Методика совмещение вырезов. Лекции по "психодиагностика"

Научно - познавательное

Пояснительная

Программа рассчитана на 2 часа в неделю. Занятия ориентированы на интересы и возможности детей, предполагают максимальную гибкость содержания. Содержание занятий отобрано исходя из потребностей изучения тем по обязательной программе по предметам, с учетом особенностей познавательных интересов и возможностей детей. Поэтому структуру программы представляют три блока: блок по развитию кругозора (русский язык , математика, окружающий мир, литературное чтение), блок по развитию интеллектуальных способностей, блок по развитию творческого потенциала личности ребенка. На занятиях дети приобретают мыслительные и исследовательские умения. Дети учатся:

    анализировать сравнивать рассматривать проблему с разных сторон доказывать проверять вести диалог работать в малых группах, парах составлять план собирать информацию

В первый год развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения, творчества проходило преимущественно в игровой деятельности детей. Игра – основной вид деятельности детей первого года обучения в школе.

В дальнейшем занятия направлены на развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой . Учащиеся привлекаются к исследовательской, творческой и проектной деятельности . Формируется аналитическое и критическое мышление учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Цели работы

    создание благоприятных условий для развития детей в интересах личности, общества и государства;

· выявление и поддержка способных и одаренных детей, раскрытие их индивидуальности, развитие целостного миропонимания, творческого и системного мышления.

Задачи

· предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, через самостоятельную работу:

· проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности:

· установление сотрудничество детей, родителей и педагога в развитии творческих способностей учащихся.

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

Часов

1 год

Диагностика восприятия у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития слухового восприятия, внимания, памяти, восприятия пространства, координации движений.
    Методика «Совмещение вырезов»

Диагностика внимания у младших школьников.

    Подвижные игры и упражнения для развития внимания, быстроты реакции, ориентационных способностей, зрительно-моторной координации у младших школьников.

Игры «У кого мяч?», «Нос, пол, потолок», «Лесные игры», «Волшебное слово», «Буква заблудилась», «Закончи рисунок», «Соедини точки» и др.

    Методики «Треугольник», «Найди и вычеркни»

Диагностика памяти у детей 7-8 лет.

    Подвижные игры и упражнения для развития памяти, внимания, совершенствования двигательной, моторной памяти у детей 7-8 лет.

Игры «Скопируй позу», «Отгадай и запиши», «Вернись на место», «Продолжи закономерность», «Запомни и повтори» и др.

    Методика «10 слов»

Диагностика мышления у младших школьников

    Подвижные игры и упражнения для развития мышления у младших школьников.

Игры «Рыбы, птицы, звери», «Веселая олимпиада», «Существительное, прилагательное, глагол», «Буквы, цифры, слова – невидимки», «Успей хлопнуть!», «Грамматическая арифметика», «Вставь заплатку» и др.

Методика «Матрица Равенна»

Диагностика воображения

Игры «Угадай», «Представь себе», «Замри», «Придумай и покажи», «Классный театр», «Мохнатая азбука» и др.

    Методика «Предложения»

Тренировочные занятия по включению детей в исследовательскую деятельность .

Темы занятий:

    «Секреты русского языка», (шарады, кроссворды, метаграммы) «Мир чисел» (установи закономерность, числовые головоломки).

Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты. Математические игры

· «Мир фантазии». Придумывание историй.

· «Тайна растений» Викторины по окружающему миру

Олимпиада эрудитов

Самостоятельные учебные исследования

Темы исследований:

    «Лексика и фразеология», «Речевое творчество». Палиндромы. Чайнворды. Ребусы. «В мире задач». Группирование по одному и нескольким признакам. Экология. В мире животных. Сказочные дебри. Придумывание сказок.
    Мир линий. Долина знаков

· Лексика и фразеология .

    Я – частичка природы
    Веселая грамматика Прибаутки, потешки, побасенки

Тренировочные занятия по включению детей в проектную деятельность. Групповые краткосрочные проекты:

Исследовательская практика.

· Как устроены слова.

· Задачи на поиск закономерностей (нахождение последовательностей).

· Учимся формулировать определения. Учимся выражать мысли другими словами.

· Игры: Часы. Исправляем ошибки. Пишем предложение.

Интеллектуальный марафон

Исследовательская практика.

· Секреты дедушки Корня. Слова-родственники. Кто командует корнями? Корень и «главное» правило или «Не лезьте за словом в карман!». «Пересаженные» корни.

· Числовые головоломки. Числовые лабиринты. Числовые шарады, метаграммы, логогрифы. Числовые загадки. Кросс – суммы и волшебные квадраты.

· Выражение. Построение сообщения по алгоритму.

Фантастические исследования

· Если бы …

Наблюдения, эксперименты, исследования

· Детское словотворчество.

· Способность рассуждать.

Оформление мультимедийных презентаций

Защита проектов и исследований

Интеллектуальный марафон

Технологические основы выполнения и анализа интегрированных работ

· Способность комбинировать.

· Способность анализировать.

· Речевое творчество. Мир фантазии.

· Тренинг мышления и памяти.

· Тренинг внимания.

· Детское творчество

Ожидаемый результат

Выпускник начальной школы, обладающий

· устойчивым вниманием,

· развитым воображением,

· способностью исследовать и анализировать информацию,

Методика "Часы" для изучения пространственных признаков восприятия

Цель: изучить восприятие пространственных признаков и дать их оценку.

Стимульный материал: бланк для методики "Часы", секундомер, ручка или карандаш.

Инструкция испытуемому: "Перед вами бланки, на которых ряды ци­ферблатов со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси в необычном положении. Нужно, ориентируясь только на одну цифру, показываю­щую какой-нибудь час, определить время на каждом циферблате. Бланки вращать не разрешается, положение часов нужно представлять мыс­ленно. Ответы пишите следующим образом: № задания и ответ, следуя по строчкам слева направо. Работать 8 минут."

Ход исследования. Испытуемый выполняет задание в соответствии с инструкцией и заносит свои ответы в бланк.

Бланк для ответов

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.
8. 9. 10. 11. 12. 13. 14.
15. 16. 17. 18. 19. 20. 21.
22. 23. 24. 25. 26. 27. 28.
29. 30. 31. 32. 33. 34. 35.
36. 37. 38. 39. 40. 41. 42.

Анализ результатов

Уровни восприятия пространственных признаков:

1-3 балла - низкий; 4-7 баллов - средний; 8-9 баллов - высокий.

Тема 1.5. Внимание и память

Методика Мюнстерберга для изучения избирательности внимания

Цель: определить уровень избирательности внимания.

Стимульный материал: тестовый бланк, карандаш и секундомер.

Инструкция испытуемому: Вам будет дан тест с напечатанными в нем построчно буквами и словами. Отыщите и подчеркните в нем слова. Старайтесь не пропустить ни одного слова и работайте быстро, так как время фиксируется".

Тестовый бланк

бсолнцевтргшоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч ягшгцпро- куроргцрсеабестеорияентсджзбьамхоккейтронцыуршро фшуйгзхтелеви- зорболджшзхюэлгшьбпамятьшогхеюжиидрошлптсл хэнздвосприятией- цукендшизхьвафыапролдблюбовьабфырплослдкн есласпектакльячсимть- баюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвть лижьхэгнеекуыфйшрепортаж- зждорлафывюэфбьдьюнкурсзжшнапт йфячыцувскапрличностьэхжэьеюд- шшглоджэпрплаваниедтлжкваы эзбьтрлшшжнпркывкэмедияшлдкцуйфот- чаяниейфрячатлджэтьбюн хтьфтасенлабораториягшдшнруцгргшщтлрос- нованиезшэрэмитдт нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйфяомтзацэьан- тзахтдкнноп

Ход исследования. Испытуемый выполняет задание с тестовым блан­ком в соответствии с инструкцией в течение 2 минут.

Обработка результатов

Показателями избирательности внимания в этом исследовании яв­ляются время выполнения задания и количество ошибок и пропусков при отыскании и подчеркивании слов. Тестовый бланк, заполненный испытуемым, сопоставляется с ключом.

Ключ

25 слов: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, трон, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лабо­ратория, основание, психиатрия.

Результаты оцениваются при помощи шкалы оценок, в которой бал­лы начисляют в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снижается по одному баллу.

Время (в с) Балл Уровень избирательности внимания
250 и более I низкий
240-249 I низкий
230-239 I низкий
220-229 I низкий
210-119 I низкий
200-209 I низкий
190-199 I низкий
180-189 II средний
170-179 II средний
160-169 II средний
150-159 II средний
140-149 II средний
130-139 II средний
120-129 II средний
110-119 III высокий
100-109 III высокий
90-99 III высокий
80-89 III высокий
70-79 III высокий
60-69 III высокий
Менее 60 IV очень высокий

Анализ результатов

Баллы в предложенной шкале оценок дают возможность установить абсолютные величины качественных оценок уровня избирательности вни­мания. В случае, когда у испытуемого от 0 до 3 баллов, то важно по самоотчету и наблюдению за ходом опыта выяснить причину слабой из­бирательности. Ею могут быть: состояние сильного эмоционального пе­реживания, внешние помехи, приведшие к фрустрации испытуемого, скрытое нежелание тестироваться и др. В большинстве случаев имеется связь пропущенных и найденных слов с индивидуальным опытом и дея­тельностью тестируемого.

Очень высокий уровень избирательности внимания - это свидетель­ство феноменальной психической активности человека.

Методика Джекобсона для исследования объема кратковременной памяти Цель: определить объем кратковременного запоминания по методи­ке Джекобсона.

Стимульный материал: бланк с четырьмя наборами рядов чисел, лист для записи, ручка и секундомер.

Первый набор Второй набор
Третий набор Четвертый набор

Инструкция испытуемому: "Я назову Вам несколько цифр. Слушайте внимательно и запоминайте их. По окончании чтения по моей команде, запи­шите то, что запомнили, в том же порядке, в каком читались цифры.

Ход исследования. Исследование состоит из четырех аналогичных серий. В каждой серии экспериментатор зачитывает испытуемому один из наборов следующих цифровых рядов. Элементы ряда предъявляются с интервалом в 1 секунду. После прочтения каждого ряда через 2-3 секун­ды по команде испытуемые на листе для записей воспроизводят элементы ряда в том же порядке, в каком они предъявлялись экспериментатором.

В каждой серии независимо от результата читаются все семь рядов. Инст­рукция во всех сериях опыта одинаковая. Интервал между сериями не менее 6-7 минут.

Обработка результатов. В процессе обработки результатов ис­следования необходимо установить: 1) ряды, воспроизведенные полнос­тью и в той же последовательности, с которой они предъявлялись экспе­риментатором (для удобства их обозначают знаком "+"); 2) наибольшую длину ряда, который испытуемый во всех сериях воспроизвел правиль­но; 3) количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем тот, который воспроизведен испытуемым во всех сериях; 4) коэффициент объема памяти, который вычисляют по формуле

П = А + С, п

где П к - обозначение объема кратковременной памяти, А - наибольшая длина ряда, который испытуемый во всех опытах воспроизвел правиль­но; С - количество правильно воспроизведенных рядов, больших чем А; n - число серий опыта (в данном случае - 4).

Анализ результатов

Для анализа результатов пользуются следующей оценкой уровней объема кратковременного запоминания:

Анализируя результаты исследования, важно обратить внимание на крайние варианты получаемых уровней запоминания. Запоминание, рав­ное 10, как правило, является следствием использования испытуемым логических средств или специальных приемов мнемотехники. В редких случаях такое запоминание являет собой феномен.

Если получен очень низкий уровень запоминания, то исследование па­мяти испытуемого нужно повторить через несколько дней. В норме объем памяти 3 -4 вызывается непринятием инструкции. Низкий и средний уровень кратковременного запоминания может быть повышен благодаря системати­ческой тренировке памяти по специальным программам мнемотехники.


Методика исследования аналитичности мышления (Р. Амтхауэра) Цель: определить уровень развития аналитичности индуктивного мышления в условиях ограниченного времени.

Стимульный материал: бланк с 15 рядами чисел, составленны­ми по определенной закономерности (VI субтест шкалы Р. Амтхауэра), ручка и секундомер.

Инструкция испытуемому: "На бланках, что находятся перед Вами, напечатаны ряды чисел. Попытайтесь определить, по какой закономерно­сти составлен каждый из 15 предлагаемых рядов чисел. В соответствии с этой закономерностью продолжите каждый ряд, дописав в нем еще два числа. На работу отводится 7 минут. Не задерживайтесь долго на одном ряду, если не можете правильно определить закономерность, переходите к следующему ряду, а останется время - вновь вернетесь к трудному для Вас ряду чисел. Продолжать ряд нужно по отношению к последнему числу, имеющемуся в данном ряду"

Бланк

№ п/п Числовые ряды
1. 2 4 6 8 10 12 14 ..............
2. 6 9 12 15 18 21 24 ..............
3. 3 6 12 24 48 96 192 ..............
4. 4 5 8 9 12 13 16 ..............
5. 22 19 17 14 12 9 7 ..............
6. 39 38 36 33 29 24 18 ..............
7. 16 8 4 2 1 1/2 1/4 ..............
8. 1 4 9 16 25 36 49 ..............
9. 21 18 16 15 12 10 9 ..............
10. 3 6 8 16 18 36 38 ..............
11. 12 7 10 5 8 3 6 .............
12. 2 8 9 27 30 90 93 ..............
13. 8 16 9 18 11 22 15 ..............
14. 7 21 18 6 18 15 5 ..............
15. 10 6 9 18 14 17 34 ..............

Ход исследования. Испытуемый выполняет задание в соответствии с инструкцией.

Обработка результатов проводится с помощью ключа - таблицы с готовыми ответами. В ходе обработки результатов подсчитывается ко­личество правильно решенных испытуемым рядов. Если испытуемый за­писал в каком-то ряду только одно число, хотя оно и правильное, ряд считается нерешенным.

Продолжение Продолжение Продолжение
ряда ряда ряда ряда ряда ряда
1. 16; 18 6. 11; 3 11. 1; 4
2. 27; 30 7. 1/8; 1/16 12. 279; 282
3. 384; 768 8. 64; 81 13. 30; 23
4. 17; 20 9. 6; 4 14. 15; 12
5. 4; 2 10. 76; 78 15. 30; 33

Анализ результатов

Аналитичность является важной характеристикой мышления, в ча­стности - индуктивности мышления и способности оперировать (чис­лами). Она представляет собой главный компонент способности теоре­тизировать, находить причинно-следственные связи между явлениями, составляет основу общих способностей и необходима для успешного овладения человеком разными видами деятельности.

Уровень развития аналитичности мышления определяется по ко­личеству правильно решенных рядов чисел. Если испытуемый ре­шил 14-15 рядов, то его аналитичность очень высокая или отлич­ная; если 11-13 - высокая или хорошая; если 8-10 - аналитичность средняя или удовлетворительная; если 7-6 - аналитичность низкая или плохая; если 5 и менее, то аналитичность очень низкая или очень плохая.

Методика исследования индивидуальных особенностей воображения

Цель: определить а) уровень сложности воображения, б) сте­пень фиксированности представлений, в) гибкость или ригидность воображения, г) степень стереотипности или оригинальность вооб­ражения.

Стимульный материал: три листка бумаги размером 10x16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен кон­тур круга диаметром 2,5 см, на втором - контур равностороннего треугольника, на третьем - контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Инструкция испытуемому: "Используя контур геометрической фигуры, изображенный на этом листе, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу рисование прекращайте". Время рисования (по 60 с на каждом этапе) определяется по секундомеру.

Ход исследования. Тестирование проводится в три этапа. На пер­вом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором - треугольника и на третьем - квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Обработка результатов производится путем сопоставления со­держания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

а) определение уровня сложности воображения.

Сложность изображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Уровни сложности воображения определяют по специальной шкале.

Шкала уровней сложности воображения
Уровень Характеристика уровня
Первый контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнения и представляет собой одну фигуру;
Второй контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части;
Третий контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали;
Четвертый контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей;
Пятый рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.
Рис. 2

Образец оценки сложности воображения представлен на рис. 2. б) определение гибкости воображения и степени фиксированнос- ти образов представлений. Гибкость воображения зависит от фиксиро- ванности представлений. Степень фиксированности представлений опре­деляют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет (рис. 3).

Описание рнсунва Степень гибкости воображения Ф иксир ованн ость представлений
Все рисунки на разные сюжеты н онватывают как внутреннюю, так и внешнюю части рисунка Высокая Отсутствует
Два рисунка на один и тот же сюжет Средняя гибкость Слабая
Все три рисунка на один и тот же сюжет (независимо от уровня их сложности) Ригидность (негибкость) Сильная
Все рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры Ригидность (негибкость) ОтсутстЕует или слабая
в) определение степени стереотипности воображения. Стерео­типность определяется™ содержанию рисунков. Если содержлние ри­сунка типичное, то воображение считается., также как и сам рисунок, стереотипным, ее лине типичное, оригинальное - то творческим.
Рисунки Типичные изо бражения
с контуром круга солнце, цветок, человек, лицо человека, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик;
с контуром треугольника треугольник или призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо дорожный знак;
с контуром квадрата человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая ф игура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.
Степень стереотипности дифференцируется по уровням: высокая- если все три рисунка на типичный сюжет, средняя - если только два, малая - ее ли один рисунок на типичный сюжет. Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда в се рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты. Анализ результатов Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутстви­ем стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно спо- с обны к художе ств енной деятельно сти. Те. кто склонны к техническим наукам, черчению или лошке. могут изображать некие абстракции и ли геометрические фигуры. Гуманитарии любят сюжеты, связанные с человеческой деятельнос­тью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

Методика исследования темпа устной речевой деятельности

Цель: определить темп устной речи по тесту для чтения.

Стимульный материал: тест для чтения, состоящий из букв и цифр, секундомер.

Инструкция испытуемому: "По сигналу как можно быстрее про­читайте вслух все построчно написанное на данном бланке. Старайтесь читать без ошибок"

Тест для чтения

А и 28 Я 478 ТСМ 214 Ь! ию? = 734819 носон ромор воров иушчцфх 000756 котон рортрр 11+3=12 15:5 = 24: 7 = 23 М + А = ма ма = ма! мама = папа каша + ша = ка

Ход исследования. Во время чтения испытуемым текста экспери­ментатор фиксирует с помощью секундомера время, затраченное на чте­ние всего текста, и возможные ошибки.

Обработка результатов. Результатами тестирования являются вре­мя чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.

Анализ результатов

Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.
Время чтения Темп чтения Примечание
40 с и меньше высокий За допущенные при чтении ошибки ранг темпа чтения уменьшается путем снижения на одну строку вниз
от 41 до 45 с хороший
от 46 до 55 с средний
от 56 до 60 с низкий

В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким.

Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инст­рукцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холеричес­ким или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий - с флегматическим и меланхолическим.

Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.

Методика исследования тревожности Цель: оценить уровни ситуативной и личностной тревожности. Стимульный материал: бланки шкал самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, ручка для письма.

Шкала ситуативной тревожности (СТ) Инструкция испытуемому: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет".

№ п/п Ответы
Суждение Нет, это Пожалуй, Верно Совершенно
не так так верно
1. Я спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я внутренне скован
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
Меня волнуют возможные
неудачи
8. Я ощущаю душевный покой
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство
внутреннего удовлетворения
11. Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую скованности,
напряженности
16. Я доволен
17. Я озабочен
18. Я слишком возбужден и мне не
по себе
19. Мне радостно
20. Мне приятно

Шкала личностной тревожности (ЛТ) Инструкция испытуемому: "Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обыгано. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или не­правильных ответов нет".

№ п/п Ответы
Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда
21. У меня бывает приподнятое
настроение
22. Я бываю раздражительным
23. Я легко могу расстроиться
24. Я хотел бы быть таким же удачли­
вым, как и другие
25. Я сильно переживаю неприятности и
долго не могу о них забыть
26. Я чувствую прилив сил, желание работать
27. Я спокоен, хладнокровен и собран
28. Меня тревожат возможные
трудности
29. Я слишком переживаю из-за
пустяков
30. Я бываю вполне счастлив
31. Я все принимаю близко к сердцу
32. Мне не хватает уверенности в себе
33. Я чувствую себя беззащитным
34. Я стараюсь избегать критических
ситуаций и трудностей
35. У меня бывает хандра
36. Я бываю доволен
37. Всякие пустяки отвлекают и
волнуют меня
38. Бывает, что я чувствую себя
неудачником
39. Я уравновешенный человек
Меня охватывает беспокойство,
40. когда я думаю о своих делах и заботах

Ход исследования. Испытуемый заполняет бланки со шкалами са­мооценки согласно инструкциям.

Обработка результатов. 1) Показатели ситуативной и личност­ной тревожности определяются с помощью ключа. 2) Вычисляются сред- негрупповые показатели СТ и ЛТ.

Ключ

№ суждения ответы № суждения ответы
1. 21.
2. 22.
3. 23.
4. 24.
5. 25.
6. 26.
7. 27.
8. 28.
9. 29.
10. 30.
11. 31.
12. 32.
13. 33.
14. 34.
15. 35.
16. 36.
17. 37.
18. 38.
19. 39.
20. 40.

Общий итоговый показатель по каждой из шкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. Чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности ситуативной или личностной. Уровни тревожности: до 30 баллов - низкая, 31-44 балла - умеренная, 45 и более - высокая.

Анализ результатов

Тревожность, как свойство личности, во многом обусловливает поведе­ние субъекта. Определенный уровень тревожности - естественная и обязатель­ная особенность активной, деятельной личности. У каждого человека суще­ствует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности - полезная тревожность. Оценка человеком своего состояния в этом отношении является для него существенным компонентом самоконтроля и самовоспитания.

Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивиду­альная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая у него наличие тенденции воспринимать дос­таточно широкий "веер" ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. Личностная тревожность, активизирует­ся при восприятии определенный стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его пре­стижу, самооценке, самоуважению.

Ситуативная (реактивная) тревожность характеризуется субъектив­но переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабочен­ностью, нервозностью. Она возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разной по интенсивности и дина­мичной во времени.

Личности, относимые к категории высоко тревожныгс, склонны вос­принимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весьма выфаженныш состоянием тре­вожности. Если данный тест выявляет у испытуемого высокий показа­тель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление тревожности в разнообразных ситуациях, особенно когда они касаются оценки его компетентности и престижа.

Тема 1.9. Воля

Методика исследования волевой саморегуляции А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана

Цель: определить уровни развития волевого самоконтроля (ВСК), настойчивости и самообладания.

Стимульныйматериал: тест-опросник А.В. Зверькова и Е.В. Эй­дмана (30 вопросов), бланк для ответов, ручка.

Инструкция испытуемому: "Вам предлагается тест, содержащий 30 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или не­верно данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то поставь­те знак "плюс" (+), а если неверно, то "минус" (-)".

Тест-опросник ВСК

1. Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бро­сить это дело.

2. Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже если приходится выбирать между ними и приятной компанией.

3. При необходимости мне не трудно сдержать вспышку гнева.

4. Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.

5. Меня трудно отвлечь от начатой работы.

6. Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.

7. Я всегда стараюсь выслушать собеседника, не перебивая, даже если не терпится ему возразить.

8. Я всегда "гну" свою линию.

9. Если надо, я могу не спать ночь напролет (например, работа, де­журство) и весь следующий день быть в хорошей форме.

10. Мои планы слишком часто перечеркиваются внешними обстоя­тельствами.

11. Считаю себя терпеливым человеком.

12. Не так-то просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.

13. Мне редко удается заставить себя продолжать работу после се­рии обидных неудач.

14. Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.

15. При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудоб­ной, неподходящей обстановке.

16. Мне сильно усложняет работу сознание того, что ее необходимо, во что бы то ни стало, сделать к определенному сроку.

17. Считаю себя решительным человеком.

18. С физической усталостью я справляюсь лучше, чем другие.

19. Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подыматься по лестнице.

20. Испортить мне настроение не так-то просто.

21. Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не дает по­коя и я никак не могу от него отделаться.

22. Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.

23. Переспорить меня трудно.

24. Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.

25. Меня легко отвлечь от дел.

26. Иногда я пытаюсь добиться своего наперекор объективным об­стоятельствам.

27. Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.

28. Мне трудно сохранять спокойствие в стрессовой ситуации.

29. Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если порой это приводит к ухудшению результатов.

30. Меня обычно сильно раздражает, когда перед носом захлопыва­ются двери уходящего транспорта или лифта.

Ход исследования. Испытуемый заполняет бланк для ответов в со­ответствии с инструкцией.

Бланк для ответов

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20.
21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30.

Обработка результатов

Цель обработки результатов - определение величин индексов воле­вой саморегуляции по пунктам общей шкалы (ВСК) и индексов по суб­шкалам "Настойчивость" и "Самообладание". Каждый индекс - это сум­ма баллов, полученная при подсчете совпадений ответов испытуемого с ключом общей шкалы или субшкалы.

Ключ

Анализ результатов

Под уровнем волевой саморегуляции понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, способность созна­тельно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями. Уровень развития волевой саморегуляции может быть охарактеризован в целом и отдельно по таким свойствам характера, как настойчивость и самообладание.

Общий индекс ВСК. Высокий уровень ВСК (17-24 балла) характе­рен для эмоционально-зрелых, активных, независимых, самостоятель­ных личностей. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, ответствен­ность, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чув­ство внутреннего долга. Как правило, они хорошо рефлексируют соб­ственные мотивы, планомерно реализуют свои намерения, умеют рас­пределять собственные усилия, способны контролировать свои поступки, обладают выфаженной социально-позитивной направленностью. В предель­ных случаях возможно нарастание внутренней напряженности и тревоги, связанное со стремлением проконтролировать каждый нюанс собственно­го поведения. От 9 до 16 баллов - средний уровень развития ВСК.

Низкий уровень (0-8 баллов) ВСК характеризует людей чувствитель­ных, эмоционально неустойчивые, ранимыгс, неуверенных в себе, с не­высоким уровнем рефлексивности. Общий фон активности, как прави­ло, снижен, им свойственна импульсивность и неустойчивость намере­ний. Это может быть связано как с личностной незрелостью, так и с выраженной утонченностью натуры, не подкрепленной способностью к рефлексии и самоконтролю.

Шкала ""Настойчивость" характеризует, фактически, силу намере­ний человека - его стремление к завершению начатого дела. Испытуе­мые с высоким уровнем (от 9 до 13) - деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к завершению начатого дела, их мобилизу­ют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, глав­ная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение к социальным нормам ("совестливость") и стремление полностью подчи­нить им свое поведение. В крайнем выфажении возможны утрата гибко­сти поведения, появление маниакальных тенденций.

Средний уровень развития настойчивости - в диапазоне от 5 до 8 баллов.

Низкий уровень по данной шкале (0-5 баллов) свидетельствует о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые мо­гут привести к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности часто компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью и изобретатель­ностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

Высокий уровень по шкале "Самообладание" (9-13) характеризует людей эмоционально устойчивых, хорошо владеющих собой в различ­ных ситуациях. Свойственные им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождают от страха перед неизвестностью, повышают готов­ность к восприятию нового, неожиданного и сочетаются со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стрем­ление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограни­чение собственной спонтанности может приводить к повышению внут­ренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утом­ленности. Средний уровень самообладания - 5-8 баллов.

Низкий уровень самообладания (0-4 баллов) - спонтанность и им­пульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традицион­ных взглядов ограждают человека от переживаний и внутренних конф­ликтов, способствуют невозмутимому фону настроения.

Тема 1.10. Темперамент

Методика исследования темперамента

Цель: определить уровни экстраверсии эмоциональной устойчиво­сти и тип темперамента.

Стимульный материал: тест-опросник Г. Айзенка, состоящий из 57 вопросов, бланк для ответов, ручка или карандаш.

Инструкция испытуемому: "Вам предлагается ответить на 57 воп­росов. Внимательно читайте эти вопросы и по ходу чтения в бланке про­ставляйте либо "Да", либо "Нет". Постарайтесь представить типичные си­туации и дайте первый "естественный" ответ без долгих раздумий. По­мните, здесь нет "хороших" и "плохих" ответов. Выбранный вами ответ на вопрос запишите в бланке для ответов против соответствующего но­мера. Старайтесь не оставлять вопросы без ответа".

Тест-опросник Г. Айзенка

1. Часто ли Вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы от­влечься, испытать сильные ощущения?

2. Часто ли Вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые мо­гут Вас понять, ободрить, выразить сочувствие?

3. Считаете ли Вы себя беззаботным человеком?

4. Очень ли Вам трудно отказываться от своих намерений?

5. Вы обдумываете свои дела не спеша и предпочитаете подождать, прежде чем действовать?

6. Всегда ли Вы сдерживаете свои обещания, даже если это Вам невыгодно?

7. Часто у Вас бывают спады и подъемы настроения?

8. Вы обычно действуете и говорите без долгого обдумывания?

9. Возникало ли у Вас когда-нибудь чувство, что Вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

10. Верно ли, что на спор Вы сделали бы почти все, что угодно?

11. Смущаетесь ли Вы, когда хотите познакомиться с человеком про­тивоположного пола, который симпатичен Вам?

12. Бывает ли, что, разозлившись, Вы выгсодите из себя?

13. Часто ли Вы действуете под влиянием минутного настроения?

14. Часто ли Вы беспокоитесь из-за того, что сделали или сказали что-либо, чего не следовало?

15. Вы обычно предпочитаете чтение книг встречам с людьми?

16. Верно ли, что Вас легко обидеть?

17. Любите ли Вы часто бывать в компаниях?

18. Бывают ли у Вас мысли, которыми Вам не хотелось бы делиться с другими людьми?

19. Верно ли, что Вы иногда настолько полны энергии, что все "го­рит" в руках, а иногда совсем вялы?

20. Стараетесь ли Вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самыгс близких друзей?

21. Вы много мечтаете?

22. Когда на Вас кричат, Вы отвечаете тем же?

23. Вас часто беспокоит чувство вины?

24. Все ли Ваши привыгчки хороши?

25. Способны ли Вы дать волю своим чувствам и во всю повесе­литься в компании?

26. Можно ли сказать, что нервы у Вас часто бывают напряжены до предела?

27. Считают ли Вас человеком живым и веселым?

28. После того как дело сделано, часто ли Вы возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать лучше?

29. Верно ли, что Вы обыгчно молчаливы и сдержаны, когда находи­тесь среди людей?

30. Бывает ли, что Вы передаете слухи?

31. Бывает ли, что Вам не спится из-за того, что в голову лезут раз­ные мысли?

32. Верно ли, что Вы предпочтете узнать о чем-то в книге, нежели спросить об этом у других людей?

33. Бывают ли у Вас сильные сердцебиения?

34. Нравится ли Вам работа, требующая напряженного внимания?

3 5. Бывают ли у Вас приступы дрожи?

36. Верно ли, что Вы всегда говорите о знакомых Вам людях только хорошее, даже тогда, когда уверены, что они об этом не узнают?

37. Верно ли, что Вам неприятно бывать в компании, где постоянно подшучивают друг над другом?

38. Верно ли, что Вы раздражительны?

39. Нравится ли Вам работа, требующая быстроты действия?

40. Верно ли, что Вам нередко не дают покоя мысли о разных непри­ятностях и "ужасах", которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

41. Верно ли, что Вы неторопливы в движениях?

42. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или работу?

43. Вам часто снятся кошмары?

44. Верно ли, что Вы такой любитель поговорить, что никогда не упу­стите удобного случая побеседовать с незнакомым человеком?

45. Беспокоят ли Вас какие-нибудь боли?

46. Вы сильно бы огорчились, если бы долго не смогли видеться со своими друзьями?

47. Можете ли Вы назвать себя нервным человеком?

48. Есть ли среди Ваших знакомых такие, которые Вам явно не нра­вятся?

49. Могли бы Вы сказать, что Вы уверенный в себе человек?

50. Легко ли Вас задевает критика Ваших недостатков или недостат­ков Вашей работы?

51. Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых много участников?

52. Беспокоит ли Вас чувство, что Вы чем-то хуже других?

53. Вы легко бы сумели внести оживление в скучную компанию?

54. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

55. Беспокоитесь ли Вы о своем здоровье?

56. Вы любите подшучивать над другими?

5 7. Страдаете ли Вы от бессонницы?

Ход исследования. Испытуемый заполняет бланк для ответов в со­

ответствии с инструкцией.

Обработка результатов. Для определения типа темперамента не­обходимо определить величины показателей экстраверсии и невротиз­ма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывают величину показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, под­считываемых как количество совпадений ответов испытуемого с вопро­сами шкал.

Индекс искренности (И) представляет собой количество совпадений ответов испытуемого с ответами по следующим вопросам: ответ "Да" - по вопросам 6, 24, 36, ответ "Нет" - на вопросы № 12, 18, 30, 42, 48, 54.

Показатель экстраверсии ("Э") равен величине совпадений ответов испытуемых с такими вопросами: ответ "Да" - по вопросам № 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56, ответ "Нет" - на вопросы № 5, 15,

20, 29, 32, 34, 37,41, 51.

Показатель невротизма - это величина совпадений ответов "Да" с такими вопросами соответствующей шкалы № 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19,

21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

Анализ результатов

Результаты имеет смысл анализировать, если ответы испытуемого были достаточно искренними и величина индекса "И" не превышает 4 баллов.

По мнению Г. Айзенка, сочетание экстраверсии-интроверсии и невро- тизма-эмоциональной устойчивости, будучи свойствами темперамента, определяют тип темперамента. Свойства экстраверсии и интроверсии противоположны, равно как и вторая пара, т.е. невротизм и эмоциональная устойчивость. Уровень экстраверсии устанавливают с помощью таблицы.

Индекс экстраверсии "Э" Уровень экстраверсии-интроверсии
0 - 6 высокая интроверсия
7 - 12 средняя интроверсия
13 - 18 средняя экстраверсия
19 - 24 высокая экстраверсия

Аналогичное соотношение имеют полярные свойства невротизма- эмоциональной устойчивости. Их уровни определяются на основе тех же интервалов, что и уровни экстраверсии-интроверсии.

Экстраверсия - это направленность личности на окружающих лю­дей и события, интроверсия - направленность личности на ее внутрен­ний мир, а невротизм - понятие, синонимичное тревожности, проявля­ется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.

Экстраверт, по сравнению с интровертом, быстро вырабатывает ус­ловные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит моно­тонности, чаще отвлекается во время работы. Типичными поведенческими
проявлениями экстраверта являются: общительность, импульсивность, не­достаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, откры­тость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.

Интроверт погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь в реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманы и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт любит планиро­вать будущее, задумываясь над тем, что и как будет делать, не склонен поддаваться моментным побуждениям, пессимистичен, не любит волне­ний, придерживается заведенного жизненного распорядка. Он контро­лирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.

Невротики отличаются нестабильностью, неуравновешенностью не­рвно-психических процессов, эмоциональной неустойчивостью, а так­же лабильностью вегетативной нервной системы. Поэтому они легко воз­будимы, для них характерна изменчивость настроения, чувствительность, а также тревожность, мнительность, медлительность, нерешительность. Эмоционально-стабильные люди характеризуются спокойствием, урав­новешенностью, решительностью.

иктроеерти- роеанный
устойчивый Рис. 3. Типы темперамента
\экстравврти- 24] ровакный

Вслед за характеристикой вышеприведенных пар свойств темпера­мента можно приступить к характеристике типов темперамента. Типы темперамента представлены на схеме (рис. 3).

неустойчивый


Методика исследования акцентуаций характера

Цель: исследовать акцентуации характера.

Стимульный материал: опросник Шмишека (97 вопросов), бланк для ответов, ручка.

Инструкция испытуемому: "Вам предлагается тест, содержащий 97 утверждений. Внимательно прочитайте каждое и решите, верно или неверно данное утверждение по отношению к вам. Если верно, то по­ставьте знак "плюс" (+), а если неверно - то "минус" (-)".

Опросник Шмишека

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

2. Восприимчивы ли Вы к оскорблениям, обидам?

3. Легко ли Вы плачете?

4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и прибегаете ли Вы к проверке - правильно ли все было сделано?

5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?

6. Часто ли у Вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья - и вдруг становится очень грустно)?

7. Бываете ли Вы обычно во время веселья в центре внимания?

8. Бывают ли у Вас дни, когда Вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что Вас лучше не трогать?

9. Всегда ли Вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

10. Вы человек серьезный?

11. Способны ли Вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для Вас?

12. Предприимчивы ли Вы?

13. Быстро ли Вы забываете обиды и оскорбления?

14. Мягкосердечны ли Вы?

15. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, опустилось оно туда или нет?

16. Требует ли Ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) Вы были одним из первых?

17. Боялись ли Вы в детские годы грозы и собак?

18. Смеетесь ли Вы иногда над неприличными шутками?

19. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые считают Вас пе­дантичным?

20. Очень ли зависит Ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

21. Любят ли Вас Ваши знакомые?

22. Часто ли Вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

23. Ваше настроение обычно несколько подавленно?

24. Случалось вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

25. Трудно ли Вам долго сидеть на одном месте?

26. Отстаиваете ли Вы свои интересы, когда по отношению к Вам допускается несправедливость?

27. Хвастаетесь ли Вы иногда?

28. Смогли бы ли Вы в случае надобности зарезать домашнее жи­вотное или птицу?

29. Раздражает ли Вас, если штора или скатерть висит неровно, ста­раетесь ли Вы это поправить?

30. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома один?

31. Часто ли портится Ваше настроение без видимых причин?

32. Случалось ли Вам быть одним из лучших в Вашей профессио­нальной или учебной деятельности?

33. Легко ли Вы впадаете в гнев?

34. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?

3 5. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы переполнены счастьем?

36. Смогли бы Вы играть роль конферансье в веселых представле­ниях?

37. Лгали ли Вы когда-нибудь в своей жизни?

38. Говорите ли Вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

39. Можете ли Вы спокойно смотреть на кровь?

40. Нравится ли Вам работа, когда только Вы один ответственны за нее?

41. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допуще­на несправедливость?

42. Беспокоит ли Вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую темную комнату?

43. Предпочитаете ли Вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делает­ся быстро?

44. Вы очень общительный человек?

45. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?

46. Сбегали ли Вы в детстве из дому?

47. Обычно Вы без колебаний уступаете место в автобусе престаре­лым пассажирам?

48. Часто ли Вам жизнь кажется тяжелой?

49. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфлик­та, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу?

50. Можно ли сказать, что при неудаче Вы сохраняете чувство юмора?

51. Стараетесь ли Вы помириться, если кого-нибудь обидели? Пред­принимаете ли Вы первым шаги к примирению?

52. Очень ли Вы любите животных?

53. Случалось ли Вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы прове­рить, не произошло ли чего-нибудь?

54. Беспокоили ли Вас когда-нибудь мысли, что с Вами или с Ваши­ми родственниками должно что-либо случиться?

55. Существенно ли зависит Ваше настроение от погоды?

56. Трудно ли Вам выступать перед большой аудиторией?

57. Можете ли Вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

58. Очень ли Вы любите веселиться?

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

60. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

61. Привлекает ли Вас роль организатора в каком-нибудь деле?

62. Упорствуете ли Вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

63. Чувствовали ли Вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые Вам неприятны?

64. Может ли трагический фильм взволновать Вас так, что у Вас на глазах выступят слезы?

65. Часто ли Вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

66. Свойственно ли было Вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

67. Смогли бы Вы пройти в темноте один через кладбище?

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили их слишком много?

69. Большое ли значение Вы придаете тому, что каждая вещь в Ва­шем доме должна находиться на своем месте?

70. Случается ли Вам, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

71. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

72. Часто ли у Вас бывают головокружения?

73. Часто ли Вы смеетесь?

74. Сможете ли Вы относиться к человеку, о котором Вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о Вашем действи­тельном отношении к нему?

75. Вы человек живой и подвижный?

76. Сильно ли Вы страдаете, когда совершается несправедливость?

77. Вы страстный любитель природы?

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

79. Пугливы ли Вы?

80. Может ли принятие алкоголя изменить Ваше настроение?

81. Охотно ли Вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

82. Тянет ли Вас иногда уехать далеко от дома?

83. Смотрите ли Вы на будущее немного пессимистично?

84. Бывают ли у Вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

85. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?

86. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?

87. Переживаете ли Вы длительное время горести других людей?

88. Всегда ли Вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, пра­вильность которых сознаете?

89. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за помарок стра­ницу в тетради?

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

91. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?

92. Бывают ли у Вас иногда такие навязчивые мысли, что если Вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближаю­щийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

93. Становитесь ли Вы веселее в обществе веселых людей?

94. Вы - человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго.

95. Совершаете ли Вы под влиянием алкоголя внезапные импуль­сивные поступки?

96. В беседах Вы больше молчите, чем говорите?

97. Могли бы Вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой Вы на самом деле?


Похожая информация.


Источник: Чернобай А.Д., Федотова Ю.Ю. (сост.). Методики диагностики свойств восприятия, внимания и памяти. Практические указания к курсу "Психология и педагогика" для студентов морских и психологических специальностей. - Владивосток: Морск. гос. ун-т им. адмирала Г.И. Невельского, 2005. - 53 с.

Возраст: подростки, взрослые.

1. Методика диагностики объема восприятия.

Назначение методики: анализ (диагностика) объема зрительного восприятия в зависимости от степени осмысленности предъявляемого материала.

Объектами служат наборы бессмысленных сочетаний букв (по 8 букв в наборе) и осмысленные фразы (по три слова в каждой фразе). Всего в опыте 40 предъявлений, по 20 для каждого типа объектов, сначала предъявляются буквы, затем фразы. Задача испытуемого - письменно воспроизвести все, что ему было предъявлено.

Протокол занятия

Испытуемый__________________________________ Дата____

Экспериментатор______________________________ Время опыта____

Экспериментатор предъявляет объект-стимул на 1с, после чего испытуемый письменно воспроизводит увиденное. Ответы испытуемого заносятся в протокол.

1

РОПМЬУЛД

6

ЭВОЕРАПВ

2

ЛАЕПГЗИЯ

7

ОТАСЯМТЛ

3

ЛЧЮБВУИТ

8

ДЮЯИДРНМ

4

ЫВБСБЛОМ

9

ХОВАСТРО

5

ЭЕБЯКНОБ

10

РВЕЖАЛИМ

АРОПЦДАТ

16

ЦЗУБКОПА

12

ЦУПМСТВО

17

БИБПЛПЬИ

13

БОАДЫКРС

18

БМББСМПР

14

ДБАВЕЗЖН

19

ПАОАОМПЕ

15

ЭЦХАВЦОЛ

20

ОРАШЦУЗЖ

Я иду домой

Давай пойдем гулять

Передайте мне чай

Спят усталые игрушки

3

Солнце уже высоко

13

Старушка присела отдохнуть

4

Море сегодня холодное

14

Сегодня очень холодно

5

Позвони мне, пожалуйста

15

Птичка вьет гнездо

Пора учить уроки

16

Мне все надоело

7

Собака поджала лапу

17

Подари мне луну

Пора ложиться спать

18

Мальчик рисует ракету

9

Очень интересная книга

19

Ты записался добровольцем?

Не хочу учиться

Девочке очень весело

Обработка и анализ результатов.

  1. Определить среднее число правильно воспроизведенных букв для обоих наборов тест-объектов (М 1 и М 2).
  2. Проанализировать характер ошибок, допущенных испытуемым (например, смешение букв, близких по начертанию или по звучанию и т. п.).
  3. Сравнить величину объема восприятия при предъявлении осмысленного и бессмысленного материала.

По данным классических исследований объем восприятия лежит в пределах 4-6 единиц. При предъявлении однородных объектов объем восприятия составляет 8 - 9 единиц. При предъявлении буквенных стимулов объем восприятия несколько ниже и составляет 6 - 7 единиц. Однако если буквы образуют слова, то одномоментно могут быть восприняты два коротких несвязанных слова и (или) одно длинное слово из 10 - 12 букв, или 4 слова, образующие фразу. Таким образом, в осмысленном тексте в качестве оперативных единиц восприятия выступают слоги и слова.

2. Узнавание фигур.

Назначение методики: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.

Ход исследования: экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Обработка результатов: экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:

где «М» - число правильно узнанных фигур,

«N» - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.

Скачать готовый расчет по данной методике

По данной методике в данный момент у нас нет готового расчета, возможно, он появится позже. Если вы хотите заказать эксклюзивный расчет по данной методике с вашими условиями или в комплексе с другими методиками, напишите нам, кликнув по второй ссылке. Если вы считаете, что методика содержит недостоверные данные или у вас есть вопросы по проведению исследования по ней - кликните на третью ссылку.

Для комментирования, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

МОДУЛЬ 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ И ПСИХОМОТОРНЫХ ПРОЦЕССОВ10-Лекция Ощущения и восприятия
Зрительное ощущение
Абсолютный порог слухового ощущения
Восприятие пространственных признаков.
Методика «компаса»
Методика «часы»

Исследование ощущений и восприятий в спорте
преследует две цели:
1. Диагностику спортивных способностей
2. Оценку функционального состояния спортсмена.
Различные виды спорта предъявляют разные.
требования к зрительной, кинестетической и
другим видам чувствительности.
Одновременно интраиндивидуальные различия,
например, динамика абсолютных и разностных
порогов ощущений у одного и того же человека,
могут служить характеристикой функционального
состояния (утомления, предстартовой лихорадки и
т. п.).

Зрительное ощущение (определение нижнего порога)

Используются плакаты с рисунками кольца
Ландольта. Диаметр кольца 7,5 мм,
толщина линии 1,5 мм, разрыв линии 1,5
мм.

Порог различения массы

Исследуется с помощью разновесов, в качестве
которых могут быть использованы 1-, 2-, 5копеечные монеты. Испытуемому надевают на
глаза повязку, и он вытягивает руки вперед
ладонями вверх. На ладонях листки бумаги
размером 5x5 см. Экспериментатор кладет на
ладони испытуемого монеты по 5 и 4 копейки (3+2
и 2+2), спрашивая, какой груз тяжелее, затем
добавляет 1, 2, 5 копейки и т. д., пока не
определится различие в весе.
Опыт повторяется 3 раза со сменой рук. За основу
берется средний результат различения в граммах.

Оценка чувствительности в различении
массы с помощью представленной
методики осуществляется по таблице.
Оценка в баллах 9
8
7
6
5
4
3 2 1
Различаемая
величина (в г)
2
2
3
3
4
5 7 10
1

Абсолютный порог слухового ощущения

Абсолютный порог слухового ощущения
Для определения слуховой чувствительности требуется специальный
звуковой генератор с наушниками.
Экспериментатор сначала усиливает звук от «0» до того момента, когда
испытуемый его услышит. Затем от величины, несколько большей
абсолютного порога, ослабляет звук до тех пор, пока он перестанет
восприниматься.
Порог слухового ощущения определяется по средней величине силы звука,
определенной при его усилении и ослаблении.
Звук нужно подобрать таким образом, чтобы в среднем его можно было
услышать на расстоянии 5 м
Испытуемый становится спиной к источнику звука, который сначала
приближают к нему (пока не услышит), а потом удаляют (пока не перестанет
слышать).
Расстояние удаления источника звука фиксируется и сопоставляется с тем, что
было раньше, например с исходными данными до физической нагрузки.
Если при этом вместо звука воспроизводить с магнитофона отдельные
несложные слова, можно получить сведения об изменениях в восприятии
речи.

Восприятие пространственных признаков. Методика «компаса»

Исследование производится с помощью плаката, на
котором схематически изображено по 5 компасов в
каждой строчке.
Необходимо относительно одной точки отсчета сторон
света, мысленно воспроизводя остальные стороны
света, определить, куда показывает стрелка.
Затем из 5 компасов определить, который показывает в
направлении, обозначенном в самом начале строки.
Например, на 1-й строке указано – искать ЮЗ. Это № 2 и
№ 3.
Задание дается на 10 мин.
Оценка выводится по таблице.

10.

Оценка в баллах
Количество
вильных ответов
9
8
7
6
5
4
3
пра- 18 17 16 14-15 12-13 10-11 8-9
2
1
6-7
5

11.

Инструкция:
«Вам знакомо расположение сторон света на компасе:
север – сверху, юг – внизу, восток – справа, запад –
слева. (Показать на демонстрационном плакате.)
На ваших картах схематические изображения компасов
со стрелками, на них указано только одно направление.
Вам надлежит мысленно представить остальные
стороны света с учетом, что компасы эти перевернуты
или наклонены. (Показать несколько вариантов
отыскания направления стрелки на плакате.)
Ваша задача определить, куда показывают стрелки на
каждом компасе, и найти те из них, которые
соответствуют направлению, обозначенному в начале
строки. (Показать.) Эти компасы подчеркнуть.
Время на работу 10 мин».

12. Методика «часы»

Исследование производится или с
помощью бланка с изображением 42
циферблатов, на которых по одному числу,
около любого часа, а циферблат повернут
на неопределенное количество градусов
Необходимо определить, какое время
показывают стрелки.

13.

14.

При работе со стендом каждая картинка
представляется на 12 с (по определенной
программе) и обследуемые пишут номера заданий
и ответ, например: 3 = 11 ч 15 м; 4=21 ч 20 мин.
Оценки при этом облегчаются на 2 ответа (9
баллов=35 правильных ответов; 8 баллов=32 – 34 и
т. д.).
Инструкция для работы по бланкам: «Перед вами
бланки, на которых нарисованы ряды циферблатов
со стрелками. Циферблаты повернуты вокруг оси –
они в необычном положении. Нужно, ориентируясь
только на одну цифру, показывающую какой-нибудь
час, определить время на каждом циферблате.
Бланки вращать не разрешается, положение часов
нужно представлять мысленно». - 1.38 Мб

индивида

1) Методики диагностики внимания

Корректурная проба Бурдона.

Предназначение методики: исследование степени концентрации и устойчивости внимания.

Особенности методики: обследование проводится с помощью специальных бланков с рядами расположенных в случайном порядке букв (цифр, фигур, может быть использован газетный текст вместо бланков). Исследуемый просматривает текст или бланк ряд за рядом и вычеркивает определенные указанные в инструкции буквы или знаки. Возможны другие варианты проведения методики: вычеркивать буквосочетания (например, «НО») или вычеркивать одну букву, а другую подчеркивать.

Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных (незачеркнутых) знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.

При оценке переключаемости внимания испытуемый получает инструкцию зачеркивать разные буквы в четных и нечетных строках корректурной таблицы.

Стимульный материал имеет взрослый (В-1 и В-2) и детский (Д-1 и Д-2) варианты.

Корректурная проба Ландольта

Предназначение методики: исследование устойчивости и распределения внимания.

Особенности методики:

Методика представляет собой модификацию корректурной пробы Бурдона. Обследование проводится с помощью специальных бланков, содержащих случайный набор колец с разрывами, направленными в различные стороны. Каждый бланк включает 22 строки колец, в каждой из которых 30 колец.

Испытуемый должен отыскивать и зачеркивать в каждой строчке указанные в инструкции кольца. Работа проводится в течение 5 минут. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово "черта", в этот момент испытуемый должен поставить черту в том месте бланка, где его застала эта команда.

При обработке результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных за каждую минуту работы и за все пять минут. Также определяется количество ошибок, допущенных в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут.

При оценке распределения внимания инструкция, которую в этой методике получают испытуемые, аналогична той, которая им давалась при проведении предыдущей методики с кольцами Ландольта. Однако в этом случае им предлагается находить и по-разному зачеркивать одновременно два типа колец, имеющих разрывы в различных местах, например, сверху и слева, причем первое кольцо следует зачеркивать одним способом, а второе другим. Эти данные указывают не только на распределение внимания в чистом виде, но также на его продуктивность и устойчивость. Разделить и независимо друг от друга оценить эти свойства внимания не представляется возможным.

Стимульный материал

Корректурная проба «Черно-красные таблицы»

Предназначение методики: определение переключаемости и устойчивости внимания. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

Особенности методики: Методика является модификацией таблиц Шульте. Для исследования используется таблица, разделенная на 49 клеток (7 на 7), в которых в случайном порядке расположены черные и красные цифры. Числа черного ряда – от 1 до 25, красного ряда – от 1 до 24.

Согласно инструкции, обследуемый должен вначале отыскать указкой черные числа в возрастающем порядке, а затем последовательно, в убывающем порядке показать красные числа. Регистрируется затраченное на это обследуемым время. Затем дается другая инструкция: показывать черные и красные числа попеременно и в ином порядке: 1 – черное и 24 – красное, 2 – черное и 23 – красное, 3 – черное и 22 – красное и т.д. Как правило, время на поиск чисел при необходимости переключения внимания оказывается большим, чем то, которое затрачивается на отыскание их по порядку. Этот показатель и характеризует состояние способности к переключению внимания у обследуемого.

Стимульный материал

Методика изучения уровня внимания у школьников

Предназначение методики: изучение уровня внимания и самоконтроля школьников 3-5 классов.

Особенности методики:

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой».

Текст: «Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиды. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине».

Исследователь фиксирует время работы с текстом, особенности поведения ребенка (уверенно ли работает, сколько раз проверяет текст, читает про себя или вслух и прочее). Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

При обработке данных подсчитывается количество пропущенных ошибок: 0-2 – высший уровень внимания, 3-4 – средний уровень внимания, более 5 – низкий уровень внимания.

Исследователь также должен обратить внимание на качество ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом и др.

2) Методики диагностики восприятия и воображения

Методика изучения яркости-четкости представлений

Предназначение методики: определение яркости-четкости возникающих у индивида представлений. Методика также позволяет выявить инертность психических процессов, а при проведении хронометража отдельных этапов работы обследуемого – установить наличие повышенной истощаемости.

Особенности методики: Испытуемому даются задания представить то или иное во внешности друга, как выглядит знакомый магазин, ландшафт и т.д. Человек должен оценить четкость и яркость представления по 5-балльной шкале. Затем баллы суммируются.

Стимульный материал и обработка данных

Методика “Компас”

Предназначение методики: исследование восприятия пространственных признаков.

Особенности методики: обследование испытуемого проиводится с помощью таблицы, на которой схематически изображено по 5 компасов в каждой строчке. Необходимо относительно одной точки отсчета сторон света, мысленно воспроизводя остальные стороны света, определить, куда показывает стрелка. Затем определить, который из 5 компасов показывает в направлении, обозначенном в самом начале строки. Например, на первой строке указано искать Ю-З. Это № 2 и № 3.

Инструкция: “Вам знакомо расположение сторон света на компасе: север сверху, юг внизу, восток справа, запад слева (показать на демонстрационном плакате). В бланке представлены схематические изображения компасов со стрелками, на них указано только одно направление. Вам надлежит мысленно представить остальные стороны света с учетом того, что компасы эти перевернуты или наклонены. Ваша задача определить, куда показывают стрелки на каждом компасе, и найти те из них, которые соответствуют направлению, обозначенному в начале строки. Эти компасы надо подчеркнуть. Время на работу 10 мин. Приготовиться! Начали!”

Оценка выставляется по таблице 1.

Таблица 1

Оценка восприятия пространственных признаков

Оценка в баллах

Количество правильных ответов


Стимульный материал

Методика “Совмещение вырезов”

Предназначение методики: исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия.

Особенности методики: исследование проводится с помощью таблицы, которая может предъявляться также в виде плаката. На таблице сверху изображены 15 фигур с вырезами, а внизу на второй ее половине также 15 фигур с дополнениями к данным вырезам. Если совместить две соответствующие фигуры (сверху и снизу), то получится круг. Необходимо найти соответствующие пары фигур и обозначить их номерами. Оценка производится по количеству правильных ответов за 6 мин. Чтобы исключить запоминание соответствия фигур, необходимо иметь несколько вариантов (менять рисунки местами, менять номера).

Стимульный материал

3) Методики диагностики мышления

Прогрессивные матрицы Равена (Raven Progressive Matrices)

Предназначение методики: изучение мышления путем решения испытуемым задач по выявлению отношений между абстрактными фигурами.

Особенности методики: тест относится к числу невербальных тестов интеллекта. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого – установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.

В черно-белом варианте тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.

В серии А использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.

Серия В построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.

Серия С построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.

Серия D построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.

Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы.

Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Цветной вариант интеллектуального теста Равена состоит из трех серий: А, АВ, В по 12 матриц в каждой серии.

В серии А обследуемый должен дополнить недостающую часть изображения. Считается, что при работе с матрицами этой серии реализуются следующие основные мыслительные процессы:

Дифференциация основных элементов структуры и раскрытие связей между ними;

Идентификация недостающей части структуры и сличение ее с представленными образцами.

В серии АВ процесс решения заданий заключается в анализе фигур основного изображения и последующей сборке недостающей фигуры (аналитико-синтетическая мыслительная деятельность).

При работе с матрицами серии В испытуемый находит аналогии между двумя парами фигур. Он раскрывает этот принцип путем постепенной дифференциации элементов.

Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллекта, умственной продуктивности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическими показателями.

Стимульный материал: черно-белый вариант (серии A, B, C, D, E), цветной вариант (серии Aц, Bц, ABц).

Тест структуры интеллекта

Предназначение методики: тест разрабатывался в первую очередь для оценки уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики. При его создании Р. Амтхауэр исходил из концепции, согласно которой интеллект является специализированной подструктурой в целостной структуре личности и тесно связан с другими компонентами личности, такими, как волевая и эмоциональная сферы, интересы и потребности.

Интеллект понимается Р. Амтхауэром как единство некоторых психических способностей, проявляющихся в различных формах деятельности. В тест включены задания на диагностику следующих компонентов интеллекта: вербального, счетно-математического, пространственного, мнемического.

Особенности методики: Методика состоит из 9 разделов по 16-20 заданий в каждом. Описание заданий и образцы решений даются в инструкциях, помещенных перед каждым разделом. Для работы над заданиями любого раздела отводится строго определенное время.

Описание работы

Психодиагностика является самостоятельным видом психологической работы и входит в состав основных видов профессиональной деятельности (практической, научно-исследовательской, педагогической, организационно-управленческой), которые должен квалифицированно выполнять специалист-психолог.