Николаевич николаевич верещагин биография история. Курсовая работа Н.В.Верещагин - выдающийся деятель и теоретик сельскохозяйственной кооперации в России

(67 лет)

Никола́й Васи́льевич Вереща́гин (1839-1907) - российский общественный деятель, создатель новой отрасли русского народного хозяйства «масло- и сыроделия», инициатор крестьянского «артельного маслоделия», выросшего в крупнейшее кооперативное движение России.

Биография

Родился в семье потомственных дворян в Череповце , который тогда входил в состав Новгородской губернии . У него было три брата: Василий (1842-1904), Сергей (1845-1878) и Александр (1850-1909).

В 1850 году вместе с братом Василием он был определён в Александровский кадетский корпус для малолетних . Затем учился в Морском кадетском корпусе , который окончил в 1856 году. Участвовал в боевых действиях во время блокады Кронштадта (1855); вольнослушателем, будучи морским офицером, посещал лекции в Санкт-Петербургском университете . В 1861 году вышел в отставку мичманом с производством в лейтенанты. В 1861-1866 годах был кандидатом в мировые посредники Череповецкого уезда. Занимался введением Уставных грамот с началом Великой реформы.

Женился на бывшей крепостной Татьяне Ивановне Ваниной, не получив благословения отца. После венчания молодые, одолжив денег, уехали в Швейцарию, где Н. В. Верещагин обучался у местного сыродела. По возвращении на родину организовал на кредит, полученный от Вольного экономического общества школу сыроварения для обучения крестьян сыроварению .

О значимости дела Верещагина говорит такой факт, что ради визита на ферму Верещагина Д. И. Менделеев отказался лично докладывать об открытии Периодического закона на заседании Русского химического общества (1869), поручив это делопроизводителю общества Н. А. Меншуткину . Сам же Менделеев в те дни самолично готовил сыр и масло, а также вызвался доить по очереди с хозяином корову по кличке «Нянька» .

13 марта 1907 года Николай Васильевич скончался в своем родовом имении Пертовка, окруженный вниманием своей семьи. На траурном заседании Московского общества сельского хозяйства выступил князь Г. Г. Гагарин : «Я всегда поражался глубокой любовью Николая Васильевича к избранной деятельности и искренним желанием в этой сфере помочь ближнему. Перед этим альтруизмом и любовью я и преклоняюсь, так как твердо убежден, что не личные интересы, даже не широкие научные познания и труды двигают вперед намеченное дело, а главная сила на всех поприщах человека есть любовь».

Член-корреспондент Вольного экономического общества (ВЭО) (1861), действительный член (с 1870). Член Комитета скотоводства при Московском обществе сельского хозяйства (МОСХ) , председатель этого комитета (с 1884), почётный член МОСХ (с 1883).

За заслуги «по устройству и распространению крестьянского сыроварения» награждён орденом Святой Анны III степени (1869) и золотыми медалями МОСХ и ВЭО (1869, 1870).

Сыроварение и маслоделие

С 1865 изучал сыроварение в Швейцарии, Германии, а затем в Дании и Англии.

В 1866 на средства ВЭО открыл первую в России артельную крестьянскую сыроварню в Тверском уезде, затем на ссуды земства и ВЭО - ещё несколько под Тверью и под Рыбинском (совместно с В. И. Бландовым), где начали готовилить швейцарский и голландский сыры.

В следующем десятилетии наладил производство английского сыра чеддер на собственных сыроварнях. Получил за него высшие награды на международных выставках в Великобритании в 1878, 1879, 1880 и в России. Освоил выпуск французских сыров и «нормандского масла». Швейцарский сыр готовился под Тверью, голландский - под Рыбинском.

В случаях падежа скота, брака или пожара Верещагин помогал артелям, привлекая дополнительные ссуды, свои личные средства, пожертвования частных лиц, что, однако, не спасло от краха целый ряд артелей на первом этапе артельного движения. На практике артельная идея прижилась только спустя два десятилетия, когда крестьяне привыкли поставлять молоко сообща в частные маслодельни и сыроварни за твердую плату. Верещагин не являлся теоретиком кооперации, его идея заключалась в том, чтобы дать крестьянину дополнительный приработок в личном хозяйстве и стимулировать развитие молочного скотоводства.

Участвовал совместно с «князем-кооператором» А. И. Васильчиковым в учреждении ссудо-сберегательных товариществ (с 1871) и развитии краткосрочного кредита в стране. Кредитная и потребительская кооперация привлекла миллионы людей в начале XX века.

В 1869 в Москве открыл мастерскую по изготовлению специальной молочной луженой посуды, а также приспособлений и оборудования для сыроварения. Изделия мастерской к 1895 получили четырнадцать золотых и серебряных медалей на выставках в России и за рубежом.

С изобретением молочных сепараторов способствовал поставкам их из Швеции в Россию и лицензионному производству в Санкт-Петербурге. Сепараторы, упростив технологию, вызвали стремительный рост числа частных маслозаводов (ежегодные продажи ручных, конных и паровых сепараторов лишь только одной фирмы Де-Лаваля составляли в России в 1890-х годах - 20000 штук).

Подготовил проект закона о фальсификации масла и о контроле качества молочной продукции (утвержден в 1891). Разработал типовые проекты деревенского маслозавода и избы-холодильника для хранения продукции.

Оспаривал распространённое мнение учёных (академика А. Ф.Миддендорфа и др.) о необходимости замены отечественных пород скота зарубежными. «Не в породах дело, а в уходе и кормлении» - убеждал он. Участвовал в подготовке и проведении Первой Всероссийской выставки крупного рогатого скота в 1869 в Петербурге. Сотрудничал с Ветеринарным комитетом Министерства внутренних дел по правоприменению закона об обязательном убивании чумного скота (1879). По инициативе Верещагина Министерство государственных имуществ в 1883-1885 и 1888-1890 проводило обследование скота. Кроме того, Верещагин, подобрав образцовое молочное стадо, совместно с А. А. Поповым, В. Ф. Сокульским, И. Ф. Ивашкевичем провёл наблюдения и опыты по увеличению продуктивности коров, результаты опубликовал в книге «К вопросу о русском молочном скоте» (1896). Инициатор устройства регулярных областных «местных» выставок молочного скота и организатор многих из них. Местные выставки сделались популярны, множась ежегодно.

Широко распространял опыт ведения молочного хозяйства. Основал в Москве газету «Скотоводство» (1878-1880), а затем (с 1889), газету «Вестник русского сельского хозяйства». За одиннадцать лет опубликовал свыше 160 статей по молочному делу в этой газете (с 1890 член редколлегии, с 1898 - издатель-соредактор «ВРСХ»).

Другие его статьи и доклады помещены в «Трудах…» Вольного экономического общества и Московского общества сельского хозяйства. Издавал популярные «народные» брошюры с инструкциями и наставлениями. Высказывался за идею создания специализированного издания - журнала «Молочное хозяйство» (начал выходить в 1902 г.)

По инициативе Верещагина на средства Министерства земледелия и государственных имуществ (МЗиГИ) созданы передвижные образцовые маслодельни в Архангельской, Владимирской, Полтавской, Смоленской губерниях (1886), а также штат мастеров-инструкторов молочного хозяйства. В хозяйства Вологодской губернии были привлечены опытные практики из Дании (1894).

На средства Министерства государственных имуществ открыл первую в России школу масло-, сыроделия и молочного скотоводства (1871) и возглавлял её вплоть до закрытия (1898). Пригласил преподавателями в школу иностранных специалистов. С 1875 преподаватели - преимущественно выпускники школы. На занятиях изучались скотоводство и технология изготовления масла, сгущённого молока, сыров (честера, бакштейна, пармезана, камамбера, швейцарского, лимбургского, голландского и др.). В 1883 при школе созданы с помощью профессора Г. Г. Густавсона лаборатория и опытная станция. Приволжское село Едимоново стало научным и организационным центром нарождающейся промышленности. К 1889 году было обучено свыше 470 мастеров, к 1898 - около тысячи. Среди учеников Верещагина: Н. Ф. Блажин, В. Ф. Сокульский, А. А. Кирш, братья Ав. А. и А. А. Калантары, А. И. Тимирева , А. В. Чичкин . Подготовка мастеров велась в нескольких сёлах Рыбинского, Вологодского, Гжатского и Вышневолоцкого уездов Тверской губернии. В Пречистом открылась одна из первых школ скотоводства, маслоделия и сыроварения на основе нового Устава (1890) с пособием от казны.

Значительную помощь в подготовке кадров и содействие другим начинаниям Верещагин получил от В. И. Бландова , которого привлек к делу в 1870 году. Торговый дом братьев Бландовых (наряду с А. В. Чичкиным) преобладал в Москве, снабжая москвичей первосортной молочной продукцией в специализированных магазинах на уровне мировых стандартов. Совместно с А. А. Калантаром Верещагин способствовал созданию в Вологде высшего учебного заведения - (проект утверждён в 1903, уточненный проект - 1911). При Московском сельскохозяйственном институте была открыта кафедра молочного хозяйства (1902).

Сельскохозяйственные выставки

Верещагин инициатор и организатор Первой молочно-хозяйственной выставки в Москве (1878), и Первой Всероссийской выставки молочных продуктов в С.-Петербурге (1899). Являлся экспонентом и экспертом Всероссийских художественно-промышленных выставок в Москве (1882) и Нижнем Новгороде (1896), Всероссийских сельскохозяйственных выставок в Харькове (1887) и Москве (1895), а также многих губернских выставок. Сформировал (совместно с Бландовым) русский молочный отдел на Всемирной выставке в Париже (1900); экспоненты получили 59 наград, а весь отдел - почетный диплом.

Командировал на средства князя Н. А. Львова двух мастеров во главе с А. А. Киршем для организации первых артелей на Северном Кавказе (начали действовать в 1880 в станице Боргустанская, в 1884 - в немецкой колонии Вольдемфюрст).

С началом движения по Великому сибирскому пути, при участии своих помощников распространял опыт артельных и частных маслоделен в Сибири; первые частные заводы открыты А. Я. Памфиловой (1887) в Тюменском уезде и А. А. Вальковым (1894) в Курганском уезде Тобольской губернии, первая артель - В. Ф. Сокульским (1895) в Ялуторовском уезде. Способствовал учреждению в 1897 отдела (филиала) МОСХ в Кургане; добился предоставления государственных кредитов сибирским маслоделам, что подготовило почву для создания «Союза сибирских маслодельных артелей» (инициатор и директор - А. Н. Балакшин, 1907).

С конца 1860-х гг. постоянно занимался также железнодорожными тарифами и вопросами быстрой доставки продукции от производителей в торговую сеть, позже - и на зарубежные рынки. В 1881 подготовил проект улучшения перевозок по железной дороге скоропортящихся продуктов. Добился тогда же постройки (под личным контролем) и ввода в эксплуатацию первого изотермического вагона. Инициатор проектировки и серийного производства вагонов-ледников (первая серия - 1899).

В дни Всероссийского Съезда сельских хозяев и маслоделов (1899) - председатель Комиссии по установлению морской экспортной пароходной линии. Способствовал организации сезонных так называемых «масляных поездов» из Сибири к портам в Виндаве, Либаве, Риге, Ревеле, Петербурге (были приурочены к погрузке пароходов, а судовые рейсы - к дням биржевой торговли в Лондоне, Гулле, Гамбурге); оборудованию железных дорог льдохранилищами (к 1907 - через каждые 160 вёрст). Перевозка молочных продуктов стала образцовой среди всех прочих перевозок скоропортящихся грузов в ведомстве Министерства путей сообщения.

В 1901 из Сибири экспортировано около 2 миллионов пудов масла на сумму 24 миллиона рублей, в 1913 соответственно - около 5,8 на 74 миллиона рублей. Ежегодный экспорт сибирского масла превысил доходы от всех золотых приисков Сибири, причем две трети выручки доставалось непосредственно крестьянам поставщикам молока. Экспорт молочных продуктов составил по ценности шестое место в ряду предметов внешней торговли России.

Число маслозаводов в Сибири в последний предвоенный год составило 5190. Это была, как писалось тогда «мужицкая промышленность». Артельных заводов в Сибири и Европейской России в 1912 году насчитывалось: 3000 «договорных» и, кроме того, 460 учрежденных на основании Устава.

За 1871-1897 Верещагин получил в виде целевых или долгосрочных кредитов, ссуд и иных выплат по сметам Министерства государственных имуществ 780 тысяч рублей, или 80 % всех государственных ассигнований на развитие новой отрасли. Вкладывал в дело личные средства, причем, Императорскими распоряжениями (1883, 1890, 1893) и решением Комитета Министров (1897) бóльшая часть этих средств принята на счёт казны как расходы на общегосударственные цели. Для оплаты очередных опытов по молочному скотоводству Верещагин заложил своё родовое имение.

В начале 1900-х гг. Верещагин, сохраняя должность консультанта Министерства земледелия и государственных имуществ, отошёл от активной деятельности из-за «разлада» с Министерством финансов и лично с министром С. Ю. Витте. Претензии к финансовому ведомству Верещагина (и его наследников) поддерживали министры А. С. Ермолов, А. В. Кривошеин, П. А. Столыпин, Вологодское и Ярославское земства, Курганский Отдел МОСХ, но при жизни Верещагина недоразумение не было ликвидировано.

Как оценивал сам Верещагин свои сорокалетние труды? «…Мне пришлось: 1) приучить обрабатывать молоко сообща, 2) снабдить надлежащей посудой, 3) ввести у нас выработку всех сортов масла и сыров, 4) организовать их сбыт на внутренних рынках и за границей, 5) ввести контроль и определение качества молока, 6) доказать пригодность русской молочной коровы для переработки усиленных кормов и оплату ею этих кормов и улучшения в уходе, 7) широко распространить все добытые знания в России…»

  • Починюк О. П., Маликова Л. Х., Калошина Е. В. и др. «Верещагины. России славу умножая» СПб, 2008
  • Сажинов Г. Ю. «Вологодское масло. Ретроспектива» М., 2004
  • Степановский И. К. «Маслоделие - богатство севера. История молочного хозяйства и данные для развития его в северной части России - преимущественно в Вологодской губернии» Вологда. 1912
  • G.Tschudin «Schweizer Käser im Zarenreich» Zürich, 1990
  • I.M.Larsen «Da smør var guld. Sibirsk smørproduktion og -eksport 1895-1905» Aarhus, 2007
    • Н. В. Верещагин «Очерк развития артельных сыроварен в России»// «Сборник материалов для истории Тверского губернского земства» (Тверь, 1884, т.2, с. 276-296). Переиздание: «Московский журнал» (Москва, 1992, № 8). См. также в фондах Центральной научной сельскохозяйственной библиотеки С.-Петербурга раритетную брошюру: Н. В. Верещагин [Дело жизни] (С.-Петербург, 1894). Переиздание раритета (отрывок) в монографии: А. В. Гутерц «Николай Верещагин. На благо Отечества» (Вологда, 2011, с. 40-43)
    • Н. В. Верещагин «Возможно ли в России сварить сыр на манер швейцарского, не уступающий последнему не только по виду, но и по вкусу?» //ВРСХ (М. 1893, № 25)
    • Тимирева А. И. «Четыре месяца на фермах Северной Франции» // «Сельское хозяйство и лесоводство» (СПб, 1873, ч. CXIV, с. 2-26; 126-154).
    • Список статей Н. В. Верещагина в газете «ВРСХ» приведен как приложение к биографическому очерку «О Николае Васильевиче Верещагине» // «Кооперация. Страницы истории. Памятники экономической мысли». (М. 1998, т.1, кн.1, с.439-544)
    • Риффесталь К. Х. «О некоторых сторонах организации общественных маслоделен» // «Труды III Съезда молочных хозяев северных губерний в Ярославле 2-6 марта 1908 года» (Ярославль, 1908). Переиздание в монографии А. В. Гутерца (ук. соч.; с. 303-307)
    • Менделеев Д. И. «Беседа об артельном сыроварении» // «Труды ИВЭО», (СПб, 1869. Заседание 10 апреля 1869)
    • Менделеев Д. И. «Проблемы экономического развития России» (М. 1960, с. 591-604)
    • Кирш А. А. «Очерки сыроваренных заводов на Северном Кавказе» // «Материалы для устройства казенных летних и зимних пастбищ…» (Тифлис,1887. т.1)
    • Сокульский В. Ф. «Отчет о поездке от Кургана до Ревеля…» // «Тобольские губернские ведомости» (Тобольск,1898, приложение № 6, с.32-33).
    • Сокульский В. Ф. - издаватель газеты «Справочный листок по молочному хозяйству, скотоводству и артельному маслоделию» (Курган, 1907-1918)
    • «Объяснительная записка, представленная Департаментом земледелия в междуведомственное совещание для выяснения вопроса о достойном обеспечении материального положения Н. В. Верещагина 14 ноября 1905 года» // «Кооперация. Страницы истории. Памятники экономической мысли». (М. 1998, т.1, кн.1, с.531-533). Публикация и комментарий - А. В. Гутерц
    • Письмо Н. В. Верещагина Императору Николаю II. Черновик. Фрагмент. // «Документальный фонд Н. В. Верещагина» (Череповец, 1992, с. 28)

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

    Департамент научно-технологической политики и образования

    Федеральное государственное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия

    Дисциплина «Маркетинговая кооперация».

    Доклад

    На тему «Деятельность Н.В. Верещагина »

    Выполнили: студентки

    группы Эк-41

    Рудичева Юлия,

    Майорова Юлия

    Проверила:

    Короткова С.М.

    Волгоград 2011

    Верещагин Николай Васильевичродился в семье потомственного дворянина, отставного коллежского асессора Василия Васильевича Верещагина. В семье было четыре сына, и все они оставили след в истории России. Второй сын - Василий Васильевич (1842 г. рождения) стал великим русским художником-баталистом. Сергей Васильевич (1845 г. рождения) обнаружил большие способности в рисовании, будучи ординарцем М. Д. Скобелева в годы русско-турецкой войны 1877-1878 гг., удивлял всех храбростью, но, к сожалению, погиб при штурме Плевны. Александр Васильевич (1850 г. рождения) участвовал в русско-турецкой войне 1877- 1878 гг., его «военные» рассказы хвалил Л. Н. Толстой, с 1900 г. служил на Дальнем Востоке, вышел в отставку в чине генерал-майора. Десяти лет Николай был отдан в Морской корпус вместе со своим младшим братом Василием. Во время Крымской войны 1853 - 1856 гг. молодой гардемарин служил на паровой канонерской лодке Кронштадтского порта. В 1859 г. мичман Н. В. Верещагин получил от своего начальства разрешение посещать вольнослушателем Санкт-Петербургский университет, где слушал лекции на естественном факультете. В 1861 г. он вышел в отставку лейтенантом и поселился в имении родителей. Был избран в мировые посредники Череповецкого уезда.

    Средством, которое может способствовать интенсификации и крестьянского и помещичьего хозяйства, Н. В. Верещагин считал сыроварение. Первоначально он попытался заняться сыроварением в отцовском имении, но не смог найти в России хороших специалистов, чтобы они смогли обучить его этому делу. Тогда он уехал в Швейцарию, где в небольшой сырне около Женевы постиг основы сыроварения, а затем у разных специалистов обучался тонкостям ремесла.

    Вернувшись в Россию осенью 1865 г., Н. В. Верещагин обратился в Вольное экономическое общество (ВЭО) с предложением «сделать опыт устройства артельных сыроварен». ВЭО поддержало эту идею и выделило средства из капитала, завещанного «на улучшение хозяйств Тверской губернии». Зимой он поселился с женой в полузаброшенной пустоши Александровке, арендовав две избы. Лучшую оборудовали под сырню, другую приспособили под жилье. Н. В. Верещагину важно было на собственном примере показать возможность изготовления в России хорошего сыра и масла. Здесь же шло и обучение всех желающих. Одновременно Николай Васильевич ездил по окрестным деревням, склоняя крестьян к созданию артель¬ных сыроварен. За два года таких артелей образовалось более десятка. У Н. В. Верещагина стали появляться ученики. Один из его учеников А. А. Калантар свидетельствовал, что Николай Васильевич умел увлекать людей своими идеями, и они становились его помощниками и продолжателями дела. В частности, он привлек бывших моряков Н. И. Бландова и Г. А. Бирюлева, которые стали его соратниками в развитии сыроварения, а позднее и крупными коммерсантами.

    В начале 1870 г. Н. В. Верещагиным была подана докладная записка в Министерство государственных имуществ о необходимости устройства в России школы молочного хозяйства, и в 1871 г. в с. Едимонове Тверской губернии такая школа была создана. Кроме грамоты и счета, в Едимонове учили делать сгущенное молоко, честер, бакштейн, зеленый и французские сыры, сливочное масло; велись опыты со швейцарским сыром; голландский и эдамский сыры готовили в филиале школы в с. Коприно (Ярославская губерния). Едимоновская школа существовала до 1894 г. и за этот период подготовила более 700 мастеров. Среди учителей Едимоновской школы была и семья голштинцев Буман. Когда закончился срок их контракта, Верещагин помог им открыть собственную маслодельню под Вологдой. Они принимали стажеров из Едимонова и держали собственных подмастерьев. За 30 лет Буманы обучили около 400 мастеров. На базе их образцового хозяйства в 1911 г. был создан Молочный институт - первое подобное учреждение в России (в настоящее время - Молочнохозяйственная академия им. Н. В. Верещагина).

    Н. В. Верещагину принадлежит заслуга в создании способа изготовления уникального масла, которое он называл «Парижским». Вкус этого масла достигался за счет кипячения сливок и был схож со вкусом масла, изготавливаемого в Нормандии. Появившееся на рынке в Петербурге «Парижское» масло заинтересовало шведов, которые, узнав технологию его изготовления, стали делать такое же масло у себя и назвали его «Петербургским». Название «Вологодское» данное масло получило лишь в 1939 г. согласно приказу Народного комиссариата мясной и молочной промышленности Союза ССР «О переименовании названия «Парижского» масла в «Вологодское».

    Постепенно деятельность Н. В. Верещагина стала приобретать общественное признание: продукция организованных им сыроварен и маслодельных артелей получает награды на выставках, его приглашают выступить с докладами на заседаниях ВЭО, избирают в члены Московского общества сельского хозяйства (МОСХ). На международной выставке молочного хозяйства в Лондоне в 1880 г. русский отдел был признан экспертами лучшим, а Н. В. Верещагин получил большую золотую и три серебряные медали и первую премию за сыр «честер». Естественно имелись и скептики, которые считали, что российский скот в силу своих генетических особенностей не может быть высокопродуктивным, поэтому начинания Н. В. Верещагина обречены на неудачу. Н. В. Верещагину пришлось организовать три экспедиции для обследования русского скота, чтобы реабилитировать «ярославок» и «холмогорок».

    Больших усилий стоила работа по воздействию на культуру крестьян. Технология изготовления сыра требует особой чистоты, а крестьяне часто сдавали молоко в грязной посуде, нередко разбавленное, от больных коров. Пришлось налаживать систему проверки качества молока. Сложной была ситуация с кредитованием артелей. Правительство, боясь, что в деревне может развиться ростовщичество, ограничивало возможности получения банковских ссуд крестьянами. Верещагину пришлось добиваться разрешения на ссуды молочным артелям от Госбанка под вексель поручителя. Кроме того, вместе с «князем-кооператором А. И. Василь-чиковым они начали создавать ссудно-сберегательные товарищества взаимного кредита. Чтобы шире распространить свои идеи, Н. В. Верещагин начал выступать в печати. Его статьи стали появляться в ежегодниках ВЭО. В сентябре 1878 г. по его инициативе начала выходить газета «Скотоводство». Правда, просуществовала газета недолго - чуть больше двух лет. Позднее Н. В. Верещагиным был основан «Вестник русского сельского хозяйства», который издавался двенадцать лет. Там было опубликовано 160 статей Николая Васильевича.

    Став в 1889 г. председателем Комитета скотоводства при МОСХе, Верещагин ввел в практику ежегодные выставки областного крестьянского скота, что заставило заниматься этим делом и земства. Все крупнейшие Всероссийские выставки сельского хозяйства (Харьков, 1887, 1903; Москва, 1895), художественно-промышленные выставки (Москва, 1882; Нижний Новгород, 1896) и другие имели отделы скотоводства, молочного хозяйства и демонстрационный отдел, устроенные (полностью или частично) Верещагиным. В демонстрационных отделах ученики из школы в Едимонове делали сыр и масло на глазах посетителей. Кроме выставок, пропаганду среди крестьян вели передвижные маслодельни и отряд датских мастеров, выписанный Министерством государственных имуществ. Работой датчан руководил выдающийся практик К. X. Риффесталь, привлеченный Верещагиным в 1891 г.

    С широким развитием маслоделия и сыроварения большой проблемой стала доставка готовых продуктов потребителям, особенно заграничным. Н. В. Верещагин немедленно вступает в, казалось бы, безнадежную борьбу. Он обращается с проектами и ходатайствами к железнодорожным компаниям, к правительству с требованием создания вагонов-холодильников, понижения тарифов на перевозку скоропортящихся грузов, ускорения скорости их продвижения, указывает на международный опыт и т. д. Благодаря его настойчивости перевозка молочных продуктов постепенно стала в России образцовой.

    Усилия Н. В. Верещагина стали приносить результаты. До начала его деятельности Россия практически не вывозила в Европу сливочного масла. В 1897 г. его экспорт составил более 500 тыс. пудов на сумму 5,5 млн. рублей, а в 1905 г. - уже 2,5 млн. пудов на сумму в 30 млн. рублей. И это не считая продуктов, которые потреблял внутренний рынок. Интересы развития молочного хозяйства стали учитываться Министерством образования, Министерством путей сообщения, Главным управлением торгового мореплавания и портов, другими ведомствами. Нормой стали междуведомственные совещания и заседания Государственного совета по вопросам развития маслоделия.

    В последние годы жизни Николая Васильевич отошел от практической работы, передав ее своим сыновьям. Последним его делом стала подготовка русского отдела молочного хозяйства для Всемирной выставки в Париже (1900). Экспонаты отдела получили множество высших наград, а весь отдел в целом - почетный диплом.

    Жизнь Николая Васильевича Верещагина - это жизнь подвижника, фактически создавшего в России новую отрасль народного хозяйства: маслоделие и сыроварение. Не имея средств и влиятельных связей, одной лишь силой убеждения и личного примера он сумел всколыхнуть в чиновничьих кругах, земстве, крестьянских хозяйствах многих губерний интерес к повышению эффективности молочного скотоводства путем углубленной переработки молока. Результатом его деятельности стало вхождение России в начале XX в. в число ведущих мировых экспортеров масла.деятельности преподавателей кафедры Информационные системыДипломная работа >> Педагогика

    Спортивно-культурная деятельность , профсоюзная деятельность , профориентационная работа). Для оценки деятельности преподавателя используется... 4 Васильев С.С. штатный к.э.н. доцент профессор 0,85 5 Верещагина Л.В. штатный к.т.н. * доцент 0,27 6 Владовский...

    Дата смерти: Место смерти: Отец:

    Василий Васильевич Верещагин

    Никола́й Васи́льевич Вереща́гин ( -) - российский общественный деятель, просветитель, сельский хозяин-практик. Известен как «отец вологодского масла » (которое при жизни Верещагина именовалось «Парижским »). Создатель первых русских сыроварных и маслодельных артелей, технологий производства и доставки сливочного масла. Старший брат художника В. В. Верещагина .

    Биография

    Сельские артели

    Верещагин заинтересовался сыроварением, но не нашёл толковых технологов, и в лично обучался ремеслу в Швейцарии . В России Верещагин поселился в с. Горродня Тверской губернии , основав там собственное производство сыра. Тогда же Верещагин обратился в Вольное экономическое общество c предложением учредить артельные сыроварни. Убедив Общество и получив тысячу рублей под свой проект, он развернул в Тверской губернии образцовую артель Остроковичи. Получив поддержку северных земств , он учредил маслосыродельные артели и в северных губерниях; в Архангельской губернии , где земства не было, он нашёл частные капиталы. Для организации артелей Верещагин привлёк партнёров - бывших моряков Г. А. Бирюлёва и В. И. Бландова (будущего маслопромышленника).

    Приехав в Швейцарию и попав на сыроварню, я никак не мог понять, почему туда так много народу носят молоко; мне казалось, что сыроварение возможно только у крупных землевладельцев. Ответ был, что носят молоко крестьяне. Кто же у них покупает молоко, был мой вопрос? Они не так глупы, чтобы продавать молоко, отвечал мне сыровар. Сыроварней заведует Комитет, который нанимает сыровара, продает сыры и т. п. - Автобиография

    Верещагиным двигал простой расчёт: поскольку нечерноземные земли менее плодородны, чем на юге, продукты живодноводства здесь не менее важны, чем хлебопашество. При этом большинство крестьян не имело средств для самостоятельной оплаты оборудования, и выросло в условиях общинной организации сельского хозяйства. Поэтому, рассуждал Верещагин, именно кооперативная (артельная) форма организации могла вывести северное крестьянство от натурального хозяйства - к товарному. Крестьянам предлагалось брать ссуды на покупку оборудования, поставлять артели взносы натурой - молоком, производить сыр, а выручку делить пропорционально сданному молоку.

    На практике, эта идея Верещагина (как и многие земские инициативы 1860-х гг.) провалилась. В той же Тверской губернии, из 14 учреждённых к артелей 11 было распущено к . Буквальное следование общинному принципу объединяло в артели не отдельных заинтересованных крестьян, а всех членов общины без исключения. Земства намеренно препятствовали концентрации артельных ресурсов в руках «кулаков», навязывая артелям не экономические, а социальные задачи - удержание бедного крестьянства на земле. В результате, размытая масса «артельщиков» проедала полученные ссуды, а оборудование рано или поздно переходило в руки сельских предпринимателей - «кулаков», дворян и купечества. Артельное дело заработало всерьёз только тогда, когда поднявшиеся на ноги купеческие дома («Бландов и сыновья» и др.) захватили инициативу и стали лично управлять сельскими артелями.

    Вологодское масло

    Когда я начал свои работы в 1865 году, мы производили одно топленое масло, котораго внутреннее потребление и экспорт (в Турцию и Египет около 250.000 пудов в год) не превышало в общем 10.000.000 рублей. Готовили небольшое количество так называемого чухонского или сметаннаго масла, а сливочнаго так мало, что Москва, например, имела его не более 1.000 пудов в год, а Петербург, если несколько и более, то масло это доставлялось из Финляндии. Из сыров мы производили один швейцарский и еще очень небольшия количества зеленаго и лимбургскаго сыра. Кормление молочных коров поэтому было самое скудное, доходность от них небольшая, а количество и качество удобрения не поощряли трудов землевладельцев. Мне пришлось произвести массу работ: 1) приучить обрабатывать молоко сообща, 2) снабдить надлежащей посудой, 3) ввести у нас выработку всех сортов масла и сыров, 4) организовать их сбыт на внутренних рынках и за границей, 5) ввести контроль и определение качества молока, 6) доказать пригодность русской молочной коровы для переработки усиленных кормов и оплату ею этих кормов и улучшения в уходе, 7) широко распространить все добытыя знания в России. - Письмо Николаю II , 1901

    Школа Верещагина

    Открытие школы мне долго не давалось, несмотря на энергическую поддержку оказанную мне Императорским Вольно-Экономическим Обществом и особенно Профессором Менделеевым , объехавшим со мною все существовавшия артельныя сыроварни. Несмотря на то, что он подтвердил все мои взгляды на возможность широкаго развития у нас молочнаго хозяйства, несмотря на то, что Министерство Государственных Имуществ представляло проект школы, учреждение школы целых два года не встречало поддержки со стороны Министерства Финансов и Контроля. Наконец, потеряв много времени и средств на поездки, я пошел лично объясняться с Министром Финансов … - Автобиография

    Литература

    • «Выдающиеся вологжане: Биографические очерки», Вологда, «Русь», 2005, ISBN 5-87822-271-X
    • Янни Коцонис, «Как крестьян делали отсталыми», М., «Новое литературное обозрение», 2006, ISBN 5-86793-440-3, c.44-49, 80-93

    Ссылки

    • Б. М. Михайлов. «Основоположник маслоделия и сыроварения в России»
    • Архив Н. В. Верещагина (в том числе цитируемая автобиография)
    • Вологодская молочнохозяйственная академия имени Н. В. Верещагина

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    (1839—1907) — российский общественный деятель, просветитель, сельский хозяин-практик. Известен как «отец вологодского масла » (которое при жизни Верещагина именовалось «Парижским»). Создатель первых русских сыроварных и маслодельных артелей, технологий производства и доставки сливочного масла. Старший брат художника В. В. Верещагина.

    Родился в семье потомственного дворянина, отставного коллежского асессора Василия Васильевича Верещагина. В семье было четыре сына, и все они оставили след в истории России.

    Во время Крымской войны 1853 — 1856 гг. молодой гардемарин служил на паровой канонерской лодке Кронштадтского порта. В 1859 г. мичман Н. В. Верещагин получил от своего начальства разрешение посещать вольнослушателем Санкт-Петербургский университет, где слушал лекции на естественном факультете. В 1861 г. он вышел в отставку лейтенантом и поселился в имении родителей. Был избран в мировые посредники Череповецкого уезда.

    Средством, которое может способствовать интенсификации и крестьянского и помещичьего хозяйства, Н. В. Верещагин считал сыроварение. Первоначально он попытался заняться сыроварением в отцовском имении, но не смог найти в России хороших специалистов, чтобы они смогли обучить его этому делу.

    Тогда он уехал в Швейцарию, где в небольшой сырне около Женевы постиг основы сыроварения, а затем у разных специалистов обучался тонкостям ремесла. Вернувшись в Россию осенью 1865 г., Н. В. Верещагин обратился в Вольное экономическое общество (ВЭО) с предложением «сделать опыт устройства артельных сыроварен». ВЭО поддержало эту идею и выделило средства из капитала, завещанного «на улучшение хозяйств Тверской губернии». Зимой он поселился с женой в полузаброшенной пустоши Александровке, арендовав две избы.

    Лучшую оборудовали под сырню, другую приспособили под жилье. Н. В. Верещагину важно было на собственном примере показать возможность изготовления в России хорошего сыра и масла. Здесь же шло и обучение всех желающих. Одновременно Николай Васильевич ездил по окрестным деревням, склоняя крестьян к созданию артельнных сыроварен. За два года таких артелей образовалось более десятка.


    Вскоре появившееся на рынке в Петербурге «Парижское» масло заинтересовало шведов, которые, узнав технологию его изготовления, стали делать такое же масло у себя и назвали его «Петербургским». Название «Вологодское» данное масло получило лишь в 1939 г. согласно приказу Народного комиссариата мясной и молочной промышленности Союза ССР «О переименовании названия «Парижского» масла в «Вологодское». Постепенно деятельность Н. В. Верещагина стала приобретать общ

    ественное признание: продукция организованных им сыроварен и маслодельных артелей получает награды на выставках, его приглашают выступить с докладами на заседаниях ВЭО, избирают в члены Московского общества сельского хозяйства (МОСХ).

    На международной выставке молочного хозяйства в Лондоне в 1880 г. русский отдел был признан экспертами лучшим, а Н. В. Верещагин получил большую золотую и три серебряные медали и первую премию за сыр «честер». Естественно имелись и скептики, которые считали, что российский скот в силу своих генетических особенностей не может быть высокопродуктивным, поэтому начинания Н. В. Верещагина обречены на неудачу. Н. В. Верещагину пришлось организовать три экспедиции для обследования русского скота, чтобы реабилитировать «ярославок» и «холмогорок». Больших усилий стоила работа по воздействию на культуру крестьян. Технология изготовления сыра требует особой чистоты, а крестьяне часто сдавали молоко в грязной посуде, нередко разбавленное, от больных коров. Пришлось налаживать систему проверки качества молока. Сложной была ситуация с кредитованием артелей.

    Правительство, боясь, что в деревне может развиться ростовщичество, ограничивало возможности получения банковских ссуд крестьянами. Верещагину пришлось добиваться разрешения на ссуды молочным артелям от Госбанка под вексель поручителя. Кроме того, вместе с «князем-кооператором А. И. Василь-чиковым они начали создавать ссудно-сберегательные товарищества взаимного кредита. Чтобы шире распространить свои идеи, Н. В. Верещагин начал выступать в печати. Его статьи стали появляться в ежегодниках ВЭО.

    В сентябре 1878 г. по его инициативе начала выходить газета «Скотоводство». Правда, просуществовала газета недолго — чуть больше двух лет. Позднее Н. В. Верещагиным был основан «Вестник русского сельского хозяйства», который издавался двенадцать лет. Там было опубликовано 160 статей Николая Васильевича. Став в 1889 г. председателем Комитета скотоводства при МОСХе, Верещагин ввел в практику ежегодные выставки областного крестьянского скота, что заставило заниматься этим делом и земства. Все крупнейшие Всероссийские выставки сельского хозяйства (Харьков, 1887, 1903; Москва, 1895), художественно-промышленные выставки (Москва, 1882; Нижний Новгород, 1896) и другие имели отделы скотоводства, молочного хозяйства и демонстрационный отдел, устроенные (полностью или частично) Верещагиным.

    В демонстрационных отделах ученики из школы в Едимонове делали сыр и масло на глазах посетителей. Кроме выставок, пропаганду среди крестьян вели передвижные маслодельни и отряд датских мастеров, выписанный Министерством государственных имуществ. Работой датчан руководил выдающийся практик К. X. Риффесталь, привлеченный Верещагиным в 1891 г. С широким развитием маслоделия и сыроварения большой проблемой стала доставка готовых продуктов потребителям, особенно заграничным. Н. В. Верещагин немедленно вступает в, казалось бы, безнадежную борьбу.

    Он обращается с проектами и ходатайствами к железнодорожным компаниям, к правительству с требованием создания вагонов-холодильников, понижения тарифов на перевозку скоропортящихся грузов, ускорения скорости их продвижения, указывает на международный опыт и т. д. Благодаря его настойчивости перевозка молочных продуктов постепенно стала в России образцовой. Усилия Н. В. Верещагина стали приносить результаты. До начала его деятельности Россия практически не вывозила в Европу сливочного масла.

    В 1897 г. его экспорт составил более 500 тыс. пудов на сумму 5,5 млн. рублей, а в 1905 г. — уже 2,5 млн. пудов на сумму в 30 млн. рублей. И это не считая продуктов, которые потреблял внутренний рынок.

    Жизнь Николая Васильевича Верещагина — это жизнь подвижника, фактически создавшего в России новую отрасль народного хозяйства: маслоделие и сыроварение. Не имея средств и влиятельных связей, одной лишь силой убеждения и личного примера он сумел всколыхнуть в чиновничьих кругах, земстве, крестьянских хозяйствах многих губерний интерес к повышению эффективности молочного скотоводства путем углубленной переработки молока.

    Результатом его деятельности стало вхождение России в начале XX в. в число ведущих мировых экспортеров масла.

    ВЕРЕЩАГИНА-РОЗАНОВА Н.В. (1900-1956)

    Ф. ШОПЕН. Вальс 7. Полонез.

    Shopen_-_val_s_7-polonez_

    НАДЕЖДА ВАС. ВЕРЕЩАГИНА-РОЗАНОВА (1900-1956)- художница

    Розанова — по фамилии отца, философа В.В. Розанова. Верещагина — по фамилии 1-го мужа, с которым развелась в 1936 г. 2-й брак — с художником М.К. Соколовым был зарегистрирован в 1947 г. накануне его смерти.

    Н.М. Михайлова. Предисловие составителя.

    Дата публикации: 21.04. 2014 г. Война на Украине.

    Художественное наследие Надежды Васильевны — это сотни изумительных иллюстраций к произведениям Ф.М. Достоевского, Ч. Диккенса, Л.Н. Толстого, к библейской книге «Руфь» и др. При её жизни несколько рисунков были приобретены литературными музеями (например, музеем Ф.М. Достоевского в Москве), но в основном её творчество так и осталось неизвестным. Папки с её рисунками хранились в Москве в доме её подруги Е.Д. Танненберг, где художница жила, потому что не имела собственного жилища. Там же хранились и оставшиеся работы её мужа, художника М.К. Соколова, и его архив. После смерти Надежды Васильевны в 1956 году хранителем наследия двух художников стала Е.Д. Танненберг.

    Папки с рисунками Н.В. Верещагиной и М.К. Соколова в секретере, в доме Флеровых-Танненберг в Лиховом переулке. В рамке стоит илл. к пьесе А.Н. Островского «Гроза». Фото 1975 г.

    В 1985 году Елена Дмитриевна умерла , не оставив никаких распоряжений на счет хранимой ею коллекции. Поэтому сразу после её смерти возникла угроза того, что вся коллекция будет растащена и распродана, что она попадет в частные (и жадные) руки коллекционеров. Чтобы её спасти, главной своей задачей я считала поместить всё на государственное хранение, то есть в какой-нибудь музей. Но ни один московский музей на это не дал согласия. Предложение взять всю коллекцию работ М.К. Соколова (масло и графику) на хранение в Ярославский Музей поступило от сотрудницы этого музея, Н.П. Голенкевич, которая была знакома с Е.Д. Танненберг, потому что уже давно собирала его работы. Помню, как мы с ней весь день до ночи писали Опись рисунков Верещагиной и Соколова, упаковывали их в папки, укутывали рамы с картинами Соколова, как составили Акт на временное хранение. А потом убедили сестру Елены Дмитриевны, Татьяну Дмитриевну, её единственную наследницу, все передать в дар Музею. И она согласилась.

    Таким образом, всё, что хранилось в доме — рисунки, и документы Н.В. Верещагиной, её Воспоминания об отце, В. Розанове; рисунки, письма и картины М.К. Соколова и даже портреты предков Е.Д. Танненберг — всё было передано на постоянное хранение в ЯХМ. Тогда мне казалось это естественным, как потому что Соколов был уроженцем Ярославля, так и потому, что часть его картин Е.Д. Таннеберг уже давно передала в дар этому музею. Правда, она передала с обязательным условием, что в ЯХМ будет отведен постоянный зал для работ М.К. Соколова (о чем мне не было известно). Однако, это условие ЯХМ не выполнил ни при её жизни, ни до сих пор (2014 г.) и, нет надежды, что выполнит. Оказывается, в музее для такого зала нет места.

    Что уж говорить о беззвестной Надежде Васильевне. Уж она-то никакого отношения к Ярославлю не имела, и её работы попали в этот Музей совершенно случайно, заодно с наследием М.К. Соколова. Для неё родным городом был Ленинград (СПБ), где она родилась и жила в детстве с родителями, потом родным стал Сергиев Посад, где умерли и были похоронены её отец, мать и брат, и где жила старшая сестра Татьяна. Если не родной, то все же близкой, была и Москва, где она прожила последние годы жизни и где была похоронена на Пятницком кладбище недалеко от могилы своего друга, учителя и мужа, М.К. Соколова, жизнь и творчество которого тоже были неразрывн связаны с Москвой, его Старой Москвой.

    Оба художника, как при жизни, так и после смерти, оказались невезучими. Теперь М.К. Соколова искусствоведы трактуют как самоучку, «сына бондаря» и «одного из художников Ярославля» — знал бы он о такой участи! А про Надежду Васильевну Верещагину по-прежнему почти никто не знает — ни выставок, ни каталогов — ничего! Она, бедная, если и известна, то или как дочь знаменитого философа В. Розанова, или как близкий друг художника Соколова.

    С тех пор, как в 1985 году большая часть их работ попали в ЯХМ, прошло почти 30 (тридцать!!!) лет. За эти годы огромными трудами искусствоведа Н.П. Голенкевич были устроены десятки выставок М.К. Соколова в разных городах (в том числе, и в Третьяковской галлерее). Но до демонстрации рисунков Н.В. Верещагиной-Розановой дело так и не дошло. Мало того, за это время из хранения пропала машинопись с её Вопоминаниями об отце , В.В. Розанове.

    Когда на сайте domarchive появился раздел «Картинная галерея», в первую очередь, мне хотелось воплотить в жизнь мечту дорогой для меня Елены Дмитриевны — устроить постоянные залы для М.К. Соколова и её подруги Н.В. Верещагиной. Но если репродукции с картин и рисунков Соколова удалось найти в каталогах и в Интернете, то с рисунками Н.В. Верещагиной, можно сказать, у меня ничего не вышло. В свое время я могла бы их переснять в доме Елены Дмитриевны, но я этого не сделала. Что оставалось делать? По старой памяти я обратилась к Нине Павловне Голенкевич, в ведении которой находится фонд Н.В. Верещагиной. Просила её сканировать и прислать мне хотя бы несколько рисунков. Особенно хотелось показать посетителям её удивительную серию по книге «Руфь».

    Заодно просила её, чтобы ЯХМ взял под свою опеку могилы художников М.К. Соколова и Н.В. Верещагиной-Розановой на Пятницком кладбище. Те люди, кто когда-то за ними ухаживали, или умерли, или больны, а запущенные могилы в наше время могут и захватить. Но из моей затеи ничего не вышло: ни картинок мне не прислали, ни за могилами не ухаживают. Вот почему в зале Н.В. Верещагиной я смогла вывесить всего 6 рисунков, да и то всё это фотокопии. Иногда я всё же надеюсь, что получу из Ярославля обещанное. Но надежда слабая. Мне остается винить себя саму за то, что тогда, в 1985 году, своими руками я отдала художественное наследие Надежды Васильевны в ЯХМ вместо того, чтобы попытаться устроить его где-нибудь в Москве. Или хотя бы переснять их тогда же. Жалею и о том, что отдала её «Воспоминания». Я их читала, но, конечно, уже не помню и не могу привести из них выдержки.

    На этой странице приведены документы, любезно присланные мне Н.П. Голенкевич (за что я ей весьма благодарна): 1) биографическая справка о Н.В. Верещагиной (с моими дополнениями); 2)список серий её рисунков и 3) две её фотографии. Другие фото найдены в Интернете или взяты из моего личного архива.Даны также ссылки на биографию М.К. Соколова , письма которого к Надежде Васильевне с 1943 по 1947 годы, перепечатанные ею для всеобщего прочтения, дают представление и о ней самой, и о её творчестве.

    БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА . Составлена Н.П. Голенкевич по материалам из Научного Архива Ярославского Худ. Музея (НА ЯХМ) Ф. 43 Оп.1 Д. 43-58.

    Отец — философ и публицист В. В. Розанов (1856 — 1919).

    Мать – Варвара Дмитр. (18 -1923, урожд. Руднева, в 1-м браке Битюгова). Сестры: Татьяна, Варвара, Вера.

    Муж 1-й –А.С. Верещагин. Муж 2-й – художник М.К. Соколов.

    Старшая сестра Н.В.Верещагиной, Татьяна Васильевна Розанова , почти всю жизнь прожила в Загорске. Она была близко знакома с врачом М.М. Мелентьевым, в Воспоминаниях которого сохранилась их переписка. Письма приведены на следующей странице, так как дают представление о круге знакомых обеих сестер в 1940-50-е годы.

    1908-1918 – училась в частной гимназии М.Н. Стоюниной (СПб)

    1918 – приехала к родителям в Сергиев Посад (Загорск), куда семья переехала в 1917 г. по совету отца Павла Флоренского. В 1919 – смерть отца В.В. Розанова

    1920 – 1922 – окончила Педагогический техникум в Сергиевом Посаде (внешкольное отделение). В 1922 году вышла замуж за А.С. Верещагина , слушателя Военной Электро –Академии и в связи с переводом мужа переехала в Ленинград

    1924-1925 – училась в Ленинградском институте истории искусств на словесном отделении. В 1925 – переехала с мужем в Москву, занималась в разных художественных кружках

    1929 участвовала во 2-й Всесоюзной выставке ОХС (Объединение художников самоучек. См. Ассоциация художников революции. Искусство в массы. М., 1929. С.93 В каталоге указано: «Домохозяйка. Стаж самоучки 6 лет». Адрес: Москва, Сокольники Б. Оленья, 9 кв.3)

    1929-1932 – училась в студии худ. Леблана и в техникуме при ИЗО ГИЗ. Ушла с 3-его курса (справка № 97от 4.02.1932 года, о том, что Н.В.Верещагина учится на 3-м курсе)

    1930 — 1934 – художник-исполнитель в Государственном музыкальном театре им. В.И. Немировича-Данченко (Москва, ул. Большая Дмитровка). (три справки из Гос. Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко)

    1934 8.09 — 23.11.1935 – художник 5-й студии на кинофабрике «Мосфильм» (Москва, ул. Потылиха, 54). Параллельно работала «для себя» как иллюстратор.

    1936 – разошлась с мужем, переехала в Ленинград.

    Начало переписки с М.К. Соколовым. В 1938 – его арест и ссылка. Переписка продолжалась все годы до его смерти.

    1936 — 22.04.1941 — художник-фоновщик на киностудии «Ленфильм» (студия мультфильмов). В апреле 1941 командирована студией для работы в Москву

    С 26.06.1941 по 14.02.1951 художник киностудии «Союзмультфильм» (вместе с Е.Д. Танненберг). Есть список фильмов с 1934 по 1950 (см. НА ЯХМ Ф.43)

    С 1941 года работает над иллюстрациями к произведениям А.С. Пушкина. В 1944 — иллюстрирует Федина для Гослита (были сняты с печати).

    1945 15. 06 принята в члены графической секции МОСХа (по рекомендации худ. Д. А. Шмаринова (1907-1999)). С 1945 по 1949 – рисунки Н.В. приобретают: Гос. Лит. Музей (Москва) и Институт литературы при АН СССР (Ленинград).

    1947 – регистрация брака с худ. М.К. Соколовым . Его переезд из Рыбинска в Москву, обострение болезни (рак) . Соколов завещает Н.В. Верещагиной-Розановой хранить его наследие. После его смерти 19 сент. 1947 года Надежда Васильевна вплоть до своей смерти приводит в порядок весь его архив, в том числе,

    1948 – сердечное заболевание. Н.В. получила 2-ю группу инвалидности

    1950-1951 — иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» — приняты к печати.

    1955 (открыта 15.07.) — участие в «5-й выставке работ художников книги » МСХ (Дом художников. Кузнецкий мост, 20)

    1956 — Скончалась 15 июля 1956 в Москве. Похоронена на Пятницком кладбище рядом с могилой тетки , в доме которой Н.В. жила последние годы.

    ВЫСТАВКИ при жизни:

    1929 – участвовала во «2-й Всесоюзной выставке ОХС (Объединение художников самоучек- см. Ассоциация художников революции. Искусство в массы. М., 1929. С.93). см.Каталог. стр .93: 73. Мать уродов. Тушь; 74. Сожжение ведьмы. Тушь; 75. Казнь революционеров. Тушь; 76.Сцена из Французской революции. Тушь

    1955 (открыта 15.07.) — Участвовала в «5-й выставке работ художников книги» Московский Союз советских художников (дом художников. Кузнецкий мост, 20)

    ПОСМЕРТНО (устроены хлопотами Е.Д. Танненберг, у которой хранились почти все работы Надежды Васильевны):

    26.03. 1957- 6.04.1957 — Персональная выставка в Центральном Доме литераторов

    (Москва, ул. Воровского. См. Пригласительный билет)

    18.05.1959-2.06.1959 Персональная выставка в Центральном Доме работников искусств (издан каталог)

    23 января 1961 –открыта персональная выставка «Достоевский в иллюстрациях Н.В. Верещагиной». Государственный литературный музей-квартира Ф.М.Достоевского (Москва). Сообщения искусствоведов – С.Н.Дружинина, Н.Н.Третьякова

    18 декабря 1969 года Групповая выставка из частных собраний : Н.В. Верещагина, Д.Б. Даран, А.Ф. Софронова. Московская организация Союза художников РСФСР – Клуб собирателей произведений изобразительных искусств

    Из воспоминаний Е.Д. Танненберг (без даты): «Большое значение на довоенную судьбу Н.В. Верещагиной как художника имело её знакомство с М.К. Соколовым, известным графиком и живописцем. Несомненно, что Соколов очень много дал Надежде Васильевне в понимании языка искусства графики, его специфики, ввел ее в круг вопросов, связанных с этим трудным, тонким и высоким искусством». — НА ЯХМ Ф. 43.Оп.1, Д.52.Л.8

    Список музеев, где находятся работы Н.В. Верещагиной-Розановой (см. Ф. 43)

    РИСУНКИ Н.В. ВЕРЕЩАГИНОЙ-РОЗАНОВОЙ

    Н.В. Розанова. Флоренс и Поль. Илл. к роману Ч. Диккенса «Домби и сын». 1943

    ФЛОРЕНС и ПОЛЬ. Илл. к роману Ч. Диккенса

    «Домби и сын». 1943

    Н.В. Верещагина-Розанова. Катерина. Илл. к пьеса А.Н. Островского «Гроза». 1947

    Н.В. Верещагина-Розанова. КАТЕРИНА.

    Илл. к пьесе А.Н. Островского «Гроза» 1946-1954

    Н.В. Верещагина-Розанова. Илл. к роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи». 1950

    «Белые ночи» 1947-1948

    Н.В. Верещагина-Розанова. Илл. к роману Ф.М. Достоевского. «Белые ночи»

    Н.В. Верещагина-Розанова. Илл. к роману Ф.М. Достоевского «Белые ночи» 1947-1948

    Н.В. Верещагина. НЕТОЧКА. Илл. к роману Ф.М. Достоевского. «Неточка Незванова». Чувашский Худ. Музей

    Н.В. Верещагина-Розанова. НЕТОЧКА.

    Илл. к роману Ф.М. Достоевского. Рис. 1950-1955

    Н.В. В ерещагина-Розанова. Илл. к роману

    Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» 1950-е

    СЕРИИ РИСУНКОВ Н.В. ВЕРЕЩАГИНОЙ-РОЗАНОВОЙ (1900-1956)

    (сост. Н.П. Голенкевич. Яросл. Худож. Музей)

    Иллюстрации к произведениям Ч. Диккенса

    «Домби и сын». 1943 и «Лавка древностей» 1940-е

    Иллюстрации к пьесе А.Н. Островского «Гроза» 1946-1954

    Иллюстрации к романам Ф.М. Достоевского

    «Белые ночи» 1947-1948

    «Неточка Незванова» 1950-1955

    «Униженные и оскорбленные» 1950-е

    Иллюстрации к Г. Х. Андерсену «Снежная королева» Серия 1950-х

    Из серии «Восточные легенды».

    Библия. Книга «Бытие» и Книга «Руфь» 1950-е

    Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина

    «Каменный гость». Нач. 1950-х; «Пир во время чумы» — 1951

    Иллюстрации к произведениям Л.Н. Толстого

    «Анна Каренина, «Семейное счастье» 1947; «Люцерн» 1952,

    (Это основной список, но есть еще к Блоку, Федину и др. авторам)

    Примечание Н.М. На следующей странице в качестве приложения приведены сведения о семье, в которой родились и воспитывались Надежда Васильевна и её сестры. На их жизнь сильное влияние оказал не только их отец, В. Розанов, но и всё его окружение. А оно было весьма и весьма разнообразным по религиозным и политическим взглядам. Это были люди того знаменитого предреволюционного Серебряного века, в котором такие профаны, как я, не могут разобраться. В поисках сведений о двух сестрах, Татьяне и Надежде Розановых, в Интернете нашлись очень интересные «Воспоминания» врача М.М. Мелентьева . В них приведены письма Татьяны Васильевны к М. Мелентьеву и его к ней за 1943-1955 годы. Они дают представление, как о круге лиц, с которыми сестры были близко знакомы, так и о той повседневной обстановке, в которой проходила их жизнь. На следующей странице приведены выдержки из этой книги, полный текст которой (700 стр.) легко найти в Интернете.

    М.М. Мелентьев, худ. В. Свитальский и Т.В. Розанова