Кому принадлежит керченский пролив сегодня. Спорные территории – Остров Тузла и Керченский пролив

Керченский пролив в большей степени тяготеет к акватории Азовского моря. И именно в его районе оно сливается со вторым практически никогда не замерзающим южным морем - Черным. При этом воды Азовского моря , которые несколько мутнее, осветляются серебристо - голубыми волнами Черного моря - чистыми и прозрачными, и на отдельных небольших глубинах хорошо видны на дне морском его обитатели: плоские серые с утончающимся хвостом с ядовитым шипом на конце скаты, улепетывающие от любой упавшей на них тени крабы, укутанные в зеленый бархат водорослей раковины рапанов, камни, сплошь усыпанные мидиями, и прочая, прочая живность. Длинна пролива превышает 45 километров, ширина от 4,5 до 15 километров, глубина до 18 метров. Керченский пролив в районе морского порта Кавказ граничит с Краснодарским краем . На противоположном берегу другой порт - Керчь. Через стратегически важный пролив вначале немцы в 1943 году, затем в 1944 году СССР пытались построить железнодорожные мосты. Германия даже доставила сюда заготовленные для него составные и оборудование для прокладки. Но будучи изгнанной отсюда в результате ожесточенных боев, побросала их, чем преуспела воспользоваться Красная армия и штатские специалисты. В апреле 1944 года сооружение моста из трофейных материалов началось и уже осенью было завершено. Но при строительстве переправы не был учтен своенравный характер местной зимы. В 1945 году льды повредили треть опор моста. И он приказал долго жить. А в 1953 году вместо моста между обеими берегами была налажена активная паромная переправа.

Воды, овеянные легендами

Это он сейчас называется Керченским. А в семнадцатом и начале двадцатого столетий носил имя Таврического. Был и Еникальским и Керче - Еникальским. А вот древние греки именовали его Боспор - Киммерийский - по названию проживавших здесь племен киммерийцев. О проливе в своих трудах вспоминает Еврипид. Де со стороны Тавриды (Крыма) его воды переплывала гонимая оводом красавица Ио - возлюбленная главного бога Олимпа Громовержца Зевса, которую богиня Земли Гера превратила в корову. Оставил свои рассуждения о проливе и древнегреческий драматург, отец европейской трагедии Эсхил, назвавший последний Коровьим бродом - Боспором, Босфором, Боспорос, живший с 525 по 456 годы до новой эры. Еще ранее и тоже знаменитая и поныне историческая личность Плутарх (46 - 127 годы до новой эры), моралист, философ и биограф утверждал, что через Боспор -Киммерийский по льду переправлялись воинственные амазонки. Это же известно и из трудов древнегреческого историка Геродота, описывавшего Пантикапей четвертого века (ныне Керчь) - столицу Боспорского царства. А еще ранее, во втором веке до нашей эры, на льду пролива со стороны Азовского озера (так его называли местные жители) произошло грандиозное сражение между войсками и поныне известного блестящего полководца Митридата с варварами, и он их победил. Причем, дважды - на льду в конном сражении и летом - в морском.

Керченский пролив в наши дни

Общеизвестно - западный берег Керченского пролива выходит в Крым . Восточный граничит с Таманским полуостровом, то есть с Кубанью. А вместе взятые, они предоставляют великолепные возможности для отдыха и лечения россиян. И не только! Десятую часть ежегодно пребывающих сюда туристов составляют иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья. Это вполне солидная цифра, если учесть, что в высокий сезон 2016 года на субтропической жемчужине, омываемой одновременно двумя южными морями, побывало более пяти миллионов гостей. От Керчи и столицы полуострова Симферополя к побережьям разбегаются десятки и десятки автотрасс, не считая железнодорожного сообщения. Вдоль береговой линии, превышающей 980 километров, на 340 километрах протянулись прекрасные пляжи. Евпатория , Феодосия, Херсонес, Судак, Ялта , Новый свет - все курортные города и поселки перечислять долго. В них тысячи и тысячи санаториев, пансионатов, баз отдыха, кемпингов, палаточных городов, отелей и гостиниц, детских оздоровительных лагерей, включая знаменитый на весь свет еще с советских времен "Артек", принимающий у себя ежегодно более 25 тысяч ребятишек -соотечественников и из за рубежа. Словом, есть, где отдохнуть, привести в порядок свое здоровье, осмотреть удивительные, в том числе природные, достопримечательности.

Курорт Героевское

Со стороны Керчи мы возьмем для примера лишь один курортный поселок с таким удивительным названием. Вообще - то он является одним из ее микрорайонов, хотя удален от города с населением почти в 140 тысяч, на пятнадцать километров. Уютно расположился в районе соединения Керченского пролива с Черным морем, а если еще точнее - на крайней южной точке Керченской бухты. Его превосходные песчаные пляжи тянутся от Аршинцевской косы до Тобечикского озера и напротив острова Тузла. Шириной от десяти до более двадцати метров. У Героевского есть и другое название - Эльтиген (Край героев). И то и другое вполне оправдывают себя. В 1943 году, к примеру, здесь шли ожесточенные бои с гитлеровскими захватчиками. В результате яростных сражений наших десантников с фашистами Керченский плацдарм был освобожден. А в 1945 году поселение было переименовано из Эльтигена в Героевское. Отдавшим жизнь за Отечество посвящен монумент "Парус". Есть и другая достопримечательность - городище Нимфей, раскопки в котором ведут специалисты из самого Эрмитажа. Раскоп - что-то вроде музея под открытым небом Горгиппии в Анапе. Остатки стен домов, улиц, святилищ Афродиты и Диметры. И еще больше достопримечательностей в окрестностях самой Керчи (напомним - древнего города Пантикапея, столицы Боспорского царства) : само городище Пантикапей, Царский курган, античный город Мирмекий, крепость Ена-Кале, храм м Усекновения, крепость Керчь. В Героевском есть пансионаты "Виктория", "Коралл", вилла "Дана" и другие, две базы отдыха - "Афалина" и "Черноморская", при желании можно остановиться в гостевых домах, в частном секторе и даже снять апартаменты для корпоратива. Заметим при этом - курорт более доступен в плане финансов, чем другие районы полуострова и Кубани.

Тамань - новая Всероссийская курортная зона

И находится она на кубанском берегу Керченского пролива. Свой высокий официальный статус получила в начале двухтысячных. По причине открытия тут целебных грязей трех десятков грязевых вулканов, которые периодически извергаются из недр, а также лечебных солевых озер и лиманов с теми же полезными для здоровья грязями плюс водой.. Вместе с ними открыты десятки месторождений минеральной воды. Конечно же, знакомство с Таманским полуостровом надо начинать со , носившей в далекие от нас времена название Тмутаракани. В свое время тут побывали великие русские поэты Пушкин и Лермонтов, герой Бородинского сражения генерал Раевский и другие исторические личности. Знаменитая поэма Александра Сергеевича "Руслан и Людмила" навеяна именно этими изумительными по природной красоте местами. Помните: "У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том, и днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом..."?! До сих пор спорят о месте нахождении сказочного Лукоморья. И многие склоняются к тому, что находится оно у слияния Черного и Азовского морей. То есть у Керченского пролива со стороны Кубани. Ведь Пушкин в поэме - сказке сам утверждал: "И я тут был, мед пиво пил..." Оставим, однако, специалистам до конца прояснять истину. Но подчеркнем при этом - на Таманском полуострове, который отделен от Крыма Керченским проливом, вполне достаточно мест для отдыха и лечения не только на Азовском побережье, у которого находится станица Тамань, но и на Черноморском. Взять хотя бы станицу Благовещенскую . Какие великолепные песчаные пляжи! Таких не сыскать и во всей Европе. Протянулись на сорок километров до известного курорта для семейного и детского отдыха и лечения Анапы, да еще с дюнами, как в пустыне от трех до пятнадцати с лишком метров высотой. Ширина пляжей местами доходит до полукилометра. Море быстро прогревается. Плавать в нем можно с мая по конец октября. Благовещенская - настоящий рай для любителей морских видов спорта: скимбординга, вейкбординга, серфинга, кайтинга, виндсерфинга и др. У известной всему свету банки Марии Магдалены на дне морском покоятся и самолет. Летом сюда съезжаются тысячи и тысячи поклонников подводного экстрима. Причем, и из за рубежа.

Здесь уместно напомнить - в Крым на отдых приезжают, прилетают тысячи и тысячи россиян из самых разных уголков Отечества. И подавляющее их большинство пользуется услугами паромной переправы морского порта "Кавказ", куда их доставляют комфортабельными автобусами, в том числе и из . Семь с небольшим десятков километров. Сущая ерунда, если, к примеру, из чукотского Анадыря самолетом лететь больше десяти часов кряду. И на этих семидесяти километрах вдоль Черноморского побережья расположились известные курорты муниципального образования Анапа - Витязево , Джемете , Сукко и др. С сотнями отелей и гостиниц, санаториев и пансионатов, детских оздоровительных лагерей, оснащенными на европейский манер пляжами. Отдыхай - не хочу!

Курорты Приазовья

Большие возможности для отдыха и лечения предоставляют туристам курортные поселки Приазовья (о станице Тамани, Таманской, мы уже упомянули), которые расположены практически рядом с Керченским проливом - не в томительных часах, а десятках минут езды до них.

Рукой подать, в частности, от Керченского пролива до . А она обретает в последнее время все большую известность. И прежде всего своим лечебным одноименным озером, на дне которого грязь, насыщенная микроэлементами - кальцием, бромом, йодом и др. Глубина, что говорится, мальцу по колено. Нырнул, зачерпнул в емкость грязи, измазался ею с ног до головы, походил по берегу и, поплавав в воде, смыл ее. Или отправился на Центральный пляж к Азовскому морю: все в минутах ходьбы. Окунулся в волны - кожа, как у младенца. Несколько процедур, и полегчает опорно-двигательному аппарату, исчезнут кожные болезни, успокоятся нервная и сердечно-сосудистая система. И еще другое чудо у Голубицкой. Прямо из моря у Центрального пляжа периодически бьет грязевой вулкан, постепенно образуя островок. Говорят и эта грязь целебна. Правда, море смывает островок, но он появляется снова и снова. Любо-дорого смотреть на проснувшийся вулкан среди волн! А что уж говорить о знаменитой

  • Древних цивилизаций;
  • Достопримечательностями;
  • Удивительной природой;
  • Ландшафтом;
  • А также климатическими, погодными условиями, идеальными для полноценного отдыха и оздоровления.

Глубина пролива

Полуостров ограничен от территории своего государства Керченским проливом, который также является связующим звеном Азовского и Чёрного морей.

Омывает пролив, своими водами, берега:

  • Таманского полуострова;
  • Керченского полуострова Крыма.

Глубина Керченского пролива достигает 18 метров, ширины в пределах от 4,5 и до 15 километров и протяженностью 40 километров.

Посетить эту прекрасную курортную зону представится возможным многими видами транспорта, после возведения моста через Керченский пролив.

Масштабное строительство для развития курортного полуострова

Идея строительства моста, чтобы соединить полуостров и материк, возникла ещё во времена Царской России, но с началом Первой мировой войны, проект был заморожен. Новую попытку построить мост, как стратегически важный объект сообщения, оборвала Великая Отечественная война. Лишь в 44 году, прошлого века, за короткий срок, чуть больше полу года, был выстроен железнодорожный мост, но вскоре разобран, из-за ледников, которые повредили опоры.

После присоединения Крыма к Российской Федерации, стало необходимым строительство моста, как средство соединения всех путей сообщения и обеспечения комфортного транспортного передвижения, на полуостров Крым. Эта грандиозная конструкция будет нести четыре полосы дорог для автомобилей и две железнодорожные колеи, длина моста будет достигать 19 километров.

Огромное количество людей и средств задействовано на осуществление глобального проекта, сроки установлены кратчайшие, так как увеличение путей сообщения даст полноценное жизнеобеспечение для граждан, проживающих на территории полуострова, и обеспечит беспрепятственным въездом, с помощью железнодорожного транспорта и автотранспортными средствами, не пересекая границы соседнего государства.

Переправа в Крым может стать увлекательным путешествием

Ныне действующим средством переправы, является самая крупная в мире, паромная переправа, которая осуществляет транспортную и пассажирскую перевозку, по проливу, из порта Кавказ в порт Крым. Чтобы пересечение Керченского пролива проходило наиболее комфортабельно, главное – это информативно подготовиться.

Прежде, необходимо удостовериться в том, что:

  • Расписание не было изменено;
  • Что стоит предпринять, чтобы избежать очередей в кассу или в ожидании парома;
  • И не потратить время впустую.

Для путешественников на автомобиле, была бы важной информация, нет ли скоплений автотранспортных средств, для переправы. Всю информацию о расписании, времени отправления, стоимости билетов и даже очереди, можно получить online. Вооружаясь всеми видами информации, сообщениями диспетчерской службы и отзывами пассажиров, значит получить возможность рационально планировать время в пути и избежать непредвиденных, случайных проволочек, которые способных омрачить настроения путешественников.

Собрав весь багаж знаний, который может пригодиться в длительной поездке, и отправляясь в путь, можно быть уверенным, что незабываемым покажется каждый уголок прекрасного полуострова, а с красотой глубин Чёрного моря могут соперничать только лишь, изображения с полотен Айвазовского.

Введение

Керченский пролив является важной зоной промысла многих видов рыб, так как он соединяет Азовское и Черное море и является путем миграций рыб. Одним из благоприятных условий для промысла в Керченском проливе, характеризуется его мелководность. Путина в проливе начинается в октябре-ноябре и продолжается ряд месяцев.

Живые ресурсы Азовского и Черного морей которые встречаются в Керченском проливе играют огромную роль в экономике государства. Их состояние тесно связано с уникальной структурой бассейна, огромной площадью водосбора, межгосударственной принадлежностью водоемов, а также современной экологической обстановкой и международно - правовым режимом рыболовства.

В Керченском проливе встречаются виды рыб, которые размножаются и нагуливаются в Азовском море. Среди них выделяются виды, постоянно обитающие в Азовском море. Это - пиленгас, глосса, тюлька, перкарина, рыбы-иглы и большинство видов бычков. И, наконец, имеется большая группа рыб, совершающие регулярные миграции проходящие через Керченский пролив из Черного в Азовское море. К ним относятся: азовская хамса, черноморская сельдь, барабуля, сингиль, остронос, лобан, ставрида, скумбрия и др.

В Керченском проливе есть рыбы как местного комплекса, к ним относится: бычковые, морской язык; так и рыбы которые мигрируют из Азовского в Черное к ним относится: азовская хамса, кефалевые, атерина.

Также есть виды которые иногда заходят в Керченский пролив: Черноморская хамса.

Из ценных промысловых видов в Керченском проливе обитает: черноморский калкан, черноморская камбала, бычок- кругляк, бычок - сирман, черноморская барабуля, морской кот.

Бассейн Азовского моря всегда рассматривался как один из наиболее продуктивных в Мировом океане. Природная продуктивность вод способствовала созданию высокого промыслового потенциала.

Гидрометеорологический режим Керченского пролива

Керченский пролив играет важную роль в формировании океанографического режима Черного и Азовского морей, которые он соединяет . Длина Керченского пролива по прямой составляет около 43 км, по фарватеру - 48 км. Ширина пролива изменяется в широких пределах: от 3,7 до 42 км. Пролив мелководен: наибольшие глубины при входе в пролив со стороння Азовского моря не превышают 10,5 м, со стороны Черного моря - 18 м. При продвижении к середине пролива глубины постепенно уменьшаются и на большей площади составляют около 5,5 м.общая площадь Керченского пролива приблизительно равна равна 805 кв. км., объем вод - 4.56 куб.км. пролив играет существенную роль в формировании особенностей гидролого-гидрохимического режима Азово-Черноморского бассейна и является важнейшим промысловым районом и судоходной магистралью.

Согласно исследованиям ЮгНИРО состояние морской среды Керченского пролива характеризуется следующими показателями: соленость 11-17 %. Содержание взвешенного вещества от 0,5 до 5,0 мг/л, средние концентрации органического азота - на уровне 0,8 мг/л, аммония солевого, азота нитратного и нитритного 0,04, 0,01 и 0,006 мг/л соответственно. Концентрации веществ азотной группы испытывают сезонные колебания.

Согласно величине индекса загрязненности вод (ИЗВ), в 2001 году воды Керченского пролива в его северной узости классифицировались как чистые (ИЗВ = 0,36, II класс качества). В 2002 году качество вод ухудшилось и они перешли в разряд умеренно загрязненных (ИЗВ увеличился до 0,84, что соответствует III классу качества воды).

Керченский пролив является исторически сформированным экологическим коридором для Азово-Черноморских фаунистических и флористических биоцинозов, представители которых свободно проникают через пролив. Так, через пролив из Азовского моря в Черное мигрирует значительное количество промысловых рыб, для которых миграция имеет существенное значение в их жизненном цикле. К ним относятся азовская хамса, сельдь, барабуля, пиленгас, кефали, сельди, осетровые. Кроме того, мелководная зона в восточной части Керченского пролива и прилегающего к ней Таманского залива являются нагульными угодьями для пиленгаса и аборигенных кефалей. До начала 50-х годов 20-го столетия, когда началось зарегулирование стока рек Дона и Кубани, экосистемы Азовского моря и Керченского пролива были приспосибленык естественному водообмену с Черным морем и к распределению глубин в Керченском проливе, что обеспечивало высокую рыбохозяйственную продуктивность этих вод.

После зарегулирования стока Дона и Кубани за счет создания каскада водохранилищ и развития оросительного земледелия в бассейнах, гидробиологическое состояние Азовского моря заметно ухудшилось вследствие увеличения его солености (в среднем на 1 - 2 %), изменения внутригодового распределения речного стока и соотношения различных форм соединений азота и фосфора, поступающих с реками в Азовское море.

В районе Керченского пролива ветровые условия довольно разнообразны. В целом по побережью зимой чаще наблюдается северные и северо-восточные ветры (повторяемость от 10 до 47%).

Весной так же, как и зимой, чаще всего отмечаются северные и северо-восточные ветры с повторяемостью 8-34‰.

Летом режим ветра неустойчив, но все же некоторое преимущество имеют юго-западные ветры с повторяемостью 11-24%.

Осенью господствует ветры северных и северо-восточных направлений, повторяемость каждого из них может достигать 40-46%.

Средняя годовая скорость ветра составляет 5,3--6,9 м/с. В годовом ходе скорости ветра максимум приходится на один из месяцев периода октябрь--апрель, минимум -- на один из месяцев периода июль--сентябрь. Изменение средних месячных значений скорости ветра от месяца к месяцу составляет 1,0--1,3 м/с. Средняя скорость ветра в отдельные годы значительно отличается от средней многолетней. Скорость ветра любых направлений существенно зависит от сезона года. Как правило, в теплое время она бывает меньше, чем в холодное. Особенно уменьшается летом скорость восточных и северо-восточных ветров. В течение года преобладают слабые ветры (скорость 0--5 м/с), повторяемость которых составляет 60--70 %. На долю умеренных ветров приходится около 23 %, на долю сильных (10 м/с) -- 10--20 %. Летом несколько увеличивается повторяемость слабых ветров и уменьшается повторяемость сильных. Штормовые ветры со скоростью до 20 м/с отмечаются в любое время года, а со скоростью больше 20 м/с -- только в период с октября по апрель.

Уровень моря. Изменения уровня моря обусловлено, прежде всего, устойчивостью сильных ветров и характеризуют интенсивность и особенности сгонно-нагонных процессов. Значительная пространственно-временная изменчивость ветра в сочетании со сложной морфометрией обусловливают сложный характер изменений уровня вдоль берегов Керченского пролива, приводит к многоступенчатой деформации нагонной волны. В Керченской бухте нагонная волна представляет собой сочетание поступательной и стоячей волны, то есть может рассматриваться как поступательная с изменяющейся амплитудой. В поступательной волне уровень находится в одной фазе со скоростью течения, в стоячей - между колебаниями уровня и изменениями течения имеется постоянная разность фаз. В результате сложения этих двух систем волн возникает сложная система колебаний уровня и течений. Сложность уровенной топографии приводит к тому, что в каждый конкретный момент времени уровни в бухте бывают выше или ниже уровней в прилегающих районах пролива и морей.

Вследствие мелководности Керченского пролива уровень моря быстро реагирует на ветровое воздействие. Средняя скорость подъема и спада уровня составляет 6--10 см/ч, максимальная - до 26 см/ч. Продолжительность нагонов или сгонов колеблется в широких пределах от нескольких часов до нескольких суток. Наступление экстремума уровня при нагонах и сгонах происходит в большинстве случаев спустя 3--5 ч после установления максимальной скорости

На акватории Керченского пролива наблюдается волнение преимущественно ветрового типа, появление зыби очень редко. Ветровое волнение развивается очень быстро, уже через 2-3 часа после начала действия ветра рост волн из-за малой глубины прекращается, поэтому продолжительность действия ветра определяющей роли не играет. У наветренных берегов развитие волнения ограничивается глубиной, а у подветренных оказывают влияние не только скорость ветра и глубина, но и разгон волн.

При наиболее сильных штормовых ветрах со скоростями свыше 20-25 м/с рост волн также ограничивается глубиной. Однако эти ветры наблюдаются крайне редко и преимущественно в осенне-зимний период.

Параметры волнения 50 % обеспеченности представляют собой средние величины, а волнение 1%-ной обеспеченности можно рассматривать как максимальное.

Хотя формирование поля течений зависят от многих условий, основная роль принадлежит ветру, господствующему над акваторией пролива с прилегающими районами морей, разности уровней на концах пролива, обусловленной сгонами и нагонами, и различием в балансе пресных вод Черного и Азовского морей. Причем последний фактор создает в основном фоновые (длиннопериодные) изменения уровня моря и переноса вод (водообмен), на которые накладывается короткопериодные колебание, определяемые ветровой деятельностью. Действие ветра проявляется при этом двояко: с одной стороны, он вызывает колебания уровня на концах и в самом проливе, обусловливающие возникновение градиентных течений, а с другой, - непосредственно воздействует на водную поверхность и способствует за счет тангенциального напряжения изменению скорости, а иногда и направления течения.

Течения в прибрежной зоне представляют собой систему круговоротов, образованных от основного потока. В зоне круговоротов на режим течений сильно влияет конфигурация берегов и рельеф дна. В бухтах при этом образуются местные круговороты и противотечения. Из-за "блуждания" основного потока прибрежные течения довольно неустойчивы как по скорости, так и по направлению.

Характеристики скоростей течений указывают на возможный вклад инерционных, ветровых и сейшевых колебаний в общую энергию процесса. Время существования средних вихрей оценивается в 1-1,5 ч, за это время они проходят путь в 1-1,5 км. Характерные пространственные масштабы явления хорошо увязываются в морфометрию пролива.

В прибрежной зоне течения в большинстве случаев направлены вдоль береговой черты, к этим направлениям относятся максимальные скорости течений.

По вертикали в большинстве случаев, течения однонаправлены, в случае ветровых установившихся течений скорости с глубиной незначительно ослабевает. В придонном слое направления течений отклонятся в сторону больших глубин.

При одних и тех же погодных условиях может отмечаться рост скоростей от 7-10 до 40-46 см/с, однако наблюдается случаи, когда скорости 6-15 см/с могут удерживаться 2-3 суток. С удалением от берега устойчивость течений возрастает.

В прибрежных районах определяющее влияние на течения имеет местный ветер. При устойчивых ветрах со скоростью 6-8 м/с течение на поверхности моря устанавливаются уже через 2-3 часа после начала действия ветра. В некоторых случаях наблюдаются течения, противоположные действию ветра, или они отклоняются от него более, чем на 90°. В пределах 300-400-метровой прибрежной зоны, при сгонных и нагонных ветрах, а также в случае бризовых ветров отмечаются течения, направленные по порвали к берегу. Причем при нагонах в этой зоне течения направлены в море (сходимость потоков), при сгонах - к берегу (расходимость потоков).

Водообмен в Керченском проливе, независимо от причин их вызывающих, подразделяют на три основных типа: устойчивый Азовский -- со стороны Азовского моря, устойчивый Черноморский -- со стороны Черного моря и неустановившийся смешанный тип (переменное по направлению и обычно слабое течение). Относительно высокие значения средних скоростей черноморских течений по сравнению с азовскими, связаны с особенностями уровенной топография районов.

В периоды безветрия преобладают Азовские течения, что объясняется положительным пресным балансом Азовского моря. В течение года Азовские течения также преобладают (44%) над Черноморскими (39%). Процент неустойчивых ситуаций (17%) сравнительно низок.

Водные массы в Керченском проливе хорошо идентифицируются по солености и содержанию биогенных элементов. Визуально - по цвету и прозрачности воды.

Азовские воды имеют зеленовато-бурый цвет и содержат большое количество взвешенного вещества. Прозрачность воды обычно не превышает 0.3-0.5 метра. Соленость азовских вод изменяется в пределах 10-13 ‰, фосфаты - 0.45-0.78 мкг/л, кремнекислота - 21-30 мкг/л.

В черноморских водах прозрачность достигает 2-3 метров, соленость составляет 16-17 ‰, содержание фосфатов находится в пределах 0.21-0.26 мкг/л, кремнекислоты - 12-17 мкг/л.

Главным показателем водообмена является соленость вод. Для исследуемой акватории характерны ее резкие изменения: от 11.0 до 18.0 ‰. Здесь же отмечаются достаточно большие горизонтальные градиенты: на протяжении 1-1.5 км соленость может изменяться на 3-4 ‰.

Северные, северо-восточные ветры способствуют уменьшению солености до 11 ‰. Соленость при этом чаще всего бывает постоянной во всей толще, особенно на прилегающем к берегу мелководье.

Южные, юго-западные ветры нагоняют в пролив черноморские воды с соленостью до 17 ‰, которые могут распространяться до выхода в Азовское море.

Азовское море в целом относится к типу замерзающих морей с сезонным ледяным покровом. Значительная часть акватории моря ежегодно покрывается льдами. Установлено, что ледовитость моря (акватория, которая покрывается льдами) хорошо согласуется с суммой средних суточных отрицательных температур воздуха в портах Керчь, Таганрог, Приморско-Ахтарск, Геническ. По этому признаку выделяют суровые, умеренные и мягкие зимы. Сумма градусо-дней мороза для мягких зим Азовского моря - менее 200, для умеренных - 200-400, для суровых - превышает 400.

Мягкие зимы обусловливаются преобладанием в атмосферных процессах циклонического типа циркуляции. Часто наблюдаются положительные температуры воздуха. Низкие значения сохраняются непродолжительное время. Поэтому в мягкие зимы наблюдается неустойчивая ледовая обстановка.

В суровые зимы погода определяется хорошо развитым Евро-Азиатским антициклоном. С материка на акваторию Азовского моря постоянно поступает холодный воздух, способствующий быстрому выхолаживанию вод и интенсивному устойчивому ледообразованию.

В умеренные зимы погода формируется под влиянием Скандинавских антициклонов и циклонов с Атлантики и Средиземного моря. Это обусловливает неустойчивый и более высокий, чем в суровые зимы температурный фон.

Непосредственно в Керченском проливе лед хотя и появляется ежегодно, но значительно позже и менее мощный, чем в других районах Азовского моря, что объясняется непосредственной близостью теплого Черного моря и проникновением в пролив черноморских вод.

Наиболее ледовитыми являются северная часть пролива (до косы Тузла) и Таманский залив.

Первое появление начальных форм льда наблюдается в суровые зимы во второй - третьей декаде декабря; в умеренные - во второй половине первой декады января; в мягкие - в конце второй - начале третьей декады января.

Процесс ледообразования в проливе протекает замедленно. В начале второй декады января лед появляется в виде заберегов в Керченской бухте, откуда постепенно распространяется и на остальную часть береговой полосы. Его мощность и площадь распространения зависят от суровости зимы. Сплошной ледяной покров толщиной до 45 см устанавливается лишь в северной части пролива до косы Тузла. Образование такого льда возможно в суровые и умеренные зимы не ранее января за счет смерзания плавучих льдов, выносимых из Азовского моря.

Только в очень суровую зиму 1953/54 гг. у п. Заветное отмечалось полное замерзание моря.

В течение зимы бывают повторные вскрытия и замерзания пролива. Этому способствует частая смена отрицательных и положительных температур воздуха.

Наличие льда в проливе отмечается в мягкие зимы в январе-феврале, в умеренные и суровые зимы - с декабря по апрель.

При сильных морозах пролив, особенно его северная половина, быстро покрывается сплошным льдом. При южных ветрах и течениях пролив также быстро очищается ото льда. Сильные северные и северо-восточные ветры создают при входе в пролив большие скопления льда, что затрудняет судоходству.

Полное очищение пролива в суровые, умеренные и мягкие зимы отмечается соответственно в конце апреля, в середине марта и в начале марта.

Температурный режим вод Керченского пролива.

Температурный режим вод Керченского пролива определяется следующими физико-географическими и климатическими условиями: температурой воздуха, распределением глубины и солености, течениями, водообменом с Черным и Азовским морями. Влияние водообмена больше всего сказывается в Керченской бухте в осенний период, когда преобладает приток черноморских вод .

Температура в прибрежной зоне имеет четко выраженный годовой ход и отличается большими колебаниями в течение месяца и года. От января к февралю средняя температура почти не изменяется и удерживается около 1 °С. Повышение температуры происходит от февраля к марту. Наиболее интенсивно вода нагревается в апреле и мае. Наибольшие среднемесячные температуры отмечаются в июле. Понижение температуры начинается в августе, а интенсивное охлаждение происходит в сентябре и октябре.

Средняя годовая температура в Керченском проливе составляет 13-14 °С.

Керченский пролив, соединяющий Черное и Азовское моря, характеризуется изменчивостью береговой линии и морских глубин. Берега Керченского пролива высокие и расчленены бухтами и заливами. Крупнейшими из них являются бухты Камыш-Бурунская и Керченская на западе и обширный Таманский залив на востоке. От берегов пролива выступают низменные песчаные косы. Из них самыми большими являются косы Тузла и Чушка, ограничивающие Таманский залив с запада.

Рельеф дна Керченского пролива имеет относительно сложное строение. Поперечный профиль ложа пролива асимметричен, а сам пролив разграничен двумя перемычками на три части. Русловая проходная часть с небольшими глубинами прижата к Керченскому побережью, а широкое мелководье оконтуривает его вдоль низменного побережья Таманского полуострова. Восточная часть пролива осложнена протяженными аккумулятивными образованиями: о. Коса Тузла, коса Чушка и многочисленные отмели. Коса Чушка и о. Коса Тузла отделяют от островной части пролива Таманский залив. Морфологию дна Керченского пролива и прибрежной полосы осложняют морские проходные и подводные каналы портов и паромной переправы Крым - Кавказ.

Дно моря очень ровное, лишь от кос простираются отмели. Грунт в основном мягкий. У берегов широкой полосой залегают песчаные грунты с примесью ракушки. Дно центральной части моря покрыто мягким илом. Скалистый грунт встречается лишь у южного берега моря.

Мягкость грунта обусловливает интенсивность наносов в каналах и на фарватерах. Поэтому каждый раз при намерении зайти в какой-либо порт обязательно следует справляться о глубине ведущего к нему канала или фарватера.

Изучение донных отложений

Современное дно Керченского пролива слагают отложения новочерноморского возраста , которые залегают на основной части пролива на более древних четвертичных породах, а в фарватере - на отложениях древнечерноморского горизонта. По литологическомуи гранулометрическому составу донные отложения пролива достаточно разнообразны. Данные геолого-литологических съемок разных лет дают основание сделать вывод об определенных закономерностях пространственного распространения современных осадков Керченского пролива. По периферии пролива расположена полоса песчаных отмелей, местами расчленяемая участками абразивных берегов. Пески слагают о. Коса Тузла, косу Чушка, отдельные отмели. Глубина залегания песков 3-5 м. берега (карбонатные) крупно- и среднезернистые, восточного (кварцевые) - мелко-, реже среднезернистые. В более углубленных частях Керченского пролива донные осадки представлены мелкоалевритовыми и алеврито-глинистыми илами. На известных литологических картах современного среза донные отложения о. Коса Тузла отнесены к полю распространения кварцевых песков, которые в северо-восточном направлении сменяются полем мелкоалевритовых илов.

Является частью междуна­родного права. Кажется, это положение не вызывает возра­жений и может восприниматься как истина. Однако все не так уж и просто. Обратимся, например, к вопросу о право­вом статусе морских пространств. В международном пуб­личном праве имеется довольно ясная их классификация. Она соответствует общепринятой классификации пространств (территорий) в зависимости от характера права, которым регулируется правовой режим территории. Территории подразделяются на государственные, междуна­родные и территории со смешанным правовым режимом. Но в международном морском праве выделяется еще кате­гория пространств со специальным правовым режимом. В настоящей статье мы сосредоточимся на режиме Керчен­ского пролива, правовой статус которого стал несколько лет тому назад камнем преткновения в украинско-россий­ских отношениях.

В статье авторов Международной юридической службы, Interlegal, исследуется правовой статус морских пространств, в частности, морских проливов, в том числе, используемых для международного судоходства, причем особое внимание уделяется детальному изучению правового режима Керченского пролива.

На государственную территорию распространяется режим, который определяется национальным правом, то есть внутренним правом того или иного государства. На международную территорию распространяется правовой режим, вытекающий из источников международного публичного права. Существуют, наконец, территории со смешанным правовым статусом — это пространства, режим которых регулируется как национальным, так и международным правом. В международном морском публичном праве эти категории также признаются и не вызывают каких-либо серьезных разночтений или проблем. Но в международном морском праве выделяется еще категория пространств со специальным правовым режимом.

Например, А.Н. Шемякин предлагает выделить понятие морского пространства со специальным правовым режимом в особую категорию, то есть некоторое конкретное морское пространство может состоять из пространств, относящихся к одной или нескольким из вышеупомянутых категорий, и, кроме того, ввиду их значимости для международного судоходства иметь специфический правовой режим (Шемякин А.Н. Морское право. X.: Одиссей, 2006. С. 127 — 131).

В первую очередь морские пространства со специальным правовым режимом, которые характеризуются очень специфическим правовым статусом — возможно, имеющим черты категорий, упомянутых выше, но правовой режим которых таков, что объекты, соответствующие этим категориям, имеют особенности более существенные, чем признаки, общие для однородных, в плане юридического режима, категорий морских пространств, — это воды проливов, используемых для международного судоходства.

Эти воды могут состоять из внутренних вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, а также открытого моря. Правовой режим пролива, используемого для международного судоходства, может регулироваться специальным двухсторонним или многосторонним международным договором, предметом которого является именно статус данного конкретного пролива. Такие проливы можно назвать историческими конвенционными проливами, поскольку нельзя не учитывать как исторически сложившихся обстоятельств фактического характера, так и, строго говоря, правовых — юридических факторов.

Режим проливов, которые используются для международного судоходства, определяется также нормами и принципами, закрепленными в ЮНКЛОС — Конвенции по морскому праву, заключенной в Монтего-Бэйе (Ямайка, 10 декабря 1982 г.). ЮНКЛОС ратифицирована Украиной в соответствии с Законом «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года и Соглашения об имплементации части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву 1982 года» № 728-ХІУ от 3 июня 1999 года. Столь же специальный правовой режим свойствен международным каналам, рекам и озерам. В настоящей публикации мы сосредоточимся на режиме Керченского пролива, правовой статус которого стал несколько лет тому назад камнем преткновения в украинско-российских отношениях.

Виды проливов, используемых для международного судоходства

Часть III ЮНКЛОС (ст.ст. 34 — 45), а также ст. 233 и другие говорят о правовом режиме морских проливов, используемых для международного судоходства.

1) проливы, используемые для международного судоходства, если в этом проливе имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь, проходящий в открытом море или в исключительной экономической зоне; на таких путях применяются другие соответствующие части ЮНКЛОС, включая положения, касающиеся свобод судоходства и полета;

2) проливы, правовой статус вод которых — воды за пределами территориального моря государств, граничащих с проливами, таких как исключительные экономические зоны или открытое море;

3) международные проливы, имеющие статус районов внутренних вод в пределах пролива, за исключением случаев, когда установление прямой исходной линии, согласно методу, предусмотренному в ст. 7 ЮНКЛОС, приводит к включению во внутренние воды районов, которые до того не рассматривались как таковые;

4) проливы, проход в которых регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями и которые относятся специально к таким проливам.

Положения ЮНКЛОС и теоретические исследования могут быть использованы для выделения и других видов международных проливов.

Согласно разработке видов проливов, используемых для международного судоходства, воды проливов могут относиться к категории внутренних вод, при этом их статус (режим) весьма специфический, то есть специфика их правового режима на порядок важнее, чем статус внутренних вод вообще. Ярким примером является правовой режим черноморских проливов.

Хотя воды проливов, используемых для международного судоходства, занимают небольшие в физическом плане объемы пространства, это не означает, что и роль, которую играют проливы для международной торговли и судоходства, невелика. Напротив, воды проливов вообще, а воды проливов, используемых для международного судоходства, в особенности имеют огромное экономическое и стратегическое значение. Поэтому вопросы, связанные с правовым статусом проливов, часто решаются в острой политической борьбе. Результатом политической борьбы обычно бывает компромисс, оформляемый в специальных международных договорах.

Правовой режим Керченского пролива

Статус проливов, которые проходят между берегов двух государств, в частности, Керченского пролива между Россией и Украиной, определяется в ст. 15 ЮНКЛОС. Данная статья предусматривает следующее положение: «Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, ни то, ни другое государство не имеет права, если только между ними не заключено соглашение об ином, распространять свое территориальное море за срединную линию, проведенную таким образом, что каждая ее точка является равноотстоящей от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориальных морей этих двух государств. Однако постановления настоящего пункта не применяются, если в силу исторически сложившихся правовых оснований или иных особых обстоятельств необходимо разграничивать территориальные моря двух государств иным образом, чем это указано в настоящем постановлении».

Статус вод Керченского пролива определяется и Договором между Украиной и Российской Федерацией об украинско-российской государственной границе от 28.01.2003 г., вступившим в силу 23.04.2004 г. (ратифицирован Законом Украины от 20.04.2004 г. № 1681-ІV), и Договором между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива от 24.12.2003 г., вступившим в силу также 23.04.2004 г. (ратифицирован Законом Украины от 20.04.2004 г. №1682-ІV).

Так, ч. 1 ст. 1 Договора между Украиной и Российской Федерацией о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива предусматривает, что Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами Украины и России, причем со-гласно ч. 3 ст. 1 Договора урегулирование вопросов, которые относятся к акватории Керченского пролива, осуществляется по соглашению между сторонами.

Статья 5 Договора между Украиной и Российской Федерацией об украинско-российской государственной границе указывает: «Урегулирование вопросов, относящихся к смежным морским пространствам, осуществляется по соглашению между Договаривающимися Сторонами в соответствии с международным правом. При этом ничто в настоящем Договоре не наносит ущерба позициям Российской Федерации и Украины относительно статуса Азовского моря и Керченского пролива как внутренних вод двух государств».

Таким образом, в данный текущий момент воды Керченского пролива имеют специальный статус внутренних вод Российской Федерации и Украины, которые находятся в общем пользовании. Делимитация границы между Украиной и Россией должна быть осуществлена на основании отдельного межгосударственного соглашения. 12 июля 2012 года президенты Украины и России в Ялте подписали совместное заявление о делимитации границы в Керченском проливе и Азовском море.

В заключение некоторые детали

В ст..ст. 5 и 14 Водного кодекса Украины устанавливается, что распоряжение водными объектами общегосударственного значения, к которым относятся и внутренние морские воды, составляет исключительную компетенцию Кабинета Министров Украины. В частности, акватория выделяется в пользование морским портам на основании постановления Кабинета Министров. Учитывая международно-правовой статус Керченского пролива, акватории Керченскому морскому торговому порту (КМТП) и Керченскому морскому рыбному порту (КМРП) официально в пользование до настоящего времени не отведены. Следовательно, границы акваторий КМТП и КМРП и координаты соответствующих якорных стоянок на текущий момент не установлены, а акватории используются без твердых законных оснований. С учетом этого под акваторией портов можно понимать условно или исторически принятую, но не закрепленную в достаточной мере на национальном уровне акваторию.

Керченский пролив относится к тем особенным случаям, когда невозможно осуществить разграничение территориальных вод по средней линии и статус пролива определяется специальными межгосударственными соглашениями Российской Федерации и Украины.

В этом контексте особый интерес вызывает, например, правовой режим якорной стоянки № 471. Этот интерес определяется пробелами в нормативно-правовом регулировании на национальном уровне. В настоящее время правовой режим якорной стоянки 471 КМРП определяется на основе согласования Исполнительного комитета Керченского городского совета, что, вообще-то, противоречит требованиям Кодекса торгового мореплавания Украины и Водного кодекса Украины. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 12 Кодекса торгового мореплавания отвод земли водного пространства для торгового мореплавания, а также строительства или любых работ в зоне действия навигационного оборудования и морских путей должен быть согласован с центральным органом исполнительной власти в отрасли транспорта и местными органами власти и самоуправления. Однако такого рода согласование министерства транспорта Украины не может быть получено в принципе, поскольку в сферу управления центрального органа исполнительной власти в отрасли транспорта (Министерство транспорта, Министерство транспорта и связи, затем Министерство инфраструктуры Украины) рыбные порты не входили и не входят. Рыбные порты находятся в сфере управления Государственного комитета рыбного хозяйства Минагрополитики Украины. Недавно принятый Закон Украины «О морских портах Украины» от 17.05.2012 г. также не распространяется на морские рыбные порты (ч. 3 ст. 2).

В 2008 году Керченской транспортной прокуратурой было внесено представление КМРП об устранении нарушений законодательства в связи с использованием водных объектов с нарушением ст. 12 Кодекса торгового мореплавания Украины, но до сих пор правовой режим стоянки 471 это не изменило. В частности, порядок стоянки судов под грузовыми операциями на внешнем рейде КМТП (якорная стоянка 471) определяется системой внутренних документов КМТП, например Временной инструкцией по стоянке судов на внешнем перегрузочном рейде Керченского пролива для производства грузовых операций от 14.09.2000 г., принятой КМТП. Самым интересным обстоятельством является то, что КМТП не относит подрайон D стоянки 471 к своей якорной стоянке. Таким образом, деятельность в подрайоне D, используемом КМРП, очевидно, регламентирована значительно меньше по сравнению с другими подрайонами (А, В, С, Е) якорной стоянки 471.

Это краткое исследование позволяет сделать определенные выводы:

— при отсутствии законодательно выделенной акватории правовой статус вод Керченского пролива является недостаточно определенным;

— в международном праве следует выделить особую категорию пространства со специальным правовым режимом.

Конечно, этот последний вывод весьма проблематичен и нуждается в специальном исследовании, но такое исследование, с нашей точки зрения, вполне созрело для повестки дня. Например, воздушные зоны безопасности (ВЗБ) и воздушно-морские зоны безопасности (ВМЗБ), то есть районы воздушного или морского и воздушного пространства над ними, в последнее время часто устанавливаются в целях безопасности или идентификации воздушных и морских судов. Эти зоны имеют чрезвычайно специфический и разнообразный правовой режим, так что вполне могут быть отнесены к пространствам со специальным режимом. Тем не менее, признание правового статуса таких пространств в международном праве до сих пор отсутствует, хотя практика их установления становится практически общепринятой.

Николай МЕЛЬНИКОВ,

партнер, специалист по морскому праву Interlegal, Международная юридическая служба. Украина, Киев — Одесса;

Андрей ПЕРЕПЕЛИЦА,

юрист Interlegal, Международная юридическая служба. Украина, Киев — Одесса

Керченский пролив, соединяющий Азовское и Черное моря, имеет многовековую историю.

Его западным берегом является Крымский полуостров, а восточным - Таманский.

На крымском берегу канала располагается являющийся портом город-герой Керчь. На его таманском побережье канала находятся порты «Кавказ» и «Тамань».

Чем характерен Керченский пролив

Длина пролива около 40 км, ширина в среднем полтора десятка километров. Это мелководный водный путь, глубина которого в середине порядка 5-7 метров. Несколько глубже входы в пролив. Минимальная ширина пролива - 4,5км. Находится между двумя портами: Крым и Кавказ; максимальная - 15км.

Со стороны Черного моря глубины в пределах 17 метров, со стороны Азовского - не больше десяти. Берега изрезаны мысами и отличаются песчано - ракушечными косами. Попадаются вулканического происхождения холмы, которые могут переходить в крутые прибрежные горы.


В начале прошлого века от восточного берега пролива выступала широкая отмель косы, именуемой Тузлой. После сильнейшего шторма в 1925 году в результате мелководной промоины образовался остров, который сохранил название икосы. После сильных штормов остров может менять свои очертания.

Особенностью пролива является быстрое развитие волнения, которое минимально в конце весны и начале лета и достигает максимума в осеннее - зимний период. Волны бывают преимущественно 1-2 м, изредка 3 м высотой. Утром они меньше, чем после обеда. Это особенно заметно в летнюю пору.


Здесь иногда возникают крутые и короткие волны, которые опасны для судов. После прекращения ветра сохраняется зыбь в виде плавно двигающихся, пологих волн. Возможны колебания уровня воды в разных частях пролива, связанные с перегоном ветром водных масс по проливу или изменениями атмосферного давления.

Уровень может отличаться на 25-40 см. Эти колебания могут также обуславливаться атмосферными осадками, стоками рек, водяными испарениями, водообменом с Черным морем. В теплое время года уровень воды выше, чем в холодное. Вода в проливе из-за его мелководности быстро нагревается и остывает.


Когда появляется сильный южный ветер, течение может поменяться на противоположное. В таком случае средняя его скорость может приближаться к 5,5 км/час против 0,6 - 0,9 км/ч в обычных условиях. Ветер здесь является основным метеорологическим фактором. Зимой, как правило, начиная с января, лед из Азовского моря попадает в Черное.

Для того, чтобы эту водную артерию было удобно использовать для обслуживания портов в Азовском море и в Ростове-на-Дону, в ХIХ веке был прорыт канал, позволивший создать глубоководный фарватер для грузовых судов.

Исторические события

Изучение пролива проводилось еще древними греками, которые обозначили его на первой карте нынешнего Азовского моря. В средние века генуэзцы и венецианцы указывали его на морских картах. Известно, что в 1068 году русским князем Глебом Святославовичем было организовано измерение ширины пролива. Существует немало мифов и легенд, связанных с проливом, по льду которого в Крым переправлялись кочевники.


Керченский пролив. Судоходство фото

На месте современной Керчи древними греками был основан город Пантикапей - столица Боспорского царства. На льду пролива проходили их конные сражения с варварами, а летом - морские схватки. В те времена считалось, что пролив отделяет Европу от Азии. Имеются сведения, что в 30-е годы ХХ века через пролив планировалось сооружение моста, часть конструкций которого были заказаны в Германии.


Керченский пролив. волны фото

Во время немецкие войска пытались организовать его строительство с территории оккупированного Крыма. После освобождения полуострова от немцев строительство было продолжено. Однако в начале 1945 года ледоходом с Азовского моря треть его опор было разрушено. Вместо моста в 1953 году была организована паромная переправа железнодорожных составов и автомобилей. В 2015 году РФ начала сооружение моста, соединяющего и Таманский полуостров.

Фауна и флора

Канал имеет богатый животный мир. В нем вылавливают многие виды рыб, среди которых бычок, камбала, лещ, осетровые, пеленгас, сельдь, судак, тюлька. Рыбу здесь ловят, начиная с конца осени и почти до начала лета. Через него из Черного моря в Азовское мигрируют барабуля, черноморский калкан, лобан, остронос, скумбрия, ставрида и прочие виды рыб.


Дельфины в Керченском проливе фото

Здесь также можно встретить млекопитающего азовского дельфина, иногда называемого морской свиньей. Он может достигать полутораметровой длины и жить четверть века и более. Для флоры пролива характерно наличие зеленых водорослей и прочих видов планктона. Этим объясняется малая прозрачность воды в нем.

Вдоль берегов пролива растут кустарники, травы, камыш и невысокие деревья. Столь скудная растительность объясняется малым выпадением осадков.

  • В античные времена пролив, который тогда древние греки называли Боспором Киммерийским, считался границей Европы и Азии;
  • Когда на Дону было сооружено Цимлянское водохранилище, в проливе произошло изменение течения, которое зимой направлялось из Азовского в Черное море, а летом наоборот Соленость в проливе составляет 12-15 %, в то время как в Азовском море 10-12, а в Черном 18 %;
  • В ноябре 2007 года возле порта "Кавказ" в результате мощного шторма погибло четыре сухогруза, шесть судов были сорваны с якорей, из поврежденных двух танкеров вода в проливе была сильно загрязнена;
  • Существует теория, что ориентировочно в 5600 годах до н.э. из-за подъема воды в Черном море вода попала в дельту Дона и образовала водоем, который сегодня именуется Азовским морем, а пролив, по которому она шла - Керченский пролив.