Группы диалогических умений. Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие

жественную литературу, служит тем материалом, на котором можно строить беседу и сообщать новые знания детям.

Проведение беседы требует от воспитателя подготовки. При очередном календарном планировании работы воспитатель намечает, какой программный материал по ознакомлению с окружающим целесообразнее дать детям в беседе; затем необходимо составить план последовательного хода всего занятия от начала до конца. Нужно продумать, как начать беседу, чтобы быстро собрать внимание детей и возбудить у них интерес к предстоящему занятию, активную умственную деятельность, воздействовать на их чувства. В качестве такого эмоционального средства можно использовать картину, новую для детей загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к содержанию беседы. Вот несколько примеров.

Беседу об осени можно начать показом репродукции картины Левитана «Золотая осень» (старшая группа), чтобы дети полюбовались замечательным произведением художника. Кроме того, картина оживит в их памяти те впечатления, которые они получили во время экскурсий в парк или в лес.

Началом беседы о работе почты (тоже в старшей группе) может послужить стихотворение С. Я. Маршака «Загадки» («Синий домик у ворот»).

Беседу о Москве хорошо начать показом картины, изображающей Кремль или Красную площадь, так как эти исторические места столицы известны по репродукциям каждому ребенку.

В отдельных случаях целесообразно начать беседу с вопроса, который должен вызвать в памяти детей впечатления о фактах или событиях, связанных с содержанием беседы, например:

«Дети, кто из вас ездил на поезде?»спрашивает воспитатель, начиная беседу о железной дороге.

В ходе беседы вопросы воспитателя, которые являются основным методическим приемом на этом занятии, раскрывают содержание намеченной темы и, направляя мысль детей, учат их правильно отвечать. Воспитатель должен продумать содержание и формулировку своих вопросов, чтобы они были понятны всем детям.

Если дети не понимают или неправильно понимают вопрос, то они неправильно и отвечают, т. е. дают не тот ответ, какого ожидает воспитатель. Например, воспитатель спрашивает детей:

«Какие листья на березе?» Дети отвечают: «Березовые». Между тем воспитатель хотел, чтобы дети назвали цвет листьев. Дети дали бы нужный ответ, если бы вопрос был сформулирован так: «Какого цвета листья на березе осенью?»

Чтобы добиться правильного ответа, нужно поставить вопрос четко и спрашивать детей надо о конкретных фактах и явлениях, которые им известны, по поводу которых они могут высказать какие-либо суждения.

Своими вопросами воспитатель должен направлять мысль детей на существенные, характерные признаки и явления. Нельзя задавать детям вопросы, которые им непосильны, а также такие, которые не способствуют активизации мысли. С этой точки зрения не следует задавать пяти-, шестилетним детям такие вопросы: сколько ног у коровы? Сколько глаз у кошки? Сколько ушей у кролика? и т. п. Во-первых, это детям хорошо известно; во-вторых, беседа о количестве ног, ушей, глаз, хвостов ничего не прибавляет к знаниям детей о животных. Ведь все животные имеют одинаковое количество ног, ушей и пр. Одно животное отличается от другого не количеством членов тела, а характерными их качествами, образом жизни, повадками. У кролика уши длинные; у кошки ушки маленькие, стоячие; у белки на кончиках ушей кисточки. Следовательно, правильнее задать детям вопрос о качестве внешних признаков животного: какие глаза у кошки? Какой у нее хвост? и т. п.

Все основные вопросы беседы в их логической последовательности должны быть записаны в календарном плане или в конспекте воспитателя.

При проведении беседы в зависимости от ответов детей иногда возникает необходимость задавать дополнительные вопросы, но не следует удаляться от содержания основной темы беседы.

Для уточнения представлений детей или для того, чтобы дать наглядный образ неизвестного им объекта, необходимо использовать наглядный материал: картину, игрушку, модель, предмет в натуре. Наглядный материал вызывает у детей большой интерес и речевую активность. Их высказывания в этом случае непосредственно опираются на ощущения и восприятия.

Разный наглядный материал используется по-разному: одни предметы раздаются детям (ветки деревьев, семена, предметные картинки), другие показываются воспитателем всей группе (картина, живое животное, посуда и т. п.); в последнем случае предмет по своим размерам должен быть доступен для обозрения каждому ребенку.

Наглядный материал готовится заранее и хранится так, чтобы он преждевременно не отвлекал детей. Предмет, который используется на занятии в качестве наглядного пособия, должен ярко иллюстрировать программный материал беседы.

В конце занятия полезно закрепить содержание беседы или углубить ее эмоциональное воздействие на детей. Это можно сделать разными путями, а именно: воспитатель излагает содержание беседы в кратком заключительном рассказе, повторяя самое существенное; в конце беседы проводится дидактическая игра на том же программном материале (на это отводится 35 минут); детям предлагается прочитать знакомое стихотворение или спеть песню, близкую по содержанию теме беседы; можно прочитать художественный рассказ.

Какой вариант изберет воспитатель, зависит от темы беседы, от запаса знаний детей и от времени, когда проводится занятие. Беседу об овощах можно закончить дидактической игрой «Угадай на ощупь овощи»; беседу о подготовке к празднованию Нового года можно заключить новогодней песней, которую дети уже разучили на музыкальных занятиях.

При проведении беседы воспитатель должен стремиться к тому, чтобы все дети были активными ее участниками. Для этого необходимо соблюдать следующие правила: ставить вопрос всей группе, затем вызывать одного ребенка для ответа. Нельзя спрашивать детей в том порядке, в каком они сидят. Это приводит к тому, что часть детей перестает работать: неинтересно ждать очереди, когда знаешь, что до тебя еще далеко.

Недопустимо спрашивать одних и тех же детей (наиболее бойких). Надо стараться вызывать большее количество детей хотя бы для краткого ответа на поставленный вопрос. Если же воспитатель долго разговаривает с одним ребенком, то остальные дети перестают участвовать в беседе. То же происходит, когда сам воспитатель, во время беседы много говорит о том, что детям уже хорошо известно, или без всякой нужды повторяет все, что говорят дети.

Дети во время беседы должны отвечать по одному, а не хором. Но если воспитатель ставит такой вопрос, на который у всех или у многих детей может быть один и тот же простой ответ (например, «были», «ходили»), то дети могут ответить хором.

Не следует прерывать отвечающего ребенка, если в том нет прямой надобности; нецелесообразно ценой длительных усилий «вытягивать» ответ, если ребенок не имеет необходимых знаний или еще не преодолел своей застенчивости; в таких случаях можно удовлетвориться кратким, даже односложным ответом.

Ответы детей во время беседы носят характер кратких или более или менее развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Нецелесообразно требовать от детей полного ответа. Так называемые полные ответы строятся ребенком по готовому шаблону: он повторяет все слова вопроса и присоединяет к ним ответное слово:

«Что делает кошка?» «Кошка делает... спит!» Подобная педантичность делает беседу сухой и нудной.

Дети должны отвечать достаточно громко, отчетливо, бодрым голосом. Воспитатель предлагает ребенку, если он говорит тихо, повторить ответ громко, но не кричать. «Никто не слышал, что ты сказал,должен пояснить воспитатель.Повтори громко свой ответ».

Небольшие беседы проводятся воспитателем в начале таких занятий, как рисование, лепка, дидактические игры.

При подготовке и проведении таких вступительных бесед воспитатель должен соблюдать те же правила. Беседы в развернутой форме проводятся с детьми среднего и старшего возраста.

В младшей группе беседой сопровождается рассматривание картин, живых объектов.

В младшей группе практикуются занятия в форме игры, где речевая активность детей (ответы на вопросы) занимает основное место. Это дидактические игры с куклой, которые заключаются в том, что воспитательница разыгрывает небольшую инсценировку с участием куклы, например встреча новой куклы, угощение куклы, сборы куклы на прогулку и т. п. В продолжение этой игры педагог ведет разговор с детьми от имени куклы, вставляя вопросы, замечания от себя; дети отвечают хором и по одному. Такая форма разговора соответствует детским интересам и служит прекрасным средством активизации речи детей. Они с интересом следят за всеми действиями воспитательницы, внимательно слушают, охотно отвечают и сами задают вопросы.

Проведение подобных занятий требует от педагога: предварительной подготовки. Нужно составить своего рода сценарий (т. е. план), где перечислить действующих лиц, порядок действий и речь педагога и действующих лиц.

Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность.

В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении мл

ПЛАН

1. Значение беседы, разговора воспитателя с детьми – как метода формирования диалогической речи

2. Руководство воспитателя разговорной речью детей в повседневной жизни и на различных занятиях

3. Сущность бесед и занятий, их тематика

4. Построение бесед-занятий и приемы обучения, используемые в беседе


Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.

Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь – это, прежде всего средство общения, средство высказывания и понимания. Общение, основанное не передаче мысли и переживаний, непременно требует адекватной системы средств, которой и является речь. Общение с окружающими осуществляется при помощи связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Также, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В ней отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. Также, в связной речи проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Поэтому центральной, ведущей задачей является развитие у детей связной речи. Связная речь включает в себя диалогическую и монологическую речь.

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые. К словесному методу относится беседа.

Так как беседа применяется тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена, то она наиболее эффективна с детьми старшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей.

Одной из основных задач детских образовательных учреждений является формирование и развитие у дошкольников связной самостоятельной речи, то есть умения четко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные элементы речи в единое смысловое и структурное целое.

Под связной речью понимается логическое, последовательное, грамматически правильное и образное изложение определенного содержания. В связной речи отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его.

Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Поддерживание и развитие диалога предполагает наличие умений слушать собеседника и понимать его, формулировать и задавать вопросы, строить ответ в соответствии с услышанным. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений, широкое использование внеречевых средств (жестов, мимики); большую роль в диалоге играет интонация.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).

Монолог – это высказывание, не всегда рассчитанное на словесную реакцию другого человека. Монолог характеризуется полнотой, четкостью и развернутостью высказывания. Мимика и жесты играют меньшую роль. Одной из характеристик монологической речи является ее произвольность, т.е. умение выбирать языковые средства и пользоваться теми, которые наиболее полно и точно передают смысл того, что говорится.

Владение связной монологической речью – высшее достижение речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой культуры языка, словарного состава, грамматического строя и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонетической. В каждой из этих сторон имеется программное ядро, которое влияет на организацию речевого высказывания и, следовательно, на развитие связной речи. Связность речи включает развитие умений строить высказывания разных типов: описание (мир в статике), повествование (события во времени и в движении), рассуждение (установление причинно-следственных связей).

Описание – это образец монологического сообщения в виде перечисления одновременных или постоянных признаков предмета.

Описание отличается статичностью, мягкой структурой, позволяющей варьировать, переставлять местами его компоненты. Для текстов-описаний часто используется лучевая связь, при которой объект называется, а затем каждое качество или признак объекта как лучик присоединяется к его характеристике.

Описание – констатирующая речь, в которой утверждается наличие или отсутствие каких-либо признаков предмета.

Дошкольников учат описывать игрушки, предметные или сюжетные картинки, собственные рисунки или их замысел, явления природы, людей и животных. Обучение построению текстов-описаний помогает сформировать у детей элементарные представления о структуре и функциях этих текстов. .

Повествование – это особый тип речи со значением сообщения о развивающихся действиях или состояниях предметов. Повествование динамично, для него характерен переход от одного действия или состояния к другому, т.е. действительность воспринимается в процессе изменения и развития. В повествовании действие не имеет общего предметно-пространственного объекта речи.

Дошкольники могут составлять разные типы повествований: реалистические рассказы, сказочные истории, рассказы по картинке или по серии сюжетных картинок. Работа над формированием представлений о структуре повествования развивает у детей умение анализировать структуру художественного текста и переносить усвоенные навыки в самостоятельное словесное творчество.

Рассуждение – модель монологического сообщения с обобщенным причинно-следственным значением, опирающимся на полное или сокращенное умозаключение. Рассуждение ведется с целью достижения выводов: научных, обобщенных или бытовых.

Особенно важно развитие у дошкольников умения логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать, делать выводы, обобщать высказанное, а эти умения развиваются в таком типе высказывания, как рассуждение.

Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков. Выделяются такие основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд умений, а именно: умений понимать и осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

В связной речи проявляются и как в зеркале отражаются логика суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческая устремленность и другие качества личности.

Развитие связной речи у детей выступило предметом исследования ряда психологов (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.М. Леушина, С.Л. Рубинштейн, И.А.Синицина, Д.Б. Эльконин и др.).

С.Л. Рубинштейн выделил две формы связной речи: контекстную и ситуативную. По его мнению, контекстная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания. Для того чтобы ее понять, нет необходимости специально учитывать ту частную ситуацию, в которой она производится, все в ней понятно для другого из самого контекста речи.

Автор отмечает, что речь маленького ребенка сначала отмечается обратным свойством: «Она не образует такого связного смыслового целого – такого «контекста», чтобы на основании только его можно было вполне ее понять; для ее понимания необходимо было учесть ту конкретную, более или менее наглядную ситуацию, в которой находится ребенок и к которой относится его речь. Смысловое содержание речи становится понятным, лишь будучи взято совместно с этой ситуацией: это ситуативная речь».

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующее развитие речевой культуры будет опираться та тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, уровень рассказывания определяет готовность ребенка к школьному обучению (недаром самостоятельное составление рассказа является надежным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приему детей в школы и другие образовательные учреждения: лицеи, гимназии, колледжи и пр.). Во-вторых, от качества связной речи впрямую зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений, сочинений и пр. И наконец, в-третьих, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т.д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. 1:65]

Диалогическая форма речи, являющаяся первичной естественной формой языкового общения, состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменять значение слова. Диалог характеризуется сменой высказываний двух или нескольких (полилог) говорящих на одну тему, связанную с какой-либо ситуацией.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть неполной, сокращенной, иногда фрагментарной.

В диалоге представлены все разновидности повествовательных (сообщение, утверждение), побудительных (просьба, требование), вопросительных (вопрос) предложений с минимальной синтаксической сложностью, используются частицы и междометия, которые усиливаются жестами, мимикой, интонацией.

Для диалога характерны: разговорная лексика и фразеология; краткость, недоговоренность, обрывистость; простые и сложные бессоюзные предложения; кратковременное предварительное обдумывание. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора. Речевые клише облегчают ведение диалога.

В спонтанном диалоге репликам не свойственны сложные предложения, в них встречаются фонетические сокращения, неожиданные формообразования и непривычные словообразования, а также нарушение синтаксических норм. Вместе с тем именно в процессе диалога ребенок учится произвольности высказывания, у него развивается умение следить за логикой своего высказывания, т.е. в диалоге зарождаются и развиваются навыки монологической речи.

Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Умение общаться со сверстниками диалогически – весьма важная сторона социального, личностного развития ребенка, источник развития его речи, становления коммуникативной компетенции, важная сфера самодеятельной активности, саморазвития.

Практика работы показала: так называемое свободное воспитание оказывает благотворное влияние не на всех детей. Если одни – активные, ищущие – умеют вовлекать взрослого в свою орбиту, легко находят для себя интересное дело, легко вступают в контакт со сверстниками, то другие, - а их большинство, - страдают в силу своей инертности, недостаточной собственной активности, неспособности конкурировать с лидерами. Поэтому, умению вести диалог со сверстниками – важнейшей сфере коммуникативной самодеятельности – необходимо учить.

Необходимо развивать у детей умение строить диалог (спросить, ответить, объяснить, попросить, подать реплику, поддержать) с использованием разнообразных языковых средств в соответствии с ситуацией. Для этого проводятся беседы на различные темы, связанные с жизнью ребенка в семье, детском саду, с его отношениями с друзьями и взрослыми, его интересами и впечатлениями.

Можно выделить несколько групп диалогических умений:

Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Беседа - диалогический метод обучения, который пред­полагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Задача пе­дагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива.

Беседа относится к наиболее старым методам дидактичес­кой работы. Ее мастерски использовал еще Сократ. Ведущая функция данного метода - побуждающая, но с не меньшим ус­пехом он выполняет и другие функции. Нет метода столь раз­ностороннего и эффективного во всех отношениях. Сущность беседы состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализа­ции (припоминанию) уже известных им знаний и достичь ус­воения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений. Достоинства бесе­ды еще и в том, что она максимально активизирует мышление, служит прекрасным средством диагностики усвоенных знаний, умений, способствует развитию познавательных сил учащихся, создает условия для оперативного управления процессом позна­ния. Велика также воспитательная роль беседы.

Этические беседы имеют целью воспитание нравствен­ных чувств, формирование нравственных представлений, суждений, оценок. Темы этических бесед могут быть такие:

«О вежливости», «Как вести себя дома и на улице», «О друге и дружбе», «Моя любимая бабушка» и др. Этическую беседу целесообразно соединять с чтением художественно­го произведения, показом иллюстративного материала демонстрацией фильма.

По дидактическим целям выделяют беседы вводные и обоб­щающие (итоговые). Назначение вводной беседы - подгото­вить детей к предстоящей деятельности, наблюдению. С этой целью педагог выявляет опыт детей, актуализирует те зна­ния, которые станут основой для восприятия новых объек­тов, явлений, вызывает интерес к предстоящей деятельности, ставит практические или познавательные задачи.

Обобщающая (итоговая) беседа проводится с целью сум­мирования, уточнения, систематизации знаний, приобре­тенных детьми по той или иной теме образовательной ра­боты на протяжении достаточно большого отрезка време­ни., как рассказы педаго­га и детей, чтение стихотворений, слушание музыки, ком­ментирование наглядного материала.

Достаточно сложный (для ребенка) метод обучения речи – это метод разговора, его еще называют методом вопросов и ответов, методом беседы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но не одно и то же, а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту.

Вопросы организации беседы разрабатывались многими педагогами. Мысль о том, что беседа с детьми является школой для развития детской мысли, подчеркивалась в работах Н.И. Новикова, Ф.М. Достоевского, К.Д. Ушинского. В отборе содержания для разговоров с детьми они рекомендовали руководствоваться принципом доступности – идти от близкого к более далекому, от простого к сложному.

Главное дело в том, чтобы говорить с ребенком о том, что у него беспрестанно перед глазами, за что он, так сказать, может ухватиться руками.

В педагогической системе К.Д. Ушинского особе внимание отводится методике построения бесед с детьми. Среди различных методов обучения он особое внимание отводит сократическому или спрашивающему методу. По его мнению, беседа служит не для передачи новых знаний, а для «более яркого разъяснения и толкования уже объясненного». Эффективность беседы, по словам К.Д. Ушинского, зависит от того, насколько правильно педагог формулирует вопросы, в какой последовательности он задает их детям, в какой степени участвуют все дети в беседе и, наконец, от того, как реагирует педагог на ответы детей.

В работах Л.К. Шлегер и С.Т. Шацкого можно найти богатый материал для бесед на природоведческие темы (растения, животные, сезонные явления).

Авторы высоко оценивали беседу как метод развития речи: «Беседами направляется мысль ребенка, они дают возможность ему отобрать путем припоминания факты из своего запаса, которые подходят к предмету разговора, и сосредоточить на нем свое внимание. Наводящие вопросы заставляют мысль работать в определенном направлении».

В дошкольной лингводидактике впервые на роль бесед в развитии речи детей обратила внимание Е.И. Тихеева.

Она писала: «Свободная непринужденная беседа, осмысленная ценностью и значительностью ее содержания, является одним из могущественных факторов развития речи детей».

Е.И. Тихеева предлагала проводить с детьми беседы на общественно-политические темы, по вопросам этики и культуры, о явлениях природы и жизни детей. Она разработала ряд методических приемов руководства беседой, которые применяются в современной практике дошкольного воспитания.


ЛИТЕРАТУРА

1. А. М. Бородич, «Методика развития речи детей», М., 1981 г.

2. Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста», М., 1976 г.

3. Е.И. Тихеева «Развитие речи детей», 1981 г.

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель:

План проведения педсовета

1. Теоретическая часть:

1.1. Выступление заместителя заведующего по УВР "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста".

1.2. Аналитическая справка о результатах тематического контроля "Выполнение программных требований по разделу «речевое развитие». Посещение занятий, анализ планов. Промежуточная диагностика. Уровень речевого развития детей" - заместитель заведующего по УВР

1.3. Консультация для педагогов "Современные образовательные технологии для развития связной речи дошкольников".

2. Практическая часть:

Деловая игра для педагогов.

3. Разработка решений педсовета.

Ход педсовета

Слайд 1.

Упражнение для педагогов "Подарок"

Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т.п.).

Теоретическая часть.

Слайд 2.

Цель:

Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ.

Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Слайд 3.

Актуальность проблемы речевого развития

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период.

В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию.

Слайд 4.

Условия успешного речевого развития.

1.В дошкольном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

Сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

Сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

Речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

Наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:

Сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

Помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

Обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);

Знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

Учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

Учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:

Поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

Организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

Стимулируют детей комментировать свою речь;

Упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.

Слайд 5.

Современные образовательные технологии

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Развитие устной монологической речи в дошкольном возрасте закладывает основы успешного обучения в школе.

Здоровьесберегающие технологии (физминутки, подвижные игры, минутоки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа (точечный массаж) и др.).

Игровые технологии (н астольно-печатные игры, сюжетно-дидактические игры-инсценировки, игры с дидактическими игрушками моторного характера (игры с вкладышами, разборными шарами, башенками), дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр)

Метод наглядного моделирования

Сдайд 6

К методам наглядного моделированияотносится мнемотехника.

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Слайд 7

Мнемотехника помогает развивать:

ü ассоциативное мышление

ü зрительную и слуховую память

ü зрительное и слуховое внимание

ü воображение

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы). Например, в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания и т.п.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовуюплан - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Слайд 8

Пример мнемотаблицы

Слайд 9

Попробуйте узнать, что за стихотворение закодировано на слайде.

Слайд 10

Методика формирования умений и навыков связной речи В.К.Воробьевой включает в себя разделы:

ü Формирование ориентировочных умений по выделению существенных признаков рассказа.

ü Знакомство с правилами строения рассказа (правило смысловой связи предложения; правило лексико-синтаксической связи предложения).

ü Закрепление усвоенных правил в самостоятельной речи детей.

Слайд 11

Составить рассказ по схеме

Слайд 12

Т.А.Ткаченко процесс формирования и развития связной речи с применением наглядности и моделирования плана высказывания разделен на несколько этапов:

ü Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию.

ü Составление рассказа по следам продемонстированного действия.

ü Пересказ текста с использованием магнитной доски.

ü Пересказ текста с наглядной опорой на серию сюжетных картин.

ü Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картин.

ü Пересказ текста с наглядной опорой на одну сюжетную картину.

ü Составление рассказа по одной сюжетной картине.

Слайд 13

Методика коллаж Т.В. Большева

Слайд 14

Мнемотехника помогает:

ü Обогащать словарный запас.

ü Обучать составлению рассказов.

ü Пересказывать художественную литературу.

ü Отгадывать и загадывать загадки.

Слайд 15

Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

Какие умения развиваются в диалоге. (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)

Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. (рассказ повествование)

С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

Ведущий прием для активизации речи и мышления. (образец воспитателя)

Слайд 16

Задание: Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард (Африка). /яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) /шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) /В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот (Германия) /Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) /Язык до Киева доведет/

Слайд 17

Задание: объясни выражения

В нашем языке существуют устойчивые выражения, которые называются идиомами, они не определяются значениями входящих в них в них слов. Например, выражение «держать язык за зубами» означает – помалкивать.

Слайд 18

Обогащают и оживляют русский язык народные пословицы и поговорки. Они прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладевать родным языком. Они короткие, четкие, полны глубокой, выработанной веками мудрости. Пословицу можно использовать в любой ситуации.

Слайд 19

Слова противоположные по смыслу называются антонимами.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок

Пес без шапки - Кот в сапогах

Красные усы – Синяя борода

Красивый цыпленок – Гадкий утенок

Серебряная курочка – Золотой петушок

Черная туфелька – Красная шапочка

Слайд 20

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Слайд 21

На тему любви:

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

На тему жизни:

Активная, бурная.

Воспитывает, развивает, учит.

Дает возможность реализовать себя.

Искусство.

Слайд 22

Составить синквейн на тему педсовета

Слайд 23

Подведение итогов и награждение победителей

Слайд 24

Правила для смелых и упорных педагогов

ü Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.

ü Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.

ü Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.

ü После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.

ü Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Слайд 25

Решение педсовета.

1. Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей:

Пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года)

Оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц).

Использовать в практике работы модели и схемы по развитию связной речи дошкольников.

2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственный заместитель заведующего по УВР, анализ календарных планов ежемесячно)

3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственные заведующий д/с, заместитель заведующего по УВР - посещение НОД в группах)

4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

Литература.

1. Голицина Н.С. "Система методической работы с кадрами в ДОУ" - Изд. Скрипторий: Москва 2006 г.

2. Елжова Н.В. "Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ" - Изд. 2-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008 г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» 6/ 2009

4. Журнал «Дошкольное воспитание» 11/ 2009

5. Ребенок в детском саду №3 2010 г.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педсовет «Особенности современных форм, методов работы в ДОУ по развитию речи дошкольников»

Цель педсовета: Активизация форм повышения квалификации педагогов ДОУ. Систематизация знаний педагогов об особенностях современных форм и методов работы по развитию речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов. Обучение дошкольников родному языку должно стать одной из главных задач в подготовке детей к школе. Главной задачей развития связной речи ребёнка в дошкольном возрасте является совершенствование монологической речи. Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей.

Условия успешного речевого развития. 1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками. 2. Владение педагогом правильной литературной речью. 3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями. 4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей. 5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи. 6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей. 7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции. 8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями. 9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы. 10. Поощрение детского словотворчества.

Современные образовательные технологии

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному

Мнемотехника (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как: 1. Развитие связной речи; 2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации); 3. Развитие мелкой моторики рук; 4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения. www.themegallery.com

МНЕМОТАБЛИЦЫ На дворе звенит капель, по полям бежит ручей, на дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи после зимней стужи. Пробирается медведь сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, и зацвёл подснежник. «Весна»

«Новый Год» Встали девочки в кружок, встали и примолкли. Дед Мороз огни зажёг на высокой ёлке. Наверху - звезда, бусы в два ряда. Пусть не гаснет ёлка, пусть горит всегда!

Методика развития связной речи В.К. Воробьевой (картографическая схема) Используется слуховая, зрительная, ассоциативная память. Из текста выбираются предметы, они становятся ориентирами рассказа. Составляется предметно-графическая схема или план. Стрелки обозначают действия. Пересказ составляется с опорой на данный предметно-графический план. Для обогащения пересказа признаками, в план вводятся новые обозначения: существительное - наречие - www.themegallery.com

Рассказ «Зима» (по методике В.К. Воробьевой) www.themegallery.com

Предметно-схематические модели Т.А.Ткаченко www.themegallery.com Схема описания и сравнения посуды

Методика коллаж Т.В. Большева www.themegallery.com

«Болтунишка»http://www.boltun-spb.ru/mnemo_all_name.html Мнемотехника www.themegallery.com

Практическая часть www.themegallery.com Задание: игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Назовите формы речи. Какие умения развиваются в диалоге. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи. Назовите структуру повествования. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? Ведущий прием для активизации речи и мышления.

Задание: Переведите пословицы на русский язык Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает. Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь. Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся. Молчаливый рот - золотой рот (Германия) Слова - серебро, а молчание – золото. Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведет.

Задание: объясни выражения Дело в шляпе Все в порядке Плясать под чужую дудку Действовать не по собственной воле Как на иголках Состояние крайнего волнения, беспокойства Чесать язык Болтать попусту Морочить голову Отвлекать от основного дела пустыми разговорами

Задание: назвать полностью пословицу (по 2 данным словам) Семья – душа Вся семья вместе, так и душа на месте. Доме – стены В своем доме и стены помогают. Перьем – ученьем Красна птица перьем, а человек ученьем. Кормит – портит Труд кормит, а лень портит. Время – час Делу время, потехе – час. Тепло – добро При солнышке тепло, при матери добро.

Задание: каждое слово замени противоположным и получи название сказок Пёс без шапки Красные усы Красивый цыплёнок Серебряная курочка Чёрная туфелька

Примеры синквейна На тему любви: Любовь. Сказочная, фантастическая. Приходит, окрыляет, убегает. Удержать ее умеют единицы. Мечта. На тему жизни: Жизнь. Активная, бурная. Воспитывает, развивает, учит. Дает возможность реализовать себя. Искусство.

Синквейн Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка - одно слово- резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. www.themegallery.com

Подведение итогов и награждение победителей

Правила для смелых и упорных педагогов www.themegallery.com Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче. Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства. Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла. После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным. Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.

Решение педсовета Продолжать создавать в ДОУ условия для развития речи детей: - пополнить группы дидактическими играми по развитию речи (ответственные воспитатели групп, срок в течение учебного года) - оформить стенды для родителей "Развитие связной речи дошкольника" (ответственные педагоги групп срок - апрель месяц). 2. Отражать в календарных планах индивидуальную работу по развитию связной речи детей. (ответственные заместитель заведующего по УВР, анализ календарных планов ежемесячно) 3. Для повышения уровня развития связной речи использовать эффективные формы работы. (ответственный заведующий д/с, заместитель заведующего по УВР - посещение НОД в группах) 4. Провести в группах родительские собрания по теме "Развитие речи дошкольника"

Спасибо за внимание!


Диалогическое общение предполагает ряд определённых умений, развитием которых учитель должен планомерно и настойчиво заниматься.

Осознание и умение чётко определить свою речевую задачу связано с тем, что, вступая в общение, ученик должен чётко знать, чего он хочет достичь: уговорить, убедить, проинформировать, узнать мнение по какому-то интересующему вопросу, посоветовать что-либо. Именно речевая задача определяет функциональный характер диалога.

Умение планировать ход беседы заключается в том, что каждый из участников коммуникации организовывает цепочку своих реплик в диалоге так, чтобы оптимальным путём достичь реализации своей задачи (с учётом вероятной реакции партнёра).

В реальном диалогическом общении реплика партнёра может в большей или меньшей степени соответствовать прогнозируемой или совсем ей не соответствовать. Это вынуждает говорящего к частичной спонтанной перестройке своей программы по ходу общения. Частичная перестройка возможна путём введения новых, ранее не запрограммированных, речевых поступков или исключения запланированных. Она может быть также связана с временным переходом инициативы к речевому партнёру.

Умение захватывать и перехватывать инициативу общения связано с тем, что на каждом участке диалога инициатива может быть в руках одного из собеседников, речевая задача которого является в это время превалирующей, ведущей. Зачастую задачи обоих партнёров не совпадают. Знание правил захвата и перехвата инициативы и соответствующие умения играют важную роль при обучении ДФО.

С умением захвата и перехвата инициативы связано такое важное умение речевого этикета, как умение предоставить партнёру возможность реализовать свою речевую задачу, содействовать этому. Это связано с такой особенностью диалогического общения, как временное подчинение одного собеседника другому, - тому, кто является инициатором на данном отрезке диалога.

Перечисленные пять умений касаются структуры диалога в целом. Планомерное развитие этих умений возможно на специальном этапе обучения диалогическому общению, где ученик имеет дело не с микро-диалогами на уровне двух-трёх реплик, а с более крупными диалогическими текстами, в рамках которых возникает необходимость в стратегическом планировании, в захвате и перехвате инициативы.

Следующие три умения можно развивать как на уровне микро-, так и на уровне макродиалогов, т.е. как на специальном так и на неспециальном этапах обучения ДФО.

Умение адекватно ситуации реагировать на реплику собеседника связано с выбором такого функционально детерминированного речевого поступка, который бы сочетался с функциональной направленностью реплики-стимула в соответствии с ситуацией. Например, в зависимости от ситуации на просьбу могут быть следующие реакции: обещание, отказ, запрос, совет, т.д.

Умение спровоцировать тот или иной речевой поступок связано с тем, что говорящий должен уметь подавать такие реплики-стимулы, на которые могли бы последовать реплики-реакции желаемой функциональной направленности. Так, если первый собеседник хочет, чтобы второй пообещал ему что-то, он может подать реплику-просьбу. В реальном общении на просьбу, конечно, может быть и реакция-отказ, но в упражнениях свобода выбора, детерминированность реакций и стимулов регулируется характером установки.

Умение функционального манипулирования внутри одной реплики на уровне нескольких речевых поступков связано с умением подавать распространённые, сложные реплики. Распространение реплик может идти по различным направлениям, быть сочетанием нескольких речевых поступков, соответствующих одной речевой задаче.

На неспециальном этапе обучения ДФО развитие умений 6, 7, 8, выступает в качестве сопутствующей задачи в УРУ, направленных в первую очередь на формирование лексических, грамматических и произносительных навыков. Например, для урока формирования грамматических навыков основной целью является формирование названных навыков, а сопутствующей задачей может быть определённое умение ДФО, а именно умение на уровне микродиалога адекватно ситуации реагировать на реплику собеседника, либо умение спровоцировать тот или иной речевой поступок, либо умение функционального манипулирования внутри одной реплики.

Григорьева Наталья
Семинар-практикум для педагогов «Речевое развитие»

Цель : Создание определенного психологического настроя для расположения участников к восприятию информации, активизации познавательной деятельности педагогов через проблемную мотивацию.

Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения

Игровой форме систематизировать знания педагогов по проблеме формирование связной речи детей.

Ход семинара

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно . В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач .

Проблема развития речи является одной из актуальных.

Причины низкого уровня речевого развития :

Половина детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки :

короткие связные высказывания;

непоследовательность при передачи содержание знакомого текста;

уровень информативности высказывания очень низкий и т. д.

Мне хотелось бы отметить, что очень важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста играет и культура речи педагога , задавая детям образцы правильной литературной речи.

(Предложить педагогам разделиться на 2 команды)

Задание 1.

"Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Объяснить понятие речь.

Ответы педагогов

(Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения.

Речь – это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга.)

Задание 2.

Вопросы к педагогам (по выбранным билетам)

1. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)

2. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)

3. Какие умения развиваются в диалоге ? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

4. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

5. Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка )

6. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени . (рассказ повествование)

7. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

8. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)

9. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)

10. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

11. Ведущий прием для активизации речи и мышления. (вопросы педагога )

12. Какой должна быть речь педагога ? (грамотной, эмоционально насыщенной, образной, и т. д.)

Подведение итогов

Задание 3.

Вопрос к педагогам

Переведите пословицы на русский язык

Сын леопарда - тоже леопард.

/яблоко от яблони недалеко падает/

Верблюда под мостом не спрячешь.

/шила в мешке не утаишь/

Бойся тихой реки, а не шумной.

/В тихом омуте черти водятся/

Молчаливый рот - золотой рот.

/Слова - серебро, а молчание - золото/

Тот не заблудится, кто спрашивает.

/Язык до Киева доведет/

Ошпаренный петух от дождя убегает.

/Обжегшись на молоке, дует на воду/

Подведение итогов

Задание 4.

Словесная карусель.

Командам дается карточка в которой на одной стороне написано три слова к которым надо подобрать по три синонима, а на другой стороне написаны пять слов к которым надо подобрать антонимы.

Синонимы :

Смелый – бесстрашный, храбрый, отважный.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный.

Большой – огромный, колоссальный, громадный.

Дискуссия – спор, диспут, прения.

Грусть – тоска, печаль, кручина.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Антонимы :

Маленький – большой.

Сладкий – горький.

Легкий – тяжелый.

Узкий – широкий.

Высокий – низкий.

Темный – светлый.

Твердый – мягкий.

Теплый – холодный.

Быстрый – медленный.

Громкий – тихий.

Подведение итогов

Мы уже говорили с вами, что речь педагога должна быть грамотной, эмоционально насыщенной и сейчас я предлагаю вам проверить свою речь.

Юмористическая пауза. Упражнение "Шушаника Минична"

Упражнение выполняется в кругу. каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева : Скажите пожалуйста, как вас зовут? Тот читает имя на карточке, например "Шушаника Минична". В ответ на это первый участник дожжен ответить любой фразой. При этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например, очень приятно Шушаника Минична с вами познакомиться или какое у вас необычное имя, красивое имя. После этого Шушаника Минична задает вопрос своему соседу слева "представьтесь, пожалуйста" и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдет до первого участника.

Глориоза Провна Эннафа Варсонофьевна

Вивиана Ионична Маркелина Ермилинична

Феосения Патрикеивна Геновефа Иркнеевна

Беата Нифонтовна Домитилла Ювенальевна

Антигона Маевна Препидигна Аристидовна

Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна

Нунехия Амфиохъевна Вевея Вуколовна

Геласия Доримедонтовна Иовилла Иеронимовна

Агафоклия Наркисовна Кетевань Варнавична

Рипсимия Флегонтовна Фессалоникия Якубовна

Подведение итогов

Задание 5.

Вопрос к педагогам

Что такое «моделирование» ? Как ещё можно назвать? (мнемотехника)

(Моделирование дает возможность изменить сам подход к вопросу обучения и воспитания дошкольников.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному :

Воробьева Валентина Константиновна называет эту методику сенсорно-графическими схемами,

Ткаченко Татьяна Александровна – предметно-схематическими моделями,

Глухов В. П. – блоками-квадратами,

Большева Т. В. – коллажем,

Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа)

Для чего нужны мнемотаблицы-схемы?

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей . Их используют для :

Обогащения словарного запаса,

При обучении составлению рассказов,

При пересказах художественной литературы,

При отгадывании и загадывании загадок,

При заучивании стихов

В последовательности одевания и раздевания

При дежурстве

При работе в центре познавательно-исследовательской деятельности

По нравственному воспитанию

По трудовому воспитанию

На физ. воспитании

На прогулке

Мнемотехника многофункциональна. На основе их можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований :

Задание 6.

Изобразите любую пословицу или любое стихотворение с помощью схемы.

Подведение итогов

Задание 7.

Установлено, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, соблюдению речевых пауз , формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает и ускоряет запоминание стихов. Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка» при помощи движений.

Раз – присядка (показать 1 указательный палец левой руки, присесть, руки на пояс,

Два – прыжок (2 пальца показать на левой руке и выпрыгнуть вверх)

Это заячья зарядка (руки развести перед собой в стороны, потом ладони прижать к голове, изобразить уши зайца).

А лисята как проснутся (рукой показываем пышный лисий хвост, потом трём руками глаза – просыпаемся,

Любят долго потянуться (потягиваемся,

Обязательно зевнуть (зеваем и прикрываем ладонью рот,

Ну и хвостиком вильнуть (покачиваем бедрами из стороны в сторону) .

А волчата – спинку выгнуть (оскал зубов и прогибание спины)

И легонечко подпрыгнуть (прыжки) .

Ну, а мишка косолапый (руки согнуты в локтях, ноги расставить и слегка присесть,

Широко расставив лапы (переступание с ноги на ногу,

То одну, то обе вместе (поднимаем ногу и приставляем к другой,

Долго топчется на месте (переступаем с одной ноги на другую) .

А кому зарядки мало (разводим руки в стороны перед собой)

Начинаем всё сначала (руки на пояс!

Подведение итогов

Задание 8.

Какую роль играет семья в формировании речи ребёнка?

(Варианты ответов.)

С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Речь взрослого является эталоном для ребёнка.

(Составление памятки для родителей)

Факторы успешного речевого развития

(памятка для родителей)

*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.

*Создавать условия для общения с другими детьми.

*Речь взрослого – пример для подражания.

*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи .

*Совместные игры взрослого и ребёнка.

*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.

*Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему» .

*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

*Рассказывание стихов руками.