Открытый урок по обучению в грамоте - закрепления звуков "а" - "у". Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей о Конспект занятия на закрепление звуков а у

Тема. Обобщение изученного. Закрепление звуков и букв: А, О, У, М, С, Х, Ш. «Путешествие на Марс» .

Образовательные цели.

- Повторение и закрепление пройденных звуков и букв, их характеристики.

Закрепление процесса обследования звукового и слогового состава слова.

Закрепление умений в произношении слов сложного звуко-слогового состава.

Расширение и уточнение словаря (Солнце, звезда, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон, марсиане, космонавт, астронавт, космодром, скафандры, Плесецк и т.д. ).

Развивающие цели.

- Развитие слухового внимания, фонематического восприятия, фонематических представлений.

Развитие связной речи. Использование языка, как средства общения, средства формирования и формулирования мысли через слово.

- Развитие общей моторики, координации речи с движением, с музыкой.

- Развитие ВПФ (логического мышления, внимания, воображения; расширение активной творческой мыслительной деятельности детей и т.д.).

- Развитие речевой и познавательной активности, артистичности, эмоциональности.

Воспитательные цели.

- Формирование дружеских отношений, навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности; умения слушать товарища.

Формирование основ гражданско – патриотической позиции.

Совершенствование навыков толерантного поведения.

Здоровьесберегающие технологии , используемые на занятии:

Физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза - ритмопластика,

Релаксация (мышечная релаксация по контрасту с напряжением),

Игры (развивающие, дидактические, словесные, графические).

Дыхательное упражнение (БОС).

Оборудование. Разрезная азбука большого формата, индивидуальные разрезные азбуки, в которых буквы А, а, У, у, О, о, М, м, С, с, Х, х, Ш, ш. Звуковой домик, цветные символы звуков, указка, маркеры . Коврограф. Глобус. Пособия: «Солнышко добрых слов», «Полубуковка», звуковая линейка, диск (комп.) БОС, аудиозапись музыкального сопровождения. Картинки с изображениями космического корабля, Земли, космонавтов; сюжетные картины по теме «Родина»; элементы костюма для «марсианки».

Предварительная работа. Разучивание стихотворений. Совместная работа с музыкальным руководителем в подготовке «танца марсиан» и миниатюры «движения в невесомости».

План занятия.

1. Организационный момент.

  1. Приветствие.
  2. Релаксация.

2. Основная часть.

  1. Сообщение темы занятия.
  2. Игра «Закончи предложение».
  1. Игра «Калейдоскоп.»

(Составление слов в индивидуальных разрезных кассах букв).

  1. Произношение звуков с, с" в стихах (индивидуальная работа).
  2. Развитие функции языкового анализа и синтеза.
  3. Деление слов на слоги (все способы).
  4. Развитие связной речи.

4.Физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза.

6. Итог занятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Приветствие.

Дети встают в полукруг – лицом к гостям.

Воспитатель: « Добрый день всем добрым людям!»

Дети: « - Мы вам рады,

Мы вас любим!

Очень любим мы людей –

И больших и малышей!»

Воспитатель: « Поскорее в круг вставайте и за мною повторяйте!

Разотрите свои ладони, почувствуйте тепло ваших рук, поделитесь своим теплом и улыбкой друг с другом (соедините ладони), отведите руки назад – мы с вами изобразили то, что: «Светит, сверкает, всех согревает». Что это? (Солнце, звезда.) Как ласково называем мы его? (Солнышко.)

Релаксация.

Представьте, что солнышко согревает ваши лица, руки, вам приятно.

Воспитатель: «Вот оно (выкладывает солнце на середину).

Сидя на стуле представьте себе, что ваши руки и ноги загорают. Слушайте и делайте, как я:

Мы прекрасно загораем!

Выше ноги поднимаем.

Выше руки поднимаем.

Держим, держим, напрягаем…

Загорели! Опускаем!

Ноги не напряжены, руки не напряжены и расслаблены.

Вдруг подул холодный ветер, вам холодно.

(Сжались в комок.) Напряжение.

Опять засверкало солнышко». Расслабление.

Воспитатель: «Сейчас наше солнышко маленькое, но его лучи могут вырасти с помощью добрых слов, которые прозвучат на нашем занятии.

Я желаю вам быть активными, внимательными, дружными. Вы согласны? (Да!) Тогда сразу прикрепим три луча.

Повторяйте за мной: «Мы активные, внимательные, дружные» .

2. Основная часть.

Сообщение темы занятия.

Воспитатель: « Сегодня мы вспомним и повторим все пройденные нами звуки и буквы.

Мы знаем, что есть звуки, которые можно долго и громко произносить - тянуть, при этом во рту ничто не мешает, нет преграды (поможет нам их произнести дирижёрская палочка). Как называются такие звуки? Назовите их. Каким цветом мы их обозначаем? (красным).

  1. Гласные. А, О, У.

А как называются звуки, которые произносятся при помощи губ, зубов, языка? (Поможет нам их произнести молоточек.) Назовите их.

  1. Согласные. М, С, Х, Ш.

Воспитатель: «Продолжите мою мысль, чем отличаются звуки от букв; закончите предложения:

Звуки мы…(слышим и произносим).

Буквы – мы …(видим, читаем и пишем).

Где живут буквы: 33 родных сестрицы, 33 красавицы? (В алфавите.)

Умницы!

Какой первый звук вы услышали в слове солнышко? (с). Какой он? (Согласный, твёрдый, глухой.) Каким цветом мы обозначаем согл., тв. звуки? (синим).

Какой последний звук вы услышали в слове солнышко? (о). Какой он? (Гласный.) Каким цветом мы обозначаем г ласные звуки? (красным).

Какой первый звук в слове сияет ? (Звук с".). Какой он? (Согласный, мягкий, глухой.) Каким цветом мы обозначаем согл., мягк. звуки? (зелёным).

- Произнесите твердый звук. Произнесите мягкий звук. Оба эти звука... (согласные). Молодцы!

С такими знаниями можно отправиться в путешествие. Сегодня мы совершим полёт в солнечное царство, космическое государство :

Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче радостно с утра,

Отправимся сейчас мы в космос,

В котором главный гость - игра!

Графическая игра «Полубуковка».

Воспитатель: «Для полёта нужно построить ракету. Вот её части. Кто сможет правильно дописать буквы, тот будет участвовать в сборке ракеты.

Развитие фонематических представлений.

Воспитатель: « Слушайте внимательно, я называю планеты, а вы должны выбрать, на какую из них мы полетим (если в её названии четыре звука: первый- М, последний – С, в середине - А …- «Звуковой домик»): Венера, Марс, Юпитер, Нептун. (На Марс. Проверка по звуковой линейке.) Кого мы можем там встретить? (Марсиан.) Мужчину называют... (марсианин) , женщину - ... (марсианка), к мы кто? (Земляне.) Почему нас так называют? Кем будем в полете? (Космонавтами, астронавтами.)

Мы летим в гости на чужую планету. Давайте вспомним вежливые слова, которые всегда пригодятся, чтобы найти общий язык с инопланетянами.

Игра «Закончи предложение».

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(спасибо ).

Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день ).

Мальчик вежливый и грамотный говорит встречаясь… (здравствуйте ).

В России, Франции и Дании говорят прощаясь … (до свидания ).

Произношение слов сложного звуко-слогового состава.

Откуда стартуют космические корабли? (С космодрома.)

Воспитатель показывает на глобусе место космодрома.

Воспитатель: « Российский космодром находится в Плесецке.

Столы расставлены в форме ракеты. Выставляются картинки с изображением ракеты, космодрома, к осмонавтов в скафандрах .

А вот и космодром! Можно ли полететь в космос в наших костюмах? Что мы наденем? (Скафандры.)

Имитация надевания.

Вова, ты в чем? (В скафандре.) Что такое скафандр? (Космический костюм.) Внимание! Приготовьтесь к полету. 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1. Пуск! Релаксация.

Воспитатель: « Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью. У нас тяжелые голова, руки, ноги. Откройте глаза. Сейчас мы вырвались из притяжения Земли и находимся в состоянии невесомости.

Как вы понимаете это слово? Изобразите разные позы человека в состоянии невесомости.

3. Физкультурная (медитационная, музыкальная) пауза.

Игра «Калейдоскоп.»

Воспитатель: « Чтобы в путешествии не забыть родную речь, я взяла с собой слова, но в состоянии невесомости буквы разлетелись, слова – перепутались. Помогите мне их собрать. Сначала – узнайте буквы, затем – составьте из них слова.

Составление слов (в индивидуальных разрезных кассах букв).

Мама, ум, сом, муха, Маша, Саша, ухо, шум, суша.

Воспитатель: «Молодцы, грамотные , много слов составили. Отправим эти слова «азбукой морзе» на Землю. Аккуратно сложите свои кассы букв. Ни одной буквы не потеряли, молодцы – аккуратные дети.

А сейчас посмотрим в иллюминатор…». Воспитатель демонстрирует глобус.

Произношение звуков с, с" в стихах.

Пилот в космической ракете

На землю глянул с высоты.

Еще никто, никто на свете

Такой не видел красоты.

Ах, какая красота!

Не страшна нам высота!

Пролетаем над лесами,

Над высокими горами.

Эмоциональное чтение стихотворения.

Посадка совершена. Выходим из космического корабля.

Развитие функции языкового анализа и синтеза.

Входит воспитатель в костюме или шапочке с «космическими» элементами.

Воспитатель: «Здравствуйте! Я марсианка. Кто вы та-ки-е? (Мы. земляне! Наша планета - Земля.)

Меня зовут Су-са-се-я, а вас?

Деление слов на слоги (все способы)…

Дети называют свои имена по слогам.

Я хочу лучше узнать вас земляне. Кто готов рассказать о себе?

Я, Рома, мне 6 лет. Я хожу в детский сад, в группу «Солнечные лучики».

Я слабым помогать готов,

Попавшим вдруг в беду

Всегда приветлив и здоров

И правду говорю.

Не жадничаю никогда,

Жалею я других.

Ошибки всем прощу всегда,

Забуду я о них.

С улыбкой я всегда дружу,

Всегда гостям я рад.

Я дружбой верной дорожу,

Люблю я всех ребят.

Сусасея: «Я поняла тебя Рома, вы земляне: добрые, воспитанные, ласковые, гостеприимные, здоровые, честные, дружелюбные, любящие .

Ин-те-рес-но, ка-ка-я о-на, Земля? Где находится, то место на Земле, откуда вы прилетели?»

Развитие связной речи.

Составление рассказа о Земле (по серии картин).

Планета Земля имеет форму шара.

Земля вращается вокруг солнца.

Самая близкая к нам планета – Луна.

Луна – это спутник Земли.

На Земле есть вода и воздух.

Солнце согревает Землю, поэтому на Земле есть жизнь.

На Земле живут люди, звери, птицы, рыбы, насекомые.

На земле много разных стран и самая большая из них Россия.

Россия – наша Родина.

В нашей стране есть и горы, и реки, и моря, и леса, и пустыни, и тундра, и степи, и болота.

Когда на одном конце страны утро, на другом уже вечер.

Столица нашей Родины – город Москва.

А наш город Пушкин находится в Санкт – Петербурге.

Городу Пушкину в этом году исполнилось 300 лет.

Он очень красивый, в нём много памятников, есть дворцы и парки.

Сусасея, прилетай к нам в гости, тебе у нас понравится.

4. Физкультурная (динамическая, музыкальная) пауза.

Звучит космическая музыка. Сусасея приглашает детей станцевать с ней марсианский танец.

Сусасея: «Хорошо потанцевали. Земляне вы очень артистичные, весёлые . А теперь, чтобы вернуться на Землю вам надо восстановить дыхание».

5. Дыхательное упражнение (БОС).

Сусасея: «Прилетайте ещё ко мне в гости на Марс. До свидания, друзья».

Воспитатель: «Пора возвращаться на Землю. К полету готовы? (К полету готовы.) Закройте глаза, спите. Мы в космосе. Вот и Земля. Мы выходим на посадочную орбиту. Космодром нас принимает. Наш космолет приземлился, ура! Выходим из космического корабля. (Дети обнимают друг друга, поздравляют с возвращением на Землю.)

Урок 23. ГЛАСНЫЙ ЗВУК [у], БУКВА Уу (закрепление)

30.04.2013 12255 0

Урок 23. гласный звук [у], БУКВА Уу
(закрепление)

Цели : закрепить знания учащихся о гласном звуке [у], букве Уу ; развивать речь, логическое мышление, память.

Оборудование : учебник.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Постановка целей и задач урока.

▲ Чтение стихотворения (напечатано на доске):

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску поглядели.

Мы учили букву А ,

Мы учили букву У .

Малыши кричат: уа ,

Мы в лесу кричим: ау .

С буквы А арбуз и аист.

(Мы запомнить постарались.)

С буквы У у нас, ребята,

Ухо, удочка, утята

Вот чему на первый раз

Научился первый класс.

Работа по учебнику: с. 42.

Вопрос :

– Когда кричат в лесу: ау ? (Когда заблудятся.)

1. Анализ слова ау с опорой на схему.

Учитель . В слове ау два слога, каждый из них равен гласному звуку. Второй слог ударный.

Первый звук в слове ау – гласный [а]. Читаем начало этого слова: а.

Второй звук в слове ау – [у]. Читаем конец этого слова: у .

Обратите внимание, что в конце предложения может стоять не только точка, но и восклицательный знак.

Вопрос:

– Как вы думаете, в каких случаях он ставится?

Варианты ответов детей.

Восклицательный знак ставится, когда предложение произносится громко.

Физкультминутка

2. Распознавание звука [у].

Работа по учебнику: с. 42.

Вопрос :

– В названии каких птиц присутствует звук [у]? (Голубь, утка, курица.)

– В названии каких птиц звук [у] отсутствует? (Ворона.)

Задание на внимание.

Учитель читает текст сначала целиком, а затем по одному предложению. Учащиеся запоминают слова со звуком [у], которые встречаются в сказке, а после их произносят вслух.

ПРО МАЛЕНЬКОГО ПАУЧКА

На берегу пруда в укропе жил маленький-маленький паучок, который больше всего на свете боялся мух.

Все жуки, улитки, ужи, лягушки, утята и даже сами мухи смеялись над ним, а его братья – большие пауки ругали и называли лодырем.

«Надо доказывать всем, что я не лодырь», – решил маленький паучок. И однажды ночью он нарвал большой букет красных маков и выкрасил ими всю паутину в саду.

«Вот обрадуются утром братья, – думал довольный паучок, – ведь это так красиво – красная паутина!»

Но увы! Наутро злые-презлые большие пауки, страшно ругаясь, отмывали свои паутины.

Мухи сразу замечали красные сети, и ни одна из них не попалась.

А маленький паучок так испугался, что убежал далеко-далеко. И теперь никто не знает, где он живет…

▲ Чтение стихотворения на с. 42.

Физкультминутка

III. Закрепление пройденного материала.

На доске запись:

Задание : допишите буквы.

И У А О Ы

● Работа по «ленте букв»: с. 43.

Учащиеся «читают» все изученные гласные буквы по «ленте букв». Повторяют признаки и особенности произнесения всех изученных гласных звуков.

● Игра «Помоги Буратино» (с. 43).

Вместе с Буратино надо взять определенную гласную букву и положить ее рядом с одним из рисунков так, чтобы буква соответствовала звуку. Дети могут привести свои примеры слов, в которых есть данные буквы.

У – у тюг

Ы – мы шка

И – и ндюк

А – а рбуз

О – о слик

IV. Итог урока . Рефлексия .

– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Наталья Кириченко
Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Закрепление звуков [А], [У], [О], [М], [C], [Х] и букв А, У, О, М, C, Х»

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКОВ И БУКВ

А У О М С Х.

Задачи :

Учить детей находить знакомые звуки : О, А, У, М, С, Х.

Определять местоположение звука в слове .

Закреплять понятия «согласный» и «гласный» звуки .

Совершенствовать умение делить слова на слоги и читать слоги.

Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование : презентация.

Ход занятия:

Дети рассматривают изображения, которые видят на экране : зубы, губы, язык (слайд 2)

Называют их.

Воспитатель спрашивает у ребят, как называются звуки , при произношении которых, во рту встречаются такие преграды?

Ответы детей. Верно, такие звуки называются «согласные» . Давайте назовём согласные звуки , с которыми мы уже познакомились (слайд 3) : М, С, Х.

Ребята, помогите животным вспомнить свои имена! Имена начинаются на тот же звук , как и их название. Для этого нужно сказать к какой букве им нужно бежать .

Дети отправляют мышку к букве М , слона – к С, хомяка – к Х. После этого предлагают варианты имён, например : мышка Манька, слонёнок Сонька, хомячок – Хомка (слайд 4) .

Воспитатель ещё раз повторяет, какие звуки называются согласными, а затем спрашивает детей, как называются звуки , при произношении которых воздушная строя не встречает преград?

Такие звуки называются гласными .

Посмотрите, ребята, на этих зверей, как вы думаете, они сейчас поют звуки гласные или согласные (слад 5) . Ответы детей.

Конечно, все они поют гласные звуки . И мы с вами сейчас назовём уже знакомые гласные звуки (слайд 6) .

Подскажите Утёнку, куда ему бежать, к какой букве ? А куда плыть окуню? Помогите и аисту долететь до нужной буквы (слайд 7) .

птицы, и рыба хотят, чтобы у них были имена, поможем? Дети придумывают имена : утёнок Умка, окунь Оська, аист Айка.

Динамическая пауза.

Раз, два, три, четыре

А за мышками бежать!

На экране появляются буквы , знакомые детям. Фронтальный опрос (слайд 8) .

Ребята, сейчас мы с вами попробуем из этих букв сложить слова (слайд 9) .

ети читают слова : муха, мама. Ус, ухо.

Воспитатель загадывает загадку :

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

Ребята, назовите первый звук в слове сом ? второй? третий? на экране появляется слово СОМ, дети читают (слайд 10) .

Чтение слогов : СО, СУ, СА, ОС, УС, АС (слайд 11) .

Чтение слогов : МО, МА, МУ, АМ, ОМ, УМ (слайд 12) .

Чтение слогов : ХА, ХО, УХ, ОХ, АХ (слайд 13) .

Дидактическая игра «Хлопушки» (слайд 14) . На развитие умение определять количество слогов в слове. Дети называют предметы : ложка, вилка, кружка, кастрюля, чайник и определяют количество слогов в словах (слайд 15) .

Какое слово самое длинное?

Какие одним словом можно назвать все эти предметы?

Рефлексия.

Публикации по теме:

Изучение звуков и букв. Консультация для родителей Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными.

Конспект индивидуального занятия по дифференциации звуков [с-з] для детей старшего дошкольного возраста Тема: Дифференциация звуков [с-з] в словах и простых предложениях. Задачи: 1. Развитие артикуляционной моторики и речевого дыхания, фонематического.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков и букв [Ж]-[Ш] в словах» Конспект логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков Ж – Ш в словах». Цели: - совершенствование навыков дифференциации.

Конспект НОД по музыке для детей старшего дошкольного возраста «В мире звуков» «В мире звуков» Цель: формировать артикуляцию, развивать правильное дыхание, согласовывать ритмические движения с музыкой Задачи:.

Конспект НОД «Путешествие в лес» с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР Программное содержание: Обучающие задачи: 1. Расширять знания детей о лесе, как сообществе растений и животных, проживающих на одной территории.

Конспект занятия «Дифференциация звуков и букв [Р]-[Л]. Дикие животные» Цель занятия: Дифференцировать звуки Р – Л, на материале лексической темы «Дикие животные». Задачи: 1. Обучающие задачи. Закреплять знания.

Конспект занятия (НОД) - закрепление навыка произношения звуков [Б, Б’] «Гномики Бим и Бом» Цель: Закрепление навыка произношения звуков «Б, Б"» Коорекционно-образовательные задачи: Совершенствование умений в характеристике.

Коррекционная работа с детьми старшего дошкольного возраста. Игровые приемы для автоматизации поставленных звуков Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных.

  • Проектор,
  • Интерактивная доска,
  • Компьютер.
  • Карточки для детей.
  • Шкатулка

Ход занятия

| . Организационный момент.

Приветствие детей.

|| . Психологический настрой.

Доброе утро, добрый час!

Как я рада видеть вас.

И тихонечко все сели!

||| . Разгадывание загадок .


Любит сыр и зёрна …… (мышка)

2.Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.(Медведь)

лук )

4.Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (лимон)

5. Пять ступенек - лесенка, (слайд 6)

На ступеньках - песенка. (Ноты )

6.Чтобы шить иль вышивать,
Это нужно в руки взять.
Разноцветные катушки,
У меня есть, у подружки.
Вышивали мы открытки,
Нам понадобились..(нитки )

Ребята, как на казахском языке будет мышка, медведь и лук? (тыш?ан,аю,пияз)

Молодцы ребята!

| V . Игра «Четвертый лишний» (Слайд 7)

ло____, лу ____, Ни ___, Ин___, мо____, ми ____.

Физминутка. ( Слайд 10)

V . Работа в азбуке-тетради. ( Слайд 11)

(ма, мо,ми,му,мо, ум, му)

2. Логическое задание на мышление. (слайд 12)

V | . Итог занятия.

- Вам понравилось наше занятие?

-

-

Поощрение детей.

Просмотр содержимого документа
«Закрепление изученных звуков (А,О,У,И,Ы,Э,М,Н,Л)»

Утверждаю_____________________

Директор школы: Г.Қ. Тұрлыбек__________

Открытый урок

Предмет: Обучение грамоте и письму

Тема: Закрепление изученных звуков.

Класс: предшкольный «Г»

Воспитатель: Гахраманова Ш. Х.

Проверила: _______ Ахметова Н. С.

Тема урока : Закрепление изученных звуков (А,О,У,И,Ы,Э,М,Н,Л)

Цели урока :

    Уточнить представления детей о звуковой системе русского языка(звуки гласные и согласные, гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие);

    Закрепить изученные буквы, их зрительный образ; согласные могут обозначать два звука (твердый и мягкий);

    Развивать фонематический слух, внимание, память, мелкую моторику;

    Воспитывать самостоятельность, активность, умение слушать.

Тип урока: закрепление.

Оборудование:

    Проектор,

    Интерактивная доска,

    Компьютер.

    Карточки для детей.

    Шкатулка

Ход занятия

| . Организационный момент.

Приветствие детей.

|| . Психологический настрой.

Доброе утро, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели, улыбнулись

И тихонечко все сели!

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам сегодня в гости пришли учителя. Повернитесь один раз и посмотрите на гостей, и больше не поворачивайтесь.

Сегодня на занятии мы с вами закрепим все о звуках и буквах, которые мы уже изучили.

Давайте вспомним все, что мы знаем о звуках:

Что значит «слова звучат»? (Ответы детей) Состоят из звуков

На какие две группы делятся все звуки речи?(Слайд 1) На гласные и согласные.

Какие звуки называются гласными? (Слайд 2) Звуки, которые можно тянуть и петь. Гласные бывают ударные и безударные.

Какие гласные звуки мы знаем? (А,О, У,Ы,И,Э)

Что вы знаете о согласных звуках? (Слайд 3)Они бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие.

Какие согласные вы знаете? (М,Н,Л)

Чем отличаются звуки и буквы? Звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем.

||| . Разгадывание загадок .

Ребята, вы любите загадки? (Да)

Послушайте и отгадайте загадки. (Слайд 4)

1.С длинным хвостиком малышка.
Любит сыр и зёрна …… (мышка)

2.Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.(Медведь)

3.Сидит дед, во сто шуб одет (Слайд 5)

Кто его раздевает, тот слезы проливает (лук )

4.Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один -
Кислый очень, очень. (лимон)

5. Пять ступенек – лесенка, (слайд 6)

На ступеньках – песенка. (Ноты )

6.Чтобы шить иль вышивать,
Это нужно в руки взять.
Разноцветные катушки,
У меня есть, у подружки.
Вышивали мы открытки,
Нам понадобились... .(нитки )

Ребята, как на казахском языке будет мышка, медведь и лук? (тышқан,аю,пияз)

Молодцы ребята!

| V . Игра «Четвертый лишний» (Слайд 7)

1.-Рассмотрите картину. Кого мы видим на ней? (слон, баран, носорог, обезьяна) Кто лишний? (баран) Почему? (домашнее животное) Какая буква общая? Напишите ее в клетке.

2.На шариках, которые находятся внутри банки, надо написать изученные согласные буквы. Какие это буквы? (М,Н,Л) А снаружи- изученные гласные.(А,О,У,И,Ы,Э) (Слайд 8)

3. Игра «Слоговой аукцион» (Слайд 9)

Прочитайте слоги, дополните их до полного слова.

ло____ , лу ____ , Ни ___ , Ин___ , мо____ , ми ____.

(лошадь, луна, Нина, Инна, морковь, мишка)

Физминутка. ( Слайд 10)

V . Работа в азбуке-тетради. ( Слайд 11)

1.Проведите зайчика через болото к морковке. Для этого соедините все кочки, в которых есть буква М, и раскрась их зеленым карандашом.

Прочитайте зайчику слоги, по которым он прыгал.

(ма, мо,ми,му,мо, ум, му)

2. Логическое задание на мышление . (слайд 12)

Ребята, художник нарисовал картину. Что неправильно нарисовал художник? (дети рассуждают, находят ошибки и исправляют их)

V | . Итог занятия.

- Вам понравилось наше занятие?

- Какие задания мы сегодня выполнили?

- Какое задание понравилось больше всего?

Поощрение детей.

Ребята, у вас у каждого на парте лежат карточки с улыбками «отлично» и «хорошо», я вам предлагаю самим оценить себя и поднять соответственную карточку.

Разделы: Работа с дошкольниками , Логопедия , Коррекционная педагогика

Цель. Закреплять правильную артикуляцию и правильное произношение гласных звуков [а, у, о, и, ы].

Задачи:

  • Закреплять символическое обозначение гласных звуков. Учить выделять первый и последний ударный звук в слове, группировать предметные картинки по первому звуку.
  • Развивать мелкую моторику кистей рук, общую моторику (элементы маршировки под музыку), слуховое внимание и память, речевое и физиологическое дыхание.
  • Воспитывать умение слушать речь логопеда, воспитывать навыки культуры общения. Формировать функцию самоконтроля.

Оборудование. Волшебный автобус (стульчики, поставленные попарно в 4 ряда, с номерами мест, обозначенными символами гласных звуков), автобусные билеты с символами гласных звуков; большая поляна (лист формата А3 с нарисованными улицами), домики звуков (из строительного конструктора), деревянное дерево, птички-прищепки, предметные картинки (азбука, амст, утка, удочка, ива, иволга, овощи, ослик); звуковые коробочки (из-под киндер-сюрпризов, одинаковые по цвету), карточки-подсказки для фонетической ритмики, картинки для выполнения самомассажа лицевых мышц “Солнышко” по книге Т.А.Куликовской; логопедическая обезьянка Чита, диск Е. Железновой “Рельсы, рельсы” - песенки для игрового массажа.

1. Установка на образовательную деятельность.

Ребята, сегодня мы отправляемся в страну гласных звуков. Поедем мы туда на волшебном автобусе. Каждый из вас должен занять в автобусе свое место. Я – кондуктор. Возьмите билеты и найдите в автобусе свои места (называние звуков и “чтение” звуковых рядов на билетах):

2. Артикуляционная гимнастика: “Окошко”, “Трубочка”, “Улыбка”, “Колечко”, “Ступенька”.

Путешествие будет долгим. К нему нужно подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для язычка. (Дети выполняют артикуляционные упражнения).

А теперь соединим произношение звуков с движениями.

(По схемам дети выполняют упражнения фонетической ритмики на гласные звуки).

3. “Звуковые коробочки”. Нужно подобрать пару (две одинаковые по звучанию) для каждой коробочки, которые заполнены горохом, пшеном, манкой, макаронами.

4. Физкультминутка. Самомассаж лицевых мышц и мышц кистей рук:

Ладошка – это солнышко,
А пальчики – лучи.
Поет о солнце скворушка.
Кричат о нем грачи.

Пальцы-лучики проснулись,
Наклонились, потянулись,
Быстро встали на зарядку,
Рассчитались по порядку.

Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
Лучиками повело,
И погладило, и погладило.

5. Игра с обезьянкой Читой (“Семафор”).

К нам в гости пришла обезьянка Чита. Она хочет с вами поиграть. Как только Чита откроет рот, вы произносите звук [а], а когда она закроет рот – вы замолкаете. Звуки могут быть короткими или длинными. Будьте внимательны, смотрите на Читу.

6. Физкультминутка с элементами логоритмики. Под песенку “Маляр заборы красит...” Е.Железновой с диска “Рельсы, рельсы...” дети на запев маршируют по кругу, поднимая колени, а на припев выполняют нужные действия, о которых поется в песенке.

7. “Звуковые домики”. Распределение предметных картинок по четырем звуковым домикам по выделенным первым звукам в словах-названиях. Произношение гласных звуков сопровождается движениями фонетической ритмики.

Мы приехали на полянку. Давайте расставим на полянке звуковые домики (строительный конструктор: кирпичики и крыши. На крышах – символы гласных звуков).

Какой звук живет в этом домике? А в этом? И т.д.

А еще на полянке выросло дерево. На нем сидят птички (прищепки). В лапках они держат картинки. Снимите птичку, возьмите и назовите картинку, помогая себе ручками. Определите, в каком звуковом домике будет жить этот предмет? Положите картинку рядом с нужным домиком.

А теперь давайте проверим, правильно ли мы выполнили задание. Давайте перевернем все картинки около первого домика и посмотрим, что получится, если сложить оборотные стороны перевернутых картинок? (Должны появиться символы соответствующих звуков, тогда задание выполнено правильно).

8. Итог занятия. Наше путешествие в страну звуков подошло к концу.

Кто приходил сегодня к вам в гости?

Обезьянка Чита принесла вам сувениры за хорошую работу.