Как проводятся круглые столы. Круглый стол с позиционной технологией работы с текстом

Класс:

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность и теоретическую подкованность педагога, а его умение видеть суть проблемы и находить пути её решения на основе практического применения имеющихся знаний. Как одна из организационных активных форм взаимодействия, позволяющих углубить и укрепить объективную позицию педагога, круглый стол имеет большие возможности для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Идея круглых столов заключается во встрече единомышленников, стремящихся найти общее решение по конкретному вопросу в формате заданной тематики, а также в возможности для всех желающих вступить в дискуссию или полемику по интересующим вопросам. Обсуждение проблемы, обмен мнениями, ценным опытом, налаживание тесных контактов, поиск дополнительных возможностей и дискуссия при обсуждении особых, «горячих» вопросов придаёт круглому столу динамичность и эксцентричность.

Цель круглого стола – раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Задачей круглого стола является мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).
2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

Круглый стол предполагает:

  • готовность участников к обсуждению проблемы с целью определения возможных путей её решения;
  • наличие определённой позиции, теоретических знаний и практического опыта.

Возможна организация такого круглого стола, когда в основу обсуждения преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Таким образом, неотъемлемые составляющие круглого стола:

  • неразрешённый вопрос;
  • равноправное участие представителей всех заинтересованных сторон;
  • выработка приемлемых для всех участников решений по обсуждаемому вопросу.

При проведении круглого стола для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

  • Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).
  • Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.
  • Установить регламент выступлений.
  • Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

Методика организации и проведения «круглого стола»

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

  • выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;
  • подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);
  • подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;
  • подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

Сценарий предполагает:

  • определение понятийного аппарата (тезауруса);
  • краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;
  • перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);
  • разработку «домашних заготовок» ответов, подчас противоречивых неординарных с использованием репрезентативной выборки информации;
  • заключительную речь модератора.
  • оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;
  • консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);
  • подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого стола.

II Дискуссионный этап состоит из: выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации.

  • избегай общих фраз;
  • ориентируйся на цель (задачу);
  • умей слушать;
  • будь активен в беседе;
  • будь краток;
  • осуществляй конструктивную критику;
  • не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Ведущий должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников круглого стола.

  • проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.
  • выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;
  • ответов на дискуссионные вопросы;
  • подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

  • подведение заключительных итогов ведущим;
  • выработку рекомендаций или решений;
  • установление общих результатов проводимого мероприятия.

Организация и проведение круглого стола с применением позиционной технологии работы с текстом. Позиционная технология работы с текстом основана на позиционной модели обучения доктора психологических наук, профессор МГППУ, заведующего кафедрой социальной психологии развития факультета социальной психологии Н.Е. Веракса.

I. Подготовительный этап

  • Выбор темы, проблемы – «Сквернословие – культурная катастрофа»
  • Подбор модератора – это может быть заместитель директора по воспитательной работе.
  • Подбор дискутантов: администрация школы, педагогический коллектив, представители Управляющего совета школы, Совета старшеклассников.
  • Подготовка сценария.
  • Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы.
  • Консультирование участников.
  • Подготовка необходимых материалов на бумажном или электронном носителях.

II. Дискуссионный этап

Предлагаемый нами круглый стол по теме «Сквернословие – культурная катастрофа» проходит 5 «тактов»:

  • Получение и осмысление информации
  • Самоопределение
  • Анализ ситуации. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом.
  • Проектирование
  • Рефлексия

Получение и осмысление информации предлагается через игру «Согласен, не согласен, может быть »

Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». В разных комнатах помещения, в котором проходит круглый стол, прикреплены таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, следующим образом: «Если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю».

Далее участникам предлагаются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие тематику круглого стола. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить совё отношение вышеуказанным способом. Модератор может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности участников круглого стола может быть предложено от 3 до 6 утверждений, например:

  • Говорящий плохое – всегда в убытке. (Григорий Богослов)
  • Злой язык – признак злого сердца. (Публий Сир)
  • Каков человек, такова его и речь. (Сенека)
  • Речь – это показатель ума. (Сенека)
  • Злоречивый язык выдаёт безрассудство. (Плутарх)
  • Берегите чистоту языка, как святыню! (И.С. Тургенев)

Самоопределение

Модератор обращает внимание участников на тему круглого стола. Самой своей формулировкой тема побуждает задуматься о своём отношении к работе по решению данной проблемы в школе и в обществе, как с позиции педагога, так и с позиции члена общества. Далее всем участникам круглого стола предлагается заполнить анкету «Сквернословие в моей жизни» (Приложение 1 ).

Анализ ситуации по теме круглого стола. Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций – включение позиционной технологии работы с текстом

Позиционное работа с текстом начинается с чтения текста Виноградов С. «Сквернословие» (Приложение 2 ). Участники круглого стола делятся на группы (от 2 до 5 человек), выбирают одну из позиционных ролей, предложенных модератором: «тезис», «понятие», «схема», «оппозиция», «апологет», «метод», «ассоциация», «символ». Для творческой интерпретации обсуждаемого текста возможно добавить позиции «поэзия», «театр».
Задачи групп следующие:

  • «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста;
  • «понятие» - определить основные понятия данного текста;
  • «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;
  • «оппозиция» - высказать возражение к основным положениям текста;
  • «апологет» - показать позитивное значение текста, поддержать идеи автора;
  • «метод» - ответить на вопрос: «Каким методом пользовался автор, донося свою мысль до читателя?»
  • «ассоциация» - предъявить те ассоциации, которые вызывает текст (зрительные образы, детские воспоминания и т.д.);
  • «символ» - выразить идею текста с помощью визуального образа, представить символ текста;
  • «поэзия» - донести содержание текста в стихотворной форме;
  • «театр» - донести содержание средствами театра (драма, оперетта, триллер, пантомима).

Участникам круглого стола отводится определённое время для чтения текста в группах (время чтения определяется объёмом текста), выработки предложенной позиции и её презентации. Группам «схема» и «символ» предоставляется возможность оформить свою позицию на доске, листе ватмана или в слайдовой презентации.
Как показывает практика, 20 минут - достаточное время для чтения и подготовки позиции по тексту 5–7 страниц.
Презентация позиции имеет свою ритуальность: каждая группа в полном составе выходит перед аудиторией и обосновывает, иллюстрирует, защищает свою позицию. На этапе «защиты позиции» большое значение приобретает роль модератора в организации и управлении групповой дискуссией.

Проектирование, принятие решений

Это очень важный этап. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы и других учреждений для решения обсуждаемой на круглом столе проблемы и проектирования новых возможностей.

Участникам круглого стола – уже сработавшимся группам предлагается:

  • составить перечень тех подходов, методов, форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в практике школы, других учреждений, в которых уже сегодня возможно решение проблемы, обсуждаемой на круглом столе;
  • оценить по 5 балльной системе, насколько эти подходы, методы, формы работы сегодня реально работают на решение этой проблемы;
  • предложить шаги по расширению или углублению создаваемых школой и другими учреждениями возможностей для решения этой проблемы.

Таким образом, работа в группах осуществляется в три этапа. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы по решению проблемы сквернословия в школе. Возможно обсуждение предложенных шагов по решению проблемы с выделением «+» и «–», но обязательно начинать с «+».

Рефлексия

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Как теперь она звучит для участников? Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.
Организовать рефлексивный этап круглого стола можно через игру «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе.
Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе проблемы сквернословия, следующим образом: «Если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт радом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Модератор может задать любому участнику круглого стола уточняющие вопросы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап

  • Модератор подводит заключительные итоги круглого стола.
  • Модератор произносит заключительные рекомендаций или решения.
  • Модератор устанавливает общие результаты проводимого круглого стола.

Цель использования метода «круглого стола» - всесторон­нее глубокое рассмотрение актуальной проблемы путем ее свободного группового обсуждения. Отличие метода «круглого сто­ла» от метода групповой дискуссии в том, что на обсуждение первым методом выносят, как правило, проблемы междисцип­линарного характера с участием приглашенных ведущих специ­алистов. Рассматриваемые темы обычно носят многоаспектный характер: политический, экономический, юридический, нрав­ственный и т.д. Вопросы приглашенным специалистам для под­готовки к выступлению и ответам передаются заранее.

Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, целесообразно к подготовке занятия при­влечь максимальное количество обучаемых, вызвать их ини­циативу, настроить на свободное общение. Чаще всего меж­ду обучаемыми распределяются задания подготовить сооб­щения по одному из вопросов «круглого стола». Обучаемые должны быть активны в выяснении (в форме вопросов) неясных для них моментов.

«Круглый стол» предъявляет свои требования и к при­глашенным специалистам. Они должны быть не только круп­ными теоретиками или практиками в своей области, но и прежде всего людьми, умеющими изложить как можно боль­ше информации за короткий отрезок времени, а также уме­ющими анализировать и синтезировать свои мысли в дос­тупной для обучаемых форме.

Метод получил свое название от используемых атрибу­тов при его проведении. Он предполагает:

    круговое размещение столов в помещении;

    принцип свободного микрофона, когда выступают все желающие, нет резкой критики и одергиваний;

    предварительную подготовку перечня вопросов, на ко­торые должен ответить «круглый стол», передачу вопросов приглашенным специалистам;

    применение технических средств для быстрой обработ­ки поступающей информации.

Варианты методики проведения «круглого стола»

1. Классический вариант:

    вступительное слово ведущего, представление участников, напоминание обсуждаемых вопросов;

    заслушивание кратких вводных сообщений специали­стов и обучаемых по сути проблем с изложением различных точек зрения;

    уточнение ведущим предмета и вопросов дискуссии перед аудиторией;

    дискуссия;

    выработка согласованных позиций, поиск точек со­прикосновения мнений; экспертной группой может быть предложено решение «круглого стола»

    заключительное слово ведущего, разъяснение порядка решения вопросов, поступивших в ходе проведения «круг­лого стола» и сроков ответа по ним.

2 Начало «круглого стола» с показа видеофрагмента кон­кретной профессиональной ситуации с последующим об­суждением проблемы.

    Начало «круглого стола» с блицопроса обучаемых по кругу интересующих их вопросов, уточнение порядка рабо­ты участников.

    Начало работы с вопросов к приглашенным специалистам.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

    относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

    отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; . существенные ограничения в плане количества посетителей;

    камерность мероприятия.

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола - это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего - не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

    участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

    не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

    Этапы подготовки круглых столов:

    1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

    2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

    3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

    5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола - цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

    6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Варианты проведения «круглых столов»:

    Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

    Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

    Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

    Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

    краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

    общее резюме , извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

    полное изложение всех выступлений участников.

Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией.

Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся профессиональных умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важной задачей при организации «круглого стола» является:

Обсуждение в ходе дискуссии одной-двух проблемных, острых ситуаций по данной теме;

Иллюстрация мнений, положений с использованием различных наглядных материалов (схемы, диаграммы, графики, аудио-, видеозаписи, фото-, кинодокументы);

Тщательная подготовка основных выступающих (не ограничиваться докладами, обзорами, а высказывать свое мнение, доказательства, аргументы).

При проведении «круглого стола» необходимо учитывать некоторые особенности:

а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления.

б) преподаватель также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит отдельно от студентов они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди студентов, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между преподавателем и студентами.

«Круглый стол» целесообразно организовать следующим образом:


2) Вопросы распределяются по подгруппам и раздаются участникам для целенаправленной подготовки;

3) Для освещения специфических вопросов могут быть приглашены специалисты (юрист, социолог, психолог, экономист);

4) В ходе занятия вопросы раскрываются в определенной последовательности.

Выступления специально подготовленных студентов обсуждаются и дополняются. Задаются вопросы, студенты высказывают свои мнения, спорят, обосновывают свою точку зрения.

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты.

Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др.

1. Подготовка занятия. При организации дискуссии в учебном процессе обычно ставятся сразу несколько учебных целей, как чисто познавательных, так и коммуникативных. При этом цели дискуссии, конечно, тесно связаны с ее темой. Если тема обширна, содержит большой объем информации, в результате дискуссии могут быть достигнуты только такие цели, как сбор и упорядочение информации, поиск альтернатив, их теоретическая интерпретация и методологическое обоснование. Если тема дискуссии узкая, то дискуссия может закончиться принятием решения.

Во время дискуссии студенты могут либо дополнять друг друга, либо противостоять один другому. В первом случае проявляются черты диалога, а во втором дискуссия приобретает характер спора. Как правило, в дискуссии присутствуют оба эти элемента, поэтому неправильно сводить понятие дискуссии только к спору. И взаимоисключающий спор, и взаимодополняющий, взаиморазвивающий диалог играют большую роль, так как первостепенное значение имеет факт сопоставления различных мнений по одному вопросу.

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятие необходимо тщательно подготовить.

Для этого организатор «круглого стола» должен:

Заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по выводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;

Не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;

Обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно больше-го количества студентов, а лучше — всех;

Не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать учащихся, своевременно организуя их критическую оценку;

Не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;

Следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не участник, выразивший его.

Сравнивать разные точки зрения, вовлекая учащихся в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

В проведении дискуссии используются различные организационные методики.

Методика «вопрос - ответ». Данная методика - это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.

Процедура «Обсуждение вполголоса». Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.

Методика клиники. При использовании «методики клиники» каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается - не принимается».

Методика «лабиринта». Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).

Методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.

Свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б.В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.

Эффективность проведения дискуссии зависит от таких факторов, как:

Подготовка (информированность и компетентность) студента по предложенной проблеме;

Семантическое однообразие (все термины, дефиниции, понятия и т.д. должны быть одинаково поняты всеми учащимися);

Корректность поведения участников;

Умение преподавателя проводить дискуссию.

Правильная организация «круглого стола» в форме дискуссии проходит три стадии развития: ориентация, оценка и консолидация.

2. Вступление.

На первой стадиистуденты адаптируются к проблеме и друг к другу, т.е. в это время вырабатывается определенная установка на решение поставленной проблемы.

При этом перед преподавателем (организатором дискуссии) ставятся следующие задачи:

Сформулировать проблему и цели дискуссии. Для этого надо объяснить, что обсуждается, что должно дать обсуждение.

Провести знакомство участников (если группа в таком составе собирается впервые). Для этого можно попросить представиться каждого студента или использовать метод «интервьюирования», который заключается в том, что участники разбиваются на пары и представляют друг друга после короткой ознакомительной (не более 5 минут), направленной беседы.

Создать необходимую мотивацию, т.е. изложить проблему, показать ее значимость, выявить в ней нерешенные и противоречивые вопросы, определить ожидаемый результат (решение).

Установить регламент дискуссии, а точнее, регламент выступлений.

Сформулировать правила ведения дискуссии, основное из которых — выступить должен каждый. Кроме того, необходимо: внимательно выслушивать выступающего, не перебивать, аргументировано подтверждать свою позицию, не повторяться, не допускать личной конфронтации, сохранять беспристрастность, не оценивать выступающих, не выслушав до конца и не поняв позицию.

Создать доброжелательную атмосферу, а также положительный эмоциональный фон. Здесь преподавателю могут помочь персонифицированные обращения к студентам, динамичное ведение беседы, использование мимики и жестов, и, конечно, улыбки. Следует помнить, что основой любого активного метода обучения является бесконфликтность!

Добиться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т.п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочие определения изучаемой темы. Систематическое уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов установку, привычку оперировать только хорошо понятными терминами, не употреблять малопонятные слова, систематически пользоваться справочной литературой.

3. Основная часть.

Вторая стадия — стадия оценки — обычно предполагает ситуацию сопоставления, конфронтации и даже конфликта идей, который в случае, неумелого руководства дискуссией может перерасти в конфликт личностей.

На этой стадии перед преподавателем (организатором «круглого стола») ставятся следующие задачи:

Начать обмен мнениями, что предполагает предоставление слова конкретным участникам. Преподавателю не рекомендуется брать слово первым.

Собрать максимум мнений, идей, предложений. Для этого необходимо активизировать каждого студента. Выступая со своим мнением, каждый может сразу внести свои предложения, а может сначала просто выступить, а позже сформулировать свои предложения.

Не уходить от темы, что требует некоторой твердости организатора, а иногда даже авторитарности. Следует тактично останавливать отклоняющихся, направляя их в заданное «русло».

Поддерживать высокий уровень активности всех участников. Не допускать чрезмерной активности одних за счет других, соблюдать регламент, останавливать затянувшиеся монологи, подключать к разговору всех присутствующих.

Оперативно проводить анализ высказанных идей, мнений, позиций, предложений перед тем, как переходить к следующему витку дискуссии. Такой анализ, предварительные выводы или резюме целесообразно делать через определенные интервалы (каждые 10-15 минут), подводя при этом промежуточные итоги. Подведение промежуточных итогов очень полезно поручать учащимся, предлагая им временную роль ведущего.

4. Выводы (рефлексия).

Третья стадия — стадия рефлексии — предполагает выработку определенных единых или компромиссных мнений, позиций, решений. На этом этапе осуществляется контролирующая функция занятия.

Задачи, которые должен решить преподаватель, можно сформулировать следующим образом:

Проанализировать и оценить проведенную дискуссию, под-вести итоги, результаты. Для этого надо сопоставить сформулированную в начале дискуссии цель с полученными результатами, сделать выводы, вынести решения, оценить результаты, выявить их положительные и отрицательные стороны.

Помочь участникам дискуссии прийти к согласованному мнению, чего можно достичь путем внимательного выслушивания различных толкований, поиска общих тенденций для принятия решений.

Принять групповое решение совместно с участниками. При этом следует подчеркнуть важность разнообразных позиций и подходов.

В заключительном слове подвести группу к конструктивным выводам, имеющим познавательное и практическое значение.

Добиться чувства удовлетворения у большинства участников, т.е. поблагодарить всех студентов за активную работу, выделить тех, кто помог в решении проблемы.

При проведении «круглого стола» в форме дискуссии студенты воспринимают не только высказанные идеи, новую информацию, мнения, но и носителей этих идей и мнений, и, прежде всего преподавателя.

Поэтому целесообразно конкретизировать основные качества и умения, которыми организатор должен обладать в процессе проведения «круглого стола»:

Высокий профессионализм, хорошее знание материала в рам-ках учебной программы;

Речевая культура и, в частности, свободное и грамотное владение профессиональной терминологией;

Коммуникабельность, а точнее — коммуникативные умения, позволяющие преподавателю найти подход к каждому студенту, заинтересованно и внимательно выслушать каждого, быть естественным, найти необходимые методы воздействия на учащихся, проявить требовательность, соблюдая при этом педагогический такт;

Быстрота реакции;

Способность лидировать;

Умение вести диалог;

Прогностические способности, позволяющие заранее предусмотреть все трудности в усвоении материала, а также спрогнозировать ход и результаты педагогического воздействия, предвидеть последствия своих действий;

Умение анализировать и корректировать ход дискуссии;

Умение владеть собой

Умение быть объективным.

Составной частью любой дискуссии является процедура вопросов и ответов.Умело поставленный вопрос (каков вопрос, таков и ответ) позволяет получить дополнительную информацию, уточнить позиции выступающего и тем самым определить дальнейшую тактику проведения «круглого стола».

С функциональной точки зрения, все вопросы можно разделить на две группы:

- уточняющие (закрытые) вопросы, направленные на выяснение истинности или ложности высказываний, грамматическим признаком которых обычно служит наличие в предложении частицы «ли», например: «Верно ли, что?», «Правильно ли я понял, что?». Ответить на такой вопрос можно только «да» или «нет».

- восполняющие (открытые) вопросы, направленные на выяснение новых свойств или качеств интересующих нас явлений, объектов. Их грамматический признак — наличие вопросительных слов: что, где, когда, как, почему и т.д.

С грамматической точки зрения, вопросы бывают простые и сложные, т.е. состоящие из нескольких простых. Простой вопрос содержит в себе упоминание только об одном объекте, предмете или явлении.

Если на вопросы смотреть с позиции правил проведения дискуссии, то среди них можно выделить корректные и некорректные как с содержательной точки зрения (некорректное использование информации), так и с коммуникативной точки зрения (например, вопросы, направленные на личность, а не на суть проблемы). Особое место занимают так называемые, провокационные или улавливающие вопросы. Такие вопросы задаются для того, чтобы сбить с толку оппонента, посеять недоверие к его высказываниям, переключить внимание на себя или нанести критический удар.

С преподавательской точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задает сложные вопросы, целесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых.

В основе «круглого стола» в форме дебатов - свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников.

Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос - да или нет. Причем одна группа (утверждающие) является сторонниками положительного ответа, а другая группа (отрицающие) - сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа - подбирает аргументы, а вторая - разрабатывает контраргументы.

Дебаты формируют:

Умение формировать и отстаивать свою позицию;

Ораторское мастерство и умение вести диалог;

Командный дух и лидерские качества.

«Круглый стол» в форме дебатов развивает способности и формирует необходимые навыки для ведения диалога:

Развитие критического мышления (рациональное, рефлексивное и творческое мышление, необходимое при формулировании, определении, обосновании и анализе обсуждаемых мыслей и идей);

Развитие коммуникативной культуры, навыков публичного выступления;

Формирование исследовательских навыков (приводимые аргументы требуют доказательства и примеров, для поиска которых необходима работа с источниками информации);

Формирование организационных навыков (подразумеваются не только организацию самого себя, но и излагаемых материалов);

Формирование навыков слушания и ведения записей.

В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из двух или трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента.

Каждый этап дебатов имеет собственную структуру и систему используемых методов и приемов.

1. Подготовка занятия.

Разработка подготовительного этапа для проведения «Дебатов».

Для этого вместе с инициативными студентами определяют следующее:

Учебный предмет;

Тема «Дебатов» (несколько вариантов);

Цель «Дебатов»;

Принципы формирования команд;

Виды работы с информацией по теме «Дебатов»;

Подготовка команд к «Дебатам»;

Критерии оценки «Дебатов»;

Форма анализа и оценки «Дебатов».

Реализация разработанных занятий со студентами или коллегами. Обсуждение результатов.

Подготовка к дебатам начинается с определения темы (тезисов). В дебатах, как правило, она формулируется в виде утверждения, например: «Технический прогресс ведет к гибели цивилизации».

При подборе темы необходимо учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:

Провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;

Быть сбалансированной и давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;

Иметь четкую формулировку;

Стимулировать исследовательскую работу;

Иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.

Обобщенно структура подготовительного этапа может быть представлена следующим образом.

Работа с информацией

01 / 06

Круглые столы. Организация, проведение и техническое сопровождение мероприятий

Организационный комитет Агентства «НБФ» предлагает Вашему вниманию принципиально новый формат участия в деловых мероприятиях, в формате Круглого стола.

"Круглый стол" - уникальная площадка для диалога между всеми представителями прогрессивной части населения России: бизнесом, чиновниками, СМИ и заинтересованными лицами. Мероприятие такого формата создает определенную атмосферу для налаживания деловых отношений между участниками и контактов. Формат круглого стола идеально вписывается под задачи заказчика для решения любых стратегических вопросов.
Агентство НБФ предлагает Вам во время проведения программы круглого стола, организовать и провести ряд рабочих встреч с представителями - участниками мероприятия: из финансового сектора экономики РФ, банковской отрасли, страховых компаний и иных финансово-кредитных организаций, заинтересованных в продвижении своих продуктов и услуг на рынке. Не менее эффективным инструментов ведения диалога на круглом столе считается приглашение к участников со стороны предпринимательской активности России и от имени НБФ. У нас обширная база подписчиков и мы предлагаем Вам воспользоваться приглашением к участию: владельцев и руководителей крупных и средних предприятий, а также субъектов МСП.
Для подготовительной работы таких встреч привлекаются юристы и аудиторы с обязательным обсуждением взаимовыгодных и интересных предложений. Освещение мероприятий происходит ведущими финансовыми и аналитическими СМИ, что позволит Вам воспользоваться проработанными контактами. Чтобы подготовить рабочие встречи в формате круглых столов, мы предложим Вам подготовить актуальный материал по конкурентоспособности товаров и услуг, продуктов Вашей организации, которые Вам необходимо презентовать участникам круглого стола - потребителям, экспертам и конкурентам в рамках формата небольшого мероприятия.



Круглые столы с участием представителей государственных органов власти, министерств, ведомств и руководителей Департаментов Правительства Российской Федерации, Правительства Москвы и Московской области, Губернаторов субъектов РФ и руководителей местных администраций, по существу поставленных задач по организации и проведению подобного формата мероприятий, довольно распространены на территории России. Агентство «Национальные Бизнес Форумы» предлагает Вам ознакомиться с принципиально новым форматом участия в деловых мероприятиях - «Круглый стол». Круглый стол - это уникальная в своем роде площадка для диалога между представителями бизнеса, чиновниками и иными заинтересованными лицами. Неформальность мероприятия создает необходимую атмосферу для установки деловых контактов и пристального обсуждения самых важных вопросов, стоящих перед российским бизнесом. Данный формат идеально подходит для решения конкретного вопроса с определенным респондентом. НБФ предлагает в ходе программ конференций организовать и провести ряд рабочих встреч представителей финансового сектора бизнеса, банков, страховых компаний и других кредитных организаций, заинтересованных в продвижении своих продуктов в сектор реального потребителя. В свою очередь, со стороны реального сектора от имени НБФ будут приглашены владельцы и руководители предприятий. Для подготовки такого рода рабочих встреч будут привлечены юристы и аудиторы для детального обсуждения взаимно интересных предложений. Освещение мероприятий ведущими финансовыми СМИ позволит Вам неоднократно воспользоваться наработанными контактами. Для подготовки вышеуказанных рабочих встреч предлагаем Вам подготовить материал по конкурентоспособным продуктам Вашей кредитной организации, которые Вы желаете презентовать потребителям, экспертам и конкурентам в рамках формата круглых столов.


Уникальностью круглых столов является - узкий круг приглашенных участников по профилю своей деятельности.
Круглые столы с участием представителей государственной власти, руководителей Департаментов Правительства РФ, Москвы и Московской области, Губернаторов Субъектов России (85 регионов) по организации и техническому сопровождению подобного формата мероприятий, широко применяются в Российской Федерации.

Круглый стол, в основном, рассчитан на маленькое количество приглашенных участников. Их количество может составляет от 10 до 150 человек одновременно. Таким небольшим количеством гостей, мы, организаторы круглого стола, преследуем цель - добиться максимум эффективности в реализации поставленных круглым столом задач, предоставить слово максимальному количеству выступающих из зала и успеть обсудить ряд важных вопросов и тем, путем обращения к собравшемуся Президиуму нашего Круглого стола.

Региональные власти обожаю формат круглого стола! Это доказано, удобно и оперативно!
Данный формат наиболее плодотворен в руках профессиональных организаторов. Поэтому уделите подбору исполнителя / подрядчика - особое внимание! Ведь необходимо разработать эффективную программу, соблюсти регламент предоставления материалов и четко формулировать свои вопросы в ходе обсуждения к модератору и выступающим круглого стола.


Смета круглого стола довольно не прихотлива и проста.
Достаточно обратиться к руководителям проекта нашего Агентства и Вы сразу получите предварительный результат.
Формат площадки мероприятия может быть любым:
- конференц-зал отеля, фойе в гостинице, дом культуры / актовый зал / государственный зал приемов / сцена дома офицеров / территория концертного зала / специализированные бизнес-центры и т.д.
Себестоимость круглого стола и основные элементы:

  • подбор и утверждение площадки круглого стола, конференц-зала;
  • оформления площадки, цветочные узоры, живые цветы, скатерти на столах и креслах;
  • техническое оснащение и сопровождение: конференц-связь, радиомикрофоны, звукоусилительное оборудование, мини и скрытые микрофоны, теле- оборудование: проектор и экран, компьютер с презентациями на экране докладов выступающих, система голосования - актуальный инструмент;
  • световое оборудование, как всей площадки круглого стола, так и частичное освещение спикеров и участников;
  • услуги кейтеринговых служб или кухни при отеле и ресторане, обслуживающий персонал, определенная посуда и заранее утвержденное наполнение меню Вашего мероприятия;
  • изготовление фирменного стиля круглого стола, производство баннерных конструкций и полотна с люверсами, пресс-волы, ролл-аппы, задники президиума, утверждение раздаточных и рекламных материалов круглого стола: ручка, блокноты, папки, пакеты, буклеты, лифлеты и все что угодно на вкус заказчика и опыт организатора;
  • услуги по фото и видео съемке мероприятия, протоколирование с предоставлением тезисов и пресс-релизов, запись на диктофон и стенографирование аудио материалов с литературной обработкой и редактированием, а при необходимости - перевод на любой иностранный язык;
  • разработка и производство приглашений участников с обзвоном по согласованному с заказчиком списку участников и спикеров;
  • портфолио модератора или ведущих Вашего мероприятия;
  • изготовление и производственные работы по тиражированию отчетных материалов прошедшего круглого стола, получение обратной связи участников, их комментариев, отзывов, дальнейшая рассылка гостям и участникам комплектов пост-материалов, написание текстов грамот и благодарственных писем.