Расчет учебной нагрузки преподавателя вуза. С изменениями и дополнениями от

Развернуть

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст.

6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

2. Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

Согласно п. 6 ст. 55 Закона РФ "Об образовании" учебная нагрузка педагогического работника образовательного учреждения оговаривается в трудовом договоре. При этом учебная нагрузка ограничивается верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, т.е. ограничение верхнего предела учебной нагрузки носит обязательный характер.
Рабочее время лиц из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), специалистов имеет конкретную продолжительность — 36 часов в неделю.
В то же время режим рабочего времени этих работников также имеет свои особенности, поскольку определяется с учетом выполнения преподавательской работы и осуществления научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской, учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной работы.
Режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий. Объем преподавательской работы каждого преподавателя определяется образовательным учреждением самостоятельно в зависимости от квалификации работника и профиля кафедры и не может превышать 900 часов в учебном году (в образовательных учреждениях высшего профессионального образования) и 800 часов в учебном году (в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов).
Средняя годовая нагрузка преподавателей устанавливается ученым советом вуза ежегодно. Индивидуальная нагрузка каждого преподавателя определяется заведующим кафедрой, согласовывается с деканом и утверждается проректором по учебной работе.
Особенности учебной нагрузки профессорско-преподавательских кадров определяются индивидуальными параметрами. Их учебная нагрузка ставится в зависимость от квалификации и профиля работы кафедры, вузы устанавливают нагрузку для должностей профессора на уровне 400 — 450 часов в учебном году, доцента — 700 — 720 часов, ассистента — 850 — 900 часов в год.
Должности декана факультета и заведующего кафедрой относятся к профессорско-преподавательскому составу. Поэтому ведение учебной нагрузки должно входить в их должностные обязанности. Фиксированная учебная нагрузка для указанных должностей в настоящий период не установлена. Высшие учебные заведения вправе самостоятельно устанавливать педагогическую нагрузку декану и заведующему кафедрой, минимальный объем которой должен определяться основными функциями руководства факультетом и заведованием кафедры. Минимизация учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.
В таком же порядке определяется учебная нагрузка для административно-управленческого персонала: ректора, проректоров, директоров институтов (филиалов).
Для расчета учебной нагрузки преподавателя используется количество приведенных астрономических часов на ставку заработной платы.
В законодательстве отсутствует понятие "академический час", что не позволяет применять на практике учет нагрузки преподавателя в академических часах. Таким образом, законодательство определяет общую продолжительность рабочего времени педагогического работника по общим правилам учета рабочего времени.
Режим выполнения преподавателем обязанностей, связанных с научно-исследовательской, творческо-исполнительской, опытно-конструкторской работой, а также учебно-методической, организационно-методической, воспитательной, физкультурной, спортивно-оздоровительной деятельностью, регулируется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, планами научно-исследовательских работ, программами, графиками и т.д.
При определении должностных обязанностей лиц из числа профессорско-преподавательского состава вузов и ИПК рекомендуется применять Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования (письмо Минобразования России от 26 июня 2003 г. N 14-55-784ин/15).
Правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, другие локальные акты могут регулировать выполнение указанной работы как непосредственно в образовательном учреждении, так и за его пределами.
Деятельность педагогического работника объединяет в себе функциональные ее особенности (различные виды учебной нагрузки, воспитательная, научная работа). Поэтому правило ч. 2 ст. 333 ТК РФ предусматривает: в границах установленной сокращенной продолжительности рабочего времени учебная нагрузка (учебная работа) педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом. Граница объема учебной работы должна отражаться в типовом положении об образовательном учреждении. В свою очередь, объем рабочего времени или норма часов педагогической работы за ставку заработной платы может иметь и меньший размер, чем 36 астрономических часов в неделю в зависимости от должности и (или) специальности педагогического работника и с учетом особенностей его труда.
Письмо Минобразования России от 26 июня 2003 г. N 14-55-784ин/15 "О примерных нормах времени для расчета объема учебной работы и основных видов учебно-методической и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования" частично регулирует вопросы установления соответствующих норм. Согласно п. 1.4 письма примерные нормы разработаны для традиционной лекционно-семинарской технологии обучения и предназначены для всех форм обучения, включая экстернат.

Ставка преподавателя вуза

При этом режим выполнения преподавательской работы регулируется расписанием учебных занятий.
Поэтому в реальной деятельности преподавателя вуза его рабочее время зачастую составляет только учебная работа, в которую, в частности, входит чтение лекций, проведение практических занятий (семинаров) и консультаций, а также контроль над качеством учебного процесса (прием зачетов, экзаменов, проверка и рецензирование различных работ). Кроме того, в состав учебной работы входит руководство учебной, производственной, преддипломной практикой студентов и иных слушателей, руководство созданием обучающимися курсовых, квалификационных, аттестационных работ, прием их защиты и т.д.
Указанным письмом учебная нагрузка преподавателя в 900 часов в год на ставку в астрономических единицах приравнена на этот же объем нагрузки в академических единицах. Норма времени в часах, касающаяся аудиторных занятий, должна пониматься как один час за один академический час.
Режим рабочего времени в течение рабочего дня, в том числе продолжительность академического часа, установлен письмом Минобразования России от 5 августа 2003 г. N 17-170ин/17-14 "О направлении проекта примерных правил внутреннего трудового распорядка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (вуза)". Согласно письму продолжительность академического часа составляет 45 минут. После академического часа занятий устанавливается перерыв продолжительностью 10 минут. В течение учебного дня — обеденный перерыв продолжительностью не менее 30 минут. При необходимости разрешается два академических часа занятий соединять в одно занятие продолжительностью 1 час 20 минут, с перерывом в 20 минут.

Развернуть

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601
"О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии с частью 3 статьи 333 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 3; N 30, ст. 3014, ст. 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1690; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 27; N 19, ст. 1752; 2006, N 27, ст. 2878; N 52, ст. 5498; 2007, N 1, ст. 34; N 17, ст. 1930; N 30, ст. 3808; N 41, ст. 4844; N 43, ст. 5084; N 49, ст. 6070; 2008, N 9, ст. 812; N 30, ст. 3613, ст. 3616; N 52, ст. 6235, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17, ст. 21; N 19, ст. 2270; N 29, ст. 3604; N 30, ст. 3732, ст. 3739; N 46, ст. 5419; N 48, ст. 5717; 2010, N 31, ст. 4196; N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; N 25, ст. 3539; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4586, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 45, ст. 6333, ст. 6335; N 48, ст. 6730, ст. 6735; N 49, ст. 7015, ст. 7031; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1164; N 14, ст. 1553; N 18, ст. 2127; N 31, ст. 4325; N 47, ст. 6399; N 50, ст. 6954, ст. 6957, ст. 6959; N 53, ст. 7605; 2013, N 14, ст. 1666, ст. 1668; N 19, ст. 2322, ст. 2326, ст. 2329; N 23, ст. 2866, ст. 2883; N 27, ст. 3449, ст. 3454, ст. 3477; N 30, ст. 4037; N 48, 6165; N 52, ст. 6986; 2014, N 14, ст. 1542, ст. 1547, ст. 1548) и подпунктом 5.2.71 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Установить продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

ДОЛЖЕН ЛИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПРЕБЫВАТЬ В ВУЗЕ 36 ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ?

Утвердить Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (приложение N 2).

3. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2011 г., регистрационный N 19709).

Соблюдается ли законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов?

В образовательном процессе вузов главной фигурой является преподаватель. Поскольку от эффективности труда преподавателя зависит успех высшей школы, существенно повышаются требования к его личности.

Между тем эффективность труда преподавателя напрямую зависит от полноты установленных государственных гарантий его трудовых прав, создания благоприятных условий труда, уровня оплаты труда, степени защиты прав и интересов. А это значит, что реализация преподавателем вуза своего предназначения на уровне предъявляемых к его личности требований немыслима без надлежащей правовой базы, регулирующей его труд.

Труд профессорско-преподавательского состава, как и других работников, регулируется трудовым законодательством.

Вместе с тем ведущая роль преподавателя в учебно-воспитательном процессе и специфика трудовой деятельности обусловили законодательное закрепление ряда особенностей в регулировании его труда. Эти особенности предусмотрены в Трудовом кодексе РФ (далее — ТК РФ), Законах "Об образовании" и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), Положении о порядке замещения должностей научно-педагогических работников и в ряде других подзаконных актах.

Широкий круг правовых норм, содержащихся в этих источниках, свидетельствует о том, что для регулирования труда профессорско-преподавательского состава сформирована надежная правовая база. Это дает основание полагать, что для обеспечения гарантий трудовых прав преподавателей вузов созданы все необходимые условия. Однако на практике законодательство, регулирующее труд преподавателей вузов, не всегда соблюдается. Причины тому различные — от несовершенства или неверного толкования отдельных норм законодательства до прямого его нарушения.

Примером несовершенства может служить ст. 332 ТК РФ, регламентирующая особенности заключения и прекращения трудового договора с научно-педагогическими работниками вузов, о чем уже отмечалось в печати <1>. В эту статью четыре года назад был внесен ряд изменений. Однако из-за несовершенства внесенных положений ст. 332 ТК РФ в полной мере не может быть применена, в связи с чем на практике, по существу, руководствуются этой статьей в старой редакции.

<1> Репринцев Д.Д. Особенности заключения и прекращения трудового договора с преподавателями высших учебных заведений // Трудовое право. 2009. N 7. С. 73.

Одной из причин допускаемых ошибок в практике применения законодательства, регулирующего труд преподавателей вуза, является неверное толкование отдельных его норм.

Так, бытует мнение, что у преподавателя ненормированный рабочий день и потому не существует ограничений в продолжительности его рабочего дня, а в качестве компенсации переработки сверх нормальной продолжительности рабочего времени преподавателю предоставляется дополнительный отпуск.

Такое мнение ошибочно. Ошибка вытекает из известных трудностей в учете рабочего времени преподавателя ввиду неоднородности режима его рабочего дня.

Для лиц профессорско-преподавательского состава как работников умственного труда, деятельность которых связана с повышенным интеллектуальным и нервным напряжением, законодательством предусмотрено сокращенное рабочее время — не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ). Однако из-за многоплановости круга обязанностей преподавателя (учебная, учебно-методическая, научно-исследовательская, организационно-методическая работа и работа по воспитанию студентов) и творческого характера значительной части его труда практически не всегда и не всю работу преподавателя можно вписать в рамки определенного времени и места ее выполнения.

Во-первых, часть работы выполняется вне кафедры (работа в библиотеке, участие в культурно-массовых мероприятиях студентов, кураторская работа в студенческом общежитии и др.). Вне кафедры ведется научно-исследовательская работа, для которой вузом не всегда обеспечиваются необходимые условия. Преподавателю приходится трудиться и дома. Не случайно ранее действовавшее жилищное законодательство для научно-педагогических работников, имевших ученые степени и звания, как и для других лиц творческих профессий, устанавливало право на дополнительную жилую площадь.

Во-вторых, сложившийся режим работы преподавателя обеспечивает реализацию нормы рабочего времени (6 часов) не ежедневно, а в среднем в течение десяти рабочих месяцев учебного года. При этом ежедневная длительность работы может отклоняться от установленной продолжительности рабочего дня, а возникающая в связи с этим переработка или недоработка взаимно балансируются и погашаются в рамках учебного года.

Что же касается дополнительного отпуска, то преподаватель не имеет на него права. В соответствии со ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск, продолжительность которого согласно Постановлению Правительства РФ от 01.10.2002 N 724 и п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) составляет 56 календарных дней.

Согласно абз. 3 ст. 88 указанного Типового положения учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается вузом самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году.

Многие вузы этот объем нагрузки восприняли как обязательную норму и применяют ее даже при явном наличии средств, позволяющих установить ее более низкой. Однако 900 часов — это верхний предел учебной нагрузки за ставку заработной платы. Конкретная ее величина может быть значительно ниже, что зависит от общего объема часов учебной нагрузки, численности преподавателей, фонда заработной платы данного вуза.

Средняя расчетная нагрузка на одного преподавателя в вузе ежегодно может меняться. Ее величина должна быть зафиксирована в коллективном договоре (или ежегодном дополнении к нему). Планируемая нагрузка на данный учебный год включается в индивидуальный план работы преподавателя. За работу, выполненную сверх установленной в нем нормы часов, должна производиться дополнительная оплата. И тем не менее нередко в таких случаях возникает вопрос: какая часть нагрузки подлежит дополнительной почасовой оплате — превышающая верхний предел (900 часов) или превышающая объем, предусмотренный индивидуальным планом?

Ответ на этот вопрос однозначный: дополнительной оплате подлежит учебная нагрузка, не предусмотренная индивидуальным планом преподавателя. А индивидуальный план преподавателя, как известно, является основным документом, конкретизирующим все виды работ и их объем на данный учебный год и, по существу, детализирующим на этот период условия трудового договора.

Эффективность законодательства, регулирующего труд преподавателей, снижается, если в нем содержатся нормы, которые изначально обречены на невыполнение. Так, вплоть до 2005 г. в Законах "Об образовании" (с 1992 г.) и "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с 1996 г.) содержалось положение о том, что размер среднего должностного оклада педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава устанавливается на уровне, в два раза превышающем уровень средней заработной платы работников промышленности.

Как снизить нагрузку университетских преподавателей?

Однако, как известно, декларируемое в течение 13 лет это положение не было реализовано.

Подобная ситуация наблюдается и с нормой ст. 335 ТК РФ (до принятия ТК РФ это предусматривалось Законом РФ "Об образовании" и Типовым положением об образовательном учреждении), закрепляющей право педагогических работников на длительный отпуск до 1 года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. И хотя Минобразования России разработало подробное Положение о порядке предоставления такого отпуска (БНА РФ. 2001. N 11), на практике в условиях бюджетного финансирования реализовать право преподавателей на длительный отпуск оказалось проблематичным.

Статья 55 Закона "Об образовании" и п. 88 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) предусматривают выплату преподавателям денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. На практике лицам, работающим по совместительству, как правило, такая компенсация не выплачивается. Мотивируется это тем, что согласно Письму Минобразования от 05.11.1998 N 20-58-4046/20-4 преподавателям-совместителям такая компенсация выплачивается при условии, если по основному месту работы они не имеют права на ее получение. Но это Письмо — устаревший ведомственный документ, изданный задолго до принятия Трудового кодекса, ст. 287 которого устанавливает предоставление лицам, работающим по совместительству, всех гарантий и компенсаций в полном объеме.

Продолжительность ежегодного отпуска в 56 календарных дней иногда вследствие каких-либо обстоятельств (работа в приемной комиссии, руководство практикой и др.) не позволяет преподавателю воспользоваться им полностью в каникулярное время, в связи с чем перед началом нового учебного года преподаватель с его согласия отзывается из отпуска. Поскольку такой отзыв зачастую носит перманентный характер, единственной возможностью реализовать право на отпуск в этом случае является замена неиспользованной его части, превышающей 28 календарных дней, денежной компенсацией (ст. 126 ТК РФ). Однако в целях экономии денежных средств руководство вузов, как правило, воздерживается от выплаты этой компенсации и предлагает оставшуюся часть отпуска использовать в течение наступившего учебного года без освобождения от учебного процесса. Это значит, что такой отпуск предоставляется в дни, свободные от учебных занятий преподавателя, а иногда в период небольшой занятости преподавателя и с проведением занятий во время отпуска.

Такой подход к предоставлению отпуска, по существу, является завуалированным отказом от выплаты компенсации за неиспользованную часть отпуска, а следовательно, является нарушением права работника на отпуск.

Ежегодный оплачиваемый отпуск, так же как и перерыв в течение рабочего дня (смены), ежедневный (междусменный) отдых, выходные и нерабочие праздничные дни, является временем отдыха. А время отдыха, в соответствии со ст. 106 ТК РФ, — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Может ли преподаватель, связанный с учебным процессом, использовать отпуск по своему усмотрению, например выехать за пределы места жительства?!

Согласно ч. 2 ст. 125 ТК РФ неиспользованная часть отпуска должна быть предоставлена по выбору работника в удобное для него время в течение текущего рабочего года или присоединена к отпуску за следующий рабочий год. Следовательно, при невозможности замены неиспользованной части отпуска денежной компенсацией отпуск должен быть предоставлен в текущем или следующем году с обязательным освобождением от учебного процесса. А учитывая, что продолжительность учебного года (10 месяцев) сокращается на количество дней отпуска, педагогическая нагрузка, предусмотренная индивидуальным планом на данный учебный год, должна быть соответственно уменьшена. А что касается свободных от учебных занятий периодов, которые преподавателю предлагается использовать для отпуска, то они образуются вследствие неравномерного распределения учебной нагрузки в течение учебного года. В это время преподаватель выполняет другие виды работ, предусмотренные его индивидуальным планом (научно-исследовательская работа, методическая работа и др.), которые в периоды интенсивной учебной нагрузки не могли выполняться. Так что предоставлять отпуск без уменьшения педагогической нагрузки и тем более без освобождения от учебного процесса нельзя, иначе это будет равнозначно тому, что для лица, работающего в режиме сменной работы, временем отпуска считать его междусменный отдых.

Как известно, в последнее время наблюдается спад количества поступающих в вузы, что неминуемо вызывает снижение общего объема часов учебной нагрузки. Этому способствуют, кроме того, проводимые в вузах мероприятия по укрупнению учебных групп студентов и увеличению средней расчетной нагрузки на одного преподавателя.

В этих условиях у вуза возникает необходимость проведения если не сокращения численности преподавателей, то в лучшем случае перевода их на работу в режиме неполного рабочего времени, т.е. на неполную ставку.

Согласно ст. 57 ТК РФ размер тарифной ставки или должностного оклада является обязательным условием трудового договора. А изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению его сторон, заключенному в письменной форме (ст. 72 ТК РФ).

Поскольку инициатива об изменении условий оплаты труда исходит от работодателя, то при этом необходимо руководствоваться правилами, установленными ст. 74 ТК РФ.

В соответствии с этой статьей работодатель при наличии определенных причин вправе изменить предусмотренные сторонами условия трудового договора (кроме изменения трудовой функции работника).

О предстоящих изменениях условий трудового договора (в нашем случае — о снижении ставки заработной платы), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений (сокращение объема учебной нагрузки из-за уменьшения числа студентов), работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Следует отметить, что законодатель не уточняет процедуру такого уведомления. Оно может быть сделано в порядке персонального предупреждения работника либо путем издания приказа руководителя о переходе на новые условия труда, с которым работник должен быть ознакомлен под роспись не позднее указанного срока. Если работник не согласен работать на новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу (должность). При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

На практике предусмотренный в ст. 74 ТК РФ порядок изменения определенных сторонами условий трудового договора не всегда соблюдается. Нередко об этих изменениях преподаватели заранее не предупреждаются. Аргументация о невозможности заранее предвидеть выполнение плана приема студентов на первый курс может быть признана объективной причиной несвоевременного уведомления лишь в отношении преподавателей, работающих с первокурсниками.

Как правило, в начале учебного года преподавателю предлагается подписать дополнение к трудовому договору — соглашение об изменении объема учебной нагрузки и вытекающем из этого уменьшении заработной платы. При этом подход к лицам, у которых трудовой договор продолжается, и к тем, кто заключает его вновь в связи с переизбранием на новый срок, одинаков. А между тем такие изменения должны касаться прежде всего лиц, у которых срок предыдущего трудового договора истек и стоит вопрос о заключении его на очередной срок. Вести речь об изменении условий трудового договора в этом случае нелогично: договора еще не существует. Безусловно, такой подход возможен в том случае, если учебная дисциплина, преподавание которой планировалось этому преподавателю, может быть безболезненно передана другому преподавателю (при наличии его согласия и соответствующей квалификации). Именно с этой целью согласно ч. 3 ст. 74 ТК РФ необходимо предложить эту нагрузку лицу, условия действующего договора которого подвергаются изменению. И конечно, явным нарушением ч. 3 ст. 74 и ч. 3 ст. 81 ТК РФ является прием на работу на фоне сокращения общего объема нагрузки нового работника для преподавания дисциплины, которую может вести преподаватель, состоящий в трудовых отношениях с вузом.

Несовершенство законодательства, регулирующего труд преподавателей вузов, ошибки при его применении ущемляют трудовые права преподавателей, отрицательно сказываются на создании необходимых и достаточных условий для обеспечения их гарантий, а следовательно, и на эффективности труда.

Д.Д.Репринцев

Воронежская государственная

лесотехническая академия

October 28th, 2018 , 09:00 pm

Я уже писал о совершенно бредовой системе в нашем высшем образовании, когда преподавателям в последние несколько лет стали считать в нагрузку только лекции и семинары, отменив научную и методическую работу, которая раньше в общей нагрузке преподавателей вузов составляла 60% и более.

Чиновники министерства науки и образования тогда при Фурсенко и Ливанове провели целую революцию, смысл которой удвоение учебной нагрузки на преподавателей. Чтобы было понятно: представьте, что рабочие, которые работали на заводе по 8 часов в день, стали работать по 16 часов и более. И это сделали везде.

При этом никого не волнует, когда преподаватель будет готовить свои лекции. А они готовятся и шлифуются годами. Чтобы их подготовить, надо прочитать и проанализировать огромное количество литературы. И это даже не школа, где можно организовать урок, не зная темы. А как вы, не зная темы, проведёте лекцию? И в школе в советское время и до последнего времени недельная нагрузка была 18 часов.

А сколько стала недельная нагрузка у преподавателей?
У меня выходит около 30 часов каждую неделю. Но это далеко не предел.
В марте 2018-го я писал о том, что побил подобный рекорд - 41 часов лекций в неделю.
Но на этой неделе будет побит мой рекорд.
Моя нагрузка с воскресенья до субботы получается 43 часа.
Ура.
Осталось всё это выдержать, чтобы от перегрузок не "полетело" горло.

P.S.
Самое смешное: наша умнейшая власть грозится превзойти Запад в сфере науки и образования. Интересно, каким образом, если учебная нагрузка преподавателей в западных вузах в несколько раз меньше, чем у нас?

И это я ещё не говорю про науку. Ею же тоже вроде как надо заниматься. Во всяком случае чиновники от образования этого требуют.

Приложение
к приказу от «07» марта 2012 г. № 266-1/0

НОРМЫ РАСЧЕТА

объема педагогической нагрузки профессорско-преподавательского состава Финансового университета

РАЗДЕЛ I . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
ОБЪЁМ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ.

Настоящие нормы расчета объема педагогической нагрузки (далее Нормы) регламентируют организацию работы профессорско-преподавательского состава (далее ППС) в федеральном государственном образовательном бюджетном учреждении высшего профессионального образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (далее Финуниверситет).

Нормы разработаны в соответствии с Федеральным законом от 01.01.01 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 г. № 71), Письмом Министерства образования Российской Федерации от 01.01.01 г. № ИН/15, Уставом Финуниверситета.

К ППС относятся должности: декана факультета (директора института), заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя и ассистента

Для ППС устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. Общий объем педагогической нагрузки преподавателя, находящегося в штате кафедры и получающего должностной оклад , составляет около 1500 часов. При этом педагогическая нагрузка состоит из учебной, определяемой для расчета каждого вида работы в разделе II - «Учебная работа» (первая часть рабочего дня), а также учебно-методической, научно-исследовательской и других видов работ, определенных в разделе III - «Учебно-методическая, научно-исследовательская и организационно-методи-ческая работа» (вторая часть рабочего дня).


Планирование и выполнение педагогической нагрузки отражается в Индивидуальном плане ППС, утверждаемом заведующим кафедрой.

На период болезни, командировки, направления на повышение квалификации и т. п. преподаватель освобождается от всех видов нагрузки. Установленная ему на этот период учебная нагрузка выполняется другими преподавателями кафедры в пределах 36-часовой рабочей недели за счет уменьшения научной и методической работы или путем привлечения в установленном порядке преподавателей с почасовой оплатой труда. При возвращении преподавателя на работу, на оставшийся до окончания учебного года период, необходима корректировка всех разделов его индивидуального плана.

РАЗДЕЛ II . УЧЕБНАЯ РАБОТА

К учебной работе относятся виды педагогической деятельности, приведенные в Таблице №1. Обязательной частью учебной работы является активная нагрузка, которая включает в себя аудиторные занятия, консультации, проведение текущего и итогового контроля (пп. 1.1, 1.2, 1,3, 2.1, 2.2, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.8, 6.3, 6.4, 7.1, 7.2 Таблицы №1).

Таблица 1

Нормы времени для расчета учебной работы

Виды работ

Норма времени
(в часах)

Примечания

1. АУДИТОРНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Чтение лекций (в том числе с использованием дистанционных технологий

1 час за 1 академический час

По расписанию

Проведение семинаров, практических занятий, лабораторных работ (в том числе в интерактивных формах)

1 час на группу (подгруппу) за 1 академический час

По расписанию

Руководство

производственной преддипломной практикой

3 часа за рабочий день на учебную группу

При условии направления учебной группы на общую базу проведения практики

учебно-ознакомительной практикой

6 часов в день на учебную группу (подгруппу)

Подгруппа не менее 10 человек

практикой, проводимой по индивидуальным планам

0,5 часа в неделю на каждого студента

по заочной форме -1 час на студента за весь период практики

Защита отчета по практике

0,3 часа на 1 студента

по заочной форме – 0,8 часа на 1 студента

Руководство практикой представителю сторонних организаций

1 час на 1 студента в день

по заочной форме -2 часа на 1 студента за весь период практики

5. РУКОВОДСТВО (в редакции приказа от 01.01.01 № 000-1/0)

Руководство

ООП по направлению подготовки

ООП по профилю подготовки

магистерской программой

Руководство, консультирование, рецензирование и прием защиты курсовых работ , курсовых проектов

3 часа
на 1 работу или 1 проект

по заочной форме -2 часа на 1 работу

Не более 8 работ на одного преподавателя по очной форме обучения

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ

по программам подготовки бакалавриата

20 часов на каждого выпускника

по заочной форме -12 часов

Не более 8 работ на одного преподавателя по очной форме обучения;

20 работ на одного преподавателя по заочной форме обучения

по программам подготовки специалиста

26 часов на каждого выпускника

по заочной форме -15 часов

по программам подготовки магистратуры

35 часов на 1 магистранта в год

по заочной форме -21 час

6. ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

Применяются пункты 1.1, 1.2, 1.3, 2.1, 3.5, таблицы № 1, а также раздел 6

Руководство подготовкой кандидатской диссертации аспирантом

50 часов на каждого аспиранта в год

Руководств соискателем или стажером

25 часов на каждого соискателя (стажера) в год

Прием

вступительных испытаний в аспирантуру ,

кандидатских экзаменов

1 час на 1 поступающего каждому экзаменатору, включая председателя комиссии

Комиссия не более 5 человек, включая председателя

Собеседование с соискателями, поступающими в аспирантуру

0,5 часа на 1 соискателя

Рецензирование рефератов аспирантов (соискателей), в том числе при поступлении в аспирантуру

3 часа на 1 реферат

Научные консультации докторантам

50 часов в год на каждого докторанта

7. ПОДГОТОВКА СЛУШАТЕЛЕЙ ПО ПРОГРАММАМ ДПО

Применяются пункты 1, 1.3, 2.2, 3.4, 3.5, 3.7 таблицы №1, а также раздел 7

Проведение индивидуальных консультаций в целом по программе ДПО

DBA - 50 часов на 1 слушателя

EMBA, MBA, MPA - 40 часов на 1 слушателя

ПП - 40 часов на 1 слушателя

ПК - 10 часов на 1 слушателя

В год при наличии индивидуальных планов консультаций

Проведение собеседования (вводного тестирования) с поступающими на программы ДПО

0,3 часа на поступающего каждому экзаменатору

Не более 3 экзаменаторов

Рецензирование рефератов слушателей по программам ДПО

2 часа на 1 реферат

Руководство, организация и проверка отчета о стажировке по программам ДПО на предприятиях и организациях, в том числе зарубежных

5 часов на каждого слушателя

За весь период обучения

Научное руководство программой

повышения квалификации

профессиональной переподготовки

DBA , EMBA , MBA , MPA

Руководство рецензирование и прием защиты

3 часа на 1 работу

междисциплинарного прикладного курсового проекта по программе

5 часов на 1 проект каждому преподавателю

Не более 3 преподавателей

Руководство, консультирование выпускных квалификационных работ слушателей по программам

40 часов на каждого выпускника

Не более 5 работ на 1 преподавателя в год

EMBA , MBA , MPA

23 часа на каждого выпускника

профессиональной переподготовки / повышения квалификации

10 часов на каждого выпускника

Не более 8 работ на 1 преподавателя в год

8. ИНЫЕ ВИДЫ РАБОТ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

Взаимопосещения

до 10 часов в год на 1 преподавателя

9. ПОДГОТОВКА ПО СОКРАЩЕННЫМ ПРОГРАММАМ (второе высшее образование) Применяются пункты 1.1, 1.2, 1.3, 2.1,2.2, 3.8 Таблицы № 1, а также раздел 9 (в редакции приказа от 01.01.01 № 000-1/0)

Прием экзаменов при промежуточном контроле

0,5 часа на 1 экзаменующегося

Прием зачетов

0,25 часа на 1 обучающегося

Прием и проверка контрольных работ и рефератов

0,5 часа на 1 работу или реферат

Руководство производственной преддипломной практикой (включая проверку отчетов и прем зачета)

2 часа на одного студента за весь период практики

Руководство, консультирование, рецензирование и прием защиты курсовых работ

1 час на 1 работу

Руководство, консультирование, рецензирование выпускных квалификационных работ

11,6 часа на каждого выпускника (в т. ч. руководство и консультирование 9,5 часа, допуск зав. кафедрой к защите 0,5 часа)

Примечания.

1. Лекционные часы рассчитываются на поток. Разделение студентов на потоки определяется особенностями организации учебного процесса и утверждается приказом по Финуниверситету на следующий учебный год не позднее 10 марта .

2. Под термином "группа" подразумевается "академическая" группа численностью 20-25 человек. В системе ДПО, а также при проведении отдельных видов занятий численность группы определяется соответствующими нормативными документами

3. При проведении письменных экзаменов поток может быть равен группе.

4. Для всех видов аудиторных учебных занятий академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

5. К интерактивным формам проведения занятий, кроме перечисленных в таблице № 1, относятся: вебинар; видеоконференция; тренинг; компьютерная симуляция; кейс-стади; работа в виртуальном классе; подготовка и проведение видеопрезентаций курса

РАЗДЕЛ III . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ,
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Все виды учебной работы должны быть обеспечены необходимыми методическими материалами и проводимой ППС научно-исследовательской и организационно-методической работой. Нормы по указанным видам работ приведены в Таблице №2.

Таблица №2

Нормы времени для расчета учебно-методической, научно-исследовательской и организационно-методической работы

Наименование работ

Норма
времени
(в часах)

Примечание

1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Подготовка к лекциям по дисциплинам :

направлений бакалавриата

2 часа на 1 академический час

программ магистратуры

3 часа на 1 академический час

вновь вводимым магистерским программам

4 часа на 1 академический час

аспирантуры

4 часа на 1 академический час

программам ДПО

3 часа на 1 академический час

Для преподавателей кафедр ДПО

Подготовка

к семинарским и практическим занятиям по дисциплинам

1 час на 1 академический час

к научно-исследовательскому семинару в магистратуре

2 часа на 1 академический час

к семинарским и практическим занятиям в аспирантуре

4 часа на 1 академический час

к практическим занятиям в системе ДПО

2 часа на 1 академический час

Для преподавателей кафедр ДПО

10 часов на 1 зачетную единицу

Подготовка банка тестовых заданий в системе АСТ (минимальное количество заданий в банке – не менее 300 заданий)

20 часов на 1 зачетную единицу

для итоговой государственной аттестации

Подготовка к изданию учебных пособий, курсов лекций по дисциплинам

50 часов за 1 печатный лист

Подготовка к изданию учебников

90 часов за 1 печатный лист

Разработка новых программ ДПО для участия в конкурсе

DBA , EMBA , MBA , MPA

Всему творческому коллективу на 1 программу

профессиональной переподготовки свыше 500 часов

повышения квалификации до 500 часов

2. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Проведение научных исследований в рамках общеуниверситетской комплексной темы НИР

60 часов за 1 печатный лист

Подготовка к изданию монографических исследований

90 часов за 1 печатный лист

Подготовка и издание статей в научных изданиях

60 часов за 1 печатный лист

Выступление или публикация тезисов выступлений и докладов на научных конференциях, круглых столах, симпозиумах и т. д.

30 часов за 1 печатный лист

Руководство научно-исследовательской работой студентов

подготовкой творческой работы, доклада, выступления на конференции

3 часа
на 1 работу

научным кружком

Рецензирование и экспертиза научно-исследовательских работ (в том числе диссертационных)

3 часа за 1 печатный лист

Не более 30 часов на 1 работу

3. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

Участие в организации и проведении

заседаний кафедры

30 часов в год

учебных и научно-методических семинарах кафедры

30 часов в год

Участие в работе различных советов на уровне факультета и университета (Ученый совет, методический совет и т. п.)

в качестве ученого секретаря (председателя )

60 часов в год

в качестве члена совета

30 часов в год

Участие в учебно-методических, научных и иных мероприятиях Финуниверситета

30 часов в год

Примечания.
1. При переработке любых видов учебно-методических материалов и научно-исследовательских работ расчет производится исходя из 1/3 от приведенных в таблице №2 норм.

Первый проректор

(в редакции приказа от 01.01.01 № 000/0)

Для расчета штатной численности кафедр в Финуниверситете устанавливаются следующие примерные годовые нормы учебной нагрузки в часах:

Норма годовой учебной нагрузки

Декан (директор института)

Заведующий кафедрой

Профессор

Доцент

Старший преподаватель

Преподаватель (ассистент)

Примечание: При расчете штатной численности не включаются в плановую учебную нагрузку кафедр виды работ, указанные в пунктах 3.1, 3.2, 3.3, 4.3, 5.1, 7.1-7.7, 8.1 Таблицы № 1 Приложения № 1.

Виды работ, указанные в пунктах. 5.1 и 8.1 , включаются в индивидуальную педагогическую нагрузку ППС при ее перерасчете ».

Первый проректор
по учебной и методической работе

Доброе утро! Помогите, пожалуйста, найти нормы годовой нагрузки заведующего кафедрой университета (не военное образовательное учреждение). Кроме того, нужно правила оформления, если у нас доцент кафедры в год должен вычитать 600 часов, то как правильно ему оформить совмещение должностей по должности заведующий кафедрой, у которого тоже должна быть годовая нагрузка?

Ответ

Согласно Приказу Минобрнауки России от 24.12.2010 N 2075 для педагогических работников установлены своя продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю (сокращенная продолжительность рабочего времени), норма часов преподавательской и педагогической работы за ставку заработной платы.

Работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования продолжительность рабочего времени установлена 36 часов в неделю (к профессорско-преподавательским должностям относится, в том числе должность заведующего кафедрой и доцента согласно номенклатуре, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678, а также статьей 50 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

Таким образом, в вышеуказанном приказе приводятся нормы не годовой нагрузки, а недельной.

В соответствии с Типовым положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2008 г. № 71, годовая учебная нагрузка для педагогических работников устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году (подробнее об этом см. в доп. материалах).

Согласно ст. 60.2 Трудового кодекса РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).

Таким образом, в течение рабочего дня доцента кафедры (36 часов) ему может быть поручена другая работа в порядке совмещения должности зав. Кафедрой. При оформлении такого совмещения следует учитывать возможность исполнения работником обязанностей по двум должностям одновременно.

Должность заведующего кафедрой относятся к профессорско-преподавательскому составу. Поэтому ведение учебной нагрузки должно входить в их должностные обязанности. Фиксированная учебная нагрузка для указанных должностей в настоящий период не установлена. Высшие учебные заведения вправе самостоятельно устанавливать педагогическую нагрузку декану и заведующему кафедрой, минимальный объем которой должен определяться основными функциями руководства факультетом и заведованием кафедры.

В настоящее время есть примеры нормативного закрепления нагрузки для зав. кафедрой:

Приказ МВД РФ от 01.11.2005 N 880

"Об утверждении Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации"

Расчетная норма годовой учебной нагрузки начальников (заведующих) кафедр устанавливается на 130 часов меньше по отношению к расчетным нормам количества часов учебной нагрузки на одного представителя профессорско-преподавательского состава военно-учебного заведения на учебный год.

Приказ ФСО РФ от 13.01.2010 N 6

"Об утверждении Инструкции по нормированию, планированию и учету учебной работы профессорско-преподавательского состава Академии ФСО России"

Педагогические работники, привлекаемые к реализации образовательных программ высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования, обязаны в течение учебного года проводить аудиторные занятия со слушателями и (или) курсантами по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности и запланированного объема годовой учебной нагрузки:

начальник (заведующий) кафедры - не менее 25 процентов;

заместитель начальника кафедры - не менее 30 процентов;

профессор - не менее 35 процентов;

доцент, старший преподаватель - не менее 40 процентов;

преподаватель - не менее 50 процентов.

Приказ Министра обороны РФ от 02.08.2005 N 319

"Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации"

Преподавательский состав военно-учебных заведений, привлекаемый к реализации образовательных программ высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, обязан в течение учебного года проводить занятия со слушателями и (или) курсантами по расписанию учебных занятий в зависимости от занимаемой должности не менее 25% и не более 80% от установленной ему начальником военно-учебного заведения годовой учебной нагрузки, а именно:

начальник (заведующий) кафедры - не менее 25%;

заместитель начальника кафедры, профессор, доцент - не менее 30%;

старший преподаватель - не менее 40%;

преподаватель, ассистент - не менее 60%.

Подробности в материалах Системы:

1. Ответ: Как оформить прием на работу работника профессорско-преподавательского состава образовательной организации высшего образования

Особенности заключения трудового договора с профессорско-преподавательским составом

Должности в образовательной организации высшего образования наряду с должностями научно-педагогических работников разделены на следующие категории:

    научно-педагогические (профессорско-преподавательский состав, научные работники);

    инженерно-технические;

    административно-хозяйственные;

    производственные;

    учебно-вспомогательные и иные;

    медицинские и иные.

прохождение процедуры избрания по конкурсу при заключении трудового договора, а также при переводе на другую должность;

обязательный предварительный и периодический медицинский осмотр;

наличие запретов на занятие педагогической деятельностью в соответствии со статьями и Трудового кодекса РФ;

повышенный образовательный ценз.

Александр Завгородний,

2. Ответ: Как установить режим работы педагогическому работнику высшего учебного заведения

Указанную нагрузку распределяют на все месяцы учебного года. При этом нагрузка научно-педагогического работника в разных семестрах может отличаться, но в среднем за год она не может быть более 900 часов. Методическая работа педагога относится к ненормируемой части труда педагогического работника, ее преподаватель выполняет в часы рабочего дня, свободные от аудиторных занятий. При планировании нагрузки преподавателя следует руководствоваться .

Наиболее подробно порядок планирования учебной нагрузки профессорско-педагогического состава отражен в , утвержденной .

Нагрузку педагогам образовательная организация устанавливает самостоятельно, что следует из пункта 88 Типового положения, утвержденного .

Распределение нагрузки должно осуществляться в порядке, определенном Трудового Кодекса РФ для принятия локальных нормативных актов работодателя. В данном случае должно быть учтено и мнение представительного органа работников или профессионального союза. Целесообразно непосредственно в локальном акте определить не только максимальную величину нагрузки для педагогического работника (800 часов - для преподавателей и старших преподавателей, 700 часов - для доцентов, 600 часов - для профессоров), но и нагрузку по видам труда педагогического работника (по аналогии с ). В этом случае удастся избежать злоупотреблений со стороны администрации вуза и жалоб со стороны работников.

Все виды труда педагогического работника должны найти свое отражение в его индивидуальном учебном плане. В конце каждого семестра педагог готовит отчет о реальном выполнении индивидуального учебного плана.

Продолжительность рабочего времени научно-педагогических работников регулируется Правилами трудового распорядка, уставом организации, трудовым договором, а также учебным планом и расписанием учебных занятий в соответствии с требованиями трудового законодательства и с учетом особенностей, установленных Минобрнауки России. Учет объема выполненной учебной нагрузки штатными научно-педагогическими работниками (в т. ч. работающими по совместительству) должен производиться по фактически затраченному времени.

Нагрузка, установленная профессорско-педагогическому составу, должна быть указана в трудовом договоре педагогического работника ().

Последующее изменение нагрузки педагогического работника производится с предварительным уведомлением его не менее чем за два месяца. Это возможно только в исключительных случаях. Процедура изменения данного условия трудового договора должна соответствовать положениям Трудового кодекса РФ.

В остальном прием на работу научно-педагогических работников оформляется в .

Режим рабочего времени

Для отдельных категорий работников, в том числе научно-педагогических, законодательство устанавливает сокращенную продолжительность рабочего времени. Так, для педагогических работников статьи и Трудового кодекса РФ, а также статьи 47 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ и Типового положения, утвержденного , устанавливают максимальную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю. Это связано с особым характером их труда, требующего значительного интеллектуального и нервного напряжения, вызывающих быструю утомляемость, и обусловлено социальной функцией трудового права.

В связи с тем, что учебный процесс в образовательных организациях высшего образования, как правило, осуществляется на протяжении шести дней в неделю, преподаватели работают по шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем. Однако в соответствии со Трудового кодекса РФ организации, в том числе образовательные, могут коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка установить и пятидневную рабочую неделю с двумя выходными днями.

Таким образом, для научно-педагогических работников предусмотрен нормированный сокращенный (шестичасовой) рабочий день. В пределах шестичасового рабочего дня научно-педагогический работник должен выполнять учебную (преподавательскую), научную, творческую и исследовательскую работу, воспитательную работу, индивидуальную работу с обучающимися, а также другую работу, предусмотренную трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации, с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации научно-педагогического работника.

В рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включают:

Учебную (преподавательскую) и воспитательную работу;

Индивидуальную работу с обучающимися;

Научную, творческую и исследовательскую деятельность;

Другие виды педагогической работы, предусмотренные должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом;

Методическую, подготовительную, организационную, диагностическую работу по ведению мониторинга;

Работу, предусмотренную планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.

Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года определяют локальным актом образовательной организации высшего образования с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника ().

Александр Завгородний,

доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета

С уважением и пожеланием комфортной работы, Горшнева Светлана,

эксперт самой кадровой справочной системы «Система Кадры»


Самые важные изменения этой весны!


  • В работе кадровиков произошли важные изменения, которые надо учитывать в 2019 году. Проверьте в формате игры, все ли нововведения вы учли. Решите все задачи и получите полезный подарок от редакции журнала «Кадровое дело».
  • Запретные документы в кадровой службе
    Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.

I. Общие положения

1.1. Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре (далее - Порядок), определяет правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда.

1.2. При определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

1.3. Объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяется ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

1.4. Объем учебной нагрузки, установленный педагогическому работнику, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом педагогическим работником с организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

1.5. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона), не может быть изменен в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне) по инициативе работодателя за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников, указанных в подпункте 2.8.1

1.6. Объем учебной нагрузки педагогических работников (за исключением педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава), установленный в текущем учебном году (тренировочном периоде, спортивном сезоне), не может быть изменен по инициативе работодателя на следующий учебный год (тренировочный период, спортивный сезон) за исключением случаев изменения учебной нагрузки педагогических работников, указанных в пункте 2.8 приложения N 1 к настоящему приказу, в сторону ее снижения, связанного с уменьшением количества часов по учебным планам, учебным графикам, сокращением количества обучающихся, занимающихся, групп, сокращением количества классов (классов-комплектов).

1.7. Временное или постоянное изменение (увеличение или снижение) объема учебной нагрузки педагогических работников по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в трудовом договоре, допускается только по соглашению сторон трудового договора, заключаемого в письменной форме, за исключением изменения объема учебной нагрузки педагогических работников в сторону его снижения, предусмотренного пунктами 1.5 и 1.6 настоящего Порядка.

1.8. Об изменениях объема учебной нагрузки (увеличение или снижение), а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить педагогических работников в письменной форме не позднее, чем за два месяца до осуществления предполагаемых изменений, за исключением случаев, когда изменение объема учебной нагрузки осуществляется по соглашению сторон трудового договора.

1.9. Локальные нормативные акты организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам определения учебной нагрузки педагогических работников, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу, а также ее изменения принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

II. Определение учебной нагрузки учителей и преподавателей, для которых норма часов преподавательской работы составляет 18 часов в неделю за ставку заработной платы, основания ее изменения

2.1. Учебная нагрузка учителей и преподавателей определяется с учетом количества часов по учебным планам, рабочим программам учебных предметов, образовательным программам, кадрового обеспечения организации, осуществляющей образовательную деятельность.

2.2. Выплата ставки заработной платы в полном размере при условии догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой гарантируется следующим учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы, установленной за ставку заработной платы в неделю:

1 - 4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;

1 - 4 классов, не имеющим необходимой подготовки для ведения уроков русского языка, организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

русского языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального общего образования с родным (нерусским) языком обучения, расположенных в сельских населенных пунктах;

физической культуры организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в сельских населенных пунктах;

иностранного языка организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам, расположенных в поселках лесозаготовительных и сплавных предприятий и химлесхозов.

2.3. При определении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и преподавателям, для которых организация, осуществляющая образовательную деятельность, является основным местом работы, сохраняется ее объем и обеспечивается преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в классах (классах-комплектах), группах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Порядка.

Сохранение объема учебной нагрузки и преемственность преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) у учителей и преподавателей выпускных классов, групп обеспечивается путем предоставления им учебной нагрузки в классах (классах-комплектах), группах, в которых впервые начинается изучение преподаваемых этими учителями и преподавателями учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей).

2.4. Учителям, а также преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 18 часов в неделю за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка снижается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, по истечении срока уведомления о ее снижении, предусмотренного пунктом 1.8 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается:

заработная плата за фактически оставшееся количество часов учебой (преподавательской) работы, если оно превышает норму часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;

заработная плата в размере месячной ставки, если объем учебной нагрузки до ее уменьшения соответствовал норме часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой;

заработная плата, установленная до уменьшения учебной нагрузки, если она была установлена ниже нормы часов учебной (преподавательской) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и если их невозможно догрузить другой педагогической работой.

2.5. При возложении на учителей организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, для которых указанные организации являются основным местом работы, обязанностей по обучению на дому детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать такие организации, количество часов, установленное для обучения таких детей, включается в учебную нагрузку учителей.

2.6. Наступление каникул для обучающихся, в том числе обучающихся на дому, не является основанием для уменьшения учителям учебной нагрузки и заработной платы, в том числе в случаях, когда заключение медицинской организации, являющее основанием для организации обучения на дому, действительно только до окончания учебного года.

2.7. Учебная нагрузка, выполненная в порядке замещения временно отсутствующих по болезни и другим причинам учителей и преподавателей, оплачивается дополнительно.

III. Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, основания ее изменения

3.1. Определение учебной нагрузки педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования и учебной (тренировочной) нагрузки тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, а также ее изменение осуществляются с учетом особенностей реализации дополнительных общеобразовательных программ в области искусств, физической культуры и спорта, программ спортивной подготовки в соответствии с пунктами 2.1 , 2.2 , 2.4 - 2.6 настоящего Порядка.

IV. Определение учебной нагрузки преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, основания ее изменения

4.1. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, определяется объем годовой учебной нагрузки из расчета на 10 учебных месяцев.

Учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.

4.2. Преподавателям, находящимся в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске и (или) ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске после начала учебного года, учебная нагрузка определяется из расчета ее объема на полный учебный год с последующим применением условий ее уменьшения, предусмотренных пунктом 4.4 настоящего Порядка.

4.3. Преподавателям, принятым на работу в течение учебного года, объем годовой учебной нагрузки определяется на количество оставшихся до конца учебного года полных месяцев.

4.4. В случае, когда учебная нагрузка в определенном на начало учебного года годовом объеме не может быть выполнена преподавателем в связи с нахождением в ежегодном основном удлиненном оплачиваемом отпуске или в ежегодном дополнительном оплачиваемом отпуске, на учебных сборах, в командировке, в связи с временной нетрудоспособностью, определенный ему объем годовой учебной нагрузки подлежит уменьшению на 1/10 часть за каждый полный месяц отсутствия на работе и исходя из количества пропущенных рабочих дней за неполный месяц.

4.5. В случае фактического выполнения преподавателем учебной (преподавательской) работы в день выдачи листка нетрудоспособности, в день отъезда в служебную командировку и день возращения# из служебной командировки уменьшение учебной нагрузки не производится.

4.6. Средняя месячная заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от объема учебной нагрузки, выполняемого преподавателями в каждом месяце учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском.

4.7. Преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, применяющих норму часов учебной (преподавательской) работы 720 часов в год за ставку заработной платы, у которых по независящим от них причинам в течение учебного года учебная нагрузка уменьшается по сравнению с учебной нагрузкой, установленной на начало учебного года, либо уменьшенной по основаниям, предусмотренным пунктом 4.4 настоящего Порядка, до конца учебного года, а также в период каникул, не совпадающий с ежегодным основным удлиненным оплачиваемым отпуском и ежегодным дополнительным оплачиваемым отпуском, выплачивается заработная плата в размере, установленном в начале учебного года.

V. Особенности определения учебной нагрузки педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а также лицам, замещающим должности педагогических работников на определенный срок, по совместительству либо выполняющим иную работу наряду с работой, определенной трудовым договором

5.1. Определение учебной нагрузки учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, осуществляется в соответствии с главами I - IV настоящего Порядка соответственно, и распределяется на указанный период между другими педагогическими работниками.

5.2. Определение учебной нагрузки педагогических работников на определенный срок осуществляется для выполнения учебной нагрузки на период замещения временно отсутствующих педагогических работников, а также на период временного замещения вакантной должности до приема на работу постоянного работника.

5.3. Определение и изменение учебной нагрузки лиц, замещающих должности педагогических работников по совместительству, а также путем замещения таких должностей наряду с работой, определенной трудовым договором (в том числе руководителями организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их заместителями, другими работниками наряду со своей основной работой), осуществляется в соответствии с главами I - IV и настоящего Порядка.

5.4. Определение учебной нагрузки лицам, замещающим должности педагогических работников наряду с работой, определенной трудовым договором, осуществляется путем заключения дополнительного соглашения к трудовому договору, в котором указывается срок, в течение которого будет выполняться учебная (преподавательская) работа, ее содержание, объем учебной нагрузки и размер оплаты.

VI. Определение учебной нагрузки педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, и основания ее изменения

6.1. Для определения учебной нагрузки педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава (далее - педагогические работники), ежегодно на начало учебного года по структурным подразделениям организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам (далее в данной главе - организация), с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки локальным нормативным актом организации устанавливается средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава.

6.2. Учебная нагрузка каждого педагогического работника определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать верхних пределов, устанавливаемых по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, установленном пунктом 6.1 настоящего Порядка.

6.3. Учебная нагрузка педагогических работников включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных пунктом 54 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. N 1367 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 24 февраля 2014 г., регистрационный N 31402) (далее - Порядок, утвержденный приказом N 1367), пунктом 7 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам ординатуры, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 1258 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2014 г., регистрационный N 31136) (далее - Порядок, утвержденный приказом N 1258), пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 ноября 2013 г. N 1259 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2014 г., регистрационный N 31137) (далее - Порядок, утвержденный приказом N 1259), пунктом 17 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 499 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 августа 2013 г., регистрационный N 29444), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15 ноября 2013 г. N 1244 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2014 г., регистрационный N 31014).

6.4. Нормы времени по видам учебной деятельности, предусмотренным пунктом 6.3 настоящего Порядка, включаемых в учебную нагрузку педагогических работников, самостоятельно определяются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.

Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку педагогических работников при реализации образовательных программ в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. "Об образовании в Российской Федерации" , устанавливаются локальным нормативным актом организации по согласованию с соответствующим федеральным государственным органом.

За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации образовательных программ, в соответствии с пунктом 28 Порядка, утвержденного приказом N 1367, пунктом 17 Порядка, утвержденного приказом N 1258, пунктом 18 Порядка, утвержденного приказом N 1259.

6.5. Соотношение учебной нагрузки педагогических работников, установленной на учебный год, и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах установленной продолжительности рабочего времени, определяется локальным нормативным актом организации в зависимости от занимаемой должности работника.

VII. Установление верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников

7.1. В зависимости от занимаемой должности учебная нагрузка педагогических работников ограничивается верхним пределом в следующих случаях:

7.1.1. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, преподавателям, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, верхний предел учебной нагрузки устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году;

7.1.2. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 900 часов в учебном году;

7.1.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка, устанавливается в объеме, не превышающем 800 часов в учебном году.

7.2. Объем учебной нагрузки при работе по совместительству у того же и (или) у другого работодателя на должностях профессорско-преподавательского состава не должен превышать половины от верхнего предела учебной нагрузки, определяемого по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 настоящего Порядка.

_____________________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769, N 23, ст. 2933; N 26, ст. 3388; N 30, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53.