Вашингтон был президентом. Президенты сша: джордж вашингтон

Ещё со школьной скамьи многие знают занимательную повесть Николая Лескова о славном мастере Левше, который смог подковать блоху. Точное название этого произведения «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Подкованная блоха стала микроминиатюрой замечательного мастера 20-го столетия Николая Алдунина. Конечно же, вдохновлён на такую работу умелец был творением Николая Лескова.

Как Левша блоху подковал

Тульский край издавна славится оружейным делом. Так вот легенда о кузнеце Левше прославляет тульских мастеров. Сюжет повести Лескова смешивает в себе реальные события с выдуманными. Действие легенды происходит примерно в 1815 году. Однажды, совершая путешествие по Европе, император Александр I заглянул и в Англию. Там он смог понаблюдать за различными диковинками, среди которых была танцующая стальная блоха. Царь купил диковинку и привёз её в Россию.

Прошло несколько лет, император умер, а на престол взошёл Николай I. Чтобы объяснить суть заморского чуда, во дверец был приглашён донской казак Платов, сопровождавший когда-то Александра I в европейском турне. Так вот Платов и заявил, что русские зодчие могут сделать творение не хуже англичан.

После этого Платову было поручено государем посетить тульских умельцев и заинтересовать их в создании своей диковинки в ответ англичанам. Среди трёх умельцев оказался и кузнец по прозвищу Левша. Платов отдал блоху мастерам и попросил сотворить нечто необычное.

Что же придумали тульские умельцы. Через некоторое время оказалось, что они смогли каждую ногу блохи подковать меленькими подковками. Император смог убедиться в этом с помощью «мелкоскопа».

Во дворце все были восхищены, а Левшу наградили поездкой в Европу. Он должен был доставить в Англию своё творение и продемонстрировать умение мастеров из Тульского края. Так стала символом тульского края. Судьба Левши была трагичной, вскоре он умер после чрезмерного принятия спиртного.

Прототипы Левши

Существует версия, что не было такого кузнеца из Тулы. Нет никаких доказательств того, что существовала такая подкованная блоха. Скорее всего, эта версия была придумана самими людьми. Но некоторые учёные считают, что у Левши были прообразы.

В конце 18-го столетия действительно два кузнеца из Тулы были отрекомендованы князем Потёмкиным в Англию. Ими были Яков Леонтьев и Алексей Сурнин. Они должны были научиться изготавливать утончённые поделки из металла. В итоге они освоили искусство производства оружия. Алексей Сурнин отбыл спустя семь лет в Россию и смог внедрить свои знания в оружейное дело. Факт пребывания тульских мастеров в Англии действительно был, а сам образ Левши писатель придумал.

Краткие сведения о Сергее Николаевиче Алдунине

На сегодняшний день подкованная блоха действительно существует, а вместе с ней множество и других шедевров в виде микроминиатюр. Автором этих творений является Николай Сергеевич Алдунин (1956 г.). Он был уроженцем Ворошиловградской области и прожил совсем короткую жизнь. На тот свет Николай Сергеевич ушёл всего в 53 года. В первую очередь он запомнился как подковавший блоху мастер.

Ещё с детства он интересовался металлами и изделиями из них. Он имел практические навыки слесаря, токаря, освоил секреты металлообработки. Больше всего он запомнился своими микроминиатюрами, изготовленными под микроскопом. Сегодня мастера уже нет в живых, он прожил всего 53 года, умер в 2009 году.

Работа над известной миктоминиатюрой

Однажды к нему пришла идея доказать, что прославление Лесковым тульских мастеров было ненапрасным. Алдунин решил подковать блоху. Подготовка к работе длилась два года, а сама микроминиатюра готовилась три месяца. Всё проводилось под микроскопом. Работал мастер в основном ночью. Сначала он изготовил подковки, затем гвоздики. В итоге этими гвоздиками мастер подковал. Каждое своё действие Алдунин проделывал между ударами сердца. Вот так получилась подкованная блоха. Фото микроминиатюры можно увидеть ниже.

Что же можно увидеть на этом изображении? Перед зрителями - малюсенькая засушенная блоха с шестью лапками, четыре из которых подкованы золотыми подковками. Вес одной такой подковки всего 0,00000004419 г.

Другие работы умельца

После удачно проделанной работы с блохой Алдунин решил полностью посвятить себя работе с маленькими миниатюрами. Одна из них называется «Караван верблюдов». Она выполнена из золота в игольном ушке. В микроскопе можно увидеть караван из семи верблюдов и три пальмы.

Настоящим шедевром является работа «Тульский самовар». Это маленький самовар, стоящий на игле. Состоит он из 12 деталей и имеет высоту - 1,2 мм.

Николай Сергеевич смог сделать несколько миниатюр на рисовых зёрнах. Так он выгравировал портрет А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, два обручальных кольца и надпись «Совет да любовь» из золота.

Ещё нескольких работ было сделано на разрезе яблочного зерна. Одно из таких изделий - «Останкинская телебашня». Шедевром является маленькая модель танка из золота. Также Алдунин смог сделать российский рубль размером всего в 0,88 мм.

В планах мастера было сотворить металлическую блоху, чтобы она танцевала кадриль под песню «Тула веками оружие ковала». Но, к сожалению, не успел осуществить он свой план.

Сергей Николаевич считал, что для создания миниатюр нужна особая философия и психология. На первом месте в выполнении его работ стояли красота и изящество. Гармония и любовь к себе, миру, хорошее настроение - залог успеха известного умельца.

Где хранится подкованная блоха

Так как основная поделка мастера прославила Тулу и этот край, то именно там и хранится подкованная блоха. В Музее оружия, что в Тульском кремле, она хранилась долгие годы. Многие смогли в микроскоп наблюдать маленькое чудо. Сейчас микроминиатюра хранится в старой аптеке Тулы.

Знаменитые мастера-умельцы

Сегодня в России живут несколько умельцев, которые возрождают народные традиции и воплощают в реальность невероятные легенды.

В Екатеринбурге живёт мастер Юрий Деулин. Изготавливать необычные изделия стало его мечтой ещё с детства. Будучи школьником Юра из кости смог выточить балалайку, к которой даже прикреплялись струны. Изделие парня было помещено в школьный музей. На сегодняшний день Юрий стал профессиональным мастером. Из его рук выходят неповторимые и оригинальные экспонаты.

Одна из его работ - «Статуя свободы», поместившаяся в игольном ушке. Портреты знаменитостей (Петра I, Папы Римского) умелец смог выполнить размером всего в 1 мм. Деулиным выполнена маленькая копия яйца Фаберже. Сенсационным изделием является шкатулка из чёрной жемчужины, в которую помещается автомобиль длиной 3,7 мм.

Микроминиатюра увлекла также художника и архитектора из Омска Анатолия Коненко. Свою работу он также начал с того, что подковал блоху. Сегодня мастер хранит уже целую коллекцию своих изделий. Среди них - маленький кузнечик, играющий на скрипке. Уникальным является поезд, двигающийся по железной дороге (композиция размещена на человеческом волоске).

Удивительными изделиями может похвастаться умелец из Сибири Владимир Анискин. Его работы просто покоряют. На срезе макового зёрнышка он умудрился сделать аэродром, на котором поместил 20 самолётов. В его арсенале также присутствует подкованная блоха из стали и платины.

В Ярославле живёт мастер Дмитрий Игумнов. Ему удалось подковать мышь. В его коллекции - маленькая сковородка диаметром 1см, на которой можно печь блины.

В России не забыли о своих талантливых умельцах, в Санкт-Петербурге открыт музей микроминиатюры «Русский Левша». Посетители с помощью увеличительных устройств могут рассматривать чудесные экспонаты.

Книга рекордов «Левша»

Писателем Н. Лесковым был создан прекрасный образ Левши как выразителя народного характера. Это имя уже стало нарицательным и символизирует предприимчивых русских людей с особой хваткой, всегда добивающихся своей цели. Не зря в России создали Книгу рекордов под названием «Левша». В неё попадают знаменитые люди, прославившие страну в тех или иных областях жизни.

Не зря один из новостных порталов Тулы называется «Блоха инфо». «Будь подкован» - таков девиз данного сайта, где размещаются самые интересные тульские новости.

Помню, в далеком школьном детстве в класс попал журнал с фотографией «The Beatles». «А чего это он держит гитару наоборот? » — спросил кто-то о Поле Маккартни. Так впервые мы узнали, что один из битлов — левша.

А потом, спустя годы, прочитал, что леворуким является еще и барабанщик знаменитой группы Ринго Старр. Став журналистом, воочию увидел, как великолепная певица Мирей Матье левой рукой подписывает автограф для читателей моей газеты.

Левша — явление редкое и распространенное одновременно. Всюду, где собирались больше тридцати человек, обязательно есть левша.

Лингвисты установили, что на разных языках слово «правый» созвучно словам «право» и «правильный», в то время как «левый» похоже на такие слова, как «зловещий» и «разбитый». На левшей всегда смотрели как на некое отклонение от общепринятых норм: английское left-handed переводится не только, как «леворукий», но и как «неуклюжий», «лицемерный», и как «дефектный» и «лживый». Но справедливо ли это?

Видео: Особенности леворуких людей (детей) или кто такие левши

Пока не удалось абсолютно точно установить причину того, почему человек становится левшой. Как полагают ученые, примерно в половине случаев виноваты нарушения в генетическом коде. В другой половине — неправильный ход сменных процессов в период развития плода (это приводит к целому ряду характерных для левшей проблем: раннему половому созреванию, дислексии, бессоннице…), или родовая травма.

В природе левизна и правизна — мало изученный феномен, хотя асимметрия — одно из фундаментальных свойств природы. Как она проявляется на уровне органических веществ и живых организмов? Известно, например, что живая клетка по своему строению асимметрична, а мертвая — симметрична. Наблюдения Луи Пастера в XIX веке сводились к тому, что многие органические молекулы могут образовывать две различающиеся формы, которые представляют собой зеркальное отражение — таким же точно образом, как перчатка правой руки есть зеркальное повторение перчатки для левой. Будучи химически идентичными, такие молекулы различаются морфологически, их называют стереоизомерами.

Еще более странно то, что живые существа способны производить либо один, либо другой стереоизомер, тогда как лабораторная химия всегда дает их смесь в равной пропорции. Возьмем для примера лимон и апельсин — два фрукта с характерным для каждого ароматом, которые хоть и похожи, но несколько отличаются. Так вот, два этих отчетливо выраженных запаха дает одно и то же химическое вещество — лимонин. Однако атомы в его двух молекулах расположены различным образом: лимонин, вырабатываемый в лимоне, является зеркальным отображением того же самого химического вещества, рождающегося в апельсине.

«Из наблюдений натуралистов известно, что в природе движение идет справа налево. Все светила и их спутники описывают круговые пути с востока на запад. У человека правая рука развита лучше, чем левая… Завитки раковины, за редким исключением, завернуты справа налево. И если попадется раковина-левша , знатоки ценят ее на вес золота», — писал Жюль Верн.

Большинство людей левизну считают аномальной, но сама жизнь является по преимуществу морфологически левой.

Леворукие — это аномалия генов?

Спираль молекулы ДНК неизменно закручена в левую сторону. И хотя все люди внешне выглядят симметрично, все они обладают скрытой односторонностью, не имеющей ничего общего с тем, правша, данный человек или левша . Так, почти у всех нас сердце расположено с левой стороны, а печень — справа. Под своими кожными покровами мы весьма асимметричны.

Для биологических форм, однако, характерно наличие исключений. На десять тысяч человек встречается один, у которого расположение внутренних органов перевернуто. Это явление по-латыни называется «ситус инверсус». Доктор Найджел Браун из медицинской школы-больницы Сент-Джордж, написавший работу о «ситус инверсус», убежден, что асимметричность тела в конечном счете определяется левой или правой морфологией химических «строительных блоков» жизни, хотя и признает, что связать напрямую молекулу и млекопитающее пока не представляется возможным. Но означает ли это, что если бы спираль ДНК была ориентирована в правую сторону, то у всех людей сердце бы располагалось справа? Доктор Браун считает: нет, хотя не менее уверен, что существует некий химический спусковой механизм, который как-то сообщает человеческому зародышу в возрасте пятнадцати дней, что есть левое, а что — правое.

8% Населения земли пользуются левой рукой

Итак, если зеркальное расположение внутренних органов наблюдается у одного человека из десяти тысяч, то люди, пишущие левой рукой, играющие ею в теннис, встречаются достаточно часто — 8 процентов из общего числа гомо сапиенс. Доктор Кристофер Макиэнас из лондонского университетского колледжа выдвинул предположение, что в организме человека происходит процесс, имеющий две стадии. В нашем организме есть ген, позволяющий отличить левое от правого, — своего рода метка. Эта метка затем считывается другим геном, пока еще не обнаруженным учеными. Он-то и определяет, будет человек левшой или правшой.

Если мы рождаемся с одним вариантом последнего гена, то становимся правшами. Но у значительной части людей имеется иной его вариант, он считывает метку так, что те становятся левшами .

Разделение на правшей и левшей — уникальная особенность человека. Любопытно, что лишь половина левшей являются левшами генетическими, а 50 процентов -компенсаторными, то есть левшами они стали в результате поражения левой доли головного мозга .

Многие мелочи раздражают левшу в «правом» мире. Он входит в метро — щель монетоприемника расположена справа. Все руководства по обучению любому ручному труду рассчитаны на людей, работающих правой рукой. И так во всем. Поэтому лозунг «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих» взяли на свое вооружение левши в западном мире. Они создали всевозможные союзы, ассоциации и общества, призванные защитить их права. Широко известен случай, когда в 1980 году Международная ассоциация левшей добилась восстановления на работе американского левши Франклина Уинборда, уволенного из полиции за отказ носить кобуру справа.

И ведь это правильно. В ряде случаев леворуким требуется не меньшая помощь, чем инвалидам. Самый яркий пример: все двери навешиваются так, что их открывание рассчитано на прав-шей. Если молодая слабая девушка — левша , а у двери сильная пружина, то открыть ей дверь просто-напросто не под силу.

Проблемы левшей начинаются в детстве. В России, к примеру, практически отсутствуют прописи для детей-левшей. Кстати, до середины 80-х годов в советских школах их насильственно переучивали на правшей. Давно уже прекратился выпуск ножниц для леворуких (в советское время их делали в Горьком). Вообще левшам нужна масса «левых» предметов — от мелочей до серьезных вещей: хоккейные клюшки, наручные часы, фотоаппараты (у всех моделей кнопки спуска затвора расположены справа), записные телефонные книжки и так далее и тому подобное.

Если хотите представить себе, как живет левша в нашем «правостороннем» обществе, привяжите к телу правую руку хотя бы на час -другой. Или перечитайте» Алису в Зазеркалье», где гениальный левша Льюис Кэрролл талантливо описал ощущения леворучки от жизни в праворуком мире. Кстати, Николай Лесков, написавший «Левшу», был левшой.

Знаменитые люди-левши

Знаменитых левшей не так много, как правшей, и все же в их полку очень много бойцов. Слово «бойцы» вполне уместно, поскольку многие выдающиеся полководцы были левшами. И среди них такие гении, как Александр Македонский, Юлий Цезарь, Карл Великий, Наполеон… Леворучкой была и Жанна д’Арк, прославившаяся на военном поприще. Но ее леворукость стала одним из аргументов обвинения, приведшего Орлеанскую деву на костер.

Леворукость не является препятствием и для тех, кто делает политическую карьеру, равно как не определяет и моральный облик человека-политика. Левшами были английская королева Виктория и Адольф Гитлер . Все президенты США последних двух десятилетий XX века — Джордж Буш-старший, Рональд Рейган и Билл Клинтон — левши, традиция могла бы продолжиться, если бы Альберт Гор (тоже левша) победил на последних президентских выборах. Кстати, их общий злейший и ближайший в географическом смысле оппонент — Фидель Кастро, тоже левша .

Традиционно сильны позиции левшей в искусстве. Вероятно, это связано с тем, что у них лучше развито образное (интуитивное) мышление, за которое отвечает правое полушарие, контролирующее левую руку, чем логическое. Левшами были Леонардо да Винчи и Микеланджело, Рафаэль и Рубенс, Пабло Пикассои Писарро, Франц Кафка и Поль Верлен, Моцарт и Бетховен, Пол Саймон и Джимми Хендрикс…

Левши просто оккупировали Голливуд. Среди них такие звезды, как Грета Гарбо, Мерилин Монро, Дина Дурбин, Джин Харлоу, Деми Мур, Вупи Гольдберг,Джулия Роберте, Чарли Чаплин, Роберт Де Ниро, Том Круз, Роберт Редфорд, Брюс Уиллис, Сильвестр Сталлоне…

Эффектно используют свою анатомическую особенность левши-спортсмены в тех видах состязаний, где присутствует тактическое единоборство, — теннисе, боксе, фехтовании. Среди левшей-теннисистов — десятикратная победительница Уимблдона Мартина Навратилова с ее фирменным ударом слева, Моника Селеш, Род Лейвер, названный лучшим теннисистом всех времен и народов; Джимми Конорс и Джон Макинрой. В боксе левши выигрывают до 40 процентов золотых медалей, хотя их втрое меньше в этом виде спорта, чем правшей.

Альберт Эйнштейн — левша

Среди ученых — левшей не так уж и много, но единицы вполне весомые: физики Альберт Эйнштейн и Джеймс Максвелл, физиолог Иван Павлов, теолог и врач Альберт Швейцер.

Среди знаменитых предпринимателей левшей тоже единицы. Исключения — Джон Рокфеллер, Генри Форд, Билл Гейтс. Если среди обычных людей левшей — 8процентов, то среди гениев — 20 процентов. То есть левши в целом более чем вдвое одареннее правшей. Так что если ваш ребенок — левша , не расстраивайтесь. Просто постарайтесь разглядеть в нем гения. Между прочим, леворукость часто передается по наследству. Не исключено, что и вы сами — гений. Только еще нераскрытый и непризнанный. Не упустите свой шанс.

Простой тульский ремесленник Левша не отличается какими-либо особенными характеристиками. Мужчина живет в родном городе, заботится о пожилых родителях и проводит много времени за любимым делом. И даже получив возможно кардинально изменить собственную жизнь, герой не изменяет простым жизненным радостям.

История создания

В 1881 году на страницах журнала «Русь» вышла повесть под названием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе», главная мысль которой была изложена в предисловии:

«В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке».

Последнюю фразу читатели и критики поняли буквально, и автора повести – – обвинили в простом пересказе забытой сказки. На самом деле, рассказ о Левше был написан Лесковым самостоятельно.


Иллюстрация к книге "Левша"

Возможным прототипом главного героя послужил ремесленник Алексей Михайлович Сурнин. Мужчина прожил два года в Англии, где проходил обучение на заводе. После возвращения Сурнин обучал российских мастеров и разрабатывал новые инструменты для работы с металлами.

Со временем имя главного героя приобрело нарицательное значение, а исследователи и биографа признали Лескова единственным автором патриотичной «легенды».

Сюжет


Мужчина по прозвищу Левша жил в городе Тула и прославился собственными металлолитейными работами. Внешность героя, как и мастерство, была выдающаяся:

«…на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны...».

Именно к Левше и двум его товарищам обратился донской казак Платов с царским поручением. Николай Павлович, взошедший на престол после , обнаружил в вещах брата металлическую блоху, которую царь привез из Англии.


Желая доказать, что в России работают не менее искусные мастера, монарх отправил старого военного на поиски лучших мастеров. Мужчинам велено сделать из металла такую диковинку, которая поразит англичан.

Получив распоряжения от Платова, лучшие тульские мастеровые заперлись в доме Левши и несколько дней провели за работой. Когда же донской казак вернулся, то не проявил к стараниям мастеров должного уважения. Платов, решивший, что мужики его провели, закинул Левшу в карету и повез героя к монарху.


Иллюстрация к книге "Левша"

На аудиенции у царя казак признался, что не выполнил поручения и привез из Тулы одного из обманщиков. решил лично побеседовать с горе-мастером. Оказавшись в царских палатах, Левша, который не привык разговаривать со столь высокопоставленными чиновниками, в народных выражениях объяснил государю задумку мастеров.

Мужчины подковали блоху и выгравировали собственные имена на подковах. Только имени Левши там не значилось. Герой сделал самую тонкую работу – ковал гвозди для подков.

Российский двор без сомнений признал, что у мастера – золотые руки. Чтобы утереть нос англичанам, государь решает отправить подкованную блоху обратно и вместе с необычным подарком послать за границу Левшу. Так в биографии простого тульского кузнеца произошел невероятный поворот.


Отмыв сельского мужика и придав герою вид более презентабельный, Платов отправляет Левшу за рубеж. В Лондоне, куда вскоре прибыла российская делегация, искусного мастера рассматривали как небывалое чудо.

Местные кузнецы и прочие ремесленники задавали смелому герою вопросы об образовании и опыте. Левша же без стеснения признавался, что не знает даже азов арифметики. Впечатленные талантами простого русского мужика, англичане попытались переманить мастера на свою сторону.

Но Левша, верный родине и тоскующий по родителям, оставшимся в Туле, отказался от предложения переехать в Англию. Единственное, на что согласился мастер, – остаться в Лондоне, чтобы осмотреть местные фабрики и заводы.


Англичане показали Левше последние ремесленные чудеса, но ничего из новинок не впечатлило героя. Зато старые ружья вызвали у тульского жителя необоснованный интерес. После тщательного изучения пистолетов Левша попросился домой.

Так как мужчина не знал иностранных языков, решено было отправить ремесленника морем. Довольно быстро Левша нашел себе приятеля – английского полушкипера, который говорил по-русски. Всю дорогу до России героя съедало нетерпение. Что-то увиденное в Англии так заинтересовало Левшу, что мужчина считал минуты до аудиенции у государя.

Чтобы скоротать время, полушкипер и ремесленник решили провести состязание. Мужчины захотели проверить, кто кого перепьет. И к моменту схода на берег оба действующих лица были так пьяны, что не могли говорить.


Уже в России англичанина немедленно доставили в посольство, а Левшу, который забыл документы еще в Туле, выбросили на улице. Долго страдал смертельно пьяный ремесленник на холодной дороге, пока не подобрали несчастного и не доставили в больницу.

Героя обокрали и много раз роняли, пока везли в госпиталь, принимающий больных без документов. К моменту, когда о приключениях Левши стало известно высокопоставленным лицам, тульский ремесленник умер. Единственное, что успел сказать герой перед смертью врачевателю:

«Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся».

Но никто не послушал совета опытного мастера.

Экранизации и постановки


На территории СССР повесть Лескова воспринималась как произведение для детей. Неудивительно, что первая экранизация произведения представляет собой мультипликационный фильм. В 1964 году состоялась премьера мультфильма «Левша». Текст повести читает актер .

В 1986 году по мотивам повести Лескова снят фильм «Левша». Съемочный процесс занял много времени, и самые масштабные сцены снимались в Большом дворце Гатчины. Роль ремесленника исполнил Николай Стоцкий.


В 2013 году повесть об искусном мастере послужила основой для оперного произведения. Автором музыки для «Левши» выступил . Партию главного героя писали специально для тенора .

Цитаты

«Горите себе, а нам некогда».
«Если государю угодно меня видеть, я должен идти; а если при мне тугамента нет, так я тому не причинен и скажу, отчего так дело было».
«Только так нашу работу и заметить можно: тогда все и удивление окажется».
«Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Не сомневаюсь, что многие читали рассказ замечательного русского писателя Николая Семёновича Лескова «Левша». Ещё больше тех, кто слышал об этом рассказе, т.е., не читая рассказа, знают суть: «Это про то, что блоху подковали? Как же, наслышаны…». Но, кажется, самое большое количество тех, кто знает выражение «подковать блоху», которое означает очень тонкую искусную работу, но не знают, откуда такое выражение. Теперь – внимание! – вопрос ко всем читавшим и не читавшим рассказ «Левша»: а как звали левшу? Чур, в книгу не заглядывать. Каково имя и отчество знаменитого на всю Россию мастера? Вопрос немного провокационный, но в конце поймёте суть.

Позволю себе напомнить некоторые сюжетные линии рассказа. Русскому царю, который находится в Англии и интересуется всякими иностранными диковинками, показывают металлическую блоху, этакую мелкую соринку, которую и не ухватить-то грубыми мужскими пальцами, разве что пригласить для этой цели нежные девичьи пальчики; а если ещё блоху ключиком завести «через пузичко», то она начнёт «дансе» танцевать.

Вот так чудо! Вот какие кудесники эти английские мастера! Царь захотел купить блоху. Англичане-наглецы на голубом глазу запросили за неё миллион, да серебром! Впаривали! Казак Платов, что был при царе, белел от досады – мильон за минутную забаву, тьфу! Отговаривает царя, говорит, что на Руси чудес не меньше могут сделать русские мастера.
- Ты мне политику не порть! – отвечает царь Платову и отваливает англичанам миллион.
Это по-русски!

Англичане блоху отдали, а за футляр ещё пять тыщ запросили. Это уже по-английски. Сквалыги! Платов спорить стал, мол, футляр к вещи положен, но царь - заплатил. Тогда Платов от обиды незаметно мелкоскоп (микроскоп) притырил, (с паршивой овцы хоть шерсти клок) чтоб на блоху смотреть увеличено – вроде мелкоскоп в комплект к блохе входит.

В России блоха была благополучно забыта на много лет, это тоже по-русски, и только новый царь, разбирая вещи отца, обнаружил странную коробочку, смысла которой никто не понимал. Разыскали Платова, который в то время уже был в отставке, и тот объяснил, что в футлярчике стальная блоха, которая может танцевать, если её завести ключиком через «пузичко». Подивился новый царь искусству английских мастеров, а Платов говорит, что русские мастера могут ещё не то удивление сделать. Так пусть сделают, говорит царь, и приказывает Платову заняться этим.

Платов разыскал в славном городе Туле мастеров, которые обещались чудо сотворить и, богу помолясь, принялись за дело. Через две недели тульские мастера эту блоху, такую мелкую, что и пальцами не взять, - подковали! Причём подковали каждую лапку. И без всякого микроскопа - «...у нас так глаз пристрелявши». Да не просто подковали, а на каждой мельчайшей подковке было выгравировано имя мастера, рассмотреть которое можно только в самый мелкий мелкоскоп. А левша выковывал гвоздики для подков, что гораздо мельче самих подков.
Вот какие кудесники русские мастера!

Царь, когда узнал, что сотворили туляки, был и удивлён, и горд за своих подданных. Отправил блоху обратно в Англию, чтоб англичане увидели искусность русских и не слишком нос задирали. А заодно отправил туда левшу, чтоб объяснялангличанам, что к чему.

Англичане дивились умению русских мастеров и всё выспрашивали левшу, какие науки русские мастера изучают. А левша говорит: «Наша наука простая: по Псалтирю да по Полусоннику, а арифметики мы нимало не знаем... У нас это так повсеместно».
Тоже по-русски!

Англичанам левша так понравился, что стали они его уговаривать остаться в Англии, денег много обещали, положение самое почётное сулили и англичанку хозяйственную в придачу. Но левша - ни в какую! И вера ваша не такая, говорит он англичанам, и свататься вы не умеете, и англичанки ваши не так одеваются... А наша вера полнее, и евангелие наше толще, и иконы боготворные, и гроботочивые главы и мощи... Дома всё своё, родное, привычное. И бабы наши «всякая в своих кружевцах».
- Мы, - говорит, - к своей родине привержены, и тятенька мой уже старичок, а родительница - старушка и привыкши в свой приход в церковь ходить...
Как это по-русски!

На чужбине ничто не мило! Всё не так, всё шершаво. Даже сладкий английский чай не сладок, а чай вприкуску вкуснее на наш лад. Домой, домой! Словом, «ничем его англичане не могли сбить, чтобы он на их жизнь прельстился», как пишет автор.

Эти кусочки текста, где описано стремление левши на родину, читаешь с немым восторгом; понимаешь мастера, одобряешь, - сам бы так поступил, - и любишь его, простодушного, умного, своего, русского.

Из уважения к мастеру англичане показывают левше и машины, и механизмы, и всякие устройства, а он всё это смотрит, разумеет да на ружья внимание обращает, палец в дуло засовывает. И тут он понимает один секрет, очень важный в военном деле, и – всё! Домой заторопился, скорее, скорее, ничем не его удержать! Секрет донести своим надо!

Отправили его пароходом из Англии в Петербург, а левша даже в каюту не спускался – всё на верхней палубе сидел да в сторону родины смотрел. За это его английский полшкипер зауважал и предложил выпить. Потом предложил пари – пить на равных... Пили, соревновались… Короче, допились два дурака, полшкипер и левша, до чертиков, только у одного черт рыжий, а у другого – серый. Это по-нашенски!

А в Петербурге медоточивая легенда кончается и начинаются свинцовые русские будни. Если пьяного англичанина в Питере повезли в посольский дом и за два дня врачи на ноги его поставили, то левшу свалили на пол в квартале, т.е. в полицейском обезьяннике, если по-современному, где полицейские (государевы люди) его ограбили, забрали все деньги, забрали часы, сняли добротное пальто и потом его, беспамятного и полуголого, возили на морозе по городу, пытаясь пристроить в больницу. Но в больницах Левшу не принимали, т.к. у него не было «тугамента» (паспорта) – «до самого утра его по всем отдалённым кривопуткам таскали и всё пересаживали так, что он весь избился» и затылок его «порат (сильно) раскололся». Короче, на родине, куда он так стремился, левшу, сердешного, замучили, живьем замучили. И даже не по злобе. Больше по раздолбайству, равнодушию и тупости.
Как это по-русски!

Перед смертью мастер успел-таки сказать доктору тот секрет, что он понял в Англии:
- Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтоб и у нас не чистили, а то, храни бог войны, они стрелять не годятся.
И это по-русски! Левша до последнего думает о родине, о деле, не смотря ни на какие мерзости.

Доктор передал эти сведения от левши чиновнику, но по чиновной глупости и трусости, что равна подлости, информация так и не дошла до царя. Таковы вечные нравы русской бюрократии. А потом проиграли Крымскую войну. Ружья кирпичом чистили.

Концовку рассказа о левше невозможно читать без внутреннего содрогания. Возникает ярая ненависть к бездушию русского государства! Судите сами: мастер не прельстился заграницей, стремится к своим, на родину, да не просто стремится, а несет в себе важнейший военный секрет, а на родине полицейские (государевы люди) его грабят, мучают и фактически убивают. Так и видно, как левшу волокут за ноги по лестнице, а голова его по ступенькам бьётся. К жестокости полиции добавляется угрюмое равнодушие бюрократии, когда без какой-то дрянной бумажки нельзя спасти человека и принять в больницу умирающего. Цинизм и бездушие.

За прошедшие полтораста лет ничто принципиально не поменялось в российском государстве. Кругом всё то же равнодушие бюрократов. Никому из начальников ничего не надо, кроме собственной корысти. Чиновная жадность, лень и трусость.
И человеческая жизнь ничего не стоит.
Ты никто и звать тебя никак.
Нет имени у левши.
Нет, и никогда не было.

Мало кто знает, что человека, который подковал блоху, уже нет в живых.
Информации в сети очень мало об этом художнике.
О его смерти несправедливо мало сказано.
Караван верблюдов
В игольном ушке
Высота 0,25-0,20 мм. Золото 999,9 пробы

Ирина, вдова художника: "Мой горячо любимый муж Николай Сергеевич Алдунин умер 09 сентября 2009 года по стечению обстоятельств, связанных, в основном, с непрофессионализмом и безалаберностью медицинских работников (не буду говорить каких и в каких учреждениях). Ему было всего 53 года, он мог бы создать еще немало удивительных работ. Но мне, помимо личного горя, очень обидно, что все те, кого он интересовал при жизни (журналисты, коллеги, друзья и др.), очень быстро забыли о нём, многие даже не знают, что его больше нет...."

Тульский самовар
Тульский самовар
Высота - 1,2 мм. Изготовлен из 12 деталей

Мастер микроминиатюры Алдунин Николай Сергеевич родился 1 сентября 1956 года в поселке Южная Ламоватка Ворошиловградской области. Из всех природных и искусственных материалов с детства полюбил металлы и металлические изделия.Работая слесарем, а потом токарем на промышленных предприятиях, постиг все секреты металлообработки. Каким-то внутренним чутьем сразу безошибочно подбирал режим резания металлов, это позволяло увеличивать количество изделий, повышая их качество.

А.С.Пушкин
Портрет на рисовом зерне
Высота 1 мм

Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в Существующую "технологию металлов" Николай считал несовершенной. Около пятнадцати лет назад ему пришла идея подковать блоху. Хотелось доказать, что не зря Н. Лесков воспел и на весь мир прославил именно Тульских Мастеров. Два года готовился, а потом сел за микроскоп. Через три месяца, когда закончил работу, понял, что "нашел себя" в микроминиатюре. Он уволился с работы и решил серьезно заняться этим очень трудным и интересным ремеслом. Николай считаел, что достижение человеком в жизни целей зависит от желания: чем выше цель, тем большим должно быть желание.

Российский рубль
Диаметр - 0,88 мм
Материал - золото 999,9 пробы

Работа над блохой началась с подготовки микрометрического инструмента. Один резец, толщиной в 2 микрона, затачивал по 6 - 7 часов кряду. Жена Ирина ложится спать, он сидит точит. Просыпается, он точит. На чем затачивал? Это уже секрет мастера. Алмазная паста в 3 - 5 микронов оказалась грубовата. Искал свои составы. Работал по ночам. Повязывал голову платком и надевал одежду из хлопка. Микроминиатюры очень чувствительны к статическому электричеству, которое накапливают искусственные ткани. Чуть дотронешься до них заряженным резцом - она, как живая, прыг куда-то в сторону. Облачившись, Алдунин садился на кухне и пару часов неподвижно ждал, пока осядет пыль. И лишь тогда начинал работать. Три месяца он точил подковки, ковал гвоздики и подковывал блошиные лапки. А когда забил последний гвоздик, отсыпался почти неделю.

Подкованная блоха
С седлом и стременами

Вот что сказал сам мастер про свою блоху: «Лапки ведь у них пустые внутри, а снаружи волосатые. Сделал на лапках депиляцию, подстриг коготки, так сказать педикюр навел, а потом только приступил к подкове. Я подсчитал, что на одной спичечной головке этих подковок можно уместить две с половиной тысячи штук». На самых кончиках четырех из шести блошинных лапок сверкают золотые подковки. В каждой - по три гвоздика. Одна блошиная подковка Алдунина весит 0,00000004419 грамма. Из одного грамма золота получится 22 629 544 подковки. То есть можно подковать больше 5 миллионов блох. Ширина каждой подковы - 40 микрон, длина - 50, диаметр шляпок гвоздиков - и вовсе 5 (в 1 миллиметре 1000 микрон).

Совет да любовь
Рисовое зерно
Высота букв - 0,14 мм. Материал-золото 999,9 пробы.

«Это же ведь брэнд для Тульской области.-Рассказывает микроминиатюрист. - И я был первым тульским жителем, через 150 лет после выхода «Левши» Лескова, который блоху и подковал. Блоха должна была быть первой. Ведь если бы я занимался просто микроминиатюрой, туляки мне этого не простили. И все время спрашивали: «Когда блоху подкуешь?». А тут я решил все сразу. Чтоб не было вопросов. А сейчас у меня есть блоха с седлом и уздечкой, со стременем, все как положено.

Трехлинейная винтовка Мосина
На рисовом зерне
Длина - 3 мм. Материал-золото 999,9 пробы

Подкованная блоха Алдунина вместе с микроскопической винтовкой Мосина, расположенной на рисовом зернышке (длина вместе со штыком - менее 3 мм, имеется движущийся затвор!), включена в экспозицию Тульского музея оружия.

Танк Т34/85
Расположен на продольном срезе яблочного зерна
Длина корпуса - 2 мм. Количество деталей - 257. Материал - золото 999,9 пробы

Самой сложной своей работой, мастер-микроминиатюрист считает танк Т34/85. Длина корпуса - 2 мм. Расположена микроминиатюра на продольном срезе яблочного зерна. «Танк я делал полгода к 60-летию Победы. Почти не выходил из дома, только за едой в магазин. Я вообще во время серьезной работы стараюсь не появляться на улице, чтобы не набрать негативных эмоций. Я вообще люблю военную тематику, а этот танк я делал с дотошностью истинного фаната военной техники, - рассказывает Николай Сергеевич. - Собрал из 257 отдельных деталей!»

Останкинская телебашня
Расположена на яблочном зерне
Высота - 6,3 мм. Материал - золото 999,9 пробы

Накануне 40-летнего юбилея Останкинской телебашни умелец смастерил ее точную копию, только в 850 тысяч раз меньше. На ней через микроскоп отчетливо видны все антенны, спутниковые тарелки и даже ресторан «Седьмое небо».
По словам Николая, к нему часто обращались представители политических кругов и шоу-бизнеса - заказывали подарки, например, портрет известной певицы на рисовом зернышке или подкованную блоху для политика.

Н.В.Гоголь
Портрет на рисовом зерне

Умелец выполнил около сотни работ. Все шедевры Николай Алдунин исполнял из чистого золота 999,9 пробы. По его словам, это было продиктовано суровой необходимостью, ведь микроскопическая деталь, изготовленная из любого другого металла, на глазах могла бы покрыться ржавчиной.

Велосипед
Расположен на швейной игле
Длина - 2 мм.

Про мастера микроминиатюры Алдунина уже стали ходить легенды, вот что мы прочли в одном из блогов: чтобы достичь идеальных движений рук, Николай научился играть более чем на 20-ти струнных музыкальных инструментов. Благодаря этому он может создавать такие удивительные вещи.

Л.Н.Толстой
Портрет на рисовом зерне

1 сентября Николай Алдунин, талантливый мастер, отметил в больнице свой 53-ий день рождения. 2 месяца он пролежал в больнице при институте им.Вишневского с осложнениями после перенесенной операции. У него был хронический панкреатит. 9 сентября у Николая открылось сильное внутреннее кровотечение, которого он не смог перенести. Он ушел, как и жил, борясь и яростно вырывая у тяжелого недуга каждый свой новый день. «Я не молю, а только прошу Бога, чтобы он дал мне немного времени доделать то, чего не успел», - сказал он другу Александру Богатырёву, прощаясь, 19 мая в Москве. А планов и новых уникальных замыслов у микроминиатюриста было много...

Автомат АКМ-47
Расположен поперек спички
Длина-1,625 мм. Состоит из 34 детелей. Материал - золото 585 и 999,9 пробы. Время изготовления - 6 месяцев.

«В ближайшем будущем я собираюсь приступить к созданию новой работы - „Мерседеса“ длиной в 15 см из золота, серебра и платины, - планировал Николай Сергеевич. - Причем в нем будут детали реального автомобиля. Особое внимание я уделю приборной доске: все стрелочки, циферки, кнопочки...» Была задумка выковать блоху из металла. И чтобы она кадриль выкидывала наподобие лесковской под музыку «Тула веками оружие ковала». Жаль, что его планам не суждено было сбыться.

По его глубокому убеждению, философии и психологии мастерства исполнения миниатюрных шедевров научить невозможно. Он постоянно подчеркивал: «Я не художник!» При этом Николай Алдунин на первое место в своей работе ставил изящество и красоту исполнения задумки.Но, наверное, самым главным секретом Николая было то, что за работу он садился только в хорошем настроении, в состоянии гармонии и любви к себе и миру, к тому, что предстояло сделать.

Интервью с мастером микроминиатюры 2002 года, взят первый рубеж - подкована блоха...