Профстандарт педагога дополнительного образования. Современные требования к педагогу дополнительного образования детей

Профстандарт педагога дополнительного образования является актуальным вопросом. Именно поэтому все, что связано с его введением, в настоящее время является темой для обсуждения экспертов и специалистов.

Особенности внедрения документа

Этот профессиональный стандарт содержит подробную информацию обо всех требованиях, которые предъявлены к работникам сферы дополнительного образования. На данный момент отложено введение данного стандарта, так как педагогическое сообщество по-разному восприняло его положения. Было принято решение о предварительной доработке данного документа, исправлении в нем многочисленных неточностей.

Характеристика категории "дополнительное образование"

Профстандарт педагога дополнительного образования был разработан для той категории людей, которые используют в своей профессиональной деятельности опыт, знания, компетенции в нескольких сферах: в психологии, профильном направлении, педагогике.

В качестве профиля в их работе выступает художественная деятельность, хореография, техническое творчество.

У многих работников данной сферы нет дипломов о педагогическом либо психологическом образовании. Именно поэтому возникали серьезные проблемы в процессе разработки требований к педагогам дополнительного образования, ведь необходимо учитывать все нюансы и специфику системы дополнительного образования, которая сложилась на данный промежуток времени.

Требования к образованию

Профстандарт педагога дополнительного образования содержит раздел, в котором говорится о том, что работники дополнительного образования должны иметь высшее педагогическое образование (в виде бакалавриата) и професисональное дополнительную квалификацию в сфере методической работы в дополнительном образовании взрослых и детей.

При внимательном изучении данного требования получается, что педагог дополнительной системы образования обязан иметь два диплома. Если получение одного образования - реальная задача, то продолжение второго (платного) доступно далеко не всем работникам системы дополнительного образования.

Стандарт педагога дополнительного образования содержит и такой пункт, по которому обучаться специалисты по профессиональной программе, соответствующей профилю деятельности, должны не реже одного раза в три года.

Для того чтобы выполнить данное требование, в стране должны быть созданы специальные центры повышения квалификации, которые бы позволяли педагогам дополнительного образования повышать свою квалификацию в непрерывном варианте.

На данный момент этот вопрос остается открытым, выполнить требования о повышении квалификации невозможно.

Значимость дополнительного образования

Деятельность педагога дополнительного образования важна для формирования в подрастающем поколении гражданственности, патриотизма. Министр образования РФ Ольга Васильева неоднократно подчеркивала важность введения в образовательных учреждениях бесплатных секций и кружков по научно-техническому творчеству, шахматам, музыке, театральному искусству.

Именно дополнительное образование в настоящее время стало одним из приоритетных направлений деятельности Минобрнауки Российской Федерации.

Основные проблемы внедрения

Профстандарт педагога дополнительного образования пока только рассматривается в педагогическом сообществе, в реальную практику он не введен. Среди основных причин такого «торможения» эксперты выделяют организационно-управленческие и педагогические проблемы.

В качестве организационно-управленческих проблем выделяют наличие полноценных общеобразовательных программ дополнительного образования для школьников и взрослых людей. Кроме того, в настоящее время в системе внеурочного образования нет достаточного количества учебных пособий, адаптированных к индивидуальным возрастным особенностям школьников.

Для того чтобы внедрить в практику профессиональный стандарт, необходимо предварительно обеспечить педагогов методической поддержкой при разработке индивидуальных образовательных программ.

Кроме того, важно организовать и работу экспертов, которые будут анализировать эффективность работы педагогов дополнительного образования по специальным программам, создать полноценную материально-техническую базу для реализации задач, указанных в методических рекомендациях по каждому профилю образования.

Передача профессионального мастерства

Положительный опыт педагога дополнительного образования должен быть опубликован, чтобы у молодых специалистов была реальная возможность ознакомления с лучшими методиками, что предполагает определенные материальные затраты.

Несмотря на то, что многие школьные учителя положительно отнеслись к идее об организации на базе общеобразовательных школ многочисленных студий, кружков, творческих объединений, в которых ребята могли бы обучаться бесплатно, на практике процесс их создания связан с серьезными проблемами материального плана.

Кадровые проблемы

Учитывая те требования к педагогу дополнительного образования, которые указаны в профессиональном стандарте, работать в кружках дополнительного образования могут только учителя-предметники. Для того чтобы «выжить», в настоящее время школьные педагоги вынуждены брать 30-часовую учебную нагрузку, поэтому у них не остается ни физических, ни моральных сил на то, чтобы придумывать методические программы дополнительного образования, организовывать для своих воспитанников послеурочные кружки и творческие студии.

Квалификация педагога дополнительного образования предполагает наличие педагогического образования, но в последнее время в высших учебных заведениях сокращено количество направлений, связанных с подготовкой педагогов. Такое «кадровое голодание» также является причиной торможения внедрения стандарта в практику.

Педагог не может работать круглосуточно, поэтому он отдает предпочтение урочной деятельности, по объективным причинам он оставляет без внимания систему дополнительного образования школьников.

Основные положения

Рассмотрим, что собой представляет внеурочная работа. Педагог дополнительного образования иметь педагогическое образование. В противном случае у него нет права на работу с детьми. Профстандарт направлен на помощь руководству в осуществлении грамотной кадровой политики, качественного управления работниками ОУ.

Этот документ должен использоваться при проведении аттестационных испытаний сотрудников, определении заработной платы, разработке должностных инструкций, заключении трудовых договоров с педагогами.

Педагог дополнительного образования взрослых также должен иметь педагогическое образование, периодически повышать свою квалификацию.

В качестве исключения (при отсутствии кадров) допускается трудоустройство с последующим получением сотрудником профильного образования педагогической направленности.

Необходимость внедрения стандарта

Среди объективных причин, по которым в российском дополнительном образовании должен быть введен стандарт, выделим сложности, которые появляются у экспертов в процессе проведения аттестации педагогических работников.

Часть законодательных норм, которыми руководствуются члены аттестационных комиссий, были разработаны много лет назад. За это время они перестали быть актуальными, не позволяют экспертам в полной мере оценить деятельность аттестуемого педагога дополнительного образования.

Новые нормы, которые будут приняты на законодательном уровне, дадут возможность повысить заинтересованность и ответственность учителей, вовлеченных во внеурочную деятельность.

Правила достижения результатов

Для того чтобы достичь максимального результата, необходимо грамотно применять разработанный стандарт. Он не должен стать мерой для жесткой регламентации деятельности сотрудников, а обязан быть стимулом к поиску новых методических приемов, нестандартных решений для сотрудников системы российского дополнительного образования.

Согласно стандарту, педагогический сотрудник обязан:

  • проводить набор детей в группы, студии, творческие коллективы согласно разработанной программе;
  • искать способы мотивации воспитанников;
  • проводить мероприятия, направленные на повышение оснащенности учебного кабинета;
  • разрабатывать специальные информационные материалы;
  • учитывать пожелания родителей и воспитанников;
  • помогать детям, разрабатывать для них индивидуальные образовательные траектории.

Именно педагог дошкольного образования обязан создавать для школьников оптимальные условия, чтобы каждый ребенок получал реальную возможность для раскрытия своего творческого потенциала, саморазвития, самосовершенствования.

В профессиональный стандарт включен и пункт, согласно которому педагог должен проводить работу, связанную с подготовкой своих воспитанников к разнообразным выставкам, конкурсам.

Настоящий профессионал знает, как создать условия для самоконтроля детей, найти вариант эффективного сотрудничества с другими организациями, родителями своих учеников.

Заключение

В связи с теми инновациями и преобразованиями, которые наблюдаются в последние годы в российской системе образования, актуальным и своевременным является вопрос о введении в системе дополнительного образования профессионального стандарта педагога.

Для того чтобы воспитательный процесс проходил по определенному алгоритму, у педагога должны быть определенные личностные качества, также отмеченные в стандарте: высокий творческий потенциал, интеллектуальный уровень, чувство юмора, толерантность, любовь к детям.

В ФЗ «Об образовании» были внесены изменения, которые предполагают прохождение обязательной профессиональной аттестации всех сотрудников системы российского дополнительного образования. Данная процедура, по мнению разработчиков документа, является мерой оценки мастерства педагогов. В качестве подтверждения своих достижений учителя представляют грамоты, сертификаты, благодарности, дипломы. По итогам аттестации им будет присваиваться определенная квалификационная категория, которая существенно повлияет на размер его заработной платы.

Профстандарт педагога дополнительного образования вступает в силу 1 января 2020 г. Когда и зачем вводится проект профстандарта, который претерпел изменения, можно узнать из статьи, где доступны рекомендации экспертов и файлы для скачивания.

Описание комплекса специальных знаний и компетенций, необходимых педработнику для выполнения профессиональной деятельности по реализации вспомогательного программного содержания комплекса школьного обучения, определяет профстандарт педагога дополнительного образования. Профессиональные стандарты, в отличие от квалификационных справочников, утративших актуальность в связи с социально-экономическими изменениями последних десятилетий, полностью охватывают парадигму учебно-воспитательной среды, и комплекс дополнительного образования не является исключением. Применение профстандарта педагога допобразования необходимо при:

  • установлении квалификационных требований к работнику на этапе принятия управленческого решения о соответствии должности;
  • выделении должностных функций, полномочий и уровня ответственности для конкретной категории педработников с учетом специфики образовательного учреждения;
  • определении списка трудовых обязанностей;
  • организации мероприятий, направленных на обеспечение права и обязанностей работников по повышению квалификационного уровня упорядочивании вопросов оплаты труда.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Актуальную информацию о порядке применения профстандартов в школе читайте в журнале «Нормативные документы образовательного учреждения»:

- Как проверить, соответствует ли квалификация педагога требованиям профстандарта (чек-лист с комментариями)
- Как изменился профстандарт педагога дополнительного образования (изменения в законодательстве!)

Векторы государственной политики сферы образования, определившие необходимость отказа от квалификационных справочников в пользу профстандартов - описания квалификационный характеристик, необходимых педработникам для успешного выполнения профессиональных функций - были инициированы еще в 1997 г. посредством принятия Программы социальных реформ в РФ на 1996-2000 гг. На протяжении многих лет проект оставался в стадии заморозки или доработки, но в последние годы нормативно-правовая, а следом - и управленческо-организационная деятельность по направлению была активизирована. В преддверии 1 января 2020 г., когда вступят в силу изменения Минтруда, каждому руководителю ОУ важно еще раз актуализировать вопрос, зачем нужен профстандарт педагога дополнительного образования, и проверить, все ли изменения нашли отражение в локальной документации учреждения и реализуются в школе.

Напомним, применение профессиональных стандартов в образовании, как и других сферах народного хозяйства, обусловлено необходимостью наличия теоретической основы, утвержденной на государственном уровне, для актуализации требований к претендентам на должность и разработке должностных инструкций, соответствующих реалиям рынка и ожиданиям потребителей образовательных услуг.

Профстандарт педагога дополнительного образования прошел значительный путь эволюции: данный нормативно-правовой акт действовал с 1 января 2017г, но ввиду необходимости в доработке был отозван на два года. При этом согласно постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 г. № 584, предусматривающем завершение всех мероприятий по внедрению профессиональных стандартов до 1.01.2020г, проект профстандарта педагога дополнительного образования вновь вступает в силу. Изучение и анализ профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», проведенные экспертами, дает право утверждать, что представленное описание трудовых функций позволит директорам образовательных учреждений упорядочить отдельные аспекты локального документационного обеспечения и кадровой работы в ОУ.

Концептуально проект профстандарта педагога допобразования соответствует аналогичным нормативно-правовым актам, разработанным с целью определения квалификационных характеристик для представителей других педагогических должностей. В разделе «Общие сведения» представлен полное наименование вида профессиональной деятельности («Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и взрослых») и код (01.003). В качестве основной цели работы сотрудников, подчиняющихся профстандарту педагога дополнительного образования, указана организация деятельности по усвоению комплекса знаний и компетенций, создание педагогических условий для развития творческого потенциала, удовлетворения комплекса личных потребностей в самореализации и укреплении здоровья, организации содержательного досуга, а также обеспечении доступными средствами достижения школьниками результатов дополнительного программного содержания.

В разделе, посвященном обобщенным трудовым функциям, представлены все возможные наименования должностей по реализации дополнительных общеобразовательных программ, а именно:

  1. Преподавание (возможное наименование должностей - педагог допобразования, старший педагог допобразования, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, преподаватель).
  2. Организационно-методическое обеспечение (методист, старший методист).
  3. Организационно-педагогическое обеспечение деятельности по направлению (педагог-организатор).

Сразу хочется акцентировать внимание на том факте, что до введения последней редакции профстандарта педагога дополнительного образования присвоение должности «преподаватель» разрешалось осуществлять только в организациях, реализующих предпрофессиональное программное содержание, но теперь данное наименование можно использовать применимо только к сотрудникам детских школ искусств (к педагогам, осуществляющим обучение по разным видам искусств). Что касается должностного наименования «тренер-преподаватель», то его применение рекомендовано при организации реализации предпрофессиональным образовательным программам в области физкультуры и спорта.

В перечне необходимых знаний и умений, дифференцированных согласно наименованиям трудовых функций, представлены описания области знаний и компетенций, без которых невозможно успешное выполнение должностных обязанностей. Содержание данных разделов должно учитываться при принятии управленческих решений о соответствии соискателя должности, на которую он претендует, целесообразности создания условий для срочного повышения квалификации работника или издании распоряжения о его повышении. Таким образом, использование проекта профстандарта гарантирует возможность построение грамотной управленческой стратегии по направлению дошкольного образования в границах отдельной школы и системы в целом, а также способствует созданию условий для активного профессионального развития представителей профессии.

Должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту

Профессиональный стандарт меняет систему требований к содержанию профессионально-педагогической деятельности в сфере дополнительного образования. Соответственно должна измениться и система работы с кадрами, что обусловливает необходимость пересмотра должностных инструкций. На момент, когда вводится профстандарт педагога дополнительного образования, а именно 1 января 2020 г., в локальной документации школы должна быть проведена корректировка, в частности, в должностных инструкциях - изменены формулировки по отдельным пунктам.

Обобщенная трудовая функция Трудовая функция Формулировки в устаревшей и обновленной версии профстандарта педагога допобразования
Преподавание по программам допобразования Обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) детей, осваивающих дополнительное программное содержание, при решении текущих задач учебно-воспитательного процесса. В числе обязанностей сотрудника необходимо указать обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав несовершеннолетнего, прав и ответственности мам и пап за воспитание и развитие детей (вместо «… выполнения взрослыми своих обязанностей»).
Педагогический контроль и оценивание освоения учебного содержания по программам допобразования. В должностную инструкцию педагога дополнительного образования по профстандарту рекомендуется внести контроль изменений в уровне подготовленности обучающихся в процессе освоения программного содержания (вместо «Фиксации и оценки динамики подготовленности…»).
Организационно-методические обеспечение реализации программам допобразования школьников Мониторинг и оценивание качества реализации педработниками дополнительного программного содержания. Организация дополнительного профобразования педработников под руководством уполномоченного руководителя (вместо «… и повышения квалификации и переподготовки…».

Следует отметить, что должностная инструкция педагога дополнительного образования по профстандарту корректируется только в части требований к квалификации. В остальных частях локального документа, основываясь на проекте профессионального стандарта, можно указать только те требования и компетенции работника, которые действительно нужны для выполнения профессиональных обязанностей с учетом специфики функционирования конкретного образовательного учреждения. Так, п. 9 письма Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 указывает на возможность распределения списка обязанностей и уровня ответственности, представленных в обновленной версии профстандарта педагога допобразования, между несколькими сотрудниками ОУ, что позволяет обеспечить реализацию комплекса местодической, организационной и педагогической деятельности по направлению на должном уровне.

Автоматическая замена положений должностной инструкции, составленной на основе утративших актуальность квалификационных справочников, ввиду приближения срока вступления в силу профстандарта педагога дополнительного образования, является неправомерной. После внесения изменений в локальную документацию, регламентирующую порядок и содержание работы по направлению (трудовые договоры, должностные инструкции, штатное расписание), необходимо работников ОУ необходимо ознакомить с новыми версиями актов под подпись.

План внедрения профстандарта педагога дополнительного образования

Регулятор рекомендовал поэтапное внедрение профессиональных стандартов в образовательную среду с целью комфортного замещения устаревших положений квалификационных справочников. Но в свете того, что сроки введения профстандарта педагога дополнительного образования подходят к концу (напомним, до 1 января 2020 г. все мероприятия по внедрению профстандартов должны быть завершены), руководителям ОУ, пока не успевшим обеспечить выполнение требований в данной сфере, необходимо активизировать усилия. В первую очередь, создать рабочую группу, включив в нее не только педработников, но и бухгалтера, юриста или специалиста по кадровым вопросам.

Согласно п. 1 постановления Правительства от 27.06.2016 № 584, рабочая группа обязана разработать план по введению профстандарта педагогов допобразования, включив в него следующие пункты:

  1. Наименование профстандартов, которые будут применяться в ОУ, с учетом кадрового состава организации.
  2. Перечень локальных актов и постановлений, в которые необходимо внести изменения.
  3. Сведения о необходимости повышения квалификационного уровня работников, зачисленных в штат. Согласно актуальной версии профстандартов, педагог допобразования должен пройти обучение по специальности «Образование и педагогические науки». При этом методистов сферы, на должность которых не могут претендовать с образованием по направлениям «Гуманитарные науки» и «Науки об обществе», приравняли по статусу к преподавателям.
  4. Список сотрудников, которые уже прошли обучение для соответствия требованиям стандарта. Поскольку в обновленной версии документа, регламентирующего требования к профессиональному уровню педагогов допобразования, отсутствует требование об обязанности работодателя обучать работников по профпрограммам, согласно ст. 196 ТК РФ принимать решение о необходимости переподготовки должна комиссия при проведении аттестации. В исполнение п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ раз в три года педагогов допобразования рекомендуется направлять на курсы повышения квалификации.
  5. Этапы внедрения профстандарта (например, подготовительный и основной).

После разработки плана внедрения профстандарта педагога дополнительного образования, продумав пошагово дальнейшие действия, необходимо, прежде всего, проявить заботу о работниках учреждения. В первую очередь коллектив должен быть проинформирован о том, какие изменения происходят в документообороте школы. Пошагово, гласно, объясняя коллективу каждый свой шаг, необходимо действовать в этом направлении, чтобы не было паники, слухов, домыслов.

Профстандарт педагога дополнительного образования устанавливает требования к квалификации, опыту работы, основному и дополнительному образованию специалистов. Работодатель ориентируется на профессиональные стандарты при формировании кадровой политики, решении других организационных вопросов.

Из статьи вы узнаете:

Какие сведения содержат профстандарты для педагогов дополнительного образования 2019

Скачать документы по теме:

Утвержденный документ используется и учитывается при:

  • формировании кадровой политики;
  • заключении трудовых договоров;
  • планировании обучения;
  • проведении оценки и аттестации;
  • установлении системы оплаты труда .

Обратите внимание: профессиональный стандарт педагога дополнительного образования формулирует основные цели профессиональной деятельности, регламентирует необходимые компетенции для успешной работы.

В соответствии с утвержденными профстандартами, педагоги дополнительного образования шестого квалификационного уровня могут занимать должности:

  • преподавателей;
  • тренеров-педагогов;
  • педагогов дополнительного образования;
  • педагогов-организаторов;
  • методистов.

Должностная инструкция педагога-организатора с учетом требований профстандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профстандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых включает следующие трудовые функции:

  • разработку и организацию внедрения программ, инструментариев изучения рынка услуг доп. образования детей и взрослых;
  • изучение рынка услуг;
  • формирование программ и предложений по продвижению услуг дополнительного образования.


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Умения педагога дополнительного обучения детей и взрослых:

  • формулировать и выносить на обсуждение с руководством концепции, методики исследования рынка;
  • формировать план выборки и проводить разработку инструментариев исследования;
  • оптимизировать затраты на проведение таких работ;
  • апробировать разработанные инструменты;
  • координировать деятельность и распределять обязанности по исследованию;
  • обрабатывать первичные результаты.

Если педагог занят непосредственной работой по обучению детей и взрослых дополнительным программам образования, основные умения направлены на:

  • внедрение эффективных методик усвоения;
  • поиск индивидуального подхода к каждому учащемуся;
  • внедренные новых методик, позволяющих усовершенствовать все основные программы дополнительного образования;
  • организацию мероприятий, направленных на сохранение контингента учащихся разных возрастов;
  • проведение презентаций, выставок, других мероприятий, направленных на привлечение внимания к программам дополнительного обучения.

Необходимые знания

Педагог дополнительного обучения детей и взрослых обладает обширным перечнем знаний с учетом возрастных особенностей обучающегося контингента:

  • знаком с перечнем и характеристиками общеобразовательных программ детей и взрослых;
  • основными правилами создания информационных материалов;
  • методиками, обеспечивающими заинтересованность учащихся;
  • техниками и приемами убеждения;
  • способностями слушать собеседника;
  • приемами вовлечения в деятельность;
  • способами быстрого разрешения конфликтов.

Обратите внимание, постепенное внедрение профстандартов педагогов дополнительного образования поможет оптимизировать и систематизировать деятельность центров внешкольной работы, проводить эффективную кадровую политику, успешно внедрять новые современные методики и программы.

На правительственном совещании министр образования Ольга Васильева и премьер-министр Дмитрий Медведев задали вектор развития дополнительного образования для детей.

Ольга Васильева объявила, что профстандарт педагога дополнительного образования вступит в силу повсеместно с 1 января 2018 года. По этому профстандарту педагоги дополнительного образования должны соответствовать двум параметрам: иметь среднее профессиональное или высшее образование по профилю, по которому ведется обучение учащихся, также иметь педагогическое образование.

П рофстандарт требует от педагогов специальное образование

Другими словами, к педагогам дополнительного образования предъявляется два основных требования:

Первое – носит название «Дополнительное профессиональное образование». Его можно получить после трудоустройства. Например, чтобы вести кружок вышивания или спортивную секцию, нужно пройти подготовку по данным профилям.
Второе – «Дополнительное педагогическое образование». Эту программу должны проходить те, у кого нет педагогического образования.

Согласно профстандарту педагоги дополнительного образования должны проходить курсы повышения квалификации 1 раз в 3 года.

Подготовка педагогов дополнительного образования

Согласно указам Президента РФ Владимира Путина, перед Министерством образования поставлена задача: охватить дополнительным образованием не менее 70–75% детей в возрасте от 5 до 18 лет. Для этого в федеральном бюджете выделена специальная статья. Правительством выделяются субсидии негосударственным организациям, которые занимаются внеклассными программами. В целом к 2025 году планируется переоснастить более 1,8 млн учебных мест учреждений доп. образования для детей, из них 600 тыс. - в сельской местности.

Сегодня педагоги дополнительного образования в среднем получают заработную плату в размере 32,9 тыс. рублей. Всего в России 247 тыс. таких специалистов (36% из них - в возрасте до 35 лет) обучают 12,5 млн детей. Ольга Васильева предложила ввести официальный профессиональный праздник педагога доп. образования. Дмитрий Медведев поддержал министра образования.

Пройти курсы профессиональной переподготовки можно в академии СНТА

  • Для тех, у кого нет педагогического образования - 4 мес. обучения. Выдается диплом о проф. переподготовке.
  • Для тех у кого нет подготовки по программе дополнительного профессионального образования. Выдается диплом о профессиональной переподготовке. Учебный план по конкретному профилю можно получить от консультанта.

Педагоги дополнительного образования также могут пройти

В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Обновленные цели системы российского образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.

Необходимо развивать новые профессиональные качества педагогов дополнительного образования со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Профессиональный стандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов дополнительного образования, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.

Профстандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профстандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога дополнительного образования, а эффективный контракт в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач образовательной организации.

Необходимо констатировать, что при внедрении профессионального стандарта педагога дополнительного образования появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.

Актуализированное понимание педагогами требований профстандарта – это отражение реальных потребностей системы дополнительного образования детей, механизма получения качества образования, инструмента обеспечения профессионального и карьерного роста, личностно-значимого подхода к собственной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Модель специалиста –

педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация

досуговой деятельности учащихся в процессе

реализации

Трудовые действия

1.Планирование подготовки досуговых мероприятий.

2.Организация проведения досуговых мероприятий.

3.Проведение досуговых мероприятий

Цель

Формирование культурных традиций организации досуга (в

соответствии с выбранными направлениями деятельности).

Расширение культурного опыта обучающихся

и их

родителей(законных представителей) в организации досуга

Задачи

1.Определение и описание традиционных мероприятий по

организации досуговой деятельности (в рамках структурного

подразделений в соответствии с выбранным направлением

деятельности) (форм, периодичности, ожидаемых результатов) и

возможности

их культурного

воспроизводства в семейном

воспитании.

2. Определение форм привлечения обучающихся и их родителей

(законных представителей) в процесс подготовки досуговых

мероприятий.

3. Составление и обсуждение с родителями (законными

представителями) и обучающимися планов организации досуговой

деятельности.

4.Обучение родителей (законных представителей) способам

организации и проведения досуговых мероприятий в процессе

совместной деятельности.

5.Совместное

проведение

досуговых

мероприятий

обучающимися и их родителями (законными представителями).

6. Организация получения обратной связи от родителей по и тогам

проведения мероприятий.

7.Проведение анализа с привлечением родительского сообщества,

выход на совместное планирование досуговых мероприятий.

8. Обобщение опыта и описание сформированных традиций в

организации досуговой деятельности.

Субъекты

Администрация образовательного учреждения

взаимодействия

педагог-организатор,

родители (законные представители),

обучающиеся,

профильные учреждения

Ресурсы /Условия

1.Организационные.

2.Материального – техническое оснащение (по профилю

деятельности).

3.Наличие помещения.

Результат

1. Наличие культурных традиций и системы в работе по

организации досуговой деятельности в процессе реализации

дополнительной общеобразовательной программы.

2. Активное участие родителей (законных представителей) в

планировании, подготовке и проведении досуговых мероприятий

3. Высокий уровень культуры проведения досуговых

мероприятий.

Критерии

1.Осведомленность обучающихся, родителей (законных

представителей) о системе досуговой деятельности и традициях

проведения досуговых мероприятий в структурном подразделении

и в учреждении в целом.

2.Использование освоенных форм, способов деятельности в

организации досуговой деятельности вне учреждения.

3. Распространение опыта.

Культурные традиции – социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования.

Функция

Обеспечение взаимодействия с родителями учащихся,

осваивающих дополнительные общеобразовательные

программы, при решении задач обучения и воспитания

Трудовые действия

1.Планирование взаимодействия с родителями (законными

представителями) учащихся, осваивающих дополнительную

общеобразовательную программу, при решении задач обучения

и воспитания.

2.Проведение родительских собраний, индивидуальных и

групповых встреч (консультации) с родителями (законными

представителями).

3.Организация совместной деятельности детей и взрослых при

проведении занятий и досуговой деятельности.

4.Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав

ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей

Цель

1.Формирование ответственной активной позиции родителей в

вопросах обучения и воспитания ребенка в системе

дополнительного образования.

2. Формирование единых требований к организации

педагогического процесса со стороны родителей (законных

представителей)

педагогического коллектива

(педагогов

дополнительного образования)

Задачи

1.Информирование родителей (законных представителей) о

реализующихся

ЦДОД

«Спутник р.п. Линево»

программах

дополнительного образования и педагогическом составе.

2.Изучение запросов родителей на услуги дополнительного

образования.

3. Организация набора в группы с учетом запроса родителей и

детей.

4.Разработка системы взаимодействия с родителями, в том числе

форм работы и системы обратной связи.

5. Планирование и организация ситуаций сотрудничества с

родителями, предоставление и возможности активно

участвовать в развивающем процессе.

Субъекты

Администрация учреждения,

взаимодействия

педагог- организатор,

родители

Ресурсы/условия

1.Помещение для организации работы.

Профессионально – личностные ресурсы.

Методическая поддержка (в случае необходимости).

Результат

1.Сформированное сообщество родителей обучающихся в

МКУДО ЦДОД «Спутник».

2.Эффективное взаимодействие педагогов и родителей

(законных представителей) по вопросам, связанным с освоением

обучающимися программ дополнительного образования.

3. Наличие единства требований в вопросах организации

образовательного процесса

Критерии

1.Активное участие родителей (законных представителей) в

мероприятиях, организуемых в МКУДО ЦДОД «Спутник»,

различных форм направленности, сотрудничество с

педагогическим коллективом.

Отсутствие конфликтных ситуаций с родителями (законными

представителями), вызванных разницей требований к

педагогическому процессу и взаимодействию с обучающимися

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация деятельности учащихся,

направленной на освоение

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Набор на обучение по дополнительной общеразвивающей

программе.

2.Отбор

для

обучения

по

дополнительной

предпрофессиональной программе.

3.Текущий

контроль

и помощь

учащимся в

коррекции

деятельности и поведения на занятиях.

4. Разработка мероприятий по модернизации оснащения

учебного

помещения,

формирование

его

предметно-

пространственной

среды,

обеспечивающей

освоение

образовательной программы.

Цель

1.Создание условий для эффективного овладения детьми

способов деятельности в выбранном направлении в соответствии

с потенциальными возможностями в процессе освоения

дополнительной общеобразовательной программы

Задачи

1. Проведение мероприятий по набору обучающихся на обучение

по дополнительной общеобразовательной программе (на основе

изучения запросов родителей в том числе).

2.Осуществление

педагогического

процесса, направленного на

освоение ребенком программы дополнительного образования.

3.Осуществление текущего контроля и

оказание помощи

учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.

4. Создание условий, мотивирующих родителей на закрепление

у детей полученных ЗУНов и формирующихся

УУД, и

расширение культурного опыта детей в выбранном направлении.

5. Формирование предметно-пространственной среды в

учреждении,обеспечивающей освоение образовательной

программы.

6. Обеспечение возможности участия обучающихсяв

мероприятиях, направленных на представление результатов

обучения (конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.)

Субъекты

Администрация,

педагоги дополнительного образования,

родители,

иные субъекты социальной инфраструктуры,

связанные по

дополнительной общеобразовательной программы

Ресурсы /Условия

1.Помещение для организации занятий.

2. Материально – технические ресурсы.

3.Информационно – методические ресурсы.

4. Профессионально – личностные ресурсы педагога.

5.Ресурсы

социальной инфраструктуры

по

направлению

деятельности.

Результат

1.Эффективное овладение детьми содержанием дополнительной

общеобразовательной программы и способами деятельности в

выбранном направлении в соответствии с потенциальными

возможностями.

2. Наличие ситуации творческого успеха у обучающихся.

Критерии

1.Высокие

результаты

освоения

дополнительной

общеобразовательной программы обучающимися по результатам

контрольно-диагностических процедур (индивидуально, в

соответствии с потенциальными возможностями ребенка).

2.Результативное

участие

обучающихся

массовых

мероприятиях.

3. Высокая мотивация обучающихся к занятиям по выбранному

направлению.

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Педагогический

контроль и оценка освоения дополнительной

общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Контроль и оценка освоения дополнительных

общеобразовательных программ, в том числе в рамках

установленных форм аттестации (при их наличии).

2.Анализ и интерпретация результатов педагогического

контроля и оценки.

3.Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации

учащихся в процессе освоения дополнительной

общеобразовательной программы.

Цель

Создание

условий

для

своевременной

коррекции

образовательного

маршрута учащихся на

основе

фиксации

промежуточных

итоговых

результатов

освоения детьми

Задачи

1.Изучение профессиональной литературы по теме «Оценочные

процедуры», посещение тематических занятий по данному

вопросу, повышение квалификации, самообразование по данной

теме.

2.Разработка оценочных процедур для реализуемой программы

дополнительного образования и бланков для фиксации

полученных результатов.

3.Проведение

оценочных

процедур

соответствии

перспективным планом работы.

4.Фиксация результатов промежуточной и итоговой диагностики

в разработанных и утвержденных формах.

5. Коррекция образовательного

маршрута учащихся

на основе

полученных данных.

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

обучающиеся,

методист,

родители (законные представители) обучающихся (в случае необходимости)

Ресурсы /Условия

1.Профессионально –личностные.

2.Методико-диагностические.

3.Материально-технические (в зависимости от направления

деятельности).

2.Своевременная коррекция образовательного маршрута

учащихся на основе фиксации промежуточных и итоговых

результатов освоения детьми содержания программы.

2.Эффективное освоение детьми программы дополнительного

образования.

Критерии

1.Наличие итоговых материалов по результатам проведения

оценочных процедур.

2.Внесение изменений и дополнений в ДОП и РДОП на основе

проведения оценочных процедур (в случае необходимости).

3.Достижение запланированных результатов по освоению

обучающимися дополнительных общеобразовательных

программ.

Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Разработка программно-методического обеспечения реализации

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Разработка дополнительных общеобразовательных программ

(программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-

методических материалов для их реализации.

2.Определение педагогических целей и задач, планирование

занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение

избранного вида деятельности (области дополнительного

образования).

3.Определение педагогических целей и задач, планирование

досуговой деятельности, разработка планов (сценариев)

досуговых мероприятий.

4.Разработка системы оценки достижения планируемых

5.Ведение документации, обеспечивающей реализацию

дополнительной общеобразовательной программы (программы

учебного курса, дисциплины (модуля))

Цель

Создание современной актуальной базы программно –

методического обеспечения дополнительного образования.

Формирование образовательной среды (условий,в том числе

методического сопровождения), актуальной для современной

системы ДПО

Задачи

1.Изучение потребностей получателей образовательных услуг на

конкретные программы дополнительного образования.

2. Разработка проектов программно- методических комплексов по

выбранному направлению деятельности.

3. Определение условий эффективной реализации программы

дополнительного образования с учетом потребностей участников

образовательных

отношений

(родители

(законные

представители)

обучающихся,

педагогические

работник,

обучающиеся), включаю процессы обучения и

организации

досуговой деятельности

4. Согласование и утверждение программ и методических

материалов.

5. Разработка системы оценки достижения планируемых

результатов освоения общеобразовательной программы.

6. Оформление и представление документации, обеспечивающей

реализацию дополнительной общеобразовательной

программы

(программы учебного курса, дисциплины (модуля))

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

методисты,

специалисты органов управления образованием,

экспертное сообщество (по профилю общеобразовательной

Результат

1.Наличие актуальной базы программно –методического

обеспечения дополнительного образования по реализующимся в

учреждении направлениям дополнительного образования.

Критерии

1.Соответствие программно-методического обеспечения

современным требованиям.

2.Подтвержденная оценка актуальности и эффективности

разработанных, реализующихся и планирующихся к реализации

программно-методических комплексов.