий рекорд 50 часов 38 минут принадлежал японским пилотам Мичио Канда и Хиразуки Такезава, которые установили его в 1997 году.

На этом неутомимый путешественник останавливаться не будет. Для летних сплавов по рекам Конюхов уже выбрал место на курорте Шерегеше в Кемеровской области, где успел побывать в январе 2018 года вместе с семьей.

Награды

  • 1996 – Почетный житель города Находки
  • 1988 – Орден Дружбы народов
  • 2014 – Золотая медаль имени Н. Н. Миклухо-Маклая Русского географического общества
  • 2015 – премия Дружбы народов «Белые журавли России» и одноименный орден
  • 2017 – Орден Почета

Рекорды

  • Первый в мире человек, который достиг пяти полюсов Земли: Северного и Южного географических, Полюса относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, полюса высоты – Джомолунгму, полюса яхтсменов – Мыс Горн
  • Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, мыс Горн, Джомолунгма).
  • Пересек в одиночку Атлантический океан на гребной лодке с мировым рекордом в 46 суток 4 часа.
  • Пересек в одиночку Тихий океан на гребной лодке с мировым рекордом в 159 суток 14 часов 45 минут.