Все о егэ по русскому языку.

В отличие от прошлого года, когда материалы по целому ряду предметов претерпели революционные изменения (из них была исключена «угадайка»), изменения в ЕГЭ-2018 в большинстве случаев носят «косметический» характер - речь идет об уточнении формулировок и критериев, добавлении отдельных заданий и так далее. Принципиальные изменения ждут лишь сдающих литературу - но даже в этом случае они касаются системы оценки, а не модели экзамена в целом.


Не ожидается значимых корректив и в общих правилах аттестации. Несмотря на циркулирующие слухи, новых обязательных для всех предметов в 2018 году не появится, устный экзамен по русскому языку ФИПИ также не анонсирует.

Будут ли изменения в ЕГЭ по русскому языку и математике

Обязательными для всех одиннадцатиклассников в 2018 году остаются два ЕГЭ - по математике и русскому языку.


Математика по-прежнему делится на два уровня: профильный и «облегченный» базовый, и КИМы будут такими же, как и в 2017 году, без нововведений и дополнений .


ЕГЭ по русскому языку претерпел небольшие изменения : в части с краткими ответами появилось задание № 20, направленное на проверку знания лексических норм. Для его успешного выполнения надо найти в небольшом отрывке текста лексическую ошибку. Уровень задания считается базовым, однако при кажущейся простоте оно требует хорошего языкового чутья и может вызвать проблемы у многих выпускников.


Новое задание оценивается в один балл, и, соответственно, максимально возможный первичный балл по русскому незначительно возрастет и составит уже не 56, а 57 баллов.

Изменения в ЕГЭ по литературе: принципиально новая система оценивания

Ранее ФИПИ анонсировал ввод в 2018 году кардинально новой модели ЕГЭ по литературе - из нее планировалось полностью исключить блоки с краткими ответами. Однако этого не произошло - революционная модель все еще обсуждается, а демо-версии 2018 года на первый взгляд не сильно отличаются от заданий прошлых лет. Однако перемены в системе оценивания являются радикальными и, судя по всему, «готовят почву» для перехода на новую модель.


Максимальный первичный балл по литературе увеличился с 42 до 57 , причем число баллов за задания с краткими ответами осталось неизменным (максимум 12), то есть «удельный вес» этой части и ее значимость значительно снижается.


При этом система оценки заданий с развернутыми ответами претерпела очень большие изменения:


  • максимальный балл за задания 8 и 15 (анализ произведения) поднялся 4 до 5;

  • сопоставительные мини-сочинения в заданиях 9 и 16 «выросли в цене» с 4 до 10 баллов, при этом требование обосновать выбор произведений исключено из задания;

  • развернутое сочинение в задании 17 может принести экзаменующемуся уже не 14, а 15 баллов.

Таким образом, умение рассматривать литературное произведение «в контексте» и убедительно сопоставлять произведения разных авторов становится для выпускников ключевым - два сопоставительных сочинения в сумме могут принести больше баллов, чем «большое» сочинение, на которое раньше делали основную ставку.


Существенно изменены и критерии оценки работ . В частности, гораздо больше внимания будет уделяться соблюдению речевых норм - этот критерий теперь есть во всех заданиях с развернутыми ответами.


И еще одно принципиальное дополнение в КИМах по литературе. Для написания развернутого сочинения предлагается уже не три темы, а четыре, соответствующие трем тематическим блокам:

Соответственно один из блоков может быть представлен двумя темами - и впервые в рамках ЕГЭ по литературе они могут затрагивать произведения современных российских авторов . Отметим, что в кодификаторе нет списка конкретных произведений постсоветской литературы, являющихся обязательными для прочтения, а в методических материалах прямо указывается, что такие темы школьники могут раскрывать на произведениях по собственному выбору. В демо-версии ЕГЭ по литературе-2018 в качестве примера приведен следующий вариант: «Страницы русской истории в новейшей отечественной литературе. (На примере одного-двух произведений 1990-х – 2000-х годов) ».

Изменения в ЕГЭ по обществознанию в 2018 году

Структура и содержание самого востребованного экзамена по выбору остаются прежними, однако два задания - 28 (составление развернутого плана) и 29 (эссе) будут оцениваться по новым критериям, при этом их «стоимость» увеличится.


При составлении плана на заданную тему теперь будет уделяться больше внимания тому, насколько конкретны пункты плана, и позволяют ли они раскрыть вопрос по существу. «Абстрактные» формулировки типа «история вопроса», не отражающие специфики темы теперь не будут засчитываться. Составление такого плана потребует более глубокого знания темы - зато успешное выполнение задания может принести уже не 3 балла, а 4.


Альтернативное мини-сочинение по обществознанию «подорожало» до 6 баллов, а критерии оценки теперь позволяют более точно оценить знание выпускником теории вопроса. Оценивается задание 29 теперь по следующим критериям:


  • правильно раскрыт смысл исходной цитаты (1 балл);

  • выделение в контексте каждого тезиса ключевых понятий, основных теоретических положений, рассуждений и выводов (2 балла);

  • научная корректность высказываний (1 балл);

  • качество примеров, выбранных для иллюстрации теоретических положений (2 балла).

Максимальный первичный балл за этот экзамен соответственно подрастает с 62 до 64.

ЕГЭ по истории – корректив нет, сдается по выбору

КИМы-2018 по истории будут полностью соответствовать прошлому году, никаких дополнений не предполагается. История остается предметом по выбору - по информации Министерства образования, если этот предмет и станет обязательным, то никак не раньше 2020 года, и только после всестороннего обсуждения и «обкатки». И это ни в коем случае не станет неприятным сюрпризом для выпускников.

Изменения в ЕГЭ по химии: задачи с единым контекстом

В КИМах по химии в 2018 году добавится еще одна задача высокой сложности с развернутым ответом (№30), общее число заданий таким образом увеличится с 34 до 35.


При этом задания 30 и 31 будут объединены в единый контекстный блок: для их решения надо будет выбирать вещества из единого списка. Первое из этих заданий будет посвящено окислительно-восстановительным реакциям, второе - реакциям ионного обмена, каждое сможет принести по 2 балла.


При этом максимальный первичный балл останется прежним - 60, за счет снижения «стоимости» нескольких заданий из первой части экзаменационных материалов.

ЕГЭ по иностранному языку - уточнение критериев

В 2018 году в «ассортимент» языков для сдачи ЕГЭ по-прежнему входит английский, французский, немецкий и испанский. Модель экзамена в целом не претерпит изменений - он по-прежнему будет включать письменную и устную часть, и КИМы останутся прежними. Изменения коснутся только формулировок критериев оценивания заданий 39 (письмо личного характера) и 40 (сочинение-рассуждение) - они уточнены и конкретизированы.

ЕГЭ по информатике - небольшие изменения

Несмотря на то, что уже не первый год идет речь о том, что на ЕГЭ по информатике было бы логично использовать компьютерную технику, в 2018 году этот предмет будут по-прежнему сдавать «по старинке», в письменной форме, без использования дополнительного оборудования и с акцентом на теоретические вопросы.


Структура экзамена останется прежней, однако сами задания претерпят некоторые изменения :


  • при выполнении задания 25 уже не будет возможности выбрать для написания алгоритма естественный язык (этот вариант оказался невостребованным выпускниками и использовался крайне редко);


  • программ, которые раньше приводились на языке Си, теперь написаны на более популярном языке С++.

ЕГЭ по физике - добавлено новое задание

Экзаменационные материалы по физике в 2018 году будут дополнены еще одним заданием базового уровня (№ 24), за счет чего первичный балл возрастет с 50 до 52. Для успешного выполнения задания школьник должен продемонстировать знание элементов астрофизики.

Биология и география - без изменений

Выпускники, сдающие по выбору эти предметы, могут смело готовиться к ЕГЭ по материалам прошлых лет - никаких изменений в КИМах не будет.


Какие будут изменения в ОГЭ (ГИА) в 2018 году

Экзамены ОГЭ (ГИА), которые сдают девятиклассники, меняются реже - так, в прошлом году изменений в них не было вообще, в 2018 же ФИПИ планирует вносить коррективы в экзаменационные материалы только по двум предметам:


  • математика,

  • литература.

По математике (которую сдают все без исключения девятиклассники) изменения будут носить скорее формальный характер: раздел, посвященный реальной математике, исчезнет - но задания, входившие в него, будут распределены по «Алгебра» и «Геометрия».


КИМы по литературе подверглись более существенной переработке, касающейся инструкций как к экзамену в целом, так и рекомендаций по выполнению конкретных заданий (сама модель при этом осталась прежней).


Переработаны и критерии оценивания заданий с развернутыми ответами - теперь они больше соответствуют критериям ЕГЭ в одиннадцатом классе. За счет этого максимальный первичный балл ОГЭ по литературе «подрос» с 23 до 29.


Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.


Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не . Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:



  • русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);


  • математика – базовый или профильный уровень на выбор.

Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».

ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях

Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в классах.


В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:



  • в задании № 17 ( в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;


  • в задании № 22 (лексический в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания.


  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.

ЕГЭ по математике -2017: профильный и базовый экзамен без изменений

В ЕГЭ по математике сохраняется разделение на два уровня:


  • относительно простой базовый экзамен с оценкой по пятибалльной шкале, проверяющий в основном знания в области так называемой « » и результаты которого не принимаются при поступлении в вуз и нужны только для получения аттестата;


  • профильный – гораздо более сложный, на тех выпускников, которые планируют поступать в технические вузы, где математика является обязательным предметом для поступления.

По официальным данным, опубликованным на сайте ФИПИ, ни в одном из экзаменов изменений по сравнению с 2016 годом не планируется. Однако учащимся, выбравшим профильный уровень, при подготовке к ЕГЭ по математике надо иметь в виду, что составители экзамена взяли курс на противодействие «натаскиванию» на решение задач определенного типа. И задачи повышенной сложности могут оказаться нестандартными: не выходящими за рамки школьного курса, но требующими «математической смекалки».


В 2016 году наличие в вариантах задач, отличавшихся по алгоритму решения от вариантов, представленных в демо-версиях, стало для многих неожиданностью и вызвало протесты и требования пересмотреть результаты. Однако разработчики экзамена достаточно ясно озвучили свою позицию: одной из главных функций ЕГЭ является дифференциация учащихся по уровню знаний, и школьники, отлично освоившие полный школьный курс математики являются более подготовленными к изучению предмета на вузовском уровне и должны иметь преимущества перед теми, кто просто натренировался решать задачи заданного типа. Так что, вероятнее всего, «нестандартные» задания по математике в 2017 году также будут включены в КИМы.

ЕГЭ по обществознанию: небольшие изменения в структуре

ЕГЭ в 2017 году в целом будет соответствовать модели 2016 года:


  • блок заданий с краткими ответами;

  • блок заданий с развернутыми ответами;

  • «альтернативное» задание – написание эссе на тему одного из предложенных высказываний.

Однако в блоке заданий с краткими ответами запланированы небольшие изменения. Из него будет исключено задание, фигурировавшее в КИМах 2016 года под номером 19 (дифференциация фактов, мнений и оценочных суждений). Зато появится еще одно задание по модулю «право»: на выбор верных суждений из списков, которое станет семнадцатым по счету.


Общее количество заданий и максимальный первичный балл в экзамене по самому популярному предмету по выбору останется неизменным.

ЕГЭ по физике- 2017: значительные изменения, исключение тестовой части

ЕГЭ по физике в 2017 году станет одним из трех предметов, претерпевших самые значительные изменения: из структуры экзамена полностью исключается тестовая часть , подразумевающая выбор одного верного ответа из списка вариантов. Вместо этого будет значительно расширен набор заданий с краткими ответами (в виде слова, числа или последовательности цифр). При этом распределение заданий по разделам школьного курса останется примерно таким же, как и в прошлые годы. Всего первом блоке экзамена будет 21 вопрос:


  • 7 – по механике,

  • 5 – по термодинамике и МКТ,

  • 6 – по электродинамике,

  • 3 – по квантовой физике.

Вторая часть экзаменационной работы (задачи с развернутыми ответами) останется без изменений. Первичный балл на ЕГЭ по физике также останется на уровне прошлого года.


ЕГЭ по литературе -2017: структура без изменений, но больше вопросов на знание текста

К 2018 году ЕГЭ по литературе ждут кардинальные изменения: ФИПИ планирует полностью исключить блок заданий с краткими ответами, оставив только четыре мини-сочинения и одно полноценное. Но в 2017 году экзамен по литературе пройдет по старой, уже ставшей привычной модели:


  • первый смысловой блок – отрывок из эпического или драматического произведения, 7 вопросов с краткими ответами и два мини-сочинения по нему;

  • второй блок – лирическое произведение, 5 вопросов по нему с краткими ответами и два мини-сочинения;

  • третий – развернутое сочинение (выбор из трех тем).

Однако если в 2016 году большинство вопросов с краткими ответами было ориентированы в первую очередь на то, чтобы проверить знание основных литературоведческих терминов, то в 2017 году эти задания будут направлены в первую очередь на знание реалий текста . Таким образом, «перешагнуть порог» только на знании небольшого объема теории больше не получится.


Следует обратить внимание еще на одну особенность экзамена по литературе. В соответствии с правилами в КИМы могут быть включены не только стихотворения, входящие в школьную программу. Если поэт включен в кодификатор – для анализа может быть предложено любое его стихотворение. И это правомерно – поскольку мини-сочинения по поэтическому отрывку должны продемонстировать умение экзаменующегося анализировать текст самостоятельно, а не вспоминать соответствующий параграф учебника. В 2016 году «непрограммные» стихотворения фигурировали во многих вариантах КИМов, и, скорее всего, в 2017 году эта тенденция сохранится.

ЕГЭ по биологии – радикальные изменения в 2017 году, исключение тестовой части и увеличение продолжительности

Модель ЕГЭ по биологии в 2017 году изменится фундаментально: из задания будет полностью исключена «тестовая» составляющая (вопросы с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных вариантов), зато будет увеличено число заданий с краткими ответами.


В контрольно-измерительных материалах появятся принципиально новые для ЕГЭ по биологии типы заданий , в числе которых:


  • восстановление пропущенных элементов или схемах;

  • анализ графиков, диаграмм и таблиц;

  • поиск ошибок в обозначениях на рисунке;

  • выведение свойств биологического объекта по «слепому» изображению (без подписей).

Тем не менее, разработчики экзамена полагают, что обновленный ЕГЭ по биологии не вызовет у учащихся существенных сложностей: многие типы заданий уже были опробованы на ОГЭ. Количество заданий с развернутыми ответами не изменится – их по-прежнему будет семь, а типы вопросов будут соответствовать модели 2016 года.


Изменение структуры экзамена повлечет за собой и ряд изменений в процедуре и шкале оценивания:


  • общее число заданий уменьшится с 40 до 28;

  • первичный балл уменьшается до 59 (в 2017 году он составлял 61);

  • время на выполнение работы увеличивается на полчаса, продолжительность экзамена составит 210 минут.

ЕГЭ по иностранному языку – практически без изменений

ЕГЭ по иностранным языкам в 2017 году будет проходить практически так же, как и в 2016, за одним лишь исключением. Формулировка задания № 3 в устной части экзамена (описание картинки) будет изменена. Как отмечают специалисты ФИПИ, при описании изображений экзаменующиеся порой злоупотребляют «воображаемыми обстоятельствами», утверждая, к примеру, что здесь изображены их родственники (в том числе жены и дети) или они сами («я космонавт и парю в невесомости»). Это входит в противоречие с задачей этого задания, проверяющего умение полно и точно описать конкретную фотографию.


Поэтому задание будет уточнено. Так, в ЕГЭ по языку в 2017 году из формулировки исключается слово Imagine, а слово present – меняется на describe. Аналогичные изменения будут внесены и в КИМы по другим иностранным языкам – чтобы было ясно, что речь идет именно об описании картинки, а не «рассказа по мотивам».

ЕГЭ по химии-2017: значительные изменения, исключение тестовой части

Модель ЕГЭ по химии 2017 года также ждут существенные изменения, связанные с исключением тестовой части – и увеличение количества и типов заданий с краткими ответами. Среди них появятся, например:


  • задания с выбором двух верных вариантов из нескольких предложенных,

  • вопросы на установления соответствия,

  • расчетные задачи.

Изменится и структура первой части экзамена: она будет включать в себя несколько тематических блоков, посвященных одному из разделов – и каждый блок будет содержать задания как базового, так и повышенного уровня сложности. Вторая часть экзаменационной работы (задания с развернутыми ответами) останется практически такой же, как в прошлые годы.


При этом:


  • общее количество заданий уменьшится с 40 до 34;

  • максимальный первичный бал снизится с 64 до 60;

  • задания №№ 9 и 17 (связь органических и неорганических веществ) будут оцениваться уже не в один первичный балл, а в два.

ЕГЭ по истории – небольшие изменения в системе оценивания

В 2017 году экзамен по истории будет практически полностью идентичен вариантам прошлого года. Однако в системе оценивания будут изменения: «стоимость» двух заданий вырастет с одного первичного балла до двух:



  • задание № 3 (выбор терминов, относящихся к определенному историческому периоду);


  • задание № 8 (выбор пропущенных выражений из списка предложенных вариантов).

Кроме того, будет уточнена формулировка и критерии оценивания задания № 25 (эссе, посвященного одному из исторических периодов).

ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году – без компьютеров, без изменений

Структура и технология проведения ЕГЭ по информатике и ИКТ в 2017 году будет полностью соответствовать экзаменационной модели 2016 года. Не идет речи и об использовании экзаменующимися компьютеров – хоть эта идея (с учетом специфики предмета – абсолютно логичная) активно обсуждается, но выпускникам этого года вновь придется работать с традиционными бланками.


При подготовке к экзамену не стоит упускать из вида некоторые особенности контрольно-измерительных материалов:


  • задание № 27 дается в двух вариантах, один из которых – более прост и оценивается в 2 балла, второй – в 4;

  • для написания программы в задании 27 можно использовать любой язык программирования на выбор экзаменующегося.

ЕГЭ по географии: небольшие изменения в системе оценивания

В контрольно-измерительные материалы по географии в 2017 году не будет вносится никаких корректив, однако «весомость» отдельных заданий изменится: максимальный балл за четыре задания будет увеличен, а еще за четыре – уменьшен.


Так, с одного первичного балла до двух увеличится стоимость заданий №№ 3, 11, 14 и 15 (все – на определение и выбор из списка верных высказываний).


С двух баллов до одного «уценили» следующие задания:



  • 9 (размещение населения России, работа с картой),


  • 12 (разграничение верных и неверных высказываний о городском и сельском населении);


  • 13 (география транспорта, отраслей промышленности и сельского хозяйства России);


  • 19 (экспорт и международный транспорт).

Максимальный первичный балл остался неизменным – 47.

Официальная информация об изменениях в сдаче ЕГЭ- 2017

Все официальные документы, связанные со сдачей ЕГЭ, оперативно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ). Там размещена и сводная изменений, однако для того, чтобы составить полное впечатление о «новых веяниях» в экзаменационной компании, этого недостаточно – информация в таблице дана очень сжата и касается только принципиальных изменений.


Для того, чтобы быть в курсе всех деталей сдачи ЕГЭ в 2017 году «из первых рук», можно также:



  • ознакомиться с проектами КИМ ЕГЭ текущего года и внимательно изучить структуру экзаменационной работы;


  • изучить методические рекомендации для учителей , составленные по итогам 2016 года – там подробно анализируются типичные ошибки прошлогодних выпускников и «разжевываются» и обосновываются запланированные изменения.

Всем читателям блога привет! В этой статье хочу особенное внимание уделить школьникам, завершающим свое обучение в 11 классе. В конце учебного года по всей России проходит тестирование учащихся, заканчивающих школьное образование, и экзамен этот носит краткое название ЕГЭ. Ежегодно в материалы экзаменов вносятся дополнения. Хочу подробнее рассказать про изменения в ЕГЭ-2019 года по некоторым предметам.

Поможем подготовиться к ЕГЭ и ОГЭ

Изменения в ЕГЭ-2019 по русскому языку

Русский язык по-прежнему относится к категории «обязательные предметы». Перед учеником не стоит выбор: будет он сдавать эту дисциплину или нет. Ключевые изменения, затронувшие данный предмет:

  • Количество заданий увеличено на одно. Теперь необходимо выполнить 27 заданий. Дополнительной стала проверка ученика на пунктуационный анализ текста.
  • В заданиях появятся более сложные вопросы на проверку орфографических и пунктуационных знаний.
  • Вопрос № 1 принесет максимум 1 балл, вместо 2.
  • В задании № 27 требуется дать более развернутый ответ. Есть уточненная формулировка, разработанная методическими рекомендациями ФИПИ.
  • Изменения коснулись сочинения. Аргументация оценивается в 1 балл. Качество и количество приведенных аргументов теперь не играет роли.
  • В вопросах и задачах № 2, №№ 9-12 изменен формат (убраны подсказки).
  • Комментарий к сочинению может принести 5 баллов вместо 3.

Официальные комментарии ФИПИ о планируемых изменениях КИМ в 2019 году размещены здесь .

Изменения в ЕГЭ-2019 по английскому языку

Английский язык выбирают многие школьники, так как эта дисциплина часто встречается в требованиях к вступительным экзаменам в ВУЗ. По английскому языку в 2019 году будут внесены следующие изменения:

  • Задание № 40 «Письмо» будет содержать 2 темы на выбор учащегося вместо одной. Необходимо написать текст-рассуждение, отвечающий поставленным требованиям.
  • Строгое отношение к стилю ответов: для набора максимального балла допускается не более 4 ошибок по стилю.

Изменения в ЕГЭ-2019 по литературе

Основные изменения в ЕГЭ по литературе касаются именно системы оценивания:

  • Вопросы № 9 и 15 получили более жесткие требования. За 2 ошибки ученик получит 0 баллов, а раньше мог получить «спасительный» 1 балл.
  • Задание № 17 также получило более жесткие правила для оценки: за 1-2 логические ошибки общий результат будет снижен на 1 балл, за 3-4 - на 2 балла. Чтобы получить максимальную оценку (3 балла) по задаче нужно не допустить ни одной ошибки.

Изменения в ЕГЭ-2019 по обществознанию

Обществознание является одним из любимых предметов школьников для выбора сдачи в виде ЕГЭ. Дисциплина считается одной из самых простых и понятных. Последние изменения, коснувшиеся обществознание:

  • Оценка ответа на вопрос будет зависеть от максимальной точности и «прозрачности». Избегайте «заумных» фраз и длинных предложений, а также не используйте аллегорических примеров на бытовом уровне.
  • Вопрос № 25 принесет 4 балла вместо 3, то есть теперь максимальный балл за всю работу составит 65 вместо 64.
  • В задании № 28 потребуется описать 2 пункта вместо одного.
  • Эссе также должно быть построено четко и поэтапно. Не стоит расписывать предложения и приукрашивать оборотами.

Изменения в ЕГЭ-2019 по математике

Математика является одним из самых сложных предметов для изучения. К тому же данная дисциплина обязательна для сдачи в виде ЕГЭ. Изменения КИМ по математике не внесены, однако, есть некоторые нововведения, которые находятся еще в стадии рассмотрения:

  • По данным октября 2018 года ЕГЭ по математике в 2019 году может быть выбран только по одному уровню: базовый или профильный. Ранее разрешался выбор одновременно двух уровней.
  • «Базовый» уровень ЕГЭ по математике позволяет получить только оценку в аттестате, «профильный» будет необходим тем, кому для поступления в высшее учебное учреждение обязательно нужно сдать математику.

Изменения в ЕГЭ-2019 по химии

Химия является дополнительным предметом по ЕГЭ, то есть его можно выбрать и сдать при необходимости поступления в ВУЗ. Последние новости по изменениям по химии касаются следующих моментов:

  • Добавлено новое задание высокого уровня сложности под № 30.
  • Теперь экзамен будет состоять не из 40 вопросов, а из 34. Из экзаменационного листа будут изъяты идентичные вопросы.
  • Несмотря на добавление нового задания количество общих баллов по работе не изменилось: по-прежнему максимальный балл за всю работу - 60. Это связано с переоценкой баллов по другим вопросам.
  • В первой части экзаменационных заданий исключены вопросы, где можно выбрать только один вариант. Теперь вопросы предполагают ответ, состоящий из 2 или 3 вариантов.

Изменения в ЕГЭ-2019 по биологии

ЕГЭ по биологии тоже является одним из самых частых по выбору школьников. Дисциплина понятная и интересная. Изменения в 2019 году:

  • В заданиях появились дополнительные таблицы, изображения и схемы, демонстрирующие наглядно суть вопроса.
  • В задании № 2 нужно будет дополнить таблицу, и максимальная оценка составит 1 балл вместо 2. Соответственно общий балл за всю работу также уменьшился (58 баллов вместо 59).
  • Вопрос № 6 раньше содержал текстовую формулировку, а в новой версии может попасться схема, которую потребуется дополнить или изменить.

Изменения в ЕГЭ-2019 по истории

Экзамен по истории представляет особую сложность для многих учеников, так как необходимо не только запомнить огромное количество дат, но и уметь анализировать действия политиков той или иной эпохи.

Изменения в 2019 году, затронувшие этот экзамен, минимальны:

  • Вопрос № 21 заключается в оценке цитаты. Если цитата неполная или, напротив, обильно насыщена лишними выражениями, ответ может быть не зачтен.

Изменения в ЕГЭ-2019 по физике

Физика является интересным, но сложным предметом, поэтому немногие отваживаются его выбирать. Однако, у школьника нет выбора, если этот предмет будет профильным в ВУЗе для поступления. Изменения, коснувшиеся физики, совсем незначительны и заключаются в следующем:

  • Добавлен новый вопрос № 24, посвященный теме астрофизики.
  • Максимальный балл по работе составит 52, а не 50.

Информация об изменениях в КИМ ЕГЭ 2019 года размещается на официальном сайте ФИПИ . К слову о новинках, в 2019 году бланки по ЕГЭ будут печататься прямо на месте перед началом экзамена.

В 2019 году школьников ожидают весомые изменения, коснувшиеся всех обязательных предметов, а также дополнительных по выбору. Мне хочется обратиться именно к родителям школьников: уделяйте особенное внимание подростку в столь сложный период. ЕГЭ является достаточно сложным экзаменом, отнимает много сил и доставляет сильнейший стресс. Вашим детям важна поддержка и внимание.

Изменения в ЕГЭ происходят каждый год, однако большая их часть не имеет принципиального значения. Меняется порядок заданий, какие-то из них усложняются, какие-то упрощаются… Но вот новые критерии оценки задания №27 по русскому языку (сочинение по тексту) выдвигают и принципиально новые требования к подготовке выпускников. А сочинение - это, между прочим, 24 из 58 первичных баллов, или 41 из 100 тестовых!

Как изменились требования к сочинению? Сможете ли вы сами написать его с учетом новых критериев? Разбираемся!

Аргументы теперь не обязательны

Любая мама, чей ребенок окончил школу в последние несколько лет, знает, что как важен в сочинении «литературный аргумент». Если вы до сих пор не интересовались этой темой, перескажем суть проблемы вкратце: сочинение - самое сложное и «дорогое» задание ЕГЭ для 11-классников по русскому языку. Его пишут по небольшому отрывку текста, который приведен тут же, в тексте задания.

Оценивалось сочинение по ряду критериев, среди которых одним из основных было умение подтвердить или опровергнуть точку зрения автора на проблему, используя так называемый «литературный аргумент» - пример из художественной, публицистической или даже научно-популярной литературы.

Хотя тексты, которые будут использованы в ЕГЭ, оставались секретом до самого последнего момента, основные темы известны заранее и не меняются уже несколько лет. Поэтому репетиторы и курсы подготовки к ЕГЭ (да и школы, чего уж там) предлагали школьникам зазубрить примеры из «банка аргументов»: любовь - «Евгений Онегин», человек и природа - «Прощание с Матёрой», роль искусства в жизни - «Письмах о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева… В результате сочинения выпускников, написанные самым честным образом, порой походили друг на друга, как две капли воды. Не вникая в тонкости проблематики обсуждаемого текста, они натягивали на него заученные «аргументы из банка», как сову на глобус. Получалось, мягко говоря, не очень.

Мы решили познакомиться с популярными в интернете «банками аргументов» и, честно говоря, ужаснулись их прямолинейной примитивности.

Проблема: поиск смысла жизни в современном мире. В рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» американский миллионер служил «золотому тельцу». Главный герой считал, что смысл жизни заключается в накоплении богатства. Когда Господин умер, то оказалось, что подлинное счастье прошло мимо него.

Проблема: внутренняя красота человека. Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мудрые мысли Маленького принца могут многому научить даже взрослого. Наш герой говорил: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». И можно без сомнения сказать, что он прав. Истинная красота внутри человека, в его душе, в его правильных поступках.

Проблема: бережное отношение к природе. Герой стихотворения Н.А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирает их в лодку, двух заболевших вылечивает. Лес для него - дом, и о тех, кто живет в нем, дед Мазай заботится, оберегает. Такое отношение - урок любви к природе, любви бережной и разумной.

В 2019 году принципиально меняется позиция в отношении сочинения. Акцент смещается на понимание обсуждаемого текста. В 2018 году нужно было в представленном тексте найти проблему; прокомментировать ее, приведя, как минимум, два примера из текста. Теперь же нужно пояснить, почему выбраны именно эти фрагменты, и показать взаимосвязь между ними.

Если раньше за это действие полагалось три первичных балла, то теперь - целых пять.

В 2018 году свое отношение к проблеме нужно было подкрепить хотя бы двумя аргументами, причем один из них должен был взят из художественной, публицистической или научной литературы. Теперь неважно, как именно выпускник будет подтверждать свою точку зрения, главное - убедительность.

Раньше за аргументацию своего мнения можно было получить три балла, теперь же - только 1.

Это не значит, что выпускник не может апеллировать к авторитету литературных классиков, просто теперь это не обязательно.

Без аргументов - хорошо или плохо?

Строго говоря, русский язык и литература - это разные предметы. Литературная аргументация, конечно, демонстрировала такое важное достоинство ученика, как начитанность. Но экзамен по русскому должен выявлять совсем другие качества: способность понять текст, вычленить его суть, сформулировать проблему и поддержать диалог.

Если рассуждать здраво - именно эти навыки обязательны для любого гражданина, какую бы профессиональную стезю он не выбрал (ведь результаты экзамена по русскому, в отличие от математики, учитываются при поступлении в любой вуз, на любую специальность). А уж читал будущий стоматолог или теплотехник Лихачева, или не читал, это, по большому счету, вопрос не принципиальный.

Если бы экзамен по русскому имел, как экзамен по математике, два уровня - базовый и профильный, многие «технари» наверняка предпочли бы сдавать базу. Но, поскольку такого варианта предложено не было, а каждый балл за русский при поступлении на счету, появились на свет «банки аргументов» и каталоги сочинений.

И вот теперь ситуация развернулась не на 180 градусов, но, скажем так, на 90. В основе сочинения - не эрудиция, а точность понимания текста и убедительность рассуждений. Будет ли экзамен от этого проще? Отнюдь! Достаточно изучить методические рекомендации Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2018 года, чтобы понять: именно комментарий к основной проблеме текста стал камнем преткновения для многих выпускников:

Статистика выполнения работы в целом и отдельных заданий позволяет выявить основные проблемы в подготовке экзаменуемых по русскому языку. Как и в предыдущие годы, остаются недостаточно усвоенными разделы курса, связанные с формированием коммуникативной компетенции. Недостаточно развитые навыки аналитической работы со словом и текстом, отсутствие необходимой практики анализа языковых явлений сказываются и на качестве написания сочинения-рассуждения. Выполнение задания с развернутым ответом (26) продемонстрировало наиболее распространенные ошибки, связанные с информационной обработкой текста и изложением собственных мыслей по поводу прочитанного.

По критерию К2 (комментирование обозначенной проблемы исходного текста) получили 3 балла только 47,5% выпускников; 2 балла 32%; 1 балл 13,8%. Уровень сформированности у выпускников умения проводить текстовый анализ по-прежнему недостаточно высокий.

С одной стороны, в сочинениях выпускники обосновывают актуальность проблемы, раскрывают ее значимость для автора текста, заостряют внимание на текстовых деталях, иллюстрирующих проблему. С другой стороны, экзаменуемые часто углубляются в собственные размышления без опоры на исходный текст или используют просто его пересказ. Многие выпускники не считают необходимым включать в сочинения два обязательных примера-иллюстрации, важные для понимания проблемы исходного текста.

Что нам стоит… написать сочинение!

Наверное, многие из наших читателей сейчас несколько сбиты с толку. А трудно ли увидеть проблему в тексте? Вроде, это совсем несложно, правда? А найти два подтверждающих примера? А взаимосвязь между ними? Что ж, попробуйте свои силы на демоверсии ЕГЭ по русскому языку - 2019. В качестве текста для обсуждения там приведет отрывок рассказа «Пугало» писателя Николая Лескова. Текст мы помещаем под спойлер.

Текст из демонстрационного варианта ЕГЭ-2019

Мой отец и исправник были поражены тем, что нам пришлось переночевать в доме Селивана, которого все в округе считали колдуном и разбойником и который, как мы думали, хотел нас убить и воспользоваться нашими вещами и деньгами...

Кстати, о деньгах. При упоминании о них тетушка сейчас же воскликнула:

Ах, боже мой! Да где же моя шкатулка?

В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? Ее, представьте себе, что ее не было! Да, да, ее-то одной только и не было ни в комнатах между внесенными вещами, ни в повозке - словом, нигде... Шкатулка, очевидно, осталась там, на постоялом дворе, и теперь - в руках Селивана...

Я сейчас скачу, скачу туда... Он, верно, уже скрылся куда-нибудь, но он от меня не уйдет! - говорил исправник. - Наше счастье, что все знают, что он вор, и все его не любят: его никто не станет скрывать...

Но только исправник опоясался своею саблей, как вдруг в передней послышалось между бывшими там людьми необыкновенное движение, и через порог в залу, где все мы находились, тяжело дыша, вошел Селиван с тетушкиной шкатулкой в руках.

Все вскочили с мест и остановились как вкопанные.

Забыли, возьмите, - глухо произнес Селиван.

Более он ничего сказать не мог, потому что совсем задыхался от непомерной скорой ходьбы и, должно быть, от сильного внутреннего волнения.

Он поставил шкатулку на стол, а сам, никем не прошенный, сел на стул и опустил голову и руки.

Шкатулка была в полной целости. Тетушка сняла с шеи ключик, отперла ее и воскликнула:

Все, все как было!

Сохранно... - тихо молвил Селиван. - Я все бёг за вами... хотел догнать... Простите, что сижу перед вами... задохнулся.

Отец первый подошел к нему, обнял его и поцеловал в голову.

Селиван не трогался.

Тетушка вынула из шкатулки две сотенные бумажки и стала давать их ему в руки.

Селиван продолжал сидеть и смотреть, словно ничего не понимал.

Возьми то, что тебе дают, - сказал исправник.

За что? Не надо!

За то, что ты честно сберег и принес забытые у тебя деньги.

А то как же? Разве надо нечестно?

Ну, ты... хороший человек... ты не подумал утаить чужое.

И он встал с места, чтобы идти назад к своему опороченному дворишку, но отец его не пустил: он взял его к себе в кабинет и заперся там с ним на ключ, а потом через час велел запрячь сани и отвезти его домой.

Через день об этом происшествии знали в городе и в округе, а через два дня отец с тетушкою поехали в Кромы и, остановившись у Селивана, пили в его избе чай и оставили его жене теплую шубу. На обратном пути они опять заехали к нему и еще привезли ему подарков: чаю, сахару и муки.

Он брал все вежливо, но неохотно и говорил:

На что? Ко мне теперь, вот уже три дня, все стали люди заезжать... Пошел доход... Щи варили... Нас не боятся, как прежде боялись.

Когда меня повезли после праздников в пансион, со мною опять была к Селивану посылка, и я пил у него чай и все смотрел ему в лицо и думал: «Какое у него прекрасное, доброе лицо! Отчего же он мне и другим так долго казался пугалом?»

Эта мысль преследовала меня и не оставляла в покое... Ведь это тот же самый человек, который всем представлялся таким страшным, которого все считали колдуном и злодеем. Отчего же он вдруг стал так хорош и приятен?

В дальнейшие годы моей жизни я сблизился с Селиваном и имел счастье видеть, как он у всех сделался человеком любимым и почитаемым.

Если вы не смогли сформулировать проблему, вот вам подсказки, а вернее, правильные ответы от ФИПИ. Итак, в тексте ставятся следующие проблемы (под спойлером).

Проблемы текста из демонстрационного ЕГЭ-2019

  1. Проблема неприятия человека обществом.
  2. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке.
  3. Проблема проявления внутренней красоты человека.
  4. Проблема доверительного отношения к человеку.
  5. Проблема проявления честности.
  6. Проблема благодарности.

Ну как, определили проблему? Теперь нужно найти к ней два примера-иллюстрации из текста, пояснить важность каждого примера и указать на взаимосвязь между ними. Теперь, когда вы продемонстрировали понимание проблемы, нужно сформулировать позицию автора (рассказчика) по отношению к ней. И теперь можно выразить свою позицию по отношению к позиции автора (вот так замысловато). Итак, вы все это сделали. Сколько первичных баллов вы получите?

  • Определение и формулировка проблемы (одной из тех, что увидели в тексте специалисты ФИПИ) - 1 балл .

Немного, но без этого никуда. Если ошибетесь здесь, то и все последующее тоже будет неверно.

    Привели два примера из текста, иллюстрирующие проблему, и показали взаимосвязь между ними - самая дорогая часть ответа, 5 баллов .

Вот и все, еще 16 баллов за сочинение можете получить за стилистику, пунктуацию и орфографию.

Удачной сдачи ЕГЭ всем выпускникам и… их мамам!

Подготовила Ирина Ильина

Периодически меняются задания, уточняются критерии проверки работ, правила организации ЕГЭ и т.д. Один из обязательных ЕГЭ для каждого выпускника - это ЕГЭ по русскому языку. Одним из заданий этого экзамена является сочинение, критерии проверки которого в будущем году несколько меняются. Каковы новые требования к сочинению во время ЕГЭ по русскому языку в 2019 году, что понятно о новых требованиях по демоверсии экзамена по предмету.

КАК БУДЕТ ПРОВЕРЯТЬСЯ СОЧИНЕНИЕ В ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО НОВЫМ ТРЕБОВАНИЯМ

Главная цель изменений, которые введены - сочинение в ЕГЭ по русскому языку должно быть результатом собственной работы и собственных рассуждений выпускника, а не текстом, написанным по шаблонам.

В последние годы одиннадцатиклассники активно зарабатывали себе дополнительные баллы за сочинение, используя так называемые банки аргументов. Такие банки содержали аргументы из литературы, которые можно было подготовить заранее и использовать во время сочинения те, что более или менее уместны.

Выпускники списывали готовые аргументы, получали гарантированные баллы, а сочинения представляли собой шаблонные, неинтересные работы.

Разумеется, аргументы, основанные на читательском и жизненном опыте, важны и сегодня. Свое отношение к позиции автора текста нужно обосновывать, в том числе примерами из литературы. Но заработать много баллов при этом уже не удастся.

Теперь за аргументы вместо 3 баллов можно получить только 1 балл. А вот авторский комментарий “подорожал”. Теперь вместо максимальных 3 баллов за комментирование можно заработать до 5 баллов в ЕГЭ по русскому языку.

Для того, чтобы заработать эти пять баллов, в сочинении нужно:

  • дать собственный комментарий по сформулированной проблеме,
  • проиллюстрировать мысль двумя примерами из предложенного текста,
  • раскрыть значение этих примеров-иллюстраций,
  • объяснить, какая смысловая связь существует между этими примерами.

Для того, чтобы проделать эту работу и заработать высокие баллы за сочинение к ЕГЭ по русскому языку, в 2019 году выпускникам нужно будет потрудиться. Практика показывает, что в прежние годы комментирование сводилось к пересказу текста, что в корне неверно. Путем зубрежки и натаскивания этому не научиться, школьникам нужно уметь думать и анализировать. Так что высокие баллы за сочинение достанутся только тем, кто научится это делать.

НОВЫЕ КРИТЕРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ

Каждое задание к сочинению оценивается индивидуально. Всего предусмотрено 12 пунктов, которые разделены на 3 блока. Первый из них

посвящен изложению темы, второй – речевому оформлению (то, насколько связно и логично составлено эссе), третий – оценка грамотности.

Изменения 2019 коснулись критериев оценивания первого блока.

Обязательное аргументирование своих мыслей хоть и убрали из задания, но все же, умея дополнить работу примерами из других произведений, выпускник может повысить оценку по К4.

При этом школьники мало обрадуются повышению баллов в критерии к сочинению в пункте К2, ведь поиск аргументов ничуть не сложнее подачи собственных комментариев. По статистике, комментарии дают меньше половины экзаменуемых. Теоретически баллы, которые можно получить за пункты К2 и К4 увеличились (всего 6), а фактически вероятности того, что за К2 поставят максимум, нет.

Но в изменениях 2019 года есть и свои плюсы. Теперь выпускные эссе будут действительно творческими, а не шаблонными работами с заранее заготовленными аргументами из литературы.

КАК НАПИСАТЬ ХОРОШЕЕ СОЧИНЕНИЕ

Если с блоком 3 все достаточно просто и полученные балы по нему будут зависеть от того, насколько хорошо выпускник знает правила русского языка, то к блокам 1 и 2 надо подготовиться.

Самое простое – писать эссе по тексту, который содержит риторический вопрос, это и будет проблема, поставленная автором. Вторая подсказка – рассуждения. Часто проблема определена в первых или последних предложениях.