Экономическое и социальное развитие россии при первых романовых. Внутриполитическое развитие России при первых Романовых Изменение в политической системе при первых романовых

Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами Михаила Романова было достижение примирения в стране, преодоление хозяйственной разрухи и упорядочение системы управления. Первые шесть лет своего царствования Михаил правил, опираясь на Боярскую думу и Земские соборы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Федор Никитич (в монашестве Филарет) Романов. Принявший патриарший сан Филарет стал фактически управлять страной до своей смерти в 1633 г. В 1645 г. умер и Михаил Романов. Русским царем стал его сын Алексей Михайлович (1645–1676).

К середине столетия хозяйственная разруха, принесенная Смутой, была преодолена. Экономическое развитие России в XVII в. характеризуется рядом новых явлений в хозяйственной жизни. Ремесло постепенно перерастало в мелкотоварное производство. Все больше изделий производилось не на заказ, а для рынка, происходила экономическая специализация отдельных регионов. В Туле и Кашире, например, производились металлические изделия. Поволжье специализировалось на обработке кожи, Новгород и Псков были центрами производства льна. Лучшие ювелирные изделия производились в Новгороде, Тихвине и Москве. Начали возникать центры художественного производства (Хохлома, Палех и др.).

Развитие товарного производства привело к появлению мануфактур. Они разделялись на казенные, т. е. принадлежащие государству, и частновладельческие.

Рост производительных сил способствовал развитию торговли и зарождению общероссийского рынка. Возникли две крупные общероссийские ярмарки – Макарьевская на Волге и Ирбитская на Урале.

Земский собор 1649 г. принял Соборное уложение – кодекс отечественного феодального права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества. Соборное уложение предписывало жестокие наказания не только за мятеж против царя или оскорбление главы государства, но даже за драки и бесчинства на царском дворе. Таким образом происходило законодательное закрепление процесса становления абсолютной монархии.

В Соборном уложении была оформлена социальная структура общества, так как в нем регламентированы права и обязанности всех сословий.

Кардинальные изменения произошли в жизни крестьянства. Соборное уложение царя Алексея Михайловича окончательно оформило крепостное право – был установлен бессрочный розыск беглых крестьян.

Согласно Соборному уложению городские жители прикреплялись к месту жительства и «тяглу», т. е. несению государственных повинностей. Значительная часть Уложения посвящена порядку судопроизводства и уголовному праву. Законы XVII в. выглядят слишком суровыми. За многие преступления в Соборном уложении была предусмотрена смертная казнь. Уложение регламентировало также порядок несения военной службы, выезда в другие государства, таможенную политику и т. д.

Политическое развитие России в XVII в. характеризуется эволюцией государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Особое место в системе сословно-представительной монархии занимали Земские соборы. В состав Земского собора входили высшее духовенство, Боярская дума и выборная часть: московские дворяне, администрация приказов, уездное дворянство, верхи «тягловых» слобод московского посада, а также казаки и стрельцы («служилые люди по прибору»).

В первые годы правления Михаила Романова Земские соборы работали почти непрерывно и помогали ему в управлении государством. При Филарете Романове деятельность Соборов становится менее активной. Последний Земский собор, работавший в 1653 г., решал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Впоследствии земская деятельность угасает. В 1660–1680-е гг. собирались многочисленные сословные комиссии. Все они по преимуществу были боярскими. Окончание работы Земских соборов фактически означало завершение перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В системе органов государственной власти и управления сохранялась существенная роль Боярской думы. Однако во второй половине XVII в. ее значение падает.

Высокого развития в XVII в. достигает приказная система управления. Приказы занимались отдельными отраслями в сфере государственного управления внутри страны или ведали отдельными территориями. Важнейшими среди них были приказ Тайных дел, руководимый лично Алексеем Михайловичем и занимавшийся надзором за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц. Поместный приказ оформлял земельные наделы и проводил судебные расследования по земельным делам. Посольский приказ осуществлял внешнюю политику государства. Приказ Большой казны управлял финансами.

Основной административно-территориальной единицей государства был уезд. Система местного управления строилась в XVII в. не на основе выборных органов, а на власти назначаемых из центра воевод. Им подчинялись земские и губные старосты. В руках воевод сосредоточивалась административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей.

Социальная структура русского общества XVII в. была глубоко сословной. Термин «сословие» означает социальную группу, обладающую закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Привилегированным сословием были светские и духовные феодалы (духовенство). Светские феодалы разделялись на чины. В XVII в. это понятие отражало не столько служебное положение, сколько принадлежность к определенной группе феодального сословия. Его верхушку составляли думные чины: бояре, окольничьи, дьяки и думные дворяне. Следующими по своему положению в обществе были чины московские – чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия – чины городовые. К ним относились провинциальные дворяне, которых называли «детьми боярскими».

Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Остальные крестьяне были либо частновладельческими, т. е. принадлежащими помещикам, либо дворцовыми, или удельными, принадлежащими царской семье. На положении рабов находились холопы. Прикреплены к своим повинностям были жители городов – ремесленники и купцы. Наиболее богатые купцы назывались «гостями». К числу зависимых сословий относились и «служилые люди по прибору»: стрельцы, пушкари и казаки.

Церковный раскол

Заметными явлениями политической и духовной жизни России XVII в. стали церковная реформа и последующий за ней церковный раскол. Основные причины его возникновения заключались в противоречиях в церковной среде и психологическом неприятии частью верующих религиозных новшеств.

Полемика между церковными деятелями началась еще в 1640-е гг. В это время в Москве собирался «кружок ревнителей древнего благочестия». Многие церковные деятели, участвовавшие в работе кружка, считали, что необходимо производить изменения в церковной службе и вносить коррективы в богослужебные книги. Разногласие возникло по вопросу о выборе образцов, по которым следовало производить эти изменения. Одни считали, что образцами должны стать русские рукописные книги, другие предлагали использовать греческие оригиналы. Сторонником последней точки зрения и был патриарх Никон. В соответствии с идеологической теорией «Москва – Третий Рим» Никон вносил изменения в церковные книги и порядок богослужения, ориентируясь на греческие образцы. Обычай креститься двумя пальцами Никон заменил троеперстием, имя «Иисус» велел писать через две буквы «и» и т. д. Все эти новшества были поддержаны светской властью и утверждены церковным собором 1656 г.

Нововведения Никона коснулись, главным образом, обрядовых предписаний и не затронули основы православной догматики и вероучения. Однако значительная часть верующих и духовенства их не приняла. Всякий отказ от древних обычаев воспринимался многими людьми того времени как отступление от веры. Так возникло старообрядчество. Его духовным лидером стал протопоп Аввакум Петров. Долгих одиннадцать лет Аввакум провел в тяжелейшей сибирской ссылке. Затем власти вернули его в Москву и пытались склонить к принятию церковных реформ. Аввакум оставался твердым ревнителем «старой веры». За это он был вновь сослан, осужден церковным собором, посажен в земляную тюрьму и затем сожжен заживо. Жестокие преследования старообрядчества не прекращались. Тысячи противников реформ вынуждены были бежать на окраины страны. Крайней формой протеста были самосожжения – «гари». Крупным очагом сопротивления никоновских нововведениям стал Соловецкий монастырь на Севере России. Монахи и стрельцы 8 лет (1668–1676) обороняли монастырь от царских войск.

Сам Никон, которого царь Алексей Михайлович некогда называл своим «собинным другом», стремился поставить свою духовную власть выше царской. Патриарх принял титул великого государя. Власть патриарха он сравнивал с Солнцем, а власть царя – с Луной, лишь отражающей солнечный свет. Все это неизбежно вело к конфликту с царем. Алексей Михайлович демонстративно перестал посещать совершаемые Никоном службы и стал избегать встречи с ним. В 1658 г. Никон объявил, что оставляет патриаршество и покидает Москву. Честолюбивый патриарх надеялся, что царь пойдет с ним на диалог и предложит продолжить служение. Никон просчитался. В 1666–1667 гг. был собран церковный собор, в работе которого приняли участие представители греческих православных церквей. Собор осудил Никона и лишил его сана. Опальный церковный деятель был сослан в Ферапонтов монастырь под Вологду. Однако его реформы были сохранены.

Народные восстания

XVII в. ознаменован многочисленными социальными катаклизмами и народными восстаниями. Недаром современники прозвали его «бунташным веком». Основными причинами восстаний были закрепощение крестьян и рост их повинностей; усиление налогового гнета; попытка ограничения казачьей вольности; церковный раскол и преследование старообрядцев.

В июне 1648 г. в Москве вспыхнул Соляной бунт. В это время большое влияние на молодого царя Алексея Михайловича оказывал его воспитатель и родственник боярин Б.И. Морозов. На важнейшие правительственные посты Морозов поставил своих людей. Ставленники Морозова всячески теснили и обирали московское население. В 1646 г. был повышен налог на соль. Цены на этот важнейший продукт резко выросли, что вызвало негодование. В феврале 1647 г. налог пришлось отменить. Однако стремясь увеличить доход казны, правительство объявило о взыскании недоимок за два года. После этого последовал взрыв социального возмущения. 1 июня 1648 г. жители Москвы пытались подать царю челобитную. Бояре, находившиеся в рядах царской свиты, вырвали подаваемую царю грамоту и изорвали ее. По приказу Морозова стрельцы арестовали 16 человек из числа просителей. Репрессии только обострили ситуацию. Следующие несколько дней восставшие москвичи громили дома ненавистных чиновников. Некоторые деятели правительственной администрации были убиты. Опасность для царского правительства приняла угрожающие размеры. Восстание удалось подавить только путем уступок московскому и провинциальному дворянству, верхушке купечества, потребовавшим созыва Земского собора.

Принятие Земским собором 1649 г. нового законодательства (Соборного уложения), направленного против трудящегося населения, еще больше обострило ситуацию. В 1650 г. вспыхнули городские восстания в Пскове и Новгороде. Их причиной стала спекуляция хлебом, происходившая по прямому предписанию правительства. Оно было заинтересованно в росте цен на хлеб, поскольку именно хлебом оно расплачивалось со Швецией за переселявшихся в Россию жителей территорий, отошедших к шведскому государству по Столбовскому миру. Инициаторы восстания были репрессированы.

В 1662 г. произошло новое восстание в Москве. Оно получило название Медный бунт. Огромные расходы на затянувшуюся с 1654 г. войну с Польшей сильно подорвали финансовое положение государства. В поисках необходимых средств для продолжения войны правительство стало выпускать медную монету, приравняв ее по цене к серебряной. Правительство стало чеканить новые деньги в слишком большом количестве, что привело к их обесцениванию. Снижалась и покупательная способность населения, так как большая часть служилых людей получала жалованье медью. При этом само правительство взимало с населения налоги только серебром. Росло количество фальшивых медных денег. Все это привело к народному недовольству и восстанию. Алексей Михайлович пошел на переговоры с восставшими, обещая во всем разобраться и покарать виновных. Царь вероломно обманул народ. Вызванные им стрелецкие полки напали на восставших. Вслед за разгромом восстания последовали аресты и репрессии. Однако подавленное народное выступление не осталось без последствий: медные деньги из обращения были изъяты.

Кульминацией «бунташного века» стало казацко-крестьянское восстание под предводительством Степана Разина (1667–1671). В 1667 г. донской казак Степан Тимофеевич Разин возглавил поход казаков с Дона на Волгу и Каспийское море «за зипунами», т. е. добычей (1667–1669). Казаки разграбили торговые караваны русских и персидских купцов, напали на восточный берег Каспия, грабя персидские города и освобождая русских пленных. Казаки разбили флот персидского шаха и вернулись на Дон с богатой добычей. Удачливый и бесстрашный атаман стал признанным вождем казачества.

В 1670 г. начался новый этап движения Степана Разина, которое приняло антикрепостнический характер. Его целями были: захват Москвы, уничтожение бояр и дворян, ликвидация крепостного права и установление по всей стране вольного казацкого уклада жизни. Весной 1670 г. пятитысячное разинское войско начало военные действия на Волге. Оно овладело Царицыном, Камышином, Астраханью. Затем войско Разина двинулось вверх по Волге. Восстание распространилось на все Поволжье. В ряды разинцев вливались не только русские крестьяне, но и представители других народов: чуваши, мари, мордва, татары. Без боя Разин взял Саратов и Самару. Его войско осадило Симбирск. Под Симбирском и развернулись решающие сражения. Царские полки под командованием князя Д.А. Барятинского нанесли Разину поражение и сняли осаду с города. После этого Разин отплыл со своими казаками на Дон. Там зажиточные казаки схватили его и выдали царским властям. Арестованного Разина привезли в Москву, где допрашивали и пытали. В июне 1671 г. Степан Разин был казнен.

Внешняя политика

Во внешней политике России XVII в. выделяются четыре основных направления: юго-западное, северо-западное, южное и восточное.

Действия России на юго-западном направлении в первой половине XVII столетия обусловливались попыткой вернуть русские земли (прежде всего Смоленск), захваченные Польшей во время Смутного времени. В 1632–1634 гг. Россия вела с Польшей неудачную для себя войну за Смоленск. В июне 1634 г. был подписан Поляновский мирный договор, в соответствии с которым Польша сохраняла за собой Смоленские земли, а поляки отказались от притязаний на московский престол и признали Михаила Федоровича Романова законным царем.

В середине XVII в. русско-польские отношения определили события на Украине. Проживавшие на территории Речи Посполитой украинский и белорусский народы испытывали тяжелейшее угнетение в социальном, национальном и религиозном отношениях. Освободительная война против польского владычества развернулась в 1648 г. Казаки, возглавляемые гетманом Богданом Хмельницким, подняли восстание, в котором принимали участие украинские и белорусские крестьяне.

Б. Хмельницкий, понимая, что казакам самостоятельно не справиться с Польшей, обратился к России с просьбой принять Украину в ее состав. 1 октября 1653 г. Земский собор принял решение о включении Украины в состав России и об объявлении войны Польше. 8 января 1654 г. в городе Переяславле собрался совет (рада), на котором выборные представители от всех сословий украинского населения единодушно высказались за вхождение Украины в состав России. Присоединение Украины к России повлекло за собой изнурительную и затяжную войну с Польшей (1654–1667).

По Андрусовскому перемирию в январе 1667 г. между Россией и Польшей Россия получала Смоленск и земли, утраченные в Смутное время, а также Левобережную Украину с Киевом. После смерти Б. Хмельницкого (1657) украинские гетманы попытались добиться независимости от России, ориентируясь или на Польшу, или на Турцию (Османскую империю). Однако в 1686 г. между Россией и Польшей был заключен «Вечный мир», который означал переход от конфронтаций к мирным и сотрудническим отношениям. «Вечный мир» закрепил Левобережную Украину и Киев за Россией. Правобережная Украина осталась под властью Польши.

Основным событием внешней политики России на северо-западе стала русско-шведская война 1656–1661 гг. Россия стремилась получить выход к Балтийскому морю и остановить шведскую экспансию в Польше, Литве и Украине. В 1656 г. русские войска успешно атаковали шведов и одержали ряд существенных побед. Следующие два года войны были неудачными: русской армии не удалось взять Ригу, она потерпела поражение в Карелии и Ливонии. В 1658 г. было заключено перемирие на 3 года. В 1661 г. был подписан Кардисский мирный договор, согласно которому Россия отказывалась от всех земель, завоеванных в Прибалтике.

Южное направление внешней политики определялось борьбой с Турцией и ее вассалом – Крымским ханством, которые неоднократно совершали набеги на южные рубежи Русского государства. Из-за их угрозы территория, прилегающая к крымскому ханству, была слабо заселена и получила название «дикое поле». В число внешнеполитических задач русского государства входили защита своих южных границ и хозяйственное освоение плодородных земель «дикого поля».

В 1637 г. без ведома русского правительства донские казаки захватили опорный пункт турецких владений Азовскую крепость. В 1641 г. турецкий султан послал под Азов огромную армию, насчитывающую 250 000 человек. Пять тысяч казаков отвергли предложение турок сдать крепость и героически обороняли ее. Турки были вынуждены снять осаду. Однако Земский собор в январе 1642 г., опасаясь войны с Турцией, отказался принять Азов в русское подданство. И после пятилетнего «сидения» (обороны) Азов был ей возвращен.

Русско-турецкая война состоялась намного позже азовского осадного «сидения» в 1677–1681 гг. В 1676 г. русские войска захватили крепость Чигирин. Летом 1677 г. небольшой русско-украинский гарнизон стойко оборонял крепость от 100-тысячной турецкой армии. В августе того же года русско-украинская армия разгромила турок в боях на Днепре. Летом 1678 г. туркам все же удалось овладеть Чигирином. С 1679 г. боевые действия прекратились, и начались мирные переговоры. В январе 1681 г. был заключен Бахчисарайский мирный договор. По его условиям Турция и Крым признавали вхождение Левобережной Украины вместе с Киевом в состав России, а Правобережная Украина оставалась за Османской империей.

Восточное направление внешней политики – это, прежде всего, продвижение в сибирские земли. Освоение Сибири долгое время не сопровождалось конфликтами с какими-либо иностранными государствами. Покорение Сибири сопровождалось обложением коренных народов ясаком, т. е. данью, взимаемой в основном пушниной. В XVII в. Сибири возникают русские укрепленные поселения (остроги): Енисейский (1618), Красноярский (1628), Илимский (1630) Якутский (1632), Иркутский (1652) и др.

В этот период бескрайние сибирские просторы были пройдены и исследованы русскими землепроходцами и мореплавателями.

Приход русских на Дальний Восток привел к конфликту с Китаем, который был улажен подписанием в 1689 г. Нерчинского договора.

Вслед за первопроходцами в Сибирь приезжали представители царской администрации. В 1637 г. управление ее огромными территориями было передано специально созданному Сибирскому приказу. Сибирь была разделена на 19 уездов, которыми управляли воеводы, назначаемые из Москвы.

Россия в конце XVII века

После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. царем стал его сын Федор (1676–1682). Короткое царствование Федора Алексеевича ознаменовано дальнейшим укреплением государства и централизацией власти. В 1680 г. была проведена военно-окружная реформа. В 1682 г. отменилось местничество, что объективно способствовало усилению позиций дворянства. Существовали и проекты реформирования административно-церковного управления страны, но они не были реализованы из-за ранней смерти царя в 1682 г.

Молодой Федор Алексеевич умер бездетным, поэтому после его кончины остро встал вопрос о престолонаследии. В это время происходит борьба за власть между боярскими фамилиями Милославских и Нарышкиных, представительницами которых были соответственно первая и вторая жены Алексея Михайловича. По праву старшинства наследником русского престола должен был стать Иван, сын Марии Милославской. Однако Иван Алексеевич был человеком слабым, болезненным и не способным к управлению государством. Царем был провозглашен сын Алексея Михайловича от второго брака Петр. Это не устраивало Милославских и они спровоцировали стрелецкое восстание против Нарышкиных. В результате было принято компромиссное решение: русский престол поделили между двумя царями Иваном и Петром. Регентшей при них стала сестра Софья (1682–1689).

Земский собор 1613 г.

В 1613 г. состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. Претендентами на престол были польский королевич Владислав, сын шведского короля Карл-Филипп, сын Марины Мнишек и Лжедмитрия II Иван, представители знатных московских родов. Царем избрали Михаила Федоровича Романова . Новый царь был сыном митрополита Филарета. Представителей противоборствующих группировок устраивала и молодость Михаила. Наконец, Романовы были косвенно связаны со старой династией через первую жену Ивана Грозного. При этом Михаил был очень молод и бояре надеялись на то, что смогут управлять неопытным царем.

Перед новым правителем стояли важные задачи по преодолению Смуты. Важная роль – обуздание сильного казачества, к которому, кстати, примкнули Марина Мнишек со своим сыном от второго Лжедмитрия. Одна из важнейших задач – освобождение старны от интервентов

В 1617 г. между Россией и Швецией был заключен Столбовский мир. Шведы возвращали России Новгородскую землю, но оставляли за собой Балтийское побережье, города Ям, Орешек, Копорье и Корела. Россия выплачивала Швеции большую денежную компенсацию.

Королевич Владислав не оставил своих замыслов занять русский престол. Он совершил поход на Москву, но взять ее не смог. Неудачей завершилась и осада Троице-Сергиева монастыря. Поляки вынуждены были пойти на перемирие, которое было подписано в деревне Деулино в 1618 г (Деулинсоке перемирие). Россия отдавала Польше Смоленскую, Черниговскую и Северскую земли, предусматривался обмен пленными. Россия отстояла свою независимость, но понесла серьезные территориальные потери. Хозяйство страны было разорено.*

*Смутное время всегда вызывало споры среди историков. Ряд исследователей полагает, что некоторые эпизоды Смуты таили возможности альтернативного развития для России (например, зачатки договорных отношений между царем и подданными при призвании на престол Василия Шуйского и королевича Владислава). Многие историки указывают, что национальная консолидация, позволившая отразить иноземные вторжения, была достигнута на консервативной основе, что надолго отложило остро необходимую стране модернизацию.



Царь Михаил Федорович. 11 июля 1613 г. первый русский царь из династии Романовых венчался на царство. Молодому и неопытному царю в условиях разорения страны требовалась поддержка. Земские соборы заседали почти беспрерывно первые десять лет правления, до конца 20-ых годов они играли существенную роль в управлении. Поначалу решающую роль в управлении государством стали играть мать царя и его родственники с материнской стороны бояре Салтыковы, пользовавшиеся уважением современников. В 1619 г. из польского плена возвратился после Деулинского перемирия отец Михаила. В Москве Филарет был провозглашен патриархом Московским и всея Руси и великим государем. До своей смерти в 1633 г. он, умный и властный политик, вместе с сыном правил страной.

Земский собор как орган сословного представителя не имел закрепленного статуса и полномочия. Отвержение проекта за превращение земских соборов в постоянно созывающийся орган с правом самим ставить на обсуждение предложений. Заседания происходили в разных помещениях царского дворца в Кремле и иногда – в Успенском соборе.

1. Освященный собор



Главной задачей, стоявшей перед Россией, было восстановление разрушенной экономики страны, внутреннего порядка и стабильности. Михаил Федорович (1613-1645) пошел по пути закрепления крестьян за их владельцами. В 1619 г. был снова объявлен пятилетний, а в 1637 г. девятилетний сыск беглых. В 1642 г. вновь был издан указ о десятилетнем сроке сыска беглых и пятнадцатилетнем сыске вывезенных насильно крестьян. В 1645 году Михаил умирает, оставляя престол своему сыну.

Царь Алексей Михайлович. Алексей Михайлович (1645-1676) получил прозвище "Тишайший". В разное время к числу его приближенных относились воспитатель царя боярин Б.И. Морозов, князь Н.И. Одоевский, патриарх Никон, А.Ф. Ордын-Нащокин и А.С. Матвеев, в последние годы отец первой жены царя И.Д. Милославский.

Новый царь был человеком начитанным, отличался крепким здоровьем и веселым нравом, набожностью, был примерным семьянином, любил роскошь и ритуалы. Однако был вспыльчив и "подвижен на гнев", но быстро отходил. Ему нравились пышные выезды, охота.* Он даже написал сочинение о правилах соколиной охоты "Урядник сокольничья пути", высоко оцениваемое специалистами и как практическое руководство, и как литературное произведение.

Во время его правления удалось преодолеть разорение экономики и сельского хозяйства. Главным резервом роста сельского хоз-ва было вовлечение в сельхоз оборот новых земель, мало освоенных до Смуты. Экстенсивный путь развития, но увеличивал кол-во зерна и тем самым стал преодолеваться голод. Дальнейшее укрепление феодально-крепостнических порядков. В дворянской среде постепенно ↓ связь между службой и наделом земли – поместья оставались за родом даже если служба прекращалась. При этом – увеличение крепостного население и увеличение светского землевладения.

Государственный аппарат. Помимо высокой роли Земских соборов, развивались и другие органы власти. В 17 веке соправительствующим органом оставалась Боярская дума. (Термин – со 2ой половины 19 века. до этого – бояре, палата боярская, думные люди).

Дума была не столько учреждением, сколько социальным институтом, кот объединяло всю высшую элиту. Через боярские комиссии думные чины и имели властные полномочия. Высшие чины – бояре и окольничьи. Назначаются в кач-ве воевод, становятся начальниками приказов. Дума участвовала в законодательном процессе, + высокий пол статус и полномочия думы были закреплены законом. Численное превосходство - за боярами и окольничими, потомки княжеских и старомосковских родов (от 70 до 90 % всех людей в Думе). Абсолютно преобладали именно они до самого конца думы. 1ая пол 17 века – не больше 40 чел в Думе, а в конце века – 150 чел. Это говорит о трансформации функций Думы. Достичь думного чина могли только представители только очень знатных родов, однако от воли царя многое зависело. Однажды чин такой получил псковский дворянин Ордин-Нащокин. В составе думы могли оказаться как и талантливые люди (Одоевский, Пожарский, Голицын, Ордин-Нащокин, Ртищев), но и неважные и неталантливые люди. Царь обычно присутствовал на заседании Думы в

Управление осуществлялось через систему приказов. Нет четкого разграничения, многофункциональность, соединение ведомственных принципов управления, отсутствие иерархического статуса закрепленного в законе, нет постоянных штатов и стабильности, столбцовое делопроизводство. Столбец – узкий лист бумаги, по мере заполнения склеивавшийся по нижнему краю и сворачивавшийся в свиток длинной в несколько метров. Приказы – областного принципа и местного принципа. Финансовые, военные, областные, дворцовые, патриаршие и с общегосударственной компетенцией. Формирование делопроизводства и внутренней структуры приказа, принципы внутреннего функционирования приказа. Все подчинялись думе и местным административным сооружениям (?).

Воеводская система управления появляется повсеместно. Была ведущей системой управления на местах. Воевода назначался разрядным приказом, а жалование получал из четвертных приказов на территории. Обычно на воеводские чины посылались простые люди столичного московского уровня службы. Частая смена воевод должна была прерывать возможность установления прочных контактов. Сохранение взглядов на службу как на источник пропитания сохранялся, т.к. плохая возможность кормиться с земли. Помимо дворянской конницы была регулярная конная структура, использовались нерусские народы.

Пехота – постоянное войско. Во второй половине 17 века стрелецкое войско в основном превратилось в охрану государства. К начало 30ых годов численность = 100000, то к 80ым - 165000 разных людей. Постепенно переходит изменение соотношений между конницей и переходами. Символ создания новых структур в составе нового войска в виде иноземного или нового строя. В 30ых годах – формирование полков нового строя. «Конно, людно и оружно» – до этого. Полки делились на роты, появились новые офицерские чины, совсем другая система чинопроизводства. Прообраз регулярной армии. В идеале полки нового строя должны были быть на казенном содержании. Должны были выплачивать жалование. Но при этом был только частичный переход. Пожизненная служба, в мирное время часть отпускались по домам. Несмотря на очевидное преимущество переход к регулярной армии занял десятилетия, это зависело от ограниченных ресурсов страны после смуты. В условиях постепенного перехода к рег. армии переставала работать система местничества. Так что постепенный отход от местничества.

Постепенное обретение российской монархии самодержавного характера, начало перехода к абсолютизму: падение роли Земских соборов, изменение титула, эволюция приказной системы, пышный церемониал. Усиление личной власти государя было закреплено Соборным Уложением 1649 года.

Соборное уложение 1649 г. "Боязни ради и междоусобий от всех черных людей", как писал впоследствии патриарх Никон, был созван Земский собор. Его заседания проходили в\1648-1649 гг. и завершились принятием "Соборного уложения" царя Алексея Михайловича. Это был крупнейший Земский собор в истории России. В нем участвовали 340 человек, большинство которых (70 %) принадлежали к дворянству и верхушке посада.

"Соборное уложение" состояло из 25 глав и содержало около тысячи статей. Отпечатанное тиражом в две тысячи экземпляров, оно явилось первым русским законодательным памятником, изданньм типографским способом, и оставалось действующим вплоть до 1832 г. Оно было переведено почти на все европейские языки.

В первых трех главах "Уложения" говорилось о преступлениях против церкви и царской власти. Любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, а также бояр, воевод, подвергались казни. Тех, кто "будет приходить скопом и заговором, и учнут кого грабить или побивать", предписывалось "казнить смертно безо всякой пощады". Человек, обнаживший в присутствии царя оружие, наказывался отсечением руки.

"Соборное уложение" регламентировало несение различных служб, выкуп пленных, таможенную политику, положение различных категорий населения в государстве. Оно предусматривало обмен поместий, в том числе обмен поместья на вотчину. Подобную сделку требовалось зарегистрировать в Поместном приказе. "Соборное уложение" ограничивало рост церковного землевладения, что отражало тенденцию подчинения церкви государству.

Важнейшим разделом "Соборного уложения" была глава XI "Суд о крестьянах": вводился бессрочный сыск беглых и увезенных крестьян, запрещались крестьянские переходы от одного владельца к другому. Это означало юридическое оформление системы крепостного права. Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостнические порядки распространялись на черносошных и дворцовых крестьян, которым запрещалось покидать свои общины. В случае бегства они также подлежали бессрочному сыску.

Глава XIX "Соборного уложения" "О посадских людях" внесла изменения в жизнь города. Были ликвидированы "белые" слободы, их население включалось в посад. Все городское население должно было нести тягло на государя. Под страхом смертной качни запрещались переход из одного посада в другой и даже женитьба на женщинах из другого посада, т.е. население посада закреплялось за определенным городом. Горожане получали монопольное право торговли в городах. Крестьяне не имели права держать лавки в городах, а могли торговать только с возов и в торговых рядах.

"Соборное уложение" 1649 г., разрешив обмен вотчин на поместья и наоборот, положило начало слиянию бояр и дворян в один замкнутый класс-сословие. В 1674 г. черносошным крестьянам было запрещено записываться в дворянство. В 1679-1681 гг. было введено подворное обложение. Единицей взимания налогов становился крестьянский или посадский двор. Таким образом, процессы, происходившие в социально-политическом развитии России во второй половине XVII столетия, свидетельствуют, что попытки преобразований имели место до петровских реформ.

Царь Федор Алексеевич. После смерти Алексея Михайловича на русский престол был возведен 14-летний Федор (1676-1682). Ведущее место при дворе заняли Милославские (родственники первой жены Алексея Михайловича). Федор, с детства болезненный мальчик (болел цингой), активного участия в государственных делах не принимал. Ученик Сименона Полоцкого, он знал латынь, польский язык, любил чтение, сочинял музыку, отдавая этим занятиям свое время.

При Федоре Алексеевиче в 1682 г. было отменено местничество, открыт доступ к управлению страной выходцам из дворян и приказных людей. Крупнейшим событием в шестилетнее правление Федора была война с Турцией 1677-1681 гг, но это уже во внешнюю политику.

В целом можно отметить следующие тенденции для политической жизни России в 17 веке:

1. Переход от сословно-представительной монархии к абсолютизму

2. Дальнейшее закрепощение крестьян (Соб Ул)

3. Преодоление последствий Смуты

4. Развитие приобретает более яркий характер: освоение земель, расширение торговых и культурных связей, улучшается и разрастается система управления, новое войско. Некоторые историки считают это предпосылками к реформам Петра.

Сельское хозяйство

События смутного времени привели к раз­орению и опустошению значительной час­ти России, особенно ее центральных райо­нов. Начиная с 20-х гг. XVII в. начался процесс восстановле­ния хозяйства. восстановлено к 40-м гг. XVII в.

Основной отраслью экономики России оставалось сельское хозяйство, где продолжала господствовать трехпольная сис­тема земледелия. Главными земледельческими культурами были рожь, овес. Выращивались также пшеница, ячмень, просо, гречиха, горох, из технических культур - лен, коно­пля. Развивалось садоводство и огородничество. Основными орудиями труда оставались соха, бороны, серп, коса, медлен­но вводился плуг.

Ремесло и промышленность

В XVII в. вырос удельный вес ремес­ленного производства в экономике страны.Углублялось разделение тру­да. Крупнейшими центрами ремесленного производства бы­ли Москва, Устюг Великий, Ярославль, Новгород, Тула и др. Ремесленными центрами в XVII в. были и некоторые села. В развитии ремесленного производства в XVII в. явно про­слеживается тенденция превращения его в мелкотоварное производство. Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специ­ализации готовили почву для возникновения мануфактур.

Соборное Уложение 1649 г.

Первого сентября 1648 г. начал работу Земский собор, и в янва­ре 1649 г. он принял Соборное Уложение.

Соборное Уложение по своему содержанию было крепост­ническим и отражало победу дворянства.

Соборное Уложение завершило долгий процесс складывания крепостного права, прошедший ряд этапов. Принятие Соборного Уложения, направленного против трудового люда города и деревни, обострило классовую борь­бу. В 1650 г. вспыхнули восстания горожан в Пскове и Новго­роде. Государству нужны были средства на содержание госу­дарственного аппарата и войска, правительство с 1654 г. начало вместо серебряной монеты чеканить медную по той же цене. Это привело к росту цен. Взвинчивание цен привело к голоду. Отчаявшиеся посадские люди Москвы в 1662 г. восстали (Медный бунт). Восстание было жестоко подавлено, но медные деньги перестали чеканить.

Крестьянская война под предводи­тельством Степана Разина

Восстание 1662 г. стало одним из предвестников надвигающейся кре­стьянской войны, которую возглавил атаман С.Т. Разин. Нормы Соборного Уложения 1649 г. резко обострили классовый антагонизм в деревне. Раз­витие товарно-денежных отношений вело к усилению феодальной эксплуатации, что выражалось в росте в чернозем­ных районах барщины и денежного оброка в местах, где земля была малоплодородна. С особой остротой ощущалось ухудше­ние положения крестьян в плодородных землях Поволжья, где интенсивно росло землевладение бояр Морозовых, Мстис­лавских, Черкасских. Специфика Поволжья заключалась в том, что рядом лежали земли, где население не испытывало еще всей тяжести феодального гнета. Этим и привлекали За­волжские степи и Дон беглых холопов, крестьян, посадских людей. Нерусское население - мордва, чуваши, татары, баш­киры находились под двойным гнетом феодальным и нацио­нальным. Все это создавало предпосылки для развертывания новой крестьянской войны именно в этом районе.

Движущими силами крестьянской войны были крестьяне, казачество, холопы, посадские люди, стрельцы, нерусские народы Поволжья. В " прелестных (от слова "прельщать") письмах" Разина содержался призыв к походу на бояр, дво­рян, купцов. Для них была характерна вера в доброго царя. Объективно требования восставших крестьян сводились к со­зданию таких условий, в которых могло бы развиваться кре­стьянское хозяйство как основная ячейка сельскохозяйствен­ного производства.

Предвестником крестьянской войны явился поход Василия Уса с Дона к Туле (май 1666 г.). Казачий отряд в ходе своего продвижения пополнялся крестьянами, громившими усадь­бы. Восстание охватило территории Тульского, Дедиловского и других уездов. Правительство срочно бросило против вос­ставших дворянское ополчение. Восставшие отступили на Дон.

В 1667-1668 гг. казацкая голытьба, пришлые холопы и крестьяне совершили поход в Персию. Он получил название "похода за зипунами". Такие нападения донская голытьба совершала и раньше, но этот поход поражает своим размахом, тщательностью подготовки, продолжительностью и огром­ным успехом.

В ходе "похода за зипунами" разницы опустошили не толь­ко западное и южное побережье Каспия, нанесли поражения персидской армии и флоту, но и выступали против правитель­ственных войск. Разбили отряд астраханских стрельцов, разгромили караван судов, принадлежащих царю, патриарху, купцу Шорину. Тем самым уже в этом походе проявились черты социального антагонизма, что привело к складыванию ядра будущего повстанческого войска.

Зимой 1669-1670 гг. по возвращении с Каспия на Дон Разин готовится ко второму походу, на этот раз на бояр, дворян, купцов, в поход за всю "чернь", "за всех кабальных и опаль­ных".

Поход начался весной 1670 г. К Разину примкнул со своим отрядом Василий Ус. В армию Разина сходились голутвенные казаки, беглые холопы и крестьяне, стрельцы. Основной целью похода был захват Москвы. Основным маршрутом - Волга. Для осуществления похода на Москву надо было обес­печить тыл - взять правительственные крепости Царицын и Астрахань. В течение апреля-июля разницы овладели этими городами. Были разгромлены дворы бояр, дворян, приказных, сожжены архивы воеводского двора. В городах вводилось ка­зацкое управление.

Оставив в Астрахани отряд под предводительством Уса и Шелудяка, повстанческие отряды Разина взяли Саранск и Пензу. Готовился поход на Нижний Новгород. Действия кре­стьянских отрядов превратили Поволжье и прилегающие об­ласти в очаг антифеодального движения. Движение перебро­силось на русский Север (разницы были на Соловках), на Украину, куда был послан отряд Фрола Разина.

Лишь напряжением всех сил, посылкой многочисленных полков правительственных войск, царизм к весне 1671г. смог потопить в крови крестьянское движение в Поволжье. В апре­ле того же года Разин потерпел поражение и был выдан домо­витыми казаками правительству. 6 июня 1671 г. Разин был казнен в Москве. Но казнь Разина не означала конца движе­ния. Только в ноябре 1671г. правительственные войска захва­тили Астрахань. В 1673-1675 гг. на Дону, под Козловым и Тамбовом еще действовали повстанческие отряды.

Поражение крестьянской войны под предводительством Степана Разина было предопределено рядом причин. Главной из них было то, что крестьянская война носила царистский характер. Крестьяне верили в "доброго царя", так как в силу своего положения не могли увидеть истинную причину своего

угнетения и выработать идеологию, которая позволила бы объ­единить все угнетенные слои населения и поднятьих на борь­бу с существующим феодальным строем. Другими причина­ми поражения были стихийность и локальность, слабое воо­ружение и плохая организация восставших.

в) Внутренняя политика

Переход к абсолютизму

Во второй половине XVII в. в России раз­вивается тенденция перехода от сословно-представительной монархии к монархии абсолютной. В стране усиливается власть царя. Это вырази­лось и в появлении слова " самодержец" в царской титулатуре, и в изменении социального состава Боярской думы в сто­рону усиления там представительства дворянства. В 1678-1679 гг. в Думе было 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Характерно, что в число думных дьяков стали входить и выходцы из "торговых людей", т.е. купцов.

В 1682 г. было отменено местничество (принцип занятия государственной должности в зависимости от знатности рода и служебного положения предков). Для усиления власти па­ря, централизации и преодоления раздробленности в управ­лении в 1654 г. был образован Приказ великого государя тай­ных дел, в ведение которого был передан из Боярской думы ряд важных государственных дел. Тенденция к установлению самодержавной власти царя проявилась и в победе Алексея Михайловича над патриархом Никоном, стремившемся ак­тивно вмешиваться в управление государственными делами.

Тенденция к усилению самодержавной власти проявилась и в раде других мероприятий. Начиная с 1653 г., практически прекратился созыв Земских соборов. Проводилось слияние и реорганизация приказов, подчинение их одному лицу. Так например, тесть царя И.Д. Милославский руководил работой пяти приказов, а Посольскому приказу были подчинены 9 приказов, ведавших присоединенными территориями. Пра­вительство пыталось реорганизовать и управление на местах. Россия делилась на 250 уездов, во главе которых стояли вое­воды. Во второй половине XVII в. некоторые уезды стали объединять под властью одного воеводы в так называемые разряды: Рязанский, Украинский, Новгородский и т.д. С 1613 г. 33 города России получили воеводское управление. В руках воевод, назначаемых правительством, была сосредоточена административная, судебная и военная власть, надзор за сбо­ром налогов и податей.

В XVII в. остро встал вопрос о реформировании вооружен­ных сил России. Падала боеспособность стрелецкого войска. Стрельцы по многу лет не получали от государства денежного жалованья. Источником жизни для нихи их семей были за­нятия.торговой и ремесленной деятельностью, которые им были разрешены еще в XVI в. Военная служба отвлекала стрельцов от своих занятий. Кроме того, стрельцы платили государственные налоги со своих торгов и промыслов, что их сближало по интересам с посадским населением городов. Ко­мандиры полков часто использовали стрельцов для работы в своих хозяйствах. Все это делало для стрельцов военную службу обременительным занятием.

Дворянское ополчение несло службу на тех же началах, что и в XVI в. Но если в XVI и первой половине XVII вв. военная служба все-таки была стимулом для дворянства, то к концу XVII в. она стала для большинства весьма обремени­тельной. Они всячески уклонялись от службы. Кроме того, дворяне были плохо обучены ведению военных дествий. Один из современников охарактеризовал военную подготовку дво­рян следующим образом: "учения у них к бою не бывает и строю никакого не знают".

Уже в первой половине века в связи с этим началось фор­мирование полков нового строя - рейтарских и драгунских. Они формировались на основе принудительного набора "да­точных людей", когда от 100 дворов на пожизненную службу в этих полках брали одного человека. К концу ХУПв. полки нового строя стали играть значительную роль в вооруженных силах России.

  1. Внешняя политика России в XVI XVII вв.

Тема 6. Россия в XVII веке

Воцарение династии Романовых и завершение Смуты

В январе 1613 г. собрался Земский собор, который избрал нового царя. Дворяне и казаки выдвинули кандидатом на русский престол 16-летнего Михаила Федоровича Романова (1613–1645). Представитель старомосковского боярского рода устраивал и высшую аристократию. К власти в России пришла династия, связанная родственными узами с прежними царями.

Избрание Михаила Романова еще не означало окончание Смуты. На несколько лет затянулось освобождение страны от интервентов. В 1617 г. был подписан Столбовский мирный договор со Швецией, согласно которому России пришлось уступить территорию Карелии. В 1618 г. Россия заключила Деулинское перемирие с Польшей, к которой отходили смоленские, черниговские и новгород-северские земли. Сложной задачей оказалось и подавление внутренней оппозиции, и прежде всего отрядов вольных казаков.

Смутное время имело значительные последствия для дальнейшего развития истории России. Долгие годы хаоса укрепили в народе идею необходимости сильной государственной власти, что в немалой степени способствовало становлению русского самодержавия. Но именно в годы Смуты укрепилось национальное самосознание русских людей, возросла роль Православной церкви в духовной жизни народа. В результате потрясений в России воцарилась новая династия, которой предстояло править страной следующие три столетия.

Смута привела Россию к полному экономическому краху. Не сразу установилась и политическая стабильность, система управления в центре и на местах была разрушена. Основными задачами Михаила Романова было достижение примирения в стране, преодоление хозяйственной разрухи и упорядочение системы управления. Первые шесть лет своего царствования Михаил правил, опираясь на Боярскую думу и Земские соборы. В 1619 г. из польского плена вернулся отец царя Федор Никитич (в монашестве Филарет) Романов. Принявший патриарший сан Филарет стал фактически управлять страной до своей смерти в 1633 г. В 1645 г. умер и Михаил Романов. Русским царем стал его сын Алексей Михайлович (1645–1676).

К середине столетия хозяйственная разруха, принесенная Смутой, была преодолена. Экономическое развитие России в XVII в. характеризуется рядом новых явлений в хозяйственной жизни. Ремесло постепенно перерастало в мелкотоварное производство. Все больше изделий производилось не на заказ, а для рынка, происходила экономическая специализация отдельных регионов. В Туле и Кашире, например, производились металлические изделия. Поволжье специализировалось на обработке кожи, Новгород и Псков были центрами производства льна. Лучшие ювелирные изделия производились в Новгороде, Тихвине и Москве. Начали возникать центры художественного производства (Хохлома, Палех и др.).


Развитие товарного производства привело к появлению мануфактур. Они разделялись на казенные, т. е. принадлежащие государству, и частновладельческие.

Рост производительных сил способствовал развитию торговли и зарождению общероссийского рынка. Возникли две крупные общероссийские ярмарки – Макарьевская на Волге и Ирбитская на Урале.

Земский собор 1649 г. принял Соборное уложение – кодекс отечественного феодального права, регулировавший отношения в основных сферах жизни общества. Соборное уложение предписывало жестокие наказания не только за мятеж против царя или оскорбление главы государства, но даже за драки и бесчинства на царском дворе. Таким образом происходило законодательное закрепление процесса становления абсолютной монархии.

В Соборном уложении была оформлена социальная структура общества, так как в нем регламентированы права и обязанности всех сословий.

Кардинальные изменения произошли в жизни крестьянства. Соборное уложение царя Алексея Михайловича окончательно оформило крепостное право – был установлен бессрочный розыск беглых крестьян.

Согласно Соборному уложению городские жители прикреплялись к месту жительства и «тяглу», т. е. несению государственных повинностей. Значительная часть Уложения посвящена порядку судопроизводства и уголовному праву. Законы XVII в. выглядят слишком суровыми. За многие преступления в Соборном уложении была предусмотрена смертная казнь. Уложение регламентировало также порядок несения военной службы, выезда в другие государства, таможенную политику и т. д.

Политическое развитие России в XVII в. характеризуется эволюцией государственного строя: от сословно-представительной монархии к абсолютизму. Особое место в системе сословно-представительной монархии занимали Земские соборы. В состав Земского собора входили высшее духовенство, Боярская дума и выборная часть: московские дворяне, администрация приказов, уездное дворянство, верхи «тягловых» слобод московского посада, а также казаки и стрельцы («служилые люди по прибору»).

В первые годы правления Михаила Романова Земские соборы работали почти непрерывно и помогали ему в управлении государством. При Филарете Романове деятельность Соборов становится менее активной. Последний Земский собор, работавший в 1653 г., решал вопрос о воссоединении Украины с Россией. Впоследствии земская деятельность угасает. В 1660–1680-е гг. собирались многочисленные сословные комиссии. Все они по преимуществу были боярскими. Окончание работы Земских соборов фактически означало завершение перехода от сословно-представительной монархии к абсолютизму. В системе органов государственной власти и управления сохранялась существенная роль Боярской думы. Однако во второй половине XVII в. ее значение падает.

Высокого развития в XVII в. достигает приказная система управления. Приказы занимались отдельными отраслями в сфере государственного управления внутри страны или ведали отдельными территориями. Важнейшими среди них были приказ Тайных дел, руководимый лично Алексеем Михайловичем и занимавшийся надзором за деятельностью высших государственных учреждений и должностных лиц. Поместный приказ оформлял земельные наделы и проводил судебные расследования по земельным делам. Посольский приказ осуществлял внешнюю политику государства. Приказ Большой казны управлял финансами.

Основной административно-территориальной единицей государства был уезд. Система местного управления строилась в XVII в. не на основе выборных органов, а на власти назначаемых из центра воевод. Им подчинялись земские и губные старосты. В руках воевод сосредоточивалась административная, судебная и военная власть, надзор за сбором налогов и податей.

Социальная структура русского общества XVII в. была глубоко сословной. Термин «сословие» означает социальную группу, обладающую закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Привилегированным сословием были светские и духовные феодалы (духовенство). Светские феодалы разделялись на чины. В XVII в. это понятие отражало не столько служебное положение, сколько принадлежность к определенной группе феодального сословия. Его верхушку составляли думные чины: бояре, окольничьи, дьяки и думные дворяне. Следующими по своему положению в обществе были чины московские – чиновники, стряпчие, московские дворяне. За ними следовали низшие категории привилегированного сословия – чины городовые. К ним относились провинциальные дворяне, которых называли «детьми боярскими».

Большую часть зависимого населения составляли крестьяне. Лично свободные члены общины назывались черносошными крестьянами. Остальные крестьяне были либо частновладельческими, т. е. принадлежащими помещикам, либо дворцовыми, или удельными, принадлежащими царской семье. На положении рабов находились холопы. Прикреплены к своим повинностям были жители городов – ремесленники и купцы. Наиболее богатые купцы назывались «гостями». К числу зависимых сословий относились и «служилые люди по прибору»: стрельцы, пушкари и казаки.