Интегрированное занятие логопеда и воспитателя с использованием мультимедийного сопровождения на тему «Дикие животные. Интегрированное занятие в логопедической работе Открытое интегрированное логопедическое занятие в доу

Елена Абросимова
Открытое логопедическое занятие: «Сказочное путешествие»

Педагог. Дорогие ребята! Сегодня утром я получила воздушное послание. Ко мне в окошко залетел воздушный шарик с письмом. Послушайте его :

Здравствуйте, ребята группы «Ручеек» . Мы –жители города Красивой речи, приглашаем вас в гости. Мы знаем, что вы очень прилежные ребята и достойны побывать в нашей стране.

Педагог. А ведь верно ребята! Мы с вами честно трудились : учились красиво произносить звуки, правильно строить предложения, составлять интересные рассказы , и я вижу, вы готовы пойти в школу и учиться на «4» и «5» . Я очень этому рада. Принимаем приглашение?

Дети : Да.

Педагог. Отправляемся в дорогу! А на чем же мы поедем?

Дети. На машине, поезде, самолете, велосипеде.

Педагог. Ребята, не забывайте, что город волшебный, а транспорт, на котором мы сможем добраться, тоже волшебный, необычный.

Мы обуем - сапоги скороходы.

Слайд№1. Педагог

Дошагать до города сможет тот, кто придумает слово из шести слогов (5-ти, 4-х.)

Дети шагают

Педагог. Молодцы, а вот и город!

Речевая гимнастика

Слайд№2. Педагог. Вот мы и прибыли к тому месту, где начинается город Красивой речи. И на нашем пути Звукоулица. Ребята, как вы думаете почему она так называется?

Дети. Там звучат разные звуки.

Педагог. А какие бывают звуки?

Дети. Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.

Педагог. Если Звукоулица находится в городе Красивой речи, значит там звучат только красивые и правильные речевые звуки. А вы уже все звуки научились произносить красиво? Тогда покажите.

Чики-чики-чики-чок-

Не стесняйся, язычок.

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись :

Где-то собаки рычали : р-р-р.

В стойле коровы мычали : м-м-м.

В комнате мухи жужжали : ж-ж-ж.

Мимо машины бежали : тр-р-р.

В небе далеком гудел самолет : л-л-л.

Свистели от ветра все провода : с-с-с.

Капала в кухне из крана вода : к-к-к.

Перекликались в ночи поезда : ч-ч-ч.

Листья под ветром шумели : ш-ш-ш.

А комары все пели : з-з-з.

Педагог : Молодцы, язычки работают отлично

Педагог. Ребята, посмотрите, я вижу чудо-парк. Какие красивые деревья выросли в нем! А какие деревья знаете вы?

Дети отвечают.

Педагог : А вот четыре необычных дерева. Это дерево выросло из слова «море» , а это – из слова «холод» , «боль» , «Вы когда-нибудь встречались с такими чудо-деревьями?

Дети. Да, это деревья, на которых растут родственные слова.

Педагог. А что такое родственные слова?

Дети. Слова родные друг другу, у них общий смысл.

Педагог. Ребята, посмотрите, что-то эти деревья выглядят больными. Наверное, на них появились листочки-слова, не родные им? Давайте им поможем. Разделитесь на две группы, прочтите слова на листочках и скорее найдите не подходящие, т. е. не родственные словам «море» , «вода» .

Море-морской-морщина;

Холод-холодный-холмик;

Боль-большой-больница;

Лисица-лисенок-лист

Педагог. Почему, вы решили, что эти слова не родственные?

Дети. У них другой смысл.

Педагог. Ну молодцы, теперь деревья будут хорошо себя чувствовать. А нам пора отправляться дальше.

Выделение первого и последнего звука в слове

Слайд№ 3. Педагог. Перед нами река Звенящая. Здесь записка!

Река Звенящая вас ждет,

Но не пройти ее вам вброд.

Кирпичики сложите в мостик

И поспешите ко мне в гости

(Царица-Грамматика)

Ребята, возьмите каждый по кирпичику и подумайте, как их можно сложить, чтобы получился хороший мост?

Нужно кирпичики сложить так, чтобы последний звук в названии картинок, нарисованных на кирпичиках, оказался первым в следующем кирпичике-картинке. (дети складывают мостик и проходят по нему)

Слайд№4.

Физминутка :"У речки".

Закрепление навыков звукового анализа

Вы загадки разгадали,

Очень быстро пробежали.

Но смотрите, вперед

Очень мощные замки!

Ребята, что же делать, как нам пробраться в город, как открыть замки ?

Здесь снова записка : «Ключ к замку ты подбери, в город поскорей войди!»

(На замках изображена звуковая схема слов, а на ключах- картинки. Нужно подобрать ключ в соответствии со звуковой схемой слова.)Возьмите ключ и найдите звуковую схему слова, нарисованного на ключе, и мы увидим, какой ключ от какого замка.

Педагог. Молодцы! Вот и город Буквенный.

А теперь нас встречает гусеница.

Навыки слогового анализа .

Я- гусеница не простая,

Гусеница слоговая .

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с нами

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперед,

Кто слова во мне найдет.

Здесь зашифрованы дикие животные. Попробуйте угадать, какие :

Составление предложений с заданными словами

Слайд№5.(Проверка выполненного задания)

И т о г з а н я т и я

Педагог. Ребята, вот мы и дошли до замка царицы Грамматики, но похоже дом закрыт, а дверей записка.

«Я прошу у вас прощенья,

Что не застали вы меня,

Много дел, но очень рада,

Что вы здесь, а вот награда"

Слайд№8. Дети награждаются дипломом за активное участие в путешествии в гости к царице Грамматике.

Вносится шкатулка с надписью :

И девчонки и мальчишки

Могут все узнать из книжки

И такой подарок, дети,

Интересней всех на свете!

(Дарю детям "Азбуку")

Вот и закончилось наше путешествие . Это книжки- подарок за ваше трудолюбие, старание и умение дружить!

Публикации по теме:

Итоговое открытое логопедическое занятие в подготовительной логопедической группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,.

«Заюшкина избушка». Открытое совместное с родителями логопедическое занятие в старшей группе Тема: «Заюшкина избушка» Цель: Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребёнка через обучение.

Итоговое занятие «Сказочное путешествие» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №78 комбинированного вида» Итоговое, интегрированное занятие в.

Открытое интегрированное занятие по речевому развитию в старшей группе «Сказочное путешествие» Образовательная область: «Познавательное развитие» Формы непосредственной образовательной деятельности: познавательная деятельность;.

Открытое логопедическое подгрупповое занятие «В гостях у лягушки-говорушки» Открытое логопедическое подгрупповое занятие учителя-логопеда Бубновой М. Е. «В гостях у лягушки – «говорушки» Цель: Автоматизировать четкое.

Открытое логопедическое занятие в ДОУ

«Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах.

По мотивам сказки Г.-Х. Андерсена «Дюймовочка»

(с использованием ИКТ)

Учитель-логопед: Омельчук М. Н.

Задачи: автоматизировать и дифференцировать звуки Ш-Ж в слогах и сло-вах; развивать и активизировать моторику артикуляционного аппарата; развивать общую и мелкую моторику; фонематический слух, фонематичес-кое и зрительное восприятие, память, воображение, учить определять место звука в слове, формировать грамматический строй речи: согласовывать при-лагательное с существительным, в соответствии с родом имени существи-тельного, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Оборудование: волшебная палочка, картонный цветок, маленькая кукла (Дюймовочка), игрушки: лягушка, мышка, картонная ласточка; разрезная картинка «Жук»; дидактические игры «Большой-маленький», презентация к игре «Загадочные картинки», «Живое-неживое», презентация картинок с изображением пушки, машины, шарфа, жабы, пружины, волшебника, шахматов, ежа, шмеля, моржа, шапки, жука, жирафа, лошади, кошки.

Ход занятия:

1.Организационный момент.

Дети, я знаю, что вы любите сказки. Я приглашаю вас в очень интересную сказку Г.-Х. Андерсена. Для этого у меня есть специальная волшебная палочка. Сейчас я взмахну волшебной палочкой «раз-два-три» и...

2.Основная часть.

Сказка начинается. В одной волшебной стране распустился необыкновен-ный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали… (Дюймовочка). Что с ней приключилось? (Логопед достает жабу). Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её делать зарядку для язычка, чтобы жаба могла лучше ловить комаров.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Язычок знаком нам, дети, (Широко открыть рот)

Мы его улыбкой встретим. Он окно не закрывает,

(Широко улыбнуться, Кверху кончик поднимает,

Растянуть губы) (Кончик языка тянется к носу)

Это язычок пришел. Он окно не закрывает,

(Высунуть язык) Книзу кончик опускает.

Вправо он сейчас пошел. (К подбородку)

(Тянуться кончиком языка вправо) Ротик свой не закрывает,

Все, что нужно, увидал Индюков он приглашает.

И налево зашагал. («Индюки»)

(Тянуться кончиком языка влево) Поиграл наш язычок,

Погулял совсем немножко, Лег поспать он-и молчок.

Широко открыл окошко. (Закрыть рот)

Жаба отпустила девочку. Отправилась Дюймовочка дальше.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА. АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОГАХ

Ей навстречу летело какое-то насекомое и по дороге оно рассыпалось. Соберите его и мы узнаем кто это. Дети собирают жука.

Да, Дюймовочка встретила жука. Давайте назовем части тела жука.

(Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок).

Если жук умеет летать, значит это какое насекомое? (Летающее). Послушаем, как разговаривают жуки, и повторим, сначала все вместе:

ша-ши-шо жи-жу-жа жи-ши-жи

ши-шу-ша жо-жа-жу ша-жа-ша

а теперь по одному:

жа-ши-жа жи-шо-жу ша-ши-жа

Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда. Я буду называть большую посуду, а вы-маленькую для девочки.

чашка-чашечка кружка-кружечка ковш-ковшичек

ложка-ложечка нож-ножичек дуршлаг-дуршлачок

Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас размяться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Имитация движений с речью

На лужайке, на ромашке На большой ромашке.

Жук летал в цветной рубашке. Не хочу держать в руках-

Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Пусть лежит в кармашке.

Я с ромашками дружу. Ой, упал, упал мой жук

Тихо по ветру качаюсь, Нос испачкал пылью.

Низко-низко наклоняюсь. Улетел зеленый жук,

Я нашла себе жука Улетел на крыльях.

АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ Ш-Ж В СЛОВАХ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТА ЗВУКОВ В СЛОВЕ.

Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Загадочные картинки».

Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки, но прошел дождь и смыл часть этих рисунков. Догадайтесь, что она нарисовала? Какой шипящий звук в слове? Определите место звука в слове. Картинки: шуба, желудь, чашка, шапка, ежик, жук.

«Насекомые»

Жук жужжит, жужжит, жужжит (Подушечками пальцев правой руки по-

И по веточке бежит. очередно нажимать на аппликатор).

Вот комар к нему летит (Подушечками пальцев левой руки по-

И звенит, звенит, звенит. очередно нажимать на аппликатор).

А трудяга муравей (Подушечками пальцев обеих рук по -

Груз несет для всех друзей. очередно нажимать на аппликатор).

Прилетела к нам вчера (Подушечками пальцев обеих рук хао-

Полосатая пчела. тичные нажимы на аппликаторе).

А за нею шмель-шмелек («Бегут» пальчики правой руки).

И веселый мотылек, («Бегут» пальчики левой руки).

Два жука и стрекоза, (Подушечками пальцев обеих рук хао-

Как фонарики глаза. тичные нажимы на аппликаторе).

Пожужжали, полетали, («Бегут» пальчики обеих рук).

От усталости упали. (Уронить пальчики на аппликатор).

Пока наши пальчики тренировались, Дюймовочка кого-то встретила. Кого она встретила вы узнаете, отгадав загадки:

Пшенная каша-в ложке, На плошке железная крышка.

Ложка-в широкой плошке, На крышке-голодная…

Правильно, Дюймовочка встретила мышку. (Логопед показывает мышку).

И еще одна загадка:

Угадайте, что за птичка: Беленькая с живота,

Темненькая невеличка, Хвост раздвинут в два хвоста.

(ласточка)

Презентация (использование ПК): дидактическая игра «Живое-неживое».

Мышка и ласточка, рассматривая картинки, поспорили, что на картинке нарисовано: живое или неживое. Они совсем запутались. Давайте поможем им, распределим картинки в нужные кармашки. Определим место шипящих звуков в словах. Дети выполняют задание.

3.Заключительная часть.

Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка? Дети перечисляют: жабу, жука, мышку и ласточку.

В каких из этих слов есть звук Ш. Определите место звука в слове? А в каких словах есть звук Ж? Определите место звука в слове. А в слове ласточка есть шипящие звуки? Нет.

Ласточке пора улетать в жаркие страны. Дюймовочка забирается ей на спину и они улетают. Нам тоже пора. Возвращаемся из волшебной страны с помощью волшебной палочки: «раз-два-три».

4.Домашнее задание.

Работа по карточкам. (Детям раздаются карточки). Назвать предметы, в названиях которых есть шипящие звуки и определить место звука в слове.

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Радуга» «Введение в основной курс» Открытое занятие по коррекционному обучению Возраст детей: 6-7 лет Н....

  2. Загрузка... Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей" (2010-2015) Полынкова Елена Анатольевна, учитель начальных классов Статья отнесена к разделу: Преподавание в начальной школе Цели...

  3. Загрузка... Тема: «Путешествие в Олимпийский Сочи» Содержание непосредственной образовательной деятельности: I. Организационный момент Проходят в группу, садятся на стулья Здравствуйте ребята! - Я Олимпийский заяц,...

  4. Загрузка... Логопедическая олимпиада. Цели: развивать интерес у детей к спорту. Расширение и обогащение представлений о зимних видах спорта, систематизировать знания о данных видах спорта, совершенствование...

  5. Загрузка... Открытое логопедическое занятие

- обобщить и систематизировать знания детей о зиме , учить подбирать ассоциацию к слову, учить подбирать родственные слова, совершенствовать умение образовывать существительные родительного падежа множественного числа;

Пополнять активный словарь эпитетами, сравнениями;

Формировать умение по порядку выделять звуки в словах;

Совершенствовать оптико-пространственные представления, умение соединять отдельные элементы в единое целое (букву), узнавать букву с помощью тактильных ощущений, учить детей исследовательской деятельности, умению сравнивать предметы, побуждать размышлять, выражать свои мысли развёрнутой фразой, совершенствовать умение детей отгадывать загадки;

Вызывать радость от выполнения заданий;

Оборудование: демонстрационный материал по теме, раздаточный материал по теме, лото «Времена года », игра «Необычный конструктор» (элементы букв), буквы разрезной азбуки, игрушки снеговик, корова, загадки о зиме, вырезанные из бумаги снежинки разнообразной формы, мяч «снежок», пластилиновые буквы, ведро для сугроба, цветной картон, клей, соль, запись музыки для психогимнастики.

Ход логопедического занятия в детском саду

Организационный момент

Логопед читает четверостишие, дети стоят в кругу:

Наши ушки на макушке,

Глазки хорошо открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Дидактическая игра «Каждый знает»:

Сядет на стульчик тот, кто назовёт мне правильное слово. Ребятам предлагается закончить предложение и назвать слова:

«Каждый знает, что белым бывает… ». (Варианты ответов детей)

Детям предлагается отгадать загадки

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту. (снег)

Дом ее на белой туче,

Но ей страшен солнца лучик.

Серебристая пушинка,

Шестигранная … (снежинка)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим … (лед)

Чьи рисунки на окне,

Как узор на хрустале?

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз.

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец – … (сосулька)

Раскрыла снежные объятья,

Деревья все одела в платья.

Стоит холодная погода.

Какое это время года? (зима)

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица

Белокоса, белолица,

Как махнула рукавом -

Все покрыла серебром. (зимние месяцы)

Щиплет всякого за нос

Зимний дедушка … (мороз)

Уточнение времени года, зимних месяцев, признаков зимы.

Как вы думаете, о какой царице говориться в этой загадке? (О зиме.)

Как вы думаете, подходят ли зиме определения «белокожа», «светлолица»? Почему?

На какой тройке прилетела зима? Что за скакуны в этой тройке? Назовите их.

(Это - зимние месяцы – декабрь, январь, февраль.)

Скажите, какие дни зимой?

Зимой дни короткие.

Какая погода зимой?

Зимой холодно, морозно. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо. Часто снегопады. Метут метели, вьюги.

Что происходит с лужами, реками, морями?

Реки, лужи, моря зимой замерзают, покрываются льдом.

Чем покрыта земля зимой? Какие деревья?

Снег покрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветках деревьев. Деревья стоят голые, без листьев.

Зима приносит с собой много интересных и необычных природных явлений: снег со своими красивыми снежинками, мороз, рисующий забавные рисунки на окнах, лед, позволяющий нам кататься на коньках и т.д. А Новый год и Рождество – разве было бы так весело встречать их без снега и мороза?

Дидактическая игра «Гирлянда ассоциаций»

Ребята, я вам сейчас брошу снежок и скажу слово, а вы назовите то, что первое пришло в голову, что вы представили, назовите свою ассоциацию, связанную с этим словом.

Новый год

Гирлянда

Дед мороз

Снеговик

Ребята, по дороге в садик я встретила Снеговичка. А представляете, на чём он прилетел?.. На Корове. Он сказал, что его послал Дед Мороз. Но по дороге к нам он упал, и потерял самое любимое слово. Давайте поможем ему разобраться. И выберем из множества слов то, которое нужно Снеговичку.

Задание 1

Игра «Летела корова»

Игроки сидят в кругу и, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:

Летела корова, сказала слово.

Какое слово сказала корова?

Кому выпадает очередь отвечать, называет любое слово, например, «вода». Его сосед вместе с хлопком говорит первую букву этого слова следующий – вторую, и так до конца слова, до последнего «а».

Задание 2

Дидактическая игра «Собери словечко»

С, У, П; П, У,Х; С,О,Н; К,О,М; К,О,Т; Д,Ы,М; Л,Е,С; З,И,М,А;

Ну, наконец – то мы нашли. Конечно, это слово ЗИМА

Вот к нам и пришла зима

На деревьях бахрома.

Из окна не виден двор.

Все стекло покрыл узор.

Задание 3

Дидактическая игра « Один – много»

Ребята, давайте мы покажем снеговичку, что мы о зиме очень много знаем.

Скажите, чего много зимой?

Снег – много снега

Лёд – много льда

Снежинка – много снежинок

Санки – много санок

Вьюга – много вьюг

Снеговик - много снеговиков

Снежок – много снежков

Сосулька – много сосулек

Гирлянда – много гирлянд

Снегирь – много снегирей

Звезда – много звёзд

День – много дней

Ночь – много ночей

Забава – много забав.

Праздник – много праздников

Задание 4

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

А теперь скажите, чего зимой не бывает и почему.

Логопед называет цепочку слов, дети выделяют лишнее слово, объясняют, почему.

Почки, метель, снег, мороз.

Снежинка, цветы, снеговик, вьюга.

Зима, подснежник, снегурочка, снегопад.

Мороз, лёд, листопад, холод.

Снегурочка, метель, жара, сосулька

Задание 5

На столе разложены картинки с изображением зимы и других времён года. Детям предлагается выбрать картинки «ЗИМА – не ЗИМА» и составить по ним предложения

Задание 6

Дидактическое упражнение «Как сказать одним словом?»

А теперь мы с вами хорошенько подумаем и назовём одним словом:

Замерзшая вода (лед);

Падает снег (снегопад);

Сильная метель (вьюга);

Снег прилип к деревьям (иней).

Дидактическая игра «Чем похожи и непохожи?»

А теперь подумайте, чем похожи и непохожи

Лёд и снег.

Лёд и стекло

Снег и вата

Задание 7

«Подбери признаки»

Ребята, а скажите, какая зима, мороз, снег, снежинка?

Зима – холодная, морозная, снежная, веселая…

Мороз – сильный, злой, крепкий, слабый…

Снег – белый, пушистый, мягкий, колючий, искристый, серебристый…

Снежинка – красивая, ажурная, белая, лёгкая, маленькая, волшебная…

Психогимнастика «Снежинки»

Давайте представим себе, что мы маленькие веселые снежинки, которые падают из тучки. Их ровные белые ручки – лучики помогают опускаться на землю. Снежинки кружатся, играют друг с другом и укрывают все вокруг белым, пушистым ковром.

Выполняется под музыку.

Кружатся снежинки в воздухе морозном,

Дети медленно кружатся имитируя полет снежинок.

Падают на землю кружевные звезды.

Приседают.

Вот одна упала прямо на ладошку.

Сдувают невидимую снежинку с ладони.

Ой, не тай снежинка, подожди немножко!

На столе «сугроб» на сугробе лежат снежинки с заданиями

Ребята! Как их много, давайте посчитаем, сколько... «Сосчитай снежинки». Посмотрите, что принесли нам снежинки. Это наверное, новые задания

Задание 8

Ребята, посмотрите, записочка

Логопед читает:

Ты в ведёрко не смотри,

Чудо-буковку возьми

Ты узнай её, не глядя,

А потом её сложи

Игра «Волшебный мешочек»

Дети достают букву, на ощупь узнают её, из отдельных частей выкладывают букву.

Игра «Необычный конструктор».

Затем придумывают на неё слово. Логопед просит детей назвать в слове первый и последний звуки, найти позицию одного из звуков в слове.

Задание 9

Игра «»Буквы рассыпались»

Снеговичок предлагает нам сесть за столики.

Детям предлагается из «рассыпанных букв» собрать понятное слово

Задание 10

Игра «Солёные буквы»

Снеговичку понравилось, как мы справляемся с заданиями. И он решил нам сделать подарок. Это мешочек снега. Но этот снег волшебный, он не тает. (Логопед достаёт мешочек с солью). И мы сейчас тоже снеговику сделаем на память подарок.

На листе картона клеем пишутся буквы. Дети засыпают листы солью, затем стряхивают, на листе остаётся только изображение буквы.

Задание 11

«Назови родственные слова»

А теперь послушайте стихотворение и найдите родственные слова. Мы помним, что это те слова которые звучат похоже и связаны друг с другом по смыслу. Давайте поищем, в каких словах спряталось слово «СНЕГ»

Тихо-тихо, как во сне,

Падает на землю снег

С неба всё скользят пушинки –

Серебристые снежинки.

На посёлки, на лужок

Всё снижается снежок.

Вот веселье для ребят –

Всё сильнее снегопад.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в снежки,

Словно в белый пуховик

Нарядился снеговик.

Рядом снежная фигурка –

Это девочка-снегурка.

На снегу-то, посмотри-

С красной грудкой снегири.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил снег.

В конце занятия детей хвалят за работу. Каждый ребёнок получает приз: раскраску и конфеты-льдинки

Елена Барышова
Конспект интегрированного логопедического занятия для старших дошкольников с ОНР «Путешествие в будущее»

Аннотация :

подгрупповое логопедическое занятие «Путешествие в будущее » составлено учителем – логопедом Барышовой Е . А. для детей подготовительной к школе группы с ОНР (общим недоразвитием речи) и направлено на автоматизацию поставленного звука [с] в словах и предложениях.

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия . В нём отражены коррекционные задачи в соответствии с лексической темой. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.

Речевой материал - чистоговорки и пословицы, используемые в ходе занятия , способствуют развитию у детей слухового внимания, фонетического слуха и восприятия.

Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса у детей . Конспект адресован учителям- логопедам , воспитателям логопедических групп ДОУ и родителям.

Цель : автоматизация поставленного звука [с] в словах и предложениях.

Интегрированная область : познание.

Форма проведения : подгрупповая

Программное содержание :

Образовательные :

формировать у детей представление об окружающем мире;

формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;

формировать знания детей о роли человека в жизни природы, правилах поведения на природе;

активизировать словарный запас по теме «Природа и человек» .

Коррекционно-развивающие :

закреплять четкое произнесение звука [с] в слогах, словах и предложениях;

развивать фонематический слух, восприятие;;

работать над звуковым анализом и синтезом слов ;

развивать умственные операции сравнения и обобщения;

развивать познавательный интерес ко всему живому , наблюдательность, фантазию;

развивать мелкую и общую моторику; координацию речи с движением;

развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, восприятие.

Воспитательные :

воспитывать эмоционально-положительное отношение к окружающему миру,

воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять;

воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Предварительная работа :

1. постановка и автоматизация звука [с] в слогах.

2. Беседа с детьми на тему «Взаимодействие человека с природой» .

3. Проговаривание с детьми «Правила поведения в лесу» .

4. Разучивание пословиц о лесе.

5. Развитие лексико-грамматических категорий речи посредством различных дидактических игр.

6. Чтение детям сказки : «Домовенок Кузька» , автор : Татьяна Александрова.

Оборудование :презентация к занятию , интерактивная доска , стулья по количеству детей, мяч, сундучок, листочки, подушки., индивидуальные зеркала для артикуляционной гимнастики.

Ход занятия

IОрганизационный момент :(в музыкальном зале дети встречаются с логопедом в образе сказочного героя «Сосновика» )

Сосновик : добрый день ребята, я лесной житель, зовут меня Сосновик, я прилетел к вам из будущего . Вы узнали меня? Из какой я сказки?

Дети : из сказки про «Домовенка Кузю» ? Ты лесной братецЛесовичка.

Сосновик : правильно ребята, а прилетел я к вам не просто так, мне очень нужна ваша помощь. В моем лесу твориться что-то странное и не понятное. Вы поможете мне?

Дети : поможем.

II Основная часть

Сосновик : тогда я вас приглашаю отправиться со мной в путешествие в будущее . А отправимся мы с вами на волшебных листочках.

(Дети садятся на подушки, которые сделаны в форме листков) .

Сосновик : ребята, но наши волшебные листочки смогут полететь только тогда, когда мы сделаем гимнастику для правильного и красивого произнесения первого звука моего имени. Вы уже догадались какой это звук?

Дети : да. Это звук [с].

Сосновик : правильно ребята, давайте все вместе дружно произнесем этот звук (произношение изолированного звука, а что вы знаете про этот звук?

Артикуляционный уклад звука

Дети : когда мы произносим звук [с], у нас язычок находиться за нижними зубами, а губы улыбаются

Характеристика звука

Дети :он согласный, твердый, глухой.

Сосновик : молодцы, ребята. Какие упражнения мы будем выполнять?

Дети :«Улыбка – Трубочка» , «Лопаточка» , , «Чистим зубки» , «Горка» (взрослый произносит артикуляционную гимнастику в стихах, дети в это время выполняют ее и смотрят в индивидуальные зеркала, которые раздаем им взрослый).

Артикуляционная гимнастика

(специальные артикуляционные упражнения для свистящих звуков)

1.«Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ, формирование уклада губ, необходимого для многих звуков русской речи).

Описание : Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении 3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

2. «Лопаточка» (расслабление мышц языка, удерживание языка широким, распластанным)

Описание : Рот открыт, язык спокойно положить на нижнюю губу, удерживать его широким на нижней губе 3-7 сек.

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

3. «Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка) .

Описание : Упражнение «Лопаточка» , пошлепать по языку верхней губой со словами «пя-пя-пя» . Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

Губками пошлепаем.

4. «Чистим зубки» (научиться удерживать кончик языка за нижними зубами) .

Описание : Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая языком движения из стороны в сторону.

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

5. «Горка» (научиться удерживать язык в положении необходимом для правильного произнесении свистящих звуков, развитие силы мышц кончика языка).

Описание : улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка упирается под нижние зубы, широкий язык приподнять «горкой» . Удерживать язык 5-10 секунд.

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Сосновик : вот ребята посмотрите, мы уже и на месте, даже не заметили как добрались до моего лесочка. (на слайде № 4изображение вырубленного леса) . Ну как вам, нравиться мой лес?

Дети : нет, он страшный, скучный и темный.

Сосновик : вот дети и мне он тоже не нравится, но я ничего сделать не могу, я остался в нем совсем один, ни птиц, ни животных, даже насекомых не осталось в нем (сосновик плачет) .

Дети : не плач сосновик, мы тебе поможем.

Сосновик : правда? Тогда давайте пройдем по тропинке, я покажу вам, чтонаходится там.

Координация речи с движением «Прогулка»

Дружно за руки возьмемся,

В лес зеленый мы пойдем.

По полянке мы пройдемся,

Песню весело споем.

Нагибайся, погляди-ка,

Что краснеет под кустом?

Ты не прячься, земляника,

Все равно тебя найдем!

Комары звенят над нами,

Комары кусают в лоб

Мы воюем с комарами,

Мы в ладоши хлоп, хлоп, хлоп.

Дети идут парами

расходятся по поляне, «собирают ягоды»

отмахиваются от «комаров»

громко хлопают в ладоши

Сосновик : ну вот мы и пришли, что вы видите, ребята? (слайд № 5,6)

Дети : везде мусор, грязно и муравейник сломан, деревья без листочков.

Сосновик : вот, вот, ребята, так я живу среди мусора в скучном и дремучем лесу. Но я знаю, как вы сможете мне помочь одеть все деревья в их красивые наряды, просто нужно вам вспомнить, у кого какие листочки растут. Какие листья у осины (в это время за каждый ответ ребенка на слайде № 7 появляется по листочку на дереве).

Дети : осиновые.

Сосновик : какие листья у березы?

Дети : березовые листья.

Сосновик : молодцы, ну а какие листочки у сосны? Сосновые листья, правда?

Дети :у сосны не листочки, а иголки.

Сосновик : ой, какие внимательные, не удалось мне вас обмануть. Посмотрите ребята, какой наряд получился у нашего дерева, и сразу полянка наша стала какой-то не такой как раньше. Какая теперь она?

Дети : светлая, солнечная, красивая.

Сосновик : а еще она станет краше, если на ней вырастут цветы, грибы и другие деревья, но только если вы правильно отгадаете мои загадки, готовы?

Дети : да.

Взрослый загадывает детям загадки и после каждого ответа детей на полянке появляется цветы, грибы и деревья (слайд № 8)

Загадки (отгадки всех загадок в названии имеют звук [с]) :

Он растет на длинной ножке

С лепесточками, как рожки,

Голова его крупна,

Черных семечек полна.

(Подсолнух)

Так маленького Васю называют

И те цветы, что в поле собирают.

(Василек)

Первым вылез из землицы

На проталинке,

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

(Подснежник)

Что за гриб стоит на кочке

В красном бархатном платочке? (Подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

(Сыроежки)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я растуВ высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(Сосна)

Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?

(осина)

Сосновик : молодцы, вы сумели отгадать все лесные загадки. Какая красивая полянка у нас теперь. Но мне кажется, что на нашей полянке чего-то не хватает. Почему не так светло?

Дети : потому что на небе не светит солнышко.

Сосновик : правильно, а давайте мы его позовем?

Дети : давайте (дети садятся на стульчики) .

Гимнастика для глаз

«Лучик солнца»

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка лучик повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду. Дети моргают глазками

Дети делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

Сосновик : вот и солнышко к нам в гости пожаловало (на слайде № 8 появляется солнце) . Ребята, а вспомните, пожалуйста, с каким предметом Кузя приходил в мой лесочек?

Дети : с сундучком.

Сосновик : дети, скажите,сколько слогов в слове «сундук» .

Звуко-слоговый анализ слова

Дети :(считают количество слогов в слове хлопками ) : два слога.

Сосновик : правильно. Этот сундучок я хочу вам показать, но открыть его не так-то просто, нужно произнести волшебное заклинание :

Закрепление произношения звука [с ]всловах

(сначала произносит взрослый, потом дети) :

Ас-ас-ас-ананас

Ось-ось-ось-лось

Усь-усь-усь-гусь

Ись-ись-ись - отворись

Сосновик : вот мой сундучок и раскрылся, посмотрите, что в нем?

Развитие фонематического восприятия

(педагог достает из сундучка листочки и показывает их детям)

Сосновик :это лиШточки?

это литочки?

это лиЗточки?

это лиСточки?

Дети : листочки.

Сосновик : правильно, листочки, но они, как и сундучок волшебные. Они приготовили для нас задания, чтобы мы могли с вами помочь моему лесу стать прежним. Будем разгадывать?

Дети : будем.

Закрепление произношения звука[с] в предложении

Сосновик :(достает один листок и читает детям задание) : нам нужно с вами проговорить чистоговорки со звуком [с] (сначала взрослый, потом дети) :

Са-са-са–под кустом сидит лиса

Со-со-со - хвост лисы как колесо.

Су-су-су–тихо осенью в лесу

Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Сосновик : хорошо, справились, теперь второе задание : назвать лесных жителей, в названии которых есть звук [с]?

Дети : лиса, суслик, сова, лось.

Сосновик (читает третье задание) : а теперь расскажите где же находится звук [с] в этих словах?

Звуковой анализ слов

Дети (полным ответом отвечают) :

в слове лиса звук [с] находится в середине слова;

в слове суслик звук [с] находится в начале и в середине слова;

в слове лось звук [с] находится в конце слова;

в слове сова звук [c] находится в начале слова.

(в это время на слайде № 8 появляются животные) .

Сосновик : хорошо, и с этим заданием вы справились, а теперь четвертое задание (читает, вам, ребята, нужно сказать слова перевертыши, то есть наоборот

Дидактическая игра «Скажи наоборот» .

(взрослый кидает ребенку мяч, который достает из сундука и произносит слово, ребенок в ответ говорит ему слово наоборот и кидает мяч и так с каждым ребенком):

Разрушать – строить

Темный – светлый

Сильный – слабый

Смелый – трусливый

Сосновик : молодцы, остался у нас последний волшебный листочек (читает задание) вам нужно посчитать зверей от одного до пяти, лиса, лось, суслик

Дидактическая игра «Посчитай от одного до пяти»

Дети (хором проговаривают и загибают пальчики на руках) :

одна лиса, две лисы, три лисы, четыре лисы, пять лис;

один лось, два лося, три лося, четыре лося, пять лосей;

один суслик, два суслика, три суслика, четыре суслика, пять сусликов.

Звучит фрагмент музыкального произведения.

Сосновик : вот какие молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями. И все лесные жители зовут вас с собой поиграть, хотите (слайд № 9)

Дети : хотим.

Координация речи с движением

«На полянке» .

На полянке поутру

Мы затеяли игру.

Я - подснежник, ты - вьюнок,

Становитесь в наш венок.

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

А теперь мы ручейки,

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,

Станет озеро большим.

Становитесь в круг опять-

Будем в солнышко играть.

Мы – весёлые лучи,

Мы – резвы и горячи. дети встают в круг, берутся за руки

делают 4 шага назад

бегут по кругу

раздвигают круг

смыкают круг

тянутся на носочках, руки вверх

прыгают на носочках

Сосновик : как же теперь весело стало у меня в лесочке, сразу песни запели птицы, цветы начали расти, все лесные жители вернулись домой. Да и вам ребятушки пора в детский сад возвращаться (дети садятся на подушки и выполняют пальчиковую гимнастику) .

Пальчиковая гимнастика "Кого встретили в лесу?"

Раз, два, три, четыре, пять –

мы в лесок ходили гулять.

Там живет лиса.

Там живет олень.

Там живет барсук.

Там живет медведь.

«шагать» по ладошке средним и указательным пальцами

рукой показать хвост за спиной пальцы рук разведены в стороны

кулачки прижать к подбородку

руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя

Дети встают с подушек и садятся на стулья.

III Итог занятия

Рефлексия

Смысловая рефлексия занятия :

– Ребята, где мы сегодня с вами побывали?

– Что вы нового для себя узнали (дети отвечают)

Сосновик : дети, а как вы думаете, почему произошла с моим лесом такая беда, кто же виноват был в этом?

Дети : человек, потому что он не берег природу. Не убирал за собой мусор, рубил деревья.

Сосновик : правильно ребята, сейчас мы с вами вспомним все правила поведения в лесу, чтобы в будущем у нас не было таких лесов.

“Правила поведения в лесу” (слайд №10)

1. Ветки не ломать, деревья не калечить, не делать на них вырезки, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. Не подходи близко к гнездам птиц, не прикасайся к гнезду, иначе птицы могут покинуть гнездо навсегда.

3. Береги муравейники. Помни – муравьи – санитары леса.

4. Не разжигай костер. От огня погибают растения, задыхаются животные и насекомые.

5. Не рви цветы, за тобой пройдут сотни людей, и им тоже будет приятно видеть цветы.

6. Не лови ради забавы бабочек, стрекоз и других животных.

7. Не сори в лесу. Убирай за собой мусор и стеклянную посуду. Пожар в лесу может возникнуть от брошенной стекляшки.

Сосновик : я надеюсь, ребята, что вы будете соблюдать все эти правила и вас будут окружать только чистые, красивые леса, в которых будет полно животных, грибов, ягод, цветов и птиц.

Эмоциональная рефлексия занятия :

– Что понравилось вам больше всего в нашем путешествии ?

– Что не понравилось?

– Что было самое трудное (дети отвечают)

Домашнее задание

Сосновик : если вам понравилось наше путешествие , расскажите маме и папе, а потом попробуйте нарисовать картинку того будущего , в котором бы вы хотели жить. Постарайтесь передать в картинке свое настроение. А на прощание я хочу вам рассказать одну пословицу, которую вы должны запомнить :

Лес – богатство и краса, береги свои леса (слайд №11)

(дети повторяют за взрослым пословицу)

Работаю воспитателем в логопедической группе, МБДОУ д/с 67 города Белгорода. Имею высшее педагогическое образование по специальности учитель начальных классов, опыт работы в педагогической сфере составляет 20 лет. Работая на логопедической группе, я реализовываю свой потенциал. Все занятия мной проводятся в игровой форме, что помогает детям усвоить материал, развить внимание, память, воображение и речь.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста логопедической группы.

Тема: «Путешествие в сказочный лес»

Программное содержание:

  • Закрепить различные виды транспорта, геометрические фигуры, основные цвета, умение делить слова на слоги.
  • Развивать фонематическое восприятие и звуковой анализ слова.
  • Закреплять звук и букву -х-
  • Учить слияние букв в слоге.
  • Развивать логическое мышление, концентрацию внимания, память, восприятие.
  • Воспитывать интерес к окружающему миру, познавательный интерес, эмоциональную чуткость.

Оборудование:

  • геометрические фигуры разног цвета и размера.
  • картинки с изображением животных.
  • слоговые карточки.
  • игрушка хомячка.
  • буква-клоун –Х-

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Дети с воспитателем входят в группу, садятся на свои места. Воспитатель обращается к детям:

Сегодня мы с вами отправимся в необычное сказочное путешествие.

Приготовились! Ой, ребята. Я совсем забыла. У нас нет транспорта.

2. Дидактическая игра «Собери транспорт».

Дети вытягивают из волшебного короба геометрические фигуры, непроизвольно соединяя их на доске, называя форму и цвет.

Собирается транспорт из геометрических фигур.

Вот какой получился необычный транспорт.

А как он будет передвигаться?

Вытягивают картинки (колесо — ехать, крылья – лететь, волны – плыть)

Значит это….(наземный, воздушный и водный транспорт)

А теперь отправляемся в путешествие.

Мы попали в сказочный лес. А кого и что мы можем встретить на своем пути?

3. Дидактическая игра «Продолжи ряд».

  • воробей, ворона, сорока…
  • бабочка, муха, оса….
  • береза, осина, дуб…
  • мухомор, опенок, лисички…

4. Отгадайте загадки.

(отгадки делим на слоги, характеризуем первый звук в слове.)

Стройный, быстрый.
Скачет по лесу весь день
Называется….(олень)

Хитрая плутовка,
Рыжая головка.
Пушистый хвост – краса
Кто это … (лиса)

Он всю зиму в шубе спал.
Лапу бурую сосал.
А проснувшись стал, реветь
Это зверь лесной … (медведь)

Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю.
Здесь под крышей обитаю
Чик – чирик! Не робей
Я бывалый … (воробей)

Дидактическая игра «Кто лишний» (по выставленным картинкам).

(Воробей – он птица, остальные – звери).

5.Физминутка.

Хомка, хомка, хомячок
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает
Щечки моет,щечки трет.
Поднимает хомка лапки.
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка хочет сильно спать.

Кто с нами делал зарядку? (демонстрируется игрушка)

Он принес любимое лакомство.

Отгадайте, что это?

В поле родился,
На заводе варился,
В стакане растворился. (сахар)

Раскололся тесный домик на две половинки
И посыпались от туда
Бусинки – дробинки (горох)

6. — Что общего у слов: хомячок, сахар, горох? (звук -Х-)

Какой это звук и где находится?

Этот звук не простой, он очень веселый и любит хохотать.

Ха-ха-ха, хо-хо-хо, хи-хи-хи, ху-ху-ху (хором и индивидуально)

Уточнить понятие звук и буква.

Давайте напишем букву — Х — в воздухе.

Давайте прочитаем слоги с этой буквой (ах, ух, ох, их) и наоборот (ха, ху, хо, хи)

А сейчас хомячок предлагает нам с ним поиграть.

7. Дидактическая игра «доскажи словечко».

(.алат, .омяк, .леб, горо., .обот, возду., .вост, .оровод, сме., пету.. .

Вот мы и побывали в сказочном лесу.

Назовите кого мы с вами повстречали?

Нам пора возвращаться назад в детский сад.

8. Итог.

Кто нас встречает?

Веселый клоун, буква -Х-

Клоун -Х- любит наряжаться, но сегодня забыл свой наряд.

Давайте украсим его!

Дети выбирают кружочки разного цвета, в зависимости от своего настроения и прикрепляют на одежду клоуна.

Посмотрите, какой у нас получился клоун!

Алексеева С.И.,
воспитатель логопедической группы