Речевой материал для дифференцировки звуков л в. Материал по дифференциации звуков р-л

ра-ла ря-ля ре-ле лы-ры ли-ри ар-ал яр-ял ыл-ыр ил-ир ру-лу рю-лю ло-ро лё-рё ур-ул юр-юл ол-ор ёл-ёр ры-лы ри-ли лу-ру лю-рю

ыр-ыл ир-ил ул-ур юл-юр ро-ло рё-лё ла-ра ля-ря ле-ре ор-ол ёр-ёл ал-ар ял-яр

Ра- ла

рад-лад рак-лак рама-лама рамка-лавка Кира- Мила Юра-Юля Мара- мала Ира- била краса-глаза игра-игла враг-флаг грач-плач

Ро-ло

рот-флот рожь-ложь рос-колос роза-лоза

Пров-плов трон-слон крот-плот крошка-плошка

Ру-лу

ручка-лучше рубка-голубка шуруп-тулуп рука-Лука ручей-лучей прорубь-голубь беру-пилу выручать-получать рыбка-улыбка топоры-столы комары-малы

Ры-лы

серый-белый горы-скалы бурый-алый игры-иглы добрый-тёплый укрыть-уплыть метры-метлы моря-поля моряк-поляк горят-болят

рёва -Лёва Серёжа-лёжа ларёк-кулёк берёт-полёт

Ря-ля

Боря-Поля Варя-Валя варят-валят крякать-слякоть тряпка-лямка пряжка-фляжка

Рё-лё

верёвка-пелёнка пузырёк-мотылёк вперёд-самолёт варёный-солёный

Рю-лю

варю-велю горю-колю горючий-колючий

трюк-люк крюк-клюв брюква-клюква

Ри-ли

рис-лис Марина-малина перина-Полина турист-футболист берись-хвались варить-валить дарить-удалить горит-болит сорить-солить говорить-повалить

Ре-ле

речь-лечь рейка-лейка речка-колечко

море-поле перец-палец серенький-беленький

Ар -ал

дар - дал жар-жал вар-вал стар-спал пожар-стал жарко-пожал парта-палка картон-балкон комар-поймал

Ор -ол, ур-ул

бор-вол хор-кол укор-укол горка-холка корка-колко норка-полка

топор-пол упорный-полный горчица-волчица бурка-булка

Р - ёл

призёр- пришёл костёр- котёл ковёр-повёл боксёр-вошёл шахтёр-новосёл тёрка-тёлка

Ир- ил, ер - ел

мир- мил пир- пил бирка-вилка жир-жил сер-сел, бел мерка-белка

Рь - ль

жарь-жаль зорька-полька ударь-удаль гирька-килька угорь-уголь горько-только перья-колья пузырь-бутыль бурьян - тюльпан богатырь-костыль

Ларь, литр, роль, руль, брал, прял, грел, рояль, орёл, апрель, лавры, лагерь, люстра, слесарь, рельсы, грелка, прялка, тарел­ка, кресло, зритель, рослый, горло, кролик, рыхлый, зеркало, брали, ныряли, играли, боролись, прыгали, смотрели, маляр, столяр, рулет, рулон, рассол, ларёк, крыло, стрела, рублю, Лариса, вертолёт, напролёт, рыболов, мармелад, карусель, аква­рель, уронили, просили, выручали, закрыли, леопард, лекарст­во, лесоруб, глухарь, словарь, календарь, журнал, бурливый, говорливый, крикливый, верблюд, превратили, Волгоград, Пе­тербург, иллюстрация, спортзал.


5. Упражнение . Назвать предметы, изображённые на картинках.

топоры рога парты

Брат надел халат. Мара и Мила пололи огород. Он - от­важный верхолаз, в небе он не первый раз. Свалим это сухое дерево, разведём костёр и сварим уху. Я спешу на урок в первый класс. Сегодня за парту сажусь в первый раз! Мыло серо, да моет бело. Стебель рос и вырос в колос. Заскрипело в ручке старое перо. Сверкают на морозе у саней полозья. Сохнет светлая роса, звонки птичьи голоса. Снесла курочка яичко не простое, а золотое. Испугали друг друга олень и лось. Бегут врозь олень и лось. Рано-рано два барана засту­чали в ворота: тра-та-та и тра-та-та. У Веры ручка лучше,

чем у меня. По полям бегут ручьи, на дорогах лужи. Приле­тели голуби, сели возле проруби. Не заметил я, как вдруг из кошёлки выпал лук. Зайка летом серый, а зимой белый. Куда ни глянь - везде скалы и горы. «Вот вам золотая рыбка», - дед сказал с улыбкой.

Скороговорки

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Загадка

Круглый, снаружи зелёный, внутри красный, на вкус слад­кий. (Арбуз)

7. Упражнение . Дополнить предложения по картинкам. Произносить (читать) предло­жения.

Среди белых скачет шустрый (воробей)


Потешки

Ворон на трубе гудел на зелёной липке,

А соловушка запел, заиграл на скрипке.

Загадки

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют.

Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири)

По полю бродит, зерно молотит,

Жнёт, косит - хлеба не просит. (Комбайн)

Он родился в день дождливый

Под берёзкой молодой,

Круглый, гладенький,

красивый,

С ножкой тонкой и прямой. (Подберёзовик)

И не плот, и не лёд

Вдоль по речке плывёт.

Льдины с ним поборются

И, как сахар, колются. (Ледокол)

Мороз-воевода

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

(Н. Некрасов)

Смотрите!

Река у меня на окне.

Там синие рыбы

Плывут в глубине.

Там красные рыбы,

Раскинув хвосты,

Мохнатой травы

Раздвигают кусты

И смотрят,

Как, словно по нитке,

По травинке улитки,

Шажок за шажком

Продвигаясь вперёд...

Но речка моя

Никуда не течёт.

Она бы плескалась,

Она бы текла,

Но держат её

Берега из стекла.

(В. Белов)


9. Упражнение . Выучить наизусть.

Берёзка

Люблю берёзку русскую,

То светлую, то грустную,

В белёном сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Четко проговори каждую пару слов 3-4 раза. Глядя на картинки-символы из При­ложения 1, назови звук Л или Р, который спрятался в каждом слове.

Первый класс. Махровое полотенце. Концертный зал. Пограничная полоса. Кра­сивые глаза. Розовое мыло. Спелый виноград. Озеро Байкал. Жаркий полдень. Ровные столбы. Прозрачное стекло. Голубая рубашка. Городская площадь. Белый георгин. Веселый праздник. Родное слово. Крутой склон. Пологая крыша.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в одном слове

Четко проговори каждое слово. Значение незнакомых слов уточни. Если по одному слову ты произносишь легко, повтори слова по 3-4 вместе в быстром темпе, сохраняя четкость и громкость произношения.

Акварель, апрель, верблюд, вертолет, глухарь, грелка, журнал, зрители, играли, иллюстрация, календарь, карусели, кресло, кролики, ларек, лекарство, леопард, лесорубы, люстра, маляры, мармелад, орел, прыгалки, прялка, рельсы, ролики, роль, рояль, рулет, руль, рыболов, слесарь, словарь, спортзал, стрелка, тарелка.


ЭТАП ВТОРОЙ

РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВЛ-Р В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в предложениях, составленных по опорным словам

Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Используя пары слов, составь о детях предложения.

Например: Лара долго переключала телевизор с программы на программу и никак не могла найти передачу о верблюдах.

Зеркало - смотрела. Тарелка - приготовила. Вертолет - играл. Мармелад - попросил. Стрела - пролетела. Зрители - кресло. Грелка - лекарство. Маляр - спортзал. Леопард - перепрыгнул. Ныряли - соревновались. Лекарство - по­пробовала. Телевизор - переключала.

Упражнение для дифференциации звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в словосочетаниях-скороговорках и самостоятельно

Составленных предложениях

Проговори за взрослым словосочетания в быстром темпе 3-4 раза. Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуками Л и Р (Лара, Лора, Мила, Рома, Артем, Анжела, Захар, Жора, Алла). Дополни каждое словосочетание до целого предложения и проговори его. Уточни значение незнакомых слов.

Например: Лара вздрогнула, когда на небе сверкнула молния и оглушительно про­гремел гром.

Сверкнула молния. Выиграла в лотерею. Разбила зеркало. Крикливый билетер. Говорливый контролер. У Лары мармелад. Неповоротливый жонглер. Отрывной календарь. Играла и выиграла. У Валерки тарелка. Лара играла на рояле. Лара-балерина. Валерий на карусели. Столяр и маляр. Билетер и контролер. Валерий в вертолете. Смотрела и высмотрела. Корабли лавировали. Жонглер жонглиро­вал. Королева карнавала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ)

в самостоятельно составленных предложениях.

Закрепление навыка словообразования

Послушай слова. Возьми картинку девочки из Приложения 1, назови ее Лара. Пред­ставь, что она выполняет все названные действия. Четко, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждое незаконченное действие 2-3 раза. Затем назови новое законченное действие. Составь о Ларе 4-5 предложений и четко их проговори.


Например: Лара раскрывала-раскрывала коробку и наконец... раскрыла.

Раскрывала, развешивала, расклеивала, рассматривала, разрисовывала, рас­ставляла, расправляла, размешивала, расчесывала, разглаживала, расстегива­ла, развязывала.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в коротких рифмовках

Не торопясь произнеси каждую рифмовку 3-5 раз. Затем повтори их в быстром темпе, сохраняя правильность и четкость произношения. Понравившиеся рифмовки заучи.

У Нюры юла красива, да мала.

Мила - краса, голубые глаза.

Клава села в палатку, Клава съела баранку.

Рисовал художник ламу и картину вставил в раму.

Дедушку зовут Лука, у него болит рука.

Фрол рад, что поет в лад.

В руках игла - это не игра!

У нашей Луши в руках две груши.

Малы комары, да злы до поры.

Мыло серо, а моет бело.

Мара мала, лак пролила.

Среди белых голубей один серый воробей.

Кира мыла мылом Иру.

Лесорубы на столы положили топоры.

Ловкий крот влез на плот.

Ловко я беру пилу и пилой дрова пилю.

Говорила сорока сороке: «Я как рыба молчу на уроке».

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в стихотворных текстах. Развитие интонационной выразительности речи

Послушай истории в стихах. Проговори их с выражением и перескажи своими сло­вами. Объясни, что же в них забавного.


Огорченная сорока Возвращалася с урока, Весь урок болтала с сойкой И домой вернулась с двойкой.

На лужайке сидел рыболов, Терпеливо копал червяков, Увидал рыболова скворец И сказал: «Настоящий отец! Ищет корм даже лучше, чем я, Сразу видно - большая семья!»


Хочет в сад попасть улитка, Да мешает ей калитка. Я открыть калитку рад, Пусть ползет улитка в сад. Целый час держал калитку - Тихо ползает улитка.

Старый пес среди двора Караулил куль добра, Воры куль добра не брали, Воры сторожа украли.


Что ты, ветер, натворил? Рассердился, набежал,

Что ты в небе смастерил? Облака перемешал.

Из курчавых облаков Где картины? Где река?

Сделал рыб, коров, слонов. В небе просто облака!

Ветер, видно, не услышал,

Ветер из терпенья вышел, Солнце по небу гуляло,

Солнце в озеро упало, Прошептало: «Спать пора!» И исчезло до утра.

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в загадках

Послушай и отгадай загадки. Не торопясь, выделяя голосом звуки Л - Р, повтори каждую из них. Загадай родным и знакомым понравившиеся загадки.

Окна светлые кругом, К нам во двор забрался крот,

Едет мимо желтый дом, Вырыл яму у ворот,

Носит обувь из резины Тонна в рот земли войдет,

И питается бензином. Если крот раскроет рот.

(Автобус.) (Экскаватор.)

К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок, Желтый одуванчик

А из них лишь три сороки По двору прошел,

Приготовили уроки. Желтый одуванчик

Сколько лодырей сорок Зернышки нашел.
Прилетело на урок? (Цыпленок.)

В полотняной стране,

Приближаться к дому стала, По реке-простыне

С неба солнышко украла. Корабль плывет

(Ночь.) То вбок, то вперед.

Долговязый Тимошка Скользит по белой дорожке,

Его темные следы - Как на стежке, на дорожке,

Твои лучшие труды. Вижу алые сережки.

(Ручка.) (Земляника.)

Дифференциация звуков Л (ЛЬ) - Р (РЬ) в скороговорках

Четко проговори скороговорки сначала в медленном, а затем в быстром темпе, со­храняя четкость и громкость произношения.


Король - орел, орел - король.

Клара у Вали играла на рояле.

Орел на горе, перо на орле.

Карась, в лаз не лазь!

Проворонила ворона вороненка.

На гармони громко заиграл Еремка.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Прорубь прорубили - рыбки наловили.

Ворона цыплят воровала, а Варвара караулила.

Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.

К полудню Лара с Полей пол поля пропололи.

Пара птиц порхала, порхала да и выпорхнула.

Взял Валерка тарелку, взял Валерка поднос, мне тарелку Валерка на подносе принес.

Сорока-белобока садится на забор, сорока-белобока заводит разговор.

За поселком, у проселка в поле пела перепелка, перепел прилетел, перепелку перепел.

Краб крабу сделал грабли, подал грабли крабу краб: «Сено, краб, граблями грабь!»

Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель, и матросы три недели карамель на мели ели.

Ушел Прокоп - кипел укроп, пришел Прокоп - кипит укроп.

Я во двор вела вола, за рога вола вела, в хлев вела вола, а вол в огород меня завел!

Свинья тупорыла полдвора рылом перерыла, до норы не дорыла.

Вертлявый ветер вырывал ворота, как вертушки, ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.

Уточка вострохвостка ныряла да выныривала, выныривала да ныряла.

Наловил Валерий полведра форели, угостил форелью Дарью и Лукерью.


1. Формирование звука ЛЬ............................................................................................. 7

2. Различение звуков ЛЬ - Й на. слух и в произношении................................... 25

3. Формирование базового звука С............................................................................ 32

4. Формирование производного звука СЬ............................................................. 54

5. Различение звуков С - СЬ на слух.................................................................... 64

6. Формирование первично производного звука 3 .............................................. 66

7. Формирование вторично производного звука ЗЬ............................................ 77

8. Различение звуков С - 3 на слух.......................................................................... 82

9. Различение звуков 3 - ЗЬ на слух......................................................................... 84

10. Формирование производного звука Ц............................................................... 86

11. Различение звуков С - Ц на слух и в произношении.................................. 97

12. Формирование базового звука III...................................................................... 101

13. Различение звуков С - Ш на слух и в произношении.................................. 124

14. Формирование производного звука Ж.............................................................. 133

15. Различение звуков III - Ж на слух................................................................... 143

16. Различение звуков 3 - Ж на слух и в произношении................................ 145

17. Формирование производного звука Щ............................................................. 150

18. Различение звуков СЬ - Щ на слух и в произношении............................... 157

19. Формирование вторично производного звука Ч.......................................... 161

20. Различение звуков Ч - Щ на слух и в произношении................................ 170

21. Формирование базового звука Л........................................................................ 174

22. Формирование базового звука Р........................................................................ 201

23. Формирование производного звука РЬ.......................................................... 228

24. Различение звуков Р - РЬ на слух................................................................. 237

Ветер ([р], [л])
Кажется, это случилось вчера:
С вечера дождик прошёл до утра.
Ветер промок, рассердился, задул,
Тучи прогнал и спокойно заснул.

Кротик ([р], [л])
Чёрный кротик вырыл норку,
Проглотил от булки корку,
Положил зерно в кладовку,
С огорода взял морковку.

Бурундук ([р], [л])
Полосатый бурундук
Разгрызал орех фундук.
В норке у бурундука
Килограммы фундука.

Гитары ([р], [л], [л"])
Поиграйте на гитарах
В одиночку или в парах,
И шестерка струн гитарных
Пропоёт вам благодарно.

Ротвейлер и лайка ([р], [л], [л"])
Чёрная спинка и рыжий живот,
Сторож-ротвейлер у дома живёт.
Лайка-красотка с ротвейлером дружит -
Голову бедному кружит и кружит.

Воробей ([р], [р"], [л])
Он не вор и не злодей -
Серогрудый воробей.
Просто думает быстрей
Тугодумов-голубей.

Йогурт ([р], [р"], [л], [л"])
Йогурт клубничный -
Сладкий, отличный -
Купит Иришка
Роме-братишке.

Слониха ([р], [р"], [л], [л"])
Купил слонихе платье слон
И выбрал розовое он.
Была слониха в нём легка,
Как луч зари на облаках.

Свиристели ([р], [р"], [л], [л"])
К нам на прошлой на неделе
Прилетели свиристели.
Как они засвиристели -
Все рябины облетели.

Сорокина брошка ([р], [р"], [л], [л"])
Старый ворон, чёрный Прошка,
Подарил сороке брошку.
Бриллиантом брошь сверкала,
A сорока стрекотала.

Карл и Клара ([р], [р"], [л], [л"])
Клара играла на белом рояле,
Карлу отправили чёрный рояль.
У Клары цветы на рояли стояли,
У Карла лежала огромная шаль.

Фигуры ([р], [р"] [л], [л"])
Растянули круг, и стал
Он похожим на овал.
Треугольник загрустил:
«Кто б мне угол подарил?»
Улыбается квадрат:
Он всегда всему был рад.
«Это я, прямоугольник,
Ваш слуга и ваш поклонник!»
Кто его ещё не знает?
Это ромбик убегает.

Ласточка и стриж ([р], [р"], [л], [л"])
Как-то быстрый юный стриж
Ласточку засватал,
Пригласил её в Париж
Он к родному брату.
Вот во Францию летят,
Вот уже в Париже,
Вот стрижа встречает брат,
Подлетает ближе.
Чёрный фрак на нём влитой,
Щебет по-французски,
Дарит розы молодой
Он невесте русской.
Над пространствами парит
Что за стриж - не наш ли?
Песня ласточки звучит
С Эйфелевой башни.

Рита и дождь ([р], [Р"1, [л], [л"])
Барабанил мелкий дождь -
Пробирала Риту дрожь.
Рита долго не дрожала:
Быстро-быстро побежала.
И прогнала Рита дрожь,
И не страшен больше дождь

Рыбак и морж ([р], [р"], [л], [л"])
Рыбак над прорубью продрог.
По льду пришёл он без дорог,
M топором он лёд рубил
M до воды его пробил.
Потом он леску размотал,
Приманку бросил, долго ждал,
Пока крючок заглотит ёрш,
Но вдруг на льдину вылез морж.
«Рыбак, рыбак, - промолвил морж, -
Не одолжишь ли мне свой нож?
А то моржонок в сеть попал -
Не может выбраться - беда!»
Отдал моржу свой нож рыбак,
морж нырнул с ножом в зубах,
Моржонка он освободил,
A в благодарность подарил
Он рыбаку сачок такой,
Что ловит рыбу сам собой.
С тех пор не видел рыбака
Никто без этого сачка.

Весна ([р], [р"], [л], [л"])
Ласковый солнечный лучик
Стылую землю согрел.
Выглянул маленький ключик,
Ожил, оттаял, запел.
Ключик хрустальный полился
Всё веселей, веселей,
Не замолкая, струился
И превратился в ручей.
В облаке лучик умылся,
С лапок еловых скользнул,
Ярко в ручье отразился,
К дятлу в дупло заглянул.
Дятел стучал, не заметил,
Как наступила весна,
Как этот лучик был светел,
Как заблестела сосна.
Словно от белой метели
Дятел увидел следы -
Ландыша капли смотрелись
В лужицу талой воды.

Четыре рака ([р], [р"], [л], [л"])
Собрались четыре рака.
Значит, скоро будет драка,
Потому что каждый рак -
Царь и бог среди коряг.
Чёрных, серых, красных рыбок
Рак за жабры схватит живо.
Все враги, проникнув в пруд,
Быстро смерть свою найдут.
Но вот родственника-рака
Усмиряет лишь атака,
И, с клешнёй наперевес,
Рак на рака драться лез.
Хорошо ли, братцы раки,
Жить от драки и до драки?
Может, лучше вам дружить,
Раку с раком в мире жить?

Три бобра ([р], [р"], [л], [л"])
Замерзали три бобра:
Дом топить давно пора.
Только братцам было лень
Вылезать в холодный день.
Дрожь пробрала трёх бобров.
Кто бобрам принёс бы дров?
Кто бы дров им нарубил?
Кто бы печку растопил?
Пожалел их старый бобр -
Был он сед и очень добр.
Вынул он из брюк ремень
И прогнал боброву лень.
Побежали три бобра,
Принесли домой дрова.
Как дровишки разгорелись,
Сразу все бобры согрелись.

Кот ([р], [р"Ь [л], [л"])
После ливня кот гулял
Мокрый, юный и лохматый.
Кот природу изучал,
Лица луж он трогал лапой.
Лужи хмурились в ответ,
Но ему и дела мало,
И, расплёскивая свет,
Отражение дрожало.

Букашки в ромашках ([р], [л], [л"])
На крыше - ромашки.
В ромашках - букашки.
Зачем же букашки
Залезли в ромашки?
Ведь если положим
Ромашки в кармашки,
То эти букашки
Залезут в рубашки.

Аквариум ([р], [р"], [л], [л"])
Вот в аквариуме рыбки -
Шаловливые улыбки.
Рыбки в крапинку, в горошек,
С плавниками, но без ножек.
Есть в полоску, есть цветные,
Черно-белые, любые.

Корова ([р], [р"], [л], [л"])
Нарисую я корову
Круторогу, черноброву.
Я рога закрашу серым,
Бурым - бок, а ноги - белым.
Пусть гуляет на пригорке,
Ест траву из рук Егорки.
Много дарит молока,
Сыра, масла, творога.

Поросёнок ([р], [р"], [л], [л"])
Поросёнок говорит:
«У меня живот болит.
Я отбросов съел с утра
Три корыта, три ведра.
Там морковка, и картошка,
И редисочки немножко,
Рис, перловка и горох -
У кишок переполох!
Заурчали, заворчали!
Я в расстройстве, я в печали.
Видно, вредно есть с утра,
Повторю-ка с вечера!»

Отара ([р], [р"], [л"])
Триста тридцать три барана
Шли на речку утром рано.
Шерсть у них в колечки свита,
Сострижёшь - и свяжешь свитер

Карась ([р], [л], [л"])
Я под вербою в пруду
Карася всегда найду
И скажу ему: «Дружище,
Что ты в водорослях рыщешь?
Вылезай-ка на траву, -
Карася я позову, -
Или прыгай прямо в лодку -
Дам попробовать селёдку».

Чебурашкины мурашки ([р], [р"], [л], [л"])
По спине у Чебурашки
Так и бегают мурашки:
Знать, старуха Шапокляк
Пошутила страшно так -
И за шиворот рубашки
Сыпанула три мурашки.
Ах, как чешется она,
Чебурашкина спина.
И мурашку за мурашкой
Ловит бедный Чебурашка.

Декабрьское ([р"], [л"])
В декабре метели пели,
Прилетели свиристели.
На рябине ночевали,
Всю её переклевали,
A за ними - снегири,
Тридцать три и тридцать три.
Дверь тихонько отвори -
Вот их сколько, посмотри!
Вечереет. На заре
Снова птицы во дворе.
Залетайте поскорей:
С вами зимы веселей!

Трамвай ([р], [р"], [л"])
Трамвай по рельсам дребезжит,
Земля под рельсами дрожит,
Дрожат дома, в домах - хрусталь,
Грохочет громко рельсов сталь!

Крот ([p], [л])
Подружился с крысой крот,
Проводил её в свой грот,
Накормил подругу он
Виноградом и зерном,
На прощанье дал ромашку,
Чмокнул в серую мордашку.
Попрощался, стало грустно,
Крот уныло грыз капусту.

Компания ([р], [р"], [л])
На работе у Раисы
Вырос кустик барбариса.
A вот брат её Борис
Видел в парке кипарис.
A подруга их Лариса
Посадила три ириса.

Как птицы кота проучили ([р], [р"], [л], [л"])
Кот крадётся вдоль забора.
Этот кот - большой обжора.
Переловит всех подряд:
Воробьёв и воронят,
Снегирей, грачей, синиц.
Он - гроза и крыс, и птиц.
Раз вороны сговорились -
Проучить врага решились.
Налетели с трёх сторон -
Нет отбоя от ворон.
Всё в крови: и шерсть, и нос.
Кот бежит, задравши хвост.
С той поры он стал иной -
Птиц обходит стороной!

Оркестр на пруду ([р], [р"], [л], [л"])
К раку каракатица
На карете катится.
Только вечер наступает -
На гитаре рак играет.
У рояля стрекоза -
Изумрудные глаза.
Водомерка - первой скрипкой,
Дирижирует улитка,
А солируют лягушки -
Три зелёные подружки.

Муравейник ([р], [р"], [л], [л"])
В муравейнике под ивой
Муравьи живут красиво.
Дом их - сказочный дворец,
Каждый житель в нём боец.
С детства учатся стрелять,
Охранять царицу-мать.
А царица не прядёт -
Яйца белые кладёт.
Защищают муравьи
Яйца царские свои.
И живут в стране счастливой
Во дворце под старой ивой.

Шаровары у Варвары ([р], [р"], [л], [л"])
Средний рыжий брат Егорка
С младшим Ромой ехал с горки.
А у старшей их сестры Шаровары так пестры,
Что рябит в глазах ребят,
И в сугроб они летят.
И зачем сестра Варвара
Ходит в пёстрых шароварах?

Про трёх червей ([р], [р"], [л], [л"])
Два румяных червяка
Поцарапали бока,
Вылезая спозаранку
Из пустой консервной банки.
Третий друг в траве лежал -
Двух румяных поджидал.
И отправились втроём
Через рощу в водоём.
Там в пруду бока отмыли -
Прямо к рыбам угодили.

Радуга ([р], [р"], [л], [л"])
Радуга яркая, радуга летняя,
Добрая память дождя.
Руки раскинула врозь семицветные,
До горизонта дойдя.

Горный орёл ([р], [р"], [л], [л"])
Я рассвет встречаю на вершинах горных,
Как и подобает гордому орлу.
Распахну я пару крыльев сине-чёрных
И упругий ветер грудью разорву.
Скоро, скоро солнце всё вокруг наполнит,
И потухнет пламя рыжего костра,
А на остром крае пропасти бездонной
Задрожит от страха юная трава.

Дракон ([р] в стечениях согласных)
Дракон подрался с выдрой,
Из шкуры шерсть ей выдрал.
Как грустно выдре драной:
Саднит у выдры рана.
Прогоним мы дракона,
Чьи нравы вне закона.
Драчун просил прощенья,
Принёс ведро варенья.
И выдра прослезилась,
С драконом помирилась.
Дракон-драчун прощённый
Играл с выдрёнком чёрным.

Чёрный кот и кошка Грета ([р], [р"], [л], [л"])
Чёрный-чёрный страшный кот
Крался ночью у ворот.
В темноте горят глаза -
Он мышей и крыс гроза.
Мыши в норах затряслись,
Крысы в подпол забрались.
Кот - стрелою под забор.
Впереди - огромный двор.
Там лежит в полоске света,
Жмуря глазки, кошка Грета.
Мышкам можно не дрожать,
Крысам - смело вылезать:
Этой ночью страшный кот
На охоту не пойдёт.
Будет песни петь он Грете -
Той, что краше всех на свете.

Капустина К.В.
учитель-логопед, МБДОУ д\с 163

Занятие № 1

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Наоборот»

ра – ла шла – шра ашр - ашл

ро – шло – ошр –

ру – шлу – ушр –

ры - шлы – ышр –

лак – рак бурки – булки

лов – ров рожки – ложки

юла – Юра Прошка – плошка

Лука – рука порка – полка

укол – укор роза – лоза

5. Чистоговорки:

Лара у Вали играет на рояле.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

Занятие № 2

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Игра «Запомни и повтори»

кла-кла-кра акр-акр-акл

кла-кра-кра акр-акл-акл

кла-кра-кла акр-акл-акр

рыболов зеркало

раскладушка журнал

спортзал мармелад

полотёр крыло

5. Счёт 1 – 10 со словами: зеркало, журнал.

6. Правильно произнеси и отгадай:

Пришли мужики без топоров, срубили

избу без углов. (муравей-ник).

Махнула птица крылом, закрыла мир

одним крылом. (ту-ча).

Маленький шарик под лавкой шарит. (мышь).

Занятие № 3

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Чистоговорки:

ол-ор-ол – мы мыли пол; ар-ал-ар – в бане пар;

ор-ол-ор – у Ромы топор; ал-ар-ал – тёмный под-вал;

ло-ло-ро – у меня перо; ла-ра-ла – острая пила;

ро-ро-ло – днём светло; ра-ла-ра – на дереве ко-ра.

крокодил рассол

берлога проволока

горло километр

рулон планёрка

5. Проговаривание предложений:

Иголка, иголка, ты остра и колка.

По бревну, по брёвнышку проползла букашка,

пролетела бабочка, пропорхала пташка.

Спит медведь в своей берлоге,

Спит спокойно, без тревоги.

Занятие № 4

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

сломанное перо, парусная лодка, спелый арбуз,

круглый стол, моторная лодка, смелый командир, горный орёл, красное яблоко, сломанный карандаш,

разбитая тарелка, проворная белка, жёлтый ковёр.

4. Спряжение выражения в прошедшем времени:

сломать карандаш

выучить правила

5. Выучить (выделение из скороговорок слов со звуками Р, Л)

Как по речке по студёной

Плыл кораблик золочёный,

В ярких праздничных цветах

На весёлых парусах.

Занятие № 5

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Словосочетания:

умелые руки острая иголка

глубокая нора рассыпчатый плов

сладкий пирог яркая лампа

тёплые перчатки спелый помидор

4. Счёт 1 – 10 со словами:

сладкий пирог, яркая лампа.

5. Скороговорки:

Флот плывёт к родной земле –

флаг на каждом корабле.

Филин серый, филин старый,

а глаза горят, как фары.

Занятие № 6

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Проговаривание предложений, загадок:

Журавли курлыкают: курлы – курлы – курлы,

А коты мурлыкают: мурлы – мурлы – мурлы.

Красное коромысло над рекой повисло (радуга).

Ныряла, ныряла и хвост потеряла (иголка).

4. Выучить: «Одуванчик»

Одуванчик золотой Одуванчик золотой

Был красивый, молодой, Постарел и стал седой.

Не боялся никого, А как только поседел,

Даже ветра самого. С ветром вместе уле-тел.

Занятие № 7

1. Артикуляционная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Слоговые ряды:

лар- лор- рал- рол-

4. Словосочетания и предложения:

разбитая тарелка горькое лекарство

приятная прогулка большая радость

сильный удар жаркое лето

чёрный портфель дальняя дорога

Суп надо солить, на пол не надо сорить.

Суп надо сварить, дерево надо свалить.

5 Выучить: скороговорку:

Приготовила Лариса

Для Бориса суп из риса.

А Борис Ларису

Поупражняйтесь в чтении слогов, слов, словосочетаний, предложений, в которых одновременно встречаются звуки р-рь, л-ль .

Измените фразы по образцам на с. 7-8.

Продолжаю разговор.

Я работаю лаборантом.

Я пришел проверить результат.

Мне пригодился журнал «Лиза».

Меня радуют красивые лица.

Я решила рассказать стихотворение.

Я люблю старые мелодии.

Мне нравятся прогулки по морозному лесу.

Прочитайте тексты и постарайтесь запомнить понравившиеся вам пословицы, чистоговорки и афоризмы.

Не забывайте следить за своим произношением в быту.

Уникальные коралловые рифы мы наблюдали на Красном море в Тургаде.

Зовет за тридевять земель трубы серебряная трель.

Кривое зеркало действовало удручающе.

Оригинальную хризантему перенесли в оранжерею.

По третьей программе телевидения демонстрируется комедия с титрами для глухих зрителей.

Февраль. Достать чернил и плакать.

Писать о феврале навзрыд.

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.



(Б. Пастернак. )

Если злоба спит в твоей груди, невзначай ее не разбуди.

Человек без ремесла - как безлистая ветла.

Пусть лучше друг тебя ударит палкой, чем поцелует недруг жалкий.

Я шел по лужайке,

Гляжу - адмирал...

Я тихо подкрался к нему - и поймал.

Наконец-то поймал адмирала,

Богатой коллекция бабочек стала.

Бабушки ворчали:

Не было печали,

так родились внуки,

нам связали руки.

Сражение выигрывает тот, кто твердо решил его выиграть.

Сущность человека... благороднее и совершеннее всего выражается через... его труд и творчество.

Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

Либо пан, либо пропал. Лови ветер в поле.

Лучше маленькая рыбка, чем большой таракан.

На ловца и зверь бежит. Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.

Видел веселое - стерпи и тяжелое.

Лето - припасиха, зима - прибериха. Артель и богатыря свалит.

У деревьев - кора, у людей - лицо. Молва без крыльев, а летает.

Тигр хоть и лют, а своих тигрят не сожрет.

Правдивое слово - как лекарство: горько, зато излечивает.

Говорить легко, делать трудно. Многословие - не мудрость.

Двери милосердия трудно открыть. Легко сломать, а сделать трудно.

Труд без усилий - что суп без соли. На ловца и зверь бежит.

Чем вначале тяжелей труды, тем потом милей плоды.

Горбатого могила исправит. Глазу верь, а прибором проверь.

Лучшее лекарство - всегда говорить правду.

Родная сторона - золотая колыбель. Только трудом держится дом. .

Трус и дурак первым поднимает кулак. Ум - хорошо, а два - лучше.

С хорошим другом горы свернешь, с плохим другом горя хлебнешь.

Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.

Грош, что потом заработан, милей даровых рублей.

Хороша веревка долгая, а речь короткая. Положа руку на сердце.

Ты его за стол накрытый, а он тебя - к корыту. Правда глаза колет.

Коли нет у души зрачков, и глаза во лбу - как дырки от сучков.

Чтоб навредить - и одной руки много, чтоб добро творить -и двух мало.

Человек не станет ангелом, а репейник репой.

Скрытый бугорок невелик, а дровни может повалить.

Не перестанет лягушка квакать, не перестанет болтушка калякать.

Глубокая река молчалива, а мелкая река шумлива.

Красна гора скалой, а человек головой. В долг брать - волю терять.

Кто словом скор, тот в деле редко спор. Смелость города берет.

Корова черна, да молоко у нее бело. Бог троицу любит.

Голод - лучший повар. Горька работа, да сладок хлеб.

Долг платежом красен. Запретный плод всегда сладок.

Глаза страшатся, а руки делают. Любви все возрасты покорны.

Мал золотник, да дорог. Метать гром и молнии.

У кого что болит, тот о том и говорит. Слово - серебро, молчанье - золото.

Смотри дерево в плодах, а человека в делах.

Соловья баснями не кормят. Старая любовь не ржавеет.

Сытый голодного не разумеет. Старый - что малый.

Просо полоть - руки колоть. Пример лучше правила.

Красному яблочку червоточинка не укор.

Крысы знают крысиные тропки. Мудрость в голове, а не в бороде.

Снег холодный, а от мороза укрывает. Доброе слово окрыляет.

За правду-матку и умереть сладко. Пришла беда - отворяй ворота.

Прямо только вороны летают. Риск - благородное дело.

Творческая работа - это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд. (Островский. )

Благоразумие - лучшая черта храбрости. (В. Шекспир. )

Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом. (А. Макаренко. )

Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. (Н. Чернышевский. )

Для человека с талантом и любовью к труду не существует преград. (Л. Бетховен. )

Краткость - сестра таланта. (А. Чехов. )

Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям просторно. (Н. Некрасов. )

Капли дождя, беспрерывно сбегающие по стеклу, прокладывают бороздки, вроде маленькой тропинки в лесу. (Ж. Ренар. )

Серые и беловатые камни, желто-зеленый мох, покрытые росой кусты держи-дерева, кизила и карагача обозначались с чрезвычайной ясностью и выпуклостью на прозрачном золотистом воздухе. (Л. Толстой. )

Калиныч был человек веселого, кроткого нрава, беспрестанно напевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, прищуривал свои светло-голубые глаза; часто брался руками за свою жиденькую каштановую бородку. (И. Тургенев. )

Он [Олег] был всегда деятелен, весел и в то же время аккуратен, расчетлив, требователен. (А. Фадеев. )

Караульщик кончил работу, встряхнул свою рухлядь, приколол иголку к рукаву, сел на пушку верхом и запел во все горло старую меланхолическую песню.

Толпа дрогнула, все замерло, насторожилось! (М. Горький. )

Сверток издавал сильный запах типографской краски... Я нетерпеливо развернул бумагу и увидел два номера «Иллюстрированного листка». (А. Куприн. )

Мелкий ветер с юго-запада развел небольшую волну. Море запенилось, зазвенело. (К. Паустовский. )

Я дам вам порошок... Вы разведите его в бутылке и полощите себе горло утром и вечером. (А. Чехов. )

Моросил дождик, туман развеяло. (А.Н. Толстой. )

Басни Крылова - сокровищница русского практического смысла, русского остроумия и юмора, русского разговорного языка. (В. Белинский. )

Ветер раздул тучи, и серое небо подернулось легкой голубизной. (Г. Марков. )

Соня разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. (Л. Толстой. )

Серная кислота реагирует с окислами металлов.

Море ревело, перебрасывая волны через каменный мол. (А. Новиков-Прибой. )

Раку Гусь твердил одно:

Ты ударь клешней о дно

И на берег из реки

Вылезь, мудрость изреки!

Я послушать выйду, Рак...

Рак ответил:

Ты дурак!

(Я. Козловский. )

Трудно без друга,

Когда он потерян,

Но трудно и с другом,

Когда он неверен.

(Айбек. )

Когда нежданно вдруг

Тебя постигнет горе,

Пусть будет рядом друг -

И горе схлынет вскоре.

(Джами. )

Богатство лишь в трудах приходит к нам всегда,

Но все богатство - прах пред радостью труда.

(Фирдоуси. )

Кто в споре дружбу отвергает, себя на горе обрекает.

Бывает трудно в друга превратить врага,

Но просто, друга потеряв, нажить врага.

Усердствуй, знанья обретешь в трудах.

Пред знаньями богатства мира - прах.

(Джами. )

Добро, сколь ни было б оно мало,

Гораздо лучше, чем большое зло.

(Низами. )

Когда в стихи превращены слова,

Они - основа чар и колдовства.

(Джами. )

К работе никогда не привлекай глупца,

Хоть говорят, что труд - не дело мудреца.

(Саади. )

Богатство, власть - что б к подлым ни пришло,

У них в руках все порождает зло.

(Руми. )

Дороги, что лукавы и кровавы,

Нас не ведут к вершинам доброй славы.

(Фаррухи. )

Не золотое ложе,

Не золото венца -

Сокровищ нет дороже,

Чем слово мудреца.

Человек, что разумом высок,

Должен, чтобы золото добыть,

Все слова, как золотой песок,

Через сито сердца пропустить.

(Насир Хосров. )

Кто кровь свою прольет я закалится в горе,

Тот счастье обретет, достигнет цели вскоре.

Рубинами блистать не всем камням в горах,

Жемчужиною стать не каждой капле в море.

(Бедиль. )

Пока из знаний мудреца

Мир пользы не извлек,

Мудрец отличен от глупца

Всего на волосок.

(Зебуннисо. )

Вступить в напрасный спор мудрец

Желаньем возгорится,

И мудрости его конец:

В глупца он превратится.

(Бедиль. )

Незнанье - ствол в сердцах людей,

На нем лишь зло растет.

Тот ствол в себе сруби скорей,

Покуда зелен плод.

(Насир Хосров. )

Ты сторону прими того,

Кто в споре пострадал.

Быстрее подними того,

Кто в горе в грязь упал.

(Насир Хосров. )

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

И журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

И ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит огонь рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

(С. Есенин. )

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца...

………………………………….

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной.

(И. Бунин. )

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идет - по деревьям шагает,

Трещит по замерзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде...

Забравшись на сосну большую,

По веточкам палицей бьет

И сам про себя удалую,

Хвастливую песню поет:

«Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду за моря-окияны -

Построю дворцы изо льда.

Задумаю - реки большие

Надолго упрячу под гнет,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ...»

(Н. Некрасов )

Иной заслышит слово «ворон»,

Решает, что сказали: вор он!

И на его, конечно, счет;

А если кто проговорится

Невинным словом: «воробей»,

Он начинает сторониться,

Поймавши звуки: «вора бей!»

(Д. Минаев. )

Грач летает над рекой:

Кра-кра-кра!

Поглядите-ка, какой

Рак-рак-рак!

(А. Шибаев. )

Прочитайте эти тексты не торопясь, делая остановки там, где обозначены паузы. Подберите и отработайте самостоятельно несколько подобных текстов.

Приехав на гастроли в США /Шаляпин должен был/ пройти проверку в Нью-Йоркской таможне. //В очереди к чиновнику,/ производящему осмотр багажа,/ его узнали.//

/- Знаменитый Шаляпин, -/ сказал кто-то, - /у него золотое горло...

Услышав это, /чиновник потребовал сделать/ рентгеновский снимок «золотого горла».//

Как-то вечером /Резерфорд зашел в лабораторию.// Несмотря на позднее время, /там склонялся над приборами/ один из его учеников.//

Что вы делаете так поздно? - /спросил Резерфорд.//

Работаю, - /последовал ответ.//

А что вы делаете днем?//

Работаю, - ответил ученик.//

И рано утром тоже работаете? -//

И утром работаю, -/ смиренно подтвердил ученик,/ рассчитывая на похвалу профессора.//

Резерфорд помрачнел /и коротко бросил:/

Послушайте, // а когда же вы думаете?//

Один иностранный дипломат,/ придя на прием к американскому президенту /Аврааму Линкольну,/ застал его за чисткой ботинок.//

Как, вы, президент, - /удивился дипломат, - /и чистите себе ботинки?//

Конечно, - ответил Линкольн./ - /А вы кому чистите?//

У Виктора Гюго была срочная работа. //Чтобы лишить себя возможности отрываться от нее,/ писатель остриг наполовину голову и бороду,/ а ножницы выбросил в открытое окно.// Этим он вынудил себя /оставаться дома,/ пока волосы не отрастут,/ и поэтому смог закончить работу/ к положенному сроку.//

Английского писателя,/ путешествовавшего по Франции,/ пригласили на литературный вечер.// Чтобы скрыть незнание языка,/ он аплодировал всякий раз/, когда видел,/ что это делает его сосед.// Когда вечер окончился, /к нему подошел один юноша/ и спросил его: /«Скажите, пожалуйста, / почему вы аплодировали громче всего тогда, / когда хвалили ваши произведения?»//

Ушел Прокоп - кипел укроп,

Пришел Прокоп - кипел укроп,

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

Краб крабу сделал грабли.

Подал грабли крабу краб:

Сено грабь граблями, краб.

За деревней, за поселком

Пела, пела перепелка.

Перепел прилетел,

Перепелку перепел.

На лугу под горкой

Лежит сырок

С красивой красной коркой.

Сорок сорок в короткий срок

Съели сырок.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека - в реке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку - цап.

Забыл Панкрат дома домкрат.

А Панкрату без домкрата

Не поднять на тракте трактор.

Вот серый крот, вот серый крот,

Вот серый-серый-серый крот.

Он не красавец, не урод,

Он просто серый-серый крот.

Вез корабль карамель, Наскочил корабль на мель. И матросы две недели Карамель на мели ели.

Роя норку,

Старый крот

Разрыхлил нам

НОРКА У НОРКИ


Вылезла из норки

К знакомой норке.

В норку норкину

Норку в норке

Не нашла.

Нету норки,

Может, норка -

Возле норки?

Нет нигде,

Пропал и след.

Норка - здесь,

А норки - нет!

(А. Шибаев. )



Большая драка:

Поссорились

Два рака.

Рак пятится

Четвертый час

Хотят другие

Подраться

В этой драке,

Но тоже почему-то

Все пятятся

Зеленая рачиха

Очень тихо,

Взяв за клешню

Сынишку своего;

Она сказала:

Не могут жить

Без драки!

Но с этим

Не поделать,

Как видно,


Последующая работа над стихами и развернутыми текстами проводится для окончательного закрепления поставленных звуков в подготовленной речи. Рекомендуется стихотворные тексты заучивать наизусть, а прозаические пересказывать своими словами. Полезно подбирать по аналогии и отрабатывать самостоятельно стихи и прозу, контролируя себя в правильном произношении поставленных звуков.

Был прекрасный июльский день... С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветливо-лучезарное, мирно всплывает из-под... тучи, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман... В такие дни краски все смягчены: светлы, но не ярки; на всем лежит печать какой-то трогательной кроткости.

(И. Тургенев. )

Талант - вопрос количества.

Талант не в том, чтобы написать одну страницу, а в том, чтобы написать их триста. Нет такого романа, который не мог бы родиться в самом заурядном воображении; нет такой прекрасной фразы, которую не мог бы построить начинающий писатель. И тогда остается только взяться за перо, разложить перед собою бумагу и терпеливо ее исписывать. Сильные не колеблются. Они садятся за стол, они корпят... Вот в чем отличие людей талантливых от малодушных, которые ничего не начнут. Литературу могут делать только волы. Самые мощные волы - это гении, те, что не покладая рук работают по восемнадцать часов в сутки. Слава - это непрерывное усилие.

(Ж. Ренар. )

Совесть, если она неподкупна, скажет одно: делай! Не ищи оправдания в равнодушии других, в клевете врагов, в изнурительной болезней, в слабости друзей. Делай! Украшай землю и жизнь! Сей хлеб, если ты агроном, строй ракеты, если ты ракетчик, борись за большую правду, за добро и справедливость, если ты писатель! Делай! И ни в чем не ищи себе оправдания, если делаешь плохо!

(Г. Николаева. )

ДЕКАБРЬ САДОВОДА

Ну вот, теперь все кончено. До сих пор он рыл, копал и рыхлил, переворачивал, известковал и унавоживал, пересыпал землю торфом, золой и сажей, подстригал, сеял, сажал, пересаживал, делал отводки, опускал в землю луковицы и вынимал на зиму клубни, поливал и опрыскивал, косил траву, полол, укрывал посадки хвоей или окучивал их. Все это он делал с февраля по декабрь, и только теперь, когда весь сад завален снегом, вдруг вспомнил, что забыл одно: полюбоваться им. Некогда было.

(К. Чапек. )

ЕЩЕ О ЗВЕЗДЕ

У Венеры была манера

Появляться пред самой зарей.

Утро шло, как отряд пионеров,

По долине глухой и сырой;

И когда ее лунное тело

Пламенело сиянием линз,

Вся Земля онемело летела

Прямо в ноги, кувырком вниз;

А когда она выше взлетала,

Тая яблочком римской свечи,

Солнце шло в полыханье металла,

Расщепляя о скалы лучи.

(Н. Асеев. )

БУКВА «Р»

Если были вы картавы - значит, знали муки рта вы! Я был в юности картав, ныла бедная гортань, шарахались красавицы прославленной картавости, не раскрою рта я, и исхудал картавя! Писал стихи: «О Русь! О Русь!» Произносил: «О Гусь, о Гусь!» - И приходил на зов - о грусть! - соседский гусь, картавый гусь... От соклассников свист: «Медное пузо, гимназист, гимназист, скажи: кукуруза!» Вместо «Карл, офицер» - ныло «Кагл, офицег». Перерыл медицинские книги, я ищу тебя, эР, я зову тебя, эР, в обессиленной глотке возникни! И актер из театрика «Гамаюн» изливал над картавостью ругань, заставлял повторять: - Те-дюм деде-дюм, теде-дюм, деде-дюм - р-рюмка! Рамка! Коррунд! Каррборунд! Боррона! Как горошинка, буква забилась, виноградною косточкой силилась вылезть, и горела на нёбе она. Хорохорилась буква жемчужиной черной, по гортани рассыпанный перл... Я ходил прополаскивал горло, как борной, изумительной буквою эР! И, гортань растворивши, расщелиной трубной, я провыл над столицей трикрат: «На горе Арарат растет красный и крупный виноград, виноград, виноград!» (С. Кирсанов. )

ЗАМОК ЦАРИЦЫ ТАМАРЫ

Вардзия - так называется этот город, высеченный в скале из желтовато-розового туфа. Прошло более восьми столетий с тех пор, как строители, вооруженные всего лишь киркой и лопатой, возвели этот дворец на берегу Куры.

Это было время расцвета грузинского искусства, время поэта Шота Руставели, замечательных грузинских зодчих.

Часть замка - покои царицы Тамары. Ее спальня, конечно, выглядела в те времена далеко не так голо, как на этом снимке. В старинных книгах описывается роскошное убранство дворца, двери были окованы червонным золотом, полы и стены покрыты коврами и шкурами диких животных.

В замке было много света и воздуха. Окна были устроены с таким расчетом, чтобы улавливать даже слабые отблески света.

У жителей Вардзии всегда в достатке была вода: глиняный пятикилометровый водопровод доставлял ее из родников. На случай войны было водохранилище на тысячу ведер. В момент опасности на девяти этажах города-крепости могли укрыться от неприятеля около двенадцати тысяч жителей.

И все же замок достался врагу. Изменники провели по тайному подземному ходу войско Тахмаспа. Город был взят и разграблен.

Но, несмотря на все разрушения и сильное действие подземных вод, пещерный город и сейчас поражает своей необычной архитектурой и мастерством древних строителей.

(О. Бирзгалис. )

ИЗ ИСТОРИИ ВАЛЕНОК

Валенки ведут свою историю от войлока. А производство войлока и изделий из него возникло, вероятнее всего, вскоре после того, как человек одомашнил овцу.

Первые валенки на Руси были похожи на туфли или галоши - их делали без голенищ. Но летом в таких туфлях жарко, а зимой не особенно тепло. Поэтому со временем к туфлям стали пришивать голенища, свалянные отдельно. Красотой такая обувь не отличалась, но зато ногам было тепло. Лишь спустя примерно столетие после возникновения валяльного промысла на Руси валенки стали делать цельными. Обычно валенки подкрашивали белым мелом. Только не очень прочной была эта белизна. Обувь быстро теряла свою красоту, приобретала грязно-бурый цвет. Чтобы валенки выглядели нарядными как можно дольше, их красили в белый цвет. Для этого составляли особый красящий раствор: бутылка парного молока, полбутылки чистой воды и 40 граммов свинцовых белил (на пять пар валенок). Все это тщательно размешивали, а затем готовую краску тряпкой втирали в изделие. Окрашенные таким образом валенки сушили в теплой печке. Для щеголих Вятской губернии просто белые валенки были недостаточно хороши. Они предпочитали валенки с узорами и ягодками на голенищах. Ягодки делали из цветного сукна, а узоры вокруг них - из крашеной шерсти.

По спокойному морю вдруг пробежала потемневшая узкая полоса бесчисленных морщинок. Налетел ветер, шевельнул парус, вздул на спине Андрейки рубаху и понесся дальше вместе с мелкой рябью, темнившей светлое лицо моря.

Море покрылось пятнами ряби и вдруг почернело на необозримом пространстве от края до края. Ветер превратился в ураган и, свистя в ушах, наполнял парус. Волны шли зелеными рядами вздымающейся воды, шли, как грозная рать с белыми колеблющимися головами, и кругом настал ад. Огромные волны шли на лодку без перерыва, без отдыха. Прижимаясь к дрожавшей мачте, Андрейка расширенными глазами глядел на бунтовавшие волны, которые без числа и без конца шли на их одинокую, заброшенную лодку. Она то совсем ложилась набок, то выпрямлялась и взлетала на самый гребень. Хлеставшие через борт волны все больше заполняли лодку, и она все тяжелее взбиралась наверх.

Серафимович. )

УМИРАЮЩИЙ ГЛАДИАТОР
(Отрывок)

Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена.

А он - пронзенный в грудь - безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор...

Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

Он презрен и забыт... освистанный актер.

И кровь его течет - последние мгновенья

Мелькают, - близок час... Вот луч воображенья

Сверкнул в его душе... Пред ним шумит Дунай...

И родина цветет... свободный жизни край;

Он видит круг семьи, оставленный для брани,

Отца, простершего немеющие длани,

Зовущего к себе опору дряхлых дней...

Детей играющих - возлюбленных детей.

Все ждут его назад с добычею и славой...

Напрасно: жалкий раб, он пал, как зверь лесной,

Бесчувственной толпы минутного забавой.

Прости, развратный Рим, - прости, о край родной...

(М. Лермонтов. )

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит,

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык:

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий

Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал...

Пушкин. )

Ф.Г. Раневская: «Работаю над чем? Преимущественно над собой - симулирую здоровье».

Для тренировки, введения в речь поставленных звуков р-рь-л-ль прочтите образцы и подберите сами имена, фамилии известных людей, названия городов, государств, населенных пунктов, содержащие эти звуки.

Р РЬ Р-РЬ Р-Л Роман, Вера, Варвара, Бернард, Аркадий, Тамара, Зураб, Заур. Шекспир, Раевский, Кромвель, Крамской, Державин, Крылов, Радищев, Тургенев, Андерсен, Раневская, Врубель, Распутин. Петербург, Ровно, Тегеран, Самара, Орша, Сан-Франциско, Саратов, Бордо, Варшава, Прага, Краков, Дрезден. Аргентина, Перу, Европа, Франция, Германия, Россия, Иран, Ирак, Украина, Бурунди, Бирма, Марокко. Андрей, Дмитрий, Ирина, Борис, Мария, Кристина, Арина, Генрих, Варя, Екатерина, Орест. Горький, Рерих, Репин, Суриков, Огарев, Григ. Урюпинск, Рига, Тверь, Бухарест, Рим, Мадрид, Париж, Рязань. Африка, Америка, Австрия, Корея. Григорий, Аристарх, Кристофер, Роберт, Герберт. Рембрандт, Ремарк, Григорович, Рихтер, Ростропович, Шварценеггер. Екатеринбург, Оренбург, Краснодар, Красноярск, Армавир, Нарьян-Мар. Эльвира, Корнелия, Клара, Лариса, Рудольф, Тамерлан, Тамара, Александр, Валерий, Рауль. Леонардо-да-Винчи, Люмьер, Легран, Лютер, Равель, Лермонтов, Рублев, Рузвельт, Кромвель, Аристотель, Крылов. Александрия, Салехард, Браззавиль, Симферополь, Берлин, Ставрополь, Брюссель, Ткварчели, Ярославль, Мельбурн, Барселона, Палермо. Люксембург, Израиль, Австралия, Беларусь, Бразилия, Сальвадор, Нидерланды, Португалия.

ЗВУКИ к-г-х

ЗВУК к

Начинайте работу с четкого произношения слогов. Потом переходите к словам и фразам со звуком к. Постоянно контролируйте положение языка и губ перед зеркалом.

ка-кэ-кы-ко-ку
кабель кобра кудри автоматика далеко
каверза ковш кузница азбука молоко
казнь кожа кузов аптека широко
камень козни куль атака вприсядку
камера козырь купол балалайка вразбивку
капля кол курево ежевика всмятку
капсула колба курица физика нараспашку
карта колос курс чайка насмарку
кассета комната куст велико начеку
кыш конница кучер высоко помаленьку
бакалея замыкание закон покос оккупация
баррикада оказия знакомство частокол окулист
блокада пеликан икона волокуша опекун
бокал шакал насекомое документ секунда
великан беспокойство околица закусочная факультет
декан дракон покой молекула якут

Король умер - да здравствует король.

Обойдя корабль, мы только на камбузе увидели попа.

Каракум и Кызылкум - пустыни Туркмении.

Дверь купе отворили и протянули руку старику.

Смотрит в реку плакучая ива. Своеобразна культура Кубы.

Мы дивились кучевому облаку в форме курицы.

Николай сидел у костра и курил. XX век - век космоса.

Я поехала на Яик, села с милым я на ялик.

В лесу мы видели пересмешника, кулика и сороку.

Колокольчик синел в траве. А путь и далек, и долог [к].

На порог[к] положили мешок яблок.

Около рек есть цветок «сусак», похожий на зонтик.

В академии наук заседает князь Дундук.

И взяла она лопату, еще теплую от рук,

обернулась... и увидела подруг[к].

Наш бог - бег.

Катя и Коля пили какао и кофе. Конюх кормил коня.

Антошка, Антошка, пойдем копать картошку.