Нужно ли получать высшее образование? Уровни профессионального образования: особенности, условия поступления Готовность человека получать образование самостоятельно.

Ответ на вопрос «Нужно ли образование?» зависит от того, какой смысл человек вкладывает в это слово. Если речь идет о документе об окончании учебного заведения, то в некоторых случаях можно обойтись без него. Сам по себе диплом ничего не дает и не должен являться самоцелью. Но если под образованием понимать приобретение и совершенствование знаний, расширение своего кругозора и профессиональных навыков, то оно необходимо для становления человека как личности.

Общеобразовательное обучение

Образование - это совокупность знаний, умений и навыков, которые человек получает в разные периоды своей жизни. Процесс образования начинается еще в детстве и может продолжаться всю жизнь. Приобретать знания можно в учебных заведениях с помощью педагогов или заниматься самообразованием. Право на образование закреплено Конституцией, Европейской конвенцией о защите прав человека и другими правовыми актами.

К общеобразовательным программам относятся:

  1. Программы дошкольного образования. маленьким детям, если оно не является обязательным? Дошкольное образование закладывает фундамент интеллектуального и физического развития ребенка. Если родители по каким-либо причинам не могут или не хотят водить малыша в детское дошкольное учреждение, они должны заниматься его образованием самостоятельно.
  2. Программы общего образования. Общее образование также называют школьным или средним образованием. Без аттестата о среднем образовании невозможно продолжить обучение в техническом или высшем учебном заведении, следовательно, получить специальность. помимо получения документа? Школа не только дает базовые знания по различным предметам, но приучает к дисциплине, адаптации в социуме, воспитывает характер.
  3. Программы высшего образования. всем? Конечно нет, так как не каждый человек стремится стать государственным служащим, офисным работником или руководителем. Многие строят свою жизнь по-другому, и для этого им достаточно знаний, полученных в школе, или после окончания специализированных курсов, в процессе самообразования. Хотя для человека, имеющего диплом о высшем образовании, открывается больше перспектив и возможностей.

Самообразование

Самообразование - это своего рода надстройка над фундаментом базовых знаний, полученных в школе или институте. Программа самообучения состоит только из необходимого материала в соответствии с интересами и потребностями конкретного человека.

Самостоятельное получение дополнительных знаний, овладение навыками и умениями представляет полную свободу выбора источников информации, а также количества затраченного времени. В этом и вся прелесть такого рода образования.

Функции образования и его ценность для общества

Образование как часть социальной культуры выполняет несколько взаимосвязанных функций:

  1. Функция воспроизводства. Состоит в воспроизводстве культуры в новых поколениях на основании профессионального опыта, достижений науки и искусства, духовно-культурных ценностей. Образование формирует чувство ответственности перед будущими поколениями за сохранение и обогащение культурного наследия.
  2. Функция развития. Подразумевает развитие отдельных человеческих личностей и общества в целом. Образование помогает молодежи приобщиться к жизни общества, интегрироваться в социальную систему, стать полноценным гражданином страны, достичь успехов в обществе. Образование влияет на социальный статус человека, обеспечивает мобильность, способствует самоутверждению.

Потенциал любого государства и перспективы его дальнейшего развития напрямую зависят от уровня нравственной, экономической и культурной сфер. Образование является основополагающим фактором взаимодействия между членами общества, привлекательности страны в целом.

Значение образования для человека

Говоря о пользе образования для общества, невозможно недооценить его значение непосредственно для каждой личности. В современном мире образование является одной из главных ценностных ориентаций в обществе. Под образованием подразумевается не только получение профессиональных знаний и умений, но и личностное развитие. Образованный человек имеет ряд преимуществ:

  • свободу и независимость;
  • стабильность существования;
  • универсализм (потребность в гармонии, справедливости, толерантности);
  • успех в обществе, социальное одобрение;
  • власть, уважительное отношение окружающих.

В настоящее время образование не является приоритетом избранных, а доступно всем желающим. Поэтому каждый из нас является вершителем своей судьбы.

Естественно, главным ответом на этот вопрос является утверждение, что образование человеку нужно для того, чтобы найти хорошую работу и обеспечить высокое качество жизни. Но безусловно, это не единственный ответ, все гораздо глубже. Образование помогает человеку понять кем он является и определить свою роль в мире, а также дает возможность наладить отношения с окружающими. Ведь взаимодействие с окружающими людьми, общение, является важным аспектом для формирования личности и понимания самого себя.

Несколько следующих пунктов наиболее полно отражают всю необходимость образования. Осознание этой информации поможет понять, что образование – это важнейшая и неотъемлемая часть жизни каждого.

Счастливая и стабильная жизнь

Образование – это главный ключ к успеху в жизни. Достойная работа и положительная репутация обеспечивают безопасное будущее и спокойную жизнь.

Деньги. У образованного человека гораздо выше шансы стать финансово более успешным, чем у человека необразованного. Сейчас каждый хочет быть финансово независимым. Также все согласятся с тем, что деньги играют очень важную роль в современном мире и помогают людям выжить и повысить качество своей жизни.

Равенство. Кроме того, всем хочется видеть мир вокруг себя честным и равным. Образование в свою очередь, только этому и способствует. Оно стирает все границы неравенства между разными классами и полами в обществе. Наиболее актуальной эта тема является для женщин, ведь качественное образование помогает им бороться за высокооплачиваемые рабочие места наравне с мужчинами.

Саморазвитие. Процесс образования заставляет человеческий мозг работать и тем самым побуждает к получению информации из различных внешних источников. Это дает человеку возможность быть независимым и мудрым, а также уметь принимать самостоятельные решения.

Воплощение мечты в реальность. Что является Вашей жизненной целью или мечтой? Быть богатым? Популярным ученым? Статусным человеком? Если личность имеет желание или мечту, образование является очень действенным инструментом, который помогает идентифицировать и распознать эту заветную цель или мечту и воплотить ее в жизнь. Исключением являются спортсмены, достигающие своих целей посредством своих физических возможностей, но зачастую именно образование помогает распознать свои цели и принять ряд действенных мер в их достижении.

Более безопасная и мирная жизнь. Образование очень сильно влияет на человеческое понимание того, что хорошо и что плохо. Человек с образованием всегда с легкостью понимает всю серьезность последствий, в случае им совершенных неправильных/нелегальных действий. И именно такие люди гораздо меньше вовлечены во что – то антиморальное или антисоциальное. Зачастую, у людей без образования четкого понимания своих действий и ответственности нет. Образование – важный, жизненно необходимый фактор, который помогает обеспечить обществу безопасную и мирную жизнь.

Уверенность в себе. Многие люди в обществе определяют уровень знаний по качеству образования. Просвещенному человеку всегда гораздо проще быть воспринятым всерьез и понятым. Нередко, люди без образования имеют сложности с формулированием собственных мыслей и неуверенность в себе не позволяет им быть уважаемыми в обществе. Бонусом образование является уверенность в себе, которая стирает границы и позволяет выражать себя и свою позицию четко и точно, не отвлекаясь на ненужное стеснение или незнание.

Общество

Мы все живем в социуме, в котором имеется набор гласных/негласных правил, по которым все члены общества сосуществуют. Предполагается, что каждый идет в школу, университет, работу и становится полноправной ячейкой общества. Безусловно, крайне важным фактором жизни каждого в обществе является внесение какого-либо вклада в развитие и благосостояние этого общества.

Образованный человек является той самой важнейшей ячейкой, на которой социум держится и процветает. Именно такие люди проявляют свое активное участие в общественной жизни и стараются ее всячески улучшить.

Экономическое развитие государства

Уровень грамотности населения США, Японии и Австралии является очень высоким. Эти страны безусловно процветают, ведь показатели дохода на душу населения в них являются крайне высокими. Страны слабо развитые, напротив, имеют очень низкий уровень грамотности и большинство населения живет за чертой бедности. Таким образом, делается очень простой вывод: образование жизненно важно для благополучия государства и его граждан.

Не дает быть обманутым

Образование защищает человека от обмана и мошенничества. Будучи осведомленными о недалекости того или иного слоя населения, преступники все чаще стараются обвести их вокруг пальца и изъять из этого выгоду. Быть лишенным какого-либо права или подписать какую-либо бумагу – все это трюки, на которые попадаются незнающие люди, зачастую даже не представляя о последствиях. Образование помогает человеку быть более осведомлённым о таких ситуация и избегать их, четко зная свои права и свободы.

Обобщая все эти факты, нужно отметить, что образование не только помогает организовать свою жизнь и сделать ее более качественной. Оно дает возможность изучить мир вокруг себя и сделать нужные выводы. Также самообразование сопутствует познанию себя и помогает ответить на многие вопросы о работе, любви и существовании в общем, которые на протяжении всей жизни задает себе человек в огромных количествах.

Кроме того, разносторонне развитый человек будет иметь гораздо больший успех в обществе. Ведь он будет осведомлен о широком спектре различной информации, что будет делать его привлекательным для гораздо большего количества людей. А востребованность, в свою очередь, делает человека счастливым и дарит желание жить. Крайне важно чувствовать себя важным и нужным, ведь самоутверждение позволяет расширять перед собой границы и двигаться вперед, все больше образовываясь и притворяя свои мечты и цели в жизнь.


Образование - деятельность человека, направленная на получение умений, навыков и знаний в целом или с учетом определенных тем по выбору. Учебные заведения, в которых человек получает образование, имеют большое многообразие по своему учебному профилю, но все они работают для передачи ученикам опыта и подготовки его к самостоятельной деятельности в выбранной сфере. Итак, в каких учебных заведениях человек получает образование на протяжении жизни?

С рождения до 2 лет

Новорожденные дети - это, наверное, самые лучшие представители учеников. Причем учиться и постигать новые знания они должны очень быстро. Процесс образования проходит через наблюдения и повторения. А учителями выступают родители малыша, собственный кругозор и наблюдательность.

За 2 года человеку нужно освоить большое количество навыков: умение говорить, ходить, кушать, различать близких, наблюдать и принимать к сведению окружающий мир. Самым первым учреждением, где малыш проходит первое образование, можно смело назвать собственный дом. Период с рождения и до 2 лет можно считать основным этапом в жизни человека в плане обучения навыкам самостоятельной деятельности.

2 года - 7 лет

Достигнув двухлетнего возраста, ребенок поступает в дошкольное учреждение. Детский сад становится первой площадкой для получения образования в общепринятом понимании. За 5 лет обучения в дошкольном учреждении ребенок учится хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, думать и принимать соответствующие решения. Процесс обучения построен на играх и занятиях, при этом дошкольники совершенствуют навыки по контролю над своим телом, наблюдательность, логику, мышление.

Выпускники детского сада получают начальное дошкольное образование, которое не считается официальным. В детском саду не дают ни дипломов, ни аттестатов, но от этого необходимость подобного образования не становится меньше.

7-16 (18) лет

В семилетнем возрасте ребенок поступает в школу. Это базис знаний, который необходим всем без исключения, и ответ на вопрос о том, в каких учебных заведениях человек получает образование. Обществознание и школьные годы учат многим дисциплинам, необходимым для дальнейшего развития личности и совершенствования навыков для самостоятельной деятельности в жизни. Школьники проходят три ступени до получения полного среднего образования:

I. 1-4 класс. Младшая школа выпускает детей с

II. 5-9 класс. Средняя школа является основной и выпускает подростков, имеющих Желающие покинуть школу после 9 класса могут пройти недостающую ступень, поступив в учебные заведения, в которых люди получают образование, помимо среднего, еще и профессиональное. Это училища, техникумы, колледжи, ориентированные на привлечение людей, сознательно выбравших дальнейший путь в жизни. После окончания таких образовательных центров всегда можно продолжить обучение на следующем этапе.

III. 10-11 класс. Старшая школа готовит выпуск людей с полным средним образованием. Окончившие школу ученики выбирают, где в дальнейшем получать знания из большого многообразия учреждений, либо сразу приступают к трудовой деятельности.

Школа - это основа для понимания человеком дальнейшего пути своей жизни. Именно в школьные годы формируется желание к самостоятельному труду и проявляется дальнейший выбор профессии.

16-18 (23) года

Веселые годы студенчества - это продолжение пути просвещения. В каких учебных заведениях человек получает образование после школы?

  • В 16 лет человек может пойти учиться в училище либо техникум. На этой ступени студент получает среднее образование полного типа и дополнительно начальные навыки профессионального плана. Окончив такие учреждения, студент получает возможность поступления на 3 курс высшего учебного заведения, а может сразу идти работать по предпочитаемому направлению деятельности.
  • В 18 лет молодежь может продолжить обучение в институтах, академиях и университетах. Это последняя ступень просвещения в общественном понимании вопроса о том, в каких учебных заведениях человек получает образование. Обучение проходит до 5 лет, выпускники данных учреждений получают образование высшего типа по выбранному профилю.

Стоит заметить, что институт имеет некоторое различие с университетом. Если первый готовит специалистов с узким профилем полученных знаний, то второй - это специальное заведение, готовящее сотрудников по предметам с научной основой. При получении диплома и оформлении на рабочее место работодатели не усматривают в этом разницы, а вот в процессе обучения студенты явно ее понимают. Университеты более направлены на современные течения науки и могут выступать образовательными учреждениями даже для педагогов.

Послевузовское образование

После получения высшего образования студенты идут в аспирантуру, а далее в докторантуру. Такой вид образования готовит кандидатов и

Стоит заметить, что основная масса студентов ограничивается получением высшего образования, а послевузовское обучение проходят единицы учащихся. Базиса института хватает для получения престижной профессии, а вот аспирантура и докторантура считаются уделом избранных студентов, решивших объединить свою жизнь с научной практикой. Доктора наук и аспиранты, окончившие докторантуру, как правило, сами становятся педагогами и начинают преподавательскую деятельность для новых студентов.

Определенные профессии требуют прохождения образования после вуза на базе будущего предприятия, к примеру, врачи после получения документа о высшем образовании должны пройти интернатуру, иначе такой доктор не сможет работать по специальности. Интернатура - это вид образования в лечебном учреждении в виде практической инициативы.

Дополнительное образование

Кружки, секции, музыкальные или художественные школы - это все учреждения для получения дополнительного образования, их посещают дети от 3 лет и до совершеннолетия.

Курсы различного назначения могут посещать и взрослые люди для приобретения дополнительных навыков в выбранной деятельности, либо если нужна переподготовка к новому виду труда.

Дополнительное образование раскрывает человеку вспомогательные стороны обучения, помимо основной программы. После посещения курсов человек получает сертификат об обучении новому делу, который может использоваться как документ об образовании при трудоустройстве.

Профиль учебных заведений

Все учебные заведения можно разделить на две категории - частные и государственные. И если при получении начального обучения в заведении особого плана человек выигрывает, то при высшем факт отдельного учреждения, в каких учебных заведениях человек получает образование, может сыграть злую шутку. Работодатели не очень жалуют специалистов с документом об окончании частного вуза, предпочитая государственные заведения.

А вот школы или детские сады особого типа приветствуются при переходе на следующую ступень образования за счет более углубленного получения учебного материала.

Самообразование

Самообразование - это умения и навыки, которые приобретаются человеком в течение самостоятельной деятельности без помощи других специалистов. По существу человек занимается этим видом обучения всю жизнь, потому как любые знания, нужные для гармоничного существования в мире, можно причислить к самообразованию.

Для приобретения таких знаний используется литература, информационные технологии, метод проб и ошибок. Для применения такого обучения не нужны ни учителя, ни посещение определенных учреждений, человек сам выбирает темы и курс. Заниматься таким видом просвещения люди могут в свободное от другой работы время.

Самообразование - это единственный вид обучения, где оценки ставит собственная жизнь.

Часто мы слышим, что для успешной жизни достаточно получить диплом, а дальше все сложится само собой. Однако, как показывает практика, только наличие диплома не обеспечивает молодому человеку успеха в жизни.
Так зачем нужно образование ? Как правило, во всех образовательных учреждениях учат одному и тому же – умению добывать информацию и потом эту информацию умело использовать в жизни. Полученные умения очень нужны человеку на каждом шагу, ведь жизнь вокруг нас меняется очень быстро, владение нужной информацией помогает сделать правильный выбор в разных ситуациях.

Выгоды образования:

  • шире возможности,
  • больше выбора в устройстве на работу,
  • больше уверенности в своих силах,
  • чувствуешь себя более защищенным,
  • можно развить свои способности,
  • разобраться, где могут пригодиться именно Ваши способности,
  • возможность выбрать лично свой путь в жизни,
  • уважение окружающих чувствуется значительней.

Как принять решение о получении образования?

Принимать самостоятельно решение, конечно, непросто. Особенно трудно приходится неуверенным, сомневающимся людям, мешает также и недостаток информации, и неумение взвесить все «за» и «против» и остановиться на приемлемом варианте. При этом нужно отказаться от других, тоже заманчивых вариантов.

Как же принять решение и не пожалеть об этом потом?

Для любой ситуации может подойти такая цепочка:

  1. Сориентируйся. Осознай, что выбирать образование все-равно нужно, важно самому быть активным, чтобы найти подходящий вариант.
  2. Определи, в чем трудность. Выбрать специальность? Выбрать учебное заведение? Выбрать профессию по интересам? Выбрать профессию с хорошим заработком? Выбрать профессию, которая позволит Вам развиваться?
  3. Найди альтернативы. Рассмотри как можно больше возможных вариантов.
  4. Выбери решения. Оцени каждый вариант, подходит ли, каковы последствия. Наверняка некоторые варианты сразу отпадут.
  5. Остановись на самом удачном решении.

Какие специальности предлагают в Ярославской области?

В Ярославской области обучают на разные специальности , из большого количества можно выбрать ту специальность , которая придется Вам по душе.

Основные наиболее востребованные направления:

  • Строительство,
  • Транспорт,
  • Металлообработка,
  • Сельское хозяйство,
  • Общественное питание и торговля,
  • Химическая и нефтехимическая промышленность.
  • Обслуживание.

Чем учеба в детском доме отличается от учебы в других образовательных учреждениях?

С одной стороны, учеба в других образовательных учреждениях (техникуме, колледже, профессиональном училище и др.) дает больше свободы в плане посещения занятий, подготовки. С другой стороны, такие условия потребуют большей ответственности, умения разумно спланировать самостоятельную подготовку к таким видам занятий, как семинары, зачеты, экзамены. Типичная ошибка, которую совершают поступившие: пока есть возможность не сдавать, отдыхают, занимаются своими делами, а потом пытаются догнать, выучить большой объем материала зараз. Гораздо проще учить и сдавать постепенно, не накапливая долги. Тогда учеба в других образовательных учреждениях будет более спокойной и принесет хороший результат.

бро 16 февраля 2017 в 18:11

Нужно ли получать высшее образование?

  • Учебный процесс в IT *

Недавно у меня состоялась очень занимательная дискуссия с 17-ти летним молодым человеком, которая началась с его фразы «Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха». Я увидел в нем ту же глупость и наивность, которая была во мне, с той лишь разницей, что в моем 17-ти летии не было Фейсбука, а «необразованным» и успешным кумиром был Билл Гейтс. Я с усердием объяснял родителям, что они совсем не правы, и что успеха можно добиться без высшего образования. Они, в свою очередь, вбивали мне в голову, что с дипломом хорошего ВУЗа я никогда не останусь без работы и всё в таком духе. В дискуссии с молодым человеком я убедился, что вопрос этот по-прежнему актуален. Надеюсь, что этот текст поможет всем 17-ти летним «мне», которые не могут понять нужно ли им учиться в ВУЗе или нет.

«Без диплома ты не найдешь работу»

Фраза, которую в той или иной интерпретации я часто слышал от своих родителей. В ней есть доля правды, поскольку с точки зрения рынка труда специалист без «корочки» действительно имеет огромные трудности в поиске работы, да и стоит такой сотрудник гораздо дешевле «одипломленных», даже если они не из «топ» ВУЗов. Однако, каждый раз, когда родители говорят своим детям подобное, они в действительности обманывают и себя, и своих детей. Со стороны родителей есть потребность в стабильном и качественном уровне жизни своего ребенка, поэтому они хотят, чтобы у него был диплом, т.к. это некое условие «стабильности» в существующей системе. Но подобные формулировки создают у детей неправильную систему ценностей: они идут именно к диплому, а не к знаниям и мозгам, отсюда возникает нежелание учиться - прогулы лекций, «халява, приди» и тому подобное. Для них образование = диплом, что в корне неверно. Вопрос совсем не в том, что без диплома сложно найти работу, вопрос в том, что в ВУЗ нужно идти не за дипломом.

«Марк Цукерберг бросил учебу и добился успеха»

Марк Цукерберг никогда не бросал учебу, как и Билл Гейтс, Стив Джобс, Ларри Эллисон и др. Все они отказались от системного (классического) образования в пользу самообразования и очень усердной работы. И 17-ти летний я этого совсем не осознавал. Я витал в иллюзиях о легкости и крутости предпринимательства, о ненужности образования (именно образования, не диплома), хотел идти против системы и стать миллионером в 20 лет. Но, как это ни банально, не каждый человек - предприниматель. Суть предпринимательства в том, чтобы не только генерить крутые идеи, но и уметь их реализовывать, а значит уметь идти на серьезные риски. Отказ от классического образования - один из таких рисков. Фишка таких людей, как Марк Цукерберг, в том, что их самообразование и талант позволили быстро получить крутой результат, который вывел их из классической системы определения ценности кадров. У них появились кейсы, которые были на порядки ценнее дипломов MIT и других «топ» ВУЗов. Есть ли у Вас абсолютная уверенность в том, что Вы сможете быстро создать подобные кейсы? А если честно?

Классическое образование или самообразование

Самый главный плюс классического образования в давно отлаженной системе мотивации через зачеты, экзамены, курсовые и иные аттестации. Вы попадаете в систему, которая постоянно на Вас давит и заставляет учиться. Это то, за что студенты не любят учебу, но и то, что заставляет их учиться в принципе. В случае с самообразованием никакой подобной системы не будет, что является самым главным риском отказа от классического образования, который необходимо осознавать. Я знаю немало примеров людей, которые бросили ВУЗы и очень быстро деградировали. Не потому что они неумные или плохие люди, а потому что им не хватило собственной воли и интереса заниматься самообразованием. Кроме того, в 17 лет Вы, скорее всего, не в силах правильно организовать собственное обучение с точки зрения полноты, актуальности и нужности получаемых знаний, в тот момент когда классическое образование, хоть и дает немало лишнего, в тот же момент дает и действительно много нужного.

Хватит ли у меня мотивации к развитию?

Долгое время я не питал интереса к учебе, всегда ленился и учился на три-четыре. После второго года обучения в МИФИ я понял, что занимаюсь не тем и перевелся в коммерческий непрестижный ВУЗ, где формально продолжил путь к получению диплома, а в реальности сконцентрировался на «работе». Причем скоро я нашел «работу мечты», где мне платили очень хорошую зарплату, и где практически ничего не нужно было делать. Спустя полтора года я осознал, что, как бы мягче сказать, отупел. Я отстал от трендов, утратил компетенции, мои мозги, не нагружаемые новыми задачами, атрофировались, я перестал заниматься образованием, короче, я отстал и отстал очень сильно. Я измерял свою ценность размером получаемой зарплаты, не понимая, что теряю свою реальную ценность день ото дня. Вывело меня из этого омута только то, что я кардинально сменил направление своей работы и «поймал волну» - стал получать реальное удовольствие от своей деятельности, из-за чего у меня исчезла лень как в части работы, так и в части образования. Я вновь раскачал свои мозги, я набрал и продолжаю набирать необходимые компетенции и опыт. Я пошел получать второе высшее образование уже ради образования, а не ради диплома. Я стал понимать, что именно хочу изучать. Я уже думаю о том, где буду обучаться дальше. Иначе говоря, реальная мотивация у Вас появится только в тот момент, когда Вы найдете дело, которым действительно хотите заниматься. Тогда же Вы начнете понимать, что именно нужно изучать, чтобы добиваться большего успеха в своем деле. Но всё это редко происходит в 17 лет, поэтому то, что Вы сейчас видите своим будущим может оказаться не тем, которое Вы захотите спустя 3-5 лет.

Три главных актива

Реальную ценность Вам создают: развитые мозги, накопленные знания и накопленный опыт. Делайте всё, чтобы системно прокачивать эти активы. Не имеет значения как Вы будете это делать: учась в ВУЗе, читая книжки, участвуя в тематических тусовках, работая на дядю или на себя. Если Вы абсолютно уверены, что знаете как прокачивать все три актива без классического образования, как стоять на ногах (зарабатывать), при этом уверены в том, что собственной мотивации будет достаточно и что Вы точно понимаете к чему и как идёте - дерзайте. Но не витайте в облаках, помните, что Вы строите свою жизнь и чьи-либо примеры или советы не должны быть в этом определяющими. Осознавайте все риски и минусы такого подхода. И да, при отказе от классического образования, формальный диплом всё же получайте, ВУЗов пруд пруди, сделать это не трудно и без отрыва от остальной деятельности. «Корочка» не будет создавать Вам дополнительной ценности, но все-таки нужна. Правила такие.

Теги: высшее образование, вуз, диплом, самообразование, мотивация