Связь общей биологии с другими науками. Доклад: Понятие о биологии, её связь с другими науками

План работы:

1. Понятие о биологии, её связь с другими науками………………..2

14. Особенности строения растительной клетки……………………7

30. Проникновение питательных веществ в клетку. Понятие о тургоре, плазмолизе, плазмоплизе микроорганизмов……………...13

45. Антибиотики и ингибирующие вещества. Пути попадания и влияния их на качество молока. Меры предотвращения попадания их в молоко……………………………………………………………15

50. Микрофлора растений и кормов………………………………...18

66. Охарактеризовать возбудителей туберкулёза и бруцеллёза…..22

1. Понятие о биологии, её связь с другими науками.

Наука - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о предметах и явлениях. Наука включает знания о предмете изучения, ее основная задача - полнее и глубже познать его. Главная функция науки - исследование. Предметом исследования методики обучения биологии являются теория и практика обучения, воспитания и развития учащихся по данному предмету.

Методика обучения биологии как любая наука познает объективные законы процессов и явлений, которые она изучает. Выявление их общих закономерностей позволяет ей объяснить и предсказать ход событий и действовать целенаправленно.

Основными признаками науки, как правило, являются цели, предмет ее изучения, методы познания и формы выражения знаний (в виде фундаментальных научных положений, принципов, законов, закономерностей, теорий и фактов, терминов). Имеют значение также история становления и развития науки, имена ученых, обогативших ее своими открытиями.

Цели, стоящие перед методикой обучения биологии, лежат в русле общих педагогических целей и задач. Поэтому данная методика - особая область педагогики, обусловленная спецификой предмета исследования.

Методика обучения биологии базируется на общих педагогических положениях применительно к изучению биологического материала. Вместе с тем она интегрирует специальные (естественно-научные и биологические), психолого-педагогические, мировоззренческие, культурологические и другие профессионально-педагогические знания, умения и отношения.

Методика обучения биологии определяет цели образования, содержание учебного предмета "Биология" и принципы его отбора.

Цели образования наряду с содержанием, процессом и результатом образования являются важным элементом любой педагогической системы. Образование учитывает как социальные цели, так и цели личности. Социальные цели определяются потребностями развивающегося общества. Личностные цели учитывают индивидуальные способности, интересы, потребности в образовании, самообразовании.

Уровень образованности, т. е. овладение биологическими знаниями, умениями и навыками, способствующими активному и полноценному включению в учебную, трудовую, общественную деятельность;

Уровень воспитанности, характеризующий систему мировоззренческих взглядов, убеждений, отношение к окружающему миру, природе, обществу, личности;

Уровень развития, определяющий способности, потребность в саморазвитии и совершенствовании физических и умственных качеств. Цель общего среднего биологического образования определяется с учетом названных ценностей и таких факторов, как:

Целостность человеческой личности;

Прогностичность, т. е. ориентация целей биологического образования на современные и будущие биологические и образовательные ценности. Таким образом общее среднее биологическое образование становится более открытым для обновления и корректировки;

Преемственность в системе непрерывного образования.

Методика обучения биологии также отмечает, что одна из важнейших целей биологического образования - формирование научного мировоззрения, базирующегося на целостности и единстве природы, ее системном и уровневом построении, многообразии, единстве человека и природы. Кроме того, биология ориентирована на формирование знаний о структуре и функционировании биологических систем, об устойчивом развитии природы и общества в их взаимодействии.

Объект и предмет исследования - важнейшие понятия любой науки. Они представляют собой философские категории. Объект выражает содержание реальности, не зависящей от наблюдателя.

Предметами научного познания являются зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности различные аспекты, свойства и отношения объекта. Объект исследования методики обучения биологии - учебно-воспитательный (образовательный) процесс, связанный с данным предметом. Предметом исследования методики являются цели и содержание образовательного процесса, методы, средства и формы обучения, воспитания и развития учащихся.

В развитии науки, ее практическом приложении и оценке достижений достаточно существенная роль принадлежит методам научного исследования. Они являются средством познания изучаемого предмета и способом достижения поставленной цели. Ведущие методы обучения биологии следующие: наблюдение, педагогический эксперимент, моделирование, прогнозирование, тестирование, качественный и количественный анализ педагогических достижений. Названные методы основаны на опыте, чувственном познании. Однако эмпирическое познание не является единственным источником достоверного знания. Выявить сущность предмета и явления, их внутренние связи помогают такие методы теоретического познания, как систематизация, интеграция, дифференциация, абстрагирование, идеализация, системный анализ, сравнение, обобщение.

Научно обоснована структура содержания методики обучения биологии. Она разделяется на общую и частные, или специальные, методики обучения: природоведению, по курсам "Растения. Бактерии. Грибы и Лишайники", по курсу "Животные", по курсам "Человек", "Общая биология".

Общая методика обучения биологии рассматривает основные вопросы всех биологических курсов: концепции биологического образования, цели, задачи, принципы, методы, средства, формы, модели реализации, содержание и структуры, этапность, непрерывность, историю становления и развития биологического образования в стране и мире; мировоззренческое, нравственное и экокультурное воспитание в процессе обучения; единство содержания и методов обучения; взаимосвязь между формами учебной работы; целостность и развитие всех элементов системы биологического образования, которая обеспечивает прочность и осознанность знаний, умений и навыков.

Частные методики исследуют специальные для каждого курса вопросы обучения в зависимости от содержания учебного материала и возраста учащихся.

Общая методика обучения биологии тесно связана со всеми частными биологическими методиками. Ее теоретические выводы базируются на частнометодических исследованиях. А они, в свою очередь, руководствуются общеметодическими положениями для каждого учебного курса. Таким образом, методика как наука едина, в ней неразрывно сочетаются общая и специальные части.

СВЯЗЬ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.

Методика обучения биологии, являясь педагогической наукой, неразрывно связана с дидактикой. Это раздел педагогики, изучающий закономерности усвоения знаний, умений и навыков и формирования убеждений учащихся. Дидактика разрабатывает теорию образования и принципы обучения, общие для всех предметов. Методика обучения биологии, давно сложившаяся как самостоятельная область педагогики, разрабатывает теоретические и практические проблемы содержания, форм, методов и средств обучения и воспитания, обусловленные спецификой биологии.

Следует отметить, что дидактика, с одной стороны, опирается в своем развитии на теорию и практику методики (не только биологии, но и других учебных предметов), а с другой - дает общие научные подходы к исследованиям в области методики, обеспечивая единство методологических принципов в исследовании процесса обучения.

Методика обучения биологии находится в тесной взаимосвязи с психологией, поскольку в своей основе опирается на возрастные особенности детей. Методика подчеркивает, что воспитывающее обучение может быть действенным только в том случае, если оно соответствует возрастному развитию учащихся.

Методика обучения биологии тесно связана с биологической наукой. Предмет "Биология" носит синтетический характер. Он отражает едва ли не все основные области биологии: ботанику, зоологию, физиологию растений, животных и человека, цитологию, генетику, экологию, эволюционное учение, происхождение жизни, антропогенез и пр. Для правильного научного объяснения природных явлений, распознавания растений, грибов, животных в природе, их определения, препарирования и экспериментирования необходима хорошая теоретическая и практическая подготовка.

Цель биологической науки - получить новые знания о природе путем исследования. Цель предмета "Биология" - дать знания учащимся (факты, закономерности), добытые биологической наукой.

Методика обучения биологии тесно связана с философией. Она способствует развитию самопознания человека, пониманию места и роли научных открытий в системе общего развития человеческой культуры, позволяет связать разрозненные фрагменты знаний в единую научную картину мира. Философия является теоретической основой методики, вооружает ее научным подходом к многообразным аспектам обучения, воспитания и развития.

Связь методики с философией тем более важна, поскольку изучение основ науки биологии о всевозможных проявлениях живой материи на разных уровнях ее организации ставит целью формирование и развитие материалистического мировоззрения. Эту важную задачу методика обучения биологии решает постепенно, от курса к курсу, с расширением и углублением биологических знаний, подводя учащихся к пониманию природных явлений, движения и развития материи, окружающего мира.

14. Особенности строения растительной клетки.

В растительной клетке есть ядро и все органоиды, свойственные в животной клетке: эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, аппарат Гольджи. Вместе с тем она отличается от животной клетки следующими особенностями строения:

1) прочной клеточной стенкой значительной толщины;

2) особыми органоидами - пластидами, в которых происходит первичный синтез органических веществ из минеральных за счет энергии света - фотосинтез;

3) paзвитой системой вакуолей, в значительной мере обусловливающих осмотические свойства клеток.

Растительная клетка, как и животная, окружена цитоплазматической мембраной, но, кроме нее, ограничена толстой состоящей из целлюлозы клеточной стенкой. Наличие клеточной стенки - специфическая Особенность растений. Она определила малую подвижность растений. Вследствие этого питание и дыхание организма стали зависеть от поверхности тела, контактирующей с окружающей средой, что привело в процессе эволюции к большей расчлененности тела, гораздо более выраженной, чем у животных. Клеточная стенка имеет поры, через которые каналы эндоплаэматической сети соседних клеток сообщаются друг с другом.

Преобладание синтетических процессов над процессами освобождения энергии - одна из наиболее характерных особенностей обмена веществ растительных организмов. Первичный синтез углеводов из неорганических веществ осуществляется в пластидах.

Различают три вида пластид:

1) лейкопласты - бесцветные пластиды, в которых из моносахаридов и дисахаридов синтезируется крахмал (есть лейкопласты, запасающие белки или жиры);

2) хлоропласты - зеленые пластиды, содержащие пигмент хлорофилл, где осуществляется фотосинтез - процесс образования органических молекул из неорганических за счет энергии света,

3) хромопласты, включающие различные пигменты из группы каротиноидов, обусловливающих яркую окраску цветков и плодов. Пластиды могут превращаться друг в друга. Они содержат ДНК и РНК, и увеличение их количества осуществляется делением надвое.

Вакуоли окружены мембраной и рецэвиваются из эндоплазматичеокой сети. Вакуоли содержат в растворенном виде белки, углеводы, низкомолекулярные продукты синтеза, витамины, различные соли. Осмотическое давление, создаваемое растворенными в вакуолярном соке веществами, приводит к тому, что в клетку поступает вода, которая обусловливает тургор - напряженное состояние клеточной стенки. Толстые упругие стенки Цитология (от цито... и...логия) – это наука о клетке. Изучает строение и функции клеток, их связи и отношения в органах и тканях у многоклеточных организмов, а также одноклеточные организмы. Исследуя клетку как важнейшую структурную единицу живого, цитология занимает центральное положение в ряду биологических дисциплин; она тесно связана с гистологией, анатомией растений, физиологией, генетикой, биохимией, микробиологией и др. Изучение клеточного строения организмов было начато микроскопистами 17 в. (Р. Гук, М. Мальпиги, А. Левенгук); в 19 в. была создана единая для всего органического мира клеточная теория (Т. Шванн, 1839). В 20 в. быстрому прогрессу цитологии способствовали новые методы (электронная микроскопия, изотопные индикаторы, культивирование клеток и др.).

В результате работы многих исследователей была создана современная клеточная теория.

Клетка - основная единица строения, функционирования и развития всех живых организмов;

Клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны (гомологичны) по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнедеятельности и обмену веществ;

Размножение клеток происходит путем их деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки;

В сложных многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани; из тканей состоят органы, которые тесно взаимосвязаны и подчинены нервной и гуморальной регуляциям.

Клеточная теория – одно из важнейших обобщений современной биологии.

Все живые существа на Земле, за исключением вирусов, построены из клеток.

Клетка – это элементарная целостная живая система. Необходимо отметить, что клетка животного организма и клетка растения не одинаковы по своему строению.

В растительной клетке есть пластиды, оболочка (которая придает прочность и форму клетки), вакуоли с клеточным соком.

Клетки, несмотря на свои малые размеры, устроены очень сложно. Исследования, проводящиеся в течение многих десятилетий, позволяют воспроизвести достаточно полную картину строения клетки.

Клеточная мембрана – ультрамикроскопическая плёнка, состоящая из двух мономолекулярных слоев белка и расположенного между ними бимолекулярного слоя липидов.

Функции плазматической мембраны клетки:

Барьерная,

Связь с окружающей средой (транспорт веществ),

Связь между клетками тканей в многоклеточных организмах,

защитная.

Цитоплазма – это полужидкая среда клетки, в которой располагаются органоиды клетки. Цитоплазма состоит из воды и белков. Она способна двигаться со скоростью до 7 см/час.

Движение цитоплазмы внутри клетки называют циклозом. Различают круговой и сетчатый циклоз.

В клетке выделяют органоиды. Органоиды – это постоянные клеточные структуры, каждые из которых выполняют свои функции. Среди них выделяют:

Цитоплазматический матрикс,

Эндоплазматическая сеть,

Клеточный центр,

Рибосомы,

Аппарат Гольджи,

Митохондрии,

Пластиды,

Лизосомы,

1. Цитоплазматический матрикс.

Цитоплазматический матрикс представляет собой основную и наиболее важную часть клетки, её истинную внутреннюю среду.

Компоненты цитоплазматического матрикса осуществляют процессы биосинтеза в клетке и содержат ферменты, необходимые для продуцирования энергии.

2. Эндоплазматическая сеть.

Вся внутренняя зона цитоплазмы заполнена многочисленными мелкими каналами и полостями, стенки которых представляют собой мембраны, сходные по своей структуре с плазматической мембраной. Эти каналы ветвятся, соединяются друг с другом и образуют сеть, получившую название эндоплазматической сети. ЭС неоднородна по своему строению. Известны два ее типа - гранулярная и гладкая.

3. Клеточное ядро.

Клеточное ядро- это важнейшая часть клетки. Оно есть почти во всех клетках многоклеточных организмов. Клетки организмов, которые содержат ядро называют эукариотами. Клеточное ядро содержит ДНК- вещество наследственности, в котором зашифрованы все свойства клетки.

В структуре ядра выделяют: ядерную оболочку, нуклеоплазму, ядрышко, хроматин.

Клеточное ядро выполняет 2 функции: хранение наследственной информации и регуляция обмена веществ в клетке.

4. Хромосомы

Хромосома состоит из двух хроматид и после деления ядра становится однохроматидной. К началу следующего деления у каждой хромосомы достраивается вторая хроматида. Хромосомы имеют первичную перетяжку, на которой расположена центромера; перетяжка делит хромосому на два плеча одинаковой или разной длины.

Хроматиновые структуры - носители ДНК. ДНК состоит из участков - генов, несущих наследственную информацию и передающихся от предков к потомкам через половые клетки. В хромосомах синтезируются ДНК, РНК, что служит необходимым фактором передачи наследственной информации при делении клеток и построении молекул белка.

4. Клеточный центр.

Клеточный центр состоит из двух центриолей (дочерняя, материнская). Каждая имеет цилиндрическую форму, стенки образованы девятью триплетами трубочек, а в середине находится однородное вещество. Центриоли расположены перпендикулярно друг к другу. Функция клеточного центра - участие в делении клеток животных и низших растений.

5. Рибосомы

Рибосомы – ультрамикроскопические органеллы округлой или грибовидной формы, состоящие из двух частей - субчастиц. Они не имеют мембранного строения и состоят из белка и РНК. Субчастицы образуются в ядрышке. \

Рибосомы - универсальные органеллы всех клеток животных и растений. Находятся в цитоплазме в свободном состоянии или на мембранах эндоплазматической сети; кроме того, содержатся в митохондриях и хлоропластах.

6. Митохондрии

Митохондрии - микроскопические органеллы, имеющие двухмембранное строение. Внешняя мембрана гладкая, внутренняя - образует различной формы выросты - кристы. В матриксе митохондрии (полужидком веществе) находятся ферменты, рибосомы, ДНК, РНК. Число митохондрий в одной клетке от единиц до нескольких тысяч.

7. Аппарат Гольджи.

В клетках растений и простейших аппарат Гольджи представлен отдельными тельцами серповидной или палочковидной формы. В состав аппарата Гольджи входят: полости, ограниченные мембранами и расположенные группами (по 5-10), а также крупные и мелкие пузырьки, расположенные на концах полостей. Все эти элементы составляют единый комплекс.

Функции: 1) накопление и транспорт веществ, химическая модернизация,

2) образование лизосом,

3) синтез липидов и углеводов на стенках мембран.

8. Пластиды.

Пластиды - это энергетические станции растительной клетки. Они могут превращаться из одного вида в другой. Выделяют несколько видов пластидов: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты.

9. Лизосомы.

Лизосомы - микроскопические одномембранные органеллы округлой формы Их число зависит от жизнедеятельности клетки и ее физиологического состояния. Лизосома - это пищеварительная вакуоль, внутри которой находятся растворяющие ферменты. В случае голодания клетки перевариваются некоторые органоиды.

В случае разрушения мембраны лизосомы, клетка переваривает сама себя.

Питание животной и растительной клетки происходит по-разному.

Крупные молекулы белков и полисахаридов проникают в клетку путем фагоцитоза (от греч. фагос - пожирающий и китос - сосуд, клетка), а капли жидкости - путем пиноцитоза (от греч. пино - пью и китос).

Фагоцитоз – это способ питания животных клеток, при котором в клетку попадают питательные вещества.

Пиноцитоз – это универсальный способ питания (и для животных, и для растительных клеток), при котором в клетку попадают питательные вещества в растворённом виде.

В микроскопической клетке содержится несколько тысяч веществ, которые участвуют в разнообразных химических реакциях. Химические процессы, протекающие в клетке, – одно из основных условий ее жизни, развития и функционирования. Все клетки животных и растительных организмов, а также микроорганизмов сходны по химическому составу, что свидетельствует о единстве органического мира.

Из 109 элементов периодической системы Менделеева в клетках обнаружено значительное их большинство. В клетке содержатся и макроэлементы, и микроэлементы.

В заключении сделаем основные выводы:

Клетка - элементарная единица жизни, основа строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития всех организмов. Вне клетки нет жизни (исключение - вирусы).

Большинство клеток устроено одинаково: покрыто наружной оболочкой - клеточной мембраной и наполнено жидкостью - цитоплазмой. Цитоплазма содержит многообразные структуры - органелы (ядро, митохондрии, лизосомы и т.д.), которые осуществляют разнообразные процессы.

Клетка происходит только от клетки.

Каждая клетка выполняет собственную функцию и взаимодействует с другими клетками, обеспечивая жизнедеятельность организма.

В клетке нет каких-нибудь особенных элементов, характерных только для живой природы. Это указывает на связь и единство живой и неживой природы.

30. Проникновение питательных веществ в клетку. Понятие о тургоре, плазмолизе, плазмоптизе микроорганизмов.

Механизм питания. Поступление в бактериальную клетку питательных веществ представляет собой сложный физико-химический процесс, которому способствует ряд факторов: разница в концентрации веществ, величина молекул, их растворимость в воде или липидах, рН среды, проницаемость клеточных мембран и т. д. В проникновении питательных веществ в клетку различают четыре возможных механизма.

Наиболее простой способ - пассивная диффузия, при которой поступление вещества в клетку происходит из-за различия градиента концентрации (раз-ницы концентрации по обе стороны цитоплазматической мембраны). Решающее значение имеет величина молекулы. Очевидно, п мембране есть участки, через которые и возможно проникновение веществ небольших размеров. Одним из таких соединений является вода.

Большинство питательных веществ попадает в бактериальную клетку против градиента концентрации, поэтому в таком процессе должны принимать участие ферменты и может расходоваться энергия. Одним из таких механизмов является облегченная диффузия, которая происходит при большей концентрации вещества вне клетки, чем внутри. Облегченная диффузия - процесс специфический и осуществляется особыми мембранными белками, переносчиками, получившими название пермеаз, так как они выполняют функцию ферментов и обладают специфичностью. Они связывают молекулу вещества, переносят в неизмененном виде к внутренней поверхности цитоплазматической мембраны и высвобождают в цитоплазму. Так как перемещение вещества происходит от более высокой концентрации к более низкой, этот процесс протекает без затраты энергии.

Третий возможный механизм транспорта веществ поучил название активного переноса. Этот прессе наблюдается при низких концентрациях субстрата в окружающей среде и перенос растворенных веществ также в неизмененном виде осуществляется против градиента концентрации. В активном переносе веществ участвуют пермеазы. Поскольку концентрация вещества в клетке может в несколько тысяч раз превышать ее во внешней среде, активный перенос обязательно сопровождается затратой энергии. Расходуется аденозинтри-фосфат (АТФ), накапливаемый бактериальной клеткой при окислительно-восстановительных процессах.

И, наконец, при четвертом возможном механизме переноса питательных веществ наблюдается транслокация радикалов - активный перенос химически измененных молекул, которые в целом виде не способны проходить через мембрану. В переносе радикалов участвуют пермеазы.

Выход веществ из бактериальной клетки осуществляется или в виде пассивной диффузии (например, воды), или в процессе облегченной диффузии с участием пермеаз.

Для питания почвенных микроорганизмов небходима органика. Есть два пути поступления органики в почву - корневые выделения растений с послеуборочными остатками и внесение органики в почву извне, ввиде компоста, навоза, сидератов и т.п.

Тургор (от позднелат. turgor вздутие, наполнение), внутреннее гидростатическое давление в живой клетке, вызывающее напряжение клеточной оболочки. У животных тургор клеток обычно невысок, у растительных клеток тургорное давление поддерживает листья и стебли (у травянистых растений) в вертикальном положении, придает растениям прочность и устойчивость. Тургор показатель оводненности и состояния водного режима растений. Снижением тургора сопровождаются процессы автолиза, увядания и старения клеток.

Если клетка находится в гипертоническом растворе, концентрация которого больше концентрации клеточного сока, то скорость диффузии воды из клеточного сока будет превышать скорость диффузии воды в клетку из окружающего раствора. Вследствие выхода воды из клетки объем клеточного сока сокращается, тургор уменьшается. Уменьшение объема клеточной вакуоли сопровождается отделением цитоплазмы от оболочки - происходит плазмолиз.

Плазмолиз (от греч. plasmas вылепленное, оформленное и...лиз), в биологии отделение протопласта от оболочки под действием на клетку гипертонического раствора. Плазмолиз характерен главным образом для клеток растений, имеющих прочную целлюлозную оболочку. Клетки животных в гипертоническом растворе сжимаются.

Плазмоптиз (плазмо- + греч. ptisis дробление) -- набухание микробных

клеток и разрушение их оболочек в гипотоническом растворе.

45. Антибиотики и ингибирующие вещества. Пути попадания и влияния их на качество молока. Меры предотвращения попадания их в молоко.

Антибиотики – являются продуктом жизнедеятельности различных микроорганизмов. Антибиотики оказывают ингибирующее действие на размножение других микробов и потому применяются для лечения различных инфекционных заболеваний. Группа антибиотиков блокирующая синтез нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) используется в качестве иммунодепрессантов, так как параллельно с угнетением размножения бактерий, тормозит пролиферацию (размножение) клеток иммунной системы. Представителями этой группы препаратов являются Актиномицин

Особое внимание должно быть уделено мероприятиям по предупреждению попадания антибиотиков в продукты животноводства. В молоко антибиотики могут попасть при лечении животных, а также при скармливании лактирующим коровам концентрированных и других кормов, предназначенных для свиней, или отходов биологической промышленности, содержащих мицелий и другие антибиотики. По-видимому, нельзя абсолютно исключать и возможность преднамеренного добавления антибиотиков в молоко в целях снижения бактериальной контаминации сборного молока.

Для выявления ингибирующих веществ в молоке пользуются несколькими методами. Самым простым, доступным и менее трудоемким является биологический. Сущность метода заключается в подавлении роста чувствительного к ингибирующим веществам молочнокислого стрептококка, например Str. thermo-philus, добавленного в исследуемую пробу молока, содержащего ингибирующее вещество. Результат реакции регистрируется по цвету столбика молока, в которое вносится индикатор. Исходный цвет свидетельствует о положительной реакции, т. е. о наличии ингибирующего вещества. Однако молоко в своем составе содержит так называемые естественные ингибирующие вещества, такие, как лактоферрин, пропердин, лизоцимы и многие другие, которые также подавляют рост молочнокислых бактерий и в частности Str. thermophilus. Поэтому хотя предполагается, что большинство естественных ингибирующих веществ должны разрушаться в момент прогревания пробы в течение 10 мин при 85°С, биологический метод не является специфическим и требуются дополнительные исследования для установления вида добавленного химического вещества или антибиотика. По этой причине до настоящего времени не единого биологического метода, с помощью которого можно было бы выявить ингибирующие вещества в

Проблема загрязнения молока ингибирующими веществами, в том числе антибиотиками, приобретает с каждым годом все большее значение.

К ингибирующим веществам относятся антибиотики, сульфаниламиды, нитрофураны, нитраты, консервирующие (формалин, перекись водорода), нейтрализующие (сода, гидроокись натрия, аммиак), моющие и дезинфицирующие средства и др.

Особую опасность для людей и серьезную проблему для молочной промышленности представляет наличие остаточных количеств антибиотиков, поскольку они могут нарушить производственный процесс, ингибируя заквасочную микрофлору. Это приводит к серьезным финансовым потерям. Но наиболее опасны последствия попадания остатков антибиотиков в организм человека.

Опасность для здоровья человека и животных представляют также пестициды, используемые для защиты растений от вредителей. Молоко, содержащее остаточные их количества, не принимается для переработки. По своему специфическому действию пестициды различаются между собой. Хлорсодержащие инсектициды обладают устойчивостью и липолитическими свойствами, и поэтому их присутствие особенно опасно в пищевых продуктах. Органические эфиры фосфорной кислоты и карбаматы не накапливаются в продуктах питания и не представляют интереса для гигиены молока. Гербициды и фунгициды, как правило, мало устойчивы. Их остатки в молоке до сих пор не обнаружены, поэтому определять их содержание нецелесообразно.

На проявление ингибирующих свойств молока влияют самые различные факторы. Возможными источниками попадания ингибиторов в молоко являются: нарушения в браковке молока при лечении животных; санитарная обработка доильного и молочного оборудования; использование некачественных кормов; попадание ряда химических веществ с кормом.

На ингибирующие свойства молока могут влиять кормление коров и качество кормов. Следует строго соблюдать дозировку химических реагентов при консервировании силоса. На ингибирующие свойства молока может оказать влияние наличие повышенного содержания нитратов или нитритов в кормах.

С целью предотвращения попадания остаточных количеств моющих, моющее-дезинфицирующих и дезинфицирующих средств в молоко и возможного их влияния на результаты определения ингибирующих веществ санитарную обработку доильного и молочного оборудования необходимо проводить строго в соответствии с санитарными правилами. В случае появления положительных реакций на присутствие остаточных количеств санитарных средств на поверхности доильного и молочного оборудования

необходимо провести его повторное ополаскивание водой.

Один из путей, способствующих попаданию антибиотиков и других лекарственных препаратов в молоко, - их внутримышечное введение. Наличие антибиотиков и сульфаниламидов чаще всего наблюдается в том случае, когда коров лечат от маститов.

С учетом специфики воздействия различных ингибирующих веществ как на здоровье людей и животных, так и на технологические свойства молока решение рассматриваемой проблемы во многом зависит от разработки и внедрения высокоэффективных, обладающих высокой специфичностью методов его контроля на присутствие ингибирующих веществ. Мало установить их наличие, важно определить не только тип, но и конкретное вещество, вызвавшее проявление ингибирующих свойств молока. Это позволяет проанализировать ситуацию с целью выяснения возможного источника попадания данного вещества в него.

В настоящее время в стране действуют ГОСТы на методы определения ингибирующих веществ в молоке. В частности, на молочных предприятиях представляется возможным определить присутствие в нем соды, аммиака, перекиси водорода.

Другим важным условием обеспечения безопасности молока, в том числе по его ингибирующим свойствам, является контроль качества исключительно в независимых испытательных лабораториях. В связи с этим назрела необходимость создания государственной нормативной базы, включающей систему расчетов за молоко-сырье между сельскими товаропроизводителями и заводами-покупателями на основе измерений качества молока такими лабораториями.

50. Микрофлора растений и кормов.

Эпифитная микрофлора.

На поверхностных частях растений постоянно присутствует разнообразная микрофлора, называемая эпифитной. На стеблях, листьях, цветах, плодах наиболее часто встречаются следующие неспоровые виды микроорганизмов: Bact, herbicola составляет 40% всей эпифитной микрофлоры, Ps. fluorescens - 40%, молочнокислые бактерии - 10 %, им подобные - 2 %, дрожжи, плесневые грибы, целлюлозные, маслянокислые, термофильные бактерии-

После скашивания и потери сопротивляемости растений, а также в силу механического повреждения их тканей эпифитная и прежде всего гнилостная микрофлора, интенсивно размножаясь, проникает в толщу растительных тканей и вызывает их разложение. Именно поэтому продукцию растениеводства (зерно, грубые и сочные корма) от разрушительного действия эпифитной микрофлоры предохраняют различными методами консервирования.

Известно, что в растениях имеется связанная вода, входящая в состав их химических веществ и свободная - капельно-жидкая. Микроорганизмы могут размножаться в растительной массе только при наличии в ней свободной воды. Одним из наиболее распространенных и доступных методов удаления из продуктов растениеводства свободной воды и, следовательно, их консервирования является высушивание и силосование.

Сушка зерна и сена предусматривает удаление из них свободной воды. Поэтому микроорганизмы на них размножаться не могут до тех пор, пока эти продукты будут сухими.

В свежескошенной неперестоявшей траве воды содержится 70 - 80 %, в высушенном сене только 12-16 %, оставшаяся влага находится в связанном состоянии с органическими веществами и микроорганизмами не используется. Во время сушки сена теряется около 10 % органических веществ, главным образом при разложении белков и сахаров. Особенно большие потери питательных веществ, витаминов и минеральных соединений происходят в высушенном сене, находящемся в прокосах (валках), когда часто идут дожди. Дождевая дистиллированная вода вымывает их до 50 %. Значительные потери сухого вещества происходят в зерне при его самосогревании. Этот процесс обусловлен термогенезом, то есть созданием тепла микроорганизмами. Возникает он потому, что термофильные бактерии используют для своей жизни только 5 - 10 % энергии потребляемых ими питательных веществ, а остальная выделяется в окружающую их среду - зерно, сено.

Силосование кормов. При выращивании кормовых культур (кукурузы, сорго и др.) с одного гектара удается получить в зеленой массе значительно больше кормовых единиц, чем в зерне. По крахмальному эквиваленту питательность зеленой массы при сушке может снизиться до 50 %, а при силосовании только до 20 %. При силосовании не теряются мелкие листья растений, обладающие высокой питательностью, а при высушивании они опадают. Закладку силоса можно производить и при переменной погоде. Хороший силос является сочным, витаминным, молокогонным кормом.

Сущность силосования состоит в том, что в заложенной в емкости измельченной зеленой массе интенсивно размножаются молочнокислые микробы, разлагающие сахара с образованием молочной кислоты, накапливающейся до 1,5-2,5 % к массе силоса. Одновременно размножаются уксуснокислые бактерии, превращающие спирт и другие углеводы в уксусную кислоту; ее накапливается 0,4-0,6 % к массе силоса. Молочная и уксусная кислоты являются сильным ядом для гнилостных микробов, поэтому размножение их прекращается.

Силос сохраняется в хорошем состоянии до трех лет, пока в нем содержится не менее 2 % молочной и уксусной кислот, а рН составляет 4-4,2. Если размножение молочнокислых и уксусных бактерий ослабевает, то концентрация кислот снижается. В это время одновременно начинают размножаться дрожжи, плесени, маслянокислые и гнилостные бактерии и силос портится. Таким образом, получение хорошего силоса зависит прежде всего от наличия в зеленой массе сахароз и интенсивности развития молочнокислых бактерий.

В процессе созревания силоса различают три микробиологические фазы, характеризующиеся специфическим видовым составом микрофлоры.

Первая фаза характеризуется размножением смешанной микрофлоры с некоторым преобладанием гнилостных аэробных неспоровых бактерий - кишечной палочки, псевдомонас, молочнокислых микробов, дрожжей. Спороносные гнилостные и маслянокислые бактерии размножаются медленно и не преобладают над молочнокислыми. Основной средой для развития смешанной микрофлоры в этой стадии является растительный сок, выделяющийся из тканей растений и заполняющий пространство между измельченной растительной массой. Это способствует созданию анаэробных условий в силосе, что угнетает развитие гнилостных бактерий и благоприятствует размножению молочнокислых микробов. Первая фаза при плотной укладке силоса, то есть в анаэробных условиях, продолжается всего 1-3 дня, при рыхлой укладке в аэробных условиях она более продолжительна и длится 1-2 недели. За это время силос разогревается благодаря интенсивным аэробным микробиологическим процессам. Вторая фаза созревания силоса характеризуется бурным размножением молочнокислых микробов, причем вначале развиваются преимущественно кокковые формы, которые затем сменяются молочнокислыми бактериями.

Благодаря накоплению молочной кислоты прекращается развитие всех гнилостных и маслянокислых микроорганизмов, при этом вегетативные их формы погибают, остаются лишь спороносные (в форме спор). При полном соблюдении технологии закладки силоса в этой фазе размножаются гомоферментативные молочнокислые бактерии, образующие з сахаров только молочную кислоту. При нарушении технологии закладки силоса, когда в нем. содержится воздух, развивается микрофлора гетероферментативного брожения, в результате чего образуются нежелательные летучие кислоты - масляная, уксусная и др. Длительность второй фазы - от двух недель до трех месяцев.

Третья фаза характеризуется постепенным отмиранием в силосе молочнокислых микробов из-за высокой концентрации молочной кислоты (2,5 %). В это время созревание силоса завершается, условным показателем пригодности его к скармливанию считается кислотность силосной массы, снижающаяся до рН 4,2 - 4,5 (рис. 37). В аэробных условиях начинают размножаться плесени и дрожжи, которые расщепляют молочную кислоту, этим пользуются маслянокислые и гнилостные бактерии, прорастающие из спор, в результате силос плесневеет и загнивает.

Пороки силоса микробного происхождения. При несоблюдении надлежащих условий закладки и хранения силоса в нем возникают определенные пороки.

Гниение силоса, сопровождающееся значительным самосогреванием, отмечают при рыхлой его укладке и недостаточном уплотнении. Бурному развитию гнилостных и термофильных микробов способствует находящийся в силосе воздух. В результате разложения белка силос приобретает гнилостный, аммиачный запах и становится непригодным

приобретает гнилостный, аммиачный запах и к скармливанию. Гниение силоса происходит в первой микробиологической фазе, когда задерживается развитие молочнокислых микробов и накопление молочной кислоты, подавляющей гнилостных бактерий. Чтобы прекратить развитие последних, необходимо рН в силосе снизить до 4,2-4,5. Гниение силоса вызывают Er. herbicola, E. coli, Ps. aerogenes. P. vulgaris, B. subtilis, Ps. fluorescens, а также плесневые грибы.

Прогоркание силоса обусловлено накоплением в нем масляной кислоты, обладающей резким горьким вкусом и неприятным запахом. В хорошем силосе масляная кислота отсутствует, в силосе среднего качества ее обнаруживают до 0,2%, а в непригодном к скармливанию - до I %.

Возбудители маслянокислого брожения способны превращать молочную в масляную кислоту, а также вызывать гнилостный распад белков, что усугубляет их отрицательное действие на качество силоса. Мас-лянокислое брожение проявляется при медленном развитии молочнокислых бактерий и недостаточном накоплении молочной кислоты, при рН выше 4,7. При быстром же накоплении молочной кислоты в силосе до 2 % и рН 4-4,2 маслянокислого брожения не происходит.

Основные возбудители маслянокислого брожения в силосе: Ps. fluo-rescens, Cl. pasteurianum, Cl. felsineum.

Перекисание силоса наблюдается при энергичном размножении в нем уксуснокислых, а также гнилостных бактерий, способных продуцировать уксусную кислоту. Уксуснокислые бактерии особенно интенсивно размножаются при наличии в силосе этилового спирта, накапливаемого дрожжами спиртового брожения. Дрожжи и уксуснокислые бактерии - аэробы, поэтому значительное содержание уксусной кислоты в силосе и, следовательно, его перекисание отмечают при наличии в силосе воздуха.

Плесневение силоса происходит при наличии в силосе воздуха, что благоприятствует интенсивному развитию плесеней и дрожжей. Эти микроорганизмы всегда обнаруживают на растениях, поэтому при благоприятных условиях начинается их быстрое размножение.

Ризосферная и эпифитная микрофлора могут играть и негативную роль. Корнеплоды нередко поражают гнилью (черный – Alternaria radicina, серый –Botrutus cinirea, картофельный – Phitophtora infenstans). К порче силоса приводит чрезмерная деятельность возбудителей маслянокислого брожения. На вегетирующих растениях размножаются спорынья (claviceps purpurae), вызывающая заболевание эрготизм. Грибы вызывают токсикозы. Возбудитель ботулизма (Cl. вotulinum), попадая в корм с почвой и фикалиями, вызывает тяжелый токсикоз, нередко с летальным исходом. Многие грибы (Aspergillus, Penicillum, Mucor, Fusarium, Stachybotrus) заселяют корма, размножаясь при благоприятных условиях, и вызывают у животных острые или хронические токсикозы, чаще сопровождающиеся неспецифическими симптомами.

Микробиологические препараты используются в рационах животных и птиц. Ферменты улучшают усвоение корма. На микробиологической основе получают витамины, аминокислоты. Возможно использование бактериального белка. Кормовые дрожжи представляют собой хороший белково-витаминный корм. В дрожжах содержится легкопереваримый белок, провитамин D (зргостерин), а также витамины А, В, Е. Размножаются дрожжи очень быстро, поэтому в промышленных условиях удается получать большое количество дрожжевой массы при культивировании их на патоке или осахаренной клетчатке. В настоящее время в нашей стране сухие кормовые дрожжи готовят в большом коли честве. Для их изготовления используется культура кормовых дрожжей.

66. Охарактеризовать возбудителей туберкулёза и бруцеллёза.

Бруцеллез заболевание, которое поражает не только крупный рогатый скот, но и свиней, крыс и других животных. Возбудителями являются бактерии рода Brucella. Это мелкие, неподвижные кокковидные бактерии, грамотрицательные, не образуют спор, аэробы. Содержат эндотоксин. Крайние границы роста 6-45 0 С, температурный оптимум – 37 0 С. При нагревании до 60-65 0 С эти бактерии погибают через 20-30 минут, при кипячении – через несколько секунд. Бруцеллы характеризуются высокой жизнеспособностью: в молочных продуктах (брынзе, сыре, масле) они сохраняются в течение нескольких месяцев. Инкубационный период –1-3 недели и более. Молоко из очагов этой инфекции пастеризуют при повышенной температуре (при 70 0 С в течение 30 минут), кипятят 5 минут или стерилизуют.

Бруцеллез – хроническая болезнь животных. Выявляется в молоке кольцевой пробой, основанной на обнаружении соответствующих антител. В хозяйствах, неблагополучных по бруцеллезу, запрещается вывоз молока оздоравливаемого стада в необеззараженном

виде.Такое молоко пастеризуют и либо вывозят на молокозавод, либо используют внутри хозяйства. Молоко коров, положительно реагирующих на

бруцеллез, кипятят и используют на внутрихозяйственные нужды.

Туберкулез вызывают микобактерии рода Mycobacterium, относящиеся к актиномицетам. Форма клеток изменчива: палочки прямые, ветвистые и изогнутые. Аэробы, неподвижны, спор не образуют, но благодаря высокому содержанию миколовой кислоты и липидов, устойчивы к воздействию кислот, щелочей, спирта, к высушиванию, нагреванию. Сохраняются в молочных продуктах длительное время (в сыре –2 месяца, в масле – до 3 месяцев). Чувствительны к воздействию солнечного света, ультрафиолетовых лучей, высокой температуре: при 70 0 С погибают через 10 минут, при 100 0 С – через 10 секунд. Туберкулез отличает от других инфекций длительный инкубационный период – от нескольких недель до нескольких лет. В целях профилактики этой инфекции не разрешено использовать в пищу молоко от больных животных.

Туберкулез – хроническое заболевание животных. Выделяясь с молоком,

микобактерии туберкулеза, имеющие восковый налет, способны долго со-

храняться во внешней среде. Молоко из неблагополучного по туберкулезу хозяйства пастеризуют непосредственно на ферме при температуре 85 0С в течение 30 мин.

или при температуре 90 0С в течение 5 мин. Обеззараженное таким спосо-

бом молоко, полученное от животных оздоравливаемых групп, отправля-

ется на молокозавод, где его повторно пастеризуют и принимают вторым

сортом. Молоко животных, положительно реагирующих на туберкулин,

обеззараживают кипячением, после чего используют при откорме молод-

няка. Молоко, полученное от животных с клиническими признаками ту-

беркулеза, используют в рационе откормочных животных после 10-

минутного кипячения. Молоко уничтожается при туберкулезе вымени.

Задачи биологии

Они состоят в изучении закономерностей проявления жизни (строения и функции живых организмов и их сообществ, распространение, происхождение и развитие, связи друг с другом и неживой природой); раскрытии сущности жизни; систематизации многообразия живых организмов.

Связь биологии с другими науками

Биология тесно связана с фундаментальными науками (математикой, физикой, химией), естественными (геологией, географией, почвоведением), общественными (психологией, социологией), прикладными (биотехнологией, бионикой, растениеводством, охраной природы) и входит в комплекс естественных наук, т.е. наук о природе.

Предмет изучения биологии – все проявления жизни, а именно:

Строение и функции живых существ и их природных сообществ;

Распространение, происхождение и развитие новых существ и их сообществ;

Связи живых существ и их сообществ друг с другом и с неживой природой.

Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей и раскрытии сущности жизни. При этом в биологии используется ряд методов, характерных для естественных наук. К основным методам биологии относятся:

Наблюдение, позволяющее описать биологическое явление;

Сравнение, дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений;

Эксперимент, в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов;

Исторический метод, позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.

Многообразие живой природы настолько велико, что современная биология представляет собой комплекс биологических наук, значительно отличающихся одна от другой. При этом каждая имеет собственный предмет изучения, методы, цели и задачи.

Можно также говорить о трех направлениях биологии или трех образах биологии:

1. Традиционная или натуралистическая биология . Ее объектом изучения является живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности – «Храм природы», как называл ее Эразма Дарвина. Истоки традиционной биологии восходят к средним векам, хотя вполне естественно здесь вспомнить и работы Аристотеля, который рассматривал вопросы биологии, биологического прогресса, пытался систематизировать живые организма («лестница Природы»). Оформление биологии в самостоятельную науку – натуралистическую биологию приходится на 18-19 века. Первый этап натуралистической биологии ознаменовался созданием классификаций животных и растений. К ним относятся известная классификация К. Линнея (1707 – 1778), являющаяся традиционной систематизацией растительного мира, а также классификация Ж.-Б. Ламарка, применившего эволюционный подход к классифицированию растений и животных. Традиционная биология не утратила своего значения и в настоящее время. В качестве доказательства приводят положение экологии среди биологических наук а также во всем естествознании. Ее позиции и авторитет в настоящее время чрезвычайно высоки, а она в первую очередь основывается в принципах традиционной биологии, поскольку исследует взаимоотношений организмов между собой (биотические факторы) и со средой обитания (абиотические факторы).



2. Функционально-химическая биология, отражающая сближение биологии с точными физико-химическими науками. Особенность физико-химической биологии – широкое использование экспериментальных методов, которые позволяют исследовать живую материю на субмикроскопическом, надмолекулярном и молекулярном уровнях. Одним из важнейших разделов физико-химической биологии является молекулярная биология – наука изучающая структуру макромолекул, лежащих в основе живого вещества. Биологию нередко называют одной из лидирующих наук 21-го века.

К важнейшим экспериментальным методам, использующимся в физико-химической биологии, относятся метод меченых (радиоактивных) атомов, метолы рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии, методы фракционирования (например, разделение различных аминокислот), использование ЭВМ и др.

3. Эволюционная биология . Это направление биологии изучает закономерности исторического развития организмов. В настоящее время концепция эволюционизма стала, фактически, платформой, на которой происходит синтез разнородного и специализированного знания. В основе современной эволюционной биологии лежит теория Дарвина. Интересно и то, что Дарвину в свое время удалось выявить такие факты и закономерности, которые имеют универсальное значение, т.е. теория созданная им, приложима к объяснению явлений, происходящих не только в живой, но и неживой природе. В настоящее время эволюционный подход взят на вооружение всем естествознанием. Вместе с тем, эволюционная биология – самостоятельная область знания, с собственными проблемами, методами исследования и перспективой развития.

В настоящее время предпринимаются попытки синтеза этих трех направлений («образов») биологии и оформления самостоятельной дисциплины – теоретической биологии.

4. Теоретическая биология . Целью теоретической биологии является познание самых фундаментальных и общих принципов, законов и свойств, лежащих в основе живой материи. Здесь разные исследования выдвигают различные мнения по вопросу о том, что должно стать фундаментом теоретической биологии.

Э.С. Бауэр(1935г.) выдвинул в качестве основной характеристики жизни принцип устойчивой неравновесности живых систем.

Л. Берталанфи(1932г.) рассматривал биологические объекты как открытые системы, находящиеся в состоянии динамического равновесия.

Э. Щредингер (1945г.), Б.П. Астауров представляли создание теоретической биологии по образу теоретической физики.

С. Лем (1968г.) выдвинул кибернетическую интерпретацию жизни.

А.А. Малиновский (1960г.) предлагал в качестве основы теоретической биологии математические и системные методы.

Таким образом, задача построения теоретической биологии отличается чрезвычайной сложностью, комплексностью и многоплановостью. Создание такой теории – одна из важнейших задач современной науки. Вместе с тем ряд авторов подчеркивает, что основой теоретической биологии в любом случае служит развитие эволюционного подхода, и, таким образом, теоретическая биология может рассматриваться как дальнейшее развитие эволюционной биологии.

Биология и история – межпредметные связи

Изучение биологии в школе предполагает рассмотрение современных экосистем и – при объяснении хода эволюции – объектов минувших геологических эпох, зачастую воспринимаемых учащимися абстрактно, как некая фантастика. Изменения же, происходившие в природе в течение исторического времени, в последние столетия и тысячелетия, остаются «за кадром». Школьный же курс истории посвящен развитию только человеческого общества и также не затрагивает изменений, происходивших в природе. А между тем сведения о таких изменениях способствуют формированию более правильного представления о развитии нашей цивилизации, осознанию сложной взаимосвязи между человечеством и природой, формируют экологическое, природоохранное мышление.

Сведения об истории отношений человека и природы, прошлом фауны и флоры лучше представлены в биологической и географической, нежели в исторической литературе. Поэтому межпредметные связи биологии с историей удобнее проводить учителям биологии, а не историкам. На уроке, в зависимости от темы, полезно привести 1–2 ярких примера из истории, – такие сведения с интересом воспринимаются учениками и неплохо запоминаются.

Более обширные исторические сведения можно использовать во внеклассной работе, в частности, при проведении предметных недель, различных викторин, при оформлении стенных газет. Учащимся, которые интересуются историей, можно поручить подготовить сообщения на историческую тему – но с упоминанием состояния окружающей среды и отношения к ней людей. Это помогает развивать у таких школьников интерес к биологии. Наконец, возможно проведение интегрированных уроков «Культура отдельных стран в определенные периоды», что предусмотрено программой по истории. Тут можно использовать материал по истории биологии, характеру использования природных ресурсов в разное время.

В разных классах могут затрагиваться разные темы – в соответствии с предметом изучения на уроках биологии и истории. Курс ботаники обычно совпадает с изучением истории Древнего мира, что позволяет рассматривать природные условия древних стран, их хозяйство и культуру.

Например, до нашей эры территории Испании, Греции, Италии, Китая были покрыты лесами. На юге Европы это были преимущественно буково-дубовые, грабовые, липовые леса. К началу нашей эры они в значительной мере уже были вырублены и заменялись зарослями кустарников. Походы римских завоевателей способствовали вырубке лесов и в центре Европы – в Германии, Франции. Здесь леса заменялись лугами, на которых выпасался скот.

На севере Африки, в Ливане были сильно подорваны запасы ливанского кедра – дерева, достигающего 7 м в обхвате ствола. Ливанский кедр описан в Библии, из него был построен дворец легендарного царя Соломона; из кедра строили храмы, делали корабли. Детали саркофага египетского фараона Тутанхамона, также сделанного из этого дерева, хорошо сохранились спустя 3200 лет. Сейчас ливанский кедр остался в очень малом количестве в нескольких местах в Сирии и Ливане и взят под строгую охрану.

Использование папируса как материала для производства своеобразной писчей бумаги подорвало его запасы, и он стал редким на большей части территории Египта уже к началу нашей эры.

Первое растение, исчезнувшее с лица Земли по вине человека – сильфий, высокое травянистое растение рода ферул семейства зонтичных, эндемик Севера Африки, росший возле города Кирены (ныне это территория Ливии). Корни сильфия славились как лекарство, подобно женьшеню. Его очень ценили и даже чеканили монеты с его изображением. Сбор растения был ограничен. Но римские завоеватели требовали от жителей Кирен такую непомерную дань в корнях сильфия, что его запасы быстро истощились, и к I в. н.э. (а по некоторым сведениям, и раньше) сильфий исчез. Современные его поиски успеха не имели, хотя в местах его бывшего распространения растут похожие растения рода Ferula .

История Древнего мира связана и с распространением культурных растений. Большинство из них выращивалось вблизи тех мест, где они возникли. Наиболее древние культуры существуют несколько тысячелетий: пшеница – в Египте, рис – в Китае, ячмень – в Месопотамии, горох, бобы, свекла – в Европе, редька – в Европе и Китае, капуста – в Средиземноморье, огурцы – в Индии. Строители пирамид в Египте ели чеснок, лук, огурцы, капусту и хлеб. Яблоневые сады в Египте существовали уже в середине II тысячелетия до н.э. Помимо культурных растений в пищу употребляли многие травы, о пищевой ценности которых ныне никто не вспоминает: зубровку, мяту, крапиву, лопух, мальву, лапчатку и т.д., а также водоросли. В Китае и Египте даже специально выращивали болотные и водные растения, чьи корни, стебли, листья употребляли в пищу: кувшинки, лотос, аир, стрелолисты, гелеохарис, рогоз, тростник, водяной орех, ряску и т.д.

Распространению новых сортов растений способствовали военные походы. Так, благодаря походам Александра Македонского, состоялось знакомство европейцев с бананами. Римский полководец Лукулл из походов в Малой Азии против Понтийского царя Митридата, привез в Рим вишни. Ассирийские цари Тигратпалассар, Саргон из своих походов привозили семена деревьев, в частности семена кедра, который стал распространяться в Малой Азии.

Большую роль в культуре играли и священные растения: лотос в Индии и Китае, египетский лотос (кувшинка Nymphaea lotos ) в Египте. В Древней Греции священными объявлялись дубовые и лавровые рощи у храмов. Считалось, что в деревьях обитают сверхъестественные существа – дриады. Особо старые большие дубы посвящались главному богу греков – Зевсу. От религиозных верований произошел обычай награждать героев венками из листьев лавра. Позднее, в Риме, стали популярны розы, из них делали венки и гирлянды. Букеты появились в Средние века. Розы как декоративные растения также были известны в Египте, а лилии – в Персии.

Первые школы садоводов возникли в Персии, там же начали создавать обширные парки, а в Древнем Вавилоне – наоборот, маленькие, закрытые садики, часто на террасах, как знаменитый сад царицы Семирамиды с искусственным орошением. В Древнем Риме декоративный и плодовый сад совмещался с огородом и посевами злаков. Римляне называли культурой переделанную человеком природу, ввели в практику декоративное подстригание кустов, деревьев, у них уже были теплицы – парники для огурцов.

«Отцом ботаники» назвывают эллинского ученого Теофраста – ученика «отца зоологии» Аристотеля. Теофраст в своей книге «Исследования о растениях» описал 480 видов растений. Древнеримский натуралист Плиний Старший в 37 томах книги «Естественная История» описал 1 тыс. растений, а писатели Катон Старший, Варрон, Колумелла составили руководства по растениеводству и сельскому хозяйству. В Китае в конце III тысячелетия до н.э., в книге «Бэн Цяо» («Книга о травах») было описано 10 тыс. лекарственных растений. Лекарственные растения были описаны и в Древнеиндийской книге «Аюрведа» («Наука о жизни»).

Школьный курс зоологии обычно совпадает по времени с изучением истории Средних веков. Тут можно использовать следующие факты.

Лев до X в. водился на юге Европы – на Балканах, на Кавказе, возможно, доходил до юга земель Киевской Руси. Фрески Киевского Софийского Собора изображают охоту князя Владимира Мономаха на зверя, похожего на льва. Часть зоологов считают, что это был тигр, который также в Средние века встречался в Средней Азии, на Кавказе, а вероятно и дальше к западу. Только в начале XX в. тигр был истреблен в Закавказье, Средней Азии, прилегающих районах Ирана, Афганистана. Лев же оттеснен в глубину Африки, и лишь в очень небольшом количестве сохранился в нескольких заповедниках Индии. Страусы до XX в. водились на севере Аравийской и Сирийской пустынь, а в I–II вв. н.э. – в Китае, о чем упоминается в древней китайской энциклопедии.

Численность животных в Средние века, по тогдашним описаниям, была очень велика. Кости диких свиней и прочих копытных, найденные при археологических раскопках на территории Киевской Руси, свидетельствуют о больших размерах этих животных. Напротив, домашние животные, в частности лошади, были мельче. В Европе водились животные, которые были истреблены позже, к XVIII–XIX вв. Дикий бык – тур, родоначальник крупного рогатого домашнего скота, был в основном истреблен к XV в., даже его последующая охрана не помогла – в XVII в. тур был истреблен полностью. Та же участь постигла дикую лошадь – тарпана. В Сибири, Восточной Европе водился дикий осел – кулан, ныне он в небольшом количестве сохранился в Средней и Центральной Азии. Также исчез из Европейской части ареала сайгак, известный в средние века на Украине, в степях России. Эти животные очень часто описывались в старинных летописях и книгах как обычные виды.

Охота – важная часть экономики в Средние века. В Западной Европе она часто объявлялась привилегией феодалов, права крестьян на нее ограничивались, что зачастую становилось причиной народных восстаний. В ряде стран, в частности в России, охотничьи трофеи были основным источником мяса.

Шкурки куниц, белок, бобров, лис служили в Киевской Руси своеобразными деньгами. «Кунами» платили дань, штрафы, их дарили гостям.

В XVII в. пушнина, поступающая в царскую казну России от охоты, составляла треть доходов государства – это до 200 тыс. шкурок соболей, 10 тыс. шкурок черных лисиц, 500 тыс. шкурок белок ежегодно. Охотились на зубров (фактически истреблены к XVIII в., ныне сохранились только в заповедниках), кабанов, оленей, птиц.

Охота была основным развлечением феодалов и монархов, они проводили массовые облавы на животных с участием сотен слуг. При этом добывали сотни крупных зверей, включая волков, медведей и т.д. На охоте использовались лошади, специальные охотничьи собаки, которых стали тогда выводить, прирученные гепарды, соколы, в частности кречет. Принимались меры и по охране животных: законы царя Ашоки в Индии положили начало заповедникам, польский король Сигизмунд запретил охоту на зубра в Беловежской Пуще в XVII в., король Франции Франциск I издавал подобные законы в XVI в.

Тем не менее уже в XVIII в. в Западной Европе была почти истреблена основная масса животных и охота потеряла хозяйственное значение, став скорее развлечением. Промысловая охота сохранилась только на севере и востоке России, но уже к XVIII в. там был почти истреблен соболь. Его запасы восстановились только в 20-е гг. XX в.

Объектами охоты и питания на Руси и в Европе были необычные, по современным понятиям, виды птиц: цапли, аисты, лебеди, журавли, выпи, пеликаны, орланы, колпицы, сороки, грачи. На юго-западе Европы, в Средиземноморье, была популярна охота на мелких певчих воробьиных птиц: синиц, скворцов, жаворонков, соловьев, воробьев, щеглов, трясогузок, ласточек, пеночек, камышовок, дроздов, мухоловок, славок и др. В ряде стран мелких птиц ловят и едят до сих пор.

В Средние века в Европе начали распространяться домашние животные. С XVII в. известны многие породы собак, скота, особенно в Англии и Голландии. Помимо кошек для борьбы с мышами использовали ручных хорьков.

К X–XII вв. в Китае были выведены основные породы золотой рыбки, в Европу они были завезены в XVII в. Монархи держали зверинцы, например, король Франции Людовик XI – волков, орлов, гепардов; английские короли в XVI в. – львов; царь Иван грозный – медведей, которых по его приказу натравливали на людей. Периодически в Европу привозили попугаев. В 1513 г. португальскому королю Мануэлю I привезли живого носорога.

Культура животноводства росла постепенно. Сначала свиней держали полудикими в больших загонах, в лесу, лишь потом началась их селекция. Для добычи меда пчел выкуривали дымом из ульев и обычно уничтожали. При монастырях развивалось прудовое рыбоводство.

Крестовые походы XI–XIII вв. из Европы в Малую Азию способствовали расселению в Европе черных тараканов (Blatta orientalis) и черных крыс (Rattus rattus) ; крысы стали причиной эпидемии чумы. В результате четвертого крестового похода (1202–1204 гг.) на юг Франции были завезены грены шелкопряда из Византии, в Европе началось выращивание шелкопрядов. Ранее гусеницы шелкопряда были по приказу императора Византии Юстиниана контрабандой доставлены в Константинополь из Китая, где шелк получали уже на протяжении ряда веков.

Начало освоения португальцами Африки в XVI в. привело к истреблению больших нелетающих птиц дронтов на островах Маврикий и Родригес. Это, вероятно, первые птицы, истребление которых человеком отмечено в истории. К концу XVII в. голландцы почти истребили черного носорога на крайнем юге Африки. В результате колонизации Америки там стали распространяться лошади, постельные клопы и домовая мышь. В Европу из Америки завезли и расселили индеек – в район Южного Рейна в XVI в., в Британию – в XVII в. Как дикие птицы индюки прижились в Чехии после завозов в XVIII–XIX вв. Сейчас там в заповедниках обитает около 530 диких индюков, которые внесены в списки диких птиц Европы в конце XX в.

К XVII в. в Европе многие феодалы, монархи разводили собак комнатных пород. Французский король Людовик XIV был большим любителем кошек. Кардинал Ришелье также держал у себя десятки кошек. В парках при дворцах, держали павлинов.

Продолжение следует

Термин «биология» введен Ж.Б.Ламарком и Тревиранусом в 1802 году.

Биоло́гия - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия.

В биологии выделяют следующие уровни организации:

1. Клеточный , субклеточный и молекулярный уровень : клетки содержат внутриклеточные структуры, которыестроятся из молекул.

2. Организменный и органно-тканевой уровень : у многоклеточных организмов клетки составляют ткани иорганы. Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма.

3. Популяционный уровень : особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию.

4. Видовой уровень : свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим,физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения)формируют биологический вид.

5. Биогеоценотический и биосферный уровень : на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы, которые, в свою очередь, образуют биосферу.

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология - животных, микробиология - одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология - сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология - основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия - строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология - физические и химические функции органов и тканей, этология - поведение живых существ, экология - взаимозависимость различных организмов и их среды.

Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы - палеобиология и эволюционная биология.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Биология тесно связана с другими науками и иногда очень трудно провести грань между ними. Изучение жизнедеятельности клетки включает в себя изучение молекулярных процессов протекающих внутри клетки, этот раздел называется молекулярная биология и иногда относится к химии а не к биологии. Химические реакции протекающие в организме изучает биохимия, наука которая существенно ближе к химии чем к биологии. Многие аспекты физического функционирования живых организмов изучает биофизика, которая очень тесно связана с физикой. Иногда как независимую науку выделяют экологию - науку о взаимодействии живых организмов с окружающей средой (живой и неживой природы) . Как отдельная область знаний давно выделилась наука изучающая здоровье живых организмов. Эта область включает в себя ветеринарию и очень важную прикладную науку - медицину, отвечающую за здоровье людей.

Биология поможет студентам понять существо жизненных процессов и правильно оценить возможности лечебного действия лекар​ственных веществ на организм человека.

Предмет "Биология" в фармацевтических вузах (факультетах) сов​местно с другими дисциплинами призван в конечном счете сформировать специалиста, способного решать общебиологические, медицинские и фар​мацевтические задачи, связанные с проблемой "Человек и лекарства".

1. Уметь интерпретировать универсальные биологические явления, основные свойства живого (наследственность, изменчивость, раздражимость, обмен веществ и т.д.) в применении к человеку.

2. Знать эволюционные связи (филогенез органов, возникновение пороков развития).

3. Анализировать закономерности и механизмы нормального онтогенеза и интерпретировать их в отношении к человеку.

4. Владеть основами медико-биологического исследования человека.

Новая биология – часть науки, которая не входит в общепринятые биологию и медицину. Новая биология основывается на квантовой физике, придавая значение невидимым полам и энергиями, таким как разум. Вот в чем различия между новой и традиционной наукой . Традиционная наука основывается на ньютоновской физике и и утверждает, что наше толо всего лишь машина, как автомобиль, она говорит, что машина управляется встроенным компьютером, а мы всего лишь пассажиры, которых эта машина везет. Новая наука говорит, что разум является водителем, а у традиционной водителя не существует , и эта основная разница между двумя подходами. Новая биология учит, что человек сам контролирует свой автомобиль, и именно этому нужно учить людей. Это важная часть новой науки.


Похожая информация.


Термин «биология» введен Ж.Б.Ламарком и Тревиранусом в 1802 году.

Биоло́гия - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов, взаимодействие между собой и с окружающей средой.

В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов: клеточная теория, эволюция, генетика, гомеостаз и энергия.

В биологии выделяют следующие уровни организации:

    Клеточный , субклеточный и молекулярный уровень : клетки содержат внутриклеточные структуры, которыестроятся из молекул .

    Организменный и органно-тканевой уровень : у многоклеточных организмов клетки составляют ткани иорганы . Органы же, в свою очередь, взаимодействуют в рамках целого организма .

    Популяционный уровень : особи одного и того же вида, обитающие на части ареала, образуют популяцию .

    Видовой уровень : свободно скрещивающиеся друг с другом особи обладающие морфологическим,физиологическим, биохимическим сходством и занимающие определённый ареал (район распространения)формируют биологический вид .

    Биогеоценотический и биосферный уровень : на однородном участке земной поверхности складываются биогеоценозы , которые, в свою очередь, образуют биосферу .

Большинство биологических наук является дисциплинами с более узкой специализацией. Традиционно они группируются по типам исследуемых организмов: ботаника изучает растения, зоология - животных, микробиология - одноклеточные микроорганизмы. Области внутри биологии далее делятся либо по масштабам исследования, либо по применяемым методам: биохимия изучает химические основы жизни, молекулярная биология - сложные взаимодействия между биологическими молекулами, клеточная биология и цитология - основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки, гистология и анатомия - строение тканей и организма из отдельных органов и тканей, физиология - физические и химические функции органов и тканей, этология - поведение живых существ, экология - взаимозависимость различных организмов и их среды.

Передачу наследственной информации изучает генетика. Развитие организма в онтогенезе изучается биологией развития. Зарождение и историческое развитие живой природы - палеобиология и эволюционная биология.

На границах со смежными науками возникают: биомедицина, биофизика (изучение живых объектов физическими методами), биометрия и т. д. В связи с практическими потребностями человека возникают такие направления, как космическая биология, социобиология, физиология труда, бионика.

Биология тесно связана с другими науками и иногда очень трудно провести грань между ними. Изучение жизнедеятельности клетки включает в себя изучение молекулярных процессов протекающих внутри клетки, этот раздел называется молекулярная биология и иногда относится к химии а не к биологии. Химические реакции протекающие в организме изучает биохимия, наука которая существенно ближе к химии чем к биологии. Многие аспекты физического функционирования живых организмов изучает биофизика, которая очень тесно связана с физикой. Иногда как независимую науку выделяют экологию - науку о взаимодействии живых организмов с окружающей средой (живой и неживой природы) . Как отдельная область знаний давно выделилась наука изучающая здоровье живых организмов. Эта область включает в себя ветеринарию и очень важную прикладную науку - медицину, отвечающую за здоровье людей.

Биология поможет студентам понять существо жизненных процессов и правильно оценить возможности лечебного действия лекар​ственных веществ на организм человека.

Предмет "Биология" в фармацевтических вузах (факультетах) сов​местно с другими дисциплинами призван в конечном счете сформировать специалиста, способного решать общебиологические, медицинские и фар​мацевтические задачи, связанные с проблемой "Человек и лекарства".

    Уметь интерпретировать универсальные биологические явления, основные свойства живого (наследственность, изменчивость, раздражимость, обмен веществ и т.д.) в применении к человеку.

    Знать эволюционные связи (филогенез органов, возникновение пороков развития).

    Анализировать закономерности и механизмы нормального онтогенеза и интерпретировать их в отношении к человеку.

    Владеть основами медико-биологического исследования человека.

Новая биология – часть науки, которая не входит в общепринятые биологию и медицину. Новая биология основывается на квантовой физике, придавая значение невидимым полам и энергиями, таким как разум. Вот в чем различия между новой и традиционной наукой . Традиционная наука основывается на ньютоновской физике и и утверждает, что наше толо всего лишь машина, как автомобиль, она говорит, что машина управляется встроенным компьютером, а мы всего лишь пассажиры, которых эта машина везет. Новая наука говорит, что разум является водителем, а у традиционной водителя не существует , и эта основная разница между двумя подходами. Новая биология учит, что человек сам контролирует свой автомобиль, и именно этому нужно учить людей. Это важная часть новой науки.