Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или". Урок и презентация по информатике на тему "истинность высказываний со словами "не", "и", "или" Домашнее задание и его инструктаж

Тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или»

Цель: формирование компьютерной грамотности
Задачи:
Дидактическая: закрепить представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; закрепить представление о высказываниях; формировать умение определять истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
Развивающая: развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; развивать логическое мышление, память, пространственное воображение, творческие способности; формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля, взаимооценки и самооценки;
Воспитательная: воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; совершенствовать навыки работы на компьютере.

Оборудование:

    компьютеры, мультимедийный проектор
    - программа «Мир информатики» - 3-4 год обучения
    - у учащихся - тетрадь Горячев А.В. «Информатика в играх и задачах» - 4 класс (часть 2)
    - алгоритм самостоятельной работы за компьютером

    План урока:

    Орг.момент
    - Фронтальный опрос
    - Объяснение нового материала
    - Работа с программой Мир информатики
    - Домашнее задание
    - Рефлексия

    Ход урока.

    Учащиеся класса разделены на две подгруппы. Одна подгруппа сидит за партами, другая - за компьютерами.
    - Орг.момент.
    - О чём говорили на прошлом уроке?
    - Что такое множество?
    - Что мы знаем о множестве?
    Вспомнить нам поможет стихотворная разминка.
    работает весь класс
    (Ответы учеников:
    - о множествах
    -это объединение предметов на основе общих свойств или признаков.)
    2. Стихотворная разминка (проверка Д/з)
    - Назовите элементы множества всех жителей избушки.
    - Назовите в этом стихотворении 2 множества.
    - Как называются такие множества?
    6 человек читают наизусть стихотворение Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка»
    Ответы:
    - старушка, кошка, мышка, мушка, мальчишка
    - множество ленивых и трудолюбивых жителей
    - не пересекающиеся или параллельные
    - Назовите два множества персонажей, которые можно обозначить такими кругами.
    - Какое множество обозначает большой круг?
    - А маленький?
    - Почему?
    - Назовите два множества жителей избушки, которые
    можно обозначить такими кругами
    - Дайте название множеству на пересечении крутое.
    - Множествам слева и справа от области пересечения.
    - Сделайте вывод на основе сказанного.
    (Ответ учеников: - множество жителей избушки и множество людей
    - множество жителей избушки
    - множество людей
    - в этом стихотворении множество людей является частью множества жителей избушки
    - множество ленивых и летающих жителей
    - летающих лентяев
    - не летающих лентяев и не ленивых летунов
    - Множества могут существовать параллельно, пересекаться и быть вложенными)
    Проблемное задание:
    - Определите элементы множества, для которых истинны высказывания:
    - не летает
    - ленивый и летает
    - ленивый или летающий
    - Кому трудно было ответить на этот вопрос? Это задание новое для нас.
    - Как вы думаете, чему мы сегодня будем учиться, поставьте задачи на урок.
    Да, сегодня тема урока: Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» .
    Ответы:
    - кошка, мышка, мальчик
    - мушка
    - кошка, мушка, мышка, мушка, мальчишка, старушка
    - определять истинность высказывании со словами «не», «и», «или»
    - закреплять знания о множествах

    Работа в группах
    Далее работа продолжается по подгруппам. Одна подгруппа работает в тетрадях под
    руководством учителя (изучение нового). Другая - самостоятельно за компьютером. Работа в обучающей программе Мир информатики 3-4 год обучения. В каждой подгруппе есть «консультант»- наиболее хорошо успевающий ученик. К нему обращаются за помощью дети, испытывающие затруднения во время самостоятельной работы за компьютером.
    - Группа 1 работает самостоятельно по алгоритму с программой «Мир информатики» (4 год обучения). Посмотрите алгоритм вашей работы. Есть вопросы?
    Консультант. Приступайте.
    2 группа работает с учителем.
    - Давайте вспомним, что мы знаем о высказываниях. Дополните предложения
    - Молодцы, а сейчас давайте, выполним новое задание.
    Ответы учеников: высказывание может быть истинным (правдивым) или ложным
    - истинность (ложность) высказывания можно выразить с помощью слов «да» и «нет» (подчёркнутые слова дети должны вставить)
    Задание 8 (рабочая тетрадь)
    - Прочитайте задание.
    - Какие знания из русскою языка нам понадобятся, чтобы правильно выполнить его?
    - Что на рисунке обозначает круг?
    - Какая фигура обозначает множество слов из 4 звуков?
    - С чего начнём выполнение задания?
    Какое множество находится здесь?
    (Ответы: читают: впиши в фигуры слова из списка. Закрась части фигур в таблице. Заполни таблицу высказываний.
    - знания о буквах и звуках
    - множество слов из 4 букв
    - трапеция
    - с пересечения фигур
    - «множество слов из 4 букв и 4 звуков».)
    Закрасьте пересечение в таблице. Это 5 строка таблицы.
    - Какое слово впишем в пересечение?
    - В круге, за пределами трапеции?
    Какое это множество?
    - В трапеции, за пределами круга?
    - В квадрате, за пределами круга и трапеции?
    - Где находится «множество слов не из 4 букв»?
    - Где же оставшееся «множество - слов из 4 букв или из 4 звуков»?
    - Сделайте вывод
    - Давайте заполним таблицу высказываний.

    - Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов
    Ответы учеников: часть задания выполняется коллективно, часть - самостоятельно используется взаимопроверка
    - вода
    - соль
    - «слов из 4 букв»
    - огонь и уголь
    - дрова и костёр
    - весь квадрат за пределами круга
    - весь круг и вся трапеция
    - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры


    - Сделаем выводы.
    (Ответы учеников: - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
    -высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» -высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка»).
    - Что узнали нового? Расскажите 2 группе. несколько учеников делают выводы
    4. Смена групп. Физкультминутка.
    Все встают, 2 ученика проводят физкультминутки для глаз и на снятие напряжения с мышц плечевого пояса.
    - Сделайте вывод
    (Ответ учеников: - если в названии множества есть слово «не», то его элементы находятся за пределами фигуры
    - если в названии множества есть слово «и», то его элементы находятся на пересечении фигур
    - если в названии множества есть слово «или», то это означает, что его элементы находятся в нескольких фигурах).
    - Давайте заполним таблицу высказываний
    - Впишите во 2 столбик слова, для которых истинно высказывание, приведённое в 1 столбце.
    - Запишите высказывание, которое истинно для приведённых слов.
    - Работают самостоятельно, проверяют «в четвёрках», и оценивают себя и свою группу.
    - Если осталось время,. можно предложить дополнить. множества своими элементами.
    - Чтобы проверить, как вы усвоили новый материал, дополните предложения, поработите в парах
    Обсуждают задание
    - высказывание со словом «не», истинно тогда, когда такое же высказывание без слова «не» ложно, и наоборот
    -высказывание со словом «и» состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе «половинки» высказывание со словом «или» тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна «половинка» (подчёркнутый текст учащиеся должны вставить).
    - Заканчиваем работу за компьютерами, выходим из программы.
    Учащиеся заканчивают работу за компьютерами, весь класс работает с учителем.
    - А теперь давайте снова вернёмся к героям стихотворения и определим истинность высказываний.
    - не летает
    - ленивый и летает
    - ленивый или летает
    - не ленивый и летает
    - не ленивый и не летает
    - ленивый или не летающий
    Ответ учеников: кошка, мышка, мальчишка мушка
    старушка, кошка, мышка, мальчишка
    мушка
    старушка
    - Это пустое множество
    кошка, мышка, мушка, мальчишка
    6. Подведение итогов:
    - Посмотрите, какие задачи мы ставили в начале урока. Выполнили мы их?
    Чему учились на уроке? Сделайте вывод.
    Ответ учеников:- закрепляли представление о пересечении множеств
    - определяли принадлежность элементов множеству
    - определяли истинность высказываний со словами «не», «и», «или»
    7 .Домашнее задание
    - Дома выполните задание № 7 в тетради. Посмотрите, есть вопросы?
    8. Рефлексия.
    - Чем особенно понравилось заниматься?
    - Кто доволен своей работой?
    - За что себя можете похвалить?
    - Консультанты, оцените самостоятельную работу детей за компьютером.
    - Я благодарна вам за хорошую работу на уроке и хочу подарить вам серию картинок «Птицы»

Зартдинова Эльвира Мугалимовна, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 22» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан.

Аннотация к уроку информатики по теме ««Истинность высказываний со словами «не», «и», «или» (Программа «Информатика и ИКТ» (А.В.Горячев) Образовательная система «Школа 2100»)

Данный урок проводится в 3 классе при изучении раздела 3 «Множество» и направлен на закрепление представлений подмножества, объединения и пересечения подмножеств, а также формирование у детей начальных представлений об истинности высказываний, в том числе высказываний со словами «не», «и», «или». На уроке используется презентация, которая открывает большие возможности как для закрепления, так и для объяснения нового материала. Благодаря использованию ИКТ на протяжении всего урока удаётся сохранить не только интерес к изучаемому материалу, но и работоспособность учащихся. У детей развивается наглядно-образное мышление, интерес к систематизации. Структура урока классическая, но варианты урока предполагают как самостоятельную работу, так и работу в парах. Методы контроля могут быть как устные во время фронтальной работы, так и письменные во время групповой и индивидуальной.

Тема: « Истинность высказываний со словами "не", "и", "или" »

Цели урока:

    осознать понятие “высказывание”;

    развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;

    развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;

    воспитывать умение взаимодействовать друг с другом, стремление помогать товарищам.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку, карточки со схемами, круги Эйлера, опорные схемы, рабочие учебники-тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И. Информатика в играх и задачах. 3 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Методы и приемы работы:

    объяснительно-иллюстративный;

    репродуктивный;

    проблемное изложение;

    частично-поисковый (эвристический).

Формы работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

I . Организационный момент

Я рада видеть каждого из вас.
И пусть прохлада в окна дышит,
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

Ребята, о чём мы говорили на предыдущих уроках? (мы познакомились с понятиями «множество», «элементы множества», «подмножество», «пересечение и объединение множеств», «истинные и ложные высказывания»). (слайд 1)

Сегодня мы продолжим работу с множествами.

II . Актуализация знаний

Игра « Множества»

Эта игра направлена на отработку умения определять характер отношений между двумя заданными множествами, так как самостоятельная работа вызвала у вас затруднения.

На столе у вас лежат 2 кружочка (один побольше, другой поменьше). Я называю пару множеств, вы показывают их расположение.

Растения и хищники (слайд 2, щелчок)

Рыбы и хищные рыбы (слайд 3, щелчок)

Домашние животные и хищники (слайд 4, щелчок)

Птицы и рыбы (слайд 5, щелчок)

Буквы и гласные буквы (слайд 6, щелчок)

Четные числа и двузначные числа (слайд 7, щелчок)

Жадные числа (Работа в парах) (слайд 8)

У вас на партах схема, состоящая из 3-х множеств. В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55.

Проверьте. (слайд 8, щелчок)

Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение) (слайд 8, щелчок)

Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками) (слайд 8, щелчок)

Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76) (слайд 8, щелчок)

В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).

Оцените работу пары. Если ошибок нет, поставьте 5, одна ошибка – 4, две – 3. Поднимите руки те, кто получил 5, 4. Остальные не расстраивайтесь, будьте внимательны на уроке и у вас всё получится.

III . Постановка учебной задачи ( Проблемная ситуация )

Игра « Верю – не верю»

Ребята, сегодня у нас с вами очень интересная тема, но я должна быть уверенна, что вы готовы её изучать. Проверим это с помощью игры «Верю – не верю»

Я буду называть высказывания, ваша задача: определить истинны данные высказывания или ложны. (Работа по цепочке)

Итак, начали!

Наша школа находится в 29 микрорайоне. (слайд 9, гиперссылка слайды 10-11)

Сейчас у нас НЕ урок информатики. (слайд 12, гиперссылка слайды 13-14)

Город Октябрьский – столица Республики Башкортостан. (слайд 15, гиперссылка слайды 16-17)

В городе все школы четырёхэтажные. (слайд 18, гиперссылка слайды 19-20)

Вы учащиеся 22-ой школы И третьеклассники. (слайд 21, гиперссылка слайды 22-23)

Дома 29 микрорайона относятся к улице Кортунова ИЛИ к улице Новосёлов. (слайд 24, гиперссылка слайды 25-26)

Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).

Давайте же прочитаем тему нашего урока: Слова “не”, “и”, “или” (слайд 27)

Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).

Кроме этого вам понадобится вспомнить всё, что вы знаете о высказываниях.

IV . Изучение новой темы «Истинность высказывания. Отрицание»

1. Подготовительная работа.

Игра «Волшебное дерево» (слайд 28)

- Ребята, посмотрите на экран, это дерево непростое, сказочное, на одной из его веток раз в 100 лет появляется бабочка, которая помогает узнавать, правду ли вам говорят. И сегодня как раз такой день. (слайд 28, щелчок)

- Достать волшебную бабочку нелегко, ведь у дерева много веток и нужно точно знать, на какой она появится.

- В дупле дерева спрятана подсказка. (слайд 28, щелчок)

Эта ветка находится слева от дупла. (слайд 28, щелчок)

(слайд 28, щелчок)

Она направлена вверх и на ней две ветки поменьше. (слайд 28, щелчок)

Она длиннее. (слайд 28, щелчок)

На ней есть белое кольцо. (перемещаясь по дереву, находим ветку и появляется бабочка) - Сегодня эта бабочка будет с нами на уроке. (слайд 28, щелчок)

- Обратите внимание на высказывания в подсказке. Что в них особенного? (Некоторые содержат сразу два высказывания)

- Разберём подробно высказывание: На ней есть сучок и нет змеи.

- Какие факты мы узнаём из этого высказывания? (Есть сучок; нет змеи)

- Из скольких высказываний оно построено? (2)

- Ребята, высказывания, которые состоят из нескольких высказываний, называются составными. В них утверждается не один, а несколько фактов. (слайд 29)

- Почему мы не пошли по этой ветке? (Со змеёй) Правильно змеи быть не должно.

2. Закрепление. (Работа по учебнику)

Задание 23 (с. 14)

- Рассмотрите рисунки. Ответим на вопросы таблицы.

- Истинны ли высказывания относительно рисунка № 1? Проверим.

- Соответствует ли истине высказывание: НЕ нарисована кошка (Нет, так как кошка нарисована)

- Прочитайте второе высказывание: Нарисована кошка И собака. Из скольких утверждений оно состоит? (Из двух)

- Назовите первое высказывание: нарисована кошка , истинно ли оно? (Да)

- Назовите второе высказывание: нарисована собака , истинно ли оно? (Нет)

- Какая связка соединяет высказывания? ( И )

- То есть на рисунке должна обязательно быть кошка и обязательно быть собака. Соответствует это действительности? (Нет, это высказывание ложное)

- Прочитайте следующее высказывание: Нарисована кошка ИЛИ собака . То есть на рисунке может быть что-то одно: кошка или собака. Истинно ли это высказывание? (Истинно, так как на рисунке есть кошка)

- Как вы понимаете последнее высказывание? (Не должно быть ни кошки, ни собаки)

- Проверьте истинность последнего высказывания: НЕ нарисован зверь .

- Что получилось? (высказывание ложное, так как нарисована кошка)

- Проверьте истинность данных высказываний для других рисунков. (По цепочке с объяснением)

Физминутка

- Поиграем в игру «Делай наоборот». Я произношу высказывание, а вы делаете всё наоборот.

Сидите.

Не прыгайте.

Не стойте.

Не поднимайте руки.

Плачьте.

Не топайте.

Молчите.

Не приседайте.

Не садитесь.

Не слушайте

Задание 24 (с. 14)

- Рисунки, которые мы рассматривали можно представить в виде множеств.

- Прочитайте названия множеств.

- Какие множества пересекаются? ( Рисунков с кошкой – рисунков с облаками)

(слайд 30)

- Какие рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 1) (слайд 30, щелчок)

( Рисунков с кошкой – рисунков с собакой )

Какие рисунки могут находиться в этом пересечении? (№ 3) (слайд 30, щелчок)

Куда вы запишете рисунок № 4, № 2? (слайд 30, щелчок)

Что может быть изображено на рисунке № 5, который вошёл в круг, но не пересекается с множеством рисунков с облаками и с собакой? (Только кошка) (слайд 30, щелчок)

Что может быть изображено на рисунке № 6? ((Просто небо и земля, что-нибудь другое; ни облака, ни кошки, ни собаки.) (слайд 30, щелчок)

Прочитайте задание, какое множество нужно закрасить?(Рисунков, на которых есть кошки и собаки) Что это за множество? (Пересечение множеств рисунков с кошкой и с собакой) (слайд 30, щелчок)

Переходим к следующему заданию на странице 15 № 25.

Задание 25 (с. 15)

Ребята, вас встречает весёлая зебра. Она всю неделю развлекалась. Рассмотрите её записную книжку. Что в ней нарисовано? Что это может означать? (Чем занималась зебра)

Заполним таблицу, в которой отмечены дни недели и даны два составных высказывания, причём одно со словом И , другое – со словом ИЛИ .

Прочитайте первое высказывание: зебра каталась на лодке И играла в футбол . Помните, что когда употребляется слово И должны выполняться оба условия.

Истинно ли это высказывание для понедельника?(Нет, так как выполняется только первое утверждение)

- Зебра развлекалась, то есть каталась ИЛИ играла , истинно для понедельника? (Да, так как выполняется одно из условий)

Ребята, как же определить, истинно ли высказывание со словом И ? (Если оба утверждения истинны, то и высказывание истинно)

Как определить, истинно ли высказывание со словом ИЛИ ? (Если истинно одно из высказываний, то составное высказывание тоже истинно)

Проверим истинность высказываний для других дней недели (по одному человеку с объяснением)

Рассмотрим внимательно таблицу истинности составных высказываний со словами И, ИЛИ, в каких случаях они истинны?

К какому выводу мы пришли?

Составное высказывание со словом И истинно, если оба утверждения истинны. (слайд 31)

Составное высказывание со словом ИЛИ истинно, если одно из утверждений истинно. (слайд 31, щелчок)

В каком случае они ложны?

Составное высказывание со словом И ложно, если одно из утверждений ложно. (слайд 32)

Составное высказывание со словом ИЛИ ложно, если оба утверждения ложны. (слайд 32, щелчок)

V . Рефлексия

- Ребята, какие высказывания мы сегодня называли составными? (Состоящие из нескольких утверждений)

- Какими словами могут соединяться такие высказывания? (И, ИЛИ)

Какие трудности вы испытали на уроке?

Над чем нам еще нужно поработать?

VI . Оценивание

VII . Домашнее задание (слайд 33)

Стр. 15 № 26

VII . Игра «Класс – встань»

Для того чтобы проверить насколько хорошо вы усвоили тему урока, я предлагаю провести игру, которая называется «Класс – встань». Я называю множество, все, кто в него входят, встают.

3 А! Встань!

Мальчик, встань!

Мальчик и девочка, встань!

Габдракипов, встань!

Родился весной или зимой, встань!

Голубоглазый и светловолосый, встань!

Лариса Викторовна или ученик, встань!

Темноволосый или зеленоглазый, встань!

Маша и Артур, встань!

Не ученик 3 А класса, встань!

Усвоившие тему урока, встань!


Цели урока: Закреплять: Закреплять: Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о пересечении множеств, умение определять принадлежность элементов множеству; Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или» Представление о высказываниях и умении определять истинность высказываний со словами «не, и, или»


План урока Повторение по т. «Множество» Повторение по т. «Множество» Работа в тетради стр. 5 7 Работа в тетради стр. 5 7 Новая тема. Новая тема. Работа в тетради стр. 6 8 Работа в тетради стр. 6 8 Самооценка Самооценка Итог урока Итог урока Домашнее задание Домашнее задание








Проверь себя: Множество – это группа одинаковых объектов; Множество – это группа одинаковых объектов; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Подмножество – это множество которое входит в другое множество; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Непересекающиеся множества –это две группы разных множеств; Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество Пересекающиеся множества – это множества элементы которых входят и в одно и в другое множество








Высказывания: «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «НЕ» - элементы находятся за пределами множества «И» - элементы находятся на пересечении множеств «И» - элементы находятся на пересечении множеств «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах «ИЛИ» - элементы находятся в нескольких множествах


Работа в тетради Страница 6 8 Страница часть коллективно 1 часть коллективно 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно! 2 часть (таблица высказываний) самостоятельно!

Цели урока:

  • осознать понятие “высказывание”;
  • развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
  • развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
  • развивать информационную культуру.

Тип урока: формирование новых ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, рабочие тетради учащихся (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация знаний учащихся (5 мин).
  3. Постановка учебной задачи (5 мин).
  4. Построение проекта выхода из затруднения (5 мин).
  5. Первичное закрепление во внешней речи (7 мин).
  6. Рефлексия (5 мин).
  7. Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).
  8. Самостоятельная работа учащихся (10 мин).

Методы и приемы работы:

  • объяснительно-иллюстративный;
  • репродуктивный;
  • проблемное изложение;
  • частично-поисковый (эвристический).

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс разделен на три группы.

– Чем занимались на прошлом уроке? (Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия).

– Мы продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация знаний

Кто больше?

На листе бумаги записать как можно больше элементов множества “Деревья”. (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)

Жадные числа

В круге живут числа, в которых есть цифра “3”. В прямоугольнике – числа, в которых есть цифра “5”. Расположите правильно числа на рисунке: 73, 36, 35, 85, 51, 53, 28, 76, 15, 13, 23, 55 (Рисунок 1) .

Рисунок 1

– Что интересного заметили? (Некоторые числа попали и в круг, и в прямоугольник, т.е. в пересечение).

– Что такое пересечение? (В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками). Вывешивается схема (рисунок 2) .

Рисунок 2

– Все ли числа нашли свое место? (Остались лишние 28 и 76).

– В какое множество можно объединить эти числа? (Это двузначные четные числа).

Найди объединение

На рисунках (Рисунки 3 – 8) найти и заштриховать объединение множеств (2 рисунка на группу). Объяснение детей.

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

– Что же называется объединением? (В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком). Вывешивается схема (Рисунок 9) .

Рисунок 9

– Все ли вам понятно?

3. Постановка учебной задачи

– У меня на доске вывешены предметы: крокодил, заяц, сова, роза, ель, еж. Выберите из этих предметов те, которые ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ. (Возможны различные варианты).

– Почему вы не можете правильно выполнить задание? Какое слово вызывает у вас затруднение? (Это слово ИЛИ. Мы не знаем, какую операцию над множествами нужно выполнить).

– Давайте же прочитаем тему нашего урока на стр. 6. (Слова “не”, “и”, “или”).

– Как вы думаете, что мы должны будем сделать на уроке, судя по данной теме? (Мы должны научиться употреблять слова “не”, “и”, “или” в правильном значении и знать какое действие над множествами соответствует каждому слову).

– Кроме этого вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о высказываниях.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Работа с подсказками на стр. 6.

– Так какие предметы попадут в объединение множеств ЗЕЛЕНЫЕ ИЛИ КОЛЮЧИЕ? (Ель, крокодил, роза, еж).

– Какую еще знакомую операцию вы видите? (Пересечение множеств – ей соответствует слово-подсказка И).

– Кто узнал операцию на третьей схеме? (Это отрицание множеств – ему соответствует слово-подсказка НЕ).

– Прочитайте, что такое отрицание (В отрицание попадают те элементы, которые не обладают заданными свойствами) (Рисунок 10) .

Рисунок 10

– Перечислите элементы множества “НЕ животные”. (Ель и роза).

5. Первичное закрепление во внешней речи

№ 8, стр. 6

– Сколько слов в списке? Какой фигурой обозначено это множество? (6, квадратом).

– Сколько слов из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество? (2, кругом).

– Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество? (3, трапецией).

Распределение слов в схеме.

– Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ? (Все слова находятся за пределами круга).

– Заштрихуйте и т.д.

– Итак: если в названии множества встретиться слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры;

если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур;

если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.

– А теперь скажите, какие бывают высказывания? (Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда).

Индивидуально выбрать любые два высказывания (дети сами решают для себя степень сложности задания) и определить слова, для которых высказывание истинно.

Проверка.

– Итак: высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно;

высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки;

высказывание со словом ИЛИ тоже состоит из двух высказываний, но оно истинно тогда, когда истинна хотя бы одна половинка.

6. Рефлексия

– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие трудности вы испытали на уроке?

– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание и его инструктаж

№ 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8), на выбор два любых высказывания.

8. Самостоятельная работа учащихся

Цели урока:

· закрепить понятие “высказывание”;

· развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;

· развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;

· установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;

· развивать информационную культуру;

· воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;

· воспитание основ информационной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Истинность высказываний со словами «И, «ИЛИ», «НЕ».

Предмет преподавания: Информатика

Электронный адрес: [email protected]

Истинность высказываний со словами "не", "и", "или"

Цели урока:

  1. закрепить понятие “высказывание”;
  2. развивать способность определять значение истинности сложного высказывания, проектировать схему сложного высказывания на кругах Эйлера;
  3. развивать самостоятельность, инициативность в выборе решения;
  4. установить межпредметные связи с предметами: математика, русский язык, природопользование;
  5. развивать информационную культуру;
  6. воспитывать трудолюбие, внимание, усидчивость;
  7. воспитание основ информационной культуры.

Тип урока: совершенствование ЗУН.

Средства урока: карточки с цифрами и словами, схемы, круги Эйлера, компьютер, мультимедийный экран, рабочая тетрадь (авторы Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика в играх и задачах. 4 класс. Часть 2. Издательство “Баласс”)

Этапы урока:

  1. Организационный момент (2 мин).
  2. Актуализация опорных знаний учащихся (15 мин).
  3. Физкультминутка (3 мин).
  4. Самостоятельная работа учащихся (10 мин)
  5. Рефлексия (4 мин).
  6. Домашнее задание и его инструктаж (1 мин).

Методы и приемы работы:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. частично-поисковый (эвристический);
  4. самостоятельная работа.

Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Ход урока

1. Организационный момент

Класс разделен на две группы.

Учитель: Что изучали на прошлом уроке?

Ученики: Мы вспомнили, что такое множество, какие множества бывают, и что над множествами можно совершать действия.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим работать на уроке с множествами.

2. Актуализация опорных знаний(множества, пересечение, объединение, логические связки И, ИЛИ, НЕ)

Кто больше?

Учитель: Задания будем выполнять по группам. Первая группа на листе бумаги должна записать как можно больше элементов множества “Животных”, а вторая – “Деревьев”, (Каждой группе выдается по чистому листу и несколько карандашей)

Проверяем правильность, меняемся работами, теперь мы с вами заполним данные множества (закрепили понятие множества и привели примеры).

Правильные числа

Учитель: На парте лежат карточки, вам нужно их заполнить, для вашего удобства данные множества приведены из раздела математики, будьте внимательны с арифметическими выражениями, необходимо разместить все числа по своим элементам множества.

Пример карточек

Учитель: Что необычного заметили?

Ученик: Некоторые числа попали, в оба множества и в квадрат и в прямоугольник. Это называется пересечение множеств .

Учитель: Молодцы, а что такое пересечение?

Ученик: В пересечение попадают те элементы, которые обладают всеми заданными признаками .

Учитель: Все ли числа нашли свое место?

Ученик: Нет, остались лишние числа.

Учитель: В какое множество можно объединить эти числа?

Ученик: Это двузначные числа, не делящиеся на 4 и 5.

Учитель: Молодцы. Назовите мне, пожалуйста, числа, делящиеся на 4 или 5

Ученик: 15,16, 20, 24, 25,28, 30, 40,60 мы видим объединение множеств

Учитель: Что же называется объединением?

Ученик: В объединение попадают те элементы, которые обладают хотя бы одним заданным признаком

Учитель: Все ли вам понятно? Открываем рабочую тетрадь на странице 6, делаем упражнение № 8. Здесь вам придется вспомнить раздел русского языка фонетика, это изучение букв и звуков речи.

Ученик: Все сделали .

Учитель: Проверяем. Сколько слов состоит в списке? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 6 слов, обозначены квадратом .

Учитель: Сколько слов состоит из четырех букв? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 2слова, обозначены кругом .

Учитель: Сколько слов из 4 звуков? Какой фигурой обозначено это множество?

Ученик: 3 слова, обозначены трапецией .

Распределение слов в схеме.

Учитель: Сколько слов не из 4 букв? Какие? О чем говорит слово НЕ?

Ученик: Все слова находятся за пределами круга .

Учитель: Заштрихуйте. Если в названии множества встретится слово НЕ, то его элементы находятся за пределами фигуры; если в названии множества есть слово И, то его элементы находятся на пересечении фигур; если в названии множества есть слово ИЛИ, то его элементы находятся в нескольких фигурах.

Учитель: А теперь скажите, какие бывают высказывания?

Ученик: Истинные, если в них говорится правда, и ложные, если в них говорится неправда.

Учитель: А теперь мы с вами закрепим все за работой на компьютерах. Для выполнения этого задания вам понадобится вспомнить все, что вы знаете о множествах живой природы.

Ученики выполняют работу за компьютерами, переставляя и заполняя множества, затем нажимают кнопку «Готово», как выйдет слово «Молодец», работа выполнена правильно. Первый пример показывается на экране .

Примеры заданий

Учитель: Молодцы, все справились.

Физкультминутка.

Из-за парт мы выйдем дружно,

Но шуметь совсем не нужно.

Встанем прямо, ноги вместе,

Поворот кругом на месте.

Хлопнем пару раз в ладошки

И потопаем немножко.

А теперь представим, детки,

Будто руки наши – ветки.

Покачаем ими дружно,

Будто дует ветер южный.

Ветер стих, вздохнули дружно,

Наш урок продолжить нужно.

Подравнялись, тихо сели,

На меня все посмотрели!

Самостоятельная работа учащихся

Учитель: Для удобства выполнения следующего задание мы с вами вспомним природоведение.. Нам с вами нужно закрасить часть каждой схемы так, чтобы высказывание было истинным, и придумаем свой пример высказывания. Задание выполняем на карточках, используя цветные карандаши.

Давайте подробно разберем первый пример:

Учитель: Высказывание со словом И состоит из двух высказываний и истинно тогда, когда истинны обе половинки, и хищный, и полосатый одновременно,например, тигр; второе высказывание со словом НЕ истинно тогда, когда такое же высказывание без слова НЕ ложно, не хищные и не полосатые, т.е. нам нужно закрасить не хищных и не полосатых, например, кошка; третье высказывание: хищные и не полосатые, т.е. нам нужно показать хищного зверя, но он должен быть не полосатым.

Учитель: Всем понятно, тогда приступаем.

Примеры карточек

Ученик: Мы сделали.

Учитель: Проверяю, делаю анализ ошибок, если имеются.

Сегодня мы с вами закрепили понятие множества, высказывания со словами «И», «ИЛИ», «НЕ», все это мы разобрали их на примерах математики, русского языка и природоведения.

6. Рефлексия

– Какие понятия на уроке вы сегодня осознали?

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие трудности вы испытали на уроке?

– Над чем нам еще нужно поработать?

7. Домашнее задание № 9, стр. 7 (аналогично заданию № 8). Дополнительное задание на карточках по желанию.